Как правильно критиковать — как дать обратную связь, чтобы не обидеть
- Когда критика уместна?
- Как лучше выразить свою точку зрения
- Как критиковать правильно: теория
- Как правильно критиковать: практика
- Полезные советы по грамотной критике
У критики есть две главных проблемы: шанс подпортить отношения с тем, кого вы критикуете, и шанс того, что ваши слова в принципе не будут услышаны. Многие не умеют воспринимать критику и поэтому полностью ее отбрасывают, даже если в ней есть по-настоящему полезные советы, исправляют недочеты из-под палки, а то и вовсе действуют назло. Несмотря на потенциальные риски, иногда без подобных замечаний не обойтись – на работе, в семейных и дружеских отношениях. В этой статье мы поговорим о том, как правильно критиковать – так, чтобы вас услышали, не обиделись и сделали то, о чем вы говорите.
Когда критика уместна?
Прежде чем обрушить критические замечания на коллегу или члена семьи, подумайте, почему вам так хочется это сделать? Конструктивен ли ваш негативный отзыв или вы просто хотите выместить отрицательные эмоции?

Критика не принесет пользы и может только навредить, когда вы:
- не ориентированы на то, чтобы исправить ситуацию;
- стремитесь унизить собеседника;
- фокусируетесь не на конкретном поступке человека, а на его характере или личных качествах;
- обвиняете;
- настаиваете на единственном «правильном» способе решения задач и не считаетесь с чужим мнением.
Правильная критика возможна только тогда, когда вы хотите помочь человеку, предложив ему пути по улучшению ситуации. Важны сконцентрированность на исправлении/улучшении предмета обсуждения, желание помочь и готовность к тому, что ваши предложения в действительности могут человеку и не подходить. Образно говоря, задача критикующего предложить варианты, а задача того, кого критикуют, – рассмотреть их и решить, насколько они применимы. Чтобы такая коммуникация состоялась, одной стороне важно свои замечания грамотно подать, а другой – правильно принять (об этом мы говорим здесь).
Как правильно выразить свою точку зрения
Чтобы выбрать правильную форму для подачи критики, важно понять, почему люди относятся к ней негативно и отвергают ее. В целом, можно сказать, что в чистом виде критика бесполезна. Почему? Она включает в себя две составляющих, которые люди ненавидят больше всего:
- Безапелляционные заявления. Вы указываете собеседнику, что ему нужно делать, но мало кто любит выполнять чужие указания.
- Обесценивание и принижение. Критика сигнализирует о следующем: «С тобой что-то не так, в отличие от меня». Никому не нравится ощущать свою неполноценность. Именно поэтому большинство отторгает информацию, поданную в таком виде.
Как смягчить удар?
Несмотря на то что люди ненавидят подчиняться, они с удовольствием сотрудничают. Если вы будете давать обратную связь не с позиции силы, а как равный – равному, ваши советы воспримут гораздо дружелюбнее. Чтобы подчеркнуть это сотрудничество, используйте местоимение «мы/наш», советуйте, предлагайте варианты совместной работы. Это не даст человеку занять оборонительную позицию. Конкретные примеры представлены ниже.
Второй важный момент – принцип бургера: критика лучше воспринимается, когда она «завернута» в два позитивных высказывания: положительная оценка – критика – положительная оценка. Поэтому, если вам хочется скорректировать поведение коллеги, родственника, друга или ребенка, сперва покажите, насколько ценен для вас этот человек, насколько важно то, что он делает, насколько в целом хороша его работа. Можно похвалить его качества или достижения. Только будьте искренни: фальшивые слова легко распознать. А если вы закончите разговор на положительной ноте, то закрепите положительный эффект после беседы.
Почему мы все равно используем грубую критику, если знаем, что она ранит?
Люди должны быть достаточно умны, чтобы понимать: жесткая критика – не работает. Тогда почему продолжают использовать ее? Дело в том, что это самый простой способ защитить собственное эго. Иногда мы прибегаем к ней не потому, что не согласны с чем-то, а потому что предмет обсуждения или сам человек задевает наши собственные комплексы или иные психологические проблемы.
Более того, любители часто критиковать, как правило, сами в детстве пережили травмирующий опыт, связанный с негативной обратной связью. Также это характерно для людей с расстройствами психики: для социопатов, нарциссов и др.
Помните: критика без похвалы и критика, подаваемая только с позиции силы, разрушает отношения. Таким образом вы говорите только одно: «Ты недостаточно хорош».
Слишком много слов одобрения тоже могут навредить. Похвала – это словесная награда, покровительственный жест. С особой осторожностью стоит применять ее по отношению к ребенку, потому что он может расценивать словесное вознаграждение как цель любой деятельности, и обилие похвалы зачастую сказывается на детях негативно. В частности, это одна из причин нарциссизма, или, например, синдрома отличника. Но помните: здесь ключевое слово – обилие.
Как критиковать правильно: теория
На самом деле секрет правильной критики прост: убедитесь в том, что не критикуете, а даете обратную связь – это поможет вам решить проблему и не обидеть человека. Как отличить одно от другого?
- Критика заостряет внимание на проблеме: «Почему ты до сих пор не исправила ошибки в отчете?»
Обратная связь направлена на улучшение ситуации: «Давай вместе посмотрим, как лучше исправить отчет». - Критика вменяет чувство вины: «Это ты виноват, что у нас не получилось выиграть тендер».
Обратная связь позволяет сфокусироваться на будущем: «Мы сможем выиграть тендер в следующий раз, если лучше подготовимся и эффективнее организуем процесс. Ты согласен?» - Критика подчеркивает недостатки: «Ты ленивый и безответственный».
Обратная связь делает акцент на образе действий, инструментах и пр., а не на личности человека: «Что если с сегодняшнего дня мы начнем сортировать документы по датам, чтобы не запутаться?»
Критика заставляет почувствовать себя ничтожным: «Думаю, у тебя не хватает ума, чтобы разобраться с этим». - Критика не оставляет выбора: «Будет так, как я сказал».
Обратная связь предполагает компромисс и обсуждение: «Мы можем найти решение, устраивающее обоих». - Критика предполагает попытку контролировать: «Я лучше знаю, как надо поступить, потому что я опытнее и умнее тебя».
Обратная связь уважает чужое мнение: «Я не согласен с вашим решением, но уважаю ваше право сделать этот выбор».
Обратная связь мотивирует и ободряет: «Понимаю, что на тебя много всего навалилось в последнее время, но ты справишься, и я помогу».
Как видим, обвинительное «ты» в обратной связи заменяется на «мы», а вместо однозначных приказов даются более мягкие советы и предложения. Но помимо формулировок, важно учесть и то, в каком тоне вы говорите и по какому поводу. Так, идеальных людей не бывает, да и идеалы у всех разные. Поэтому давать обратную связь по каждой мелочи определенно не стоит.
Как понять, что вы слишком критично относитесь ко всему? Если кто-то скажет вам об этом напрямую, вероятнее всего, так и есть. Есть еще один способ выяснить это: вспомните, что вы говорите или думаете про себя, когда роняете что-то или совершаете досадную ошибку? Критически настроенные люди ругают себя или раздраженно вздыхают. Если вы настроены таким образом по отношению к самому себе, значит, критичны и к другим.
Если вы обижены или раздражены, любой ваш отзыв будет воспринят как критика, неважно, как вы его сформулируете. Это происходит потому, что люди реагируют прежде всего на эмоциональный тон. Поэтому необходимо прежде разобраться с собственными чувствами и по возможности остыть.
Как правильно критиковать: практика
Разберем указанную выше теорию на конкретных примерах. Для начала представьте: вы с другом договорились вместе пойти в кино, взяли билеты, но он опаздывает. Наверняка вам хочется сказать что-то вроде: «Вечно ты опаздываешь! Неужели так сложно хоть раз прийти вовремя?»
Однако гораздо эффективнее будет применить обратную связь.
- Вместо обвинения объясните причину ваших отрицательных эмоций.
Мягко опишите другу недостатки ситуации, в которую вы попали: «Мне очень хотелось посмотреть трейлеры, но я не мог спокойно сесть на свое место, потому что потом пришлось бы выбираться обратно, чтобы встретить тебя и отдать билеты». - Поделитесь эмоциями, используя т. н. «Я-сообщения» , – это поможет собеседнику понять, что вы чувствовали. Сместите фокус на себя и описывайте свои эмоции, действия, последствия от действий вашего визави, но не давайте никаких оценок его поведению или поступкам. «Я очень беспокоился, что мы пропустим начало фильма».
- Оставайтесь дружелюбным, добавьте позитивные высказывания, чтобы не вынуждать человека принимать оборонительную позицию.
Отставьте осуждающий и раздраженный тон. Постарайтесь сосредоточиться не на негативе, а на том, чего бы вам хотелось: «Я рад, что мы оба нашли время выбраться в кино».
- Подумайте, что можно предпринять, чтобы ситуация больше не повторилась
Чтобы увеличить шанс на то, что ваши слова будут услышаны, не заостряйте внимание на личных качествах человека и его «проступках»
Разница между критикой и обратной связью: примеры
Пример № 1. Муж не занимается воспитанием своей собаки, и она портит мебель в доме
Критика: «Твоя собака порвала все шторы и разгрызла диван! Удели время ее дрессировке, пока она не превратила нашу квартиру в хламовник!».
Обратная связь: «Я понимаю, что ты давно хотел собаку. Но меня огорчает, что мы не занимаемся ее воспитанием и она портит мебель. Что если мы прямо сейчас выберем кинолога, чтобы он начал ее дрессировать?»
Пример № 2: Друг уволился с работы и уже месяц не может найти новую
Критика: «А ты уже пробовал найти работу с помощью всем известного сайта? Собираешься ли дать объявление в газету? Ты уже посмотрел вакансию, которую я присылал?»
Обратная связь: «Сочувствую, найти работу в этот сезон не так-то просто.

Важно!
- В этой ситуации лучше задавать т. н. открытые вопросы, которые начинаются с «Что», «Как» и т.д.: «Чем бы ты хотел заниматься?» Лучше исключить вопросы, начинающиеся с «Ты», – иначе это будет выглядеть так, как будто вы не заинтересованы в мнении собеседника, а проверяете его.
- Обязательно обсудите полученный ответ, прежде чем задавать следующий вопрос, иначе разговор будет похож на допрос, а допрос подразумевает критическую позицию.
Пример № 3: Приготовленная супругой пища вам не по душе
Критика: У нас на ужин снова эта гречка! Сколько можно ее готовить, она невкусная!
Обратная связь: Думаю, я просто не любитель гречки. Я столько съел ее в детском саду, что теперь просто не могу на нее смотреть. Конечно, потреблять крупы полезно. Мне, например, больше нравится рис. Может, будем готовить его?
Пример № 4 Клиент неверно выполняет упражнение в йога-студии
Критика: Вы неправильно держали спину, слишком сильно горбились. Не ставьте так руки. У вас никогда не получится правильная планка, если вы будете держать ноги в таком положении.
Обратная связь: Когда вы прогибаете спину таким образом, ваши мышцы провисают вместо того, чтобы напрячься. Если вы измените положение таза, то вам удастся сохранить спину прямой и правильно дышать. Вот так.
Полезные советы по грамотной критике
- Всегда разговаривайте наедине. Если свидетелями вашего разговора станут другие люди, это может спровоцировать отрицательную реакцию и усугубить негативный эффект.
- Не говорите абстрактно. Чтобы человек точно понял вас, остановитесь подробнее на том, чего вы хотите, расскажите больше деталей. Но не перегружайте разговор, это может запутать. Обязательно используйте Я-сообщения, чтобы избежать обвинений в адрес вашего визави.
- Постарайтесь поставить себя на место собеседника. Так вы сможете предупредить его вопросы и реакции и не нагрубить сгоряча.
- Если вас что-то беспокоит, лучше говорите об этом сразу.
Порой мы злимся и начинаем критиковать в тот момент, когда теряем терпение. А это, в свою очередь, происходит, когда мы раздражены, когда у нас много других задач и проблем. Поэтому лучше поговорить спокойно до того, как чаша терпения переполнится.
- Иногда бывает полезно спросить разрешения, прежде чем высказывать свое мнение. Например: «Ты не против, если я дам тебе совет по поводу того, как составлять отчет?» или «Как ты отнесешься к тому, что я выскажу свое мнение на этот счет»? Если человек ответит отрицательно, всегда можно сказать ему: «Дай знать, если передумаешь» или «Мы можем обсудить это завтра, если захочешь».
- Фокусируйтесь на том, как улучшить ситуацию. Нелишним будет дать совет или искренне предложить помощь.
- Сделайте упор на поведение, которое вы хотели бы видеть, а не на критику текущего. Мотивируйте измениться в лучшую сторону, вместо того чтобы подрывать чувство уверенности в себе.
- Уважайте чужую свободу принимать решения.
Не раздражайтесь, если человек отказывается делать то, что вы от него требуете. Даже если вы на 100% уверены в собственной правоте, ваша задача – предложить варианты, дать совет. Если вы начнете давить, это может вызвать отторжение.
- Не поддавайтесь отрицательным эмоциям. Если вы злитесь, попробуйте «сделать шаг назад» и осознать, в какой именно момент вы разозлились. Когда вы отследите триггер агрессии, разобраться с ситуацией будет проще.
- Говорите с человеком как с равным, а не с позиции «свысока». Это поможет ему «сохранить лицо» и спокойнее воспринять информацию.
- Объясняйте, а не обвиняйте. Иногда человек может искренне не понимать, чем и почему вы недовольны. В этой ситуации важно спокойно объяснить причины (опять-таки не забывайте про Я-сообщения).
Не нужно бояться обратной связи: грамотный конструктивный отзыв полезен не только для критика, но и для критикуемого, потому что помогает совершенствоваться и стать лучшей версией себя. Главное – действительно хотеть помочь человеку, подготовиться к разговору и не рубить сгоряча.
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарок
Полезные советы Полезные умения Психология на практике
как правильно критиковать и принимать критику
Давайте откровенно: кому не хочется, чтобы руководство только хвалило, а клиенты принимали работу без единой правки? Впрочем, с этой утопией не все так однозначно.
На самом деле конструктивная критика необходима, ведь ее главная цель — не испортить настроение и загрузить дополнительной работой, а помочь нам стать лучше. Стоит лишь научиться правильно критиковать и достойно принимать критику.
Как нужно критиковать (а как — точно нет)
Критикуйте, чтобы помочь. Не чтобы самоутвердиться за чей-то счет, не поставить на место, а именно помочь. И человек, которого критикуют, должен это почувствовать. Критикующий должен восприниматься как друг, а не как враг.
❌ Неправильно: «Я бы сделала это намного лучше, чем ты».
✔️ Правильно: «У меня немного больше опыта в этой сфере, хочу дать пару советов».
Человек, чью работу или действия вы собираетесь раскритиковать, должен чувствовать не давление, а ваше желание ему помочь, искреннее сопереживание за результаты командной (или его личной) работы.
Критикуйте действия, а не человека. Критикуйте конкретную работу, а не самого человека, его умственные, творческие, профессиональные способности. Не используйте слова «всегда», «постоянно» и т.д. — обсуждайте только конкретную ситуацию.
❌ Неправильно: «Ты всегда отдаешь “сырую” работу».
✔️ Правильно: «Мне не очень нравится результат в этот раз».
Сначала похвалите, потом критикуйте, потом еще раз похвалите. Конечно, если вы планируете раскритиковать чью-то работу, она вам явно не понравилась. Тем не менее, найдите за что поблагодарить человека: хотя бы за потраченное время. Можно вспомнить, как вам понравилась его работа в прошлый раз, а потом уже перейти к замечаниям по текущему проекту. Завершить разговор тоже желательно на позитивной ноте (например, высказать поддержку и уверенность, что после исправления у человека получится что-то грандиозное).
❌ Неправильно: «Садись, разговор будет долгим. У меня немало претензий к тому, что ты мне прислала».
✔️ Правильно: «Все посмотрела, спасибо! Вижу, ты серьезно поработала. У меня есть несколько пожеланий, хочу с тобой поделиться».
Больше конкретики. Поскольку ваша цель — помочь человеку не допускать тех же ошибок в будущем, нужно дать максимально конкретный фидбек: четко указать, что именно вам не нравится и почему, а также предложить альтернативу.
❌ Неправильно: «Все плохо, переделывай».
✔️ Правильно: «Я бы хотела, чтобы текст был более структурирован и проиллюстрирован конкретными примерами».
Хвалите при всех, критикуйте наедине. Публичная критика демотивирует больше всего. Коллективные совещания используйте для решения тех вопросов, которые касаются всех, а не кого-то лично.
❌ Неправильно: «Сейчас на примере работы N я вам покажу, как делать не нужно».
✔️ Правильно: «N, останься на пару минут после совещания, нужно кое-что обсудить».
Особенно осторожным в формулировках нужно быть, если вы критикуете чью-то работу не во время личной беседы, а в переписке. Во время живого общения мы воспринимаем не только слова, но и интонации, жесты, мимику человека. Это помогает критикующему видеть реакцию и аккуратнее подбирать слова, если перед ним очень впечатлительный человек, а тому, на кого направлена критика, — понять, что она доброжелательная. В переписке этот сверхважный эмоциональный фон критики нужно дополнительно обозначить при помощи текста или эмодзи.
Как стоит принимать критику
Реагировать на критику тоже нужно уметь. Даже если ее высказали не описанным выше оптимальным образом, примите отрицательный фидбек с достоинством и извлеките от него максимум пользы.
Воспринимайте критика как своего союзника, а не врага. Возможно, сейчас вы слышите не самые приятные слова в свой адрес, но именно с их помощью вы сможете в будущем стать лучшим профессионалом.
Нападение — не лучшая защита. Более того, вам вообще не нужно защищаться. Не стоит перебивать, спорить, объяснять, перекладывать вину на других. Даже если вы уверены, что все сделали правильно и наилучшим образом. Уважайте точку зрения и авторитет собеседника.
Прислушайтесь. Даже если сейчас вы категорически не согласны с услышанным, когда эмоции поутихнут, попробуйте еще раз проанализировать критику и выделить полезные советы.
Поблагодарите. Обязательно поблагодарите человека за все правки и замечания. Как минимум, он потратил время на то, чтобы дать оценку вашей работе. Как максимум — искренне хочет помочь. Возможно, сейчас вы не очень рады критике, но поблагодарите авансом 🙂
Список литературы
Если вы испытываете сложности в профессиональной и личной коммуникации, советуем почитать:
- «HAPPY HAPPY: 5 шагов к взаимопониманию с кем угодно» Ларса-Югана Оге;
- «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга;
- «Искусство говорить. Секреты эффективного общения» Джеймса Борга;
- «Стратегии и тактики общения» Патрика Кинга;
- «Пять языков благодарности в профессиональных отношениях. Искусство мотивации словом» Гэри Чепмена.
Читайте также
Расскажи мне обо мне! 14 правил фидбэка
Чому свій фідбек краще залишити при собі?
Як вирішувати конфлікти на роботі і чому вони бувають корисні?
Как дать конструктивную критику: 8 умных советов
Не нужно обижаться.

1 / 8
iStock/UberImages
Начните с похвалы
Легче услышать негатив после того, как нас похвалят за то, что мы сделали хорошо. Будьте искренни в том, что вы искренне цените другого человека и его тяжелую работу, чтобы смягчить удар и не выглядеть так, как будто вы делаете ему выговор. Старайтесь избегать слова «но» после похвалы и вместо этого используйте слово «и». Например: «Мы очень гордимся тем, что вы повысили свои оценки, и если вы продолжите в том же духе, вы также сможете улучшить свои оценки по алгебре».
2 / 8
iStock/mediaphotos
Не переходите на личности
Критикуйте работу или поведение, которые вы хотели бы изменить, а не личность или личные качества. Критикуйте, не критикуя другого человека, и распознавайте препятствия, которые могут стоять на его пути. Затем объясните, почему другому человеку будет выгодно изменить свое поведение. Например: «Я знаю, что у нас сумасшедший график. Постарайтесь в следующий раз уложиться в сроки, чтобы не увеличивать свою рабочую нагрузку на следующей неделе», будет воспринято гораздо лучше, чем фраза: «Вы слишком медлительны и должны идти в ногу со своими сроками».
3 / 8
iStock/mediaphotos
Будьте конкретными
Расплывчатые комментарии не будут восприняты всерьез, и гораздо эффективнее давать конкретную обратную связь. Например, «Мне бы хотелось, чтобы в ваших презентациях было больше графиков и изображений» или «Эту комнату можно было бы использовать как офис, если бы вы избавились от беспорядка». Таким образом, другой человек будет точно знать, как и что улучшить в будущем.
4 / 8
iStock/gradyreese
Будьте любезны
Всякий раз, когда вы собираетесь дать конструктивный отзыв, спросите себя, как вы можете изложить свои комментарии максимально позитивно. Людям трудно воспринимать критику, поэтому старайтесь не показаться резкими или невнимательными. Если вы боретесь, подумайте о том, как бы вы хотели получить такую же критику. В конце концов, все дело в уважении.
5 / 8
iStock/Yuri_Arcurs
Подавать пример
Если вы хотите, чтобы работодатель, друг или ребенок выполнили что-то определенным образом, лучше всего подавать пример. Дейл Карнеги, автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей », говорит, что «эффективный способ исправить ошибки других — косвенно привлечь внимание к их ошибкам». Например, вы можете сказать: «Позвольте мне показать вам, как я организовал свое офисное пространство, это действительно помогло мне работать более продуктивно». Показ, а не рассказ, как правило, является хорошо принятым способом улучшить чье-то поведение.
6 / 8
iStock/Jarin13
Сначала покритикуйте свое поведение
Расскажите о своих ошибках, рассказав анекдот из жизни, чтобы наладить отношения с человеком, которого вы конструктивно критикуете. Например: «Когда я учился в школе, мне было очень трудно укладываться в сроки, но я начал отслеживать свои задания в своем календаре, и моя трудовая этика действительно улучшилась». Таким образом, вы не разговариваете с другим человеком свысока, а просто предлагаете предложение из своей личной жизни. Этот совет также может сработать, если между вами и любимым человеком произошла какая-либо ссора. Если да, признайте свою вину в этой ситуации, а затем скажите, что бы вы хотели, чтобы другой человек сделал по-другому.
7 / 8
iStock/Tassii
Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы
Используйте такие фразы, как «Вы могли бы подумать об этом», «Как вы думаете, это сработает?» или что вы думаете?» Предложите свое предложение, но в конечном итоге позвольте другим принимать собственные решения. Это поможет им учиться на своих ошибках. Кроме того, задавание вопросов стимулирует творческое осмысление проблемы, что в конечном итоге может привести к лучшим решениям. Дейл Карнеги говорит: «Подобная техника спасает человека от гордыни и дает ему или ей чувство значимости. Он поощряет сотрудничество, а не бунт».
8 / 8
iStock/kupicoo
Выберите подходящее время
Старайтесь не критиковать кого-либо перед коллегами, коллегами или друзьями. Также лучше не предлагать обратную связь о чем-то в данный момент или сразу после того, как это произошло. Выберите время, когда другой человек не перегружен, чтобы дать ему конструктивный отзыв наедине.
Первоначально опубликовано: 20 июля 2016 г.
Первоначально опубликовано в Ридерз Дайджест
Как критиковать (и принимать критику)
Работать с критикой — это навык, которым должен обладать каждый хорошо приспособленный человек. Мы даем и принимаем критику среди наших коллег, наших друзей и нашей семьи. Критика — важная часть нашего личного самосовершенствования, ведь именно другие люди могут указать на ошибки и недостатки, которые мы не можем видеть из-за отсутствия объективности. К сожалению, многие молодые люди сегодня не умеют предлагать и принимать критику по-мужски. Вместо этого они воспринимают критику как маленькие мальчики. Критикуя, они предпочитают только ехидные выпады, которые никак не улучшают ситуацию. Получая критику, они дуются, оправдываются и спорят с человеком, который их критикует. Спросите любого учителя, который имеет наглость ставить ученику плохую оценку. Сегодняшние студенты будут плакать и ныть, чтобы стать лучше. Или, что хуже всего, вмешаются их родители. Они просто не умеют уважительно принимать критику.
Поскольку все мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, которые требуют от нас критики или принятия критики, мы предлагаем следующие рекомендации о том, как сделать этот процесс более конструктивным.
Смотреть видео
Как эффективно критиковать
Спокойно, спокойно и собранно . Прежде чем начать критиковать, убедитесь, что вы контролируете свои эмоции. Это особенно важно, если человек сделал что-то, что вас действительно рассердило. Если вы начнете кричать и стучать кулаком по столу, вы, вероятно, быстро решите проблему. Однако, если вы не тратите время на крутую и аргументированную дискуссию, вы упускаете возможность решить основные проблемы.
Конкретизируйте . Если есть что-то, что вы помните из этого поста, пусть это будет так: будьте как можно конкретнее в своей критике. Не говорите человеку просто: «Это отстой» или «Это могло бы быть лучше». Объясните точно , почему их работа или действие не на должном уровне. Общая критика заставит человека защищаться, и он никогда не сможет исправить свою проблему.
Критиковать действие, а не человека . Старайтесь держать человека как можно дальше от его ошибок, критикуя его действия, а не их самих. Это делает критику менее болезненной и гораздо более эффективной. Так что не говорите что-то вроде: «Боже, Луиза, ты, должно быть, идиотка! Посмотрите на все эти ошибки, которые вы сделали в этом отчете!» Просто потому, что кто-то делает ошибку, это не делает человека булавочной головкой. У всех нас бывают плохие дни.
Быть дипломатом . Когда вы даете конкретную критику, иногда полезно использовать дипломатические слова. Наш старый друг Бенджамин Франклин был в этом мастером (вот почему он, вероятно, был таким успешным дипломатом). В своей автобиографии Франклин сказал следующее об использовании дипломатического языка в дискуссии:
«Когда я выдвигаю что-либо, что может быть оспорено, [я никогда не использую] слова «конечно», «несомненно» или любые другие, которые придают позитивный вид мнение; но лучше сказать: я представляю или постигаю вещь такой-то и такой-то; мне кажется, или я должен думать, что это так или так, по таким-то и таким-то причинам; или я воображаю, что это так; или это так, если я не ошибаюсь.
Это поможет снять остроту критики. Однако иногда людям нужно это преимущество, чтобы побудить их к действию. По своему усмотрению решайте, будет ли более уместным более жесткий подход.
Внесите конкретные предложения по улучшению. Целью критики должна быть помощь кому-то в улучшении. Хотя конкретное указание на проблему — это первый шаг к исправлению, если человек не знает, что он может сделать для улучшения, знание своих ошибок ни на йоту ему не поможет. Не просто говорите людям, что не так с их работой, дайте им конкретные предложения о том, как они могут ее улучшить. Ключевое слово, опять же, «конкретный».
Персонализируйте свой подход. Учитывайте расположение человека, когда решаете, как подступиться к вашей критике. В общем, с мужчиной можно быть жестче, чем с женщиной. Показательный пример: в моей старшей школе был помощник футбольного тренера, который ругал своих игроков за их ошибки. Его философия заключалась в том, чтобы «разрушить их, а затем построить». Затем он стал тренером по баскетболу для девочек и продолжил тот же сверхсуровый и жесткий подход к тренерской работе. Девочки не ответили, как футболисты; вместо этого они ломались, плакали и так нервничали перед тренировкой, что некоторых рвало. Конечно, некоторые женщины хотят услышать это таким, какое оно есть, а некоторые парни очень изящны. Так что подумайте, с кем вы имеете дело, прежде чем нападать на них.
Укажите положительные . Критикуя кого-то, всегда полезно указать на положительные моменты в его работе или действиях. У этого упражнения есть два преимущества. Во-первых, это облегчает проглатывание критики и напоминает человеку, что он не совсем облажался. Во-вторых, это показывает человеку, что он делает правильно, и дает ему точку отсчета, на которой можно основывать свою будущую работу. Начиная разговор с кем-то, сначала начните с комплиментов. Затем перейдите к критике, сказав что-то вроде: «Есть только одна область, которую, по моему мнению, можно было бы улучшить…» 9. 0005
Последующие действия. Всегда, всегда следите за конструктивной критикой. Ваша критика не принесет никакой пользы, если человек не применит на практике ваши предложения. Запланируйте последующую встречу с человеком, которого вы критикуете. Скажите что-то вроде: «Как насчет того, чтобы поговорить друг с другом на следующей неделе, чтобы узнать, как идут ваши изменения, и ответить на любые новые вопросы, которые могут у вас возникнуть?» Сообщив человеку, что вы будете следить за ним, он с большей вероятностью включит свою задницу и внесет необходимые исправления.
Послушайте наш подкаст о том, как принимать и критиковать:Как воспринимать критику
Рассмотрим источник . За свою жизнь вы получите критику от тысяч людей. Важно помнить, что не вся критика одинакова. Определение источника критики и мотивов, стоящих за ней, поможет вам понять, как с ней справиться. Например, нас с Кейт иногда критикуют люди, читавшие «Искусство мужественности». Большая часть критики состоит из «Ты тупой», или «Это гей», или «Я отписываюсь!» Мы просто игнорируем этот бред. Не стоит тратить время и силы на то, чтобы расстраиваться из-за того, что какой-то случайный чувак из интернета думает, что мы отстой. Однако, если мы получим электронное письмо от давнего читателя, который внес свой вклад в комментарии к блогу, мы обязательно рассмотрим их критику.
Если вы считаете, что источник вашей критики на самом деле не заинтересован в том, чтобы помочь вам стать лучше, отнеситесь к его критике с недоверием. В то же время обязательно честно оцените точку зрения вашего критика. Некоторые люди слишком быстро сбрасывают со счетов критику, говоря: «Они просто завидуют!» Может быть и так, но не забудьте вдумчиво оценить отзыв, прежде чем отклонять его.
Заткнись и слушай . Боритесь с желанием спорить с человеком или объяснять свою ошибку и просто слушайте своего критика. Вы удивитесь тому, что вы можете узнать, если просто впитаете это в себя.
Не принимайте близко к сердцу . Не воспринимайте критику как личное нападение на вас. Постарайтесь максимально отстраниться от своих действий или работы, когда получаете критику, чтобы вы могли смотреть на нее объективно. Это может быть трудно сделать, особенно если вы вкладываете много времени и усилий во что-то. Но поверьте мне, если вы сделаете это привычкой, когда получаете критику, вы спасете себя от оскорбленного эго.
Сохраняйте спокойствие (даже если другой человек ведет себя полным козлом) . Цель критики состоит в том, чтобы не допустить в нее как можно больше своих эмоций. Как только вы позволите своим страстям разгореться, всякая надежда сделать критику конструктивной улетучится. Если ваш критик полный придурок, сохранять спокойствие может быть трудно. Но будь лучшим человеком. Позвольте другому человеку разглагольствовать и бредить, пока вы сидите и выглядите крутой как огурец. Когда они закончат, убейте их добротой. Дайте им понять, что вы понимаете их озабоченность, и поблагодарите их за то, что они нашли время обратить на это ваше внимание.
Задать уточняющие вопросы . Убедитесь, что вы находитесь на одной волне со своим критиком, задавая уточняющие вопросы. Уточняющие вопросы особенно важны, если ваш критик дает расплывчатую или двусмысленную критику. Например, если ваш критик говорит вам, что ваш отчет неясен, спросите его, где что-то начинает становиться неясным, и предложите, как его можно улучшить. Задавая вопросы, вы создаете диалог между вами и вашим критиком, который, в свою очередь, способствует сотрудничеству и атмосфере взаимного улучшения.
Возьмите на себя ответственность за свою ошибку . Когда кто-то обращает ваше внимание на законную ошибку, не занимайте оборонительную позицию и не начинайте оправдываться за нее. Возьмите на себя ответственность за свои действия. Многие молодые люди сегодня не хотят признавать свои ошибки. Они всегда перекладывают вину на что-то или кого-то еще. Эти люди застрянут в вечной посредственности, потому что они никогда не примут свою потребность в улучшении. Хотя отрицание своих ошибок может на какое-то время охладить пыл, в долгосрочной перспективе это сильно затормозит ваш личный прогресс.
Измените свой взгляд на критику . Вместо того, чтобы рассматривать критику как унизительную или смущающую, рассматривайте ее как возможность улучшить себя. Уинстон Черчилль сказал о критике следующее:
«Критика может быть неприятной, но она необходима. Она выполняет ту же функцию, что и боль в организме человека. Это привлекает внимание к нездоровому положению вещей».
Вместо того, чтобы избегать критики, ищите возможности для критики. Вы обнаружите, что получение обратной связи из внешнего источника расширит ваши таланты и способности.