20.09.2024

Список социальных ролей: Ошибка 403 — доступ запрещён

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?

Социальная роль личности— модель поведения в связи со своим статусом, позицией личности в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, продавец и покупатель) или же иметь неформальный характер (лидер группы).

Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ролями: ученик, сын, молодой человек, в автобусе — пассажир и т.д.

Многообразие социальных ролей может стать причиной ролевых конфликтов, когда требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Так, социальная роль гражданина современного демократического государства предполагает гуманное отношение к любому человеку, независимо от его национальности и гражданства. В то же время, социальная роль военнослужащего предписывает выполнение приказов командования. Несколько лет назад в прессе обсуждался случай, когда военнослужащий, находившийся в составе группы советских войск в Афганистане, расстрелял нескольких гражданских лиц по приказу командира. Суд счел его виновным.

У выпускника девятого класса могут быть социальные роли:

  • в семье: сын или дочь, брат или сестра, возможно, кормилец или защитник;

  • в школе: ученик, член или активист школьного самоуправления, кружка, молодежной организации; спортсмен и т.д.

  • в компании друзей: юноша или девушка, генератор идей, спорщик, миротворец, лидер и пр.

Противоречия между ролями вам нужно выявить самостоятельно. Разрешить противоречия помогает:

  1. Правильная расстановка приоритетов. Например, если друзья смеются над своим товарищем, что он всегда слушается родителей, то он может исходить из того, что родители имеют больше опыта и желают ему только добра, а приятели меньше знают и притом пытаются использовать его в своих целях.

    Подобный выбор порой портит отношения с приятелями, но помогает молодому человеку стать более независимым.

  2. Работа по выработке в себе нужных качеств. Если старшему брату не удается выполнять роль наставника для младшего из-за того что слишком много времени уходит на выполнение домашнего задания, нужно постараться освоить эффективные приемы работы, позволяющие быстрее справляться с заданиями.

  3. Поиск новых подходов. Например, социальная роль школьного лидера требует от человека больше времени тратить на общественные дела, а роль выпускника требует больше времени отдавать учебе. Можно попробовать придать общественной работе образовательную направленность, чтобы подготовка мероприятий была связана с учебными предметами.

Билет № 28

Ближайшее окружение человека включает семью, трудовую, учебную и другие группы. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей — от 2–3 (например, семья) до 20–30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.

Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности.

По признаку совместной деятельности выделяют виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.

Группы делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют в рамках официальных организаций (например, школьный класс, футбольный клуб). Неформальные группы возникают на основе личных интересов их участников: самодеятельный музыкальный коллектив и т.д.

Группа оказывает большое влияние на психологию и поведение человека. При этом основное воздействие оказывается на подсознание, которое будет оказывать достаточно большое влияние на сознание. Особенно это бывает ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например, в состоянии алкогольного опьянения),когда действиями руководит в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь решающее значение среда, в которой человек живет, а также та социальная среда, где он родился и воспитывался.

Положительное воздействие:

  • отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью;

  • группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

  • от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, развивать положительные черты личности, избавляться от недостатков;

  • группа дает человеку уверенность в себе, положительные эмоции.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Например, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов или в ущерб интересам всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.

Ярким примером такого отрицательного воздействия является групповая этика, когда члены какого-нибудь клуба позволяют себе презрительно относиться к тем, кто не входит в их общество, и т.п.

Иногда мнение группы может сдерживать развитие личности, входящей в ее состав. Существуют несколько способов реагирования человека на давление группы:

  • внушаемость, когда человек бессознательно принимает мнение группы.

  • конформизм — внешнее согласие, но при этом человек может оставаться при своем мнении.

  • нонконформизм — отрицание всего подряд. Конформизм и нонконформизм тесно связаны, т.к. не предполагают наличия собственной активной позиции, а исходят из группового давления.

  • самоопределение личности в группе.

Распределение социальных ролей старшеклассников в учебной деятельности

Понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше этот термин фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей» [1]. В современных условиях термин «социальная роль» активно используется как социальной психологией, так и социологией, поскольку концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Мы полагаем, что исследование социальных ролей школьников в педагогике и психологии позволит повысить эффективность их учебной деятельности.

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Социальная роль- это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус [2]. 

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т. е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружающих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индивидом.

Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего — личность.[3]

Большой интерес представляют  исследования команд Р.М. Белбина, который более 10 лет  занимался экспериментальным построением команд и наблюдениями за ними. Результатом экспериментов явилось введение понятия командных ролей и выделение 8 (позже 9) поведенческих характеристик, помимо существующих функциональных ролей. 

Роль в команде определяется как  тенденция людей вести себя  вносить вклад в работу  и взаимодействовать с окружающими определенным образом. Люди склонны иметь от одной до трёх командных ролей, одна из которых как правило используется индивидом и преобладает над остальными в моменте. В команде человек может играть более одной роли, что затрудняло диагностику и классификацию.[

 Выявлено соответствие между командной ролью и умственными и психологическими характеристиками индивида и его конструкты. Разработаны и опробованы анкеты для определения склонности к той или иной командной роли.

На основе исследований Р. М. Белбина было выявлено 8 командных ролей.

1.Руководитель (Координатор) 

Нужен для организации процесса, руководства, распределения полномочий, принятия решений; Спокоен, уверен в себе, обладает развитым самообладанием; Контролирует продвижение команды к групповым целям; Умеет оптимально использовать ресурсы; Знает в чем заключаются сильные и слабые стороны команды; Жизненные ориентиры – результат, люди, ценности и время.

Мотиватор (Шейпер)

  Лидер, ориентированный на задачи, полон энергии, обладает высокой мотивацией , для которого главное – победа;  Заинтересован в достижении целей и стимулирует остальных к этому; Очень нервозен, общителен, динамичен; «Мотивирует» команду на достижение результата; Не теряет самообладания в напряженной обстановке; Обладает напором и мужеством преодоления препятствий.

Душа команды (Вдохновитель)

Привносит сотрудничество, мягкий, восприимчивый и дипломатичный; Предотвращает потенциальные противоречия; Делает возможным применение навыков членов команды с трудными характерами, улучшает  взаимопонимание между ними;  Умеет слушать, разряжать напряженность;  Жизненные ориентиры – люди, ценности, процесс.

Генератор идей

Привносит креативность, оригинальный, нестандартный; Обладает потрясающим воображением и способен решать труднейшие задачи; Способен создавать огромное количество новых идей; Реализует выдвижение новых идей и стратегий, концептуально, а не в подробностях; Характеризуется высокими умственными способностями и интроверсией;

Снабженец (Исследователь ресурсов)

Экстраверт, полон энтузиазма, коммуникабельный; Жизненные ориентиры – люди, процесс, процедуры, действия, вещи;  Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде, и проведение любых последующих переговоров;  Успешен в ведении переговоров; Подхватывает и развивает идеи других.

Аналитик-Стратег

Трезво мыслит, не эмоционален, предусмотрителен, высокая способность к критическому мышлению; Рассматривает все возможности; Принимает четкие решения, не реагируя на эмоциональные высказывания; Способен как никто оценивать конкурирующие предложения;Склонен к медленному принятию решений в силу необходимости обдумать все детали;  Больше занят поиском истины, чем достижением результата.

Рабочая пчелка( Работник компании)

Консервативен, обладает развитым чувством долга, предсказуем; Реализует претворение концепций и планов в практические рабочие действия; Реализует систематическое и эффективное выполнение согласованных планов; Выполняют работу, которую никто не хочет делать.

Контролер(Педант)

Старателен, методичен, добросовестен, невротичен; Обеспечивает максимальную защиту команды от ошибок, связанных как с работой, так и с упущениями; Ищет деятельность, для которой нужна степень внимания, превышающая обычную;  Доводит работу до конца; Предоставляет работу вовремя. 4]

 

Для того чтобы понять, кому из группы старшеклассников принадлежит та или иная роль, ученики, сдающие ЕГЭ по обществознанию, прошли методику Р.М. Белбина «Изучение командных ролей», направленную на выявление командной роли, которую ученики готовы принять сами на себя. Но помимо роли, которую ученик сам принимает, существуют роли, которые дает ему класс и учитель. На основе этого, данной группе было предложено так же оценить и своих одноклассников, а учителю — учеников.

 В исследовании приняло участие 10 старшеклассников школы № 58 города Кирова. Данное исследование проводилось в  2015-2016 учебном году. Результаты исследования представлены в таблице 1.

                                    Таблица 1

Распределение командных ролей старшеклассников 

На основании этих данных, мы можем сделать вывод о том, что даже в малой группе, состоящей из 10 представителей, ее участник, порой, играет несколько социальных ролей в одном контексте. В связи с этим, может возникнуть диссонанс, так как, учитель будет требовать от ученика, например, педантичности, в то время как класс, будет считать его исключительным генератором идей, а сам ученик позиционирует себя рабочей пчёлкой.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, следующее:

  1. У старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9 ожидания учителя, самого ученика и одноклассников сходятся и дается роль «Рабочей пчелки»;
  2. Старшеклассник под номером 10, как и учитель считает себя «Рабочей пчелкой»;
  3. Класс и учитель ожидают от старшеклассника под номером 2, что он будет «Вдохновителем»;
  4. Класс ожидает от старшеклассников под номерами 7 и 10, что они будут «Руководителями» группы;
  5. В группе, по мнению учителя и учеников, нет «Мотиватора» и «Аналитика»;
  6. По мнению группы «Вдохновителем» может быть старшеклассник под номер 4, а «Генератором идей» — старшеклассник под номером 1;
  7. Старшеклассники под номерами 4 и 8 готовы на себя принять роль «Вдохновителя».

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации для повышения эффективности деятельности группы по подготовке к ЕГЭ по отдельному предмету:

        Роли –это и сильные и слабые стороны каждого человека, они есть, как и другие особенности, и надо их использовать, а не комплексовать. Для наиболее эффективного взаимодействия с другими людьми, надо представлять свои роли и роли других членов команды, необходимо уметь адаптироваться к ситуации, переключаться между ролями, когда это возможно, ведь хороший командный игрок может продуктивно работать и в несвойственной ему роли. 

    Старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9, 10 на факультативах можно  использовать в роли соведущих, т.к. у них, по мнению группы, присутствуют организаторские способности, практичность, энергичность, самодисциплина. Старшеклассника под номером 10 также можно использовать в роли руководителя. А вот старшеклассников под номерами 2, 4 и 8, результативнее всего использовать как вдохновителей, которые способны нести ответственность, создавать и поддерживать командный дух. Учителю необходимо попробовать дать старшеклассникам под номерами 1 и 4 проявить себя как генераторам идей, т.е. предлагать делать информационные листы и газеты на ту или  иную тему занятия, чаще давать возможность отвечать на сложные задачи. Так же, самому учителю необходимо принять на себя роль мотиватора, т.е. человека, который дает внутренний импульс и готовность бороться с инертностью, бездейственностью, самоуспокоенностью, или самообманом учеников, использовать различные формы проведения факультативных занятий.

Данные рекомендации были использованы в ходе обучения группы на факультативах по обществознанию. Их эффективность подтвердилась при анализе результатов промежуточных ЕГЭ по предмету «Обществознание» (таблица 2). 

Таблица 2 

Результаты промежуточных ЕГЭ по предмету «Обществознание» 

Номер ученика

Начало учебного года

3-я четверть учебного года

1

2,80

3,85

2

3,40

4,20

3

4,15

5

4

3,70

4,45

5

4,20

4,93

6

4,80

5

7

4,15

4,70

8

3,90

4,40

9

3,75

4,30

10

4,59

5

 

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что грамотное распределение социальных  командных ролей в группе старшеклассников при обучении способствует эффективному усвоению знаний, а, следовательно, успешности в учебной деятельности.

Примеры социальных ролей и их значение

Хотите знать, какие примеры социальных ролей существуют в обществе?

Социальные роли — это набор предписанных моделей поведения, которые человек должен демонстрировать для сохранения своей идентичности и отношений в социальной группе.

Социальные роли варьируются от мужа до работы на стройке, чьего-то ребенка и многого другого. В зависимости от ситуации люди часто играют различные социальные роли в своей повседневной жизни.

Однако социальные роли могут различаться в зависимости от культуры или социальной группы. Их также можно рассматривать как набор правил, которым люди должны следовать, чтобы быть принятыми другими и сохранить определенный статус-кво.

В этой статье рассматриваются некоторые общие социальные роли, которые мы играем в обществе.

Примеры социальных ролей

1. Лидер

Лидеры существуют в каждом организованном сообществе. Социальная роль таких людей состоит в том, чтобы организовывать, устанавливать правила и осуществлять власть.

Лидер — это опытный член сообщества или организации с исключительными лидерскими качествами. Они необходимы для обеспечения четкой социальной иерархии и цепочки принятия решений.

Например, сообщество может быть организовано в виде иерархии только с одним лидером (например, президентом или премьер-министром) или может быть организовано в виде группы лидеров (например, совета директоров).

Однако среди групп друзей часто нет лидера, а лидером обычно является тот друг, который наиболее уверен в себе, харизматичен, напорист или любим.

2. Последователь

Не может быть лидеров без последователей, и хотя последователи не так важны для общества, как лидеры, они также играют важные социальные роли, такие как слушание, наблюдение и обучение.

Последователи признают власть лидера, следуют его указаниям и выполняют задачи, поставленные лидером. Например, политической партии нужны как лидер, так и сторонники, которые верят в идеи партии и будут организовывать, сплачивать и голосовать за лидера.

3. Родитель

Быть родителем — один из наиболее важных примеров социальных ролей. Они главные наставники своих детей.

Они передают нравы, ценности и обычаи следующему поколению, чтобы культура могла передаваться из поколения в поколение.

4. Учащийся

Основная социальная роль каждого учащегося – учиться, посещать занятия и учиться. Фактически, некоторые сообщества определяют и защищают эту роль.

Например, правительство Австралии предоставляет студентам ежемесячную стипендию для обучения без необходимости работать.

Это демонстрирует, как общество оценило важность этой функции. Студенты необходимы, потому что они станут врачами, юристами и другими работающими профессионалами, которые будут поддерживать жизнь общества.

5. Сын/дочь

Роль сына или дочери является продолжением родительской роли. Ожидается, что они будут взаимодействовать с обществом определенным образом и иметь защищенное положение в обществе.

Детям, например, не разрешается работать, и они обязаны посещать школу. Они также должны чтить и лелеять своих родителей.

6. Супруг (супруга)

Супруга обязана поддерживать и заботиться о выбранной им второй половинке или партнере. Эта социальная роль ценится, а также пользуется особым престижем.

В некоторых обществах супружеские пары получают финансовые льготы, такие как возможность указывать часть своего дохода в отдельных налоговых декларациях.

7. Волонтер

Волонтер – это человек, который бесплатно предлагает свои услуги обществу. Добровольцы подчиняются координатору, чтобы повысить ценность общества

Во многих отношениях они необходимы каждому сообществу и играют решающую роль в оказании помощи нуждающимся, особенно во время кризисов.

Хотя волонтерам не платят, они могут получать как частную, так и государственную поддержку в знак благодарности.

Например, правительство может пожертвовать каски пожарным-добровольцам, или местная кофейня может предоставить волонтеру бесплатный кофе.

8.

Учитель

Учителя несут ответственность за передачу знаний и навыков следующему поколению. Их основные социальные роли заключаются в обучении, управлении занятиями в классе и обеспечении эффективной академической среды для своих учеников.

Однако с годами роль учителей изменилась, так как теперь они должны учить студентов мыслить логически и критически, а не просто передавать академические знания.

9. Практикующий врач

Практикующий врач, такой как врач, хирург, медсестра и т. д., также является одним из наиболее важных примеров социальных ролей.

Они обладают всесторонними знаниями о вопросах, связанных со здоровьем, и даже поддерживают нашу жизнь. Их роль состоит в том, чтобы оказывать неотложную помощь, диагностировать болезни, лечить больных и давать советы, связанные со здоровьем.

Общество без врачей приведет к снижению продолжительности и качества жизни. В результате врачи играют особую роль. И благодаря своему уникальному положению врачи часто хорошо оплачиваются и высоко ценятся в своих сообществах.

10. Журналист

Журналисты, как и историки, ведут учет. Они записывают новости, интерпретируют текущие события и составляют редакционные статьи. Однако журналисты часто сообщают новости и исследуют текущие события, представляющие интерес для их читателей.

Журналисты также являются весьма влиятельными членами общества. Иногда они настолько эффективны в раскрытии правды и привлечении к ответственности сильных мира сего, что их ошибочно сажают в тюрьму, а иногда и сажают в тюрьму.

11. Политик

Избранные политики определяют, как работает общество, и они несут ответственность за представление своего сообщества. Политики принимают законы, привлекают избирателей и отстаивают интересы жителей.

В западных демократиях все группы представлены парламентариями, которые принимают законы от их имени.

Следовательно, если вы живете в консервативном городе, вы можете ожидать, что ваш представитель проголосует в соответствии с этими идеалами. То же самое относится и к либеральным районам.

Несколько выборных должностных лиц, таких как ваш губернатор, местный представитель и сенатор, также могут представлять вас напрямую.

12. Офицер закона

Это авторитетные лица, ответственные за принятие моральных решений, соблюдение закона и оказание неотложной помощи людям в сообществе.

В результате они имеют доступ к привилегиям, недоступным для широкой публики, таким как право производить аресты и проводить обыски по своему желанию.

В других обстоятельствах другой человек может взять на себя роль авторитетной фигуры. На рабочем месте руководит начальник. Дома это может быть родитель.

Часто задаваемые вопросы

Почему социальные роли важны?

Как человеческие существа, нам нужны нормы, чтобы направлять и направлять наше поведение в обществе, следовательно, потребность в социальных ролях.

Как ты можешь нарушать свою социальную роль?

Вы можете нарушить свою социальную роль, если не сыграете свою роль должным образом.

Почему важно следовать этим социальным ролям?

Важно знать свою ценность и цель в жизни, которые будут определять вашу карьеру и быть полезным членом общества.

Как меняются социальные роли в обществе?

Социальные роли могут меняться под влиянием времени и общественного давления.

Заключение

В обществе существует множество ролей, и большинство из этих социальных ролей связаны с различными ролями, обязанностями и ожиданиями, которые необходимо выполнять.

Следовательно, важно играть свою роль, чтобы способствовать бесперебойной работе нашего общества.

Надеюсь, вам была интересна эта статья. Вы также можете прочитать, чтобы узнать свою роль в вашем сообществе и как внести изменения.

Спасибо за внимание.

Социальные роли и социальные нормы

Есть много способов, которыми люди могут влиять на наше поведение, но, возможно, один из самых важных заключается в том, что присутствие других создает ожидания

Мы не ожидаем, что люди будут вести себя беспорядочно, но будут вести себя определенным образом в определенных ситуациях. Каждая социальная ситуация влечет за собой свой особый набор ожиданий относительно «правильного» поведения. Такие ожидания могут варьироваться от группы к группе.

Эти ожидания становятся очевидными, когда мы смотрим на роли, которые люди играют в обществе.

Социальные роли — это роль, которую люди играют как члены социальной группы. С каждой социальной ролью, которую вы принимаете, ваше поведение меняется, чтобы соответствовать ожиданиям, которые вы и другие люди имеете в отношении этой роли.

По словам Уильяма Шекспира:

Все миры — сцена,

И все мужчины и женщины просто игроки:

У них есть свои выходы и свои входы;

И один человек в свое время играет много ролей.

Эти строки отражают суть социальных ролей. Подумайте, сколько ролей вы играете за один день, например, сын, дочь, сестра, брат, студент, работник, друг и т. д. Каждая социальная роль несет в себе ожидаемое поведение, называемое нормами.

Социальные нормы

Социальные нормы — это неписаные правила убеждений, взглядов и поведения, которые считаются приемлемыми в определенной социальной группе или культуре.

Нормы дают нам ожидаемое представление о том, как вести себя и действовать, чтобы обеспечить порядок и предсказуемость в обществе. Например, мы ожидаем, что студенты придут на урок вовремя и закончат свою работу.

Идея норм дает ключ к пониманию социального влияния вообще и конформизма в частности. Социальные нормы – это принятые стандарты поведения социальных групп.

Эти группы варьируются от дружбы и рабочих групп до национальных государств. поведение, которое соответствует этим нормам, называется конформизмом, и в большинстве случаев роли и нормы являются мощными способами понимания и предсказания того, что люди будут делать.

Существуют нормы, определяющие соответствующее поведение для каждой социальной группы. Например, студенты, соседи и пациенты в больнице знают о нормах поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *