26.04.2024

Эмпатия это способность человека к сопереживанию и сочувствию: ЭМПАТИЯ это

Содержание

Что такое эмпатия и как ее развивать

Работодатели все чаще среди необходимых характеристик сотрудников указывают soft skills («мягкие навыки»): это те качества, которые помогают «вписаться» в коллектив и решать рабочие вопросы без конфликтов. Одна из важных составляющих soft skills — умение понимать чувства других — эмпатия.

Анастасия Батхина,
психолог, основатель компании InMind

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Что такое эмпатия — простыми словами

Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.

Умение сочувствовать помогает нам ощутить сопричастность тому, что происходит с человеком, а сам человек поймет: его эмоции важны для вас, вы его принимаете.

Этот навык необходим при построении межличностных отношений: найти общий язык, договориться и выработать стратегию, которая удовлетворит обе стороны, можно лишь тогда, когда мы сумеем поставить себя на место другого.

Эмпатия — мост между мирами, в котором каждый из нас живет: он помогает чувствовать единение с окружающими.

Чтобы построить мост, необходимо следовать ряду правил.

Правила эмпатии

1. Искреннее желание понять любого человека и посочувствовать ему

Эмпатия — это сложная внутренняя работа, требующая большого ресурса. Но часто нам проще судить о других, используя стереотипы и ярлыки, отмахиваться от их чувств, мотивируя это нежеланием вникать в чужие проблемы.

Совет: нам должно быть искренне не все равно, что происходит с человеком, — только так можно создать глубокие конструктивные отношения.

2. Cопереживать, а не оценивать

Если другой человек попадает в неприятную ситуацию, обычно возникает желание сказать: «Ты совершил глупость и сам виноват во всем». Но таким образом мы даем оценку происходящему, навешиваем ярлык и пытаемся обесценить чувства другого: мол, ничего страшного, что ты переживаешь, это все ерунда. Так включаются защитные механизм психики: мы не хотим сталкиваться с сильными негативными эмоциями других людей. Однако важно понимать, что такое отношение не позволит выразить сочувствие, оказать помощь, установить контакт.

Совет: отказываться от автоматических реакций и занимать безоценочную позицию.

Кадр из фильма «Хорошо быть тихоней»

© kinopoisk.ru

3. Принимать тот факт, что каждый человек живет в своей психологической реальности

Помните: у каждого из нас — свои взгляды, представления, убеждения, правила.

Совет: следует уважительно относиться к этим различиям. Даже если мы не разделяем мировоззрение человека, надо признать, что он имеет право на свою точку зрения.

Упражнения для развития эмпатии

Люди обладают различной способностью испытывать сопереживание: у одних это заложено с рождения, а другим – сложно представить себя на чужом месте. Но ситуацию можно изменить, ведь эмпатия — навык, который развивается: для этого необходимы желание и регулярные тренировки.

Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать

1. Люди вокруг нас

Когда стоите на остановке, гуляете или едете в транспорте, посмотрите на людей вокруг: постарайтесь представить, что они чувствуют, о чем размышляют в данный момент, был ли у них сегодня хороший день или сложный. А общаясь, задавайте себе вопрос: «Что сейчас чувствует человек, с которым я говорю?»

Результат: таким образом сначала вы только строите гипотезы, но с развитием навыка будете более точны в своих оценках.

2. Активное слушание

Основа эмпатии — умение выслушать человека. Поставьте себе задачу: услышать и понять, что он хочет донести. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.

Результат: это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают  искусством не только рассказчика, но и слушателя.

Кадр из фильма «Клуб «Завтрак»»

© kinopoisk.ru

3. Отражение

Отзеркаливайте эмоции другого человека: выслушайте его и перескажите то, что он вам рассказал, с акцентом на его чувства. Например: «Я понимаю, что сейчас у тебя напряженная ситуация на работе, вижу, как ты встревожен».

Результат: сумеете установить контакт, выразить сочувствие. Такой подход избавит от необходимости подбирать какие-то особенные слова (что часто вызывает затруднение).

4. Общайтесь с «другими»

Не секрет, что многие любят собирать вокруг себя команду единомышленников — людей со схожим мировоззрением, потому что в таком обществе мы чувствуем себя наиболее комфортно. Но это замыливает взгляд, делает наше мышление туннельным, а нас — неспособными понять и посочувствовать тому, чьи взгляды отличаются от наших. Поставьте перед собой задачу общаться с теми, с кем бы вы по разным причинам не стали поддерживать отношения в обычной жизни.

Результат: умение понимать «других» (людей с иным мировоззрением) и их мотивы.

5. Читай и смотри

Чтение художественной литературы и просмотр психологических фильмов — отличный тренажер для развития эмпатии. Постарайтесь отслеживать и анализировать, что чувствует герой, в какие моменты он вызывает сопереживание и почему.

Результат: часто при соприкосновении с произведениями искусства возникает эмпатия на автоматическом уровне (этот элемент заложен в самом произведении), что помогает тренировать навык.

Кадр из фильма «Романтики 303»

© kinopoisk.ru

6. Играй

Существует большое количество настольных игр (в том числе для взрослых), создающих возможность поставить себя на место других людей и выстроить с ними отношения. Одна из них — «Имаджинариум».

Результат: такие игры тренируют умение лучше понимать собеседника и предсказывать ход мыслей разных людей.

7. Карты эмоций

Найдите в интернете и скопируйте перечень эмоций, состоящий более чем из 30 пунктов, напротив каждой напишите те ситуации из своей жизни, в которых вы ее испытывали.

Результат: карта эмоций будет подсказывать различия между эмоциями и то, в какие моменты вы их ощущаете. Сопоставляя эту карту с реакциями других людей, сможете более точно понимать и отражать их чувства. Ведь чтобы научиться сочувствовать кому-то, надо разобраться в своих ощущениях.

8. Я на месте другого

Детские психологи проводят такой эксперимент: в противоположном углу комнаты усаживают куклу, а ребенка просят представить и рассказать, что она видит. Вы можете использовать тот же прием: в ситуации, когда хотите проявить эмпатию, попробуйте стать на место другого человека, спросите у себя: «Если бы со мной произошло то же самое и я испытывал бы такие эмоции, какую поддержку я бы хотел получить? Что бы мне хотелось услышать? Как бы я себя чувствовал в такой ситуации?»

Результат: способность увидеть мир с позиции другого.

Упражнения помогут развить один из самых полезных навыков, необходимых в повседневной жизни: он позволяет считывать эмоциональное состояние другого человека, осознавать, что им движет, чтобы успешно вести переговоры, выстраивать отношения в коллективе, создавать гармоничные отношения в семье.

Спокойствие, только спокойствие: как поддержать себя во время пандемии.

виды, уровни, советы по развитию

Что это такое? Сегодня совершенно ясно, что эмпатия как способность сопереживать, понимая чувства других, позволяет человеку добиться значительных успехов в жизни и просто облегчает существование. К сожалению, далеко не все люди с рождения обладают таким даром.

Что делать? Специалисты абсолютно уверены, что подобный талант можно прокачать. Правда, для этого нужно будет предпринять определенные действия: научиться осознавать свои эмоции, освоить навыки управления ими, начать применять на практике различные методики развития эмпатии.

В статье рассказывается:  

  1. Эмпатия как часть эмоционального интеллекта
  2. Роль эмпатии в профессиональной деятельности людей
  3. Идеальные сферы для проявления эмпатии
  4. Виды эмпатии
  5. Уровни эмпатии
  6. Необходимость развития навыка
  7. Способы осознать свои эмоции
  8. Стратегии управления эмоциям
  9. Советы по развитию эмпатии
  10. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Эмпатия как часть эмоционального интеллекта

Способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять всем этим называют эмоциональным интеллектом. Различают пять компонентов данного понятия:

  • Самосознание – человек осознает свои сильные и слабые стороны.
  • Саморегуляция – человек без трудностей может контролировать собственные эмоции.
  • Мотивация – человек нацелен на работу, хочет достичь успеха в своем труде.
  • Социальные навыки – способность человека контактировать с окружающими.
  • Эмпатия – способность считывать эмоциональное состояние другого, сопоставлять это состояние с личными чувствами и давать положительный эмоциональный отклик.
Эмпатия как часть эмоционального интеллекта

Эмпатия является одной из составляющих эмоционального интеллекта. Сам термин происходит от греческого empatheia, что в переводе означает «сопереживание». Суть эмпатии – это, простыми словами, полное понимание и сочувствие к словам и действиям другого.

Научные книги дают десятки толкований данному слову. Но специалисты в области психологии предпочитают следующее: эмпатия является осознанным сопереживанием одной личности эмоциональному состоянию других. То есть в этом деле очень важна осознанность. Без нее происходит лишь идентификация с другим человеком, не более.

Проявление эмпатии тесно связано с эмоциональным интеллектом человека. Если он высокий, то это говорит о хорошем психическом здоровье. Если он низкий, то человек предрасположен испытывать серьезные проблемы, справиться с которыми может только специалист.

Около пяти лет назад проводилось масштабное исследование, во время которого была установлена взаимосвязь между низким эмоциональным интеллектом (EI) и самоубийствами, затяжными депрессиями. Если человек не способен понимать собственные эмоции, не может распознать и анализировать чувства других, то существует большая вероятность впасть в глубокое депрессивное состояние.

Тест на эмпатию и эмоциональный интеллект очень часто проходят люди, которые устраиваются на работу.

Соискатели с помощью него выясняют, хорошо ли сложатся отношения потенциального работника с коллективом. Некоторые профессии требуют максимального проявления эмпатии, поэтому работодателям необходимо тестировать кандидатов.

Роль эмпатии в профессиональной деятельности людей

Профессиональная деятельность, связанная с тесным контактом одного человека с другим, требует от сотрудников открытого проявления эмпатии. Такие профессии затрагивают практически все сферы, начиная с бизнеса и заканчивая общественной деятельностью.

Например, роль эмпатии в профессиональной деятельности врача-психотерапевта является доминирующей. Без нее не получится установить доверительный контакт с пациентом, а значит, не удастся определить диагноз и прописать грамотное лечение. Это касается и других профессий, например, педагогов, полицейских, сотрудников МЧС.

Некоторые профессии тоже требуют проявления эмпатии, но это не самое главное, а лишь фактор для большей успешности. Речь идет о продавцах-консультантах, об управленцах и т. д.

HR-менеджеры и руководители компаний будут более успешны, если научатся не просто слышать то, что говорят сотрудники, но еще и слушать их. Отсутствие эмпатии создаст большую пропасть между руководителем и подчиненными.

Потребности вторых не будут услышаны, а ведь это могло бы сплотить коллектив, подбодрить команду и направить ее на покорение новых бизнес-вершин. Во время важных переговоров тоже важно проявлять эмпатию. Это поможет быстрее прийти к соглашению и избежать конфликтов.

Менеджер-профессионал должен думать не только о своих потребностях, но и о чувствах и мыслях своих подчиненных. В его случае проявить высокую эмпатию – найти общий язык с другими людьми, постараться понять людей с другим менталитетом, с иным пониманием культуры. Исследования CCL показали, что команды под руководством эмпатичных менеджеров работают в разы продуктивнее тех, кем руководит холодный и отстраненный начальник.

Каждому в коллективе не помешает проявлять эмпатию к коллегам. Благодаря этому создается положительная атмосфера, чувствуется дружелюбное отношение, готовность помочь в трудную минуту. Это все положительно влияет на продуктивность компании.

Развитое чувство эмпатии пригодится в работе даже простому продавцу в магазине. Нужно по-настоящему проникнуться чувствами человека, понять его желания, страхи, сомнения. Необходимо настроить его на позитив, успокоить, предложить помощь в решении проблемы.

Например, девушка не может выбрать платье и очень переживает по этому поводу. Необходимо убрать все сопутствующие страхи, помочь выбрать подходящий наряд, окружив покупателя вниманием, заботой. Покупатель уйдет с хорошим настроением, а продавец получит прибыль.

Эмпатия очень важна, если речь идет о разработке продукции или политических концепций. Она поможет лучше понять то, что требуется людям. А это, в свою очередь, располагает, настраивает на доверительное сотрудничество.

Идеальные сферы для реализации эмпатии

  • Искусство

Эмпатичный человек – это тот, на кого сильно влияют чувства, эмоции, действия и мысли окружающих. Они обладают врожденной способностью глубоко понимать людей, с которыми сталкиваются. Более восприимчивы, активно сопереживают другим, что дает эмпату преимущество в создании значимого, далеко идущего искусства всех типов.

Идеальные сферы для реализации эмпатии

Это люди, занимающиеся творчеством. Например, художники или скульпторы. Благодаря развитой эмпатии им проще изобразить на полотне или в виде объемно-пространственной формы чувства, эмоции, которые другие бы не смогли передать так же талантливо. Если человек ощущает мир на какой-то своей волне, то у него большие шансы стать успешным творцом.

  • Юриспруденция

Эмпатичные люди с большим успехом трудятся в области юриспруденции. Это дает им преимущество в работе, когда требуется защитить права обвиняемого или предоставить свои услуги благотворительным и некоммерческим организациям. Повышенная чувствительность эмпатов помогает им стать востребованными даже в жестких юридических дисциплинах, к примеру, в корпоративном праве.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 20576

  • Социальная работа

Труд социального работника довольно обширен. Такие люди нужны в любой компании, в благотворительных организациях, в правительстве. Социальный служащий помогает всем нуждающимся преодолевать бюрократические сложности. В его обязанности входит защита благополучия своих подопечных. Эмпатичный социальный работник – настоящая находка. Он будет в разы активнее трудиться на благо общества.

  • Сфера здравоохранения

Быть эмпатичными необходимо всем работникам медицинской сферы. Доктора и медсестры успешнее выполняют свою работу, если искренне хотят помочь людям, попавшим в трудную ситуацию.

  • Благотворительность

Эмпат очень любит благотворительность, ведь бескорыстно помогать другим для него совсем не в тягость. В настоящем существует множество благотворительных организаций и фондов, которые помогают и людям, и животным, и спасают природу в целом.

Если человек не хочет официально работать на каком-то предприятии, которое оказывает помощь нуждающимся, то он может обратиться в некоммерческую организацию или частный фонд и предложить свою помощь им. Многочисленные приюты и ночлежки всегда нуждаются в эмпатичных людях с активной общественной позицией.

Виды эмпатии

Эмпатия в психологии классифицируется по видам. Некоторые из них более полезны в определенных профессиях, чем другие.

  • Эмоциональная эмпатия

Проявляя эмоциональную эмпатию, человек настолько глубоко проникается чувствами другого, что даже может потерять самообладание. У таких людей особое строение нервной системы. Пропуская через себя боль и счастье других, они испытывают эти эмоции так же остро.

Такое серьезное погружение может привести к постоянному стрессу, многочисленным нервным срывам. Человек становится эмоционально нестабилен. Таким людям противопоказана работа, при которой требуется полное погружение в проблемы собеседника.

  • Когнитивная эмпатия

Когнитивная эмпатия – умение человека не просто сопереживать другим, но еще и проводить анализ их поступков и сопутствующих действий. Человек запоминает свои переживания и анализирует действия других, соотнося их с собственным опытом из прошлого. Понимание эмоций происходит через мимику, жесты, интонацию. Когнитивная эмпатия помогает бизнесменам и работникам сферы торговли в построении успешных деловых отношений.

  • Предикативная эмпатия

Предикативная эмпатия проявляется тогда, когда человек без труда предугадывает реакцию собеседника. Он может предвидеть поведение другого, осознавать мотивы. Предикативно развитый эмпат всегда максимально тактичен, старается не вторгаться в личное пространство других без разрешения и понимает важность психологического комфорта окружающих. Если руководитель крупной компании, политик или бизнесмен способен проявлять предикативную эмпатию, тогда успех в работе ему обеспечен.

Уровни эмпатии

Многие работодатели уделяют особое внимание тесту на эмоциональный интеллект и эмпатию. Диагностика помогает выяснить уровень эмпатического взаимодействия. Чаще всего используют опросник уровня поликоммуникативной эмпатии по методике И.М. Юсупова или методику шкалы эмоционального отклика А. А. Меграбяна.

Низкий

Если человек равнодушный, то у него минимальный уровень эмпатии. Такие люди не способны на сопереживание, они заботятся лишь о себе, и их волнует только собственное благополучие. Эмоциональный фон у них на критическом низком уровне.

Уровни эмпатии

Им чужды слезы радости или горя. Если у человека низкий уровень эмпатии, то он сосредоточен только на себе. У него слабо развиты навыки общения и понимания других людей. Они избегают работы в коллективе, стараются общаться с людьми своего возраста, холодно относятся к старикам, детям, животным. Очень не любят критику в свой адрес, но быстро забывают о сделанном им замечании. Очень часто про таких людей говорят, что они «толстокожие».

Средний

Этот уровень присущ большинству людей. У человека средний уровень эмпатии, если имеются такие признаки:

  • Он умеет не только слышать собеседника, но и слушать его, старается помочь всем, чем может.
  • Он может поставить себя на место другого, старается представить его позитивные и негативные эмоции.
  • Он осознает страдание другого, обладает способностью сопереживать.

Такого человека можно назвать психически здоровым, не представляющим какую-либо угрозу для общества. Ему нетрудно помочь нуждающимся, дать эмоциональный отклик, если необходимо. Однако обладатель среднего уровня эмпатии имеет также развитый механизм самозащиты. Если чужие проблемы оставляют слишком серьезные раны на душе, то сработает чувство самосохранения, эмпатия несколько притупится, чтобы сохранить разум и эмоции в норме.

Высокий

Людей с высоким уровнем эмпатии не так много. Они ощущают эмоции и чувства других гораздо острее, чем свои собственные. Проблема другого человека может оказать большое влияние на психологическое состояние высокоразвитого эмпата, травмируя его. Такие люди очень великодушны, постоянно прощают своих обидчиков, всегда готовы помочь. Их чрезмерной открытостью очень часто пользуются подлые люди из ближайшего окружения и всевозможные мошенники.

Только до 1.

05

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Уже скачали 7503

Человек с высоким уровнем эмпатии очень тактичен с другими, старается оградить собеседника от неприятных, болезненных тем. Высокоразвитые эмпаты склонны к творчеству, обладают богатым внутренним миром и воображением. Их душевное равновесие очень хрупкое, настроение меняется быстро, что мешает в повседневной жизни.

Необходимость развития навыка

Развивать навык эмпатии необходимо. Страшно представить, что может случиться, если человек общается с потенциально опасным собеседником, но не может распознать явные сигналы об угрозе. Равнодушие может привести к печальным последствиям. В этом случае мозг не анализирует поведенческие факторы собеседника, что может очень плохо закончиться.

Эмпатия оказывает большое влияние на человека, кардинально меняет его поведение, а именно:

  1. Человек ставится коммуникабельным, ведь с такими людьми проще найти общий язык.
  2. У человека повышается самооценка, ведь люди к ним тянутся, хотят наладить позитивное общение для взаимообмена положительными эмоциями.
  3. У человека проявляется мирная сторона характера, ведь такие люди становятся сдержаннее, менее агрессивными.
  4. Человек становится менее токсичным, ведь он перестает осуждать людей, критиковать. Они учатся быть толерантными, не осуждать выбор друг. Осознают, что вторгаться в личное пространство со своими советами и критикой не стоит.

Для того чтобы полностью осознавать чувства и эмоции окружающих, нужно научиться улавливать свои эмоции, брать их под контроль.

Способы осознать свои эмоции

Если человек научился разбираться в своих эмоциях, то ему будет проще понять мотивы и поступки окружающих. Неважно, на каком языке говорит человек, какую религию проповедует или к какому социальному слою общества он относится: в проявлениях чувств все люди планеты схожи. И белокожий, и чернокожий, и русский, и американец, и христианин, и мусульманин может испытывать чувство тревоги, отчаяния, радости, интереса или стыда.

Разобраться с эмоциональным самосознанием бывает сложно из-за постоянной смены настроения. За несколько минут человек способен испытать огромный спектр эмоций. Может случиться так, что в один момент человек и грустит, и радуется, испытывая две полярные эмоции сразу. Просто одно демонстрируется окружающим, а другое скрыто глубоко в душе. Также на познание собственных эмоций может повлиять наличие серьезных подавляющих травм из детства.

Однако человек все-таки может научиться распознавать собственные эмоции. Для тренировки данного навыка существует сразу несколько способов:

  • Прислушиваться к физическим ощущениям. Определить, что чувствуете в данный момент, могут помочь пульс, ритм дыхания, напряженность мышц тела и прочие признаки.
  • Делать пометки в ежедневнике. Можно вести дневник ощущений, в который нужно записывать все происходящее в течение дня с упоминанием эмоций, которые испытали во время того или иного происшествия. На страницах тетради можно поразмышлять о событиях прошлого или обратиться к будущему.
  • Обращать внимание на «маячки» в поведении. Некоторые люди неуместно шутят, если очень волнуются, а другие могут начать проявлять агрессию. Замечая за собой такое поведение, можно предотвратить неприятную ситуацию. Если научиться распознавать «маячки», то при их появлении можно сразу поменять тактику общения или поведения.
  • Практиковать обратное отслеживание. Если появляется беспричинное чувство дискомфорта, то нужно обратиться к событиям, произошедшим «до». Обдумать все, что происходило в течение определенного времени, определить причину или источник дискомфорта.
Способы осознать свои эмоции
  • Заглянуть вглубь. Человек может испытывать несколько эмоций одновременно, но нужно определить, какая из них доминирующая, чтобы разбираться с ними постепенно.

Стратегии управления эмоциями

Очень трудно проявлять эмпатию, если человек находится в возбужденном состоянии. Для того чтобы уловить тонкие вибрации чувств другого, нужно пребывать в состоянии покоя. В противном случае нельзя гарантировать, что эмоции собеседника поняты правильно. Существует несколько стратегий управления эмоциями, которые помогут быстро осознать негативную эмоцию и принять ее, тем самым успокоившись.

  • Усмирение гнева

Во время работы часто случается так, что один коллега не выполнил свою часть совместного задания и серьезно подвел другого. Конечно, многие начнут злиться в такой ситуации, накручивать себя, все больше и больше раздражаясь. Можно попробовать обуздать гнев, посмотрев на ситуацию под другим углом: поставить себя на место этого коллеги, попытаться понять причину срыва дедлайна.

Возможно, у него были серьезные проблемы, которые помешали выполнить работу. Он может переживать не меньше из-за того, что подвел партнера. Суть в том, чтобы уловить возмущенные мысли, из-за которых появляется гнев, и усомниться в их правильности.

Многие люди спасаются от гневных эмоций с помощью физических упражнений или прибегая к медитациям.

  • Борьба с придуманными страхами

Очень хорошо, если человек видит реальную угрозу ему самому или его деятельности. Однако чаще бывает так, что он придумывает себе страхи, боится чего-то очень маловероятного, но это сильно мешает ему. Нужно подвергнуть решительной критике эти иррациональные прогнозы. Можно обратиться к статистике и посмотреть, велика ли вероятность негативного исхода, который так пугает. Возможно, есть другое решение проблемы или иной выход из ситуации, который поможет в борьбе с этими страхами.

  • Снижение степени стресса

Некоторые люди очень выносливые, могут работать сутками напролет. Когда-нибудь это переутомление все же даст о себе знать. Работая без выходных, подвергая организм такому сильному стрессу, человек навлекает на себя болезни, эмоциональные срывы. Необходим полноценный отдых в выходные дни и во время отпуска. Не нужно забывать о правильном питании, спортивных занятиях и здоровом сне.

Советы по развитию эмпатии

Когда человек разобрался в чувствах, он может начинать тренировать эмпатию. Для этого нужно уделять много времени развитию коммуникативных навыков. Общение с абсолютно разными людьми идет на пользу, повышая потенциал к эмпатии. Вот несколько известных методов по развитию эмпатии:

  • Расширяйте круг общения

Пусть среди тех, с кем вы общаетесь, будет как можно больше разных людей. Это могут быть старики и молодежь, иностранцы и соотечественники, мужчины и женщины, зажиточные люди и финансово скованные. Многие общаются только с людьми «своего круга», совершая большую ошибку. Так выражать эмпатию очень просто, а вот к тем, кто сильно отличается от вас, гораздо труднее.

  • Не забывайте о живом общении

Большинство людей в современном мире общается в социальных сетях. Такой формат наложил свой отпечаток и исказил понимание других, приведя к регрессу эмпатических способностей. Общаясь посредством мессенджера, человек не видит истинных эмоций собеседника. Присылая рыдающий смайлик, человек может лишь демонстративно показывать, что он очень грустит, но в реальности эмоции не будут такими явными.

Да и получатель сообщения может не всегда верно трактовать ту или иную эмоцию, переданную с помощью смайликов. Только живое общение может научить человека распознавать чужие эмоции правильно.

  • Научитесь активному эмпатическому слушанию

Нужно стараться сосредоточиться на тех словах и эмоциях, что хочет донести до вашего понимания собеседник, а не на тех, что вы думаете и испытываете самостоятельно. Необходимо отказаться от суждений. Общение с человеком не должно прерываться телефонными звонками, беседами с посторонними. Надо научиться вникать в речь собеседника, не перебивать его, поддерживать зрительный контакт, задавать уточняющие вопросы, которые помогут раскрыть какие-то не до конца понятные вам темы.

  • Замечайте «эмоциональные» слова

Человек очень редко говорит другому о своих истинных переживаниях, однако можно самостоятельно понять, что происходит в душе собеседника, если научиться распознавать «эмоциональные» слова. Именно они раскрывают важную информацию о том, что пытается утаить человек. К примеру, слова «расстроенный», «боль» или «раздраженный» намекают на уровень гнева. А такие слова, как «нервный», «обеспокоенный» или «волнующийся», сообщают о чувстве страха.

  • Используйте технику отзеркаливания

Как только вы услышали то, что сказал вам собеседник, нужно постараться кратко и ёмко это пересказать, сделав акцент на его эмоциях. Благодаря этому приему человек понимает ваше желание проникнуться его чувствами, разделить его переживания. Нужно продемонстрировать, что вы понимаете его ощущения в этот момент. Можно сделать это вербально или невербально. Так вы выказываете сочувствие, выражаете поддержку другому.

Советы по развитию эмпатии
  • Находите положительные качества в других

Многие любят критиковать поведение других людей. Найти что-то отрицательно легко, нужно лишь захотеть. Обнаружить положительные качества бывает гораздо сложнее, но следует пересилить себя. Не нужно обращать внимание на мелочи, которые расстраивают. Не стоит обращать внимание на недостатки окружающих. Единственный способ избавиться от подобного типа мышления — попытаться найти положительное в каждом человеке.

Если же вы замечаете только негативные стороны, то нужно отпустить ситуацию, поставить общение с ним на паузу или свести к минимуму, а в это время попытаться найти что-то положительное, что стабилизирует ваши отношения.

  • Обращайте внимание на мимику, жесты, интонацию

Очень редко люди говорят открыто о своих эмоциях. Чаще всего информация передается невербально, зашифровано, с помощью голоса, мимики, жестов. Некоторым людям бывает сложно распознать эти сигналы. В таком случае можно почитать литературу на данную тематику или посетить тренинг по невербальному общению.

Все эти советы помогут развить способность к эмпатии, а также повысить начальный уровень эмпатических способностей при непосредственном контакте с эмоциональными состояниями. Есть и другие способы, но они учат эмпатии опосредованно:

  • Тренировка внимания, когда нужно попытаться сконцентрироваться на мимолетной эмоции, отражающей состояние другого человека.
  • Чтение литературы и просмотр фильмов с уклоном в психологию.
  • Играйте в настольные игры. К примеру, игра «Имаджинариум» отлично помогает следить за ходом мыслей других игроков, а «Мафия» учит распознавать правду и ложь.
  • Обучение актерскому мастерству или практика техники «перестановки ролей». Таким образом можно поставить себя на место другого человека и понять его эмоции в тот или другой момент.

Эмпатия, как выяснилось, играет очень важную роль во время тесного контакта людей. Низкая эмпатия ставит преграды человеку, мешает ему общаться с окружающим миром, вносит дисгармонию в его жизнь. Чем выше развита эмпатия, тем успешнее человек коммуницирует с обществом. Многие проблемы можно решить правильными словами поддержки, поэтому не нужно быть скупыми на эмоции. Это значительно облегчит жизнь и вам, и окружающим вас людям.

Продвижение блога — Генератор продаж

Рейтинг: 5

( голосов 6 )

Поделиться статьей

Разница между сочувствием и сочувствием

Как усиление нашего сочувствия помогает тем, кто находится в группе риска самоубийства?

По данным Национального института психического здоровья, с 2000 по 2016 год уровень самоубийств в США неуклонно рос. В связи с ростом уровня самоубийств жизненно важно обратить внимание на поведение, которое помогает снизить риск попыток самоубийства и смерти в результате самоубийства. .

Исследования показали, что то, как мы относимся к людям, подверженным риску самоубийства, имеет жизненно важное значение для планирования предотвращения самоубийств. Специалисты в области психического здоровья подчеркивают важность чуткой реакции при работе с человеком, находящимся в кризисе. Однако многие люди не уверены, что это означает. Большинство людей не занимаются психическим здоровьем и просто пытаются помочь другу или любимому человеку.

Когда мы говорим о поддержке человека в трудные времена, мы иногда используем слова «сочувствие» и «сочувствие» как синонимы. Терапевты определили, что эти два слова не только имеют совершенно разные значения, но и то, как мы проявляем «симпатию» или «эмпатию», совершенно различны. Давайте рассмотрим разницу между эмпатией и сочувствием и обсудим, что делает эмпатию лучшим поведением для общения с тем, кто испытывает трудности.

Симпатия создает разделение

Словарь Merriam-Webster определяет симпатию как «чувство, что вы заботитесь и сожалеете о чужой беде, горе, несчастье и т. д.». Во многих случаях сочувствие является уместной эмоцией в трудной ситуации. Однако симпатия отделяет вас от человека, который борется.

Брене Браун описывает сочувствие как способ оставаться вне связи с нашими собственными эмоциями и сделать наши связи транзакционными. Сочувствие ставит человека, борющегося с трудностями, в место осуждения, а не понимания. Человек стремится осмыслить ситуацию или посмотреть на нее со своей точки зрения.

Когда человек сочувствует, он может дать полезный совет или посмотреть на кого-то с жалостью. Они часто испытывают облегчение от того, что не находятся в той же борьбе, и игнорируют триггеры или тяжелые чувства, возникающие в связи с ситуацией. Человек, испытывающий трудности, может не чувствовать, что его слушают или «услышали».

Иногда уместным ответом является сочувствие. Когда кто-то, кого вы плохо знаете, переживает потерю, вы можете послать открытку с соболезнованиями. Когда два человека не особенно близки, симпатия проявляет заботу, но сохраняет соответствующую социальную дистанцию.

Будь то случайный знакомый или кто-то с работы, жесты сочувствия являются социальной реакцией на личный кризис. Он признает обиду другого человека, сохраняя при этом социальные нормы, необходимые для нормального функционирования отношений. Когда отношения не являются интимными или близкими, сочувствие является подходящей реакцией. Однако с близким другом или членом семьи мы должны стремиться к эмпатии в нашем общении.

Эмпатия способствует установлению связи 

Эмпатия определяется как «чувство, что вы понимаете и разделяете переживания и эмоции другого человека» или «способность разделять чужие чувства». Это взгляд на вещи с точки зрения другого человека и попытка понять, почему он так себя чувствует.

Эмпатия — это непросто. Требуется огромная уязвимость, чтобы слушать без осуждения и видеть себя в борьбе другого человека. Эмпатия может быть неудобной, особенно когда вы поддерживаете кого-то в трудные времена.

Эмпатия не в том, как исправить другого человека, а в том, чтобы выслушать боль другого человека и поделиться своими трудными мыслями и чувствами. Люди, подверженные риску самоубийства, часто выражают одиночество и боль словами и действиями. Им кажется, что никто не может понять их борьбу. Когда вы выражаете им сочувствие, это уменьшает их чувство непонимания и осуждения.

Иногда выражение сопереживания означает смотреть в зеркало собственных эмоций. Это требует от вас признать, что никто не застрахован от трудных времен. Копнув глубже, вы обнаружите, что мы не такие уж и разные. Это осознание можно передать своим близким, чтобы помочь им пережить их боль.

Выражая сочувствие своим близким, вы приглашаете их в свой внутренний мир. Когда они видят, что у вас есть собственные проблемы, это заставляет их чувствовать себя связанными. Эта связь позволяет им доверять вам и делиться своими чувствами. Эмпатия создает связь и понимание. Связь и понимание побуждают тех, кто борется с психическим здоровьем, обращаться за помощью и поддержкой к своим доверенным сверстникам.

Различия между сочувствием и сочувствием

Теперь, когда мы понимаем определение сочувствия и сочувствия. Давайте обсудим их различия, чтобы мы могли отобразить соответствующую эмоцию в нужное время. Разница между эмпатией и симпатией заключается в том, как мы относимся к другому человеку. Эмпатия проявляется в том, сколько сострадания и понимания мы можем дать другому. Симпатия – это скорее чувство жалости к другому. Эмпатия — это наша способность понять, что чувствует другой человек, а сочувствие — это наше облегчение от того, что у нас нет тех же проблем.

Когда мы относимся с сопереживанием, мы даем другому человеку пространство, чтобы он мог владеть своими эмоциями и чувствами. Мы размышляем о том, что они чувствуют, и обеспечиваем безопасное пространство для всех эмоций, даже негативных. Когда мы относимся с симпатией, мы переходим в режим решения проблем. У нас есть идеи и суждения о том, что человек чувствует и что ему следует делать. Это не только сводит к минимуму проблемы человека, но и игнорирует его чувства.

Сочувствие исходит из нашего эго. Это то, что, как мы знаем, мы должны делать, и часто это говорит другим, что делать или чувствовать. Эмпатия исходит из сердца. Это чувствовать чужую боль и делиться человеческим опытом. Каждый хочет быть принятым и понятым, и эмпатия развивает эти чувства у того, кто делится, и у того, кто слушает.

Еще одно основное различие между эмпатией и сочувствием заключается в том, что эмпатия является уместной эмоцией в любое время. Проявление сочувствия сделает вас ближе к другим, независимо от обстоятельств. Там, где сочувствие проявляется только в трудные времена, сочувствие — это отношение, которое мы можем принять в любое время.

Как мы можем проявить больше сочувствия к тем, кто испытывает трудности?

Эмпатия — это больше, чем чувство; это действенные шаги, которые показывают вашу заботу. Но как мы проявляем сочувствие к другим? Как мы должны проявлять заботу о наших близких во время горя или борьбы?

Не существует определенного способа проявления сочувствия, как и не существует определенного способа установления отношений. Тем не менее, это простое поведение, которое создает эмпатическое пространство для других при любых обстоятельствах.

Вот несколько советов по проявлению эмпатии из «Первая помощь психического здоровья». Все они связаны с тем, как мы слушаем другого человека.

  1. Слушайте без осуждения. Эмпатия включает в себя активное слушание, чтобы понять, что пытается сказать другой человек. Человек, нуждающийся в помощи, наиболее уязвим, когда просит о ней. Связь с ними, показывая, что они чувствуют и думают, является жизненно важным чутким навыком.
  2. Слушайте с намерением. Активное слушание означает, что все ваше безраздельное внимание направлено на другого человека. Вы стоите перед ними, руки неподвижны, и смотрите им в глаза. Вы не позволяете себе отвлекаться на телефон, телевизор или других людей.
  3. Слушайте без советов. Не лишайте человека способности делиться, говоря ему, что и как делать. Пусть говорят и делают свои выводы. Если они просят совета, спросите их, что, по их мнению, они должны сделать в первую очередь. Это напоминает человеку, что он не безнадежен и может найти собственное решение.
  4. Слушайте с пониманием. Подтвердите, что чувствует другой человек, даже если вы не согласны с ним или не понимаете его. Укрепляйте доверие, принимая чувства человека и принимая их. Позвольте им работать со своими чувствами по-своему, что, если вы следуете предыдущим советам, должно быть легким.
  5. Listen With Vulnerability — если у вас есть опыт, похожий на человека, которым вы делитесь, подумайте о том, чтобы поделиться с ним своим опытом. Поделитесь своими чувствами о своем опыте и о том, что он заставил вас чувствовать, чтобы человек не чувствовал себя таким одиноким в своих чувствах.

Самоконтролируя нашу собственную эмпатию к чужой боли, мы можем постепенно начать восстанавливать связи, которые мы потеряли с другими, и сделать нынешние связи еще сильнее. Поддержка, понимание и сострадание являются строительными блоками профилактической помощи для всех людей, как молодых, так и пожилых.

Никогда нельзя сбрасывать со счетов разговоры о самоубийстве. Если вы или кто-то из ваших знакомых думает о самоубийстве, позвоните в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-8255 или отправьте сообщение 9.88.

Эмпатия Определение | Что такое эмпатия

Прокрутите вверх

Что такое эмпатия?

Термин «эмпатия» используется для описания широкого спектра переживаний. Исследователи эмоций обычно определяют эмпатию как способность ощущать эмоции других людей в сочетании со способностью представлять, что кто-то другой может думать или чувствовать.

Современные исследователи часто различают два типа эмпатии: «аффективная эмпатия» относится к ощущениям и чувствам, которые мы получаем в ответ на эмоции других; это может включать отражение того, что чувствует этот человек, или просто чувство стресса, когда мы обнаруживаем страх или тревогу другого человека. «Когнитивная эмпатия», которую иногда называют «приятием точки зрения», относится к нашей способности идентифицировать и понимать эмоции других людей. Исследования показывают, что людям с расстройствами аутистического спектра трудно сопереживать.

Эмпатия, похоже, имеет глубокие корни в нашем мозгу и теле, а также в нашей эволюционной истории. Элементарные формы эмпатии наблюдались у наших родственников-приматов, у собак и даже у крыс. Эмпатия была связана с двумя разными путями в мозге, и ученые предположили, что некоторые аспекты эмпатии можно проследить до зеркальных нейронов, клеток в мозгу, которые возбуждаются, когда мы наблюдаем, как кто-то другой выполняет действие почти так же, как и они. огонь, если мы сами выполнили это действие. Исследования также обнаружили доказательства генетической основы эмпатии, хотя исследования показывают, что люди могут усиливать (или ограничивать) свои естественные эмпатические способности.

