3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
Мировоззрение – это совокупность знаний о мире в целом и месте человека в мире, а также вытекающие из этих знаний цели, принципы, идеалы, ценности, убеждения.
Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[2].
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[3], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[4], теория[5] или наука[6]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[3][7].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
обыденное
Мировоззрение может быть обыденным. Это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты, которые подвержены сильному влиянию на иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.
научное
Научное мировоззрение отражает действительность такой, какова она есть. Содержанием его является совокупность представлений о строении мира и закономерностях его развития. В религиозном мировоззрении также отражается земная жизнь людей, но религия воспроизводит действительность в превратном, фантасгически извращенном виде. В религиозном представлении мир раздваивается на существующий и вымышленный, при этом земные силы приобретают форму неземных. В религиозных образах и представлениях люди воплощают свои чаяния, чувства, стремления. Незаметно для себя они переносят на окружающий мир природы свои чисто человеческие свойства и те отношения, которые присущи общественной жизни людей.
Мировоззрение, его виды и формы
Само слово «мировоззрение» хорошо отражает его внутреннюю суть – это совокупность взглядов (воззрений) на окружающий мир и месте в нём человека, на отношения индивида к самому себе, своему народу, на происходящие вокруг события. Мировоззрение определяют ценности и убеждения, идеалы и представления о должном и недопустимом. В конечном счёте, мировоззрение определяет тип общественных отношений, модель государственного устройства, господствующую идеологию, смысл жизни людей. Например, мировоззрение советских людей в значительной степени отличалось от бытующего ныне; считалось правильным и единственно верным работать на благо народа, порой в ущерб себе, своему благосостоянию и здоровью. Тогда, в 1930-е годы, было популярным и уважаемым движение ударников производства (стахановцев), которые в цехах, на полях, стройках, угольных шахтах перевыполняли дневные нормы, часто перекрывая их в несколько раз. Подвиги солдат на полях сражений Великой Отечественной войны также имели в своей основе мировоззрение, основанное на патриотизме, убеждении в своей правоте, на сознании долга и ответственности перед страной.
Другой тип мировоззрения – религиозный, где в системе взглядов человека доминирует обращение к богу, высшим силам, образцам морали святых и пророков. В таком мировоззрении эгоистическое начало личности и жажда обогащения отступают на второй план. Главным в жизни становится служение богу, непричинение зла окружающим, нестяжательство, пацифизм.
В мировоззрении людей находит своё выражение система культурных координат. В произведениях искусства, кино, книгах, театральных постановках, интернет-изданиях, блогах и СМИ мы находим те ценностные и моральные концепты, которые наиболее свойственны данной эпохе, этнической, профессиональной или возрастной группе.
В плане классификации мировоззрение удобно подразделять на несколько форм:
а) обыденное мировоззрение;
б) научное и философское мировоззрение;
в) религиозное и альтруистическое мировоззрение;
г) националистическое мировоззрение;
д) предпринимательское мировоззрение.
Коротко охарактеризуем каждую из выше отмеченных форм.
Обыденное или житейское мировоззрение порождается условиями жизни людей, передаётся с опытом поколений. Мы можем обнаружить обыденное мировоззрение в бытующих нормах поведения, суждений, в понятиях здравого смысла, в народных поговорках и пословицах.
Научное и философское мировоззрение гораздо шире обыденного, так как выходит за рамки сиюминутных интересов, ценностей, повседневного мышления, забот и чаяний граждан. В философском мировоззрении воплощается предыдущий опыт духовного и практического освоения мира, синтез познанного и непознанного. Научное мировоззрение базируется на соответствующих достижениях точных, гуманитарных и естественных наук, формируя такую модель бытия, которая покоится на новейших теориях, экспериментальной и доказательной базе.
Религиозное мировоззрение имеет в своей основе собственную картину мира, где в качестве творца сущего и движителя всех явлений выступает бог (или сонм богов). Человек не может непосредственно наблюдать бога или акторов потустороннего мира, поэтому различные религии дают свою трактовку основополагающим вопросам бытия – происхождению человека, существованию души, воздаянию за грехи или праведную жизнь, прекращению человеческой цивилизации (апокалипсису).
Альтруистическое мировоззрение существует несколько обособленно от религиозного, хотя зачастую с ним тесно связано. Ярким выразителем такой доктрины являлся Лев Толстой, который полагал, что нет пути более возвышенного, чем служение людям, что эгоизм – плод невежества и животных инстинктов. Не жажду обогащения и презрения к нижним классам нужно ставить главной этической ценностью, а взаимопомощь, сочувствие, отказ от материальных благ ради обездоленных и слабых. На альтруистическом мировоззрение базируется вся система меценатства и благотворительности.
Националистическое мировоззрение довольно часто встречается как на уровне отдельных индивидов, так и целых регионов и даже стран. Люди, придерживающиеся данной системы взглядов, считают, что их национальность является самой талантливой, способной и умелой; все остальные этносы лишь в той или иной степени приближаются к ним по своим духовным и физическим качествам.
Наконец, предпринимательское мировоззрение мы можем охарактеризовать как обновлённую социальную и экономическую доктрину. Если в предыдущие столетия предпринимательский образ мышления оценивался окружающими как попытка закабаления и эксплуатации других членов общества, то ныне концепция меняется в направлении достижения других ценностей – повышения благосостояния общества и более полного удовлетворения его потребностей, самореализации предпринимателей, достигающих общественных высот за счёт своего интеллекта, идей, инноваций технического и технологического плана, создания рабочих мест и коллективов единомышленников.
Для любого современного государства, промышленных, культурных, спортивных, религиозных сообществ мировоззрение людей – главнейший аспект, так как от системы ценностей и взглядов зависят практические действия политиков, бизнесменов, религиозных деятелей, руководителей корпораций, рядовых граждан. Проблемы мира и войны – как показывают события последних лет во всех горячих точках мира – это проблемы мировоззренческих позиций, конфликтности сознания.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Образование и самообразование
Наука и её особенности
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Социальные институты общества
Системное строение общества
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Потребности и интересы
Мышление и деятельность
Истина, её относительность. Критерии истины
Виды знаний
Рынок и рыночный механизм
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Мировая экономика
Инфляция: причины и последствия
Рынок труда. Безработица
Ценные бумаги
Банковская система
Источники финансирования бизнеса
Финансовые институты
Постоянные и переменные затраты
Экономический рост и ВВП
Государственный бюджет
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития
Общественный прогресс: понятие и особенности
Мораль и её категории
Искусство и его виды
Религия как феномен культуры
Понятие власти
Глобальные угрозы XXI века
Общее между наукой и религией
Что правдивее: наука или искусство?
На первый взгляд, этот вопрос представляет собой ложный выбор. Наука и искусство принадлежат к двум разным сферам. Оба выражают глубокие истины о существовании, но совершенно по-разному. Наука использует символическую форму математических уравнений для описания механики реальности. Искусство использует краски, письменное слово, кино и скульптуру, чтобы изобразить человеческое состояние и наше отношение к окружающему миру. Научный метод — это строгая деятельность «левого полушария». Искусство проникает в наши самые глубокие эмоции; его создание исходит из интуитивного восприятия «правого полушария».
В то же время эти миры могут пересекаться. Науки теории цвета и перспективы веками влияли на художников. Новые технологии, такие как фотография и компьютерная графика, породили новые художественные средства. С другой стороны, многие из наших величайших научных открытий были сделаны благодаря искрам творческого озарения. Астрономы и физики часто используют такие термины, как благоговение и красота, чтобы описать вселенную.
Advertisement
Если мы изменим вопрос на науку против религии, однако, люди стекаются к любому полюсу дебатов. Некоторые религиозные фундаменталисты закрывают глаза на научные законы, которые делают нашу жизнь в 21 веке возможной, во имя сохранения буквальных слов Священного Писания, записанных тысячелетия назад людьми, имевшими иное представление о том, как устроена Вселенная. С другой стороны, научные атеисты смотрят свысока на тех, кто придерживается религиозных убеждений, как на простаков, принадлежащих к другому веку.
Основная проблема в этих дебатах связана с тем, что обе стороны преувеличивают свои взгляды. Религиозное мировоззрение, отрицающее научное знание, в конечном счете обречено на неуместность. Научное мировоззрение без более широкой философской, метафизической или религиозной системы, в которой можно закрепиться, сковывает человека, как выживший после кораблекрушения, дрейфующий в океане бессмысленности. Ни наука, ни религия сами по себе не могут дать ответы на все вопросы существования, но, возможно, вместе они могут дополнять и усиливать друг друга.
Без законов физики, химии и биологии у нас не было бы мобильных телефонов, Интернета, автомобилей, свежих продуктов в наших магазинах 24 часа в сутки, кондиционеров и лекарств. Вы бы летали на самолете, если бы законы аэродинамики не работали каждый раз? Продолжительность нашей жизни удвоилась за последние два столетия благодаря развитию наших научных знаний.
Наука преуспела в объяснении механики того, как работает наша Вселенная. В прошлые века люди заполняли пробелы в своих научных знаниях сверхъестественными объяснениями: Солнце двигалось по небу, потому что Земля была центром вселенной, и Аполлон тащил его на своей колеснице. Бури были местью богов, которые жили наверху. Человечество возникло, потому что бог создал нас из глины. Психическое заболевание рассматривалось как одержимость демонами. Научное знание теперь вытеснило все эти сверхъестественные объяснения.
Реклама
Но как бы хорошо наука ни объясняла как и что существования, она не почему и должны . Наука лучше описывает механику, чем значение.
Несмотря на Большой Взрыв, квантовые теории самопроизвольного создания материи и энергии, теорию струн и концепцию Мультивселенной, наша обширная научная база данных все еще пытается ответить на самый фундаментальный из всех вопросов, впервые поставленных греческим философом Парменидом в пятый век до н. э. и повторяли другие на протяжении веков: «Почему нет ничего?» На личном уровне это желание понять смысл бытия может проявляться как «Кто я и почему я здесь?»
Критикам религии нравится указывать, сколько войн и сколько страданий было вызвано во имя религии. Но только наука дала нам инструменты, чтобы убивать друг друга способами, о которых мы и не подозревали. Биологи создали вирусное и бактериальное оружие; химики разработали порох и еще более разрушительные взрывчатые вещества; физики дали нам возможность разрушить само наше существование с помощью ядерного оружия. Научные достижения в машиностроении и химическом машиностроении сделали наш бизнес более продуктивным, чем когда-либо в истории, принося нам комфорт и процветание. Эти же достижения загрязнили нашу окружающую среду до такой степени, что поставили под угрозу нашу планету.
Мы также должны быть осторожны, чтобы не преувеличить безошибочность научного метода. Научное знание имеет врожденные ограничения. Наука — это не истина; это приближение к истине. В математике есть красота, элегантность. Но по своей сути математика — не более чем символическое представление лежащей в основе реальности, точно так же, как язык — это символическое представление идей и понятий. Иногда у нас есть склонность путать символ с лежащей в его основе истиной, которую он представляет. Древняя китайская поговорка предупреждает, что «палец, указывающий на луну, — это не луна». Математика, язык и научные теории — всего лишь пальцы, указывающие нам на более великие истины.
Философские пределы математики не удивляют математиков. В 1931 году австрийский математик Курт Гёдель в теоремах о неполноте показал, что арифметическое доказательство не может быть одновременно полным и внутренне непротиворечивым внутри себя. Другими словами, аксиомы системы не могут быть доказаны внутри системы. Чтобы любая математическая система работала, она должна начинаться с определенных предположений.
Реклама
Другое ограничение научного метода заключается в том, что все научные теории опираются на человеческую концепцию, интерпретацию и оценку. История науки показывает, что процесс вытеснения одной научной теории другой ухабистым. Философ и историк двадцатого века Томас Кун использовал термин «сдвиг парадигмы» для описания потрясений, которые часто сопровождают изменение научной точки зрения.
Реакция католической церкви на Галилея часто приводится как пример конфликта между наукой и религией. Мало того, что от Галилея потребовали отречься от своих сочинений, которые доказывали гелиоцентрическую солнечную систему Коперника, а не земную, но и Церковь официально не признавала свою ошибку до 1992 года! Однако Кун объяснил, что большая часть раннего сопротивления коперниканскому взгляду на вселенную исходила не из религиозных источников, а от других ученых. Предвзятость, предвзятые идеи, академическая политика, эгоизм и сопротивление изменениям всегда присутствуют в научных и академических сообществах и часто приводят к институциональной оппозиции новым теориям, особенно новаторским. Многие ученые изначально сопротивлялись Копернику, Кеплеру и Галилею, потому что они представляли новую парадигму Вселенной.
Столетия спустя, когда Эйнштейн предложил еще один фундаментальный сдвиг в понимании пространства и времени, его теории поначалу также были подвергнуты сомнению физическим сообществом. По иронии судьбы сам Эйнштейн позже отверг странность другого великого научного открытия своего времени — квантовой механики. Заявляя, что «Бог не играет в кости со вселенной», он никогда не принимал присущую ему случайность и непознаваемость того, что сейчас стало самой проверенной и проверенной научной теорией в истории. Эти научные разногласия продолжаются и сегодня. Зайдите в любой исследовательский университет и спросите физиков-теоретиков об окончательной теории существования, и вы услышите жаркие дебаты.
Какими бы важными ни были научные знания для нашей жизни, их самих по себе недостаточно. Нам нужна система значений, которую наука сама по себе не дает. Нам нужен смысл не только для того, чтобы дать нам моральный кодекс, по которому мы должны жить в наших сообществах. Нам нужен смысл, потому что люди сами жаждут смысла и цели как достойных целей. Религия не должна быть системой, придающей смысл нашему научному пониманию мира; Философия также может служить той же цели. Дело в том, что нам нужно нечто большее, чем наука.
Тот факт, что наука не может дать все ответы, которые мы ищем, не должен, однако, открывать дверь религиозному фундаментализму, отрицающему такие научные теории, как эволюция. Мы также не должны предполагать, что только потому, что мы не понимаем событие, оно было вызвано чудесным образом. Для того, кто верит в сотворенную Богом вселенную, не будет ли сопротивление научным моделям вселенной равносильно сопротивлению Божьему творению? Почему наши религиозные теории не могут развиваться вместе с нашим пониманием мира, как это делают наши научные теории? Должна ли наша религиозная доктрина быть заморожена во времени из другой эпохи тысячи лет назад? То, что поистине бесконечно и невыразимо, никогда не будет полностью понято или сформулировано во всей своей полноте. Если мы думаем о Боге не как о чем-то статичном в истории, а как об имманентном повсюду, откровение будет непрерывным процессом, в котором мы можем и должны участвовать сами.
Реклама
Многие религиозные системы по своей сути не противоречат науке. Буддизм, например, не зависит от божества на пути к спасению. Его техники медитации изучаются в университетах на предмет неврологических изменений, которые они вызывают, наряду с соответствующей пользой для здоровья. В иудео-христианской традиции, где происходит большая часть дебатов о науке и религии, мы имеем современные теологии, полностью совместимые с научным мировоззрением. Теолог ХХ века Пауль Тиллих описывал Бога не как сверхъестественное существо, а как «основу бытия». Бог Тиллиха подобен бескрайнему океану, из которого каждый из нас — всего лишь волна, поднимающаяся на короткое время, а затем отступающая. Теологи процесса, начиная с Альфреда Норта Уайтхеда, пишут о Боге как о созидательной силе во вселенной, силе, которая является одновременно источником существования и его границей. Они просят нас представить, что мы подобны клеткам божественного тела, каждая из которых влияет на другую.
Атеистическая критика религии, подобная критике оксфордского биолога Ричарда Докинза и кембриджского физика Стивена Хокинга, справедлива только в том смысле, что она опровергает некий устаревший образ Бога — небесного деда, сотворившего вселенную подобно гончару или часовщику. могущество и кто управляет им, как космический шахматист. Если мы позволим нашим религиям развиваться, мы можем обнаружить, что наука и религия могут дополнять друг друга: каждая может открыть свое окно в реальность, как это делают искусство и наука.
до того, как вы отправитесь на
Автор, докладчик, предприниматель, богослов
Популярные в сообществе
Вы можете как
Тренда
Зарегистрируется
. самая важная новость дня.
Успешная регистрация!
Реальность доставлена на ваш почтовый ящик
Вводя адрес электронной почты и нажимая «Зарегистрироваться», вы разрешаете нам отправлять вам персонализированные маркетинговые сообщения о нас и наших рекламных партнерах. Вы также соглашаетесь с нашими Условиями обслуживания и Политикой конфиденциальности.
Наука и религия: примиримые разногласия
Главная → Наука и религия: примиримые разногласия
Люди самых разных вероисповеданий и уровней научных знаний не видят противоречия между наукой и религией.
На фоне громких протестов небольшого числа религиозных групп по поводу преподавания таких научных концепций, как эволюция и Большой взрыв, в государственных школах, а также столь же громких заявлений нескольких ученых с личными антирелигиозными взглядами иногда может показаться, что наука и религия находятся в состоянии войны. Новостные агентства предлагают множество сообщений о заседаниях школьного совета, сессиях Конгресса и воскресных проповедях, на которых ученые и религиозные лидеры бросают друг другу нападки. Но насколько репрезентативны такие конфликты? Не очень. Внимание, уделяемое таким столкновениям, затушевывает гораздо более многочисленные случаи гармоничного и даже синергетического сосуществования науки и религии.
На самом деле, люди самых разных вероисповеданий и разного уровня научных знаний не видят никакого противоречия между наукой и религией. Многие просто признают, что эти два института имеют дело с разными сферами человеческого опыта. Наука исследует мир природы, а религия имеет дело с духовным и сверхъестественным — следовательно, они могут дополнять друг друга. Многие религиозные организации выступили с заявлениями, в которых заявляют, что не должно быть никакого конфликта между религиозной верой и научным взглядом на эволюцию. 1
Фото предоставлено Национальным институтом здравоохранения.Более того, вопреки стереотипу, вовсе не обязательно быть атеистом, чтобы стать ученым. Опрос ученых из ведущих исследовательских университетов, проведенный в 2005 году, показал, что более 48% из них имеют религиозную принадлежность и более 75% считают, что религии передают важные истины. 2 Некоторые ученые, такие как Фрэнсис Коллинз, бывший директор Национального исследовательского института генома человека, и Джордж Койн, астроном и священник, откровенно заявляли о том, что они получают удовлетворение, рассматривая мир как через призму науки, так и через призму личной веры. .
Это не означает, что наука и религия никогда не вступают в конфликт. Хотя они обычно имеют дело с разными сферами (природной и духовной), возникают разногласия по поводу того, где проходят границы между этими сферами при решении вопросов на их стыке. А иногда одна сторона переходит границы в своих претензиях. Например, когда религиозные догматы делают сильные заявления о мире природы (например, утверждают, что мир был создан за шесть дней, как могут требовать некоторые буквальные толкования Библии), вера и наука могут оказаться в конфликте.
Несмотря на то, что такие столкновения могут попасть в заголовки газет, эфира и широкополосных каналов, важно помнить, что за кулисами и вне поля зрения существует множество случаев, когда религиозные и научные точки зрения не представляют никакого конфликта. Тысячи ученых усердно проводят свои исследования, сохраняя при этом личные духовные убеждения, и еще большее число обычных людей плодотворно смотрят на мир природы через научно обоснованную призму, а на сверхъестественный мир через духовную призму.