26.11.2024

Статистические методы в психологии: Статистические методы в психологии

Содержание

Издания | Библиотечно-издательский комплекс СФУ

  • Издания(активная вкладка)
  • Услуги

Все года изданияТекущий годПоследние 2 годаПоследние 5 летПоследние 10 лет

Все виды изданийУчебная литератураНаучная литератураЖурналы и продолжающиеся изданияГазетыМатериалы конференцийУчебно-методическое обеспечение дисциплин

Все темыЕстественные и точные наукиАстрономияБиологияГеографияГеодезия. КартографияГеологияГеофизикаИнформатикаКибернетикаМатематикаМеханикаОхрана окружающей среды. Экология человекаФизикаХимияТехнические и прикладные науки, отрасли производстваАвтоматика. Вычислительная техникаБиотехнологияВодное хозяйствоГорное делоЖилищно-коммунальное хозяйство. Домоводство. Бытовое обслуживаниеКосмические исследованияЛегкая промышленностьЛесная и деревообрабатывающая промышленностьМашиностроениеМедицина и здравоохранениеМеталлургияМетрологияОхрана трудаПатентное дело. Изобретательство. РационализаторствоПищевая промышленностьПолиграфия. Репрография. ФотокинотехникаПриборостроениеПрочие отрасли экономикиРыбное хозяйство. АквакультураСвязьСельское и лесное хозяйствоСтандартизацияСтатистикаСтроительство. АрхитектураТранспортХимическая технология. Химическая промышленностьЭлектроника. РадиотехникаЭлектротехникаЭнергетикаЯдерная техникаОбщественные и гуманитарные наукиВнешняя торговляВнутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживаниеВоенное делоГосударство и право. Юридические наукиДемографияИскусство. ИскусствоведениеИстория. Исторические наукиКомплексное изучение отдельных стран и регионовКультура. КультурологияЛитература. Литературоведение. Устное народное творчествоМассовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информацииНародное образование. ПедагогикаНауковедениеОрганизация и управлениеПолитика и политические наукиПсихологияРелигия. АтеизмСоциологияФизическая культура и спортФилософияЭкономика и экономические наукиЯзыкознаниеХудожественная литератураХудожественные произведения

Все институтыВоенно-инженерный институтУчебно-военный центрГуманитарный институтКафедра ИТ в креативных и культурных индустрияхКафедра истории России, мировых и региональных цивилизацийКафедра культурологии и искусствоведенияКафедра рекламы и социально-культурной деятельностиКафедра философииЖелезногорский филиал СФУИнженерно-строительный институтКафедра автомобильных дорог и городских сооруженийКафедра инженерных систем, зданий и сооруженийКафедра проектирования зданий и экспертизы недвижимостиКафедра строительных конструкций и управляемых системКафедра строительных материалов и технологий строительстваИнститут архитектуры и дизайнаКафедра архитектурного проектированияКафедра градостроительстваКафедра дизайнаКафедра дизайна архитектурной средыКафедра изобразительного искусства и компьютерной графикиИнститут гастрономииБазовая кафедра высшей школы ресторанного менеджментаИнститут горного дела, геологии и геотехнологийКафедра геологии месторождений и методики разведкиКафедра геологии, минералогии и петрографииКафедра горных машин и комплексовКафедра инженерной графикиКафедра маркшейдерского делаКафедра открытых горных работКафедра подземной разработки месторожденийКафедра технической механикиКафедра технологии и техники разведкиКафедра шахтного и подземного строительстваКафедра электрификации горно-металлургического производстваИнститут инженерной физики и радиоэлектроникиБазовая кафедра «Радиоэлектронная техника информационных систем»Базовая кафедра инфокоммуникацийБазовая кафедра физики конденсированного состояния веществаБазовая кафедра физики твердого тела и нанотехнологийБазовая кафедра фотоники и лазерных технологийКафедра нанофазных материалов и нанотехнологийКафедра общей физикиКафедра приборостроения и наноэлектроникиКафедра радиотехникиКафедра радиоэлектронных системКафедра современного естествознанияКафедра теоретической физики и волновых явленийКафедра теплофизикиКафедра экспериментальной физики и инновационных технологийКафедры физикиИнститут космических и информационных технологийБазовая кафедра «Интеллектуальные системы управления»Базовая кафедра «Информационные технологии на радиоэлектронном производстве»Базовая кафедра геоинформационных системКафедра высокопроизводительных вычисленийКафедра вычислительной техникиКафедра информатикиКафедра информационных системКафедра прикладной информатикиКафедра прикладной математики и компьютерной безопасностиКафедра разговорного иностранного языкаКафедра систем автоматики, автоматизированного управления и проектированияКафедра систем искусственного интеллектаИнститут математики и фундаментальной информатикиБазовая кафедра вычислительных и информационных технологийБазовая кафедра математического моделирования и процессов управленияКафедра алгебры и математической логикиКафедра высшей и прикладной математикиКафедра математического анализа и дифференциальных уравненийКафедра математического обеспечения дискретных устройств и системКафедры высшей математики №2афедра теории функцийИнститут нефти и газаБазовая кафедра пожарной и промышленной безопасностиБазовая кафедра проектирования объектов нефтегазового комплексаБазовая кафедра химии и технологии природных энергоносителей и углеродных материаловКафедра авиационных горюче-смазочных материаловКафедра бурения нефтяных и газовых скважинКафедра геологии нефти и газаКафедра геофизикиКафедра машин и оборудования нефтяных и газовых промысловКафедра разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторожденийКафедра технологических машин и оборудования нефтегазового комплексаКафедра топливообеспеченя и горюче-смазочных материаловИнститут педагогики, психологии и социологииКафедра информационных технологий обучения и непрерывного образованияКафедра общей и социальной педагогикиКафедра психологии развития и консультированияКафедра современных образовательных технологийКафедра социологииИнститут торговли и сферы услугБазовая кафедра таможенного делаКафедра бухгалтерского учета, анализа и аудитаКафедра гостиничного делаКафедра математических методов и информационных технологий в торговле и сфере услугКафедра технологии и организации общественного питанияКафедра товароведения и экспертизы товаровКафедра торгового дела и маркетингаОтделение среднего профессионального образования (ОСПО)Институт управления бизнес-процессамиБазовая кафедра Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)Кафедра бизнес-информатики и моделирования бизнес-процессовКафедра маркетинга и международного администрированияКафедра менеджмент производственных и социальных технологийКафедра цифровых технологий управленияКафедра экономики и управления бизнес-процессамиКафедра экономической и финансовой безопасностиИнститут физ.

культуры, спорта и туризмаКафедра медико-биологических основ физической культуры и оздоровительных технологийКафедра теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризмаКафедра теории и методики спортивных дисциплинКафедра физической культурыИнститут филологии и языковой коммуникацииКафедра восточных языковКафедра журналистики и литературоведенияКафедра иностранных языков для гуманитарных направленийКафедра иностранных языков для естественнонаучных направленийКафедра иностранных языков для инженерных направленийКафедра романских языков и прикладной лингвистикиКафедра русского языка и речевой коммуникацииКафедра русского языка как иностранногоКафедра теории германских языков и межкультурной коммуникацииИнститут фундаментальной биологии и биотехнологииБазовая кафедра «Медико-биологические системы и комплексы»Базовая кафедра биотехнологииКафедра биофизикиКафедра водных и наземных экосистемКафедра геномики и биоинформатикиКафедра медицинской биологииИнститут цветных металлов и материаловеденияБазовая кафедра «Технологии золотосодержащих руд»Кафедра автоматизации производственных процессов в металлургииКафедра аналитической и органической химииКафедра инженерного бакалавриата СDIOКафедра композиционных материалов и физико-химии металлургических процессовКафедра литейного производстваКафедра металловедения и термической обработки металловКафедра металлургии цветных металловКафедра обогащения полезных ископаемыхКафедра обработки металлов давлениемКафедра общаей металлургииКафедра техносферной безопасности горного и металлургического производстваКафедра физической и неорганической химииКафедра фундаментального естественнонаучного образованияИнститут экологии и географииКафедра географииКафедра охотничьего ресурсоведения и заповедного делаКафедра экологии и природопользованияИнститут экономики, государственного управления и финансовБазовая кафедра антимонопольного и тарифного регулирования рынков ФАСБазовая кафедра цифровых финансовых технологий Сбербанка РоссииКафедра бухгалтерского учета и статистикиКафедра международной и управленческой экономикиКафедра социально-экономического планированияКафедра теоретической экономикиКафедра управления человеческими ресурсамиКафедра финансов и управления рискамиКрасноярская государственная архитектурно-строительная академияКрасноярский государственный технический университетКрасноярский государственный университетМежинститутские базовые кафедрыМежинститутская базовая кафедра «Прикладная физика и космические технологии»Научная библиотека СФУПолитехнический институтБазовая кафедра высшей школы автомобильного сервисаКафедра конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производствКафедра материаловедения и технологии обработки материаловКафедра машиностроенияКафедра прикладной механикиКафедра робототехники и технической кибернетикиКафедра стандартизации, метрологии и управления качествомКафедра тепловых электрических станцийКафедра теплотехники и гидрогазодинамикиКафедра техногенных и экологических рисков в техносфереКафедра техносферной и экологической безопасностиКафедра транспортаКафедра транспортных и технологических машинКафедра химииКафедра электротехникиКафедра электроэнергетикиСаяно-Шушенский филиал СФУХакасский технический иститутЮридический институтКафедра гражданского праваКафедра иностранного права и сравнительного правоведенияКафедра конституционного, административного и муниципального праваКафедра международного праваКафедра предпринимательского, конкурентного и финансового праваКафедра теории и истории государства и праваКафедра теории и методики социальной работыКафедра трудового и экологического праваКафедра уголовного праваКафедра уголовного процеса и криминалистики

По релевантностиСначала новыеСначала старыеПо дате поступленияПо названиюПо автору

Текст в электронном виде

Памятники средневекового права России XI-XVI вв

Практическая психология.

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной подготовки

Производственная практика. Методические указания по проведению преддипломной практики и написания…

Производственная практика. Методические указания по проведению научно-исследовательской работы и…

Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса

Основы методологии реконструкции и реставрации. Основные понятия и определения

Архитектурно-реставрационное решение. Часть 4

Проектирование карьеров. Часть 1. Практикум

Учебная практика. Методические указания для проведения практики по получению первичных…

Архитектурная графика в реставрации

Иностранный язык «The World of Good and Food»

Беспроводные технологии в управлении технологическими и производственными процессами

Математические методы в психологии: Psychology OnLine.Net

Применение методов математической статистики в психологических исследованиях

Близкие разделы (2): Мастерская » Экспериментальная психология (14), Мастерская » Психологический практикум (34)

похожие разделы (5):
Библиотека » Учебная литература » Хрестоматия » История психологии (31)
Путеводитель » Образование по психологии

Новости психологии (105)
Библиотека » Учебная литература » Конспекты, обзорные статьи, рефераты » Рефераты по социальной психологии (9)
Библиотека » Учебная литература » Конспекты, обзорные статьи, рефераты » Рефераты по психологии познания (7)

показать 10152025303540 статей, по порядку выбор редакторановизнапоследняя правказаголовокрейтингголосовобращенийкомментариевпо возрастаниюпо убыванию

Myers J.

L., Well A.D. Research Design and Statistical Analysis

А.Н. Гусев. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии

Дж. Гласс, Дж. Стенли. Математические методы в психологии и педагогике

И.Н. Дубина. Математические основы эмпирических социально-экономических исследований

Н.Н. Буреева. Многомерный статистический анализ с использованием ППП STATISTICA

О.Ю. Ермолаев. Математическая статистика для психологов

Р. И. Остапенко. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике

Р.И. Остапенко. Математическое моделирование латентных структур в психологии и социологии

Р.И. Остапенко. Математические основы психологии

Р.И.

Остапенко. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования

Искать в Все разделы Новости психологии Персона- Классический ассоцианизм и психология сознания- Глубинная психология- Бихевиоризм- Гештальтпсихология- Французская социологическая школа- Дифференциальная психология и психометрика- Психология развития- Нейропсихология и психофизиология- Современная психология познания и когнитивная наука- Зоопсихология, этология и эволюционная биология- Гуманистическая психология- Деятельностный подход— Сергей Леонидович Рубинштейн Библиотека- Ex Libris- Учебная литература— Хрестоматия— Введение в общую психологию—- Психология как наука—- Историческое введение в психологию—— Античные представления о душе—— Психология сознания—— Психология поведения—— Основы гештальттеории—— Неосознаваемые психические процессы—— Духовно-научная психология—— Категория деятельности в психологии—— Рефераты по истории и методологии психологии—- Эволюционное введение в психологию— Психология личности, мотивации, эмоций—- Психология индивидуальных различий—- Психология мотивации—- Психология эмоций и воли— Психология познавательных процессов—- Психология ощущений и восприятия—- Психология внимания—- Психология памяти—- Психология мышления—— Экспериментальное исследование развития понятий—- Психология воображения— Возрастная психология— Социальная психология— История психологии— Конспекты, обзорные статьи, рефераты— Рефераты по введению в профессию— Рефераты по психологии личности, мотивации и эмоций— Рефераты по психологии познания— Рефераты по возрастной и педагогической психологии— Рефераты по социальной психологии- Научная литература— Journal of Experimental Psychology— Короткие сообщения— Научное наследие— Статьи и монографии— Проблемы личности— Проблемы познания—- Journal of Vision- Методическая литература— Учебные программы- Популярная психология— Непознанное— Потерянный и возвращеный мир— Психология отношений— Современная психология и мудрость веков- Справочная литература— Архив Мастерская- Методические разработки- Психологический практикум- Прикладная психология— Педагогическая психология— Психология и работа— Управленческое консультирование— Психологическое консультирование- Экспериментальная психология- Математические методы в психологии Инструменты- Базы данных Медиатека- Научная жизнь- Психологический музей- Перцептивные феномены- Когнитивная установка- Эмоции- Клиника Путеводитель- Психологический клуб- Научная психология- Образование по психологии- Психологическая практика- Психодиагностика- Популярная психология- Псевдопсихология Доска объявлений- Симпозиум- Рынок труда- Куплю или приму в дар- Продам или подарю- Поменяюсь- Сдам или возьму в аренду- Психологические услуги- Эзотерика и магия- Встречи, отдых, организация досуга Информация Полезно знать

Статьи: 11
обычная: 11
Последнее добавление: 29. 07.2019

Статистический анализ – Факультет психологии

Перейти к содержимому

Статистический анализmichend2018-03-19T20:55:50-05:00

При проведении исследований очень важно, чтобы вы могли разобраться в своих данных. Это позволяет вам информировать других исследователей в вашей области и других о том, что вы обнаружили. Его также можно использовать для создания доказательств теории. Поэтому необходимо понимание того, какой тест использовать и когда. Есть несколько полезных практик, если вы не знакомы с выполнением статистического анализа. Во-первых, определить ваши переменные.

Обзор основных статистических данных:
Зависимая переменная (DV) — Это та, которую вы измеряете. На примере оценки ученика.
Независимая переменная (IV) — Это та переменная, которой вы управляете с различными условиями. Из примера либо PowerPoint, либо презентация на диапроекторе.

Уровни измерения:
Как только это будет сделано, вы захотите определить уровень измерения обеих переменных. Это поможет вам позже определить, какой тест использовать в вашем анализе. Существует четыре уровня измерения:

Интервал — Имеют одинаковые номера (т.е. Количество питомцев).
Соотношение -Нет реального нуля и есть интервалы между целыми числами (т.е. вес при рождении)
Номинальный -Просто наименование категорий (т.е. Мужчина/Женщина).
Порядковый номер -Простой порядок (т. е. 1 = Категорически не согласен; 2 = Не согласен; 3 = Нейтрально; 4 = Согласен; 5 = Полностью согласен).
Наконец, у вас будет информация, необходимая для определения того, какой тест вам нужно использовать. Пока вы не освоите статистический анализ, рекомендуется отслеживать эту информацию (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Переменная, уровень измерения и количество IV

С этой информацией вы можете обратиться к следующей таблице, чтобы определить, какой статистический тест использовать. Сначала определите, проводится ли исследование внутри или между субъектами, затем количество групп, затем уровень измерения (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Схема тестов по дизайну, количеству условий и уровню измерения

Дерево принятия решений

Статистические тесты можно разбить на две группы, параметрические и непараметрические, которые определяются уровнем измерения. Параметрические тесты используются для анализа интервальных и относительных данных, а непараметрические тесты анализируют порядковые и номинальные данные. В каждой группе используются разные тесты. Сначала мы начнем с параметрических тестов.

Параметрические тесты: (данные интервала/отношения)

Эти тесты предполагают, что данные имеют нормальное распределение (колоколообразная кривая) и очень сильны по сравнению с непараметрическими тестами.

В рамках предметного дизайна  1.  Зависимые выборки t-критерий : Сравнивает средние значения двух групп. Примером является определение того, влияют ли PowerPoint или проекция на оценки. 2. Внутри субъектов ANOVA : Сравнивает средние значения более чем двух групп. Примером является определение того, повлияли ли PowerPoint, диапроекция и подкаст на оценки, и если да, то какие.

Между субъектами дизайна

1.  Стьюдентный критерий независимых выборок : Сравнивает средние значения двух групп. Примером является определение того, повлияла ли презентация PowerPoint на оценки по сравнению с контрольной группой.
2.  Между субъектами ANOVA : Сравнивает средние значения более чем двух групп. Например, определить, повлияли ли PowerPoint или проектор на оценки, и если да, то какой именно.
3.  Корреляция Пирсона : определяет, существует ли связь между двумя переменными. Это также определяет силу отношений, если таковые существуют.

Коэффициент корреляции находится в диапазоне от -1,0 до 1,0. Чем ближе к -1,0 или 1,0, тем сильнее связь. Когда r отрицательно, это означает, что существует отрицательная связь (одна переменная увеличивается/уменьшается, а другая наоборот). Когда r положительное, это означает, что существует положительная связь (одна переменная увеличивается или уменьшается, как и другая). См. приведенный ниже пример, в котором рассматривается корреляция между сообщениями, отправленными за неделю, и оценками. Другой способ определить взаимосвязь и силу — посмотреть на график. Чем ближе точки данных к линии, тем сильнее связь (см. рис. 2). Предостережение: сильная корреляция не означает, что условие вызвало результат. Это означает лишь то, что две переменные каким-то образом связаны.

Рисунок 2. График соотношения текстов и оценок

Непараметрические тесты: (порядковые/номинальные данные)

Эти тесты ничего не предполагают относительно формы данных. Эти тесты не такие сильные, как параметрические.

В рамках тематического дизайна

1.  Уилкоксон : Это непараметрическая версия t-критерия зависимых выборок, поскольку она сравнивает разницу рангов для групп из двух с  только  порядковые данные. Примером может служить определение рейтинга участников по визуальному предпочтению между двумя игровыми приложениями для iPad.
2. Фридман : это непараметрическая версия внутрисубъектного дисперсионного анализа, поскольку она сравнивает ранги для групп более двух с только порядковыми данными. Примером может служить определение рейтинга трех разных веб-сайтов на основе удобства для пользователя.

Между предметными планами

1.  Хи-квадрат : Сравнивает ранги как для двух групп, так и для более чем двух групп с ТОЛЬКО номинальными данными. А. Хи-квадрат (доброта подгонки) — сравнивает пропорцию выборки с уже существующим значением. Примером может служить сравнение уровня грамотности в центральной части Миссури с уровнем грамотности во всем штате. B. Хи-квадрат (Тест независимости) — сравнивает пропорции двух переменных, чтобы увидеть, связаны они или нет. Примером может служить одинаковое количество спортсменов в бейсболе и софтболе, зачисленных на курс общей психологии в этом семестре.
2. Kruskall-Wallis : это непараметрическая версия дисперсионного анализа между субъектами, поскольку она определяет, принадлежат ли несколько выборок одной и той же совокупности. Примером является определение того, как участники оценивают врача на основе того, использовал ли он компьютер, книгу или не помогал в диагностике.
3. Манн-Уитни : это непараметрическая версия t-критерия независимых выборок, поскольку она сравнивает ранги для групп более двух с только порядковыми данными. В качестве примера можно привести определение того, влияет ли употребление шоколадных батончиков Snickers на оценки учащихся по математическим предметам.
4. Корреляции : А. Ро Спирмена: Как и корреляция Пирсона, этот тест также определяет силу связи между двумя переменными на основе их рангов. Например, можно определить взаимосвязь между оценками по физике и английскому языку.

Руководство по разделу статистического анализа

Ресурсы
Ниже приведены некоторые дополнительные ресурсы для чтения, которые могут оказаться полезными:

Статистические ресурсы : Арон, А. , Арон, Э., и Купс, Э. (2005). Статистика для психологии (4-е изд.). Пирсон.

Ресурс SPSS и статистики : Кронк, Б. (2011). Как использовать SPSS (7-е изд.). Пырчак.

Перейти к началу

Статистика — Просто психология

Область статистики связана со сбором, анализом, интерпретацией и представлением данных. Изучайте статистику и вероятности бесплатно, выполняя простые и легкие шаги, начиная с базовых и заканчивая продвинутыми понятиями.

Ключевые термины

  • Научный метод
  • Переменные
  • P-значение
  • Качественные исследования
  • Эксперименты

Научный метод

Научный метод — это пошаговый процесс, используемый исследователями и учеными для определения наличия связи между двумя или более переменными. Психологи используют этот метод для проведения психологических исследований, сбора данных, обработки информации и описания поведения.

Узнайте больше: Шаги научного метода

Переменные

Переменные применяются к экспериментальным исследованиям. Независимая переменная — это переменная, которой экспериментатор манипулирует или изменяет. Зависимая переменная — это переменная, которая тестируется и измеряется в эксперименте и «зависит» от независимой переменной.

Подробнее: Независимые и зависимые переменные

P-значение

Когда вы выполняете статистический тест, p-значение помогает вам определить значимость ваших результатов по отношению к нулевой гипотезе. Значение p менее 0,05 (обычно ≤ 0,05) является статистически значимым.

Подробнее: P-значение и статистическая значимость

Качественные исследования

Качественные исследования — это процесс систематического сбора, анализа и интерпретации нечисловых данных. Качественные исследования могут быть использованы для получения глубокого контекстуального понимания субъективной социальной реальности людей.

Эксперименты

Экспериментальный метод включает манипулирование переменными для установления причинно-следственных связей. Ключевыми особенностями являются контролируемые методы и случайное распределение участников на контрольные и экспериментальные группы.

Подробнее: Как работает экспериментальный метод в психологии

Часто задаваемые вопросы

и

Что означает p-значение 0,05?

Значение p менее 0,05 (обычно ≤ 0,05) является статистически значимым. Это указывает на убедительные доказательства против нулевой гипотезы, поскольку вероятность того, что результаты были получены случайным образом, а не реальным эффектом, составляет менее 5%. Поэтому мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную гипотезу.

Однако важно отметить, что p-значение — не единственный фактор, который следует учитывать при интерпретации результатов проверки гипотезы. Другие факторы, такие как размер эффекта, также следует учитывать.

Подробнее: Что p-значение говорит вам о статистической значимости

и

Что говорит вам z-значение?

 Z-оценка описывает положение необработанной оценки с точки зрения ее расстояния от среднего значения при измерении в единицах стандартного отклонения. Он также известен как стандартная оценка, поскольку позволяет сравнивать оценки по различным переменным путем стандартизации распределения. Z-оценка положительна, если значение лежит выше среднего, и отрицательно, если ниже среднего.

Подробнее: Z-Score: определение, расчет, формула и интерпретация

и

Что такое независимая и зависимая переменная?

 Независимая переменная – это переменная, которую экспериментатор манипулирует или изменяет, и предполагается, что она оказывает прямое влияние на зависимую переменную. Например, распределяя участников по условиям приема препарата или плацебо (независимая переменная), чтобы измерить любые изменения интенсивности их беспокойства (зависимая переменная).

Подробнее : Что такое независимые и зависимые переменные?

и

В чем разница между качественным и количественным?

Количественные данные — это числовая информация о количествах, а качественные данные носят описательный характер и относятся к явлениям, которые можно наблюдать, но нельзя измерить, например языку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *