20.09.2024

Восприятие пространства: Восприятие пространства

Восприятие пространства

Восприятие пространства — Образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.

Восприятие пространства включает в себя:

— восприятие отдаления,

— восприятие расстояния между объектами,

— восприятие направления,

— восприятие величины объектов,

— восприятие формы объектов.

Соответствующие примеры:

— мы оцениваем примерное расстояние до виднеющегося газетного киоска (мы еще раздумываем — идти до него или нет),

— мы оцениваем расстояние от газетного киоска до киоска с мороженым (у нас в планах сначала купить газету, а потом мороженое),

— прохожий показывает нам рукой в сторону ближайшей станции метро (мы сопоставляем направление вытянутой руки с местностью),

— вдали показались две темный фигуры, мы присмотрелись — фигуры маленькие, возможно, что это дети,

— присмотрелись к форме силуэтов, точно — дети.

Восприятие пространства занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты материального мира находятся в пространстве, также в пространстве происходят и разного рода явления, например стихийные бедствия или выборы в парламент. Пространственные свойства присущи всем предметам и многим явлениям.

Если берется один объект, то к его пространственным свойствам относятся величина и форма. Если объект рассматривается в связи с другими объектами, то сюда добавляется положение в пространстве, направление, расстояния.

Восприятие пространства — очень сложный процесс. Так, чтобы лишь оценить величину объекта, требуется сопоставить величину его изображения на сетчатке глаза с расстоянием до объекта. Чем больше изображение предмета на сетчатке глаза и чем при этом отдаленнее объект, тем большим он нам кажется.

Если взять два одинаковых объекта, например стулья, и один разместить ближе, а другой дальше, то эти стулья мы будем воспринимать одинаковыми по размеру. В этом случае размер изображения стульев на сетчатке будем различаться, однако наш мозг выполняет корректировку по расстоянию. Если взять два разных по величине объекта, например обычный стул и детский стульчик, и большой предмет разместить метрах в десяти от наблюдателя, а маленький — прямо под носом, то размер отображения маленького объекта на сетчатке может быть больше изображения большого, однако мы все равно видим, что маленький стул меньше большого.

Природа не наградила нас абсолютно точным восприятием размера объектов. Указанная выше корректировка осуществляется точно на расстоянии до 10-15 метров. Размеры более отдаленных объектов мы оцениваем значительно грубее. Нас выручает жизненный опыт. Наблюдая фигуру взрослого человека, стоящего на расстоянии ста метров от нас, мы понимаем, что он не может быть высотой пятьдесят сантиметров или трех метров. Если вдали мы видим менее очевидные объекты, например некий растущий куст, то мы оцениваем его размер в сравнении с рядом находящимися объектами.

Нечего и говорить, что природа не одарила нас возможностью оценить хотя бы с точностью до порядка размеры небесных тел: луны, солнца и тем более звезд.

Способность довольно точно воспринимать размер объекта вне зависимости расстояния от него получило название явления константности восприятия размера.

Зрительное восприятие, хотя и очень хорошо справляется со своими обязанностями, тем не менее далеко от идеала. Помимо того, что на значительном удалении размеры объектов становится угадать сложнее, имеется и ряд других «недоделок».

Эти проблемы наиболее очевидно проявляются при наблюдении за так называемыми зрительными иллюзиями. Так, например, вертикальные линии нам кажутся больше таких же, но горизонтальных. Это объясняется тем, что мы, хотя и живем в трехмерном пространстве, тем не менее больше локомоций (движений всего тела целиком) совершаем в плоскости: ходим, бегаем, плаваем, едем на транспорте. Даже самолет большую часть времени проводит в горизонтальном полете.

Светлые объекты нам кажутся несколько больше темных. То, что расположено рядом с крупным объектом, кажется меньше. Выше расположенные объекты кажутся больше. Если рядом разместить трехмерный шар и двухмерный круг одинакового диаметра, то круг будет казаться больше. Есть и другие иллюзии.

Существует также константность восприятия формы. Если книгу повернуть боком, то нам не кажется, что некогда широкая книга стала размером с закладку. Также если собеседник слегка отвернул свое лицо — нам не кажется, что его лицо моментально стало безобразным. Физиологический механизм обеспечения константности восприятия формы изучен еще не до конца.

Восприятие формы в значительной степени зависит от нашего жизненного опыта. Если мы видели в своей жизни тысячу канализационных люков, то наблюдая сбоку очередной люк, изображение которого на сетчатке глаза имеет форму эллипса, а не круга, мы тем не менее более, чем уверены, что люк круглый. Хотя (теоретически) люк мог бы быть в форме эллипса.

Наше восприятие как бы поворачивает вещи, расположенные под углом. Своим сознанием мы уже понимаем истинную форму предметов. Мы идем по улице и видим круги и прямоугольники, а не эллипсы и параллелограммы. Это тоже одна из самых интересных особенностей нашего восприятия. Она почти целиком базируется на нашем жизненном опыте, потому что сугубо аналитически было бы очень сложно повернуть объект. Для того, чтобы можно было бы развернуть аналитически крышку колодца, надо было бы: оценить ширину эллипса, высоту эллипса, расстояние до самой ближней точки эллипса, расстояние до самой отдаленной точки эллипса. Даже если бы наше восприятие было способно с высокой точностью оценить эти величины, потребовалась бы обработка этой информации, весьма сложная. Однако мы уже знаем, что канализационные крышки круглые, поэтому отбрасываем все варианты эллиптических крышек и таким образом получаем, что диаметр круглой крышки равен ширине видимого эллипса. Этот замечательный результат дается лишь благодаря нашей способности вертеть в восприятии и сознании наблюдаемые объекты.

С отдалением воспринимаемого объекта его форма упрощается для нас, исчезают мелкие детали, углы скругляются. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника возле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т. е. углы закругляются.

В восприятии пространства активно участвует бинокулярное зрение. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами и когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета па сетчатке левого и правого глаза будет несколько различно. Одно и то же мы видим под разными углами зрения. К тому же, что интересно, один глаз может видеть то, что не видит другой.

Можно провести небольшой эксперимент. Наблюдая большую толпу людей, например в метро или на площади, можно попеременно открывать один глаз и закрывать другой. Можно заметить, что некоторые люди, стоящие в отдалении, видны лишь одним глазом.

В этом, кстати, состоит одна из основных проблем просмотра трехмерных фильмов через анаглифические очки (красно-синие): некоторые мелкие объекты могут замерцать красным или синим цветом, потому что для одного глаза изображение на пленке существует, а для другого нет.

Бинокулярное зрение — не единственная возможность, дающая нам способность оценивать расстояние до объектов. Если по той или иной причине человек смотрит лишь одним глазом, он все равно может оценивать расстояние до объектов. Дело в том, что глаз — оптическая система, как и объектив он вынужден перестраиваться для восприятия разных по удаленности объектов. Хрусталик напрягается и расслабляется (что называется аккомодацией), чтобы обеспечить адекватное сведение лучей. По величине этого напряжения наше восприятие также способно ориентироваться.

В этом, кстати, кроется вторая и самая критическая проблема так называемых 3d-фильмов. Дело в том, что современные технологии позволяют обманывать лишь бинокулярное зрение. Второй механизм остается не задетым — в начале сеанса глаз фокусируется на экране, и больше хрусталик свою форму существенно не меняет. Бинокулярное зрение для восприятия более точный и «авторитетный» инструмент, однако если его долго обманывать, возникает так называемая «3d-слепота» (трехмерные фильмы опять начинают казаться плоскими).

При восприятии пространства значение имеет свет и тень на наблюдаемых объектах. Особенно это важно при восприятии формы объектов. Если мы, например, вдали видим большой круглый объект неизвестного характера, то это может быть шар или цилиндр, лежащий боком. Если на круглом объекте мы не видим игры теней, то делаем вывод, что это, скорее всего, цилиндр. Если игра теней есть, при этом характерная для шара, делаем вывод, что это шар.

Игра теней настолько важна в животном мире, что некоторые живые существа в процессе эволюции обрели способность маскироваться с помощью манипулирования своей раскраской. У маскирующегося животного выступающие части (например спина) становятся более темными, а впадины наоборот осветляются. Бабочки наоборот с помощью раскраски своих крыльев делают их более объемными и заметными.

Восприятие пространства не ограничивается лишь зрительным восприятием. Также активно задействован слуховой и вестибулярный аппарат. Известно, что летучие мыши используют ультразвуковую локацию окружающего пространства, чтобы не врезаться в препятствия. То же делают и некоторые птицы, например стрижи саланганы, хотя уже и с помощью обычных звуков. Человек, конечно, обычно так не делает (хотя в некоторых случаях это оправдано, например при изучении пещер) — в основном мы применяем слух для определения направления на источник звука и оценки расстояния до него.

Вестибулярный аппарат, который, как известно, расположен во внутреннем ухе и имеет вид трех (по числу размерностей пространства) заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвнгательпыми мышцами, и каждое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. При быстрых изменениях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом.

Существует и обратная связь между зрением и вестибулярным аппаратом. При продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Взаимосвязь вестибулярного и глазодвигательного аппаратов, проявляющаяся в оптико-вестибулярных рефлексах, входит в качестве одного из самых существенных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства.

Важно понимать, что восприятие пространства не делится на восприятие «визуального пространства» и «слухового пространства». Мы воспринимаем одно пространство. Визуальные, слуховые и прочие сигналы тесно переплетаются между собой, интегрируются в общую картину.

Восприятие пространства не ограничивается лишь восприятием расстояния, размеров и форм отдельных объектов. В восприятии пространства важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу, что еще более усложняет восприятие пространства. Такой сложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует, естественно, столь же сложной организации мозгового аппарата, осуществляющего центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Если немного копнуть в историю психологии, то в ней, как пишет С.Л. Рубинштейн, было две позиции по отношению к восприятию пространства. Было два лагеря: нативисты и генетисты. Сторонники нативизма считали, что восприятие пространства врожденно. Имелась при этом в виду врожденность не идеи пространства в духе априоризма, а аппаратов для его восприятия. По существу утверждалось, что пространство имеет первичный, не производный по отношению к чувственному содержанию характер.

Генетисты утверждали, что восприятие пространства и в особенности третьего измерения, глубины, является продуктом развития, личного опыта. В понимании генетистов это означало, что оно есть нечто производное, получающееся в результате если не ассоциации, то слияния (В. Вундт) непространственных элементов — ощущений, в результате постепенно развивающегося истолкования сенсорных локальных знаков.

«Нативисты в доказательство своего тезиса указывали на то, что еще никогда никому не удалось констатировать наличие совершенно непространственных восприятии или ощущений: каждое чувственное качество воспринимается всегда где — то, т. е. в какой — то пространственности. Основной аргумент генетистов заключался в том, что восприятие пространства, в частности оценка расстояний, у детей, например, менее совершенна, чем у взрослых (пример сына В. Прейера, который тянулся ручкой, чтобы достать луну), и с возрастом развивается. Для разрешения вопроса пытались прибегнуть к помощи патологии. Наблюдения над восприятием пространства оперированных слепорожденных показали, что, когда пациент через двое суток после операции впервые открыл глаза, он видел «световое поле», через несколько дней — «полупрозрачные водяные шары», являвшиеся кругами светорассеяния от неправильной аккомодации. Но и через несколько недель удаленность видимых предметов оценивалась оперированными больными еще очень неточно: плоскостных и трехмерных фигур (круг и шар) они не различали; перспективного уменьшения отдаленных предметов на картине не понимали; движущиеся предметы казались им больше покоящихся. Нормальное восприятие пространственных свойств и отношений устанавливалось лишь постепенно, шаг за шагом.

Трудно решить, в чью пользу говорят эти результаты. Нативист мог бы сослаться на то, что с самого начала воспринималось «световое поле»; восприятие было пространственно. Но генетист мог констатировать, что восприятие пространства лишь постепенно уточнялось».

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Восприятие пространства и времени — Юридическая психология

Юридическая психология
Просмотров: 6194

Восприятие пространства

Восприятие пространства состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей.

Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет сравнение его величины с хорошо известной величиной других предметов. Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей).

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект.

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не воспринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы, тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения происходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения зависит также от движения глаз и головы.

Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета — стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в секунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).

Восприятие времени

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений.

Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последовательных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной реальности. Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных — переоценивается. Преуменьшение времени всегда является результатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.

Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями природы (смена дня и ночи, времен года и др. ) и в организме человека (обмен веществ, газообмен и др.).

Rating: ( 0 Rating )

Joomla SEF URLs by Artio

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138. 1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

 

Заявка

Имя

Телефон

Сообщение

Заявка

пространственное восприятие | Британика

восприятие пространства

Смотреть все медиа

Похожие темы:
эхолокация вертикальность амодальное восприятие достоверное восприятие восприятие глубины

Просмотреть весь связанный контент →

восприятие пространства , процесс, посредством которого люди и другие организмы осознают относительное положение своих собственных тел и объектов вокруг них. Восприятие пространства дает сигналы, такие как глубина и расстояние, которые важны для движения и ориентации в окружающей среде.

Люди интересовались восприятием объектов в космосе по крайней мере с древних времен. В Древней Греции было распространено мнение, что объекты можно увидеть, потому что они испускают то, что представлялось непрерывным рядом чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном изображении; они попадали в глаза и сливались с воспринимаемой картиной.

Столетия экспериментальных исследований привели к более устойчивой концепции, согласно которой пространство описывалось в терминах трех измерений или плоскостей: высоты (вертикальная плоскость), ширины (горизонтальная плоскость) и глубины (сагиттальная плоскость). Все эти плоскости пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в «глазе» воспринимающего человека. Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир для каждого глаза), а вместо этого видят так называемое циклопическое пространство, как если бы изображения от каждого глаза сливались, образуя единое поле зрения, подобное полю зрения Циклопа, единое целое. Глазастый великан в греческой мифологии. Горизонтальная, вертикальная и сагиттальная плоскости делят пространство на различные сектора: нечто воспринимается как «сверху» или «снизу» (горизонтальная плоскость), как «впереди» или «позади» (вертикальная плоскость), как « вправо» или «влево» (от сагиттальной плоскости).

Общие соображения

Ранняя теория, выдвинутая англиканским епископом Джорджем Беркли в начале 18 века, заключалась в том, что третье измерение (глубина) не может быть непосредственно воспринято глазами, потому что изображение любого объекта на сетчатке двумерно, как на картине. . Он считал, что способность к визуальному восприятию глубины не является врожденной, а может быть результатом только логической дедукции, основанной на эмпирическом обучении с использованием других чувств, таких как осязание. Хотя современным исследованиям не удается подтвердить акцент Беркли на разуме как на центральном элементе восприятия, современные теории по-прежнему включают как нативистские (врожденные), так и эмпирические (усвоенные на опыте) соображения.

Изучение перцептивного научения быстро развивалось во второй половине 19 века и еще быстрее в 20 веке. Многие психологи, изучающие функцию восприятия, считают, что изучение пространственного восприятия быстро становится самостоятельным разделом психологии. Эта специальная область в психологии концентрируется на факторах, способствующих воспринимаемой организации объектов в пространстве (например, на сигналах восприятия глубины, движения, формы, цвета и их взаимодействиях), или занимается особенно интересными специальными проблемами, такими как проблема амодального восприятия. (например, вопрос о том, как человек воспринимает, что у куба шесть сторон, хотя одновременно можно видеть только три из них).

Исследование пространственного восприятия также дает представление о том, как перцептивное поведение помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. В частности, ориентация в пространстве, как правило, отражает стремление человека (например, поиск пищи или избежание травм). Однако люди не могли бы ориентироваться в окружающей их среде, если бы информация об окружающей среде, доходящая до них через различные органы чувств, не давала восприятия пространства, соответствующего их физической «реальности». Такое восприятие называется достоверным восприятием — непосредственным восприятием раздражителей в том виде, в каком они существуют. Без некоторой степени достоверности относительно физического пространства невозможно искать пищу, убегать от врагов или даже общаться. Достоверное восприятие также заставляет человека воспринимать меняющиеся стимулы, как если бы они были стабильными: даже если сенсорный образ приближающегося тигра, например, становится больше, человек склонен воспринимать, что размер животного остается неизменным. Другими словами, человек воспринимает объекты окружающей среды как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. д.), несмотря на значительные вариации условий стимула.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Первичные гравитационные эффекты

Однако не всякое восприятие пространства достоверно; вместо этого восприятие может не соответствовать реальности — часто каким-то систематическим образом. Это случаи неправдоподобного восприятия. Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости (горизонтальная, вертикальная и сагиттальная) доминируют над способностью человека локализовать зрительные объекты в близлежащем пространстве. Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или планам, чем они есть на самом деле. (Отчасти объяснение этих расхождений восприятия в визуальном опыте может заключаться в силе гравитации.) Неверные восприятия не порождают хаоса в восприятии пространства. Вместо этого они уточняют воспринимаемые характеристики окружающего пространства. Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, была воспринята достоверно, поток данных мог бы запутать воспринимающего до точки дезориентации. Другими словами, некоторая степень избирательности в восприятии, по-видимому, определяет выживание человека. В идеале информация об окружающей среде воспринимается только в той мере, в какой она имеет отношение к целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

восприятие пространства | Британика

восприятие пространства

Смотреть все медиа

Похожие темы:
эхолокация вертикальность амодальное восприятие достоверное восприятие восприятие глубины

Просмотреть весь связанный контент →

восприятие пространства , процесс, посредством которого люди и другие организмы осознают относительное положение своих собственных тел и объектов вокруг них. Восприятие пространства дает сигналы, такие как глубина и расстояние, которые важны для движения и ориентации в окружающей среде.

Люди интересовались восприятием объектов в космосе по крайней мере с древних времен. В Древней Греции было распространено мнение, что объекты можно увидеть, потому что они испускают то, что представлялось непрерывным рядом чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном изображении; они попадали в глаза и сливались с воспринимаемой картиной.

Столетия экспериментальных исследований привели к более устойчивой концепции, согласно которой пространство описывалось в терминах трех измерений или плоскостей: высоты (вертикальная плоскость), ширины (горизонтальная плоскость) и глубины (сагиттальная плоскость). Все эти плоскости пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в «глазе» воспринимающего человека. Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир для каждого глаза), а вместо этого видят так называемое циклопическое пространство, как если бы изображения от каждого глаза сливались, образуя единое поле зрения, подобное полю зрения Циклопа, единое целое. Глазастый великан в греческой мифологии. Горизонтальная, вертикальная и сагиттальная плоскости делят пространство на различные сектора: нечто воспринимается как «сверху» или «снизу» (горизонтальная плоскость), как «впереди» или «позади» (вертикальная плоскость), как « вправо» или «влево» (от сагиттальной плоскости).

Общие соображения

Ранняя теория, выдвинутая англиканским епископом Джорджем Беркли в начале 18 века, заключалась в том, что третье измерение (глубина) не может быть непосредственно воспринято глазами, потому что изображение любого объекта на сетчатке двумерно, как на картине. . Он считал, что способность к визуальному восприятию глубины не является врожденной, а может быть результатом только логической дедукции, основанной на эмпирическом обучении с использованием других чувств, таких как осязание. Хотя современным исследованиям не удается подтвердить акцент Беркли на разуме как на центральном элементе восприятия, современные теории по-прежнему включают как нативистские (врожденные), так и эмпирические (усвоенные на опыте) соображения.

Изучение перцептивного научения быстро развивалось во второй половине 19 века и еще быстрее в 20 веке. Многие психологи, изучающие функцию восприятия, считают, что изучение пространственного восприятия быстро становится самостоятельным разделом психологии. Эта специальная область в психологии концентрируется на факторах, способствующих воспринимаемой организации объектов в пространстве (например, на сигналах восприятия глубины, движения, формы, цвета и их взаимодействиях), или занимается особенно интересными специальными проблемами, такими как проблема амодального восприятия. (например, вопрос о том, как человек воспринимает, что у куба шесть сторон, хотя одновременно можно видеть только три из них).

Исследование пространственного восприятия также дает представление о том, как перцептивное поведение помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. В частности, ориентация в пространстве, как правило, отражает стремление человека (например, поиск пищи или избежание травм). Однако люди не могли бы ориентироваться в окружающей их среде, если бы информация об окружающей среде, доходящая до них через различные органы чувств, не давала восприятия пространства, соответствующего их физической «реальности». Такое восприятие называется достоверным восприятием — непосредственным восприятием раздражителей в том виде, в каком они существуют. Без некоторой степени достоверности относительно физического пространства невозможно искать пищу, убегать от врагов или даже общаться. Достоверное восприятие также заставляет человека воспринимать меняющиеся стимулы, как если бы они были стабильными: даже если сенсорный образ приближающегося тигра, например, становится больше, человек склонен воспринимать, что размер животного остается неизменным. Другими словами, человек воспринимает объекты окружающей среды как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. д.), несмотря на значительные вариации условий стимула.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Первичные гравитационные эффекты

Однако не всякое восприятие пространства достоверно; вместо этого восприятие может не соответствовать реальности — часто каким-то систематическим образом. Это случаи неправдоподобного восприятия. Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости (горизонтальная, вертикальная и сагиттальная) доминируют над способностью человека локализовать зрительные объекты в близлежащем пространстве. Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или планам, чем они есть на самом деле. (Отчасти объяснение этих расхождений восприятия в визуальном опыте может заключаться в силе гравитации.) Неверные восприятия не порождают хаоса в восприятии пространства. Вместо этого они уточняют воспринимаемые характеристики окружающего пространства. Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, была воспринята достоверно, поток данных мог бы запутать воспринимающего до точки дезориентации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *