11.04.2025

Жизненные шансы это: Жизненные шансы это

Содержание

Введение — Общество неравных возможностей: социальная структура современной России

Новости

Книги издательства

Как купить

Издание книг на заказ

Об издательстве

Сотрудничество

Встречи с издателем

Наши авторы

Избранные главы

Рецензии

In English

Общество неравных возможностей: социальная структура современной России

Новинка

Н.Е. Тихонова, С.В. Мареева, В.А. Аникин, Ю.П. Лежнина, А.В. Каравай, Е.Д. Слободенюк

2022 г.

В последнее время во всем мире отмечается резкий всплеск интереса к теме неравенства. Если еще 10–20 лет назад эта проблема волновала западных ученых преимущественно в контексте международных сравнений, а негативные оценки неравенств относились к развивающимся странам, то начиная с 2010-х годов об «экстремальных» и «плохих» неравенствах всерьез заговорили уже и применительно к развитым странам. В еще большей степени обсуждение неравенств и их проявлений актуализировалось в связи с последствиями пандемии коронавируса. При этом в мировой науке появляется все больше работ, посвященных проблемам усиления не только неравенства доходов, но и неравенства возможностей между людьми. Уже не только специалистам становится очевидным, что неравенства могут иметь целый ряд непрямых негативных последствий — искажать стимулы к накоплению человеческого капитала, снижать социальную мобильность, способствовать утрате мотивации к труду, существенно препятствовать реализации многих других социально значимых общественных целей. Другими словами, чисто экономические неравенства постепенно уступают место неравенствам жизненных шансов в различных областях жизни.
Одновременно с этим трансформируется и само пространство немонетарных возможностей и лишений — на фоне традиционных появляются новые их виды, а с точки зрения анализа социальной стратификации положение людей все чаще дифференцируется не только по тем возможностям, которые у них есть, но и по лишениям, которые они испытывают, или рискам, которые им угрожают.

Все это ставит новые вопросы при изучении социальной структуры современных обществ. Исследовательская парадигма современных исследований социальной структуры должна учитывать многомерный и подчас противоречивый характер социального неравенства, характеризующегося как монетарными, так и немонетарными измерениями. При этом задачи таких исследований уже не могут ограничиваться лишь простым описанием различий (социальной дифференциации), а должны быть направлены на изучение социальной стратификации, т. е. композиции различных слоев и групп в контексте неравенства их жизненных возможностей и рисков, а также определение горизонтального или вертикального характера этой композиции.

Отдельной задачей современного исследования проблем социального неравенства видится учет его национальной или региональной специфики. Ключевым здесь является вопрос о том, какая модель стратификационной системы характеризует конкретное общество или локальное сообщество.

Как известно, в современной научной литературе до сих пор не сложилось единого мнения о том, какая модель стратификации присуща современной России, хотя для отечественной социологии вопрос о социальном неравенстве вообще и социальной структуре российского общества в частности традиционно выступает одним из ключевых. Весьма распространенным взглядом на конфигурацию социального неравенства является убеждение, согласно которому современное российское общество — неклассовое. Главная аргументация данной позиции исходит из тезиса о том, что в капиталистическом обществе классовая принадлежность детерминируется через позицию в производственных отношениях, регулируемых рынком, однако в постсоветской России условия для этого либо еще не созданы, либо существенно деформированы под действием нерыночных сил.

Более взвешенная позиция состоит в том, что социальная структура российского общества складывается под влиянием как рыночных, так и нерыночных факторов. Осмысление этих процессов нашло свое отражение в многообразии теоретических взглядов на модель стратификации постсоветской России. Одни ученые говорят о ренессансе сословной стратификационной системы; другие указывают на ключевую роль отношений «власть-собственность» как базовой черты постсоветского неоэтакратизма; третьи применяют различные концепции классового анализа, утверждая, что в России уже сложились ядра классов, каждое из которых имеет свою специфику.

Авторы предлагаемой читателям монографии надеются, что их коллективный труд позволит прояснить ряд вопросов, относящихся к проблематике структуры современного российского общества. В монографии мы обращаемся к относительно новому для российских исследований, но имеющему фундаментальные теоретико-методологические основания и берущему свое начало еще от работ М. Вебера подходу к анализу стратификации и социальной структуры на основании жизненных шансов.

Концепция жизненных шансов и рисков, на наш взгляд, имеет большой потенциал для исследований социальной стратификации. Жизненные шансы как признаки имеющихся дополнительных по отношению к средней существующей в обществе норме возможностей, а также жизненные риски как индикаторы определенных лишений или ограничений, также рассматриваемых как отклонения от социетальной «нормы», могут выступать в современном мире в качестве самостоятельных индикаторов для определения позиции индивида в социальной структуре, а не только являться следствием занятия им той или иной позиции. Пространство жизненных шансов и рисков многомерно; в нем можно выделить несколько ключевых «осей социальных координат», комплексно характеризующих положение индивида и не сводящих его только лишь к экономическому положению или позиции в производственных отношениях.

Подобный подход открывает широкие возможности для анализа социальной структуры и социальной стратификации современного общества. Доминирование в жизни определенных групп населения совокупных шансов или рисков позволяет выделить основные элементы вертикальной социальной иерархии — страты, качественно различающиеся своим положением в социальном пространстве. Анализ различных вариантов композиции жизненных шансов и рисков в разных сферах позволяет также построить модели социальной структуры общества, сочетающие вертикальную и горизонтальную стратификацию. Кроме того, такой подход позволяет четче представить себе структуру российского общества с учетом образа жизни и повседневных реалий составляющих его массовых социальных групп в условиях, когда не решен еще вопрос о самом типе этой структуры.

Особую актуальность целесообразности построения модели стратификации российского общества по жизненным шансам и рискам, а также анализу особенностей отдельных групп в ее составе придает специфика нынешнего этапа социально-экономического развития страны. Период после выхода из экономического кризиса 2014—2016 гг.

можно было охарактеризовать как «негативную стабилизацию» — доходы населения прекратили свое падение, однако их стабилизация произошла на более низком уровне, чем до кризиса. Последовавший за этим коронакризис привел к дальнейшему ухудшению социально-экономической ситуации, отразившемуся, в частности, в сокращении реальных доходов населения, усложнении ситуации на рынке труда, снижении показателей социального самочувствия граждан и пр. В этих условиях остро встают вопросы не только о количественных оценках уровня доходов россиян, но и о том, в чем проявляются в первую очередь отклонения депривированных слоев от социальной «нормы», какими шансами и рисками характеризуется повседневная жизнь различных групп, как их соотношение определяет доступные для россиян поведенческие стратегии, влияет на их оценку общественных неравенств и роли государства. Более того, поскольку возможности дальнейшего развития России в условиях глобальных технологических и социально-экономических трансформаций во многом зависят от потенциала ее населения, который, в свою очередь, тесно связан с возможностями и лишениями, характеризующими жизнь представителей разных социальных групп, то жизненные шансы и риски населения во многом определяют и «коридор возможностей» для различных сценариев будущего страны, влияя на готовность и возможности разных социальных групп поддержать тот или иной вектор развития, включаясь в инициативы, предлагаемые государством.

В теоретическом плане предложенный подход вносит вклад в дискуссию о новых индикаторах и механизмах стратификации, «работающих» в условиях современной России, а также характере сложившейся в ней социальной структуры. Несмотря на важность и фундаментальность этой темы, серьезных работ, посвященных поиску моделей стратификации современного российского общества и комплексной характеристике социальных групп в ее составе (особенностям их повседневной жизни, нормам и идентичностям, поведенческим стратегиям и т. д.), особенно с привлечением материалов недавних эмпирических исследований, почти нет. В последнее время в отечественной литературе традиционно больше внимания уделяется отдельным социальным группам — например, бедным или среднему классу. При этом практически отсутствуют попытки комплексного анализа социальной структуры российского общества с учетом новых форм социального неравенства.

Важно отметить, что дискуссии об усилении неравенства в развитых странах часто обращаются к проблеме отрыва немногочисленной «верхушки» от основной массы населения. Это касается, прежде всего, концентрации доходов и богатства в руках верхних 1–5% населения — проблеме, безусловно, актуальной и для России. По степени концентрации доходов и богатства наша страна является одним из лидеров на международном фоне, о чем говорят данные целого ряда международных исследований. Более того — о состоящей максимум из нескольких процентов населения страны «верхушке» общества говорят даже как о «правящем классе» или особом сословии. Однако проблема социальных неравенств, лежащих в основе социальной структуры современного российского общества, не сводится к противостоянию этой «верхушки» и массовых слоев населения. Она гораздо глубже и сложнее — ведь остальное население также сильно дифференцированно между собой, причем не только по доходам, но и по тем реальным возможностям и жизненным шансам, которые существуют в их жизни, а также тем депривациям и рискам, которым они подвергаются. Эти различия не так очевидны и не так «бьют в глаза», поэтому обычно не становятся предметом научного анализа, хотя заслуживают самого серьезного внимания.

Именно к дифференциации массовых слоев населения в контексте неравенства возможностей в экономических и внеэкономических сферах мы и хотели бы поэтому обратиться в данной книге, оставив «за скобками» как верхние несколько процентов россиян, не попадающих в массовые опросы и характеризующиеся совсем иной моделью жизни, так и представителей «социального дна».

Общая логика предлагаемой читателю книги выстроена следующим образом. Первый раздел посвящен методологии и методике построения моделей социальной стратификации по основанию жизненных шансов и рисков с учетом как их многочисленности, так и их композиции. В нем представлен подробный обзор использующихся в российской и зарубежной литературе теоретико-методологических подходов к анализу жизненных шансов и рисков индивидов в различных областях. Затем описана авторская методология построения вертикальной модели стратификации российского общества на основании учета жизненных шансов и рисков в четырех ключевых сферах жизни (экономическое положение, ситуация на работе, возможности сохранения и наращивания человеческого потенциала, потребление и досуг). Предложенный подход позволил выделить три страты, различающиеся возможностями и лишениями, характеризующими их повседневность. Особое внимание уделено общей характеристике полученной модели социальной стратификации, в том числе ее специфике в пространственном измерении, а также динамике в последние годы. Представлен анализ состава трех страт и социальной мобильности их представителей. Отдельным фокусом внимания выступило также сравнение представителей наименее благополучной страты с бедными, выделенными в рамках официально принятого в России до 2021 г. подхода, основанного на использовании прожиточного минимума. В первом разделе представлены и результаты построения апостериорной модели структуры российского общества на основе композиции жизненных шансов и рисков в отдельных сферах, реализованного с помощью байесовских методов латентного классового анализа.

Второй раздел книги посвящен детальному сравнительному анализу трех страт, выделенных на основе концепции жизненных шансов. В нем рассматриваются специфика ресурсообеспеченности их представителей, а также характерные для них социально-экономические адаптационные стратегии. Логичным продолжением этого сюжета стал анализ объективных и субъективных факторов, определяющих дифференциацию жизненных шансов и рисков, проведенный с помощью методов эконометрического анализа. Несколько глав второго раздела посвящены также субъективным особенностям выделенных страт — проанализированы нормы, ценности и идентичности их представителей, восприятие ими социальной структуры и социальных неравенств в современной России, а также их запрос к социальной политике государства.

Реализация столь непростого замысла стала возможна в том числе благодаря использованию для анализа богатой эмпирической базы. Ее основу составили данные широко известного во всем мире Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ НИУ ВШЭ) за ряд лет с выборкой более 9000 респондентов в каждой волне, а также данные нескольких волн общероссийского Мониторинга Института социологии ФНИСЦ РАН за 2015—2021 гг. (выборка в 2015—2018 гг. — 4000, в 2020—2021 гг. — 2000). Кроме того, в работе использовались данные ряда тематических общероссийских репрезентативных исследований Российского независимого института социальных и национальных проблем, Института комплексных социальных исследований РАН и Института социологии ФНИСЦ РАН разных лет, выборка которых была разной по численности, но идентичной по построению выборке Мониторинга Института социологии ФНИСЦ РАН. За основу эмпирического анализа был выбран 2018 г., который позволил обеспечить, во-первых, прямое сравнение баз Мониторинга ФНИСЦ РАН и РЭЗ НИУ ВШЭ в силу сопоставимости использовавшихся индикаторов, и, во-вторых, как относительно стабильный некризисный год, позволяющий получить картину, не искаженную ситуационными социально-экономическими изменениями, которые с разной скоростью могли разворачиваться в разных социальных группах в другие годы. Однако по ряду сюжетов (там, где это позволял эмпирический материал) динамика отслеживалась нами до 2021 г. включительно.

В заключение хотелось бы выразить нашу искреннюю благодарность директору Института социологии ФНИСЦ РАН и научному руководителю ФНИСЦ РАН академику М. К. Горшкову за предоставленные для исследования данные и неизменную поддержку нашего научного коллектива на всех этапах его работы. Благодарность хотелось бы выразить и директору Института социальной политики НИУ ВШЭ Л. Н. Овчаровой, при поддержке которой была проведена значительная часть работы авторов по данному направлению, а также руководителю РМЭЗ НИУ ВШЭ П. М. Козыревой за ее неизменно доброе отношение к нашим начинаниям. Особо хотелось бы отметить и то, что исследование стратификации по жизненным шансам и рискам, результаты которого представлены в данной книге, явилось одной из составных частей проекта, осуществленного при финансовой поддержке Российского научного фонда.

1. Революции и жизненные шансы

1. Маркс нигде не излагал эту теорию систематически. И в

позднейших публикациях, как и в случае со столь многими

своими социальными теориями, он добавил к ней мало нового.

Поэтому остается ссылаться прежде всего на сравнительно ран-

ние тексты: <Нищета философии> (1846) и <Коммунистичес-

кий манифест> (1848), добавляя к ним главным образом знаме-

нитое предисловие к <Критике политической экономии> 1859 г.

2. <Так как человек… непосредственно побуждается неот-

вратимой, неприкрашенной, абсолютно полновластной нуж-

дой — практическим выражением необходимости — к возму-

щению против этого нечеловеческого существования, пролета-

риат может и должен освободить сам себя>. Так написано в

<Святом семействе>. В моей книге <Маркс в перспективе>

(1953; 2-е изд. под загл. <Идея справедливого в мышлении

Карла Маркса>. Ганновер, 1971) я рассматриваю на с. 88 и сл.

это и другие подобные места у Маркса.

3. Экономическое развитие Никарагуа до и после револю-

ции сравнительно хорошо документировано. Я опирался здесь

в первую очередь на два исследовательских отчета: Gibson В.

Stabilization Policy in Nicaragua // WIDER Projeet on Stabiliza-

tion and Adjustment Programs. United Nations University, July

1986; Mayorga F.J. The Economic Trajectory of Nicaragua

1980-1984 — An Overview // Occasional Papers Series. № 14.

Latin American and Caribbean Center, Florida International Uni-

versity, 1986. Цитируемый экономист — Майорга. Вероятно, в

нарисованной им картине несколько недооценивается влияние

США и гражданской войны. Гибсон дает правдоподобную

оценку сравнительного значения внутренних и внешних фак-

торов: <Политика стабилизации в Никарагуа сводится ныне

к вопросу, как сделать доступным большее количество ре-

сурсов в ходе процесса реконструкции, который все больше

тормозится ухудшающимися terms of trade* и настоящим

внутренним конфликтом из-за вызванного революцией пере-

структурирования>. Все это уже история, но от этого не

менее интересно.

4. Книга называется <Poverty and Famines> (Oxford:

Clarendon Press, 1981). <Более поздняя статья>, о которой го-

*Условиями торговли (англ.) (Примеч. пер.).

265

ворится ниже, называется <Food, Economics and Entitlements>

и была опубликована в разных местах, скорее всего ее, вероят-

но, можно найти в <Lloyds Bank Review> (1986. April). С тех

пор Сен в интересующей нас области выдвинул еще более ин-

тересный тезис, согласно которому голод невозможен в стра-

нах, где есть свободная пресса. Если бы его удалось доказать,

это значило бы, что абсолютно не экономические права —

гражданские — имеют огромный практический эффект. В

1986 г. Институт WIDER Университета Объединенных Наций

провел в Хельсинки симпозиум, посвященный теории Сена, ма-

териалы впоследствии были изданы WIDER.

5. Nozick R. Anarchy, State and Utopia. New York: Basic

Books, 1974; Mead L.M. Beyond Entitlement: The Social Obliga-

tions of Citizenship. New York: Free Press, 1986.

6. В первоначальном английском варианте этой книги я го-

ворил об entitlements и provisions. Для последнего слова нет

удовлетворительного перевода. Я выбрал <обеспечение>, не-

смотря на технический оттенок значения этого слова и труднос-

ти при образовании множественного числа.

7. Hirsch F. Social Limits to Growth. London: Routledge &

Kegan Paul, 1977. Подробный разбор тезисов Хирша см.: Di-

lemmas of Liberal Democracies: Studies in Fred Hirsch ‘s Limits

to Growth / Ed. by A.Ellis, K.Kumar. London-New York:

Tavistock, 1983. Хирш выдает свою экономистскую сущность

тем, что рассматривает <позиционные блага> как не подлежа-

щие изменению по определению или, по крайней мере, не под-

дающиеся изменениям в реальной действительности: то, что не

поддается количественно-экономическому анализу, по Хиршу,

есть данность, заданная раз и навсегда. Это к вопросу об отно-

шении изменений прав и изменений их обеспечения. Для наше-

го анализа Хирш интересен прежде всего там, где он показыва-

ет, чего не в силах сделать экономический рост.

8. <О естественном прогрессе богатства> — название пер-

вой главы <Исследования природы и причин богатства наций>

А.Смита, откуда взяты эта и следующие цитаты.

9. Hayek F., von. The Constitution of Liberty. Chicago: Uni-

versity of Chicago Press, 1960. P. 46; Heilbroner R.L. The Na-

ture and Logic of Capitalism. New York-London: W.W.Norton,

1985. P. 45; Hirsch F. Social Limits to Growth. Passim.

10. Этот вопрос служит темой анализа Германии Гарольдом

Джеймсом (A German Identity 1770-1980. London: Weiden-

feld & Nicolson, 1989). Автор приходит к выводу, что немецкая

демократия для многих слишком тесно связана с экономичес-

ким успехом, чтобы быть по-настоящему стабильной.

11. Это намек на три важные теории современного эконо-

мического развития, а именно — <Протестантскую этику и дух

266

капитализма> Макса Вебера, <Природу массовой бедности>

Джона Гэлбрайта и <Теорию экономического развития> Йозе-

фа Шумпетера. Есть и другие, менее эффектные теории. Дан-

ная ссылка призвана пояснить, что концентрация на вопросах

прав в этой книге — тоже своего рода ограничение; существует

обширная литература по вопросам обеспечения.

12. <Оптимистический> анализ этого отношения см.: Ber-

ger P. The Capitalist Revolution: Fifty Propositions About Pros-

perity, Equality and Liberty. New York: Basic Books, 1986.

Скептическую позицию занимают Сэмюэл Боулс и Герберт

Гинтис (Capitalism and Democracy: Property, Community and

the Contradictions of Modern Social Thought. New York: Basic

Books, 1986). Взвешенный анализ см.: Heilbroner R. The Na-

ture and Logic of Capitalism.

13. Проведенное Исайей Берлином различие между <нега-

тивной> и <позитивной> свободой (Two Concepts of Liberty //

Berlin l. Four Essays on Liberty. London-Oxford: Oxford Uni-

versity Press, 1969) и его определение рестриктивной, негатив-

ной свободы встретили заслуженную похвалу и часто анализи-

ровались. Однако их недостаточно. Понятие шанса может дать

нам больше.

14. Lebenschancen. Anlaufe zur sozialen und politischen

Theorie. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1979. Книга сначала вышла

на английском языке под заглавием <Life Chances> (London:

Weidenfeld & Nicolson, 1979). Определения можно найти на с.

50 и сл. немецкого издания; далее это понятие рассматривается

подробнее, прежде всего его трактовка Максом Вебером.

15. Наиболее серьезную попытку измерения прав и их обес-

печения сделал Партха Дасгупта (Well-Being and the Extent of

its Realization in Poor Countries // Economic Journal. 1990. Sup-

plement. P. 1-32), однако эта попытка страдает тем недостат-

ком, что ступенчатый характер прав исчезает при их оценке по

непрерывной шкале, и главная их особенность теряется.

16. Цитаты взяты из <Манифеста Коммунистической пар-

тии> К.Маркса и Ф.Энгельса (ч. 1: <Буржуа и пролетарии>) и

<Демократии в Америке> А. де Токвиля (ed. by J.M.Mayer.

Garden City: Doubleday, 1969. P. 12, 15, 17). Вот полные текс-

ты цитат, из которых составлена компиляция:

<Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революцион-

ную роль> (Маркс, Энгельс).

<Вся эта книга написана под воздействием своего рода ре-

лигиозного страха и навеяна зрелищем этой неотвратимой рево-

люции, опрокидывающей любое препятствие и шагающей впе-

ред и вперед по руинам, которые она сама же оставила> (Ток-

виль).

267

<Когда нациями Европы мирно управляла власть королей,

поддерживаемая дворянством, общество наслаждалось, при

всей его сомнительности, своего рода счастьем, которое сегодня

трудно понять и воссоздать> (Токвиль).

<Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разру-

шила все феодальные, патриархальные, идиллические отноше-

ния. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы,

привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и

не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого

интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоисти-

ческого расчета потопила она священный трепет религиозного

экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальнос-

ти> (Маркс, Энгельс).

<После того как мы отказались от общественного устройст-

ва наших предков и оставили позади их институты, идеи и

обычаи, все вместе и каждый в отдельности, что поставили мы

на их место?> (Токвиль).

<Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения,

вместе с сопутствующими им, веками освященными представле-

ниями и воззрениями разрушаются, все возникающие вновь

оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все

сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и

люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми

глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отно-

шения> (Маркс, Энгельс).

<Верующие борются против свободы, а друзья свободы на-

падают на религию; души благородные и великодушные про-

славляют рабство, низкие и угодливые — превозносят незави-

симость; честные и просвещенные граждане становятся врагами

всякого прогресса, тогда как люди, лишенные нравственности и

чувства патриотизма, разыгрывают апостолов цивилизации и

просвещения> (Токвиль).

17. В своей статье <Умереть в Джонстауне> (Europaisches

Archiv fur Soziologie. 1979. Bd. XX. #2) Жан Бехлер созна-

тельно исследует чрезмерную тягу вождя к самоубийству и без-

законный образ жизни его сторонников таким образом, что на-

прашивается аналогия с Гитлером и последним годом войны.

18. Цитаты из маленькой заметки Канта <Что есть просве-

щение?> и предисловия к работе Макса Вебера <Протестант-

ская этика и дух капитализма>.

жизненных шансов: определение и теория

жизненных шансов: определение и теория | StudySmarter

StudySmarter — универсальное учебное приложение.

4.8 • Рейтинг +11k

Более 3 миллионов загрузок

Бесплатно

Жизненные шансы

СОДЕРЖАНИЕ :

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Все мы знаем, что определенные факторы, такие как уровень образования или доход, могут оказывать существенное влияние на вашу повседневную жизнь. Но знаете ли вы, что они также могут влиять на ваши общие жизненные шансы?

    • Сначала мы рассмотрим определение жизненных шансов.
    • Затем мы рассмотрим теорию жизненных шансов в социологии с упором на Макса Вебера.
    • Мы рассмотрим несколько примеров неравенства жизненных шансов.
    • Наконец, мы рассмотрим различные социологические взгляды на жизненные шансы.

    Определение жизненных шансов в социологии

    Давайте сначала проясним, что мы подразумеваем под «жизненными шансами» в социологии.

    Жизненные шансы человека относятся к его шансам «преуспевать» на протяжении всей жизни. Это может включать ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, финансы, карьеру, жилье, здоровье и т. д. физическое и психическое здоровье и многое другое.

    Жизненные шансы могут включать в себя такие результаты, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, карьера, жилье, здоровье и т. д. которые влияют на них. Это связано с тем, что разные социальные группы имеют разные жизненные шансы в зависимости от их положения в обществе.

    Жизненные шансы: Макс Вебер

    Понятие «жизненные шансы» впервые было введено одним из отцов-основателей социологии Максом Вебером, который говорил о том, как оно соотносится с социальной стратификацией. Согласно Веберу, чем выше ваш социально-экономический статус, тем выше ваши жизненные шансы.

    Например, люди из высшего и среднего класса имеют лучший доступ ко многим учреждениям/услугам, которые улучшают качество жизни, т.е. более качественное здравоохранение, образование, жилье и т. д., чем люди из рабочего класса. Это означает, что у представителей более высоких социальных классов, как правило, больше жизненных шансов, чем у представителей более низких социальных классов.

    Факторы, которые могут повлиять на жизненные шансы людей, включают:

    • Социальный класс
    • Пол
    • Этническая и культурная группа
    • Сексуальная ориентация
    • Возраст
    • (Инвалидность)
    • Религия

    Жизненные шансы: примеры неравенства

    Есть много областей, в которых люди, особенно из рабочего класса или из более бедных семей, могут иметь неравные жизненные шансы по сравнению с другим. Вот некоторые из них:

    • Более низкая ожидаемая продолжительность жизни при рождении
    • Более высокий уровень младенческой смертности
    • Более высокий уровень заболеваемости
    • Худшие результаты обучения
    • Низкий уровень доходов и благосостояния
    • Более высокий уровень бедности
    • Более низкое качество жилья
    • Худшие условия труда
    • Более низкие перспективы трудоустройства и продвижения по службе

    пересекается с другими аспектами личности или опыта человека. Например, вероятность попасть в бедность или жить в ней может усугубляться (повышаться) такими факторами, как пол, этническая принадлежность, инвалидность и так далее.

    Уменьшение жизненных шансов в одной области жизни человека может значительно ухудшить его шансы в других областях. Группа действий по борьбе с детской бедностью (2016 г.) обнаружила, что низкие доходы и лишения могут напрямую влиять на результаты обучения детей. В отчете, опубликованном Independent Review on Poverty and Life Chances (2010), также показано, что раннее развитие детей, определяемое семейным положением, оказывает наибольшее влияние на их жизненные шансы.

    Жизненные шансы и неравенства в отношении здоровья

    Некоторые из наиболее серьезных неравенств, с которыми сталкиваются люди, связаны с последствиями для здоровья. Это связано с тем, что неблагополучие в других аспектах жизни может в конечном итоге нанести ущерб здоровью человека.

    Например, люди с высшим образованием имеют лучшее здоровье и живут дольше, чем те, у кого его нет.

    Неравенство в отношении здоровья может быть результатом других социальных неравенств, таких как доход, условия труда, образование, уровень жизни и так далее.

    Люди могут столкнуться с неравенством в отношении здоровья в результате более низких шансов на жизнь в других областях.

    Социологические взгляды на жизненные шансы

    Социологи, придерживающиеся разных точек зрения, по-разному смотрят на то, какие социальные факторы оказывают наибольшее влияние на жизненные шансы.

    Марксисты, например, считают, что социальный класс является, прежде всего, первичным фактором в капиталистических обществах, построенных на классовой иерархии.

    С другой стороны, феминистки утверждают, что угнетение по признаку пола наиболее значимо в патриархальном обществе.

    Жизненные шансы – ключевые выводы

    • Жизненные шансы человека означают его шансы «преуспеть» в жизни. Это может включать ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, финансы, карьеру, жилье, физическое и психическое здоровье и многое другое.
    • Разные социальные группы имеют разные жизненные шансы, в зависимости от их положения в обществе. Согласно Максу Веберу, чем выше ваш социально-экономический статус, тем выше ваши жизненные шансы.
    • Факторы, которые могут повлиять на жизненные шансы людей, включают социальный класс, пол, этническую принадлежность и культуру, сексуальную ориентацию, возраст, инвалидность и религию.
    • Есть много областей, в которых люди, особенно из рабочего класса или бедняков, могут испытывать неравные жизненные шансы по сравнению с другими.
    • Социологи разных взглядов по-разному смотрят на то, какие социальные факторы оказывают наибольшее влияние на жизненные шансы.

    Часто задаваемые вопросы о жизненных шансах

    Жизненные шансы человека относятся к его шансам «преуспевать» на протяжении всей жизни. Это может включать ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, финансы, карьеру, жилье, здоровье и т. д. физическое и психическое здоровье и многое другое.

    Примеры неравенства жизненных шансов включают:

    • Более низкую ожидаемую продолжительность жизни при рождении
    • Более высокий уровень младенческой смертности
    • Более высокий уровень заболеваемости
    • Худшие результаты обучения
    • Более низкий уровень дохода и более высокий уровень благосостояния
    • 21
    • 21
    • бедность
    • Более низкое качество жилья
    • Худшие условия труда
    • Более низкие перспективы трудоустройства и продвижения по службе

    Различные социальные группы имеют разные жизненные шансы в зависимости от их положения в обществе. Согласно Максу Веберу, чем выше ваш социально-экономический статус, тем выше ваши жизненные шансы.

    Понятие «жизненные шансы» впервые было введено одним из отцов-основателей социологии Максом Вебером, который говорил о том, как оно соотносится с социальной стратификацией.

    Возраст человека может повлиять на его жизненные шансы и результаты. Например, некоторые пожилые люди, которым приходится жить только на пенсии, могут оказаться в бедности или не иметь доступа к хорошему медицинскому обслуживанию.

    Последняя викторина о шансах на жизнь

    Вопрос

    Что мы подразумеваем под жизненными шансами?

    Показать ответ

    Ответ

    Жизненные шансы человека относятся к его шансам «преуспевать» на протяжении всей жизни. Это может включать ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, финансы, карьеру, жилье, здоровье и т. д. физическое и психическое здоровье и многое другое.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Закончить предложение: разные социальные группы имеют разные жизненные шансы:

    Показать ответ

    Ответ

    В зависимости от их положения в обществе.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какой выдающийся социолог ввел термин «жизненные шансы»?

    Показать ответ

    Ответ

    Макс Вебер

    Показать вопрос

    Вопрос

    Чем выше ваш социально-экономический статус, тем хуже ваши жизненные шансы. Это:

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Вопрос

    Лучше ли качество жизни у представителей высшего и среднего класса? Объясните, почему да или почему нет.

    Показать ответ

    Ответ

    Люди из высшего и среднего класса имеют лучший доступ ко многим учреждениям/услугам, которые улучшают качество жизни, напр. более качественное здравоохранение, образование, жилье и т. д., чем люди из рабочего класса.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Перечислите некоторые факторы, которые могут повлиять на жизненные шансы людей.

    Показать ответ

    Ответ

    Факторы, которые могут повлиять на жизненные шансы людей, включают:

    • Социальный класс
    • Пол
    • Этническая и культурная группа
    • Сексуальная ориентация
    • Возраст
    • (Инвалидность)
    • Религия

    0 Показать вопрос

    Вопрос

    Какой из них является примером неравенства жизненных шансов?

    Показать ответ

    Ответ

    Более низкая ожидаемая продолжительность жизни при рождении

    Показать вопрос

    Вопрос

    Заполните пропуски: Важно отметить, что на жизненные шансы может еще больше повлиять, когда ____ пересекается с другими аспектами ____ или опыта человека. Например, вероятность попасть в бедность или жить в ней может быть ____ с учетом таких факторов, как пол, этническая принадлежность, инвалидность и т. д.

    Показать ответ

    Ответ

    Социальный класс, идентичность обострилась.

    Покажите вопрос

    Вопрос

    Приведите доказательства того, как снижение жизненных шансов в одной области жизни человека может повредить его шансам в других сферах.

    Показать ответ

    Ответ

    Группа действий по борьбе с детской бедностью (2016 г.) обнаружила, что низкие доходы и лишения могут напрямую влиять на результаты обучения детей. В отчете, опубликованном Independent Review on Poverty and Life Chances (2010), также показано, что раннее развитие детей, определяемое семейным положением, оказывает сильнейшее влияние на их жизненные шансы.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Неравенство в отношении здоровья может быть результатом каких других социальных неравенств?

    Показать ответ

    Ответ

    Неравенство в доходах, условиях труда, образовании, уровне жизни и так далее.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что марксисты говорят о социальных факторах, влияющих на жизненные шансы?

    Показать ответ

    Ответ

    Марксисты считают, что социальный класс является, прежде всего, первичным фактором в капиталистических обществах, построенных на классовой иерархии.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Феминистки утверждают, что угнетение по признаку пола является одним из, но не самым значительным фактором, влияющим на жизненные шансы в патриархальном обществе. Это:

    Показать ответ

    Ответ

    Показать вопрос

    Вопрос

    Заполните пропуски: Лица с высшим образованием имеют ____ и ____, чем те, у кого его нет.

    Показать ответ

    Ответ

    Лучшее здоровье, живите дольше.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Понимание жизненных шансов может улучшить наше понимание чего?

    Показать ответ

    Ответ

    Класс, неравенство и расслоение.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Равномерно ли распределены жизненные шансы в обществе?

    Показать ответ

    Ответ

    Нет, это не так. Разные социальные группы имеют разные жизненные шансы в зависимости от их положения в обществе.

    Показать вопрос

    Подробнее о жизненных шансах

    Откройте для себя подходящий контент для ваших предметов

    Не нужно жульничать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!

    Учебный план

    Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.

    Тесты

    Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.

    Карточки

    Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.

    Заметки

    Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.

    Учебные наборы

    Все учебные материалы в одном месте.

    Документы

    Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.

    Study Analytics

    Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.

    Еженедельные цели

    Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.

    Умные напоминания

    Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.

    Награды

    Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.

    Волшебный маркер

    Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.

    Умное форматирование

    Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.

    Социальная мобильность | Введение в социологию

    Результаты обучения

    • Опишите, как неравенство возможностей измеряется жизненными шансами и уровнем жизни
    • Опишите виды социальной мобильности

    Шансы на жизнь

    Концептуализация социального класса Макса Вебера исследует класс, статус и власть. К настоящему времени мы знаем, что все общества имеют механизм ранжирования или стратификации своих членов и что это расслоение неодинаково с точки зрения вознаграждений и выгод. Вебер использовал термин  шансы на жизнь ( Lebenschancen на немецком языке) для описания возможностей повысить свое положение в структуре социального класса. Категории, влияющие на жизненные шансы, включают социальный класс, в котором родился человек, географическое положение, семейное происхождение, расу, этническую принадлежность, возраст и пол.

    Рассмотрим жизненные шансы ребенка, родившегося в Сирии сегодня. Сирия — одна из самых жестоких стран в мире, и миллионы сирийцев были перемещены или являются беженцами, ищущими убежища в других странах. Какие жизненные шансы предоставляются сирийским детям?

    Рассмотрим жизненные шансы ребенка, рожденного в семье Кеннеди в Массачусетсе, которую называют «высшей династией Америки»  [1] , по сравнению с жизненными шансами ребенка, рожденного в бедной семье в Миссисипи. Ребенок Кеннеди рождается в классе, статусе и власти, имея в своей расширенной семье президента США, трех сенаторов США, четырех представителей США и одного члена кабинета министров США. Этот мальчик или девочка будет посещать элитные частные школы-интернаты, путешествовать по миру и столкнется с возможностями, в значительной степени неизвестными его или ее коллеге из Миссисипи. Теперь представьте, что ребенок, родившийся в Миссисипи, является афроамериканцем, и его предки были издольщиками, жившими по законам Джима Кроу, и чьи более поздние предки боролись с Движением за гражданские права. Этот ребенок, скорее всего, будет посещать государственные школы с недостаточным финансированием и наблюдать, как его или ее родители борются с экономическими трудностями, пытаясь найти постоянную работу и получить медицинское обслуживание. Более чем вероятно, что он или она столкнется с расизмом с самого раннего возраста.

    Смотреть

    Попробовать

    Социальная мобильность

    Люди часто воодушевляются и поражаются способностью людей преодолевать чрезвычайно трудное воспитание. Мариано Ривера, признанный лучшим запасным питчером в истории, сделал бейсбольную перчатку из картона и ленты, потому что его семья не могла позволить себе настоящую. Элис Коучман выросла с ограниченными ресурсами, и ей было отказано в доступе к тренировочным базам из-за ее расы; она бегала босиком и построила собственное снаряжение для прыжков в высоту, прежде чем стать первым чернокожим спортсменом (и одним из первых американских легкоатлетов), выигравшим олимпийское золото. Пеле, возможно, самая трансформирующая фигура в футболе, научился игре, используя вместо мяча носок, набитый тряпкой. Вот некоторые из историй, рассказанных в документальных фильмах или биографиях, призванных вдохновлять и делиться проблемами неравного воспитания. По сравнению с общей численностью населения число людей, которые вырываются из бедности и становятся очень успешными, невелико, а число тех, кто становится богатым, еще меньше. Системные барьеры, такие как неравное образование, дискриминация и отсутствие возможностей, могут замедлить или уменьшить способность человека продвигаться по карьерной лестнице. Тем не менее, люди, получившие высшее образование, получившие повышение по службе или вступившие в брак с кем-то с хорошим доходом, могут продвигаться в социальном плане.

    Социальная мобильность  относится к способности людей менять положение в системе социальной стратификации. Когда люди улучшают или понижают свой экономический статус таким образом, что это влияет на социальный класс, они испытывают социальную мобильность. Люди могут испытывать восходящую или нисходящую социальную мобильность по разным причинам. Восходящая мобильность  относится к увеличению или сдвигу вверх, когда они переходят из более низкого социально-экономического класса в более высокий. Напротив, люди испытывают нисходящая мобильность  когда они переходят из более высокого социально-экономического класса в более низкий. Некоторые люди скатываются вниз из-за неудач в бизнесе, безработицы или болезни. Уход из школы, потеря работы или развод могут привести к потере дохода или статуса и, следовательно, к нисходящей социальной мобильности.

    Нередко разные поколения семьи принадлежат к разным социальным классам. Это известно как межпоколенческая мобильность . Например, у руководителя высшего класса могут быть родители, принадлежащие к среднему классу. В свою очередь, эти родители могли быть воспитаны в более низком классе. Модели межпоколенческой мобильности могут отражать долгосрочные социальные изменения.

    С другой стороны, внутрипоколенческая мобильность  относится к изменениям в социальной мобильности человека в течение его жизни. Например, богатство и престиж одного человека могут сильно отличаться от их братьев и сестер.

    Структурная мобильность  происходит, когда социальные изменения позволяют целой группе людей двигаться вверх или вниз по социальной лестнице. Структурная мобильность связана с изменениями в обществе в целом. В первой половине двадцатого века индустриализация расширила экономику США, повысив уровень жизни и приведя к вертикальной структурной мобильности почти для всех. В течение полутора десятилетий двадцать первого века рецессии и аутсорсинг рабочих мест за границей способствовали уходу американцев с рынка труда (BLS 2021) [2] . Многие люди испытали экономический спад, породив волну структурной мобильности вниз.

    Анализируя тенденции и движения социальной мобильности, социологи рассматривают все виды мобильности. Ученые признают, что мобильность не так распространена или ее легко достичь, как думают многие.

    Стратификация социально-экономических классов

    В прошлом столетии в Соединенных Штатах наблюдался неуклонный рост уровня жизни , уровня богатства, доступного для приобретения необходимых материальных благ и удобств для поддержания определенного образа жизни. Уровень жизни в стране зависит от таких факторов, как доход, занятость, класс, уровень грамотности, уровень смертности, уровень бедности и доступность жилья. Страна с высоким уровнем жизни часто отражает высокое качество жизни, что в Соединенных Штатах означает, что жители могут позволить себе дом, машину и брать отпуск. В конечном счете уровень жизни определяется богатством и распределением богатства в стране, а также ожиданиями граждан в отношении своего образа жизни.

    В большинстве стран богатство распределено неравномерно. В Соединенных Штатах небольшая часть населения имеет средства на самый высокий уровень жизни. Самый богатый один процент населения владеет одной третью национального богатства, в то время как нижние 50 процентов американцев владеют только двумя процентами. Те, кто находится между ними, от 50 до 90 процентов самых богатых людей, владеют почти двумя третями национального богатства (Федеральная резервная система, 2021 г.) [3] .

    Многие считают Соединенные Штаты «обществом среднего класса». Они думают, что некоторые люди богаты, некоторые бедны, а большинство довольно обеспечены, находясь в середине социальных слоев. Подняться из низших классов в средний класс означает осуществить американскую мечту. По этой причине ученые особенно обеспокоены сокращением среднего класса. Хотя средний класс по-прежнему значительно больше, чем низшие и высшие классы, он сократился с 69процентов в 1971 году до 51 процента в 2020 году. утверждают, что наиболее серьезной угрозой относительно высокому уровню жизни в США является упадок среднего класса. Богатство среднего класса также сокращалось в последние десятилетия. Его доля в богатстве упала с 32 процентов в 1983 году до 16 процентов в 2016 году (Horowitz, Igielnik, & Kochhar 2020) [4] .

    Богатые люди часто получают самое лучшее образование, имеют доступ к лучшему медицинскому обслуживанию и потребляют больше всего товаров и услуг. Кроме того, богатые люди также обладают властью принимать решения в своей повседневной жизни, потому что деньги дают им доступ к лучшим ресурсам. Напротив, многие люди с более низкими доходами получают меньше образования и неадекватного медицинского обслуживания и имеют меньше влияния на обстоятельства своей повседневной жизни.

    Кроме того, десятки миллионов женщин и мужчин с трудом могут платить за квартиру, покупать еду, находить работу и оплачивать базовое медицинское обслуживание. Женщины, которые являются одинокими главами домохозяйств, как правило, имеют более низкий доход и более низкий уровень жизни, чем их замужние или одинокие коллеги-мужчины. Это всемирное явление, известное как феминизация бедности , которое признает, что женщины непропорционально составляют большинство людей, живущих в бедности во всем мире, и имеют более низкий уровень жизни. В Соединенных Штатах женщины составляют примерно 56 процентов американцев, живущих в бедности. Одной из причин такой разницы является борьба матерей-одиночек за обеспечение своих детей. Каждая четвертая незамужняя мать живет в бедности (Bleiweis, 2020) [5] . Разрыв в заработной плате, широко обсуждаемый в главе «Работа и экономика», также способствует гендерному неравенству в бедности.

    В Соединенных Штатах бедность чаще всего называют относительным, а не экстремальным показателем. Чрезвычайная ситуация Нищета  это экономическое состояние, при котором семья или отдельный человек не могут позволить себе предметы первой необходимости, такие как еда и кров, так что повседневное выживание находится под угрозой. Относительная бедность  – это экономическое состояние, при котором доход семьи или отдельных лиц на 50 % меньше среднего среднего дохода. Этот доход иногда называют уровнем бедности или чертой бедности. Например, в 2021 году бедность на одного человека составляла 12 880 долларов США на одного человека, 17 420 долларов США на пару и 26 500 долларов США на семью из четырех человек (ASPE 2021) 9. 0434 [6] .

    Как богатая развитая страна, Соединенные Штаты инвестируют в ресурсы для обеспечения основных потребностей нуждающихся в рамках ряда федеральных и государственных программ социального обеспечения. Эти программы предоставляют продовольственную, медицинскую и денежную помощь. Временная помощь нуждающимся семьям (TANF) предоставляет денежную помощь. Цель TANF — помочь семьям с детьми достичь экономической самодостаточности. Взрослые, получающие помощь, должны подпадать под определенный уровень дохода, обычно половину уровня бедности, установленного государством. Финансирование TANF идет на уход за детьми, поддержку родителей, которые работают или учатся необходимое количество часов в неделю, и другие услуги. TANF ограничен по времени. Большинство штатов предоставляют помощь только на срок до 5 лет (CBPP) [7] .

    Одной из самых известных программ является Программа дополнительной продовольственной помощи (SNAP), администрируемая Министерством сельского хозяйства США и ранее известная как Программа продовольственных талонов. Эта программа началась во времена Великой депрессии, когда голодающим раздавали нетоварную или излишнюю еду. Он не был официально оформлен до 1961 года, когда президент Джон Ф. Кеннеди инициировал пилотную программу талонов на питание. Его преемник Линдон Б. Джонсон сыграл важную роль в принятии Закона о продовольственных талонах в 1919 г.64. В 1965 г. продовольственную помощь получили более 500 000 человек. В разгар пандемии в 2020 году участие достигло 43 миллионов человек.

    Смотреть

    Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о социальной мобильности. В видео рассказывается об исследованиях, начатых в 1982 году Карлом Александром, Дорис Энтвисл и Линдой Олсон. Они наблюдали за 800 первоклассниками в Балтиморе в течение двадцати пяти лет и изучали влияние их социально-экономического статуса на всю их жизнь.

    Попробуй

    Подумай об этом

    • Отслеживай социальную стратификацию своего генеалогического древа. Отличалось ли социальное положение ваших родителей от социального положения ваших бабушек и дедушек, прадедов и прадедов? Отличается ли ваш класс от вашего социального положения, и если да, то чем? Какие аспекты вашего социального положения позволяют вам принадлежать к определенному социальному классу?
    • Как лонгитюдное исследование, проведенное Александром и Энтвислом, помогает нам понять «длинную тень бедности», особенно среди расовых меньшинств?

    глоссарий

    нисходящая мобильность:
    понижение социального класса
    феминизация бедности:
    высокий и растущий процент женщин, несущих бремя бедности во всем мире
    межпоколенческая мобильность:
    разница в социальном классе между разными поколениями семьи
    внутрипоколенческая мобильность:
    разница в социальном классе для одного человека в течение его жизни
    жизненные шансы:
    возможностей для человека улучшить качество жизни
    социальная мобильность:
    способность менять положение в системе социальной стратификации
    структурная подвижность:
    социальное изменение, позволяющее целой группе людей двигаться вверх или вниз по классовой лестнице
    Восходящая мобильность:
    увеличение — или сдвиг вверх — в социальном классе

    Поддержите!

    У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

    Улучшить эту страницуПодробнее


    1. Hess, S. 2019. «America’s Top Dynasty?» http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/09/11/AR2009091101831.html?noredirect=on ↵
    2. Уровень участия гражданского населения в рабочей силе, Бюро трудовой статистики США, https:// www.bls.gov/charts/employment-situation/civilian-labor-force-participation-rate.htm, по состоянию на 15 марта 2021 г. ↵
    3. Распределение богатства домохозяйств в США с 1989 г. (без даты) Федеральная резервная система. Получено 21 марта 2021 г. с https://www.federalreserve.gov/releases/z1/dataviz/dfa/distribute/chart/#quarter:124;series:Net%20worth;demographic:networth;population:7;units:shares. ; диапазон: 2005.4, 2020.4. ↵
    4. Горовиц, Дж. М.; Игельник Р.; и Кочхар Р. (9 января 2020 г.). Тенденции неравенства доходов и богатства. Исследовательский центр Пью. https://www.pewresearch.org/social-trends/2020/01/09/trends-in-income-and-wealth-inequality/ ↵
    5. Блейвейс, Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *