06.06.2025

Сравнить типы мировоззрения: Основные типы мировоззрений и их общая сравнительная характеристика ответ на вопрос №2

3. Миф о существовании мифологического мировоззрения . Мифы современной философии

Традиционно философы указывают на четыре «основных вида» мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное. Нередко в этот ряд добавляют ещё обыденное мировоззрение. Но у разных философов этот перечень «видов» варьируется почти произвольно. Каждый безо всякой аргументации даёт свой список «видов». Например, можно встретить такую «типизацию» мировоззрений:

– научное и не научное (обыденное)

– религиозное и атеистическое

– оптимистическое и пессимистическое

– прогрессивное и реакционное.

Иногда к этому добавляют ещё историческое, национальное, гуманистическое, художественное и т. п. виды мировоззрения. А некоторые философы умудряются добавить ещё и «первобытнообщинное» мировоззрение. Отталкиваясь от подобной логики, с лёгким сердцем можно добавить и «рабовладельческое», «феодальное», «капиталистическое», «социалистическое» и «коммунистическое» мировоззрение. Ясно, что подобная типизация мировоззрений может быть бесконечной и никуда не приводит, так как неверна в принципе.

Любимая всеми энциклопедия «Википедия» за 2017 год даёт следующую «типизацию» мировоззрений:

«Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное».

То есть здесь указывается четыре основных пита мировоззрения. Однако в следующем же предложении говорится:

«С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское».

Если сравнить эти два утверждения, то получается, что «мифологическое» мировоззрение сегодня отсутствует, а «научное» мировоззрение, как ни странно, не входит в исторический процесс. Вот такой парадокс.

Однако уже сама эта книга говорит о том, что мифология жива и сегодня. А если это так, то куда делось сегодня «мифологическое мировоззрение»?

Вот об этом мировоззрении мы и будем говорить в данной главе. Что такое мифологическое мировоззрение? Что оно собой представляет, и кто является его носителем?

Принято считать, что мифологическое мировоззрение предшествует религиозному и основано на мифах язычества. Однако в этом вопросе упущена сама суть предмета. Как и в случае с философским мировоззрением, философы-мировоззренцы сильно поспешили, объявив о существовании мифологического мировоззрения. Для начала давайте дадим определение самой мифологии как явлению. Вот какое определение есть в той же «Википедии»:

«Мифология – может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология».

А вот как определяет мифологию один из философских словарей:

«Мифология – способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев».

Теперь давайте посмотрим, как определяется религия. Для этого заглянем в энциклопедию «Кругосвет»:

«Религия – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община)».

Можно обратиться и к другим словарям, текст будет меняться лишь незначительно, но суть меняться не будет.

Но если мы сравним мифологию с религией, то увидим, что отличий почти нет, а те, что есть – незначительны до такой степени, что одно и то же определение можно смело адресовать как религии, так и мифологии. Вот, например, как характеризует мифологическое мировоззрение уже упоминаемый нами доктор философских наук, профессор В. Яковлев:

«Мифологическим мировоззрением… мы назовём такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рождённых неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа… в том, что миф объясняет «всё»…».

Ясно, что подобное определение в полной мере можно отнести и к религии, к религиозному мировоззрению. Понимая это, многие философы (в том числе и сам Яковлев) соглашаются с тем, что мифология очень близка к религии.

Но вот в чём проблема. Говоря о мифологии, мы неизбежно сталкиваемся с теми или иными языческими верованиями разных народов. Поэтому первое, о что нужно выяснить относительно мифологии, это вопрос о том, существовали ли мифы в отрыве от каких-либо языческих религий. Мы видим, что любой миф, эпос или сказание так или иначе берёт своё начало из определённого языческого верования, и, рассказывая о мироздании, миф неизбежно упоминает тех или иных языческих богов. То есть, вопрос заключается в том, как рассматривать саму мифологию, как отдельное мировоззрение, или как характеристику мировоззрений (например, обыденного, религиозного и даже научного).

Далее нужно выяснить вопрос о том, является ли язычество религией. Ведь тут ответ однозначен: безусловно, язычество – это не мифология, а религия со своим пантеоном богов и со своими сказаниями о мироустройстве. В язычестве, как и в любой религии есть не только представления о создании мира (мироустройстве), его законах, но и мифы, моральные нормы, обряды, культовые действия, храмовые комплексы.

Для примера возьмём мифы Древней Греции. Вряд ли сегодня кто-то будет спорить с тем, что это мифология. Но можно ли сказать, что у древних греков и мировоззрение было мифологическим? Утверждать это было бы явной ошибкой, непониманием сути предмета.

Это мы сегодня считаем мифами все те верования, которые были у древних греков. Однако для них это были не мифы, а самая настоящая религия. Зевс для них не был сказочным персонажем, он был реальным и всемогущим богом. Они строили храмы своим богам, где справляли службы жрецы (священники), богам приносили молитвы и жертвы, и всю свою жизнь древние греки соотносили со своими богами.

Так на каком же основании их мировоззрение считается не религиозным, а мифологическим? Только на том основании, что сегодня мы не верим в их религию? А если завтра сменится современная религия нашей страны на новую, то сегодняшнее религиозное мировоззрение будет считаться мифологическим? Тогда это что угодно, но не систематизация мировоззрений. Ведь в систематике каждый тип и вид должен иметь чёткие определённые характеристики, внешние и внутренние признаки, которые не меняются, и не зависят от нашего мнения.

Никто и никогда не строит своё мировоззрение на основе сказок и мифов. Если религия утверждает, что на Олимпе живёт Зевс, то для верующего религиозного человека, это не миф и не сказка, а истина, действительность. Если религия утверждает, что Иона был в чреве кита, а Адам жил в раю, то для верующего человека это не миф, а действительная история, быль. Следовательно, у обоих представителей разных верований и мировоззрение религиозное, а не мифологическое.

В миф никто не верит, если знает, что это миф. И мировоззрение своё на мифах никто не основывает. Так что нет и не может быть никакого мифологического мировоззрения. Мифологическое мировоззрение уже само по себе – современный философский миф!

Например, для атеиста религиозное мировоззрение какого-то человека может представляться мифологическим, как сегодня многим представляется религиозное мировоззрение древних греков. Но ведь точно так же для представителей разных религий мировоззрение чужой религии представляется мифологическим.

Из этого следует однозначный вывод: может быть религиозное мировоззрение, но мифологического мировоззрения быть не может! Ведь никто из религиозных верующих свою религию мифом не считает.

А если исходить от обратного, то и научное мировоззрение можно отнести к мифологическому, когда оценивать его возьмётся религиозный человек, для которого Большой взрыв – это всего лишь миф.

Тут возникает другой вопрос. Если миф не является мировоззрением, то почему произошло разделение мировоззрений на мифологическое и религиозное?

Скорее всего, на этот процесс сильно повлияли «религиозные философы» (теософы), желающие отделить свою религию от язычества. Они не хотели признавать, что мировоззрение язычников также, как и их мировоззрение, относится к религиозному «виду». Они вообще не хотели считать язычество религией. Миф, сказки – вот самое подходящее определение для язычества, по их мнению. Поэтому и мировоззрение язычников может быть только сказочным, мифологическим, неправильным.

Ведь если бы они признали языческие сказки и мифы религиозным мировоззрением, то и их религиозное мировоззрение мало чем отличалось бы от сказок и мифов.

Становится понятно, что совершенно ошибочно считать будто «с точки зрения исторического процесса» мифологическое мировоззрение сложилось ранее религиозного. В истории и вовсе не было и нет никакого мифологического мировоззрения, если не считать мифологическим само религиозное мировоззрение. Как уже говорилось выше, для каждой религии чужая религия – ни что иначе как сказки и мифы. Поэтому современная религия относит все прошлые языческие религии к мифам. И не только политеистические религии, но и монотеистические. Например, в Древнем Египте одно время была религия единобожья. И это была именно религия, а не мифология.

Итак, осмелимся утверждать, что в историческом процессе после обыденного мировоззрения нужно ставить не мифологическое (которого нет), а сразу религиозное мировоззрение, у которого, однако, могут быть разные подвиды (формы). Можно согласиться с тем, что были примитивные религии и верования, однако и они являются именно религиями, а не мифологией.

Сама же мифология наряду с суеверием являются лишь основной составляющей любой религии, любого религиозного мировоззрения. Отделить религию от мифологии и суеверия невозможно. Отсюда становится ясно, что нет никакого отдельного мифологического или суеверного мировоззрения. Миф – это сказка. А сказочного мировоззрения быть не может.

Миф как таковой является лишь признаком мировоззрений. Например, обыденного и религиозного мировоззрения. Но он не является самостоятельным мировоззрением. То же самое можно сказать и о суеверии. Нет суеверного мировоззрения. Суеверие – это предрассудок. Миф и суеверие – это всего лишь характерные черты, признаки обыденного и религиозного мировоззрения, а не отдельные виды мировоззрения. Если лишить религию мифологии и суеверия, религия просто исчезнет. Понятно, что с точки зрения научности религиозный вид мировоззрения относится к типу ненаучного мировоззрения.

Как признак мировоззрений миф присутствует в той или иной степени в любом мировоззрении, даже в научном. Понятно, что и в философии есть немало мифов, чему и посвящена данная книга. Например, теперь мы знаем, что таких мировоззрений как мифологическое и философское просто не может существовать. Они уже сами по себе являются философскими мифами.

Поэтому, когда вы в очередной раз встретитесь с подобным высказыванием:

«в духовной сфере возникновение философии было подготовлено накоплением новых знаний о мире, которые пришли в противоречие с мифологическим мировоззрением».

Имейте в виду, что фактически речь тут должна идти не о мифологическим, а религиозном мировоззрении. Именно в противоречие с религиозным мировоззрением входило философское знание, что и привело к явлению философии как таковой, философии как науки. Иначе в появлении философии не было бы никакого смысла. Да и не было бы предпосылок для её появления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Мифологический тип мировоззрения реферат по языковедению | Сочинения Французский язык

Скачай Мифологический тип мировоззрения реферат по языковедению и еще Сочинения в формате PDF Французский язык только на Docsity! — 2 — ш2.0 П Л А Н 1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы. 2. Мифология: а) мифология как форма общественного сознания; б) мифология — исторический тип мировоззрения; в) изучение и развитие мифологии. 3. Миф и мифологичность: а) сущность мифа; б) основные категории мифа. 4. Миф и религия. 5. Миф XX века. 6. Литература. ш1.5 . — 3 — 1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы. Мировоззрение — система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Мировоззрение — сложное, разностороннее и многоплановое об- разование. Оно имеет многослойную структуру. Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда данным статичным неизменным. На ранних этапах ис- торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис- теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со- держание. В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи- мости от способа включения соответствующих взглядов и представле- ний в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно го- ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения. . — 4 — 2. Мифология. а) мифология как форма общественного сознания. Мифология — форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общест- венного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология не- сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре- одоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифо- логической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды.Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли- вое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и сло- ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объ- екты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других пред- метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то- тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс- твенно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрально- го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя- щее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце- дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает- ся специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо- логических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше- ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) — 5 — синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реаль- ным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при- нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци- онировали определенные нормы поведения. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повест- вованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древ- них культурах составляли известное единство — мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта пер- вобытной культуры — словесный и действенный, «теоретический» и «практический». б) Мифология — исторический тип мировоззрения. На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи- ки эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплета- лись с мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс- тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы- ражением бессилия человека перед стихийными силами природы и ил- люзорным преодолением этого бессилия. Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль- тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи. Мифология — это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыс- лении часто использовались искусством. В идеологии нового и но- вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ- ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо- вое сознание. в) Изучение и развитие мифологии. Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало — 6 — Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, она всегда мифологична. Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от дру- га. Миф — не научное построение, но «живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную зако- номерность и структуру. [2] Миф — не метафизическое построение. Метафизика говорит о чем-то необычном, высоком, «потустороннем», и мифология говорит о чем-то необычном, высоком, «потустороннем» Но путать мифологию с метафизикой нельзя. а) Миф — это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф — не сказочное бы- тие. Это — самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф. б) Метафизика — есть наука, или пытается быть наукой о «сверхчувственном» и об отношении его к «чувственному», а мифоло- — 10 — гия — не наука, а жизненное отношение к окружающему. Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей. Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в систему выводы, продуманность языка, анализ понятий. в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо. Не только языческие мифы поражают своей постоянной телес- ностью и видимостью, осязаемостью. Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общеп- ризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и египетские мифы не содержат в себе специально философских или фи- лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании могли возникнуть соответствующие философские конструкции. Если взять исходные и центральные пункты христианской мифо- логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен- ное и физически осязаемое. Миф — не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа от- носительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными или ве- щественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегори- ей одновременно. Анализ определенного мифа может вскрыть, что в нем символ, схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли- са — аллегория хитрости. Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов не выдержал борьбы с осенью и погиб. У Кольцова — прекрасное избражение леса, имеющее значение совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма худо- жественное и символичное. Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при- роды, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он мо- жет оказаться двойным символом. Существуют примеры символического мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений при- роды. Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского. Отсюда вывод: миф — это не только схема или только аллего- — 11 — рия, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложнен- но-символические слои. Миф — личностная форма. Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то «миф — бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности».[3] Личность предполагает прежде всего самосознание. Личность тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее — частичное — с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность — миф не потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформле- на с точки зрения мифического сознания. Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце и пр. — тоже могут быть мифичными, но не потому, что они — личнос- ти, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического сознания. а) Немало описано мифических представлений пространства и времени. Времена сокращаются и остается только будущее. В Персидской религии господствует идея будущего, но она бо- лее земная и менее богатая. Тут — антимистическая воля к культу- ре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спаса- ет человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире. В индийской философии — обратное мифическое представление времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием. В Китайской религии преодолевается не время, а изменения во времени. Бытие тут — вне временного потока. Небо, Время у китай- цев не созданы. В Египетской религии восприятие времени сходно с китайским. Тут хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования. Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени как настоящего. Тут — длительность, но без индийской безнадежнос- ти и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание будущего, но без игнорирования природного процесса. Здесь вечное и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность — актуальная — 12 — бесконечность. Христианская проблема времени в целом близка к древнегреческой. Миф — историзация и просто история того или другого личного бытия, вне значимости его как бытия абсолютного и даже вне его субстанциональности. Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о со- бытиях, и притом чистых событиях, т. е. таких, которые именно на- рождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность. В истории, в связи с этим есть определенная относительность и несамостоятельность; она всегда зависима и предполагает нечто неподвижное и учтойчиво-смысловое. Итак, история — становление бытия личностного и миф — это история. История — ряд фактов, причинно связанных между собою. И эти факты приняты, поняты и принимаемы (с точки зрения личностного бытия). В историческом процессе можно различать три слоя с точки зрения А.Ф.Лосева: 1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. Ис- тория — это действительно ряд фактов, причинно влияющих друг на друга, вызывающих друг друга, находящихся во всестороннем прост- ранственно-временном общении. История — это не природа и не раз- вивается по типу природных процессов. «И не история есть момент в природе, но, всегда природа есть момент истории». [4] 2. Во-вторых, поскольку история есть становление фактов по- нимаемых, фактов понимания, она всегда есть тот или иной модус сознания. Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания. Первый слой исторического процесса омифичен, тогда как вто- рой слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы ареной, где разыгрывается мифическая история. В мифической истории мы начинаем видеть живых личностей и живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым це- лым. Для мифа не только «исторична» история в обыкновенном смыс- ле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая мельчайшая черта или событие в личности. 3) В-третьих, исторический процесс завершается еще одним — 13 — слоем. История — самосознание, становящееся, зреющее и умирающее самосознание. Творчески данное и активно выраженное самосознание — это слово. Миф — «поэтичен» и без поэзии, точнее без слова — миф никог- да не прикоснулся бы к глубине человеческой личности. Вывод: «миф — есть в словах» данная личностная история. [5] б) Основные категории мифа. Мифы — архаическое повествование о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ- ляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказы- валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами. Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы герои- ческого эпоса, в историческое время мифы широко используются как элементы поэтического языка в широком смысле. Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиоло- гические и космологические, описывающие творение мира, происхож- дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле- ниями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На архаической стадии творение часто изображалось как «добывание» культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовле- ние демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем посте- пенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Формирование космоса обычно пред- полагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (мифы небесный, земной, подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево. Особую категорию составляют солидарные мифы — тесно связан- ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих — возвращающихся богах и героях. У более развитых народов древности существовали эсхатологи- ческие мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой сле- дует или не следует его возрождение. В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие — 14 — биографические мотивы, как рождение, происхождение, брак, смерть мифических героев. Мифические сказания могут складываться и вок-

Мышление роста

против фиксированного мышления: в чем разница?

Одно из распространенных заблуждений в отношении предпринимательства состоит в том, что либо у вас есть все необходимое для того, чтобы стать предпринимателем, либо у вас его нет. На самом деле предпринимательские навыки можно изучить и укрепить, как и любой другой навык.

«Нужно ли быть творческим гением, чтобы добиться успеха?» — спрашивает профессор Гарвардской школы бизнеса Уильям Салман в ходе онлайн-курса «Основы предпринимательства». «Нужно ли быть молодым, или техническим специалистом, или бросившим колледж, или склонным к риску, чтобы стать предпринимателем? Я так не думаю. Каждый человек может находить возможности, привлекать необходимые ресурсы и создавать команды, чтобы предлагать клиентам успешные продукты и услуги».

Такое мышление — что способности и интеллект можно развить с помощью усилий — называется мышлением роста, и это бесценный актив в мире стартапов.

Вот краткое описание разницы между установкой на рост и установкой на данность, почему установка на рост необходима для предпринимательства и как ее достичь и поддерживать.


Бесплатная электронная книга:
Итак, вы хотите стать предпринимателем: с чего начать

Получите доступ к бесплатной электронной книге уже сегодня.

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС

Мышление роста против фиксированного мышления

Кто-то с установкой на рост рассматривает интеллект, способности и таланты как нечто, чему можно научиться и что их можно улучшить с помощью усилий. С другой стороны, человек с фиксированным мышлением рассматривает те же самые черты как изначально стабильные и неизменные с течением времени.

Например, начинающему предпринимателю необходимы базовые финансовые навыки для составления бюджета вашего бизнеса и подготовки финансовой отчетности. Если у вас фиксированное мышление, вы можете подумать: «Я никогда не был силен в математике, не говоря уже о финансовых отчетах. Я не создан для того, чтобы вести собственный бизнес».

Теперь представьте, что вы подходите к ситуации с установкой на рост. Вы можете подумать: «У меня нет опыта работы в сфере финансов, но я могу учиться и практиковать эти навыки, пока не почувствую себя способным».

Концепция роста и фиксированного мышления была предложена психологом Кэрол Двек в ее книге 2006 года « Мышление: новая психология успеха ».

По словам Двек, сложные ситуации могут быть катастрофическими для тех, у кого фиксированное мышление, поскольку подразумевается, что если у них еще нет навыков или интеллекта для выполнения задачи, у них нет шансов на улучшение.

Когда вы настроены на рост, вы верите, что можете получить знания и навыки, необходимые для достижения успеха, поэтому каждое испытание превращается в возможность для обучения. Учитывая многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, установка на рост может стать мощным инструментом для достижения успеха вашего предприятия.

Связанные: Предпринимательские навыки, необходимые начинающим владельцам бизнеса

4 причины, по которым предпринимателям необходимо мышление роста

Хотя мышление роста может принести пользу любому, оно крайне важно для предпринимателей. Вот четыре способа, которыми мышление роста может помочь вам при запуске и развитии вашего бизнеса.

1. Это позволяет вам осваивать новые области

Когда вы настроены на рост, ваше прошлое не определяет ваше будущее. Это может быть преимуществом, если у вас есть знания и опыт в другой области и вы хотите заниматься предпринимательством.

Например, Индия Райт, бывший коммерческий банкир и заместитель клерка Верховного суда Вашингтона, округ Колумбия, основала собственную фирму по связям с общественностью и продюсерскую фирму Artiste House. Вместо того, чтобы позволить своей предыдущей карьере определить ее потенциал, она знала, что может выучить язык мира стартапов через практический опыт и прохождение курса Entrepreneurship Essentials.

«Вам нужно найти способы вооружить себя навыками, необходимыми для поддержания вашего бизнеса», — говорит Райт. «Вы инвестируете в собственный успех».

2. Способствует устойчивости

Устойчивость — способность восстанавливаться и преодолевать трудные ситуации — имеет решающее значение в мире предпринимателей. Когда неизбежно возникают проблемы, неудачи и неудачи, выживание вашего бизнеса зависит от вашей настойчивости и способности учиться в сложных ситуациях.

В одном из исследований Двек ее команда проанализировала активность мозга учащихся, анализируя ошибки, которые они допустили в тесте. Люди с установкой на данность не проявляли никакой мозговой активности при анализе ошибок, в то время как мозг людей с установкой на рост демонстрировал активность обработки во время повторения ошибок.

Фиксированное мышление может физически помешать вам учиться на ошибках, в то время как мышление роста может дать вам возможность воспринимать ошибки как возможности для обучения.

3. Это позволяет вам итерировать свой продукт

«Наиболее продуктивно думать о предпринимательстве как об итеративном процессе — способе управления, который включает в себя постоянный поиск выигрышной комбинации возможностей и ресурсов», — говорит Салман в «Основах предпринимательства».

Этот непрерывный процесс проверки идеи, изучения результатов и повторного использования продукта возможен только при наличии установки на рост.

Предприниматель с фиксированным мышлением, скорее всего, расценит отрицательный отзыв как признак того, что у него нет возможности производить ценный продукт. Это может привести к тому, что вы избегаете обратной связи из-за боязни отказа, непроверенных продуктов и плохого соответствия продукта рынку или вообще отказываетесь от предприятия.

Предприниматель с установкой на рост, с другой стороны, получает негативные отзывы и конструктивную критику и использует их для улучшения своего предложения продукции. При установке на рост выявление слабых сторон вашего продукта не приводит к невозможности создать ценный продукт. Скорее, это позволяет вам создать лучшую версию для вашего целевого рынка.

Связанные: 5 шагов для проверки вашей бизнес-идеи

4. Это делает вас скромнее

Наконец, установка на рост постоянно напоминает вам, что всегда есть чему поучиться. Зная, что у вас есть возможность стать лучше, установка на рост поможет вам сохранять скромность на протяжении всего вашего предпринимательского пути.

Это может быть особенно полезно в борьбе с застоем. Потребности, отношение и мотивация людей со временем меняются, поэтому периодически переоценивайте соответствие вашего продукта рынку. Если вы слишком привыкнете к своим первоначальным знаниям, вы можете упустить возможности расти вместе со своей целевой аудиторией и удовлетворять их потребности по мере их возникновения.


Поддержание установки на рост как предпринимателя

Если вы понимаете, что жили с установкой на данность, вы можете переключиться на установку, ориентированную на рост, предоставив себе достаточно возможностей для изучения новых вещей.

Примеры возможностей: общение и обмен знаниями с другими профессионалами, чтение статей и книг по темам, которые вас интересуют, а также мозговой штурм и решение проблем с другими, чтобы получить новые перспективы.

Дополнительно прохождение онлайн-курсов может быть доступным и полезным способом поддержать ваше мышление роста и напомнить себе, что вы можете освоить новые навыки, чтобы сделать ваше предпринимательское предприятие успешным.

Вы заинтересованы в развитии своих предпринимательских навыков? Изучите наш четырехнедельный онлайн-курс Основы предпринимательства и наши другие курсы по предпринимательству и инновациям , чтобы научиться говорить на языке мира стартапов.

Четыре способа преодолеть мышление сравнения – Билал Хафиз

Мы часто обращаемся к другим, чтобы сравнить, противопоставить и оценить успех или неудачу в нашей собственной жизни, и такое мышление может быть невероятно мощной творческой и мотивационной силой. Это укоренилось в нашей биологии, это желание стремиться выше тех, кто нас окружает, и легко поддерживается в нашей культуре социальных сетей — даже прославляется. Тем не менее, ценность мышления сравнения может легко перевесить зависть, ревность и потеря самооценки, чувства, которые разрушают других и, в конечном итоге, нас самих. Но есть способы защититься от этого — вот четыре:

1. Сравните щедрость, а не внешние маркеры успеха

Социальные сети стимулировали мышление сравнения. Думаете, у вас прекрасное тело, хороший дом или отличный выбор для отпуска? Затем опубликуйте его в Facebook и Instagram или скромно хвастайтесь в Twitter и наблюдайте, как позитивные утверждения нахлынут в виде «лайков» и «сердечек». Но подождите, что произойдет, если количество лайков будет низким? Или, что еще хуже, что, если он ниже, чем у ваших друзей? Очень быстро начинают формироваться первые приступы разочарования. Возможно, ваша новая машина оказалась не такой яркой, как вы думали. И мы делаем подобные сравнения не только в социальных сетях. Они могут время от времени появляться и в реальном мире. Что вы чувствуете, когда лично узнаете, что ваш близкий друг добился большого повышения или вдруг стал здоровее и моложе?

Однако, как однажды сказал Оскар Уайльд, «Каждый может сочувствовать страданиям друга, но требуется очень тонкая натура, чтобы сочувствовать успеху друга». мы можем начать с уменьшения триггеров осуждения и зависти, не проверяя так много социальных сетей. И если мы действительно не можем перестать сравнивать, мы можем вместо этого сосредоточиться на актах щедрости, которые совершают наши сверстники. Если вы видите, что кто-то помогает бездомным, скажите им доброе слово. Или, если коллега жертвует деньги на благотворительность, сообщите им, насколько важным было это действие. Вы даже можете сами начать делать то же самое — вы поняли

2. Перестать сравнивать в разговоре

Наш Мышление сравнения действительно проверяется в разговоре. Мы не можем не похвастаться о нашей жизни, когда мы говорим с другими. Это может быть явным, например, когда кто-то описывает свой отпуск, а вы отвечаете, что у вас был отличный отпуск, или это может произойти более незаметно — возможно, вы даже не осознаете, что делаете Это. Таким образом, вы не можете не выделить чьи-то слабости и проблемы в форма «конструктивной обратной связи»? Возможно, подсознательно, какой ты на самом деле говорят, что другой человек недостаточно хорош, а ты лучше.

Простое средство — восхвалять сильные стороны других, а не исправлять их слабости. Гуру менеджмента Питер Друкер сказал то же самое, описывая, как лучше всего управлять другими. Более утонченный подход заключается в использовании ненасильственного общения, которое устраняет суждение из разговора. Здесь вы констатируете факты, выражаете свои чувства и делаете просьбы, а не используете факты для негативного навешивания ярлыков на людей.

3. Если вам нужно сравнивать, сравните себя с собой

Почему сравнивать себя с другими, у которых другие обстоятельства, жизненный опыт, и генетический состав? Другие могут делать то, что просто невозможно. возможно для вас. Что еще более важно, когда вы видите внешний успех кто-то, вы не знаете, что происходит в их головах. Они могут выглядеть успешным, но глубоко несчастным — это обычная ловушка хайлайтов Природа Facebook и Instagram. Он представляет ложную реальность гламура и успех. Но кто-то, кого вы хорошо знаете, это вы сами.

Итак посмотрите на свою жизнь сегодня и сравните ее с прошлым годом. Ты мудрее года назад? Вы здоровее? Таким образом, вы перенаправляете свое сравнение мышление в пределах здоровой границы: вашей собственной жизни. Теперь нам тоже нужно терпеть помните, что в жизни есть свои взлеты и падения. Но плохие времена не длятся вечно и часто сменяются периодами роста. Фильмы часто используют это с помощью «героя» путешествие’. Вспомните Дороти из «Волшебника страны Оз», Люка Скайуокера и Рей из «Звезды». Войны, Нео в «Матрице» или Железный человек в «Мстителях». Все они приступают к путешествие, через которое они в конечном итоге становятся лучшими версиями самих себя. Так стать героем в истории собственной жизни.

4. Наблюдайте и принимайте свои мысли о сравнении для того, что они собой представляют

Большую часть времени мы не осознаем, насколько наш разум сравнивает и судит. Поэтому нам нужно выделить время, чтобы узнать о своем уме. Осознанность и медитация — проверенный временем метод для этого. Выделите десять минут, посидите молча, сосредоточьтесь на своем дыхании и просто наблюдайте за своими мыслями. Это может быть настоящим приключением — вы можете обнаружить, что ваши мысли переходят от эйфории по поводу недавнего успеха к депрессии по поводу некоторых обидных комментариев. Все это время вы просто сидите в тишине. Но с практикой мы можем начать замечать закономерности в том, как наш разум оценивает себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *