24.11.2024

Недоверие а подозрительность: Как пишется: недоверие или не доверие?

Содержание

Почему мы не верим людям?

«Не верю!» – эти слова знают все. Но Елена Коровушкина уверена: не стоит возводить недоверие в ранг личного кредо.

Редакция сайта

Здоровое недоверие – это тонкий голосок в голове, который в нужный момент шепнет: «Горит зеленый, но посмотри-ка налево, чтобы не получилось, что пешеход был скорее прав, чем жив». Нездоровое – это рев иерихонских труб, заглушающий здравый смысл. И ты часами стоишь на ночной проселочной дороге, ожидая шальную «Феррари», ведь никто ж не застрахован?

Подозрительность мешает человеческой близости, и ты остаешься в одиночестве. На доверие люди подсознательно реагируют с энтузиазмом. А если ты выбираешь тактику ежа и поворачиваешься к миру иголками, то и в ответ к тебе оборотятся… скажем так, не лицом.

Недоверие – это страх, и окружающие его чувствуют. Оно лишает многих возможностей: скажем, ты считаешь, что в компанию мечты можно попасть только по знакомс­тву, поэтому даже не пытаешься туда позвонить и превращаешься в пресловутый лежачий камень.

А еще и в книгах, и в фильмах, и в жизни недоверчивые, подозрительные, мнительные персонажи – это всегда грустные, несчастные люди, которых хочется приласкать и накормить оладушками. Хочешь примеры? Пожалуйста.

Голлум

Подозрительность как проекция

В книге

Ради симпатичного колечка Голлум готов на любую подлость: соврать, убить, пнуть беззащитного котенка, а потому думал, что и в других кольцо убило остатки человечности (или хоббитовости). Как говорил мудрый Гэндальф, предатели всегда недоверчивы.

В реальной жизни

Ты же знаешь, что ради симпатичного обручального колечка (чем не кольцо всевластия?) девушкам тоже случается совершать разные нехорошести: имитировать оргазм, например, любовь к кулинарии, интерес к классическому року, да и просто имитировать любовь. Неудивительно, что после свадьбы эти особы не слишком-то верят в любовь мужа и в его верность.

Что делать

Ты сама знаешь, как нужно исправлять такую ситуацию, правда? Почему ты уверена, что обман – самый короткий путь из точки А в точку Б? Пора перестраиваться. Научишься быть честной в отношениях – научишься и доверять.

Ослик Иа-Иа

Подозрительность как неуверенность в себе самом

В книге

Меланхоличный ослик обладает заниженной самооценкой, а собственное отражение в воде для него – «душераздирающее зрелище». Он не думает, что может быть кому-то интересен, даже собственному хвосту.

В реальной жизни

Именно неуверенность в себе мешает поверить в то, что тебя, такую обыкновенную (толстую, глуповатую, странную), может кто-то любить. И ты остаешься с нелюбимым мужчиной, ходишь на нелюбимую работу, просто потому что не веришь, что сможешь найти что-то лучше.

Что делать

Работай над самооценкой, тяни ее за уши (а не себя, как, судя по ушам, делал Иа-Иа), пока не решишь, что хороша сама и заслуживаешь светлых событий и любящих людей вокруг.

Коробочка

Подозрительность как черта характера

В книге

Боязливая гоголевская героиня живет с постоянной мыслью «Бедную вдову всякий обмануть может». Конечно, сомневаться в проходимцах вроде Чичикова сам бог велел, и здесь она оказалась права, но есть же на свете приличные люди!

В реальной жизни

Подруга приветливо тебе улыбается? Наверное, хочет взять денег взаймы. Шеф приветливо улыбается? Явно попросит тебя поработать в выходные. Доктор приветливо улыбнулся? Он точно пропишет тебе какой-нибудь фуфломицетин за много-много денег. В общем, кругом враги, дайте мне парабеллум – отстреливаться и уходить огородами.

Что делать

Возможно, период, в который обычно у ребенка закладывается базовое доверие к миру, для тебя прошел неудачно. Вероятно, ты даже не помнишь, как и когда все случилось. Вот психолог Эрик Эриксон считал, что именно в первый год жизни малыша ему очень важно знать: какая бы беда ни приключилась, придет мама и все исправит. Но если мама не приходит на помощь раз, второй, третий, три тысячи третий (да-да, «Не нужно приучать к рукам» и «Пусть проплачется»), ребенок понимает: маме верить нельзя, а уж если ей нельзя, то весь остальной мир автоматически подпадает под презумпцию вины.

Решать проблему базового недоверия к миру самому очень трудно, правильнее делать это с помощью психотерапевта. Но в конкретной ситуации все же попробуй такой прием: сначала представь себе, что случится, если ты не поверишь кому-то (потеряешь интересную возможность, потеряешь самого человека и т.д.). Теперь представь, что произойдет, если ты поверишь и тебя обманут, – какие будут последствия, сможешь ли ты с ними справиться? И подумай, какая из двух проигрышных ситуаций пугает тебя меньше. ..

Атос

Подозрительность как следствие неудачного личного опыта

В книге

Мушкетеру не повезло с женой. Ему бы забыть и найти себе хорошую девушку, но не сложилось. И Атос превратился в человека, который при упоминании женского пола только и может что пить и петь: «Есть в графском парке черный пру-у-уд…»

В реальной жизни

Все люди так или иначе сталкивались с предательством. Ты по секрету рассказала лучшей подруге, что целовалась с Толиком из второго «б», а через день об этом было написано даже на заборе. Потом Толик вырос и обещал целовать только тебя, а сам, оказывается, сливался в экстазе с той самой бывшей подругой.

Что делать

Недоверие в подобном случае – это защитная реакция человека, которому однажды сделали очень больно. Но этот факт не должен омрачать отношения в настоящем.

Сделай выводы, и не по принципу «Верить никому нельзя», а «Теперь я лучше понимаю, кому верить можно». Не молчи о своих проблемах. Расскажи мужу о подлеце Толике, о том, как сильно он подорвал твою веру в мужчин. А пока пусть не сердится на твои бесконечные «Во сколько будешь дома?» и «Кто это звонил?»

Отелло

Подозрительность, навязываемая извне

В книге

Ревнивый мавр доверчив, как пятилетнее дитя, у которого хулиганы ни разу не отнимали совочек в песочнице. Он слушает всех подряд, чем всякие яго и пользуются.

В реальной жизни

Ты можешь даже не заметить, как заботливый муж потихоньку отвадил от тебя всех подруг: «Не общайся с Катей – она сплетница, не дружи с Варей – она со мной заигрывала, не звони Маше – она за глаза тебя знаешь как называет…» Получается, что все вокруг плохи, и лишь муж весь в белом, на коне и с шашкой наголо.

Ты думаешь, он этой шашкой тебя от врагов защищает? Вот только в брошюре «Практическое руководство для домашнего тирана» изоляция жертвы стоит первым пунктом.

Что делать

В тебе всеми силами пытаются воспитать подозрительность? Оцени, насколько обоснованны обвинения, а потом задай себе вопрос, каковы мотивы этих сторонников сепаратизма. Одно дело, когда мама предупреждает, что садиться в машину к незнакомым мужчинам – чревато, совсем другое, когда лицо в телевизоре убеждает: не ешь сосиски других фирм, они невкусные и генно-модифицированные, зато наши, производства «Рога и копыта», самые сочные и свежие. А ведь немного проницательности – и Дездемона осталась бы жива, и ты бы не отравилась рогами и копытами.

Мы в ответе

Для настройки личного трастомера (от англ. trust – «доверие») делай ставку на оперативную информацию. Например, чтобы определить, насколько ты можешь доверять конкретному человеку, последуй совету Марты Бек, социолога и лайф-коуча, и ответь на шесть простых вопросов.

  • М. обычно не опаздывает?
  • Если М. что-то пообещал, то он, как правило, сдерживает обещание?
  • Когда М. рассказывает о каком-то происшествии, его описание совпадает с рассказами других участников события?
  • Ты когда-нибудь слышала, как М. врет (пусть и не тебе)?
  • Бывает, что М. порой недоговаривает, чтобы избежать конфликта?
  • Тебе случалось видеть, чтобы М. сам делал что-то, что он осуждает в других людях?

Ты ответила «да» на первые три вопроса и «нет» – на последние три? В надежности М. можешь не сомневаться. И хотя большинство людей не идеальны, они заслуживают того, чтобы остаться в твоей жизни. Скажем, у меня есть подруга, которая может запросто бросить меня одну посреди пустыни, помани ее пальцем блондин спортивного вида. Зато если мне срочно понадобятся бумажные салфетки, тысяча евро и левая почка (и рядом не маячит ни один блондин), я знаю, что полностью могу на подругу рассчитывать.

А еще я верю в свою способность избегать ситуаций, где ей пришлось бы делать выбор между мной и блондином.

когда и как формируется основа наших отношений с реальностью — Моноклер

Рубрики : Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Базовое доверие — модус отношения человека к миру и другим людям, который формируется в детстве. Или не формируется. Какие факторы влияют на это? Какие этапы взаимодействия с миром мы проходим в процессе взросления? И почему человеку, у которого в детстве была нарушена способность доверять себе или родителям, сложно во взрослом возрасте включаться в коммуникацию и строить отношения. Разбираемся с психологом Дмитрием Прокофьевым.

Многим при знакомстве с новыми людьми или коллективом свойственна некоторая робость, неуверенность. Сразу же появляются мысли, как нас примут? Понравлюсь ли я им, они мне? И так далее.

В большинстве случаев контакт налаживается, но иногда не устанавливаются связи, которые нам нужны. Тёплые и доверительные отношения со взрослыми людьми, окружающими нас. С этими ситуациями связано такое понятие, как «базовое доверие».

Как формируется доверие? Почему у взрослого человека возникают подобного рода проблемы?

Согласно последним словарям по этике,

Доверие — отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность другого общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий. В истории человечества необходимость объединения усилий в трудовой деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в доверии ⓘ 1) Юнацкевич П. И., Чигирев В.А., Савенко И.В., Ведмецкая Л.В. Нравственное развитие взрослого человека: основные понятия. Терминологический словарь. СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 — 44 С. 2) Словарь по этике. / Под ред. А.А. Гусейнова, И. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат., 1989. — 447 с. .

Доверие формируется в детстве, на всех этапах развития ребенка.

Если опираться на периодизацию Эрика Эриксона, можно выделить следующие этапы формирования доверия.

  • Могу ли я доверять миру? (0-1 год)

Приход во враждебный мир, уже не всегда теплый и защищенный. И начинается первый этап формирования доверия. Приняли ли ребенка мама и папа. Следит ли она за ним в полном объеме, нужном малышу. У ребенка нет способов донесения информации до мамы, так что он полностью на нее полагается. И если мама его не принимает, мало заботится, то ребенок ставит уже маленькую галочку — мир не так уж и безопасен.

  • Могу ли я управлять собственным поведением? (2-3 года)

Ребенок учится всему. Ходить. Говорить. Появляется свое мнение. Он понимает, что он не центр вселенной, и у мамы есть еще дела, кроме него. Он поминутно проверяет, что она не ушла и находится рядом. А мама и папа зачастую очень заняты. Но так как хотят ребенку только добра, покупают ему все, что может обезопасить его — от ходунков до манежа, и тем самым создают ему мир иллюзий без их присутствия. С ходунков нельзя упасть, и малыш не изучает по сути свое тело. В манеже все мягкое, и он не знает, что такое углы. Этой заменой нарушается контакт и вовлеченность взрослого в жизнь ребенка, и мир делается еще более небезопасным.

  • Могу ли я быть независимым? Я — сам. (4-5 лет)

Важный этап ребенка в формировании его доверия к людям и миру. Обычно он умеет уже ходить, и у него небольшой словарный запас, наконец-то он может контактировать с миром. Хорошо, если ему разрешают этот контакт. Но часто родители отвергают его помощь. Потому что проще сделать самому, чем доверить маленькому неумелому ребенку одеться, убрать за собой, кушать с ложечки. И ребенок начинает не доверять уже самому себе, а так как родители от всего ограждают, то у ребенка складывается впечатление, что его защищают от мира, и он во всех проявлениях враждебен.

  • Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Я в дивном новом мире. (6-11 лет)

Ребенок идет в школу, но у него уже сформировано определенное недоверие к миру. Школа может его только подтвердить, если к нему будут цепляться учителя, сверстники и он не cможет найти себе компанию. Мамы и папы нет, так что положится не на кого. Ребенок постепенно начинает адаптироваться. Появляются первые отметки, и на основании их дети начинают оценивать друг друга. Может сложиться сценарий, при котором ребенок, получающий хорошие отметки, становится отверженным сверстниками. Тогда он разочаровывается и замыкается в себе. Или, наоборот, становится душой компании, но зачастую с плохими отметками. В таких ситуациях ребенок компенсирует недоверие либо отметками, либо играми с другими, чтобы его приняли.

  • Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Я уже почти взрослый. (12-20 лет)

Переходный возраст. Гормональный взрыв. К этому моменту заканчивается формирование позиции доверия. При негативных сценариях, если ребенок более интровертен, то он становится одиночкой, может уйти в мир интернета, туда, где можно полностью реализовать свои эмоции. Ведь там при желании все анонимно. Там понимают. Ребенок не идет к взрослым или одногодкам, так как доверие не сформировано или сформировано частично. Если ребенок более экстравертен, то он тянется к своим одногодкам. Слова родителей не считаются чем-то авторитетным, и не прохождение кризисов должным образом, особенно в рамках доверия, еще более усугубляют конфликт между родителями и детьми. Ребенок понимает, что самые близкие люди ему не доверяют, и он может рассчитывать только на себя. Кредит доверия к миру рассыпается. Его схемы — либо родитель, который заботится, либо ребенок, о котором нужно заботиться.

Если посмотреть на другие периодизации, то получится примерно та же картина. Рассмотрим первые две стадии психосексуального развития ребенка, выделенные Фрейдом:

  • Оральная

Во время кормления ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

  • Анальная

Существуют две основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Если родители ведут себя гибко, поощряют своих детей и хвалят за использование туалета, это воспитывает в ребенке позитивную самооценку и стабильные отношения с миром. Если же в процессе приучения ребенка к туалету родители проявляют нетерпимость и повышенные требования, у ребенка формируются реакции протеста, которые впоследствии могут трансформироваться в определенные негативные черты характера (жадность, излишняя педантичность, тревожность, склонность к разрушению) и напряженные отношения с миром.

Здесь приведены только две стадии из пяти, выделенных Фрейдом, но они демонстрируют схожие черты в большинстве периодизаций и важность самого первого этапа развития личности человека как закладки фундамента доверия к миру.

Если говорить о том, как эта способность проявляется у взрослых, можно обратиться к трансактному анализу. По Эрику Берну, у человека есть три Эго-состояния: родитель, взрослый и ребенок. Если во время прохождения детских кризисов доверие было подорвано, то человек под влиянием эмоций может находиться в двух состояниях из трех, родитель и ребенок, в то время как зрелая позиция взрослого не развита, то есть он не может ее воплотить в реальный мир из-за опасения, что его не примут, как, например, это сделали родители в детстве, либо из-за недоверия к самому себе. Он либо защищает всегда от мира всех своих знакомых или друзей, либо ищет такого рода защиту. И, если говорить о взаимоотношениях с другими людьми, приходя в новую компанию, такой человек долго и мучительно подстраивается под нее, исходя либо из состояния контролирующего взрослого, либо из состояния зависимого ребенка. Как уже отмечено, ему нужно либо защищать, либо быть защищённым. И человек пытается понять, кто к какой категории относится: кто ребенок, кто родитель. Но не все окружающие так делают, они могут строить коммуникацию из всех трех состояний одновременно. Это игра, и в компании взрослых людей в одном состоянии долго никто не задерживается, роли постоянно меняются, причем иногда очень быстро. Наш новенький с нарушенным доверием не знает, что ему говорить и как, ведь у него только две схемы из трех, и получается, что 1/3 сообщений до него либо не доходит, либо он воспринимает их неадекватно — через призму позиции родителя или ребенка.

Выходит, что из-за воспитания и мировоззрения, сформированного в детстве, не у каждого взрослого появляется универсальная схема поведения для общения в трех позициях одновременно. Таким людям приходится долго выбирать подходящих партнеров, которые готовы с ними общаться, транслируя лишь две понятные им схемы. Причем стоит сделать ремарку, что зачастую в таком взаимодействии проявляется только «плохая» часть родителя — требовательность, «я всегда прав», «я научу вас, как жить», и «плохая» часть ребенка — капризность, безволие, «должно быть все по-моему» и т. д. Связано это либо с недоверием к себе («я не могу быть собой»), либо с недоверием к миру («я не такой, как все, хуже»). Разочарований в людях, связанных с этим, уже довольно много, и человек приходит к выводу, что мир не принимает его. И виноваты в этом люди вокруг, они не те. Это одна из главных причин подобного рода затруднений в формировании доверительных отношений с окружающими людьми. Отношения становятся формальными, безэмоциональными, надежды пробить эту стену почти нет. Только распознавание своих эмоций, тонкая работа с ними и желание что-то изменить способны помочь справиться с этим.

Обложка: «Le mois des vendanges» (1959), Рене Магритт / Omega, flickr

«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

детская психологияпсихология

Похожие статьи

\376\377\000P\000e\000l\000k\000m\000a\000n\000s\000_\000D\000o\000u\000b\000t\000-\000s\000u\000s\000p\000i\000c\000i \000o\000n

%PDF-1.4 % 1 0 объект > /Метаданные 16 0 R >> эндообъект 17 0 объект /Создатель /Автор /Ключевые слова () /Предмет () >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 9 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > ручей GPL Ghostscript 8.70 (2019)-01-15T15:05:21+00:002019-01-15T15:05:21+00:00\376\377\000P\000D\000F\000C\000r\000e\000a\000t\000o\000r\000 \000V\000e\000r\000s\000i\000o\000n\000 \0001\000. \0000\000.\0002

  • \376\377\000P\000e\000l\000k\000m\000a\000n\000s\ 000_\000D\000o\000u\000b\000t\000-\000s\000u\000s\000p\000i\000c\000i\000o\000n
  • \376\377\000B\000A\000K\000E\000R \0004
  • ()
  • конечный поток эндообъект 18 0 объект > /Содержание [35 0 R 36 0 R 37 0 R] /TrimBox [0 0,289733887 594,959961 841,870178] /BleedBox [0 0,289733887 594,959961 841,870178] /ArtBox [0 0,169769 594,96 841,75] /Анноты [38 0 R] >> эндообъект 19 0 объект > /Содержание 42 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 20 0 объект > /Содержание 46 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 21 0 объект > /Содержание 50 0 р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 22 0 объект > /Содержание 54 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 23 0 объект > /Содержание 58 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 24 0 объект > /Содержание 62 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 25 0 объект > /Содержание 66 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 26 0 объект > /Содержание 70 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 27 0 объект > /Содержание 74 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 28 0 объект > /Содержание 78 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 29 0 объект > /Содержание 82 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 30 0 объект > /Содержание 86 0 Р /TrimBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /BleedBox [0,0423584 0,119995117 594,917603 842,04] /ArtBox [0,0423584 0 594,918 841,92] >> эндообъект 31 0 объект > эндообъект 32 0 объект > эндообъект 33 0 объект > эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > ручей x\vg)jGuU!;2!p8 VeKjE25xspoke 51GCJwb_:Htj!әh㠠udtsw}=C,y4v_

    Недоверие | За пределами неподатливости

    Автор
    Рой Дж. Левицки
    Эдвард С. Томлинсон

    Декабрь 2003 г. интересы. Во взаимозависимых отношениях это часто влечет за собой чувство страха и ожидание дискомфорта или опасности. Недоверие естественным образом побуждает нас предпринимать шаги, которые уменьшают нашу уязвимость в попытке защитить наши интересы. Соответственно, наше недоверие к другим, скорее всего, вызовет конкурентную (в отличие от кооперативной) ориентацию, которая стимулирует и усугубляет конфликт. Недоверие также было связано с более низкой удовлетворенностью работой, приверженностью и мотивацией.

    Из-за его деструктивного потенциала мы переходим к рассмотрению истоков и развития недоверия, чтобы лучше понять феномен недоверия и способы более эффективного управления им.

    Происхождение и развитие недоверия


    Мохаммед Абу-Нимер обсуждает подозрение мусульман в отношении северных и западных миротворцев, которое проистекает из колонизации и оккупации.

    Недоверие может возникнуть из-за различий в членстве в группе: люди идентифицируют себя и положительно привязаны к своим группам, но приписывают отрицательные стереотипы членам чужих групп и могут относиться к ним с подозрением и враждебностью. Недоверие также может возникнуть непосредственно в результате личного опыта между людьми, например, когда один человек нарушает обещание, данное другому. Недоверие, вероятно, будет возрастать с масштабом нарушения, количеством прошлых нарушений и ощущением, что правонарушитель намеревался совершить нарушение. (Также см. раздел о нарушенных ожиданиях в эссе о доверии.)

    Однажды появившись, недоверие формирует мощную основу для последующих событий в отношениях, так что даже добросовестные попытки обидчика восстановить отношения встречают скептицизм и подозрение. Результатом является «самосбывающееся пророчество», когда каждое движение другого человека интерпретируется как дополнительное свидетельство, оправдывающее первоначальное решение не доверять ему/ей. Это недоверие не только препятствует сотрудничеству в отношениях, но и может привести к возмездию, что приведет к эскалации конфликта. Когда другой человек отвечает взаимностью на это чувство, возникает взаимное недоверие, которое еще больше подпитывает эскалацию конфликта.

    Наш обзор будет посвящен различию между функциональным и дисфункциональным недоверием, а также уровням недоверия в отношениях.

    Функциональное и дисфункциональное недоверие

    Функциональное недоверие. Хотя недоверие обычно считалось явно вредным, следует признать, что некоторое недоверие несет в себе потенциально ценные преимущества. У всех нас был опыт, когда мы ошибочно оценивали другого как надежного и заслуживающего доверия только для того, чтобы нас использовали. Следовательно, недоверие может быть ценным механизмом, который не дает нам стать жертвой наивного взгляда на других людей, что позволяет нам быть слепыми к признакам их ненадежности (и, таким образом, делает нас добровольными соучастниками нашей собственной эксплуатации). Определенный уровень недоверия жизненно важен для предотвращения чрезмерной сплоченности группы, препятствующей принятию обоснованных решений. Кроме того, определенная степень недоверия позволяет нам устанавливать границы поведения другого человека таким образом, что ограничивает их свободу, но допускает функциональное взаимодействие (так, например, я могу доверить своему другу гулять с моей собакой, но не доверить ему важные дела). в мой дом, что позволит им войти в любое время, когда они захотят). Бдительность другого, периодическое наблюдение за его поведением и формальные контракты — все это разумные и подходящие способы обеспечения соблюдения и поддержания «надлежащих границ» в отношениях. Также может быть уместно строго разделить и установить границы в определенных отношениях, чтобы свести к минимуму области, в которых один становится уязвимым для другого. Короче говоря, можно (и даже желательно) иметь «здоровую дозу» недоверия, особенно к людям, которых мы плохо знаем.

    Дисфункциональное недоверие . Однако недоверие может привести и к неблагоприятным последствиям. Как отмечалось ранее, недоверие связано с отсутствием сотрудничества, более низкой удовлетворенностью и приверженностью и, возможно, даже с возмездием и активно враждебным поведением. Доведенное до крайности, недоверие может привести к параноидальным представлениям — ложным или преувеличенным представлениям о том, что кто-то подвергается злонамеренному обращению со стороны других.[1] Такое восприятие доводит людей до гипербдительности (чрезмерной попытки осмыслить каждое действие другого человека) и размышлений (размышлений или размышлений о значении поведения другого человека и его намерений), что приводит к ошибочному диагнозу о том, является ли другим можно доверять или нет. Недоверие приводит к тому, что стороны снижают свою готовность делиться информацией и участвовать в решении проблем в конфликтных ситуациях и, следовательно, к подходу к переговорам о распределении с другой стороной, подходу, который обычно упускает из виду интеграционные возможности для создания ценности. Недоверие также может привести к эскалации конфликтов до такой степени, что они станут неразрешимыми, по мере ужесточения позиций и все более нежелания сторон идти на уступки. Отрицательные эмоции, возникающие вместе с недоверием — страх, подозрение и гнев — заставляют доверителя очернять и демонизировать другую сторону и даже могут вызывать параноидальные когниции. Эта точка зрения становится особенно разрушительной, когда стороны используют эти взгляды друг на друга для оправдания ответных действий, которые приводят к выходу конфликта из-под контроля.

    Общение становится менее эффективным средством выведения сторон из конфликта, поскольку сообщения воспринимаются как искаженные или вводящие в заблуждение, а не как честные и откровенные. Таким образом, игнорируются или обесцениваются даже реальные возможности для заключения интеграционных соглашений и/или восстановления отношений.

    Уровни развития недоверия

    Возвращаясь к нашему предыдущему различию между уровнями доверия, основанными на исчислении и идентификации, мы можем провести такое же различие между недоверием, основанным на исчислении (CBD), и недоверием, основанным на идентификации (IBD).

    CBD уверен, что негативные ожидания в отношении чужого поведения основаны на безличных сделках между независимыми сторонами, когда ожидается, что общие затраты на поддержание доверия превысят выгоды от поддержания доверия. Мы ожидаем, что при любом столкновении с другим затраты превысят выгоды.

    ВЗК — это уверенные негативные ожидания в отношении поведения другого человека, основанные на восприятии несовместимости близких ценностей, несходных или конкурирующих целей и/или отрицательной эмоциональной привязанности. Мы ожидаем, что у нас мало общего с другим, и что на самом деле другой может быть заклятым противником, который хочет уничтожить нас.0009

    Нарушение ожиданий

    Мы понимаем, что даже в ситуациях недоверия ожидания могут быть нарушены. В данном случае, однако, нас интересуют ситуации, в которых мы имеем уверенные негативные ожидания в отношении другого и получаем информацию, которая не соответствует этим негативным ожиданиям. Таким образом, мы получаем информацию о том, что другой заслуживает доверия, когда мы не ожидаем, что сможем ему доверять.

    Ожидание доверия и его нарушение, скорее всего, окажут большее психологическое воздействие, чем ожидание недоверия и переживание доверия. Это связано с тем, что негативная информация имеет больший вес в человеческом суждении; таким образом, переживание неподтвержденных ожиданий в недоверии не так сильно, условно говоря, как ожидание доверия и получение ненадежных действий. Кроме того, как только недоверие активизируется, оно формирует тяжелую тень подозрения — или даже паранойи, как отмечалось выше, — которое не обязательно может быть смягчено последующим хорошим поведением. Поскольку действует недоверие, любые последующие акты благонадежности могут рассматриваться с крайним подозрением и цинизмом — другая сторона может просто подставить нас для эксплуатации!

    Но если опровергающие доказательства убедительны, достаточно значительны и/или становятся частым явлением, наше восприятие другого может привести к меньшему недоверию и, возможно, к большему доверию. Например, исследования показали, что повторяющийся тесный контакт с другой стороной может изменить наши негативные взгляды и предположения о ней (особенно когда контекст меняется, чтобы обеспечить обеим сторонам общие, высшие цели).

    Смягчение недоверия

    Как было отмечено выше, снижение недоверия — чрезвычайно сложная задача. Кроме того, это не всегда уместно. Несмотря на прежние нормативные представления о том, что доверие всегда хорошо, а недоверие всегда плохо, мы признаем, что недоверие имеет свое время и место. Соответственно, нас в первую очередь интересует, как вспыльчивость недоверие: то есть, как управлять его присутствием в соответствии с контекстом. Как и прежде, мы выделяем этот контекст с точки зрения различий в уровнях недоверия.

    Закалка CBD

    В отношениях CBD основное внимание уделяется транзакционному обмену и расчетам оценки затрат и выгод другого поведения заслуживающим доверия / не заслуживающим доверия образом. Этот осязаемый фокус подразумевает необходимость построения границ, ограничивающих степень взаимозависимости и уязвимости, присущих транзакции. Таким образом, доверитель должен позаботиться о том, чтобы доверие, распространяемое в одном секторе отношений — например, доверив моему соседу выгуливать мою собаку — не распространялось автоматически на другие сектора — например, доверяя моему соседу ключ от моего дома. Кроме того, системы, позволяющие осуществлять мониторинг и правоприменение, помогают контролировать недоверие в тех областях, которые действительно содержат уязвимости (например, ограниченный доступ ученых-исследователей совместного предприятия, нанятых конкурентом). Для сторон важно попытаться установить открытое общение, чтобы прояснить свои цели, чтобы обе стороны могли попытаться установить границы, которые заслуживают доверия или недоверия. Наконец, CBD можно управлять, культивируя потенциал альтернативных отношений для удовлетворения интересов. Когда у человека есть альтернативные способы удовлетворения своих потребностей, потребность доверять конкретному другому уменьшается. Это ограничивает степень зависимости от того, кто может нарушить доверие.

    Закалка ВЗК

    ВЗК Отношения обозначают несовместимость ценностей и целей, а также негативную эмоциональную привязанность к другому. Недоверие ощущается как внутренне (нутром), так и когнитивно (в голове). В большинстве случаев мы предпочли бы отделить себя от людей, с которыми у нас сильное ВЗК, и свести к минимуму как наше взаимодействие с ними, так и нашу зависимость от них. Однако бывают случаи, когда мы должны продолжать отношения с этими людьми. Есть несколько способов справиться с этой ситуацией. Во-первых, наши разногласия с этим человеком могут быть скорее воображаемыми, чем реальными. Попытки обсудить наши разногласия, часто с помощью третьей стороны, которая может облегчить общение, могут помочь сторонам осознать их общие черты. Однако, если это неэффективно, сторонам необходимо будет определить те конкретные области, в которых им необходимо работать вместе, и «связать» свое взаимодействие друг с другом, чтобы обсуждения по этим вопросам были осторожными, контролируемыми и откровенными. Стороны могут также попытаться урегулировать свои разногласия в других ключевых областях разногласий, но если недоверие между ними сильное и давнее, такие усилия вряд ли будут продуктивными.

    Практические последствия управления дисфункциональным недоверием


    Мария Вольпе обсуждает, как негативные образы «другого» могут создавать давние препятствия для разрешения конфликтов, делая конфликты неразрешимыми.

    Разорвать порочный круг дисфункционального недоверия — сложная и трудная задача, которая начинается с выявления и анализа основных причин. Надлежащий анализ источника недоверия имеет решающее значение, поскольку исходные события и обстоятельства могут существенно отличаться от того, как стороны понимают и выражают свои разногласия, и потому что этот анализ является основой для эффективного решения. Эти процессы могут происходить между людьми, в средствах массовой информации и посредством образования.

    Что могут сделать люди

    Хотя присутствие недоверия обычно очевидно, оно не всегда может быть очевидным, когда недоверие становится скорее дисфункциональным, чем полезным. Таким образом, первым шагом в управлении дисфункциональным недоверием является признание сторонами его присутствия. Некоторые общие индикаторы могут включать: (а) постоянное подозрение в отношении мотивов и намерений другого человека; (б) хроническое отрицание выгод от сотрудничества и постоянной взаимозависимости, основанное на чрезмерном обобщении или переоценке степени недоверия, (в) необходимость внимательно следить за действиями другого и (г) нежелание идти на риск, который может привести к возможностям для продуктивного сотрудничества. Если стороны не могут распознать или понять эти симптомы, помощь третьей стороны также может быть полезной. Помощь третьей стороны может принимать форму посредничества или арбитража; тактика третьей стороны может помочь сторонам достичь более глубокого понимания сути конфликта или разработать процесс более эффективного преодоления недоверия.

    Выявление недоверия должно сопровождаться анализом его происхождения. Опять же, помощь процесса обнаружения или опроса нейтральной третьей стороной может помочь определить источник недоверия, которое может быть вызвано различными причинами: жадностью одной из сторон, чрезмерной конкурентной ориентацией одной из сторон или реакция на несправедливое обращение одной из сторон. В последнем случае, например, А может совершить какой-либо проступок по отношению к Б в ответ на предполагаемую несправедливость. Если B не распознает и не маркирует это поведение точно, это будет рассматриваться как причина для B не доверять A и, следовательно, лишать B возможности исправить источник недоверия. Вместо того, чтобы устранить недоверие, оно подпитывается неправильным восприятием и недопониманием, что приводит к эскалации конфликта.

    Если третья сторона недоступна, стороны могут попытаться принять точку зрения, временно отстранившись от своей роли, чтобы рассмотреть, как другая сторона рассматривает конфликт. Этот подход может вызвать сочувствие, необходимое для преодоления любых искаженных представлений, которые очерняют другую сторону, и проложить путь к действиям по снижению недоверия и укреплению доверия.

    Что могут сделать СМИ

    Сообщения СМИ также могут помочь выявить случаи, когда недоверие стало неэффективным. Новостные сообщения могут дать ценную информацию о том, как конфликты рассматриваются и интерпретируются третьими сторонами. В той мере, в какой сообщение является объективным, тщательным и беспристрастным, стороны конфликта могут воспользоваться упомянутыми выше преимуществами третьей стороны. Кроме того, то, как новостные сообщения освещают конфликт, может оказать глубокое влияние на его интерпретацию. Если конфликт организован так, чтобы усилить недоверие одной или обеих групп, средства массовой информации выполняют дисфункциональную роль. Поскольку некоторые СМИ предпочитают делать сенсации и чрезмерно драматизировать конфликт и недоверие, чтобы привлечь читателей/зрителей, СМИ могут играть активную роль как в уменьшении, так и в увеличении недоверия в конкретном споре.

    Тщательные новостные репортажи также могут предоставить подробные общедоступные записи, в которых прослеживается полная история того, как дисфункциональное недоверие началось и обострилось. Анализ этих сообщений может заполнить пробелы, оставшиеся незамеченными из-за избирательного восприятия необъективных участников конфликта или тех, кто получил лишь ограниченную и отфильтрованную информацию. Рассмотрим предыдущий пример недоверия, вызванного реакцией на предполагаемую несправедливость другой стороны. Без полной стенограммы или подробного повествования о том, как возникло недоверие, сама провоцирующая причина может быть упущена из виду по крайней мере одной из сторон и помешать эффективному урегулированию.

    Что может сделать образовательная система

    Образовательные учреждения также могут стать важным форумом для обучения людей способам эффективного распознавания недоверия и реагирования на него. Формальное обучение навыкам ведения переговоров и разрешения конфликтов может привести к большему принятию различных (и недоверчивых) слоев населения, одновременно борясь с вредным воздействием предубеждений и стереотипов. Образовательные учреждения также могут использовать диалоговые группы, семинары по решению проблем и ролевые игры, чтобы привлечь внимание людей к преимуществам интегративного ведения переговоров, проблемам, связанным с доверием и недоверием в отношениях, а также к пониманию того, когда интегративный потенциал остается неиспользованным из-за к дисфункциональному недоверию.

    Одни и те же образовательные инструменты могут позволить людям проводить мастер-классы и семинары для объективного анализа того, как активируется и сохраняется недоверие в отношениях. Ролевые игры, которые начинаются с обсуждения недоверчивыми сторонами оснований их недоверия, могут затем переориентировать их усилия, поручив сторонам работать вместе для достижения общей, более важной цели. Эти типы обучающих мероприятий могут улучшить способность людей анализировать основные причины конфликта (которые могут сильно отличаться от их первоначальных предположений), сводя при этом к минимуму роль негативных эмоций, которые могут затуманить здравый смысл.

    Практические последствия для управления уровнями недоверия

    Что могут сделать люди

    На индивидуальном уровне, возможно, наиболее разрушительным аспектом крайнего и/или хронического недоверия является психологическое воздействие, вызывающее параноидальные мысли. Таким образом, важным шагом для сторон, попавших в ловушку недоверия, является восстановление чувства контроля над своим мышлением и своим страхом, исследуя и культивируя другие отношения в погоне за своими потребностями. Хотя это не всегда возможно, эта стратегия может помочь облегчить тревогу, связанную с возможностью удовлетворить свои потребности только с помощью недоверчивого противника, и уменьшить чувство уязвимости, которое возникает из-за нарушения доверия при любой конкретной встрече с недоверчивым противником. Другой.

    Помимо развития силы путем создания альтернатив, люди могут использовать принципы модели GRIT (Постепенные и взаимные инициативы в снижении напряжения). Первоначально предложенная психологом Чарльзом Осгудом как стратегия снижения дисфункционального недоверия между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны, GRIT состоит из ряда шагов, направленных на исправление предвзятых и искаженных представлений, снижение напряженности и создание атмосферы взаимного доверия. это позволит использовать более совместный подход к переговорам.[2] Хотя эта модель получила исследовательскую поддержку для многих своих предложений, общественное давление через нейтральных третьих лиц может еще больше повысить ее эффективность.[3]

    По сути, это гонка вооружений в обратном направлении. GRIT призывает инициатора сделать общее заявление, указывающее на желание снизить эскалацию конфликта и восстановить доверие. Как только эта структура установлена, можно объявить и осуществить конкретные, безусловные, односторонние инициативы таким образом, чтобы это позволяло проверить, с той или иной формой ответного действия, предлагаемого другим, но не требуемого. Постепенные и односторонние инициативы по снижению напряженности должны продолжаться, даже если они не получают немедленной ответной реакции друг друга. Недоверие утихнет, когда другая сторона увидит соответствие между вашими заявленными доброжелательными намерениями и вашими последующими действиями (последовательность является ключевым элементом построения доверия). Более того, настойчивые односторонние инициативы актора свидетельствуют о его искренности и нежелании действовать манипулятивно.

    Однако важно выбирать односторонние инициативы, которые достаточно «доверительны», чтобы быть значимыми (то есть заставить другого поверить, что вы действительно подвергаете себя риску), не оставляя себя в чрезмерно уязвимом положении. В этом ключе для актора важно сохранить некоторую способность к возмездию (т. е. сохранить собственную способность установить защиту, если в этом возникнет необходимость, но также создать себе репутацию заслуживающего доверия путем раскрытия уязвимости другому). Кроме того, люди должны отвечать тем же на любые доверительные действия, инициированные другой стороной, сопоставляя их возмездие с вашим собственным возмездием, а также сопоставляя их акты доверия с вашими собственными актами примирения.

    ТВЕРДОСТЬ считается эффективной стратегией снижения недоверия между людьми, организациями и нациями, поскольку она обеспечивает соответствие между словами человека и последующими действиями и укрепляет доверие к заявленным намерениям доброжелательности. Будем надеяться, что это приведет к спирали деэскалации, поскольку теперь обе стороны могут действовать в своих коллективных интересах, уменьшая недоверие и создавая условия, способствующие продуктивным переговорам.

    Похожая, но конкурирующая стратегия объясняется теоретиком игр Ричардом Аксельродом и называется стратегией «око за око».[4] Аксельрод изучал стратегии, которые игроки могли использовать, чтобы вызвать кооперативное поведение у другого игрока, используя простые экспериментальные игры, такие как «дилемма заключенного». Стратегию «око за око» лучше всего можно описать как условно благожелательную стратегию, в которой сотрудничество одной стороны зависит от сотрудничества другой стороны. Такой подход справедлив, поскольку одинаково реагирует как на эскалацию, так и на примирение с другой стороны. Стратегия снисходительна в том смысле, что она сразу же возвращается к сотрудничеству после того, как партнер сделал это, и обеспечивает уровень согласованности, который укрепляет доверие. Исследования показали, что эта стратегия «око за око» приводит к наибольшему кооперативному поведению (по сравнению с другими игровыми стратегиями) в долгосрочной перспективе. Однако он отличается от GRIT тем, что реагирует на стратегию другого, в то время как GRIT активен и инициирует доверие. «Око за око» также не предписывает никакого другого примирительного поведения при отсутствии взаимности.

    В зависимости от уровня недоверия в отношениях существуют и другие дополнительные рекомендации, которым можно следовать, чтобы уменьшить недоверие. Мы предлагаем следующее:

    • Обеспечить достаточное сдерживание (наказания за нарушение договора о взаимоотношениях). Сторона с меньшей вероятностью нарушит процесс построения доверия в той мере, в какой другая сторона имеет некоторую власть над действующим лицом. Один из способов, с помощью которого другая сторона может сохранить власть, — это возможность сообщить о репутации потенциального нарушителя. Когда люди дорожат своей репутацией, они чувствительны к риску неблагоприятной огласки в отношении их благонадежности и, следовательно, с меньшей вероятностью могут нарушить доверие.
    • Разработайте привлекательные альтернативы, отвечающие вашим интересам. Еще один способ получить власть — развивать альтернативные отношения для удовлетворения наших интересов. Если наши потребности удовлетворяются другими, нам не нужны отношения с потенциальным нарушителем доверия. Наличие других способов удовлетворения наших потребностей снижает нашу уязвимость и, следовательно, риски, на которые нам, возможно, придется пойти, продолжая работать с другим. Эту стратегию создания других вариантов часто называют лучшей альтернативой согласованному соглашению (BATNA), которая предлагает план, к которому можно вернуться, если соглашение не может быть достигнуто с другой стороной в конфликте.
    • Создавайте обоснованные ожидания. Стороны должны активно обсуждать и управлять представлениями и ожиданиями друг друга о том, что было согласовано, и кто, как ожидается, будет выполнять конкретные действия. Устраните любую двусмысленность в отношении ожиданий и убедитесь, что вы взяли на себя обязательство и выполните его.
    • Согласитесь с процедурами наблюдения за тем, выполняет ли другой. Это позволяет сторонам проверять действия друг друга, чтобы убедиться, что ожидания оправдываются.
    • Повысить осведомленность других о том, как их поведение рассматривается другими. Даже нечестные люди дорожат репутацией честности. Когда другие знают, что за ними наблюдают (даже за пределами фокальной транзакции), и когда они полагают, что другие тоже могут не доверять им, они могут получить дополнительный стимул вести себя более заслуживающим доверия образом.

    В отношениях с ВЗК также может быть полезным следующее предложение:

    • Открыто признать ключевые области разногласий. Избегайте ситуаций, в которых проявляются сильные области недоверия, основанного на идентификации. Если вы знаете, что постоянное обсуждение областей явных идеологических разногласий только усугубляет проблему, воздержитесь от обсуждения этой темы! Попытайтесь найти способ «согласиться с несогласием».

    Что могут сделать СМИ

    Эффективное снижение недоверия зависит от точной и подробной информации, позволяющей обеим сторонам более объективно взглянуть на конфликт. Средства массовой информации могут помочь, стремясь расследовать и документировать ключевые моменты развития конфликта и представляя отчеты в беспристрастной и объективной форме. Сенсационные сообщения, уделяющие большое внимание экстремистам, вряд ли будут полезными и могут фактически усилить спираль недоверия и конфликтов. Кроме того, журналисты могут иметь доступ к подобным конфликтам, которые были успешно разрешены, и репортажи об этих сравнительных историях могут дать конфликтующим сторонам надежду и конкретные рекомендации относительно аналогичной ситуации.

    Полезные советы также можно найти в эссе о стереотипах.

    What the Educational System Can Do

    Преподаватели могут помочь, используя такие занятия в классе, как диалоговые группы, семинары по решению проблем и ролевые игры, чтобы отработать тактику GRIT и стратегию «око за око». Последующие сеансы подведения итогов могут быть использованы для изучения множества связанных вопросов, таких как эффективные методы общения (как с точки зрения того, что сказать, так и с точки зрения того, как это сказать), эмоциональные реакции (как справляться с лицом страха, гнева и враждебности). , и проведение границ вокруг известных областей разногласий, чтобы контролировать любой ущерб от дальнейшего недоверия. Эти типы методов также могут быть полезны для уменьшения стереотипов и предубеждений, а также для поощрения участников к принятию разнообразия


    [1] Kramer, R.M. (1995). «В сомнительной битве: повышенная ответственность, дисфорическое познание и обреченное на провал поведение при торгах», в «Переговоры как социальный процесс », ред. Р. М. Крамер и Д. М. Мессик, Thousand Oaks, CA: Sage. С. 95-120. В этой главе рассматривается параноидальное познание и объясняются его дисфункциональные эффекты в отношениях, связанных с доверием.

    [2] Осгуд, К. Э. Осгуд, К. Э. (1962). Альтернатива войне или капитуляции. Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press

    [3] (Линдскольд, 1986, стр. 315)

    [4] Аксельрод Р. Эволюция сотрудничества. New York: Basic Books 1984. В этой книге прослеживаются исследования теории игр, посвященные сотрудничеству и предательству во взаимозависимых отношениях, и определяется стратегия «око за око» как оптимальная в долгосрочной перспективе.


    Для цитирования этой статьи используйте следующий код:
    Lewicki, Roy J. and Edward C. Tomlinson. «Недоверие.» За гранью неподатливости . ред. Гай Берджесс и Хайди Берджесс. Консорциум информации о конфликтах, Университет Колорадо, Боулдер. Опубликовано: декабрь 2003 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *