Коммуникация и общение — чем отличаются эти понятия?
Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.
Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума. От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.
Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.
Общение – процесс сложный и многоступенчатый
Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.
Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.
Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.
Коммуникация – составная часть процесса общения
Коммуникация – это процесс обмена информацией, являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.
Чем же отличаются
- Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
- Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.
Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.
Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:
- Письменная речь.
- Устная речь.
- Невербальные сигналы.
Отличия коммуникации от общения
Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.
Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.
Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.
Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).
Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения
Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.
Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).
Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.
Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».
Люди и обществоКомментировать
Сходства и различия вербальной и невербальной коммуникаций
С давних времен в литературе психологической направленности выделяли разделение коммуникации на два способа – вербальную и невербальную коммуникацию. И один, и другой вид передачи данных применяется в организационных коммуникациях с одинаковыми целям. Данные способы передачи разноплановых сообщений свойственны в разной мере и горизонтальным, и вертикальным коммуникациям, их можно встретить и в неформальных, и в формальных взаимодействиях между членами организации. Являясь дополнением друг друга, данные способы передачи информации обладают явными отличиями, а также собственной спецификой.
Особенности двух типов коммуникации
Вербальная коммуникация состоит из устных и письменных контактов с передачей различного рода данных. Невербальная коммуникация, в свою очередь, подразумевает передачу данных без применения языка слов, речи устного либо письменного характера. В таком случае индивид получает информацию с помощью своего зрения, подмечая такие характерные элементы поведения, как, например, лицевая экспрессия, позы человека, его мимика и жесты, внешний вид в общем. Невербальная коммуникация значительно дополняет, демонстрирует либо подчеркивает то, что человек произносит. В некоторых случаях невербальные сигналы и устная речь несколько противоречат друг другу. В таком случае человек, как правило, склонен больше доверять собственным глазам, нежели ушам. Получается, что невербальная коммуникация иногда даже превосходит по собственной результативности вербальную.
Отличия вербальной и невербальной коммуникации
Если говорить об отличиях двух типов коммуникации, то, как правило, говорят о следующем:
- Вербальная коммуникация является осознаваемой, а невербальные сигналы считаются намного более автоматическими и неосознаваемыми индивидом. Сам индивид редко специально планирует собственные жесты и телодвижения во время какой-то беседы, но, как правило, продумывает то, что планирует произнести либо написать.
- Невербальная коммуникация не в каждом случае оказывается абсолютно ясной и определяемой точными правилами, как во время вербальной коммуникации. Когда ваш сотрудник смотрит на свои часы, что это может значить? Надоело ли ему общение с вами либо у него просто предполагается встреча с другим индивидом?
Особенности коммуникаций у мужчин и женщин
В результате получается, что сигналы невербального характера можно назвать менее понятными и точными, и они могут быть истолкованы неправильно. Как считают западные ученые, надежность сообщения, которое получают с помощью невербальной коммуникации, не превышает шестидесяти процентов. При этом есть мнение, что женщины склонны сильнее фокусировать свое внимание на сигналах невербального характера в ситуациях коммуникации, и это дает объяснение тому, почему они по праву считаются лучшими слушателями, нежели мужчины. Мужчины же зачастую сосредотачивают собственное внимание именно на словах.
ВыводРуководствуясь этим можно сделать вывод о том, что рост межличностных коммуникаций с помощью электронной почты и факсов более выгоден для мужчин, а усиление роли видеоконференций способно стать преимуществом женской части сотрудников.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии.
В чем разница между общением и коммуникациями?
Следует ли писать «финансовые сообщения» или «финансовые сообщения»? У вас есть коммуникационная стратегия или коммуникационная стратегия? Даже для носителей английского языка ответ не очевиден, так что давайте проведем небольшое исследование!
Фото предоставлено LoboStudio Hamburg
Следует ли писать «финансовые коммуникации» или «финансовые коммуникации»? У вас есть коммуникационная стратегия или коммуникационная стратегия? Даже для носителей английского языка ответ не очевиден, так что давайте проведем небольшое исследование!
Английский — глобальный язык с множеством вариаций, поэтому все может быть немного неясным, а общий ответ на вопросы по словарному запасу может быть на удивление сложным. В качестве авторитетного источника начнем со словарей.
Словарные определения термина «коммуникация»
Мы просмотрели Оксфордский словарь английского языка для британского английского и Merriam-Webster для американского английского.
Связь
Оксфордский словарь:
- [массовое существительное] Передача информации или обмен информацией посредством разговора, письма или использования какого-либо другого средства
- [исчисляемое существительное] Письмо или сообщение, содержащее информацию или новости
Merriam-Webster:
- Обмен мыслями или мнениями : процесс, посредством которого происходит обмен значениями между людьми через общую систему символов (например, язык, знаки или жесты)
- Экземпляр переданной информации (например, письмо или телефонный звонок) : письменное или устное сообщение
- Сообщаемые факты или информация
Средства связи
Оксфордский словарь:
- Средства передачи или получения информации, такие как телефонные линии или компьютеры
- [рассматривается как единственное число] Область исследования, связанная с передачей информации
Merriam-Webster:
- Система (например, телефоны, телеграфы или компьютеры) для передачи информации
- Функция в промышленной организации, которая передает идеи, политику и заказы
- Форма множественного числа, но конструкция единственного числа : Искусство, которое имеет дело с эффективным выражением идей и обменом идеями в устной или письменной речи, посредством изобразительного или драматического искусства и которое преподается как комплексная программа на различных уровнях образования в отличие от традиционного отдельного курсы сочинения и речи
Чему мы научились из этого?
«Общение», как имя существительное, представляет собой обмен информацией.
«Связь» в единственном числе относится к технологии, позволяющей общаться, или к области обучения и художественной деятельности.
Однако «общение» также может быть исчисляемым существительным, которое относится к случаю общения, например письму или телефонному звонку. Это усложняет ситуацию.
Отдел коммуникаций, финансовых коммуникаций или коммуникационной стратегии будет заниматься передачей или обменом информацией.
В свою очередь, отдел коммуникаций, финансовых коммуникаций или коммуникационной стратегии будет иметь дело со многими случаями коммуникации или лежащей в их основе инфраструктуры.
Это помогает нам понять смысл, но как правильно его использовать?
Merriam-Webster сообщает нам, что общение на американском английском языке может быть функцией в организации, и упоминает в качестве примера «отдел коммуникаций», но в Оксфордском словаре такого упоминания нет.
Чтобы лучше понять, как используется «коммуникация» и «коммуникация», давайте обратимся к трендам Google.
Как используются слова «общение» и «коммуникации» в английском языке?
Мы пытаемся понять, как «общение» и «коммуникации» используются в бизнес-контексте. Чтобы избежать путаницы со средствами связи или технологическим смыслом коммуникаций, мы решили рассмотреть релевантные фразы, содержащие «связь(и)», а не отдельные слова.
Согласно словарю, «отдел связи» является принятой фразой в английском языке США, так что давайте начнем с нее.
Отдел связи по сравнению с отделом связи
На самом деле в США слово «отдел связи» используется чаще, хотя и незначительно. В Великобритании словосочетание «отдел связи» является более популярным, в то время как Ирландия, Канада и Австралия поддерживают США.
Департамент связи и Департамент связи
Достаточно небольшого изменения формулировки, чтобы изменить результаты в США. В то время как другие англоязычные страны предпочитают использовать словосочетание «отдел связи», в США более популярной фразой является «отдел связи». Может ли быть так, что отдел связи занимается телефонными сетями и оптоволоконными кабелями, а отдел связи больше занимается человеческим обменом информацией в целом?
Коммуникационная стратегия и коммуникационная стратегия
Наше предыдущее исследование показало, что коммуникационная стратегия определяет, что следует сообщать, в то время как коммуникационная стратегия может быть анализом того, какое средство использовать. К счастью, глобальное использование совершенно ясно указывает на то, что «коммуникационная стратегия» является более распространенным выражением.
Корпоративная коммуникация и корпоративная коммуникация
Взгляд на «корпоративную коммуникацию» и «корпоративную коммуникацию» действительно различается по всему миру. Англоязычные страны, такие как Великобритания, Ирландия, США, Канада и Австралия, чаще ищут «корпоративные коммуникации», но здесь все еще сложно сделать вывод. «Корпоративное общение» не является необычным выражением в англоязычном мире, но сообщения и отделы в сфере корпоративных коммуникаций следует называть «корпоративными сообщениями», и это, по-видимому, более распространенное словосочетание.
Странная карта коммуникаций
С их разнообразием использования, сравнение коммуникации и коммуникации по отдельности может быть похоже на яблоки и апельсины, но это распределение в Соединенных Штатах по-прежнему дает нам образец, который слишком странен, чтобы им не поделиться. .
Заключение
Плохая новость заключается в том, что когда речь идет о «коммуникациях» и «коммуникациях», универсально правильного ответа не существует. Хорошей новостью является то, что использование по всему миру сильно различается, и вы вряд ли ошибетесь, выбрав любой из них.
Однако мы узнали, что вы можете сделать сознательный выбор, чтобы сделать акцент на человеческом обмене информацией или распределении ее экземпляров в зависимости от того, добавляете ли вы букву «S» или нет. Департамент коммуникаций Корнелла дает четкое объяснение своего решения, которое резюмирует этот пункт:
Простой ответ заключается в том, что мы используем термин «коммуникация», чтобы отразить внимание нашего отдела к социально-научному изучению коммуникации, в частности, к процессу с помощью которых люди используют символы, вербальные и невербальные, для создания смысла и формирования отношений с другими людьми лицом к лицу или в опосредованной среде. Это суть того, чему мы учим, исследуем и делаем в нашем отделе. «Связь», напротив, часто используется для обозначения продуктов — сообщений, которые передаются или распространяются, — или оборудования (например, беспроводных или оптоволоконных кабелей), которое осуществляет передачу.
Различия между общением и общением?
- Совместная работа
- Технологии совместной работы
- Статьи группы ET
Коммуникация — это общий опыт.
Коммуникации — это способ обмена опытом.
Нередко эти два термина взаимозаменяемы. За пределами мира технологий большинство даже не моргнут, когда слышат, что термин «коммуникации» используется в неправильном контексте.
Однако, хотя во многих контекстах предполагается, что «связь» — это множественное число слова «коммуникация», в деловом мире это на самом деле термин, используемый для описания сети технологических инструментов, которые организация использует с по для связи. Когда вы пытаетесь составить карту того, как работает ваш бизнес, это важное различие.
У тебя еще язык не скрутился?
Давайте по порядку.
Различные типы связи…
Первое, что нужно иметь в виду, когда речь идет об общении, это то, что существует два разных типа: общение «в реальном времени» и «итеративное» общение. Также известно как синхронная и асинхронная связь.
Самый простой способ определить разницу заключается в следующем: если вы обрываете соединение и сеанс совместной работы завершается, он выполняется в реальном времени (или синхронно), если он не завершается, он является итеративным (или асинхронным).
Когда вы находитесь на видеовстрече и покидаете сессию, разговор завершается — это общение в реальном времени. Если вы хотите продолжить беседу в устной форме, вы должны повторно присоединиться к собранию или запланировать другое.
Если ваш коллега отправляет вам электронное письмо в 19:00 во вторник, но вы не отвечаете до 10:00 в среду, это повторяющееся общение. Это по-прежнему непрерывный разговор, но не все стороны должны присутствовать одновременно, чтобы поддерживать поток информации.
…Требуются различные средства связи
Средства связи, помогающие связи в режиме реального времени могут выглядеть очень по-разному в зависимости от типа работы, которую вы выполняете, и от того, где находятся ваши сотрудники. Во все более гибридном мире многие организации обнаруживают, что все больше и больше членов их команд работают удаленно.
Это означает, что нам нужно не только учитывать, какие инструменты и технологии доступны в офисе, такие как потолочные микрофоны, экраны в натуральную величину и высококачественные динамики, но и помнить о том, к чему имеют доступ удаленные сотрудники.
Вот почему коммуникационные платформы, такие как Microsoft Teams или Webex, являются важным связующим звеном. Эти платформы легко адаптируются и доступны из любого места на любом устройстве. Сотрудники, работающие удаленно и в офисе, могут подключаться к одной и той же среде и получать высококачественную работу, не пропуская информацию и не чувствуя себя отключенными.
Итеративные средства связи также могут варьироваться от платформ обмена мгновенными сообщениями до приложений для цифровой доски и даже веб-сайтов для записи асинхронного видео.
Ключ к повторяющимся коммуникациям — поддерживать порядок. Инструменты управления проектами, такие как Trello и Asana, отлично подходят для отслеживания прогресса, создания заметок об обновлениях для вашей команды и связывания важных документов.
Предоставление вашим людям возможности работать в то время, когда они наиболее сосредоточены — без необходимости пытаться координировать, кто и когда доступен — на самом деле экономит время и приводит к более качественной работе намного быстрее.
Общение — основа любого нашего взаимодействия
Относительное фреймирование для различных типов коммуникаций, обеспечиваемое различными типами коммуникаций, дает нам глубокое представление о том, как мы сотрудничаем.
Если мы можем помочь нашим организациям лучше общаться, мы высвобождаем возможности лучше расставлять приоритеты в нашем времени, работать лучше и лучше общаться.