06.10.2024

Отношение к животным аргументы: Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Животные (таблица)

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Животные (таблица)

Автор: Guru ·

Так много писатели говорят о человеческих горестях и радостях, но так мало внимания они уделяют братьям нашим меньшим. Данная подборка состоит из литературных примеров, которые показывают роль человека в жизни животных и наоборот. Надеемся, что указанные аргументы смогут посодействовать вам и обогатить «чемоданчик» литературных знаний.

Содержание:

  • 1 Любовь животных к людям
  • 2 Жестокость к животным
  • 3 Животные как жертвы человеческих рук

Любовь животных к людям

  1. Леонид Андреев – «Кусака». Начав знакомство с данным произведением, сразу начинаешь возмущаться тому, как бывают жестоки люди по отношению к животным. В рассказе автор повествует о нелегкой жизни Кусаки — собаки, чья жизнь была омрачена одиночеством и равнодушием со стороны хозяев. Но однажды маленькой и удивительно великодушной девочке Леле удается окрасить жизнь собаки красками любви, заботы и внимания.
    Героиня помогла Кусаке почувствовать себя нужной, осознать, что она может служить людям и быть им полезной. Собака расцвела всей душой, хоть иногда еще и побаивалась внезапных прикосновений. Слишком глубокими были раны на душе от недавней жизни. Только Леле удалось «влюбить» в себя измученную Кусаку. Но, к сожалению, счастливая собачья жизнь закончилась так же быстро, как и началась. Наступающая осень отняла надежду на спокойствие и счастье. Леля уехала. Снова животное столкнулось с тяготами прежнего существования. И чтобы хоть как-то утолить вновь разгоревшееся чувство тоски и одиночества, собака громко и протяжно выла. Этот пример показывает, что звери переживают обиду так же остро, как люди.
  2. Чехов – «Каштанка». С первых страниц повести автор рисует образ Каштанки — маленькой собачки, блуждающей в поисках своего хозяина. Когда собака осознает, что усилия напрасны, она ложится и засыпает у какого-то подъезда, но вскоре просыпается от удара двери, открытой каким-то человеком.
    Так и знакомится Каштанка со своим новым хозяином. И, как кажется, полностью забывает о прежнем. Оказавшись в другой квартире, собака понимает, что обзавелась не только новым домом, но и друзьями: гусем, котом и свиньей. Живут они, разучивая различные цирковые номера, потому что их хозяин сам работает клоуном в цирке. Во время одного из выступлений Каштанка завывает под дудку как певица, и внезапно в зале слышится чье-то аханье, а потом кто-то зовет Каштанку. Оказалось, что это был ее прошлый хозяин. Собака незамедлительно подбегает к нему, наслаждаясь знакомым запахом клея. Вот что значит настоящая преданность! Несмотря на то, что у Каштанки появилось все необходимое для хорошей жизни, она не смогла забыть своего прежнего хозяина, его внимание и любовь к ней. И даже цирк, друзей и комнатку с грязными обоями она видела, как тяжелый и не правдивый сон. Так велика была ее привязанность к Луке Александровичу. Этот пример показывает, что иногда зверь может быть благороднее человека.

Жестокость к животным

  1. Тургенев – «Му-му». Наверняка каждый знаком с этой невероятно грустной и душещипательной историей. Жизнь главного героя повести — Герасима, не так уж и проста, если учитывать, что он глухонемой, что многие годы своей жизни он отдал работе на барыню, что чувства к нравящейся ему женщине были испорчены ею же для того, чтобы выйти замуж за другого. Должно же было среди этих тягот найтись что-то такое, в чем он мог видеть отраду. Муму — луч надежды и радости в жизни Герасима. Спасенный им однажды щенок превращается в послушного и ласкового любимца героя. Муму нравился всем, даже барыне, но вскоре она меняет свое мнение о собаке и велит избавиться от нее. Герасим пробовал продать собаку, но она все равно возвращалась. Тогда он берёт лодку, выплывает на середину реки и топит своего единственного друга. Тот, кто готов был посвятить себя Герасиму, навсегда исчез из его жизни. Так, мы увидели, как нежелание понимать и сострадать другим людям приводит к череде событий, которые не только оказывают негативное влияние на их участников, но и делают жертвами совершенно невинных и беззащитных созданий природы.
    В данном произведении жертвами является как собака, умершая от рук хозяина, так и Герасим, который в силу своего положения просто не сумел противостоять приказу властной и эгоистичной барыни. Таким образом, жестокость к животному обернулась личной трагедией человека.
  2. Троепольский – «Белый Бим Черное ухо». Бим, как пишет сам автор, родился щенком «бракованным», не годящимся для продажи.  Заводчик хотел избавиться от щенка, но писатель Иван Иваныч, один из главных героев повести, не думая, взял Бима себе. Собака быстро привыкла к герою, всегда тонко чувствовала его настроение и старалась сделать все, чтобы на лице любимого хозяина была улыбка. Шли годы, давнишняя травма Ивана Иваныча дала о себе знать, его забрали в больницу. С тех пор в жизни пса начался длительный период скитаний и поисков хозяина. Кто-то из знавших пса людей пытался помочь ему, хотел вернуть домой, а некоторые персонажи, например, Серый бил собаку палкой, тогда Бим первый раз в жизни укусил человека, хотя до этого никто такого поведения ожидать не мог.
    Также вспоминается другой персонаж — сосед Клим, который ударил в грудь пса из-за его нежелания душить раненного на охоте зайца. Биму не раз пришлось столкнуться с проявлением человеческой жестокости, от которой он пытался хоть как-то защититься. И пусть добрых людей, сумевших оказать помощь, было больше, но следы грубого отношения навсегда отложились в памяти. По поведению и судьбе героев мы видим, что насилие к животному оборачивается для них же ухудшением характера и деградацией души.

Животные как жертвы человеческих рук

  1. Булгаков – «Собачье сердце». Человек в погоне за новшествами жизни всегда стремился открыть или создать что-то новое, что значительно упростило бы его существование. Элексир вечной молодости, бессмертие, сверх способности — все это лишь малая часть того, чем бы хотел владеть «Царь природы». Но всегда ли желание пойти вопреки законам мироздания дает хорошие результаты? В повести «Собчаье сердце» Булгаков наглядно продемонстрировал, что может ожидать того, кто хочет внести свое имя в историю науки ценой жизни на Земле. В центре произведения — ласковый и послушный пес Шарик, который после проведённой над ним операции превращается в Полиграфа Шарикова с повадками пьяницы и вора (у которого были заимствован гипофиз для операции). Эффект не заставил себя ждать, и в результате доктора получили еще одного малообразованного и проблемного человека, но в новом обличии. Недолго думая, они решают провести повторную операцию и вернуть пса к обычной жизни. Проблематика данного произведения, безусловно, таится в желании человека «свернуть горы» науки, но стоит ли добиваться прогресса таким способом? Ведь часто подопытными становятся не способные к самозащите животные. Пес Шарик, к сожалению, стал одним из них. Показывая его участь, автор хочет предостеречь «Царя природы» от жестоких и неоправданных с этической точки зрения экспериментов.
  2. Даниел Киз — Цветы для Эджерона. Печально и трагично сложилась судьба маленького мышонка Элджерона, о которой мы узнаем из рассказа Киза. Его жизнь становится тесно взаимосвязанной с центральным героем повести — Чарли Гордоном, которому так же, как и Элджерону, проводят операцию для повышения уровня интеллектуальных способностей.
    Поначалу в обоих случаях наблюдается стремительное умственное развитие, но как только оно достигает своего апогея, герои стремительно начинают регрессировать, возвращаясь на исходный уровень своих способностей. В данном произведении можно сказать, что жертвой является и Чарли Гордон, и Элджерон. Но если Чарли шел на это добровольно, ожидая любых исходов, то Элджерон стал просто материалом в руках людей, ведь осознавать и анализировать свое положение он просто не мог ввиду того, что он — животное. И таких Элджеронов, взятых для различных экспериментов, будет еще очень много, но лишь до тех пор, пока природа терпит все попытки человека изменить ее законы.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Дарья Борзенко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:
Adblock
detector

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому языку на тему: «Животные»

Автор Алёна Базан На чтение 15 мин Просмотров 15к. Обновлено

На ЕГЭ по русскому языку часто поднимается тема братьев наших меньших, животные всё реже упоминаются в творчестве современных писателей, а проблема их взаимоотношения с человеком остается по-прежнему актуальной, поэтому ради экономии времени загруженных выпускников мы отобрали наиболее ценные аргументы к итоговому сочинению. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее важными тезисами по данной тематике, а также примерами из художественной литературы и жизни.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «животные»
  5. Синонимы к слову «животные»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

Отношение людей к животным.

Отношение автора к проблеме

Все животные одинаково нуждаются в помощи и защите человека, они не заслуживают жестокого обращения. Животные – это наши братья меньшие, они находятся рядом с людьми с давних пор. В некоторых странах люди им даже поклонялись. В современном мире особенно актуальна проблема бездомных животных, которых бросили прежние хозяева. Всё дело в том, что человек заводит себе питомца необдуманно, не понимая того, что это не развлечение, а большая ответственность.

Аргументы

  1. Человек не должен причинять вред животным.
  2. Животные – помощники человека.
  3. Нужно помнить, что животные – это не игрушки.
  4. Человека нужно с детства приучать к заботе о животных.
  5. Для одиноких людей животное – источник радости.
  6. В Индии и Египте есть священные животные.
  7. Домашние питомцы приучают к ответственности.
  8. Животные намного искреннее человека, они не умеют искать выгоду для себя.
  9. Говорят, что со временем питомцы становятся похожими на своих хозяев.
  10.  Собаки отличаются своей верностью и преданностью.

Эпитеты к слову «животные»

Дикие, бессловесные, экзотические, домашние, уличные, морские, любимые, хищные, диковинные, невиданные, сказочные, удивительные, необычные, ископаемые, плюшевые, мифические, неведомые, бешеные, доисторические, волшебные, могучие, пушистые, огромные, большие, маленькие, громадные, обыкновенные, хитрые, приспосабливаемые, одомашненные, умные, крупные, настоящие, незнакомые, всевозможные, земные, редкие, свободные, чудесные, всевозможные, благородные, разумные, ценные, разнообразные, разные, непонятные, священные, грациозные, редкостные, прирученные, царственные, величественные, вольные, воображаемые. Бедные, несчастные, загнанные, затравленные, вымирающие, кровожадные, опасные, свирепые, разъярённые, испуганные, голодные, опасные, страшные, жуткие, одичалые, злобные, глупые, отвратительные, злые, странные, больные, запуганные, обезумевшие, лютые, ненасытные, неразумные, безжалостные, бездушные, неуклюжие, необузданные, непредсказуемые, коварные, измученные, настороженные, непонятные, неизвестные, ненавистные.

Синонимы к слову «животные»

Звери, твари, питомцы, скотина, скот, животина, зверёк, живность, братья наши меньшие.

Примеры из художественной литературы

  1. Джек Лондон «Белый Клык».

Главный герой романа Джека Лондона волк по кличке Белый Клык. Его мама была наполовину собакой, именно поэтому у волчонка присутствовали такие качества как привязанность и верность человеку. Вот только люди не всегда помнят то, что они в ответе за того, кого приручили. В индейском поселении, куда попал Белый Клык со своей матерью, его сразу не возлюбили за большую схожесть с волком. Постоянная вражда с остальными собаками и небрежное отношение человека сделали волчонка замкнутым и осторожным, он так хотел стать для кого-нибудь другом, а приходилось оставаться в стороне. Следующий хозяин был ещё хуже предыдущего, его интересовала только личная выгода и лёгкая нажива. К животным он относился бессердечно, считал их лишь средством заработка. Закалившись окружающей жестокостью, Белый клык стал злым и бесстрашным, он с лёгкостью выигрывал собачьи бои, принося своему хозяину хорошую прибыль. Такая жизнь заставила волка ненавидеть не только своего хозяина, а и весь окружающий мир. Описывая собачьи бои, Джек Лондон рассуждает о том, кто же на самом деле зверь: человек, получающий удовольствие от жестокого зрелища, или собака, которую заставили в этом участвовать. Очередной бой изменил в корень жизнь Белого клыка. Оказавшись в негодном состоянии после ранения, разочаровавшийся в людях волк, обретает нового хозяина. Заботливый инженер с приисков смог завоевать доверие Белого клыка и получить себе настоящего верного друга.

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце».

Главный герой в начале повести был бездомным бродячим псом, целью его жизни был поиск еды и ночлега. Глазами Шарика читателю представляется истинная Москва первой половины 20 века – грязная, серая, негостеприимная и голодная. Не знавшее ласки и заботы животное вызывает только сочувствие. Шарик, несмотря на все испытания и унижения, остался добрым и безобидным псом, который может плакать только от физической боли, потому что дух его ещё не угас. Шарик относился к людям очень доброжелательно: он жалел секретаршу, которой было холодно в тонких чулках на морозе, восторгался профессором Преображенским, а именно тем уважением, которым он пользовался среди остальных людей. Попав в дом к Филиппу Филипповичу, Шарик был по-настоящему счастлив. Счастье заключалось не только во вкусной еде и крыше над головой, он был рад ощущать себя нужным. Вот только бедный пёс не понимал, что новому хозяину он был необходим только для воплощения своей смелой идеи.

В итоге, эксперимент профессора Преображенского провалился, Шарик перенял только худшие черты характера Клима Чугункина. Добрый и сообразительный пёс превратился в глупого и агрессивного человека, отлично вписывающегося в социалистическое общество.

В своей повести  М.А. Булгаков хотел в первую очередь сказать то, что человек не хозяин мира и ему не пристало вершить чьи-нибудь судьбы. К сожалению, в современном обществе многие люди, действительно стали гораздо хуже животных.

  1. И.С. Тургенев «Муму».

В своём рассказе И.С. Тургенев показывает губительное действие крепостного права на людей. Помещики, распущенные безнаказанностью, издевались над своими крепостными как могли. Одним из примеров барской вседозволенности и является история о несчастной собачке Муму. Рассказ начинается с того, что Герасима оторвали от родного места и привезли в Москву служить дворником в доме старой барыни. Долго не мог привыкнуть Герасим к новой жизни, работа во дворе казалась смешной после деревенских обязанностей, поэтому новоиспеченный дворник большую часть времени просто лежал на голой земле, тоскуя по родине. Со временем Герасим привык к городской жизни, обустроил себе каморку над кухней и даже начал немного контактировать с другими слугами, особенно ему приглянулась прачка Татьяна. Он как мог начал за ней ухаживать, а девушка, как и все остальные, его побаивалась. Барыня, для которой судьбы её крестьян ничего не значили, решила забавы ради, женить сапожника Капитона на своей прачке. Её не интересовали чувства Герасима, решение было уже принято. Татьяне ничего не оставалось, как прикинуться пьяной, чтобы лишиться уважения грозного дворника. Герасим ненавидел алкоголь и того, кто его употребляет, пьяная женщина была для него падшей женщиной. Тяжело переживал глухонемой крестьянин предательство любимой, разбитое сердце стало заживать только с появлением маленькой собачки Муму. Герасим нашёл её в речке, наверное, кто-то хотел утопить щенка, а он спас. Муму стала настоящей отдушиной главного героя, он очень любил её и обрёл смысл жизни в заботе о своей собаке. Эта история определено имела бы счастливый конец, если бы не угнетённость русского народа. Барыня, для которой и крестьяне мало значили, жизнь животных вообще не представляла никакой ценности. Не выспавшись из-за собачьего лая, она приказала утопить Муму, а Герасим не смог ослушаться приказа. История И.С. Тургенева обличает нравы России 19 века, когда сильные мира сего только ради своей прихоти готовы были лишить жизни живое существо.

  1. А.П. Чехов «Каштанка».

Главной темой рассказа «Каштанка» являются взаимоотношения человека и животного. А.П. Чехов показал на примере истории жизни одной рыжей собачки отношение людей к братьям нашим меньшим. Для того чтобы читатель проникся темой животных, все события изображены глазами собаки.

Главная героиня рассказа – небольшая молоденькая собачонка, представляющая собой смесь таксы и дворового пса. Её хозяином был столяр Лука Алесандрович. Ему приходилось тяжело трудиться, чтобы заработать себе и своему сыну на жизнь, поэтому часто он был недовольным и пьяным. Описывая главную героиню, писатель показывает, насколько она похожа на человека: думает, чувствует, видит сны. Каштанка не понимала, о чём говорил хозяин, но по выражению его лица понимала реакцию и настроение. Несмотря на грубое отношение и обиды, собака чувствовала себя нужной и была счастлива.

Однажды, главная героиня потерялась на улицах города и случайно оказалась в доме у доброго человека, назвавшего её Тёткой. Так она попала в цирк. Новая жизнь показалась Каштанке интересной, здесь хорошо кормили и заботились, вот только тоска по своему человеку не давала покоя, хотя пьяница-столяр часто пинал ногами и забывал её покормить.

Автор хотел сказать в своём рассказе, что собачья верность и преданность не имеет границ. Каштанка узнала прежнего хозяина во время представления в цирке и радостно бросилась к нему навстречу, несмотря на достоинства новой жизни. Лука Александрович тоже очень обрадовался возвращению своей питомицы, потому что, несмотря на угрюмый и сложный нрав по-своему тоже любил её. Теперь семья столяра и Каштана обрели душевный покой, потому что всё вернулось на свои места.

Примеры из жизни

  1. Во многих религиях поклоняются определённым животным. В Индии священное животное – корова. Она олицетворяет изобилие и достаток. Индуисты сравнивают корову с образом матери, так как она даёт молоко, составляющее основу вегетарианского питания. Исторически сложилось так, что корова отождествляется с высшей кастой брахманов, поэтому её убийство расценивается как тяжкий грех, приравниваемый к убийству человека. В древние времена такое преступление каралось смертной казнью. Даже в современном мире корова находится под государственной защитой в Индии, поэтому в этой стране употребление говядины в пищу запрещено на законодательном уровне. Откуда же берёт своё начало почитание именно этого животного? В индуизме существует легенда о священной корове Сурабхи, которая могла исполнять любое желание. Люди верили, что в каждой корове есть часть способностей Сурабхи, поэтому если о ней заботиться и окружать лаской, животное отблагодарит тебя, исполнив заветное желание. Кроме того, именно корова в религии индуистов, переправляла души умерших через реку в рай: человек держался за её хвост, и только таким образом ему удавалось не утонуть. Окончательно утвердили священность именно этого животного многочисленные изображения одного из верховных богов Шивы, восседающего на корове.
  2. Моя мама рассказывала мне нашумевшую историю из своего детства. В их родном городке, на соседней улице жила семья дрессировщиков. Они работали в местном цирке, уже не гастролировали, можно сказать осели на одном месте. Неизвестно что ими двигало в тот момент, но они решили взять домой на воспитание львёнка, у которого погибла мама. Вначале всё планировалось как временные меры, необходимые для жизни животного. Супруги заботились о нём, выхаживали, кормили из бутылочки. Месяцы шли, львёнок окреп, и его можно было возвращать в цирк, вот только дрессировщики к нему уже сильно привязались и не хотели расставаться. После продолжительных и упорных переговоров с директором цирка, супружеской паре удалось выкупить своего воспитанника. Они его очень любили, дрессировали, на улицу выводили в наморднике, соблюдая все меры безопасности, а дома он считался просто балованной большой кошкой. Когда маленький львёнок превратился в полноценного царя зверей, у дрессировщиков родился ребёнок. Лев относился к нему настороженно, не понимая, почему в его семье всё так изменилось. Теперь есть ещё кто-то, отнимающий время и заботу его воспитателей. Семейная пара совершила большую ошибку, когда оставила дома дикое животное, потому что они очень опасны. Приревновав своих хозяев к маленькому комочку счастья, лев бросился к колыбели, но благодаря отменной реакции дрессировщика, ребёнок отделался лёгким следом зубов на ноге. Только эта ситуация заставила семейную пару осознать законы природы: диким животным не место среди людей.

Народная мудрость

Животные уже очень давно живут рядом с человеком. Люди наблюдали за ними, замечали особенности поведения, считали их равными себе. В результате во многих пословицах, предназначенных для людей, использовались образы животных.

  1. «На ловца и зверь бежит». Эта поговорка употребляется тогда, когда человеку встречается именно тот, кто ему нужен. А изначально смысл этой фразы заключался в том, что смелому и настойчивому человеку жизнь сама поможет. Было бы желание, возможности всегда найдутся.
  2. «Как волка не корми, он всё в лес смотрит». Спустя долгие годы наблюдений наши предки пришли к выводу, что люди не меняются. Данная пословица говорит о том, что как не старайся переделать кого-нибудь, расположить к себе, всё равно истинная натура и привязанности вылезут наружу рано или поздно.
  3. «Пустили козла в огород». Эта поговорка о человеке, которого допустили туда, куда он сам стремился всеми силами. Иногда так бывает, что нечаянно помогаешь человеку получить свою выгоду и не всегда безобидную.
  4. «Каждая лиса свой хвост хвалит». Эту пословицу наши предки употребляли в отношении самовлюблённых людей. Каждый человек, обладающий завышенной самооценкой, часто сам себя нахваливает, словно лиса свой хвост.
  5. «Всякий бык телёнком был». Смысл этой поговорки состоит в том, что все мы с чего-то начинали. Даже могучий и грозный бык раньше был всего лишь безобидным телёнком, бегающим возле материнского вымени. Так и у людей: каким бы значительным и влиятельным человек не был, начинали все с одного и того же.
  6. «Корова черна, да молоко у неё бело». В этой пословице говорится о человеческой душе, если у человека неприглядная внешность – это не означает, что у него нет и внутренней красоты. Главное – это красивая душа, а внешняя привлекательность со временем исчезает.
  7. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Этой пословицей наши предки хотели сказать, что нельзя браться одновременно за несколько дел ради собственной выгоды. В итоге можно остаться ни с чем.
  8. «Знает кот, чьё мясо съел». В данной поговорке наши предки сравнивают поведение кота и человека. По коту всегда видно, если он в чём-то провинился, так и с человеком: в поговорке говорится о том, кто знает свою вину и неосознанно выдаёт её поведением.
  9. «И волки сыты и овцы целы». Эта народная мудрость описывает сложную ситуацию, которую удалось разрешить наилучшим образом для всех сторон. Дословное значение трактуется так: волкам не пришлось есть овец, для того чтобы удовлетворить свой голод.
  10.  «На охоту ехать – собак кормить». Наш мудрый народ знал, что в день охоты нельзя кормить собак, поэтому это делалось заранее. Поэтому поговорка означает спешную подготовку к какому-либо делу в последний момент.

Афоризмы

  1. «Человек единственное животное, которое краснеет. Или должно краснеть». Марк Твен говорит о главном отличии человека от животного – совести и стыде. Человек понимает, что делает, поэтому должен испытывать чувство стыда за свои недостойные поступки.
  2. «Изучайте животных и вы поймёте, как это трудно – быть человеком». Немецкий философ Макс Шелер говорит о различиях человеческого поведения и животного, звери совершают все поступки из необходимости, а люди ради своего удовольствия или выгоды.
  3. «Человеку присуща любовь. Если её в тебе нет, то еда и сон делают тебя просто животным». Персидский поэт Саади видит главное отличие человека от животного в возможности испытывать чувство любви, если ты никого не любишь – становишься похожим на животное, с его природными инстинктами.
  4. «Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека». Плутарх говорит о сложности человеческого характера, среди большого количества человеческих качеств, стремлений, увлечений и жизненных принципов, невозможно найти две одинаковых личности. А многие животные схожи своими повадками, вкусами и образом жизни.
  5. «Как унизительно для животного играть роль человека». Чешский писатель Карл Чапек хотел показать своим выражением насколько низко пал человек среди всех своих пороков. Бесхитростные животные жили, по его мнению, намного достойнее и честнее.
  6. «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». Артур Шопенгауэр утверждал, что истинно добрый человек никогда не сможет причинить боль живому существу, а тот, кто на это способен, сможет причинить зло и другому человеку.
  7. «Человеческую жестокость принято называть зверской, хотя животные никогда не бывают жестокими». Д. Лукач озвучил всем известную истину: животное никогда не убьёт ради развлечения, оно охотится из-за необходимости, чтобы не умереть с голода. А человек может убивать ради собственной забавы, это и есть настоящая жестокость.
  8. «Поступки мудрых людей продиктованы умом, менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, а животных – природой». Известный древнеримский философ и политический деятель Цицерон сравнил в своём мудром изречении животного и человека, с той разницей, что у людей есть разум. Животное поступает определённым образом, согласно зову природы, а человек часто совершает поступки, не задумываясь о последствиях.
  9. «Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как сейчас, смотрят на убийцу человека». Леонардо да Винчи верил в светлое будущее всего человечества, когда люди начнут ценить жизнь всего живого на земле, а не только себе равных.
  10. «Собака, которую вы лечите, никогда не укусит вас. Это главное различие между животным и человеком». Марк Твен говорил о человеческой неблагодарности, сколько добра мы бы не делали для окружающих, всё равно найдётся тот, кто способен воткнуть нож в спину. Животные так не поступают, они ценят заботу и остаются преданными до конца своей жизни.

Что говорит наука о нашем отношении к животным…

Почему мы любим одних животных и не заботимся о других? Это центральный вопрос в исследованиях взаимоотношений человека и животных. В статье «Факторы, влияющие на отношение людей к животным и их благополучию» (Animal Welfare, 2004) Серпелл и его коллеги рассматривают литературу об отношении людей к животным и задаются вопросом, можно ли определить основную модель, описывающую наше отношение к животным.

Дихотомия отношения к животным

В 70-х годах общенациональный опрос выделил девять различных подшкал отношения для описания отношения людей к животным. Исследователи быстро поняли, что это не оптимально для измерения отношения людей к животным, потому что отдельные шкалы статистически коррелируют друг с другом. Но именно эта взаимосвязь между подшкалами отношения заставила исследователей выделить два основных измерения восприятия людей по отношению к животным. «Моралистическое» и «утилитарное отношение».

Серпелл и его коллеги более глубоко изучают эту концепцию, изучая литературу и подчеркивая аналогичную биполярность в отношении человеческого отношения к животным в различных публикациях. Английские ученые, например, описывают это как «*антропоморфизм» и «**антропоцентризм» в конце 1920-х годов. Точно так же Серпелл предлагает измерения «привязанность и симпатия» на одной чаше весов и «экономический личный интерес» на другой чаше весов. Другое исследование, проведенное в конце 1980-х годов, посвящено парадоксальному отношению лабораторных работников к уходу за лабораторными животными и одновременному их участию в экспериментах. Список исследований, изучающих это дихотомическое явление, можно продолжить. Создается впечатление, что все авторы наблюдают одинаковую закономерность, но обозначают ее по-разному. Другими определениями являются, например, «Идентификация-объективация», «Дихотомия домашнее животное/объект» или «эмпатия/идентификация против «инструментального личного интереса».

Серпелл, автор упомянутого обзора, синтезирует эти результаты в модель с двумя основными идеями…

«Влияние» и «Полезность» .

С одной стороны, мы чувствуем эмоциональную реакцию на животных, а с другой стороны, мы воспринимаем их как инструменты .

Но стоп. У нас не бывает ни того, ни другого отношения. Серпелл указывает, что эти две основные группы имеют сложное взаимодействие. Оба имеют отрицательное и положительное измерение. Говоря о «полезности», животные могут рассматриваться как вредные, но также и полезные. Когда дело доходит до «аффекта», животные воспринимаются либо в свете симпатии, либо в свете дезидентификации. Некоторые размеры совместимы, а другие нет. Например, животное может быть вредным (полезность), вызывать разотождествление (аффект) и даже восприниматься как полезное (полезность) одновременно. Наоборот, симпатия (аффект) несовместима одновременно с тремя другими упомянутыми измерениями.

«Это неотъемлемое столкновение между измерениями аффекта и полезности помогает объяснить многие противоречия и парадоксы, возникающие в наших отношениях с животными» (Serpell 1986).

» модель

Характеристика животных

Чем больше животное проявляет сходство с людьми, тем больше мы склонны положительно реагировать на него Это сходство относится к поведенческому сходству, филогенетическому родству, а также физическому или когнитивному сходству С другой стороны конец, когда животные демонстрируют сильное непохожесть на людей, они вызывают меньший положительный эффект Другие факторы, такие как «привлекательность», «красота» и «уязвимость», и это лишь некоторые из них, также влияют на то, в какое измерение люди поместят животное.

Индивидуальные человеческие качества

Социальное происхождение и опыт формируют наше отношение к животным. Женщины демонстрируют более сильную аффективную и более слабую реакцию полезности. Более образованные люди проявляют больше аффекта и меньше полезности. Воздействие, особенно воздействие животных в раннем детстве, оказывает положительное влияние на отношение. Интересно, что религия тоже играет роль. Более высокая религиозность связана с большей полезностью и менее аффективным отношением.

Культурные факторы

Культура может оказать большое влияние. Волки, например, воспринимаются как пугающие в зависимости от культуры. Культурные верования отводят коровам в Индии религиозную роль. В иудео-христианском мире животные созданы, чтобы служить людям, а в мусульманской культуре свиньи нечисты. Культурные обычаи, такие как испанская «Коррида», придают быкам культурное значение.

Наука

Результаты исследований положительно влияют на восприятие людьми животных. Последние открытия в области познания животных помогают нам больше идентифицировать себя с животными. Исследования благополучия животных показывают уязвимость животных и делают нас более сознательными. Экологические исследования дают доказательства важности животных и особенно «Ключевых видов». Но эффект не только положительный. Научная объективность также может вызывать недоверие и подозрительность.

Мои мысли…

Как и в случае с любой научной моделью, попытка поместить «истину» в концепцию идет рука об руку со слабостями. Обзор Сарпелла дает хорошее резюме и представление о нашем отношении к животным и о том, какие факторы формируют наше поведение. Я только начинаю изучать эту научную область, и мне, как студенту-биологу, любопытно посмотреть, смогу ли я найти статистические доказательства этой довольно гипотетической модели. В конце статьи Сарпель подчеркивает, что его модель носит более общий характер. Он не принимает во внимание отношение людей к конкретным методам эксплуатации животных. Автор предлагает добавить в модель третье измерение, учитывающее это.

Как вы относитесь к этой теме? Должны ли мы применять одинаковое отношение ко всем видам или просто «естественно» помещать разные виды в разные диапазоны этой дихотомии? Дай мне знать в комментариях.

* Антропоморфизм = Приписывание человеческих черт, эмоций или намерений нечеловеческим существам. Это считается врожденной склонностью человеческой психологии.

** Антропоцентризм = Философская точка зрения, утверждающая, что люди являются центральными или наиболее значимыми сущностями в мире.

Источник:

«Факторы, влияющие на отношение человека к животным и их благополучию», Сарпелл и его коллеги, 2014 г. 003

Фото: Фото Даниэля Леоне на Unsplash

Отношение к животным Опрос

Название вопроса

* 3.
Животные испытывают эмоции (например, радость, страх, вину).

Полностью согласен

Ни согласен, ни несогласен

Не согласен

Категорически не согласен

Название вопроса

* 15.
Если у вас в настоящее время есть домашнее животное, это:

рептилия

кролик

мелкие млекопитающие (хомяк, крыса, мышь, песчанка)

Название вопроса

* 20.
Если вы считаете, что так называемых опасных или надоедливых животных (например, поедающих урожай) следует убивать на месте, какими из них должны быть:

бездомная собака

змея (tete chien или др.)

напротив (маникю)

попугай

таракан

геккон (мабула)

Название вопроса

* 21.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *