07.05.2024

Кто такой чайлдфри: Ментальное здоровье: Забота о себе: Lenta.ru

Содержание

Кто такие чайлдфри и как им живется в Украине, Азербайджане и Центральной Азии

Чайлдфри – это люди, которые сознательно решили не заводить детей. На постсоветском пространстве об этом начали говорить не так давно. Здесь чайлдфри часто сталкиваются с непониманием и ощущают давление не только родственников, но порой и врачей. Настоящее Время рассказывает истории чайлдфри из Украины, Азербайджана, Кыргызстана и Таджикистана.

Реджекторы и аффексьонадо

С английского childfree переводится как «свободный от детей». В русском языке существует термин «добровольно бездетный». Это люди, которые сознательно отказались заводить детей. Те, кто не может завести ребенка из-за проблем со здоровьем, сюда не входят.

Чайлфри – понятие не новое. Такие люди были и раньше. Однако когда-то им приходилось отказываться не только от детей, но и от половой жизни, например, уходить в монастырь. Теперь же, когда контрацепция стала доступной, это повлияло и на количество чайлдфри.

Об отказе заводить детей в мире заговорили в 70-е годы. Первой это исследовала канадский социолог Джин Виверс. Она разделила чайлдфри на две группы. Первая – реджекторы (rejectors), что с английского переводится как отрицатели. Это люди, которых не умиляют дети, а процесс деторождения (беременность, роды и грудное вскармливание) у них вызывает неприятные эмоции. Вторая группа – аффексьонадо (aficionados), что можно перевести как ценители. Эти люди могут любить детей, однако не готовы изменить свой образ жизни и пожертвовать свободой ради ребенка.

В 2008 году британские исследователи Хизер Джоши и Дилан Нил определили еще две группы чайлдфри. Первая – «волнообразные отказники». Они в определенный момент могут хотеть иметь детей, после чего их мнение меняется. И так может продолжаться долго. Вторая группа – «постоянные откладыватели». Они планируют завести детей, однако не сейчас. И это «не сейчас» может растянуться до бесконечности.

Украина: нетолерантное принятие

В Украине понятие чайлдфри сейчас активно обсуждают в медиа и соцсетях. Все больше молодых людей открыто заявляют, что не планируют заводить детей. Однако общество в целом к этому пока не относится достаточно толерантно. Больше всего давления на себе ощущают женщины. (К мужчинам отношение снисходительнее, мол, еще успеет.)

Виктория: «Жить для себя»

«Меня часто спрашивали: «Что если сейчас не родишь, а потом пожалеешь?» Человек, конечно, о чем угодно может пожалеть. Но лично меня больше пугает вариант родить, а потом пожалеть, потому что здесь уже замешан другой человек, который не виноват, что его родили».

Одесситке Виктории Слинявчук 37 лет, она – IT-специалистка. Виктория убежденная чайлдфри и менять свое решение не планирует.

«Мне никогда не хотелось иметь детей, – говорит Виктория. – До какого-то момента можно было подумать, что это пока не хочется. Но когда мне было двадцать с чем-то лет, я поняла, что вообще не хочу детей».

«Жизнь с детьми меня не привлекает. Я себя не представляю в этой роли. У меня нет интереса и желания ими заниматься. Это очень тяжело и обременительно. А сами роды… Я этого ужасно боюсь. Это не то, что мне бы хотелось пройти в своей жизни».

Виктория открыто заявляет о своем нежелании заводить детей: «В первое время родственники считали, что мне со временем захочется. Больше всего меня этим донимали, когда мне было в районе тридцати. Сейчас донимают уже меньше. Родственники считают, что это неправильно. Моя сестра как-то спросила: «Как это без детей? Для чего ты будешь жить? Для себя?» Ну да, для себя. А что?»

«В обществе по инерции считают, что все должны рожать детей. Мол, всегда так было, и так должно быть. Никто даже не задумывается: «А нужен ли этому конкретному человеку ребенок?» Это просто автоматизм какой-то».Виктория полагает, что экономическая ситуация не сильно влияет на решение завести хотя бы одного ребенка: «Это больше влияет на то, что люди, которые хотели бы иметь двух или трех детей, заводят одного. Я знаю довольно много таких историй. Но, по моим наблюдениям, те, кто действительно хочет детей, то хотя бы одного в любой экономической ситуации заведет».

«Если мужчины возьмут на себя обязанности по уходу за детьми, то это может повлиять на некоторых женщин-чайлдфри, но точно не на всех, – говорит Виктория. – Для меня сам факт выносить и родить – это большое, сложное и рискованное дело. И тут уже никакой мужчина даже при всем желании не сможет помочь».

То, что сейчас в украинском обществе тема чайлдфри активно обсуждается, Виктория считает позитивом: «Когда мне было 20 лет, я думала, что такого нигде нет и что я один такой урод. Теперь об этом пишут и говорят. Это хорошо, поскольку появляются какие-то альтернативы. Люди вообще начинают задумываться, надо это или нет. А те, кто захочет иметь детей, будут это делать хотя бы осознанно, зная, что есть и другой вариант».

Юлианна: «Стереотип о стакане воды»

«Я не готова жертвовать собственными ресурсами – временем, карьерой, деньгами и собственным телом – ради так называемого счастья материнства. Лучше я время и деньги буду вкладывать в образование, здоровье и отдых».

39-летняя Юлианна Гевчук – IT-специалистка. Она живет и работает в Киеве. Несколько лет назад она окончательно решила не заводить детей: «Решение было абсолютно добровольным и обдуманным, поскольку родить позволяет и здоровье, и финансовые возможности».

«Общение с детьми мне никогда не приносило удовольствия, – говорит Юлианна. – У меня никогда не возникало желания сюсюкать и возиться с ними. Дети в общественном пространстве меня не раздражают. Но и терпеть, когда чужой ребенок лезет ногами в мою тарелку, тоже не буду».

«Я посчитала, что в ребенка до его совершеннолетия нужно вложить столько денег, что если хотя бы половину грамотно инвестировать или накапливать, то до выхода на пенсию можно иметь достаточно солидную сумму на счету».

«Стереотип о стакане воды в старости тоже не соответствует действительности, – продолжает Юлианна. – По моим наблюдениям, бездетные или незамужние женщины в старости более финансово независимы. Они знают, что в случае чего должны рассчитывать только на себя. А у большинства знакомых старших женщин есть здоровые дети, которые часто отнимают у них и так незначительный ресурс: сидят на шее, скидывают детей на бабушку или ждут смерти родителей, чтобы забрать квартиру».

«Я не боюсь старости и одиночества, – продолжает Юлианна. – В крайнем случае от одиночества спасает «бостонский брак», когда женщины живут вместе и заботятся друг о друге, необязательно это должны быть романтические отношения. Я боюсь бедности и немощи».

По словам Юлианны, она никогда не испытывала давления со стороны родственников или друзей: «Но я с детства была чем-то вроде «белой вороны», например, меня всегда больше интересовали книги и компьютеры, чем мальчики и тусовки. Поэтому, наверное, на меня давно махнули рукой».»Однако многие бездетные знакомые сталкиваются с беспардонным отношением, в том числе и у врачей. Одной гинеколог посоветовала родить «для здоровья», другой – вместо приема антидепрессантов посоветовали «родить девочку».

Азербайджан: страх сознаться

В Азербайджане наличие детей в семье считается обязательным. Через месяц после свадьбы все окружающие – от родителей до соседей – начинают донимать молодоженов вопросом «что-нибудь есть?», сопровождая его многозначительным взглядом. А через год советуют обратиться к врачам. Из-за бесплодия одного из супругов семья вполне может распасться (к мужскому бесплодию отношение «толерантнее»). Нередко молодой женщине, которая, по местным меркам, «засиделась в девках», советуют выйти замуж хоть за кого, просто чтобы родить в законном браке (потом в крайнем случае можно и развестись).

Понятие чайлдфри периодически всплывает в СМИ и соцсетях. Но пока что это, скорее, диковинный термин, значение которого редко кто применяет к себе. Останавливает звучащая в этом слове категоричность и опасение столкнуться с осуждением.

Мехри: «Может, в ближайшем будущем»

Так, например, 35-летняя Мехри (имя изменено по ее просьбе) не называет себя чайлдфри, хотя материнство ее никогда не привлекало. И когда Мехри выходила замуж, они с мужем договорились первое время не иметь детей. С тех пор прошло семь лет, но о ребенке пара все еще не задумывается. «У меня никогда не было такой эмоциональной реакции на детей, как у большинства девушек. Не хотелось тискать их, целовать и все такое. Если я так на кого-то и реагирую, то на кошек. И еще важную роль играет то, что, по-моему, ребенок вовсе не укрепляет семью, а наоборот. Мне кажется, что у очень многих семейных пар в Азербайджане после рождения ребенка начинается разлад в отношениях. Но, с другой стороны, я осознаю, что меня не должен пугать чужой пример».

У сестры Мехри дети есть и, соответственно, родители «обеспечены» внуками. Хотя это и не избавило ее пусть от мягкого, но все же давления с их стороны. Свекровь, в свою очередь, старалась давить на своего сына, мужа Мехри. Но безрезультатно.

Несколько лет назад Мехри с мужем, которому сейчас 33, переехали жить в Европу. Оба работают в сфере IT, завели двух кошек, ездят на загородные прогулки, а вопрос о том, становиться или нет родителями, для них по-прежнему открыт.

«У некоторых женщин материнский инстинкт проявляется только с рождением своего ребенка. Возможно, и у меня так случится. Я не испытываю как такового желания иметь детей, но и не настроена категорически против. Может, мы заведем ребенка в ближайшем будущем. А, может, позже. Посмотрим».

Ильгар: «Может быть, однажды»

42-летний Ильгар (имя изменено) преподает математику в престижном бакинском лицее. Ему нравится учить чужих детей. Но совсем не привлекает мысль о том, чтобы завести своих.

«Во-первых, я ни в коем случае не хочу, чтобы мой ребенок родился и вырос в нынешнем Азербайджане. Во-вторых, в современном мире разумнее усыновить уже существующего ребенка, чем создавать нового. А, в-третьих, я вообще не хочу семью, считаю ее архаизмом».

Такая позиция Ильгара как минимум трижды прямо или косвенно становилась причиной его расставания с женщинами.

«С одной мы расстались, потому что она хотела замуж, и в ее случае это подразумевало также и рождение детей, потому что взгляды у нее были гораздо традиционнее моих. С другой – наши отношения расстроились после аборта. Она не очень хотела его делать, но мы оба понимали, что не получится у нас быть родителями. Вскоре мы расстались. Формально не из-за этого, но, наверное, аборт все же повлиял. А третья история вообще была очень некрасивой и неприятной. Та женщина и сама не хотела рожать, забеременела случайно и пошла на аборт по собственному желанию. Но она ждала от меня моральной поддержки и не получила ее в достаточной мере. Я сделал все что мог, но этого было мало. В итоге мы плохо расстались, с обидами и обвинениями с ее стороны. Но, так или иначе, я никогда не стал бы заставлять женщину избавляться от ребенка против ее воли».

При этом Ильгар тоже не исключает возможности, что когда-нибудь решится на отцовство.

«Может быть, однажды я встречу женщину, от которой захочу иметь ребенка. Или которая сама будет хотеть этого настолько сильно, что я сдамся. В общем, не зарекаюсь. Но пока что – нет. Даже родители мои, кажется, уже устали донимать меня. Хотя занимались этим на протяжении двадцати лет. Хорошо хоть, у них есть внуки от моих брата и сестры».

«Тетя стала мамой, а мама – тетей». Как в Азербайджане бездетные семьи усыновляют детей родственников

Ежегодно в Азербайджане усыновляют более полутысячи детей. Во многих случаях их биологические родители живы и здоровы, просто отдают ребенка бездетным родственникам. Родственные усыновления – традиция, об этической стороне которой общество до сих пор не может прийти к единому мнению

Санубар: «Пока не готовы»

Социолог Санубар Гейдарова высказывает сомнение, что в Азербайджане вообще существуют чайлдфри в полном смысле этого слова.

«Конечно, сейчас гораздо больше молодых людей, включая женатых, не торопятся заводить детей. Но это все же другое. Они не хотят «пока», а не «вообще никогда». Часто аргументируя это тем, что сперва надо купить собственное жилье, начать хорошо зарабатывать, встать на ноги и так далее, чтобы дать ребенку все самое лучше. Но даже эта категория весьма немногочисленная. В целом азербайджанские парни и девушки все же стремятся иметь детей».

Однако социолог допускает, что иногда материальная сторона вопроса – это просто отговорки, а на самом деле молодежь боится открыто говорить о своем нежелании, потому что против них ополчится вся родня. Об этом Санубар Гейдарова знает не только как эксперт, но и на собственном опыте. «Я и сама никогда не хотела детей. И мой бывший муж, с которым мы поженились в 24 года, был со мной в этом солидарен. Точнее, ему было неважно, и он оставлял выбор за мной и не настаивал. Но, если бы наши матери, бабушки и тетушки узнали правду, они бы нас просто прибили. Так что им мы говорили, что просто пока не готовы».

Скоро Санубар исполнится 37 лет, и она считает, что прежде ею руководил в первую очередь страх и неуверенность в своих силах.

«Я боялась, что не справлюсь. И, думаю, то же самое испытывают многие из тех, кто не хочет иметь детей. Наверное, это один из основных сдерживающих факторов. По крайней мере, в Азербайджане. Со временем я смогла справиться с этим страхом. Но желание рожать так и не появилось. Просто сейчас это уже не боязнь, а сознательный выбор».

Санубар рассматривает возможность однажды оформить опекунство над ребенком из детского дома:

«Если я когда-нибудь решусь, то возьму не младенца, а ребенка лет 11-12. Потому что моя главная цель в данном случае – дать ребенку, который в этом нуждается, шанс получить хорошее образование и помочь ему начать полноценную взрослую жизнь. Ну и, конечно, возможность жить в семье, иметь свой дом».

Центральная Азия: вопрос не обсуждается

В странах Центральной Азии, как и в Азербайджане, наличие детей в семье считается обязательным. Девочек здесь с детства учат быть покорными женами и хорошими матерями. Если же, например, женщина не может родить ребенка, зачастую именно сына, то мужчина может ее бросить или же завести «вторую жену», и окружающие за это его порицать не будут.

Понятие чайлдфри в странах Центральной Азии практически не обсуждается ни в обществе, ни в медиа. Говорить о том, что ты не хочешь иметь детей, просто не принято. Однако и здесь есть люди, которые добровольно отказываются становиться родителями.

Азиза: «Знаю, что все начнут давить»

26-летняя Азиза (имя изменено) живет в Бишкеке. То, что она чайлдфри, она поняла лишь после замужества.

«Это было не столько решение, сколько осознание того, что я не хочу иметь детей, – говорит Азиза. – Я не смогла найти в себе смелости сказать мужу о своем желании не иметь детей, потому что, когда мы поженились, у меня были другие взгляды на это. Мы обсудили, что у нас будут дети, когда я этого захочу».

«Мой муж – европеец, если бы мой муж был азиатом, такие обсуждения не были бы возможны. Пока что я говорю, что не готова иметь детей, не готова к беременности, не чувствую себя в финансовой безопасности. Он соглашается и говорит, что у нас будут дети только тогда, когда я этого захочу», – продолжает она.

О своем нежелании заводить детей Азиза рассказала лишь своей тете: «У нее более-менее свободные взгляды на жизнь. Попыталась сказать маме, но когда она поняла, о чем речь, стала меня уговаривать и убеждать, что все это пройдет, что без детей жить можно, но не будет смысла в жизни. Стала говорить о том, что мой муж мечтает о ребенке и что это эгоистично с моей стороны».

Азиза боится давления родственников, поэтому пока не решается обсуждать эту тему ни с кем: «Я знаю, что все начнут давить. Я пока не чувствую в себе достаточно сил и уверенности, чтобы противостоять социальному давлению. Я просто говорю, что пока мне еще рано заводить детей».

При этом Азиза не исключает, что ее решение может со временем измениться: «Думаю, все может быть. Я из очень традиционный среды и смогла изменить свое мнение. Так что и обратное, думаю, может случиться».

«Будет учиться — станет проституткой». Как выдают замуж девочек-подростков в Центральной Азии

Правозащитники заявляют, что ранние браки для стран Центральной Азии остаются острой проблемой

Руслан и Нигина: «Людей и так полно»

32-летний Руслан и 26-летняя Нигина просят не называть их настоящие имена. В браке они больше трех лет. Руслан – финансист, Нигина – дизайнер. Они живут и работают в Душанбе. К решению не заводить детей они пришли до знакомства друг с другом.

«Я человек творческий и понимаю, что я не смогу разрываться между ребенком, творчеством и супругом. Мне придется поменять образ жизни и принести себя по факту в жертву. Я не хочу рожать только из-за того, что у меня есть репродуктивная система. Этого недостаточно. Допустим, родить, потому что тебе хочется потаскаться с этими маленькими ножками и ручками. Но это не повод. Общественное мнение тоже не повод, чтобы рожать», – говорит Нигина.

«Беременность, роды и воспитание ребенка – это очень тяжело, но это настолько обесценено, что каждая рожает по два, по три подряд. Люди это должны делать осознанно, но это получается бессознательно, потому что так надо. Вышла замуж – нужно по-быстрому родить двоих-троих, чтобы дальше было легче. До сих пор женщины используют детей в качестве каких-то оков для супруга. Мне советуют: рожай побыстрее, чтобы муж не ушел. Так он уйдет, потому что я буду уставшей, я его сама выгоню. Также используют ребенка в качестве каких-то аргументов: «Вот, я тебе родила». То есть ребенка самого как личность ни во что не ставят».

По словам Руслана, он решил стать чайлдфри, поскольку так и не нашел ответ на вопрос, почему он должен заводить детей.

«Я общался с людьми, спрашивал, почему им хочется иметь детей. Причины все либо эгоистичны, либо навязаны обществом. Общественное мнение – это не догма, не гарантия верного решения. Эгоистичные желания иметь ребенка тоже не должны проявляться в таком случае, потому что ты берешь на себя ответственность за другого человека, ты не должен навязывать какую-то свою точку зрения этому человеку. Для себя я не нашел ответ на вопрос, зачем мне дети, и понял, что наверное, они мне особо и не нужны», – рассказывает Руслан.

«Есть еще такой момент – мы живем в полярном мире, где у людей разные ценности. И в зависимости от той среды, в которой ты живешь, важно сочетать те ценности, в которые веришь ты, и те, которые разделает общество, – продолжает Руслан. – Если ты начнешь ребенка воспитывать в духе ценностей, которые радикально отличаются от принятых в этом обществе, то ребенок будет чувствовать себя белой вороной, его начнут гнобить, а это повлечет за собой какие-то детские травмы. Если же ты будешь пытаться ребенку вкладывать ценности, которые есть в обществе, то это не то, во что ты веришь. Для себя я тоже не нашел ответ, как воспитывать детей в среде, в которой я живу».

Руслан и Нигина не скрывают своего решения, однако и не рассказывают об этом всем.

«У меня нет идеи пропагандировать чайлдфри в Таджикистане, – говорит Руслан. – Это мой выбор, я с ним ни к кому не лезу. И ко мне тоже пусть не лезут с моим выбором. Если мы видим, что человек понимает, что такое чайлдфри, и не задает кучу дебильных вопросов, либо же начинает задавать эти вопросы не со зла, а ему искренне интересно, то об этом стоит говорить. Если же ты видишь, что люди не готовы знать правду о твоей позиции в плане детей, то зачем им об этом говорить?»

«Первое время я пыталась доказывать, что я права, а сейчас не вижу смысла, – продолжает Нигина. – Если человек тебе уже в лоб говорит: «Когда же ты рожать будешь?», это мне говорит о его воспитании. Он даже не способен на какой-то адекватный спор. Он тебе навязывает это, упрекает тебя в том, что не родила. Я сейчас держусь из последних сил, потому что чем дольше мы живем, тем больше вопросов ко мне возникает, поэтому я злюсь».

Руслан и Нигина рассказывают, что их родственники адекватно восприняли их решение.

«Мама в первое время подшучивала, мол, может, станет бабушкой, – вспоминает Нигина. – Я тоже сначала отшучивалась, мол, ты у меня еще молодая (ей 44 года). Потом мы с ней поговорили об этом, я рассказала, что не хочу детей, муж тоже не хочет. Мать сказала: «Ну, это ваша жизнь». Бабушка тоже поддержала. У меня сестра тоже чайлдфри. Она тоже поддерживает. Первое время отец Руслана подходил ко мне со словами: «Давай девочку, я хочу внучку». Но после того, как за одним застольем поднялась эта тема и мы сказали: «Пока не хотим, переедем в свой дом – потом». Они это нормально приняли».

«Почему-то в основном отец и зять спрашивают. Мама и сестра очень тактичные», – рассказывает Руслан.

Руслан и Нигина не исключают, что в дальнейшем могут изменить решение и взять ребенка из детдома.

«Я думала о том, чтобы взять ребенка, а не рожать самой. Где-то есть ребенок, который ждет меня. Нет смысла рожать, людей и так полно. Я думала о нездоровом ребенке, о том ребенке, о котором все забыли. Это с моей стороны не будет эгоизмом, а помощью: просто осчастливить какого-то человека, подарить ему надежду», – говорит Нигина.

«Людей и так много на планете, – продолжает Руслан. – Для того чтобы становиться отцом и матерью, нет необходимости рожать. Может быть, лучше не создавать новых людей, а проявить ласку и тепло к человеку, который уже есть».

Татуировки, силиконовые губы, незамужние сестры. За что суды на Северном Кавказе отбирают детей у матери

«Татуировки с надписями», «силиконовые губы», «незамужние сестры» и «проживание без присмотра мужчин» – все это может послужить доказательством для суда, что такая мать не может воспитывать детей. В Чечне и Ингушетии (реже в Дагестане) принято, что дети после развода должны оставаться в семье отца

«Три месяца замужем и не беременна». Почему от женщин требуют рожать сразу после свадьбы, рассказывают жительницы Армении

«Инч норутюн ка» в переводе с армянского означает «какие новости». Однако это специальный вопрос, который родственники постоянно задают молодой невестке, чтобы узнать, беременна ли она. В Армении принято, чтобы ребенок в семье появлялся в первый год после свадьбы. Если же этого не происходит, у…

«А с мальчиками кувыркаться не больно было?» Как поход к гинекологу для женщины превращается в пытку

«Я твою целку по глазам не определю». «Что, неприятно? А ноги раздвигать приятно было?» «Какое обезболивание? Раньше в поле рожали». Поход к гинекологу – обычная процедура, которую нужно проходить регулярно. Однако для многих женщин на постсоветском пространстве это превращалось в настоящую пытку

Какими бывают чайлдфри и как общество поддерживает эту тенденцию – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Бездетность бывает разной: добровольной, вынужденной, намеренной. И причин у нее много: желание пожить для себя, карьера и самореализация, проблемы с деньгами, боязнь быть не в форме после родов и пр. Кому-то важно состоять в группах единомышленников, кому-то — нет. Но привычное определение «чайлдфри» уже не отражает все многообразие вариаций. Социолог Илья Ломакин предлагает менее политизированный и более широкий термин для описания явления — «добровольно бездетные». Опираясь на его исследование и доклад, подготовленный к XXI Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ, IQ.HSE рассказывает о людях, отказавшихся от деторождения.

«Не-родительство» на выбор

По социологическим данным, до 9% россиян — как мужчин, так и женщин — собираются остаться бездетными.

Пока эта доля сравнительно небольшая. В США 15% женщин в возрасте 40-44 лет не имеют детей, а в Австрии, Испании и Великобритании — и вовсе более 20%.

Тем не менее, и 9% — уже заметное количество. Особенно на фоне пронаталистских трендов — государственного поощрения рождаемости, желания большинства россиян иметь детей и «реабилитации» многодетности в обществе. Но вопрос не столько в доле «свободных от детей» — в конце концов, бывает, что люди меняют убеждения и все же рожают. Вопрос в том, насколько разнородна эта группа и чем объясняется само явление.

Речь о сознательном решении — не рожать вообще. Пара выбирает нерепродуктивный секс и «не-родительство».

Это явление лучше называть добровольной бездетностью (англ. voluntary childlessness), а не чайлдфри (childfree), подчеркивает Илья Ломакин.

К такому выводу исследователь пришел по итогам проведенных в Москве и Санкт-Петербурге глубинных интервью и мини-групповых дискуссий с теми, чьи жизненные планы не включают родительство (информанты рекрутировались в чайлдфри-сообществах во «ВКонтакте», а также через личные социальные сети).

В ходе исследования выяснилось, что не все информанты были готовы назвать себя «чайлдфри», а само сообщество едва ли походило на зарубежные аналоги в виде четко оформленных общественных движений. Все это породило неожиданные вопросы к маркерам, которые используют как сами информанты, так и исследователи. Но сначала следует сказать о самом явлении.

Почему они не хотят детей?

По результатам ответов информантов Ломакин выделил пять наиболее часто упоминаемых аргументов не заводить детей.

Нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность. «У кого детей нет, нет и проблем. Ну и зачем мне делать себе лишнюю проблему?» — говорит 33-летний мужчина-чайлдфри.

Жизнь «для себя», сохранение свободы и независимости от кого бы то ни было, а также неготовность тратить время и средства на воспитание ребенка.

Негативное отношение к маленьким детям у некоторых респондентов. «Я очень не люблю младенцев <…> они вызывают отвращение <…>», — заявляет 40-летняя информантка. Дети постарше вызывали меньше подобных чувств. Информанты ценили в них ум, воспитанность и т.д.

Дети расценивались как преграда на пути к самодостаточности. 42-летняя чайлдфри подчеркивает: «Я принимаю детей, но для себя лично я их не хочу <…> есть личные какие-то интересы, карьера, независимость».

Участники интервью говорили о «детской ловушке» и стремлении избегать необратимых решений: «Не попробуешь — не узнаешь, попробуешь — куда уж денешься», — заключает 39-летняя информантка.

Часто добровольно бездетные «не избирают какой-либо один довод, а обычно оперируют сразу несколькими и в совокупности», уточняет исследователь.

Исследований причин отказа от родительства немало. Исследователи, например, называют отсутствие партнера и нежелание растить ребенка в одиночку, финансовые трудности, страх перед родами и отвращение к материнству, а также боязнь женщин потерять сексуальную привлекательность.

Впрочем, риторика бездетности может быть более «альтруистической»: среди аргументов — гипотетическая возможность усыновить сирот вместо рождения «дополнительных» детей. Или борьба с «глобальным перенаселением», а одновременно — и с изменением климата (меньше людей, меньше потребления и производства — слабее потепление).

Это близко к антинатализму, «идейному» отказу от деторождения. Его сторонники обосновывают свои взгляды множеством аргументов: от «плохих генов» до ухудшающегося состояния окружающей среды.

Почему не «чайлдфри»?

Журналисты, политики, социологи, психологи сегодня используют термин «чайлдфри», наполняя его самыми разными смыслами. По мнению исследователя, понятие сегодня стало слишком расплывчатым и перегруженным коннотациями. Хотя оно четко постулирует добровольный характер бездетности, не все люди, отказавшиеся от родительства, считают себя чайлдфри. 

Что особенно выделяет это понятие?

Во-первых, чайлдфри — это идентичность, которую люди сознательно принимают и проговаривают. Идейная основа идентичности — добровольный отказ от рождения детей, а ее маркер — самоидентификация «я — чайлдфри». В России отказ именоваться через транслитерацию англоязычного термина может быть связан с антиамериканскими стереотипами.

Во-вторых, чайлдфри — это все-таки группа людей, а не отдельные индивиды. Это люди, объединенные по принципу добровольной бездетности и имеющие потребность в утверждении этой позиции в глазах общества, отмечает исследователь.

В-третьих, позиция чайлдфри предполагает «социально-политическую мобилизацию»: отстаивание своих прав в разных формах — «от митингов и пикетов до набегов на паблики “овуляшек” (так в сообществе называют людей, фанатично относящихся к родительству) в соцсетях», поясняет исследователь.

Выделенные три пункта «работают» далеко не для каждого человека, добровольно отказавшегося от родительства. Так, не все ищут поддержки сообществ. Да и социально-политическая активность чайлдфри в России весьма ограниченна. Она, скорее, сконструирована СМИ. 

В мире уже не первое десятилетие ведутся дискуссии о смысловых нагрузках термина «чайлдфри» и пределах его использования. По мысли ряда исследователей, слово «childfree» несет в себе «чувство превосходства» над женщинами с детьми, поскольку те «не смогли избежать материнства». Другие эксперты добавляют, что «childfree» может означать, что дети в принципе не приветствуются. А это уже почти шовинизм.

Риторика бездетности

Явление добровольной бездетности чаще встречается в развитых странах, отмечает Илья Ломакин. «Не-родители» преимущественно принадлежат к экономически благополучной, секуляризованной и хорошо образованной доле населения.

Феномен отказа от родительства существовал давно, но в скрытой форме. «Демографы фиксировали во многих регионах Европы, в Северной Америке и Австралии достаточно высокий уровень бездетности как таковой и в начале XX века, и в XIX столетии», — говорит социолог. Но вопрос в том, добровольным ли был отказ от родительства.

Некоторые исследователи считают, что добровольно бездетные люди, по-видимому, были всегда, но «до эпохи сексуальной революции <…> наверное, кто-то не смотрел вглубь себя, а кто-то смотрел, но никогда не говорил об этом вслух».

Социальные революции, прежде всего сексуальная и контрацептивная, выпустили «джинна» чайлдфри на свободу: в странах Запада — в 1960–1970-е годы, в России — на рубеже XX-XXI веков. Сексуальность и репродукция, прежде слитые воедино, дистанцировались. 

В первой половине 1970-х годов появился и сам концепт childfree в своей изначальной англоязычной версии. Его ввела феминистская Национальная организация для не-родителей (National Organization for Non-Parents — NON, впоследствии переименована в National Alliance for Optional Parenthood, NAOP — Национальный альянс за необязательное родительство) для того, чтобы очертить социальную группу людей, добровольно отказавшихся от деторождения. NON/NAOP старалась доказать, что такой образ жизни социально приемлем, а рост народонаселения нуждается в контроле. 

Термин «childfree» содержал в себе «политическую идею “освобождения” от пронатализма и навязываемых обществом родительских обязанностей», поясняет Ломакин.

В итоге позиция чайлдфри перестала быть социально неприемлемой. Но и до легитимности в обществе явно пока не доросла: для многих идея «свободы от детей» остается маргинальной. «Не-родители» слышат критику в свой адрес — со стороны общества, отдельных политиков и СМИ.

Пределы толерантности

Информанты в исследовании Ломакина рассказывали, что встречались с непониманием своей позиции по «детскому вопросу». Оно выражалось (у незнакомых людей и коллег по работе) в остром желании «вызвать на задушевную беседу» и переубедить. 

21-летняя москвичка рассказывает: «[О курении] врач мне стала <…> говорить, типа, вам же еще рожать. Я ей говорю, что не хочу рожать. На что последовало: “Как же так! Да вы не понимаете! Да вы же женщина, будущая мама!”». Респондентка комментирует: «Такое ощущение, что люди во мне видят просто машину для воспроизводства других людей, и все».

 

Бывают ситуации, когда сознательную бездетность прикрывают бесплодием, и наоборот, замечает исследователь.

С одной стороны, те, кто добровольно отказывается от родительской функции, устав или не желая объяснять свою позицию (рациональный аргумент в этих вопросах редко имеет убеждающую силу), говорят: «Да не можем мы, бесплодие у нас, ничего не поделаешь, вспомогательные репродуктивные технологии не помогают».

С другой стороны, схожая ситуация может возникать у людей, которые не могут иметь детей по медицинским причинам. «Бесплодие остается стигматизированным, и инфертильные люди, не желая попасть под прессинг родственников или “доброжелателей”, заявляют, что они “чайлдфри” или “добровольно бездетные”», — поясняет Илья Ломакин.

Обе ситуации — «попытка уйти от лишних вопросов», резюмирует социолог.

Бездетность без поддержки

Многие информанты подчеркивали, что их решение не иметь детей — сознательное. На нем и основана идентичность группы.

40-летняя участница проекта подчеркивает: «Чайлдфри — это осознанный выбор в пользу отказа от деторождения. <…> Именно тот, к которому женщина приходит сама <…>. То есть это она приняла решение, что ей так лучше, ей так выгоднее».

33-летняя информантка уточняет: «Ты можешь быть каким угодно — богатым или бедным, иметь какие угодно интересы, но ребенка ты не заведешь никогда». В этом смысле чайлдфри — противоположность интенсивному материнству и «яжматерям», жизнь которых выстроена вокруг фигуры ребенка.

Также читайте

Другой стержневой элемент чайлдфри — стремление к объединению на основе общности образа жизни. Его суть 26-летний респондент поясняет так: «Чайлдфри просто хочет жить в собственное удовольствие. Это пока еще не преступление». 

Здесь важна потребность в единомышленниках, общение с ними. «Если ты пытаешься вокруг себя найти каких-то людей, которые тебя поддерживают в твоем мировоззрении, ты, наверное, все-таки чайлдфри, — говорит 25-летняя информантка. — Ты себя декларируешь как какой-то элемент общества, социума, группы».

Однако такая общность нужна не всем. Бывает, что добровольно бездетные избегают объединений.

39-летняя информантка подчеркивает: «Я знаю, что есть сообщества, но нам не нужна поддержка еще кого-то <…>. Мы так [как чайлдфри — прим. ред.] себя не позиционируем, просто для нас это означает жить своей жизнью. <…> То есть мы просто говорим, что у нас нет детей».

Наконец, часть информантов не идентифицировали себя в качестве «чайлдфри». «Я говорю, что я [просто] не хочу детей, отстаньте!», — говорит 23-летняя девушка.

Респондентка чуть постарше рассуждает: «Скажем, человек может просто иметь какое-то собственное мнение и его придерживаться. <…> Я как-то никогда особо не искала никакой информации, я не вбивала запросы типа: «Я чайлдфри, как дальше жить?». То есть это — просто какое-то мое представление о том, как мне сейчас жить».

По мнению исследователя, при такой самоидентификации уместнее использовать широкое определение «добровольная бездетность», а не нагруженное специфическими смыслами «чайлдфри».

Аполитичная бездетность

С точки зрения распространенного представления о политике, российские «не-родители» — тоже не вполне чайлдфри. Никаких митингов — только общение единомышленников, уточняют опрошенные.

«Чайлдфри не представляют собой какого-то движения», — говорит 37-летний информант. 21-летний участник исследования вторит: «Я всецело за то, что мы собираемся, общаемся. <. ..> В основном, в онлайне, иногда выбираемся офлайн, в формат дружеских посиделок. Но никакой политической организации, общественной организации <…> это все не несет с собой».

По сути, российские завсегдатаи тематических сообществ уже не являются чайлдфри в полном смысле этого слова, комментирует исследователь: идентичность есть, сообщество единомышленников — тоже, а общественно-политическая компонента размыта. 

Кто такие чайлдхейт?

Ровно 40 лет назад вышло первое серьезное социологическое исследование о «бездетных по их собственному выбору» (childless by choice). Его автор, канадский социолог Джин Виверс, разделила изучаемую группу на две категории: «реджекторы» — те, кого отвращают дети и процесс их рождения, и «аффексьонадо» (от affection — привязанность) — те, кого привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни: путешествия, развлечения, богемная жизнь. 

Вторых в России сегодня называют чайлдфри, а за «реджекторами» в общественном дискурсе закрепился термин «чайлдхейт» (детоненавистники).

От последних информанты резко отграничивались. «Чайлдхейт», по словам участников исследования, «порочат образы чайлдфри».

«Чайлдфри спокойно относится к чужим детям, но не желает иметь своих», — поясняет разницу 26-летний респондент. 

«У меня есть такое разделение: чайлдхейт — это тот, кто вредит, подкладывает лезвия в песочницы, — рассказывает 40-летняя информантка. — <…> Я все же считаю себя чайлдфри, потому что никаким вредительством и какой-нибудь пропагандой адской не занимаюсь».

В такой позиции есть своя выгода: отграничиваясь от «чайлдхейт», чайлдфри позиционируют себя как более «терпимых» и «положительных». По мнению исследователя, такая демаркация — возможность для чайлдфри «защитить себя от ударов пронатализма». В то же время, «чайлдхейт» нередко оказываются политическим конструктом оппонентов и алармистских средств массовой информации, считает Ломакин.

Не исключено, что «детоненавистничество» часто — просто бравада, считает исследователь: в проекте ни один из информантов не был готов презентовать себя через призму «чайлдхейт».  

Оттенки бездетности и ревизия терминов

Итак, «добровольно бездетный», в отличие от «чайлдфри», — более широкое, фундаментальное и свободное от дополнительных смыслов понятие, подчеркивает исследователь.

Широкое — потому что включает в себя и людей, для кого принятие решения не заводить детей — лишь часть собственного мировоззрения, и тех, кто состоит в сообществах. «Фундаментальное — потому что, как уже было сказано, концепция чайлдфри так или иначе базируется на аспектах, полностью присущих добровольно бездетным», — поясняет Ломакин.

Очищенное от дополнительных смыслов — потому что добровольная бездетность означает только одно: «Я не хочу иметь детей».

Дальше можно различать оттенки смысла.

Так, исследователь выделяет intentional childlessness — сознательную бездетность. В этом случае фокус смещается на продуманность выбора остаться бездетным. «Я головой думаю и понимаю, что я детей не хочу вообще никогда», — замечает 33-летняя информантка.

Разницу между добровольной и сознательной бездетностью социолог видит в том, что в первом случае речь идет об отказе от деторождения преимущественно по эмоциональным причинам, а во втором — по рациональным. «Разумеется, между двумя этими крайностями лежит континуум разнообразных вариаций», — подчеркивает Илья Ломакин.

Наконец, есть еще намеренная бездетность (intended childlessness), часто вынужденная и связанная с обстоятельствами (за исключением бесплодия). Она может быть преходящим явлением. «Я не знаю, можно ли в нашей стране быть бездетным добровольно, — говорит 25-летняя информантка. — Это <…> такая очень сложная формулировка. С давлением общества и прочими подобными пирогами. Просто я для себя самой определяю это так, что мне в данный момент детей заводить не стоит».

Давление общества на женщин содействует не-родительству

Материнство никогда не было простым занятием: «всегда, для того чтобы вырастить ребенка, приходилось не спать ночами, мыть, кормить, переодевать», отмечают исследователи. Но сегодня требования общества к родительству существенно возросли — многие из них «чрезмерны и искусственны».

Фактически родительство становится профессией — занятием с определенными навыками и компетенциями (по педагогике, психологии и пр.). Причем такой профессионализации способствует не только общество, но и сами родители, конкурирующие друг с другом по показателям успехов детей.

Распространенная идеология «интенсивного материнства» требует особенно много вложений сил и времени. И это на фоне того, что большинство матерей заняты еще и на рынке труда. Возникает эффект «двойной занятости»: женщины вынуждены полностью выкладываться и на работе, и дома. Отчасти это вопрос перфекционизма, желания быть «отличницами» в разных сферах. А отчасти — жесткое давление общества, которое предъявляет к женщинам повышенные требования.

Также читайте

Но такой энергозатратный образ жизни пугает молодых россиянок. «Чрезмерный» родительский труд «понравится и будет по зубам далеко не всем», подчеркивает Илья Ломакин. В итоге молодые пары нередко откладывают деторождение либо вовсе отказываются от него.

Другой, противоположный образ родительства — «reluctant parents» — «неохотные родители», «родители нежеланных детей» — тоже способствует популяризации чайлдфри. Это те, для кого воспитание наследников оказалось непосильным трудом. Уже будучи родителями, «неохотные» матери и отцы называют идеальным числом детей, родившихся у них за всю жизнь, — «ноль».

Все это может дополнительно укреплять добровольно бездетных в их выборе. Но не обязательно. 

«Вполне реально помыслить, что в течение нескольких лет установки того или иного информанта могут существенно измениться», — подчеркивает автор исследования. То есть некоторые бездетные, возможно, станут родителями. 

Чтобы лучше понимать эти процессы, необходимы лонгитюдные панельные исследования бездетности. «В России таких исследований пока специально не проводится, а наши знания об отечественных добровольно бездетных обрывочны и ограниченны, — резюмирует Ломакин. — Все это задает вполне определенное направление для дальнейшей работы».
IQ

 

Автор исследования:

Илья Ломакин, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 6 апреля, 2020 г.

Все материалы автора

Социология Лонгрид Апрельская конференция 2020


Что означает Чайлдфри? | Population Media Center

«Программа действий» Международной конференции по народонаселению и развитию была написана и принята в 1994 году. Она начинается с набора пятнадцати принципов. В Принципе 8, в частности, говорится: «Все супружеские пары и отдельные лица имеют основное право свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и интервалах между их рождением, а также иметь для этого информацию, образование и средства».

В наши дни все больше и больше пар и отдельных людей решают, что число ноль — правильный номер для них. Когда взрослый сознательно решает не иметь детей, это часто называют «бездетным». По определению это отличается от «бездетных» лиц (то есть тех, кто хотел бы иметь детей, но не мог по ряду причин). Очевидно, что чайлдфри также отличаются от родителей, у которых есть дети, и «еще не-родителей», которые планируют иметь детей в конечном итоге.

Существует, вероятно, столько же различных причин для выбора без детей, сколько и людей, которые сделали этот выбор. Но в любом случае такое решение вообще противоречит господствующей цивилизационной норме пронатализма. На самом базовом уровне пронатализм — это глубоко укоренившееся убеждение, распространенное почти повсеместно во всем мире, что деторождение и родительство являются ключевыми факторами успешной человеческой жизни. Просто взглянув на Соединенные Штаты, например, становится ясно, что деторождение и родительство долгое время находились в привилегированном положении в наших социокультурных дискурсах и институтах.

Когда мы размышляем об идеях, связанных с выбором количества детей, важно не ошибиться, измеряя идентичность или внутреннюю ценность людей в первую очередь с точки зрения их решений о деторождении. Это верно для всего спектра возможностей: если кто-то решает быть бездетным, или если кто-то выбирает ответственно иметь большую семью с большим количеством детей, или если пара добровольно решает иметь на 1 детей меньше, чем они могли бы иметь в противном случае, потому что они хотят внести свой вклад в будущее состояние глобальной устойчивости. Будучи сложными и красивыми людьми, мы гораздо больше, чем результаты нашей репродуктивной карьеры. Если кто-то действительно разделяет дух Принципа 8 МКНР, то выбор быть бездетным не должен быть проблемой — однако многие, сознательно или бессознательно, клеймят выбор без детей. В том же свете не следует лично осуждать или стигматизировать людей, которые ответственно относятся к созданию большой семьи.

Этот последний пункт может показаться удивительным, если исходить из уст организации, ориентированной на миссию, работающей над стабилизацией населения планеты на уровне, при котором люди могут жить устойчиво, используя мировые возобновляемые ресурсы. Но исторические данные ясны: большинство женщин, в среднем, решают иметь двоих детей или меньше, достигнув настоящей репродуктивной свободы. Меньший размер семьи не является основной конечной целью работы над репродуктивной свободой — репродуктивная свобода. Закон средних значений приведет к уменьшению метатенденций размера семьи и, в конечном счете, к уровню рождаемости ниже уровня воспроизводства. Обеспечение того, чтобы идеи Принципа 8 МКНР стали универсальной реальностью, является целью Population Media Center. Тем не менее, это правда, что уже есть эмпирические доказательства того, что малый размер семьи имеет долгосрочную пользу для здоровья детей на уровне населения.

Сама идея бездетности привлекает все больше и больше внимания. Это включает в себя и академическое повышенное внимание. Недавно группа исследователей решила детально изучить группу взрослых из штата Мичиган. Они обнаружили, что четверть взрослых жителей Мичигана идентифицировали себя как бездетные. После учета демографических характеристик они не обнаружили различий в удовлетворенности жизнью между бездетными людьми и родителями, еще не родителями или бездетными людьми.

Если вы хотите узнать больше о перспективе без детей, Population Media Center представит виртуальную панельную дискуссию Not Every Woman в четверг, 16 сентября 2021 г. Панель будет проходить через Zoom в 10:00 по тихоокеанскому времени. вечера. ЕТ.

Независимо от того, являетесь ли вы «бездетным» или «чайлдфри», вы не должны об этом говорить | Рианнон Люси Кослетт

В последние годы я слышал, как представители старшего поколения жалуются, что больше не считается приемлемым спрашивать молодых людей, есть ли у них дети. Это правда, что это невежливо, особенно во время светской беседы с незнакомцем. С тем же успехом они могут сказать: «Итак, расскажите мне все о внутренней работе матки вашей/вашей партнерши».

Лично я боялся этого вопроса, тем более, когда он формулировался как «У тебя есть семья?» Конечно есть, просто я их не рожала. Отношение людей к деторождению часто бывает сложным, иногда болезненным и всегда глубоко личным. В условиях нарастающей паники по поводу рождаемости вопрос иметь детей — или не иметь, как это может быть — становится еще более нагруженным, потому что он пересекается с очень многими другими факторами в нашей жизни: здоровьем, финансами, статусом занятости, полом или сексуальность, жилье, статус отношений и так далее.

Это не те вещи, в которые вы обязательно захотите вникать в ходе случайного разговора.

Или, возможно, как бы революционно это ни звучало, вы просто не хотите иметь детей, и это ваше право не хотеть обсуждать это или быть допрошенным по этому поводу.

Тот факт, что слово «бездетный», кажется, выходит из моды, в значительной степени следует отметить. Он позиционирует ребенка по умолчанию и может сильно ранить. Одним словом, это несет с собой чувство «нехватки», хотя это, конечно, не каждый испытывает. Эта стигма является причиной того, что термин «чайлдфри» все чаще используется по умолчанию в сообщениях средств массовой информации после того, как в последние годы он был популяризирован на форумах в Интернете.

Мне было интересно, как люди без детей могут относиться к этому, поэтому я спрашивал их онлайн и офлайн, считают ли они использование «чайлдфри» улучшением. Люди, решившие не иметь детей, обычно предпочитали, чтобы их называли «чайлдфри», но те, чья «бездетность» была вынужденной, из-за бесплодия, тяжелой утраты или жизненных обстоятельств, чувствовали себя стертыми из-за этого.

Многие жаловались, что оба термина позиционируют наличие детей по умолчанию, хотя этого быть не должно («Я просто женщина, живущая жизнью», — сказал один респондент). Зачем определять по дефициту? На самом деле, я бы сказал, что подавляющему большинству не нравились оба слова, одно из которых рассматривалось как стигматизирующее, а другое — как радостное и неприятное, подразумевающее, что родители каким-то образом нуждаются в «освобождении».

Другие не согласились с термином «чайлдфри», потому что он стал выбранным прозвищем для интернет-сообщества со слишком часто женоненавистнической подоплекой, по словам нескольких, с которыми я разговаривал. Я проверил несколько субреддитов, и, к счастью, моя кожа такая же толстая, как шкура носорога после более чем десятилетия газетной журналистики, потому что кое-что из того, что я читал, было довольно неприятным, в том числе несколько тем о людях, которые находят беременных женщин «отвратительными» и как они выглядят. на них заставляет их «чувствовать себя больными».

Отрезвляющее чтение для тех, кто был беременен в то время.

После прочтения этих форумов, а затем очищения своего вкуса несколькими видеороликами об общении младенцев и котят, я могу понять, почему человек без детей может не хотеть быть связанным с сообществом, которое часто выражает сильную неприязнь, даже ненависть, к детям и их родители. Я могу понять, почему должны существовать сообщества для тех, кто испытывает тяжелые переживания по поводу беременности (включая фобии), но некоторые комментарии были глубоко женоненавистническими.

Ведь все мы часть коллектива и сообщества, и не имея своего

имеет детей не означает, что ваша жизнь «без детей» и что люди, которых вы любите, не сделали выбора, отличного от вашего собственного. Есть много способов заботиться о детях, от дяди или крестного родителя до усыновления, отчима, волонтерства или работы с ними. Возможно, нам нужно меньше сосредотачиваться на акте «рождения» ребенка и больше на акте воспитания.

Существует также тот факт, что для многих людей, включая меня до того, как я стала матерью, мы не являемся ни «бездетными», ни «бездетными», а колеблемся где-то посередине — или колеблемся между ними. У меня были дни, когда я проводила время с ребенком и чувствовала себя отчаянно, глубоко бездетной, только чтобы в тот вечер выйти на танцпол после опасного четвертого мартини и почувствовать себя блаженно, гедонистически бездетным. Возможно, это одна из причин, почему — когда это абсолютно необходимо — «не имеет детей» — это самое мягкое и нейтральное описание, на которое мы можем надеяться. Хотя мы также можем надеяться на то, что вообще отойдем от определения родительского статуса, особенно для женщин, которые до сих пор сталкиваются с этим вопросом гораздо чаще, чем мужчины. Язык имеет значение, и, как всегда, он часто говорит о нас и наших предположениях больше, чем мы думаем.

Что работает: Мой ответ на мать всех дерзких вопросов часто оказывался очень эффективным, поэтому я решил поделиться им здесь. — Это очень личный вопрос, — отвечаю я, глядя прямо в глаза вопрошающему. Обычно это дает желаемый эффект.

Чем не является: Рискуя вызвать пароксизмы отвращения среди бездетных сообществ Reddit из-за того, что меня заставили представить следующую сцену, во время беременности я приняла самую ужасную ванну: чуть теплую, как рекомендовали врачи (я использовала самодельный термометр моего мужа, чтобы проверить, что он был ниже 37C).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *