18.06.2024

Перцептивные способности: Перцептивные способности — определение термина

Перцептивные способности — это что такое?

Тема взаимоотношений учителя и ученика имеет древние корни. Размышления философов на эту тему приведены в кратких афоризмах: «когда готов ученик, является учитель» и «коротко учение о людях, но длинно познание». Оба высказывания подразумевают готовность к полному восприятию учителя или людей (точной интерпретации невербального общения). Развитие перцептивных способностей происходит по определенному сценарию. Их учет, как правило, помогает во многих жизненных ситуациях найти общий язык с окружающими, а в случаях профессиональной деятельности специалистов, сфера воздействия которых лежит в области «человек – человек», повышает компетентность и успешность.

Значение термина

Слово «перцепция» (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу. Он подразумевал под термином «перцепция» «неясные впечатления» в противовес апперцепции – ясному осознанию восприятия.

В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:

  • предметность;
  • аперцептивность;
  • контекстность;
  • осмысленность;
  • структурность.

Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.

В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению. Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.

Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.

Программы и методики развития

Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:

  • комплексы для детей (и взрослых) с проблемами в развитии;
  • для детей (и взрослых) с нормальным развитием;
  • для одаренных.

В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.

Социальная значимость навыка

Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.

Общение – процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.

На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире круг общения детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.

Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).

Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Пол Экман. Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.

Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности

Люди, работающие в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, учениками, потребителями. В их профессиональной деятельности развитые перцептивные способности – это ключ к успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональной стезе.

Огромную роль развитое восприятие состояния собеседника играет и на межличностном уровне общения. Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям. Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.

Развитое восприятие собеседника важно иметь каждому человеку, но механизмы и принципы использования этой способности будут разниться у всех представителей общества.

Родители

Перцептивные педагогические способности – это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова). Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.

В период раннего детства именно папа с мамой являются примерами для подражания и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений. До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику. Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей – благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения. Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все – мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

Перцептивные способности педагога – это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

Учителя

Перцептивные способности учителя – это умение:

  • воспринимать психологическое состояние ученика;
  • держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
  • дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
  • оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Все перечисленные умения — это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

  • профессионально-личностные;
  • профессиональные знания;
  • профессиональные умения;
  • активная педагогическая позиция;
  • опыт творческой деятельности.

Ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога – это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование и развитие перцептивных способностей начинается в раннем детстве. Обусловлено это адаптацией ребенка к окружающему миру и потребности в развитии (которого не существует без коммуникации).

Дети-Маугли служат тому подтверждением. Поскольку они были помещены в среду волков, то выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Это «подражание» запускало более сложные биологические и психологические механизмы, которые в итоге не позволяли детям стать полноценными людьми и сокращали жизнь до продолжительности жизни волка.

Этот пример заставляет задуматься о значимости окружающей обстановки (эмоциональной, материальной, сенсорной и т. д.), в которой находятся дети. Ведь в детстве перцептивные способности – это «двигатель» развития ребенка.

Подростки

С возрастом роль точности и комплексности восприятия только возрастает, а структура – усложняется. Поэтому ведущей деятельностью подростков является не учение, а общение (кладезь для развития перцептивных способностей). Игнорирование значения коммуникации для тинейджеров взрослыми недопустимо. Это период кропотливой огранки «алмаза» под названием «общение». Таким образом, подросток познает себя, производит «инвентаризацию» внутреннего мира и завершает формирование «Я-концепции».

Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека

В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.

Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей. В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия. Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».

Заключение

Перцептивные способности – это своеобразное умение «читать» собеседника, и путь развития и совершенствования измеряется от собеседника к собеседнику на протяжении всей жизни. А на жизненном пути не бывает случайных идей, людей и спутников. Как любил повторять герой одного мультфильма: «Случайности не случайны».

Перцептивные педагогические способности, помогающие обеспечить успех урока. | Статья по теме:

«Перцептивные педагогические способности

  помогающие обеспечить успех урока»

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее — искусство. Педагогические способности — качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической деятельности педагога?  Оказывается нет.  Ведущие способности это:

*педагогическая зоркость

*дидактические

*организаторские.

Остальные способности можно отнести к вспомогательным, сопутствующим. Остановимся на одной группе педагогических способностей- перцептивные способности- умение выявить особенности психики учащегося.

  Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей- как нормальное, так и ненормальное- несёт на себе отпечаток:

1.семейного окружения

2.общества

3.культуры.

Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Педагогическая деятельность- это деятельность специфичная, и главной ее особенностью является то, что основным предметом труда здесь является личность другого человека. В центре этой деятельности еще только формирующаяся личность. А потому эта личность особо чувствительна к различным социальным воздействиям, особо ранима и менее устойчива.

Получение адекватного знания о личности учащегося важно к тому же и с другой точки зрения. Изучение личности учащегося представляется необходимым в качестве условия и метода обеспечения обратной связи в педагогическом процессе.

Психодиагностика личности способна помочь учителю в решении большинства педагогических задач. Существует целый пакет тестов определяющих тип характера человека. Понятие  «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Леонгард. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором Андреем Евгеньевичем  Личко.

Гипертимный тип.

Приподнятость настроения, жажда новизны во всем- это определяет все поведение. Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов.

Первые признаки  этого типа видны уже в начальной школе. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, строгую дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделие. Склонны к переоценке своих возможностей и чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия. Нельзя применять жестокость, надо заинтересовать (подкидывать новые идеи)

Циклоидный тип.

Характеризуется постоянной сменой настроений, не зависящей от самого человека, ни от обстоятельств. Настроение чередуется периодами легкой подавленности с периодами гипертивности по 10-15 дней. Этот тип характера встречается в три раза чаще у девочек, чем у мальчиков. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компаний. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности, ненужности. Между фазами часто имеет место достаточно длительный период «гармоничного» поведения. Первые признаки этого типа около 12 лет.

Рекомендации педагогам- следить за настроением, уменьшить требования в период подавленности.

Эмоционально-лабильный тип.

Ведущим радикалом этого типа является эмоциональная лабильность. Смена настроения частая, но связана с мелкими внешними раздражителями, с различными жизненными ситуациями. На лидерство не претендующий. Предпочитает быть в кругу людей, которые к нему хорошо относятся, влюбчивы. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц.

Рекомендации педагогам- похвалить, поощрить- это улучшает настроение и стимулирует подростка к деятельности.

Астено-невротический тип.

Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Медленная врабатываемость, короткий пик и быстрый спад. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу (эти вспышки физиологические). Не претендуют на лидерство, легко подчиняемы, часто оказываются под влиянием других. Начинает проявляться в 9-11 лет. Присуще  на протяжении всей жизни. Независимо от уровня интеллекта учатся средне.

Рекомендации педагогам- уменьшить уровень требований (завышать отметки), спрашивать на 20-25 минуте урока.

Психастенический тип.

Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее своё и своих близких) склонны к самоанализу. Черты характера обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя, и особенно за других бывает самой трудной задачей. Консолидируется тип в возрасте 12-14 лет, до этого лёгкость появления сомнений. На лидерство не претендует, под влияние не попадает, общается в кругу себе подобных. Склонны к тому чтобы глубинно изучать что-либо, самостоятельные, нерешительные. Имеют правильную самооценку.

Рекомендации педагогам- не ставить в положение выбора (научить нельзя), давать только конкретные задания. Использовать склонность к глубинному изучению, сделать его мозговым центром- пусть что-то изучит и расскажет другим.

Сенситивный тип.

Определяется робостью, ранимостью, нерешительностью. Имеет высокий уровень требований к себе. Появляется в 10-12-13 лет, некоторые признаки и раньше. Избирательны в общении, если подружились верны дружбе, привязаны к близким, к родителям. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим «Я» («образ тела»). Замкнутость, робость и застенчивость особенно проявляются среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения. Ответственны, учатся независимо от уровня интеллекта, хорошо. Предпочитают жить иллюзиями, в воздушных замках. Сенситивы тяжело переносят развод родителей. Расценивают как предательство.

Рекомендации педагогам- нельзя резко вырывать из привычной обстановки, если даже едет поступать в институт желательно, чтобы ехала и мама. Необходим индивидуальный подход. С сенситивным типом надо быть искренним. Самый сложный тип.

Шизоидный тип.

Главные черты- замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения, неумение и нежелание общаться, неумение понять чужие переживания, желание и мысли партнера. Его мало волнует, что вокруг. Нередко неряшливы, естественное поведение- читать в шумной веселой компании. Сложно, заумно формулируют свои умозаключения, не чувствуют чужой боли и не требуют внимания к себе. Имеют причудливые хобби. Черты характера появляются в 10-12 лет.

Рекомендации педагогам -следует оставить человека в покое (т.к. шизоид   самодостаточен ) или проникнуться его интересом (что бывает сложно)

Эпилептоидный тип.

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Эти взрывы не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Неуемное желание лидерства, допускают иерархию власти, власти добиваются любыми способами. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственна мелочная аккуратность, строгое соблюдение правил (иногда в ущерб делу)

Рекомендации педагогам- можно давать власть, но делегировать так, чтобы можно было её забрать (т.е. давать мало, иначе не заберешь).

Истероидный тип.

Желание выделяться, быть ярким, жажда внимания к себе. Первые признаки появляются достаточно рано, еще в детском саду. Учатся лучше всех или хуже всех. Могут быть лживы, необычные хобби (ни у кого больше такой нет). Склонность к позёрству, свойственна театральность переживаний. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение.

Рекомендации педагогам- чем больше уделяется им внимание, тем больше им хочется. Поэтому необходимы задания с любыми вариантами творчества. Среди актёров много истероидов.

Неустойчивый тип.

Неуёмная жажда удовольствия при нежелании трудиться, поверхностность увлечений. Признаки этого типа видны уже в 8-10 лет. Учатся плохо, прогуливают. Легко подчиняются, оказываются под влиянием эпилептоидного типа. Быстро появляется алкоголизм 15-16 лет (при ранней алкоголизации). При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Слабый волевой компонент личности. К своему будущему равнодушны, планы не строят, живут настоящим. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Рекомендации педагогам- жесткая регламентация времени для выполнения задания, режим «ежовых рукавиц».

Конформный тип.

Главная черта-  конформность : ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на всё — от стремления одеваться как все, до сильной зависимости от окружения, суждений, позиций и поведения. В «хорошей » среде хорошо учатся, стараются и работают, в «плохой»- усваивают достаточно быстро её обычаи, привычки, манеру поведения. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Рекомендации педагогам- помочь сменить компанию.

Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Используемая литература:

1. Подласый И.П.»  Педагогика», учебник 1 часть.

2. Реан А.А. «Психология изучения личности».

3. Реан А.А. «Практическая психодиагностика личности».

4. Хьелл А., Зиглер Д. «Теории личности».

                   

Способность к восприятию — Oxford Reference

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваш опыт на нашем веб-сайте. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie. Вы можете изменить настройки файлов cookie в любое время.Подробнее

Oxford Biblical Studies Online и Oxford Islamic Studies Online упразднены. Контент, который вы ранее приобрели в Oxford Biblical Studies Online или Oxford Islamic Studies Online теперь перемещен на Oxford Reference , Oxford Handbooks Online , Oxford Scholarship Online или What Every Needs to Know ®. Для получения информации о том, как продолжить просмотр статей, посетите страницу услуг для подписчиков.

Закрыть

Перейти к Содержание Выделите поисковый запрос
  • Распечатать
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://www. oxfordreference.com/display/10.1093/oi/authority.20110803100316435


  • Поделись этим

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Показать сводную информацию

Обзор


Краткий справочник

Способность справляться с сенсорными стимулами и придавать им значение.

От кого: перцептивная способность в Оксфордский словарь спортивной науки и медицины »

Субъектов: Медицина и здоровье — Клиническая медицина


Справочные записи

перцептивная способность
в Оксфордский словарь спортивной науки и медицины (3) Длина: 16 слов


Искать: «перцептивные способности» в Оксфордском справочнике »

Домен 2: Восприятие | Проект раннего обучения штата Иллинойс

Развитие восприятия относится к тому, как дети начинают воспринимать, интерпретировать и понимать сенсорную информацию. 1 Восприятие позволяет детям адаптироваться и взаимодействовать с окружающей средой с помощью своих органов чувств. Дети рождаются со способностью видеть, слышать, обонять, ощущать вкус и осязать. Хотя эти чувства не полностью развиты при рождении, они быстро улучшаются в первые несколько месяцев жизни. Например, зрение новорожденного ограничено от восьми до 12 дюймов. 2

За несколько коротких месяцев их зрение значительно улучшилось, так как дети могут видеть предметы с другого конца комнаты и различать узоры и цвета. 3 Дети могут слышать звуки еще до рождения, а в младенчестве они начинают различать эти звуки. Способность делать это напрямую влияет на развитие речи детей.

Развитие восприятия тесно связано с физическим развитием, поскольку растущие двигательные способности детей позволяют им по-новому исследовать окружающую среду. Дети могут использовать свою подвижность, чтобы тянуться к предметам или играть с предметами по-разному.

Когда они станут старше, они смогут использовать сенсорную информацию, чтобы изменить действие или поведение. Например, дети могут понимать, как обходить препятствия своим телом, или знать, как держать в руках предметы, которые они считают хрупкими. Дети познают свой мир, взаимодействуя своими чувствами с окружающей средой. Вот почему для маленьких детей поощряется соответствующая стимулирующая среда, осмысленное участие и взаимодействие.

Развитие предпочтений

Каждый ребенок уникален, когда дело доходит до сенсорных симпатий и антипатий. Некоторым детям нравится плескаться в ванне или пачкать руки, исследуя разные текстуры. Другие дети могут уклоняться от прикосновения к различным материалам, вместо этого предпочитая просто наблюдать. Точно так же, как у взрослых есть предпочтения, у маленьких детей развиваются предпочтения в отношении того, что они видят, слышат, осязают, обоняют и пробуют на вкус. Воспитатели должны обращать внимание на то, что нравится детям и чего они избегают. Воспитатели должны быть чуткими к этим различиям и создавать различные виды деятельности, чтобы учесть сенсорные предпочтения детей. Например, детей, которым не нравится пачкать руки, не следует заставлять играть с песком, водой или другими сенсорными материалами, которые могут вызывать у них дискомфорт. Детям, которые перегружены слишком большим количеством звуков и образов, следует внимательно следить за признаками чрезмерной стимуляции во время игры. Положительный ранний опыт, адаптированный к уровню комфорта и потребностям детей, важен для здорового развития.

От рождения до 9 месяцев

Дети начинают использовать свои чувства, чтобы исследовать и узнавать окружающую среду.

Показатели для детей включают:

  • Реакция на изменения в окружающей среде, например, вздрагивает, когда слышит громкий шум, поворачивает голову в сторону света звуки, слышимые в окружающей среде
  • Имеет диапазон зрения до нескольких футов, что, в свою очередь, позволяет видеть цвета и предметы на расстоянии
  • Чувствует ощущение прикосновения и оглядывается, чтобы определить источник прикосновения, например, человека или предмет
  • Узнает знакомые объекты и начинает проявлять фаворитизм к определенным игрушкам окружающая среда, в которой ребенок может наблюдать и исследовать
  • Поместите зеркала и привлекательные игрушки в поле зрения ребенка, например, мобиль над кроваткой
  • Взаимодействуйте с ребенком, пойте песни и играйте вместе с игрушками
  • Предлагайте предметы и опыт, которые охватывают различные цвета, звуки, текстуры, например, музыкальную шкатулку, светящуюся игрушку, книгу с различными текстурами

7–18 месяцев

Дети начинают использовать сенсорную информацию, полученную от среду, чтобы изменить то, как они взаимодействуют и исследуют.

Показатели для детей включают:

  • Начинает манипулировать материалами, например, взвешивает тесто для лепки, сжимает продукты, которые можно есть руками
  • Начинает проявлять предпочтение или отвращение к определенным сенсорным действиям, например, отдергивает руку от незнакомых предметов или неприятных текстур
  • Осознает препятствия в окружающей среде, например, ползает вокруг стола, чтобы достать мяч
  • Приспосабливается ходьбы в зависимости от поверхности, например, осторожно ходит по гравию

Стратегии взаимодействия

  • Предоставьте ребенку возможность экспериментировать с сенсорными объектами
  • Наблюдайте за реакцией ребенка на объекты и переживания, чтобы отметить, что ему или ей нравится
  • Познакомьте ребенка с различными текстурами, запахами, звуками и образами

От 16 до 24 месяцев

Дети продолжают работать над использованием воспринимаемой сенсорной информации, чтобы решить, как взаимодействовать с окружающей средой.

Показатели для детей включают:

  • Игры с водой и столами с песком; исследует, заливая, копая и заполняя
  • Любит физическую игру, например, борьбу, щекотку
  • Распознает ситуации, к которым нужно подходить осторожно, например, медленно ходит с чашкой воды или с едой на тарелке
  • Приспосабливается к окружающей среде, например, меняет громкость голос, чтобы приспособиться к уровню шума в окружающей среде

Стратегии взаимодействия

  • Дайте ребенку возможность испытать сенсорную игру, например, с пластилином, водой, песком
  • Следуйте за ребенком во время игры;
  • Участвуйте в занятиях, поощряющих использование различных звуков и движений, например, читайте книгу, в которой используется как шепот, так и громкий голос

От 21 до 36 месяцев

Дети начинают более эффективно обрабатывать сенсорную информацию и использовать эту информацию для изменения поведения при взаимодействии с окружающей средой.

Показатели для детей включают:

  • Подражает знакомым взрослым при раскрашивании; рисует линии и/или круги
  • Регулирует подход к неизвестным объектам, например, сильнее нажимает на комок глины
  • Воспринимает и действует соответствующим образом, когда держит хрупкий предмет, как в реальном окружении, так и в игре, например, осторожно ходит, когда держит имитация чайной чашки

Стратегии взаимодействия

  • Проведите время с ребенком; рисовать, раскрашивать и раскрашивать вместе
  • Предложите ребенку обсудить, что он или она чувствует во время сенсорной игры, например: «Как ощущается эта пальчиковая краска на ваших руках?»
  • Позвольте ребенку свободно исследовать и развлекаться во время обучения, например, ребенок красит лицо пальцами и визжит от удовольствия

Примечания

  1. Бьорклунд, Д. Ф. (2000). Детское мышление: функция развития и индивидуальные различия .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *