13.05.2024

Существуют ли духи умерших: Are ghosts real? (Russian)

Are ghosts real? (Russian)

Facebook Twitter Pinterest Reddit LinkedIn Gmail Email App Print

iStockPhoto.com/M-I-S-H-A-

Гари Бейтс
Христианский Научно-Апологетический центр

На протяжении истории многие люди заявляют, что им являлись умершие. В ходе своего исследования явления НЛО я обнаружил многочисленные сходства между этим и другими проявлениями оккультизма, например, так называемыми призраками.1 В народе принято считать, что призраки—это реально существующие, блуждающие духи умерших людей. Так даже думают некоторые христиане. Однако с библейской точки зрения существует только одно объяснение: подобные явления могут происходить на самом деле, но они ничего не имеют общего с призраками в общепринятом смысле.

Другие исследователи-христиане заметили, что явления НЛО: «имеют те же проявления, что и прочие оккультные явления». Речь идет о манипуляциях материей и энергией. Происходящие из духовного мира, они, тем не менее, могут иметь очень мощные, временные физические проявления на материальном уровне… Как бы ни проявлялось НЛО, очень часто оно имеет маленькие размеры—область сгустка энергии».

2

Подобные явления—дело рук коварных существ (падших ангелов) из духовного мира, которые, порой, поражают своей способностью материализоваться.

Появление призраков, как и НЛО, может сопровождаться физическими аномалиями, например, перебоями напряжения и иногда перемещением предметов. Подобные явления были зафиксированы с помощью фото-и видеокамер. Но это вовсе не означает, что к ним причастны духи умерших. Известный исследователь паранормальных явлений Джон Киль (John Keel) писал: «Дьявол и его приспешники—демоны, как утверждается в литературе, могут принимать любые формы и физически имитировать все: от ангелов до ужасных монстров с пылающими глазами. Во всех историях с демонами постоянно материализуются и дематериализуются всякие странные объекты и не менее странные существа, которые, подобно НЛО и их обитателям, появляются, исчезают, проходят сквозь стены и совершают множество других сверхъестественных поступков».

3 [Пер. с англ. И.Бунина]

Подобные явления—дело рук коварных существ (падших ангелов) из духовного мира, которые, порой, поражают своей способностью материализоваться (см. раздел об ангелах, стр. 14).

Что говорится о призраках в Библии?

В Библии неоднократно упоминаются духи умерших. Но на страницах Писания явно отсутствует предположение о том, что эти духи могут «блуждать». На самом деле, утверждается совсем обратное. В Исаия 26:14 говорится о прошлых израильских вождях: «Мертвые не оживут; рефаимы не встанут»…4Следовательно, они и не могут перемещаться.

Библия строго запрещает вступать в контакты с умершими, заниматься колдовством, спиритизмом или гаданиями. В Левите 19:31 Бог предупреждает: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них». Это не является подтверждением того, что медиумы

способны вызывать духов умерших, а колдуны обладают «магическими» силами. Библия предостерегает нас против них и оккультной практики, потому что источником их «силы» служат падшие ангелы.

В Библии короля Иакова широко используется слово «ghosts» (духи, призраки). Это устаревшее английское слово, означающее «spirits» (духи). В более поздних переводах Библии используется термин «spirits» (духи). Например, вместо «Holy Ghost» используется «Holy Spirit» (Святой Дух). Происходят изменения в языке, и в современной культуре слово «ghost» уже значит «блуждающий дух» умершего. В большинстве современных английских переводов Библии слово «ghost» используется лишь три раза.

Оно встречается только однажды в Ветхом Завете, в Исаия 29:4: «И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя». [В английском стандартном переводе Библии слово «ghost» соответствует русскому слову «чревовещатель»,

прим. перев.] В Новом международном переводе Библии используется слово «ghostlike» (подобно призраку, духу). Совершенно очевидно, что речь идет не о говорящем призраке или духе, а просто проводится аналогия (с помощью стилистической фигуры) с разрушением Иерусалима. Понятие «призрак» включает в себя нечто, что остается после физической смерти человека. Так и в этом стихе (из праха истории, как это и было) память о том, что случилось с великим городом будет являться словно призрак, упорно появляющийся во все времена, что, впрочем, и происходит на самом деле. Некоторые утверждают, что два упоминания «ghost» в Новом Завете подтверждают существование призраков. В Ев. от Матфея 14:26, например, написано: «И ученики, увидев Его [Иисуса] идущего по морю [Галилейскому], встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (см. также Ев. от Марка 6:49) Иисус явно не отрицал существование духовной сферы, но Его ответная реакция, свидетельствующая о Его «материальности», не означает, что призраки (блуждающие духи умерших) существуют на самом деле. Совсем наоборот.

wikimedia Скульптура Архангела Михаила. Рафаэль да Монтелупо (1504–1566)

Возможно, в призраков верили и сами ученики Христа, поведение которых далеко не всегда служило примером веры и послушания. Ученики многого не понимали. Иисус только что накормил 5 тысяч человек. До этого Он совершил множество таких чудес, которых они никогда в жизни не видели.5 В Его божественной природе уже можно было не сомневаться. Хождение по воде еще раз показывало, что Он, будучи Богом-Творцом, не был ограничен законами, которым подчинялось Его творение.

6 Ученики, как и все мы, были падшими грешниками. Но Бог по своей милости избрал их для исполнения Своей воли, как продолжает избирать и сегодня.

Традиционное христианское богословие исключает возможность скитания по земле духов покойных.

Когда воскресший Иисус предстал перед учениками в запертой комнате, «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (От Луки 24:37). Поскольку умершие обычно не оживают, ученики прибегли к надуманному объяснению, продиктованному их культурой.

В Ев. от Луки 24:38–39 Иисус сказал ученикам: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».

Иисус употребляет слово «дух» («spirit»), чтобы подчеркнуть Свое появление во плоти. Итак, «призрак» и «дух» оказались взаимозаменяемыми словами, что может привести к путанице между этими терминами. В повествованиях Матфея и Марка используется греческое слово phantasma, которое буквально означает «явление» или «призрак». Лука же использует слово pneuma, которое правильно переводится как «дух». Таким образом, хотя Матфей и Марк применяют слово phantasma, смысл обеих этих терминов частично совпадает. Следует заметить, что понятие «дух» может означать не только невидимую часть человеческой природы, но и бесплотное сверхъестественное существо. Поскольку ангелы также считались духами, ученики могли испугаться, думая, что перед ними—ангельское существо, возможно даже, падшее.

Ангелы—могущественные существа

В Библии сказано:

  • Ангелы—это духи (Евреям 1:14), но при физическом появлении на Земле для выполнения Божьих поручений они всегда представали в образе мужчин (Бытие 19:1; От Луки 24:4).

Существует сотни миллионов а, возможно, и больше ангелов (Евреям 12:22; Откровение 5:11).

  • Ангелам были даны имена, например, Гавриил, Михаил и даже Люцифер (От Луки 1:19; Иуды ст. 9; Исаия 14:12 [в Синодальном переводе имя «Люцифер» отсутствует. Прим. перев.]
  • Ангелы делятся на различные виды: Херувимы (Бытие 3:24; Иезекииль 10:1–20), Серафимы (Исаия 6:2,6) и Бодрствующие (Даниил 4:14). Кроме того, они отличаются по званию и положению: архангелы, князи или мироправители (1-е Фессалоникийцам 4:16; Иуды ст. 6; Даниила 10:20–21, 12:1; Ефесянам 6:12).
  • Некоторых называют святыми и избранными (От Луки 9:26; 1-е Тимофею 5:21).
  • Они более могущественны, чем люди (2-е Фессалоникийцам 1:7; 2-е Петра 2:11).
  • Они способны являться людям, взаимодействовать с ними и даже лишать их жизни (Бытие 16:9, 19:15;1-я Паралипоменон 21:15; Псалтирь 77:49; От Иоанна 20:12, Деяния 12:23). В Исходе 12:23 посланный Богом ангел поразил всех первенцев в Египте (за исключением еврейских семей, которые следовали Божьим указаниям для получения защиты).
    В 4-й Царств 19:35 ангел Господень поразил за одну ночь 185 тысяч воинов.
  • Ангелы способны принимать вид обычных людей, чтобы мы не узнали в них ангелов (Бытие 18:1–16; От Марка 16:5–7; К Евреям 13:2)
  • Ангелы не должны быть объектами поклонения (К Римлянам 1:25; К Колоссянам 2:18; Откровение 19:10). Это очень уместное замечание, поскольку для многих уфологов, спиритов, колдунов, гадателей на хрустальном шаре и сторонников нью-эйдж такие явления служат основой для суррогатных религий. На самом деле они поклоняются ангелам (воинству небесному).
  • Ангелы—существа тварные. Они были созданы во время недели Сотворения (Исход 20:8–11). Возможно, ангелы появились в первый день, когда Бог создал небо и землю, поскольку, когда Господь полагал основания земли, они «восклицали от радости» (Иов 38:4–7). В любом случае, они появились до третьего дня, когда Бог разделил сушу и назвал ее «землею» (древнеевр. «erets»).

Идея о скитающихся по миру бесплотных духах далеко не нова. В древних культурах призраки не считались чем-то необычным. Может быть поэтому это было первое что пришло в голову ученикам. Сегодня мало кто не слышал о призраках. Люди стали менее чувствительны к оккультизму, благодаря «безобидным» развлечениям с парапсихологическими явлениями, которые изображаются в СМИ. Летопись загадочных воплощений ведется с ранних времен и в Библии описаны оккультные действия, совершаемые неверным израильским (и иудейским) народом.

Обольщающие духи часто появляются под маской умерших людей, в том числе родственников. Возможно, кто-то из читающих эту статью переживал подобные события. Такой обман действует лучше всего, поскольку затрагивает эмоции человека, пережившего смерть близкого. Подобные события способны перевернуть жизнь, исказить восприятие реальности, а следовательно и изменить мировоззрение.

В Писании нет места призракам

Только Бог решает, куда мы отправляемся после смерти. В одном конкретном случае (см. стр. 15) Бог снова совершил сверхъестественное и заставил появиться духа умершего человека. Это произошло, когда Он осудил Саула. Этот случай, как и пример с хождением Иисуса по воде, служит лишь исключением из правила: случаев появления умерших людей не больше, чем случаев хождения людей по воде.

В Евреям 9:27 говорится: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». «Второго шанса» после смерти уже не будет. Оккультное явление «призраков» вводит людей в заблуждение и подрывает эту важную истину. Когда падшие духовные существа изображают из себя мертвых людей и говорят от их лица, они никогда даже не упоминают об осуждении после смерти тех, кто не верил в Господа Иисуса Христа. Аналогичная ситуация складывается и с так называемыми «пришельцами», которые регулярно приносят с собой альтернативные «истинные» пути спасения.1

Заключение и вывод

Традиционное христианское богословие исключает возможность скитания по земле духов покойных. Однако существует множество бунтующих духов (ангелов), которые принимают разные обманчивые оккультные формы. Сегодня их можно встретить в виде «инопланетян» или духов умерших. Именно по причине обманчивого происхождения «призраков», за которых выдают себя демоны, Божье Слово прямо запрещает все формы спиритизма или установление контакта с умершими.7


Аэндорская волшебница вызывает призрака

Хотя царь Саул и выгнал из страны всех волшебников и гадателей, он все же обратился за помощью к одной прорицательнице (1-я Царств 28:3–25). Божьему народу было строго запрещено вызывать духи умерших (см. основной текст)—например, Второзаконие 18:10–12; Левит 19:31.

Саул говорит волшебнице вызвать дух Самуила—одного из величайших Божьих пророков. В Библии написано, что дух Самуила действительно явился. На примере бунтующего Саула мы видим, как Бог проявляет свою суверенную волю и наказывает царя, объявляя о его осуждении. Саул получил то, за чем пришел: «Ты хотел, чтобы Самуил сказал тебе будущее? Хорошо, но вряд ли тебе оно понравится». Волшебница была застигнута врасплох и «громко вскрикнула» (ст. 12), когда на самом деле явился Самуил. Возможно, она так удивилась, потому что не рассчитывала увидеть духа, с которым ей прежде не доводилось «иметь дело». Или она была обманщицей и сама не ожидала кого-то увидеть.

Engraving by Gustave Dore, photo by D. Walker Саул и Аэндорская волшебница. Гравюра 1870 г. Автор гравюры Гюстав Доре, фото Д. Уолкера.

Самуил объявляет, что Саула ждет наказание: «отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа Господня … то Господь и делает это над тобою ныне. И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои [будете] со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» (ст. 17–19).

Свершилось пророчество о Сауле. На следующий день армия Саула потерпела поражение и Саул покончил жизнь самоубийством. Призрак не был замаскированным бесом. В Библии нет подтверждения тому, что бесы могут предсказывать будущее, хотя под различными масками скрывается множество лжепророков. Кроме того, Самуил не дает советов. Он обвиняет Саула в непослушании Богу. Лживые духи никогда не предостерегают против обращения к духам умерших, а, наоборот, приветствуют его.

Такие действия лишают человека Божьего благоволения и свидетельствуют о неповиновении и желании идти на поводу собственных прихотей. В этом конкретном случае Сам Бог повелел духу умершего человека заговорить в мире живых. Это исключение служит лишним подтверждением правила: мертвые не воскресают. Повествование о «волшебнице» не подтверждает то, что умершие духи могут являться в виде призраков. Кроме того, оно не служит доказательством того, что кто-то другой, кроме Бога, обладает властью это сделать. Бог сделал это лишь однажды и с особой целью. Поэтому, не следует на основе этого библейского отрывка строить предположение, что духи мертвых могут являться в виде призраков, а существа, которых вызывают и с которыми якобы общаются оккультисты, на самом деле—духи умерших.

Статьи по теме

Прочие материалы

Библиография и примечания

  1. Gary Bates, Alien Intrusion: UFOs and the Evolution Connection, Creation Book Publishers, Powder Springs, GA, reprinted 2010. Обратно к тексту.
  2. John Ankerberg and John Weldon, The Facts on UFO’s and Other Supernatural Phenomena, pp. 36–37, Harvest House Publishers, Eugene, Oregon, 1992. Обратно к тексту
  3. John Keel, Operation Trojan Horse, p. 192, Illuminet Press, Lilburn, GA, 1996. Обратно к тексту.
  4. См. также риторический вопрос в Псалме 87:11. Обратно к тексту.
  5. В этом и есть суть научных законов – общий опыт, облеченный в определенную форму. Человек никогда не сможет устоять на поверхности воды. См. также creation.com/miracles. Обратно к тексту.
  6. See Grigg, R., Is Jesus Christ the Creator God? Creation 13(3):43–45, June 1991; creation.com/creator. Обратно к тексту.
  7. Более подробную, расширенную версию этой статьи с ответами на критические замечания можно найти на creation.com/ghosts. Обратно к тексту.

Facebook Twitter Pinterest Reddit LinkedIn Gmail Email App Print

Как вера в привидения может сделать вас лучше

  • Ток Томпсон
  • cтатья с сайта Conversation

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Kean Collection/Getty Images

Истории про вурдалаков и призраков способны оказать неожиданно положительное влияние на людей — например, изменить их поведение в лучшую сторону. Каким образом?

В дни, предшествующие Хэллоуину, принято выставлять на всеобщее обозрение пугающие изображения призраков, напоминающие всем нам о царстве мертвых, как будто мы непослушные, расшалившиеся дети.

Так, может быть, смысл всего этого гораздо глубже, и страшные декорации, костюмы и маски подталкивают нас к усвоению неких важных моральных уроков?

Нынешнее отмечание Хэллоуина (канун Дня всех святых) восходит к традициям древних кельтов, которые праздновали начало темной половины года в этот день (языческое празднество Самайн), когда, как считалось, граница между царствами живых и мертвых на некоторое время размывается и духи разгуливают в нашем мире.

В 601 году нашей эры, чтобы помочь христианизации Северной Европы, папа Григорий I Великий проинструктировал миссионеров, чтобы те не боролись с языческими праздниками, а превращали их в христианские.

Постепенно праздник Самайн («ноябрь» на староирландском) стал Днем всех душ и Днем всех святых, в который разговаривать с умершими считалось с точки зрения религии вполне допустимым.

  • 10 самых жутких замков с привидениями в Англии
  • Призрачные гости: история привидений на фотографиях
  • Паранормальная Британия, или Какой народ, такие и призраки
  • Почему люди верят в сверхъестественное?

А вечер и ночь накануне Дня всех святых (All Hallows’ Day) стала называться Вечером всех святых (All Hallows’ Evening, или ‘Hallowe’en’), то есть Хэллоуином.

Так что языческая вера в возможность общения с духами умерших не только не ушла в прошлое, но и на какое-то время стала частью обрядов во многих христианских церквях того времени.

Как живые пытались помочь мертвым

Сам папа римский Григорий I предполагал, что если люди видят духов тех, кто умер, они должны отслужить для них мессу. Он считал, что покойным в этом случае нужна помощь живых для того, чтобы попасть в рай.

В средние века вера в то, что после смерти душа человека попадает в чистилище, привела к росту популярности покупки индульгенций для уже умерших — считалось, что так можно освободить их от наказания за грехи.

Широко распространенная вера в духов превратила продажу индульгенций в процветающий бизнес. Подобные вещи и привели в итоге к Реформации и расколу западного христианства на протестантизм и католицизм. Действительно, в прибитых Мартином Лютером к дверям виттенбергской Замковой церкви «95 тезисах» (31 октября 1517 года) он как раз и выступал против злоупотреблений католической церкви — в частности, против продажи индульгенций.

Автор фото, Universal History Archive/Getty Images

Подпись к фото,

Истории про духов обычны для фольклора и литературы многих стран и часто содержат четкую моральную позицию (на снимке — иллюстрация 1856-1858 гг. к трагедии Шекспира «Гамлет», на которой принц датский встречается с призраком своего убитого отца)

Впоследствии в протестантских странах о вере в привидения стали говорить как о католических предрассудках.

Однако споры о существовании духов продолжались, и люди все чаще обращались к науке, чтобы разобраться в этом вопросе.

К XIX веку в обществе набрал популярность спиритизм, адепты которого утверждали, что мертвые могут общаться с живыми, для чего во время спиритических сеансов применялись различные техники — спиритическая фотография, спиритическая доска и проч.

И хотя после Первой мировой войны популярность спиритизма постепенно сошла на нет, многие из его практик заимствуют современные «охотники за привидениями». Эти энтузиасты часто прибегают к научным методам для того, чтобы попытаться доказать существование духов.

Автор фото, Hakan Nural/Anadolu Agency/Getty Images

Подпись к фото,

Гуляки в костюмах Хэллоуина на улицах Токио (31 октября 2018 г.)

И вера в это свойственна не только христианскому миру. В большинстве национальных культур существует концепция призраков. Например, на Тайване около 90% говорят, что видели привидения.

Как и многие другие страны Азии (Япония, Корея, Китай, Вьетнам), Тайвань празднует Месяц духов, включающий, разумеется, и главный День духов, когда, как считается, призраки умерших свободно передвигаются по миру живых.

Истоки этих празднеств часто пытаются найти в буддистской «Сутре об улламбане», где Будда рассказывает ученику, как можно помочь его покойной матери, которая мучается в виде «голодного духа».

Автор фото, Ashley Pon/Getty Images

Подпись к фото,

Фестиваль на Тайване длится месяц: считается, что в это время ворота мира мертвых открываются и духи наполняют мир живых

Как и в традициях многих других наций, тайваньские духи бывают добрыми и злыми.

Добрые — в основном духи предков или хороших знакомых, их приглашают в дом во время праздника. Злые — это «голодные духи», они охотятся за живыми.

Какова же мораль?

Как специалист по мифологии в Университете Южной Калифорнии, который много лет изучает истории о духах и читает об этом лекции, я пришел к выводу, что духи обычно преследуют людей по серьезным причинам.

Такой причиной может быть нераскрытое убийство, вынужденное самоубийство, отсутствие надлежащих похорон и разные трагедии, которых можно было избежать, — в общем, всякого рода нарушения этических и моральных норм.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Женщина зажигает свечи на кладбище в Маниле (Филиппины) во время празднования Дня всех святых

Поэтому духи, как правило, добиваются справедливости — из загробной жизни сделать это особенно трудно. Причем требования призраков могут исходить как от отдельным людей, так и от целых групп — например, сообщалось, что в США видели духов афроамериканских рабов и истребленных индейских племен.

Элизабет Такер, ученая из Бингемптонского университета в штате Нью-Йорк, рассказывает о множестве случаев, когда призраков видели на территории студенческого кампуса и это было часто связано с какими-то грязными и постыдными историями из прошлого.

Так что духи постоянно напоминают нам о каких-то моральных просчетах, как правило — серьезных. Их появление — знак того, что прошлые ошибки влекут за собой тяжелое духовное бремя, а мораль и этика — больше одной человеческой жизни, они выходят за ее рамки.

В то же время истории про духов дают надежду. Ведь из них вытекает, что жизнь после смерти есть, существует возможность связаться с теми, кто умер, а значит — и шанс на искупление, на то, чтобы исправить прошлые ошибки.

В общем, Хэллоуин — это не только дурацкие костюмы и нелепые маски. Роль духов умерших нельзя недооценивать. Они помогают нам осмыслить прошлое и жить, избегая ошибок и соблюдая моральные и этические принципы.

Эта статья впервые опубликована на сайте Conversation и перепечатывается здесь в рамках лицензии Creative Commons.

Spirits of the Dead — Призраки

Перейти к основному содержанию

Похоже, вы используете Internet Explorer 11 или более раннюю версию. Этот веб-сайт лучше всего работает с современными браузерами, такими как последние версии Chrome, Firefox, Safari и Edge. Если вы продолжите работу в этом браузере, вы можете увидеть неожиданные результаты.

Призраки сквозь историю

 

С древних времен истории о привидениях — рассказы о духах, которые возвращаются из мертвых, чтобы бродить по оставленным ими местам, — занимают видное место в фольклоре многих культур по всему миру.

Богатая часть этих сказок связана с историческими личностями, от королев и политиков до писателей и гангстеров, многие из которых умерли рано, насильственной или загадочной смертью.

Представление о призраке, также известном как призрак, основано на древней идее о том, что дух человека существует отдельно от его тела и может продолжать существовать после смерти этого человека. Из-за этой идеи многие общества начали использовать похоронные ритуалы как способ гарантировать, что дух умершего не вернется, чтобы «преследовать» живых.

Обычно считается, что места с привидениями связаны с каким-то событием или эмоцией в прошлом призрака; часто это бывший дом или место, где он или она умерли.

Помимо настоящих призрачных видений, традиционные признаки присутствия призраков варьируются от странных звуков, света, запахов или дуновений ветра до смещения предметов, спонтанно звонящих колоколов или музыкальных инструментов, которые, кажется, играют сами по себе.

В первом веке нашей эры великий римский писатель и государственный деятель Плиний Младший записал в своих письмах одну из первых заметных историй о привидениях, прославившихся ярким описанием жизни во времена расцвета Римской империи. Плиний сообщил, что призрак старика с длинной бородой, гремя цепями, бродит по его дому в Афинах. Греческий писатель Лукиан и соратник Плиния Роман Плавт также написали памятные истории о привидениях. Продолжить чтение   из The History Channel

Дополнительная информация о призраках

 

Почему люди верят в призраков?   (The Atlantic)

13 Famous (and Mostly) Literary Ghosts ( Arapahoe Libraries

Top Ten (Unconventional) Ghosts in Literature ( The Guardian )

Literary Ghosts Рейтинг от наименее страшного до самого страшного ( Sparknotes )

10 из самых страшных книг по дому с привидениями ( Barnes & Noble )

Древняя история о призраке: Филиннион и Махаты ( ДРЕВОД. Story ( Crime Reads )

Почему люди рассказывают истории о привидениях на Рождество? ( Smithsonian )

Тайный смысл историй о привидениях ( BBC )  

Могут ли мертвые говорить с нами?

Возможно ли общение с мертвыми?

Глядя на старые фотографии, возникает особая грусть. Это меланхолическая ностальгия, тоска по тому, что у нас когда-то было, но, возможно, никогда не будет снова. И это чувство только усиливается, если человека на фото уже нет в живых.

Будь то фотография бабушки и дедушки, покойного супруга, брата, сестры или ребенка, сделанная слишком рано, одно можно сказать наверняка: мы очень скучаем по ним и чувствуем, что отдали бы все, чтобы увидеть их еще раз время.

Мы хотим поговорить с ними, сожалея обо всем, что не успели сказать. Мы хотим услышать их голос, рассказать им обо всем, что произошло с тех пор, как их не стало.

Для некоторых это больше, чем просто чувство. Они активно ищут ответы, задаваясь вопросом, есть ли какой-нибудь возможный способ связаться с теми, кто уже умер.

В конце концов, разве мы не слышали, что некоторые говорят, что те, кто умер, могут наблюдать за живыми? Или что наши мертвые предки могут передать руководство и мудрость, чтобы помочь нам в нашей жизни?

Внимательно изучая Священные Писания, мы можем найти ответы на эти глубокие и тревожные вопросы, прояснить некоторые недоразумения и лучше понять Бога и Его любящую и милосердную природу.

Мы узнаем о:

  • Бессознательном состоянии умерших
  • Почему Библия говорит о «призраке» Самуила
  • Значение притчи о Лазаре и богаче
  • Почему это хорошо, что мы не можем говорить с теми, кто мертв
  • Надежда, которая у нас еще есть — для нас самих, для тех, кто ушел из жизни, и для тех, кому грозит смерть

Хотя это не совсем забавная тема для изучения, часто лучше всего это делать, когда мы сразу погружаемся в нее и проходим через нее. Итак, поехали.

Смерть как бессознательное, похожее на сон состояние поддерживается на протяжении всей Библии. Вместо того, чтобы стать частью новой реальности или измерения, те, кто умирают, теряют сознание, в то время как Божье Дыхание Жизни, которое делает наши тела человеческими существами (Бытие 2:7), возвращается к Богу.

И если мы поищем в Библии руководство по практике разговоров с мертвыми, нетрудно обнаружить, что Бог категорически запрещает это.

Он особо выступает против практики медиумов, некромантии и любого другого вида спиритизма, вплоть до приказа о смерти тех, кто его практикует (Левит 19:31, 20:6, 20:27, Второзаконие 18). :10-12, Откровение 21:8).

Он делает это, потому что такая практика невозможна — и это может привести к чему-то совершенно другому.

Но если Бог любит нас и понимает нашу печаль и горе, почему Он запрещает нам говорить с теми, кого мы потеряли?

На самом деле мы можем найти утешение в Божьей мудрости в том, что Он позволяет тем, кто умер, спокойно отдохнуть от мыслей, чувств или течения времени в мире, частью которого они больше не могут быть.

Царь Соломон, возможно, один из самых мудрых людей, которые когда-либо жили, помнил об этом факте и советовал людям правильно использовать свое время на земле.

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай, ибо в царстве мертвых, куда ты идешь, нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10 NIV).

Автор Иова знал то же самое: раз кто-то умирает, ему конец, пока Иисус не придет снова. До Его возвращения ничто не нарушит их покоя.

«Но человек умирает и угасает; он делает последний вздох — где он? Как вода исчезает из озера, а река становится сухой и сухой, так и люди ложатся, чтобы никогда больше не встать. Т эй не проснется, пока не исчезнут небеса; они не пошевелятся от сна своего» (Иов 14:10-12, CSB, курсив добавлен).

«Как облако исчезает и исчезает, так и сходящий в могилу не поднимается. Не возвратится он в дом свой, и место его уже не узнает его» (Иов 7:9-10).

Когда кто-то умирает, у него не остается средств связи. Они не могут контактировать с живыми, ни разговаривая с ними, ни вновь появляясь в местах и ​​домах, которые когда-то любили. И ни один человек не в силах «призвать» их.

Не может быть никаких привидений, никаких умерших близких, являющихся нам в трудную минуту. Это просто невозможно.

Это, вероятно, причина того, что Бог так яростно против практики спиритизма и контакта с мертвыми. Он знает, что мертвые не могут ответить, и не хочет, чтобы Его дети были обмануты или введены в заблуждение.

Он не хочет, чтобы ими воспользовались те, кто мог бы использовать время горя для получения денег или внимания.

Он также не хочет, чтобы его дети подвергались опасному влиянию, весьма вероятно, под контролем Сатаны, маскирующегося под лица близких. Это вполне реальная и законная опасность, как показывает наша следующая история.

А призрак Сэмюэля?

Учитывая то, что мы знаем из Библии о состоянии мертвых, может показаться странным читать историю о царе Сауле, ищущем медиума для вызова духа Самуила, мудрого пророка, который уже умер.

Самуил был одним из последних судей Израиля. Во время его многолетнего служения Бог поставил перед ним задачу назначить первого царя Израиля, которым оказался Саул.

В течение первых нескольких лет своего царствования Саул верно следовал за Богом, повинуясь Его повелениям и часто обращаясь к Самуилу за мудростью и руководством. Но по мере того, как сила Саула возрастала, он стал ревнивым и гордым, пренебрегая Божьими заповедями и отвергая совет Самуила. В конце концов все стало настолько плохо, что Самуил отказался больше быть его советником, предоставив царя Саула самому себе.

Время шло, и, в конце концов, Сэмюэль умер и был похоронен. Весь Израиль оплакивал его.

Через некоторое время Саул ввязался в борьбу с филистимлянами, заклятыми врагами Израиля. Его армия была в плохом месте, и он не знал, что делать. Его армии были в меньшинстве, и, поскольку он так долго игнорировал Бога, он не думал, что Он ответит ему.

Он хотел, чтобы мудрость Сэмюэля вела его, как в старые времена. Но Самуил был мертв. Что он собирался делать?

Саул решился и с парой воинов посреди ночи отправился в место под названием Эндор на поиски медиума, того, кто утверждал, что разговаривает с мертвыми. В первые годы своего правления Саул по указанию Бога намеревался уничтожить таких практикующих и изгнать их из Израиля. Но сейчас, в час отчаяния, он пошел к одному за помощью.

Переодевшись, он пошел навестить женщину. Сначала она сопротивлялась, напоминая ему, что такой спиритизм и контакт с мертвыми запрещены законом.

И поклялся Саул ей Господом, сказав: «Жив Господь, не придет на тебя наказание за это».

Тогда женщина сказала: «Кого мне воспитать для тебя?»

И он сказал: «Приведите мне Самуила».

Когда женщина увидела Самуила, она закричала громким голосом. И сказала женщина Саулу: «Зачем ты обманул меня? Ведь ты Саул!»

И сказал ей царь: «Не бойся. Что ты видел?»

И сказала женщина Саулу: «Я видела духа, выходящего из земли».

Итак, он сказал ей: «Какова его форма?»

И она сказала: «Идет старик, и он покрыт плащом». И узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем своим на землю, и поклонился.

И сказал Самуил Саулу: «Зачем ты беспокоишь меня, поднимая меня?»

И Саул ответил: «Я глубоко огорчен; ибо филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне более ни через пророков, ни во сне. Поэтому я призвал вас, чтобы вы открыли мне, что мне делать».

Тогда Самуил сказал: «Почему же ты спрашиваешь меня, если Господь удалился от тебя и стал твоим врагом? И Господь сделал для Себя, как Он говорил через меня. Ибо Господь вырвал царство из руки твоей и отдал его ближнему твоему Давиду. За то, что ты не послушался гласа Господа и не исполнил ярости Его гнева на Амалика, за то Господь и сделал с тобою сегодня это.

Более того, Господь вместе с вами предаст Израиля в руки филистимлян. А завтра ты и твои сыновья будете со мной. Предаст Господь и войско Израильское в руки филистимлян» (1 Царств 28:10-19)., НКЖВ).

Той ночью Саул вернулся в свой лагерь совершенно деморализованным. На следующее утро Израиль вступил в бой с филистимлянами, и все, что предсказал «призрак Самуила», сбылось.

На первый взгляд, эта история кажется противоречащей распространенному языку о состоянии мертвых и способности общаться с ними.

Мало того, что призрак Сэмюэля был в сознании и с ним можно было связаться, он, по-видимому, предвидел, чем закончится битва на следующий день.

Так что же здесь происходит? Почему «призрак» Самуила мог говорить?

Ну, потому что это был не призрак Сэмюэля. Посмотрите на детали.

Почему Саул не мог видеть этого призрака и почему, если это действительно был мертвый дух Самуила, он позволил Саулу низко поклониться и вести себя как поклоняющийся перед ним? Бог — единственный, кому царь должен поклоняться, и Самуил определенно знал это.

Все эти детали, а также тот факт, что весь этот сценарий противоречит учению Бога о смерти, приводят нас к выводу, что это был вовсе не призрак Самуила, а один из агентов сатаны. Помните, когда сатану изгнали с небес, он привел с собой треть ангелов. Они стали его слугами и солдатами, работая на него над уничтожением человечества.

Таков был план этого падшего ангела. Ударьте Саула, когда он будет слабее всего, подавлен и напуган. Заставьте его поверить, что он разговаривает со старым и доверенным наставником, а затем поразите его худшими новостями, поскольку сатана знал, что Бог не защищает Саула в этот момент.

Саул возвращается в свою армию без мужества и сердца, чтобы сражаться, и предсказание злого ангела становится своего рода самосбывающимся пророчеством.

Это одна из причин, по которой Бог предостерегает нас от попыток поговорить с мертвыми. Не только потому, что это невозможно, но и потому, что, пытаясь связаться с ними, мы потенциально можем открыться для гораздо более темного влияния. Одна из любимых форм нападения сатаны — обман, и он будет использовать любые уловки, которые только сможет, чтобы одолеть нас.

Сатана впервые солгал человечеству в Эдемском саду, где он обманом заставил Еву взять запретный плод. Он сказал ей : «Нет, ты не умрешь» (Бытие 3:4, ESV). Он назвал Бога лжецом, и благодаря действиям Адама и Евы они поверили ему, и человечество заплатило разумную цену.

Бог дал нам ясное учение о смерти и загробной жизни, чтобы мы не были обмануты. Он хочет защитить нас от сатаны и его обмана. Библия запрещает контакт с мертвыми не потому, что Бог — бессердечный тиран, который не хочет, чтобы мы видели наших умерших близких, а потому, что Он хочет защитить нас, оградить от лжи дьявола. Это просто часть Бога, являющегося любящим отцом, которым Он и является.

А как насчет богача и Лазаря?

Просматривая подробности истории Саула, мы можем понять, что существо, явившееся ему, было не призраком Самуила, а одним из агентов сатаны. Для такого существа, как Дьявол, было бы второй натурой пытаться обмануть людей, вводя их в заблуждение относительно способности достигать мертвых.

Но что делать, когда кажущиеся противоречивыми ответы приходят из надежного источника? Что мы делаем, когда что-то, что Бог сказал о смерти в одной части Библии, не соответствует тому, что Он сказал в другой части?

Такая же ситуация и в книге Луки, где Иисус рассказывает довольно фантастическую историю.

Иисус читал проповедь народу и только что закончил упрекать фарисеев, которые были сребролюбивыми, за то, что они умели выставлять себя святыми в глазах других, несмотря на то, что Бог знал, как злы их сердца.

Сразу последовала притча.

Жил-был один очень богатый человек. У него были колесницы и лошади, лучшая еда и лучшая одежда. У ворот города этого богатого человека сидел нищий по имени Лазарь, у которого было мало денег и он был весь в язвах. Каждый день он сидел у ворот богача, выпрашивая объедки, но богач даже не взглянул на него.

«Бедный человек умер, и ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и был погребен, и в аду, будучи в муках, поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря рядом с ним.

Тогда он воззвал к нему: «Отец Авраам, помилуй меня и пошли Лазаря, чтобы он окунул конец перста своего в воду и охладил мой язык, ибо я томлюсь в этом пламени». «Но Авраам ответил: «Чадо, помни, что ты в жизни своей получил добро, а Лазарь — зло; но теперь он утешается здесь, а вы в тоске. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, дабы хотящие перейти отсюда к вам не могли, и чтобы никто не перешел оттуда к нам».

И сказал: «Тогда прошу тебя, отче, пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев, чтобы он предостерег их, чтобы и они не пришли в это место мучения».

Но Авраам сказал: «У них есть Моисей и Пророки; пусть слушают их». слушайте Моисея и пророков: если бы кто и из мертвых воскрес, они не поверят» (Луки 16:22-31).

На первый взгляд кажется, что эта история рассказывает о загробной жизни и способности мертвых общаться с живыми.

Возможно, разбирая историю по частям, мы сможем понять, что пытался сказать Иисус.

Прежде всего, мы должны помнить, что это была одна из притч Иисуса, вымышленная история, которую он придумал, чтобы доказать свою точку зрения. Все в толпе были знакомы с этим Его методом.

Во-вторых, когда Иисус говорил о богатом человеке, оказавшемся в аду, он использовал слово Hades , что вообще не было еврейским словом. Это слово, которое они узнали от греков, относилось к царству подземного мира, где мертвые бродили как бесцельные духи. У иудеев было свое слово для обозначения того, куда попадают умершие после смерти, Sheol , что просто означало «могила» и не имело никакого отношения к духам мертвых, бродящим вокруг.

Иисус использовал небиблейскую концепцию сознательной загробной жизни, чтобы привлечь внимание своей аудитории. Вот почему мертвые в этой истории могут делать такие вещи, как разговаривать друг с другом и общаться с живыми. Ясно, что Иисус использовал символический язык, чтобы проиллюстрировать мысль.

Ничего из этого не следует понимать буквально. Только представьте себе небо, где все мертвые собрались вокруг Авраама, наблюдая за мучениями нечестивых. Это просто не сработает.

Итак, если весь этот символический язык был изложен для того, чтобы Иисус мог донести мысль, какой смысл он пытался донести?

Когда мы впервые встречаем богатого человека, он описывается как одетый в лучшую одежду и имеющий лучшую еду. Он был богат, а в еврейской культуре богатство и процветание часто ошибочно рассматривались как благословение от Бога — свидетельство того, что этот человек был праведником и что Бог был доволен им.

С другой стороны, бедность, болезни и немощи, подобные тем, что были у Лазаря, рассматривались как проклятия, признаки того, что Бог кем-то недоволен. Когда фарисеи и остальные зрители услышали, как Иисус начал свой рассказ, они уже «знали», чем он закончится. Богач должен был умереть счастливым и благословленным Богом, а бедняк Лазарь должен был преподать предостерегающий урок.

Но во второй половине истории Иисус переворачивает всю ситуацию с ног на голову. Лазаря возносят на небеса, где он получает блаженство и утешение, в то время как богач остается в аду без достаточного количества воды, чтобы охладить его язык. Пока он был жив, у него была возможность поделиться своим добром, следовать учению, которое Бог дал через Моисея, и заботиться о бедных и нуждающихся вокруг него. Но он отказался. Теперь ему нечего дать, даже не предупредить свою семью, чтобы они сделали лучший выбор, чем он.

Иисус хорошо резюмирует эту историю, когда он сказал фарисеям: «Вы те, кто оправдывает себя в глазах других, но Бог знает ваши сердца. Ибо что в глазах людей вызывает восхищение, то отвратительно в глазах Бога» (Луки 16:15).

Фарисеи придавали большое значение своему богатству и статусу детей Авраама, но Иисус знал их сердца, и то, как они обращались с окружающими, было отвратительно в Его глазах.

Более того, это должно было проиллюстрировать важность того, как мы действуем и относимся к другим в настоящем. Потому что, как только люди сделали выбор против Бога, несмотря на то, что им дали шанс покаяться и измениться, даже человек, воскресший из мертвых, не изменит своего мнения.

В притче о богаче и Лазаре Иисус преподал очень важный урок, но не о мертвых. Нет никакого противоречия между тем, что Иисус учил о смерти, и тем, что говорит остальная часть Писания.

Почему хорошо, что мертвые не могут говорить?

Предположим, что было бы, если бы у Бога не было таких строгих ограничений относительно того, что происходит с людьми после их смерти. Предположим, что из жалости к человечеству Он позволил тем, кто умер, иметь ограниченные контакты с людьми, которые еще живы.

Кто-то из нас мог бы сказать, что это было бы большим улучшением, что оно могло бы дать многим убитым горем людям утешение и облегчение, которых они жаждут.

Эта идея также романтизируется в рассказах, часто изображающих умерших близких, которые незаметно направляют тех, кого они оставили, или появляющихся в важные моменты, чтобы дать намёк на вдохновение или надежду.

Но давайте задумаемся об этом на мгновение.

Если бы мертвые были в сознании, будь то в раю или в аду, и могли смотреть вниз и наблюдать за миром, как вы думаете, что бы они увидели?

Возможно, они увидят, как вырастут их дети. Они могут присматривать за своим супругом и следить за тем, чтобы с ним все было в порядке. Но им также пришлось бы наблюдать за всем горем и страданиями, которые пришли с их смертью. Им придется стать свидетелями гигантской дыры, которую их отсутствие оставило в тех, кто их любит. Они будут вынуждены молча наблюдать, если кто-то из живых не решит попытаться связаться с ними.

Хотели бы вы провести так вечность, ожидая, как тень в углу, пока кто-нибудь случайно не заметит вас? Это было бы ужасно. Да и жить в нем, наверное, было бы не так уж и удобно.

Они будут постоянно осознавать это неопределенное присутствие, плавающее вокруг них, просто вне досягаемости. Им будет казаться, что за ними постоянно наблюдают, и они не будут знать, что с этим делать.

И даже если бы они знали, что делать, если бы они каким-то образом вошли в контакт с мертвецом, наблюдающим за ними каждую минуту, кто сказал бы, что это будет приятный разговор? Это может быть крайне тревожно.

Когда все сказано и сделано, у нас нет никаких гарантий, что возможность связаться с мертвыми будет настолько приятной или утешительной, как мы иногда себе это представляем. Бог знал, что Он делал, когда Он сделал так, чтобы мертвые упокоились, а не вошли в блуждающее, сознательное состояние. В каком-то смысле более утешительно думать о тех, кого мы любим, в мирном, спокойном сне, где они могут ждать, пока Иисус не придет снова.

Какую надежду предлагает Библия тем, кто умер?

Бог многое дал нам через Свое вдохновенное слово. Он дал нам объяснение того, как работает смерть и на что она похожа, чтобы нам не нужно было бояться встречать ее лицом к лицу, когда придет наше время.

Он предостерег нас от сатаны и его обманщиков, чтобы нас не обманули и не повели по ложному пути.

Бог также дал нам надежду, способ смотреть сквозь смерть и знать, что это не конец всего. Он дал нам обещание, что однажды Он вернется и снова все исправит, даже саму смерть.

«Но мы не хотим, чтобы вы были в неведении, братья и сестры, о тех, кто спит, дабы вы не скорбели, как и остальные люди, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес из мертвых, то и усопших через Иисуса Бог приведет с Собой.

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие и остающиеся до пришествия Господня, не предвосхищаем усопших.

Ибо Сам Господь сойдет с небес с восклицанием, с голосом архангела и с трубой Божией, и мертвые во Христе воскреснут первыми. Тогда мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Посему утешайте друг друга сими словами» (1 Фессалоникийцам 4:13-18).

Бог не хочет, чтобы мы были обмануты, чтобы искать надежду не там, где нужно. Он не хочет, чтобы мы тратили свои жизни впустую, пытаясь протянуть руку тем, кого мы потеряли.

Как часто нас утомляет собственное горе, и мы мечтаем найти способ вернуть тех, кого любим, поговорить с ними и увидеть их лица. Но, возможно, вместо того, чтобы звать наших умерших близких и пытаться затащить их обратно в этот грешный, испорченный мир, нам следует оставить их на попечении Бога, зная, что Он любит их и вернет обратно, когда вернется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *