3. Миф о существовании мифологического мировоззрения . Мифы современной философии
Традиционно философы указывают на четыре «основных вида» мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное. Нередко в этот ряд добавляют ещё обыденное мировоззрение. Но у разных философов этот перечень «видов» варьируется почти произвольно. Каждый безо всякой аргументации даёт свой список «видов». Например, можно встретить такую «типизацию» мировоззрений:
– научное и не научное (обыденное)
– религиозное и атеистическое
– оптимистическое и пессимистическое
– прогрессивное и реакционное.
Иногда к этому добавляют ещё историческое, национальное, гуманистическое, художественное и т. п. виды мировоззрения. А некоторые философы умудряются добавить ещё и «первобытнообщинное» мировоззрение. Отталкиваясь от подобной логики, с лёгким сердцем можно добавить и «рабовладельческое», «феодальное», «капиталистическое», «социалистическое» и «коммунистическое» мировоззрение. Ясно, что подобная типизация мировоззрений может быть бесконечной и никуда не приводит, так как неверна в принципе.
Любимая всеми энциклопедия «Википедия» за 2017 год даёт следующую «типизацию» мировоззрений:
«Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное».
То есть здесь указывается четыре основных пита мировоззрения. Однако в следующем же предложении говорится:
«С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское».
Если сравнить эти два утверждения, то получается, что «мифологическое» мировоззрение сегодня отсутствует, а «научное» мировоззрение, как ни странно, не входит в исторический процесс. Вот такой парадокс.
Однако уже сама эта книга говорит о том, что мифология жива и сегодня. А если это так, то куда делось сегодня «мифологическое мировоззрение»?
Вот об этом мировоззрении мы и будем говорить в данной главе. Что такое мифологическое мировоззрение? Что оно собой представляет, и кто является его носителем?
Принято считать, что мифологическое мировоззрение предшествует религиозному и основано на мифах язычества. Однако в этом вопросе упущена сама суть предмета. Как и в случае с философским мировоззрением, философы-мировоззренцы сильно поспешили, объявив о существовании мифологического мировоззрения. Для начала давайте дадим определение самой мифологии как явлению. Вот какое определение есть в той же «Википедии»:
«Мифология – может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология».
А вот как определяет мифологию один из философских словарей:
«Мифология – способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев».
Теперь давайте посмотрим, как определяется религия. Для этого заглянем в энциклопедию «Кругосвет»:
«Религия – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община)».
Можно обратиться и к другим словарям, текст будет меняться лишь незначительно, но суть меняться не будет.
Но если мы сравним мифологию с религией, то увидим, что отличий почти нет, а те, что есть – незначительны до такой степени, что одно и то же определение можно смело адресовать как религии, так и мифологии. Вот, например, как характеризует мифологическое мировоззрение уже упоминаемый нами доктор философских наук, профессор В. Яковлев:
«Мифологическим мировоззрением… мы назовём такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рождённых неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа… в том, что миф объясняет «всё»…».
Ясно, что подобное определение в полной мере можно отнести и к религии, к религиозному мировоззрению. Понимая это, многие философы (в том числе и сам Яковлев) соглашаются с тем, что мифология очень близка к религии.
Но вот в чём проблема. Говоря о мифологии, мы неизбежно сталкиваемся с теми или иными языческими верованиями разных народов. Поэтому первое, о что нужно выяснить относительно мифологии, это вопрос о том, существовали ли мифы в отрыве от каких-либо языческих религий. Мы видим, что любой миф, эпос или сказание так или иначе берёт своё начало из определённого языческого верования, и, рассказывая о мироздании, миф неизбежно упоминает тех или иных языческих богов. То есть, вопрос заключается в том, как рассматривать саму мифологию, как отдельное мировоззрение, или как характеристику мировоззрений (например, обыденного, религиозного и даже научного).
Далее нужно выяснить вопрос о том, является ли язычество религией. Ведь тут ответ однозначен: безусловно, язычество – это не мифология, а религия со своим пантеоном богов и со своими сказаниями о мироустройстве. В язычестве, как и в любой религии есть не только представления о создании мира (мироустройстве), его законах, но и мифы, моральные нормы, обряды, культовые действия, храмовые комплексы.
Для примера возьмём мифы Древней Греции. Вряд ли сегодня кто-то будет спорить с тем, что это мифология. Но можно ли сказать, что у древних греков и мировоззрение было мифологическим? Утверждать это было бы явной ошибкой, непониманием сути предмета.
Это мы сегодня считаем мифами все те верования, которые были у древних греков. Однако для них это были не мифы, а самая настоящая религия. Зевс для них не был сказочным персонажем, он был реальным и всемогущим богом. Они строили храмы своим богам, где справляли службы жрецы (священники), богам приносили молитвы и жертвы, и всю свою жизнь древние греки соотносили со своими богами.
Так на каком же основании их мировоззрение считается не религиозным, а мифологическим? Только на том основании, что сегодня мы не верим в их религию? А если завтра сменится современная религия нашей страны на новую, то сегодняшнее религиозное мировоззрение будет считаться мифологическим? Тогда это что угодно, но не систематизация мировоззрений. Ведь в систематике каждый тип и вид должен иметь чёткие определённые характеристики, внешние и внутренние признаки, которые не меняются, и не зависят от нашего мнения.
Никто и никогда не строит своё мировоззрение на основе сказок и мифов. Если религия утверждает, что на Олимпе живёт Зевс, то для верующего религиозного человека, это не миф и не сказка, а истина, действительность. Если религия утверждает, что Иона был в чреве кита, а Адам жил в раю, то для верующего человека это не миф, а действительная история, быль. Следовательно, у обоих представителей разных верований и мировоззрение религиозное, а не мифологическое.
В миф никто не верит, если знает, что это миф. И мировоззрение своё на мифах никто не основывает. Так что нет и не может быть никакого мифологического мировоззрения. Мифологическое мировоззрение уже само по себе – современный философский миф!
Например, для атеиста религиозное мировоззрение какого-то человека может представляться мифологическим, как сегодня многим представляется религиозное мировоззрение древних греков. Но ведь точно так же для представителей разных религий мировоззрение чужой религии представляется мифологическим.
А если исходить от обратного, то и научное мировоззрение можно отнести к мифологическому, когда оценивать его возьмётся религиозный человек, для которого Большой взрыв – это всего лишь миф.
Тут возникает другой вопрос. Если миф не является мировоззрением, то почему произошло разделение мировоззрений на мифологическое и религиозное?
Скорее всего, на этот процесс сильно повлияли «религиозные философы» (теософы), желающие отделить свою религию от язычества. Они не хотели признавать, что мировоззрение язычников также, как и их мировоззрение, относится к религиозному «виду». Они вообще не хотели считать язычество религией. Миф, сказки – вот самое подходящее определение для язычества, по их мнению. Поэтому и мировоззрение язычников может быть только сказочным, мифологическим, неправильным.
Становится понятно, что совершенно ошибочно считать будто «с точки зрения исторического процесса» мифологическое мировоззрение сложилось ранее религиозного. В истории и вовсе не было и нет никакого мифологического мировоззрения, если не считать мифологическим само религиозное мировоззрение. Как уже говорилось выше, для каждой религии чужая религия – ни что иначе как сказки и мифы. Поэтому современная религия относит все прошлые языческие религии к мифам. И не только политеистические религии, но и монотеистические. Например, в Древнем Египте одно время была религия единобожья. И это была именно религия, а не мифология.
Итак, осмелимся утверждать, что в историческом процессе после обыденного мировоззрения нужно ставить не мифологическое (которого нет), а сразу религиозное мировоззрение, у которого, однако, могут быть разные подвиды (формы). Можно согласиться с тем, что были примитивные религии и верования, однако и они являются именно религиями, а не мифологией.
Сама же мифология наряду с суеверием являются лишь основной составляющей любой религии, любого религиозного мировоззрения. Отделить религию от мифологии и суеверия невозможно. Отсюда становится ясно, что нет никакого отдельного мифологического или суеверного мировоззрения. Миф – это сказка. А сказочного мировоззрения быть не может.
Миф как таковой является лишь признаком мировоззрений. Например, обыденного и религиозного мировоззрения. Но он не является самостоятельным мировоззрением. То же самое можно сказать и о суеверии. Нет суеверного мировоззрения. Суеверие – это предрассудок. Миф и суеверие – это всего лишь характерные черты, признаки обыденного и религиозного мировоззрения, а не отдельные виды мировоззрения. Если лишить религию мифологии и суеверия, религия просто исчезнет. Понятно, что с точки зрения научности религиозный вид мировоззрения относится к типу ненаучного мировоззрения.
Как признак мировоззрений миф присутствует в той или иной степени в любом мировоззрении, даже в научном. Понятно, что и в философии есть немало мифов, чему и посвящена данная книга. Например, теперь мы знаем, что таких мировоззрений как мифологическое и философское просто не может существовать. Они уже сами по себе являются философскими мифами.
Поэтому, когда вы в очередной раз встретитесь с подобным высказыванием:
«в духовной сфере возникновение философии было подготовлено накоплением новых знаний о мире, которые пришли в противоречие с мифологическим мировоззрением».
Имейте в виду, что фактически речь тут должна идти не о мифологическим, а религиозном мировоззрении. Именно в противоречие с религиозным мировоззрением входило философское знание, что и привело к явлению философии как таковой, философии как науки. Иначе в появлении философии не было бы никакого смысла. Да и не было бы предпосылок для её появления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Мифологический тип мировоззрения реферат по языковедению | Сочинения Французский язык
Скачай Мифологический тип мировоззрения реферат по языковедению и еще Сочинения в формате PDF Французский язык только на Docsity! — 2 — ш2.0 П Л А Н 1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы. 2. Мифология: а) мифология как форма общественного сознания; б) мифология — исторический тип мировоззрения; в) изучение и развитие мифологии. 3. Миф и мифологичность: а) сущность мифа; б) основные категории мифа. 4. Миф и религия. 5. Миф XX века. 6. Литература. ш1.5 . — 3 — 1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы. Мировоззрение — система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Мировоззрение — сложное, разностороннее и многоплановое об- разование. Оно имеет многослойную структуру. Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда данным статичным неизменным. На ранних этапах ис- торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис- теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со- держание. В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи- мости от способа включения соответствующих взглядов и представле- ний в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно го- ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения. . — 4 — 2. Мифология. а) мифология как форма общественного сознания. Мифология — форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общест- венного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология не- сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре- одоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы.
Предпосылкой мифо- логической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды.Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли- вое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и сло- ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объ- екты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других пред- метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то- тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс- твенно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрально- го) и текущего, последующего (профанного) времени.
Все происходя- щее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце- дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает- ся специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо- логических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше- ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) — 5 — синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реаль- ным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики.
Мифы утверждали при- нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци- онировали определенные нормы поведения. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повест- вованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древ- них культурах составляли известное единство — мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта пер- вобытной культуры — словесный и действенный, «теоретический» и «практический». б) Мифология — исторический тип мировоззрения. На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи- ки эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплета- лись с мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс- тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы- ражением бессилия человека перед стихийными силами природы и ил- люзорным преодолением этого бессилия. Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль- тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
Мифология — это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыс- лении часто использовались искусством. В идеологии нового и но- вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ- ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо- вое сознание. в) Изучение и развитие мифологии. Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало — 6 — Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, она всегда мифологична. Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от дру- га. Миф — не научное построение, но «живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную зако- номерность и структуру.
[2] Миф — не метафизическое построение. Метафизика говорит о чем-то необычном, высоком, «потустороннем», и мифология говорит о чем-то необычном, высоком, «потустороннем» Но путать мифологию с метафизикой нельзя. а) Миф — это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф — не сказочное бы- тие. Это — самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф. б) Метафизика — есть наука, или пытается быть наукой о «сверхчувственном» и об отношении его к «чувственному», а мифоло- — 10 — гия — не наука, а жизненное отношение к окружающему. Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей. Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в систему выводы, продуманность языка, анализ понятий. в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо. Не только языческие мифы поражают своей постоянной телес- ностью и видимостью, осязаемостью.
Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общеп- ризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и египетские мифы не содержат в себе специально философских или фи- лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании могли возникнуть соответствующие философские конструкции. Если взять исходные и центральные пункты христианской мифо- логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен- ное и физически осязаемое. Миф — не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа от- носительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными или ве- щественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегори- ей одновременно. Анализ определенного мифа может вскрыть, что в нем символ, схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли- са — аллегория хитрости. Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов не выдержал борьбы с осенью и погиб.
У Кольцова — прекрасное избражение леса, имеющее значение совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма худо- жественное и символичное. Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при- роды, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он мо- жет оказаться двойным символом. Существуют примеры символического мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений при- роды. Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского. Отсюда вывод: миф — это не только схема или только аллего- — 11 — рия, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложнен- но-символические слои. Миф — личностная форма. Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то «миф — бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности».[3] Личность предполагает прежде всего самосознание.
Личность тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее — частичное — с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность — миф не потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформле- на с точки зрения мифического сознания. Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце и пр. — тоже могут быть мифичными, но не потому, что они — личнос- ти, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического сознания. а) Немало описано мифических представлений пространства и времени. Времена сокращаются и остается только будущее. В Персидской религии господствует идея будущего, но она бо- лее земная и менее богатая. Тут — антимистическая воля к культу- ре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спаса- ет человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире. В индийской философии — обратное мифическое представление времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан сквозь ясность и глубину мыслей.
Здесь не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием. В Китайской религии преодолевается не время, а изменения во времени. Бытие тут — вне временного потока. Небо, Время у китай- цев не созданы. В Египетской религии восприятие времени сходно с китайским. Тут хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования. Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени как настоящего. Тут — длительность, но без индийской безнадежнос- ти и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание будущего, но без игнорирования природного процесса. Здесь вечное и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность — актуальная — 12 — бесконечность. Христианская проблема времени в целом близка к древнегреческой. Миф — историзация и просто история того или другого личного бытия, вне значимости его как бытия абсолютного и даже вне его субстанциональности. Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о со- бытиях, и притом чистых событиях, т.
е. таких, которые именно на- рождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность. В истории, в связи с этим есть определенная относительность и несамостоятельность; она всегда зависима и предполагает нечто неподвижное и учтойчиво-смысловое. Итак, история — становление бытия личностного и миф — это история. История — ряд фактов, причинно связанных между собою. И эти факты приняты, поняты и принимаемы (с точки зрения личностного бытия). В историческом процессе можно различать три слоя с точки зрения А.Ф.Лосева: 1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. Ис- тория — это действительно ряд фактов, причинно влияющих друг на друга, вызывающих друг друга, находящихся во всестороннем прост- ранственно-временном общении. История — это не природа и не раз- вивается по типу природных процессов. «И не история есть момент в природе, но, всегда природа есть момент истории». [4] 2. Во-вторых, поскольку история есть становление фактов по- нимаемых, фактов понимания, она всегда есть тот или иной модус сознания.
Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания. Первый слой исторического процесса омифичен, тогда как вто- рой слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы ареной, где разыгрывается мифическая история. В мифической истории мы начинаем видеть живых личностей и живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым це- лым. Для мифа не только «исторична» история в обыкновенном смыс- ле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая мельчайшая черта или событие в личности. 3) В-третьих, исторический процесс завершается еще одним — 13 — слоем. История — самосознание, становящееся, зреющее и умирающее самосознание. Творчески данное и активно выраженное самосознание — это слово. Миф — «поэтичен» и без поэзии, точнее без слова — миф никог- да не прикоснулся бы к глубине человеческой личности. Вывод: «миф — есть в словах» данная личностная история. [5] б) Основные категории мифа. Мифы — архаическое повествование о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ- ляющих им богах и духах.
В первобытной мифологии обычно рассказы- валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами. Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы герои- ческого эпоса, в историческое время мифы широко используются как элементы поэтического языка в широком смысле. Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиоло- гические и космологические, описывающие творение мира, происхож- дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле- ниями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На архаической стадии творение часто изображалось как «добывание» культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовле- ние демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем посте- пенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами.
Формирование космоса обычно пред- полагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (мифы небесный, земной, подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево. Особую категорию составляют солидарные мифы — тесно связан- ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих — возвращающихся богах и героях. У более развитых народов древности существовали эсхатологи- ческие мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой сле- дует или не следует его возрождение. В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие — 14 — биографические мотивы, как рождение, происхождение, брак, смерть мифических героев. Мифические сказания могут складываться и вок-
против фиксированного мышления: в чем разница?
Одно из распространенных заблуждений в отношении предпринимательства состоит в том, что либо у вас есть все необходимое для того, чтобы стать предпринимателем, либо у вас его нет. На самом деле предпринимательские навыки можно изучить и укрепить, как и любой другой навык.
«Нужно ли быть творческим гением, чтобы добиться успеха?» — спрашивает профессор Гарвардской школы бизнеса Уильям Салман в ходе онлайн-курса «Основы предпринимательства». «Нужно ли быть молодым, или техническим специалистом, или бросившим колледж, или склонным к риску, чтобы стать предпринимателем? Я так не думаю. Каждый человек может находить возможности, привлекать необходимые ресурсы и создавать команды, чтобы предлагать клиентам успешные продукты и услуги».
Такое мышление — что способности и интеллект можно развить с помощью усилий — называется мышлением роста, и это бесценный актив в мире стартапов.
Вот краткое описание разницы между установкой на рост и установкой на данность, почему установка на рост необходима для предпринимательства и как ее достичь и поддерживать.
Бесплатная электронная книга:
Итак, вы хотите стать предпринимателем: с чего начать
Получите доступ к бесплатной электронной книге уже сегодня.
СКАЧАТЬ СЕЙЧАСМышление роста против фиксированного мышления
Кто-то с установкой на рост рассматривает интеллект, способности и таланты как нечто, чему можно научиться и что их можно улучшить с помощью усилий. С другой стороны, человек с фиксированным мышлением рассматривает те же самые черты как изначально стабильные и неизменные с течением времени.
Например, начинающему предпринимателю необходимы базовые финансовые навыки для составления бюджета вашего бизнеса и подготовки финансовой отчетности. Если у вас фиксированное мышление, вы можете подумать: «Я никогда не был силен в математике, не говоря уже о финансовых отчетах. Я не создан для того, чтобы вести собственный бизнес».
Теперь представьте, что вы подходите к ситуации с установкой на рост. Вы можете подумать: «У меня нет опыта работы в сфере финансов, но я могу учиться и практиковать эти навыки, пока не почувствую себя способным».
Концепция роста и фиксированного мышления была предложена психологом Кэрол Двек в ее книге 2006 года « Мышление: новая психология успеха ».
По словам Двек, сложные ситуации могут быть катастрофическими для тех, у кого фиксированное мышление, поскольку подразумевается, что если у них еще нет навыков или интеллекта для выполнения задачи, у них нет шансов на улучшение.
Когда вы настроены на рост, вы верите, что можете получить знания и навыки, необходимые для достижения успеха, поэтому каждое испытание превращается в возможность для обучения. Учитывая многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, установка на рост может стать мощным инструментом для достижения успеха вашего предприятия.
Связанные: Предпринимательские навыки, необходимые начинающим владельцам бизнеса
4 причины, по которым предпринимателям необходимо мышление роста
Хотя мышление роста может принести пользу любому, оно крайне важно для предпринимателей. Вот четыре способа, которыми мышление роста может помочь вам при запуске и развитии вашего бизнеса.
1. Это позволяет вам осваивать новые области
Когда вы настроены на рост, ваше прошлое не определяет ваше будущее. Это может быть преимуществом, если у вас есть знания и опыт в другой области и вы хотите заниматься предпринимательством.
Например, Индия Райт, бывший коммерческий банкир и заместитель клерка Верховного суда Вашингтона, округ Колумбия, основала собственную фирму по связям с общественностью и продюсерскую фирму Artiste House. Вместо того, чтобы позволить своей предыдущей карьере определить ее потенциал, она знала, что может выучить язык мира стартапов через практический опыт и прохождение курса Entrepreneurship Essentials.
«Вам нужно найти способы вооружить себя навыками, необходимыми для поддержания вашего бизнеса», — говорит Райт. «Вы инвестируете в собственный успех».
2. Способствует устойчивости
Устойчивость — способность восстанавливаться и преодолевать трудные ситуации — имеет решающее значение в мире предпринимателей. Когда неизбежно возникают проблемы, неудачи и неудачи, выживание вашего бизнеса зависит от вашей настойчивости и способности учиться в сложных ситуациях.
В одном из исследований Двек ее команда проанализировала активность мозга учащихся, анализируя ошибки, которые они допустили в тесте. Люди с установкой на данность не проявляли никакой мозговой активности при анализе ошибок, в то время как мозг людей с установкой на рост демонстрировал активность обработки во время повторения ошибок.
Фиксированное мышление может физически помешать вам учиться на ошибках, в то время как мышление роста может дать вам возможность воспринимать ошибки как возможности для обучения.
3. Это позволяет вам итерировать свой продукт
«Наиболее продуктивно думать о предпринимательстве как об итеративном процессе — способе управления, который включает в себя постоянный поиск выигрышной комбинации возможностей и ресурсов», — говорит Салман в «Основах предпринимательства».
Этот непрерывный процесс проверки идеи, изучения результатов и повторного использования продукта возможен только при наличии установки на рост.
Предприниматель с фиксированным мышлением, скорее всего, расценит отрицательный отзыв как признак того, что у него нет возможности производить ценный продукт. Это может привести к тому, что вы избегаете обратной связи из-за боязни отказа, непроверенных продуктов и плохого соответствия продукта рынку или вообще отказываетесь от предприятия.
Предприниматель с установкой на рост, с другой стороны, получает негативные отзывы и конструктивную критику и использует их для улучшения своего предложения продукции. При установке на рост выявление слабых сторон вашего продукта не приводит к невозможности создать ценный продукт. Скорее, это позволяет вам создать лучшую версию для вашего целевого рынка.
Связанные: 5 шагов для проверки вашей бизнес-идеи
4. Это делает вас скромнее
Наконец, установка на рост постоянно напоминает вам, что всегда есть чему поучиться. Зная, что у вас есть возможность стать лучше, установка на рост поможет вам сохранять скромность на протяжении всего вашего предпринимательского пути.
Это может быть особенно полезно в борьбе с застоем. Потребности, отношение и мотивация людей со временем меняются, поэтому периодически переоценивайте соответствие вашего продукта рынку. Если вы слишком привыкнете к своим первоначальным знаниям, вы можете упустить возможности расти вместе со своей целевой аудиторией и удовлетворять их потребности по мере их возникновения.
Поддержание установки на рост как предпринимателя
Если вы понимаете, что жили с установкой на данность, вы можете переключиться на установку, ориентированную на рост, предоставив себе достаточно возможностей для изучения новых вещей.
Примеры возможностей: общение и обмен знаниями с другими профессионалами, чтение статей и книг по темам, которые вас интересуют, а также мозговой штурм и решение проблем с другими, чтобы получить новые перспективы.
Дополнительно прохождение онлайн-курсов может быть доступным и полезным способом поддержать ваше мышление роста и напомнить себе, что вы можете освоить новые навыки, чтобы сделать ваше предпринимательское предприятие успешным.
Вы заинтересованы в развитии своих предпринимательских навыков? Изучите наш четырехнедельный онлайн-курс Основы предпринимательства и наши другие курсы по предпринимательству и инновациям , чтобы научиться говорить на языке мира стартапов.
Четыре способа преодолеть мышление сравнения – Билал Хафиз
Мы часто обращаемся к другим, чтобы сравнить, противопоставить и оценить успех или неудачу в нашей собственной жизни, и такое мышление может быть невероятно мощной творческой и мотивационной силой. Это укоренилось в нашей биологии, это желание стремиться выше тех, кто нас окружает, и легко поддерживается в нашей культуре социальных сетей — даже прославляется. Тем не менее, ценность мышления сравнения может легко перевесить зависть, ревность и потеря самооценки, чувства, которые разрушают других и, в конечном итоге, нас самих. Но есть способы защититься от этого — вот четыре:
1. Сравните щедрость, а не внешние маркеры успеха
Социальные сети стимулировали мышление сравнения. Думаете, у вас прекрасное тело, хороший дом или отличный выбор для отпуска? Затем опубликуйте его в Facebook и Instagram или скромно хвастайтесь в Twitter и наблюдайте, как позитивные утверждения нахлынут в виде «лайков» и «сердечек». Но подождите, что произойдет, если количество лайков будет низким? Или, что еще хуже, что, если он ниже, чем у ваших друзей? Очень быстро начинают формироваться первые приступы разочарования. Возможно, ваша новая машина оказалась не такой яркой, как вы думали. И мы делаем подобные сравнения не только в социальных сетях. Они могут время от времени появляться и в реальном мире. Что вы чувствуете, когда лично узнаете, что ваш близкий друг добился большого повышения или вдруг стал здоровее и моложе?
Однако, как однажды сказал Оскар Уайльд, «Каждый может сочувствовать страданиям друга, но требуется очень тонкая натура, чтобы сочувствовать успеху друга». мы можем начать с уменьшения триггеров осуждения и зависти, не проверяя так много социальных сетей. И если мы действительно не можем перестать сравнивать, мы можем вместо этого сосредоточиться на актах щедрости, которые совершают наши сверстники. Если вы видите, что кто-то помогает бездомным, скажите им доброе слово. Или, если коллега жертвует деньги на благотворительность, сообщите им, насколько важным было это действие. Вы даже можете сами начать делать то же самое — вы поняли
2. Перестать сравнивать в разговоре
Наш Мышление сравнения действительно проверяется в разговоре. Мы не можем не похвастаться о нашей жизни, когда мы говорим с другими. Это может быть явным, например, когда кто-то описывает свой отпуск, а вы отвечаете, что у вас был отличный отпуск, или это может произойти более незаметно — возможно, вы даже не осознаете, что делаете Это. Таким образом, вы не можете не выделить чьи-то слабости и проблемы в форма «конструктивной обратной связи»? Возможно, подсознательно, какой ты на самом деле говорят, что другой человек недостаточно хорош, а ты лучше.
Простое средство — восхвалять сильные стороны других, а не исправлять их слабости. Гуру менеджмента Питер Друкер сказал то же самое, описывая, как лучше всего управлять другими. Более утонченный подход заключается в использовании ненасильственного общения, которое устраняет суждение из разговора. Здесь вы констатируете факты, выражаете свои чувства и делаете просьбы, а не используете факты для негативного навешивания ярлыков на людей.
3. Если вам нужно сравнивать, сравните себя с собой
Почему сравнивать себя с другими, у которых другие обстоятельства, жизненный опыт, и генетический состав? Другие могут делать то, что просто невозможно. возможно для вас. Что еще более важно, когда вы видите внешний успех кто-то, вы не знаете, что происходит в их головах. Они могут выглядеть успешным, но глубоко несчастным — это обычная ловушка хайлайтов Природа Facebook и Instagram. Он представляет ложную реальность гламура и успех. Но кто-то, кого вы хорошо знаете, это вы сами.
Итак
посмотрите на свою жизнь сегодня и сравните ее с прошлым годом. Ты мудрее года
назад? Вы здоровее? Таким образом, вы перенаправляете свое сравнение
мышление в пределах здоровой границы: вашей собственной жизни. Теперь нам тоже нужно терпеть
помните, что в жизни есть свои взлеты и падения. Но плохие времена не длятся вечно и
часто сменяются периодами роста. Фильмы часто используют
это с помощью «героя»
путешествие’. Вспомните Дороти из «Волшебника страны Оз», Люка Скайуокера и Рей из «Звезды».
Войны, Нео в «Матрице» или Железный человек в «Мстителях». Все они приступают к
путешествие, через которое они в конечном итоге становятся лучшими версиями самих себя. Так
стать героем в истории собственной жизни.
4. Наблюдайте и принимайте свои мысли о сравнении для того, что они собой представляют
Большую часть времени мы не осознаем, насколько наш разум сравнивает и судит. Поэтому нам нужно выделить время, чтобы узнать о своем уме. Осознанность и медитация — проверенный временем метод для этого. Выделите десять минут, посидите молча, сосредоточьтесь на своем дыхании и просто наблюдайте за своими мыслями. Это может быть настоящим приключением — вы можете обнаружить, что ваши мысли переходят от эйфории по поводу недавнего успеха к депрессии по поводу некоторых обидных комментариев. Все это время вы просто сидите в тишине. Но с практикой мы можем начать замечать закономерности в том, как наш разум оценивает себя.