Наличие сочувствия не обязательно означает, что мы захотим помочь нуждающемуся, хотя часто это важный первый шаг к действию сострадания.

Подробнее: Прочтите эссе Франса де Ваала «Эволюция эмпатии» и обзор Дэниела Гоулмана о различных формах эмпатии, основанный на работах Пола Экмана.

Каковы ограничения?

Избранные статьи

Зачем практиковаться?

Эмпатия является строительным элементом морали: людям, которые следуют Золотому правилу, помогает, если они могут поставить себя на чье-то место. Это также ключевой компонент успешных отношений, потому что помогает нам понять точки зрения, потребности и намерения других. Вот некоторые из способов, которыми исследования свидетельствуют о далеко идущей важности эмпатии.

  • Основные исследования Дэниела Бэтсона и Нэнси Айзенберг показали, что люди с более высоким уровнем эмпатии с большей вероятностью будут помогать нуждающимся, даже если это противоречит их личным интересам.
  • Эмпатия заразительна: когда групповые нормы поощряют эмпатию, люди с большей вероятностью будут эмпатичными и более альтруистичными.
  • Эмпатия уменьшает предубеждения и расизм: в одном исследовании белые участники, которых заставили сопереживать афроамериканцу, впоследствии демонстрировали меньше расовых предубеждений.
  • Эмпатия полезна для вашего брака: исследования показывают, что способность понимать эмоции вашего партнера углубляет близость и повышает удовлетворенность отношениями; это также имеет основополагающее значение для разрешения конфликтов. (Кристина Картер из GGSC написала об эффективных стратегиях развития и выражения эмпатии в отношениях.)
  • Эмпатия уменьшает издевательства: исследования инновационной программы Мэри Гордон «Корни сочувствия» показали, что она уменьшает издевательства и агрессию среди детей и делает их добрее и более открытыми по отношению к своим сверстникам. Другое исследование показало, что агрессорам не хватает «аффективной эмпатии», но не когнитивной эмпатии, предполагая, что они знают, что чувствуют их жертвы, но им не хватает эмпатии, которая удержала бы их от причинения вреда другим.
  • Эмпатия снижает вероятность отстранения: в одном исследовании у учеников учителей, участвовавших в программе обучения эмпатии, вероятность отстранения от занятий была в два раза меньше, чем у учеников учителей, которые не участвовали.
  • Эмпатия способствует героическим поступкам. Основополагающее исследование, проведенное Сэмюэлем и Перл Олинер, показало, что людей, спасавших евреев во время Холокоста, в юном возрасте поощряли принимать точку зрения других.
  • Эмпатия борется с неравенством. Как утверждали Роберт Райх и Арли Хохшильд, эмпатия побуждает нас протягивать руку помощи и хотеть помочь людям, которые не принадлежат к нашей социальной группе, даже тем, кто принадлежит к стигматизированным группам, таким как бедные. И наоборот, исследования показывают, что неравенство может уменьшить эмпатию: люди проявляют меньше эмпатии, когда достигают более высокого социально-экономического статуса.
  • Эмпатия полезна для офиса: менеджеры, демонстрирующие эмпатию, имеют сотрудников, которые реже болеют и более счастливы.
  • Эмпатия полезна для здравоохранения. Крупномасштабное исследование показало, что врачи с высоким уровнем эмпатии имеют пациентов с более крепким здоровьем; другие исследования показывают, что обучение врачей большей эмпатии повышает удовлетворенность пациентов и эмоциональное благополучие самих врачей.
  • Эмпатия полезна для полиции: исследования показывают, что эмпатия может помочь полицейским повысить свою уверенность в преодолении кризисных ситуаций, разрешать кризисы с меньшей физической силой и чувствовать себя менее отчужденными от людей, с которыми они имеют дело.

Подробнее: Узнайте, почему мы должны учить дошкольников эмпатии.

Избранные статьи

Как мне его вырастить?

Люди испытывают аффективную эмпатию с младенчества, физически ощущая эмоции своих опекунов и часто отражая эти эмоции. Когнитивная эмпатия проявляется позже в развитии, примерно в возрасте трех-четырех лет, примерно тогда, когда у детей начинает развиваться элементарная «теория разума», то есть понимание того, что другие люди воспринимают мир иначе, чем они.

Исследования показывают, что из этих ранних форм эмпатии мы можем развить более сложные формы, которые в значительной степени улучшат наши отношения и мир вокруг нас. Вот некоторые конкретные, научно обоснованные действия по развитию эмпатии на нашем сайте «Большое добро в действии»:

  • Активное слушание: проявляйте активный интерес к тому, что говорит другой человек, и заставьте его или ее чувствовать себя услышанным.
  • Общая идентичность: подумайте о человеке, который, кажется, сильно отличается от вас, а затем перечислите, что у вас общего.
  • Придайте страданиям человеческий облик: читая новости, ищите профили конкретных людей и попытайтесь представить, какой была их жизнь.
  • Вызов альтруизма: создавайте напоминания о связи.

И вот некоторые из ключей, которые исследователи определили для развития эмпатии к себе и другим: сочувствие. Действительно, исследования показывают, что практика осознанности помогает нам принимать точку зрения других людей, но при этом не чувствовать себя подавленным, когда мы сталкиваемся с их негативными эмоциями.

  • Выбрось из головы: Исследования показывают, что мы можем повысить собственный уровень эмпатии, активно представляя, что может испытывать кто-то другой.
  • Не делайте поспешных выводов о других: Мы чувствуем меньше сочувствия, когда предполагаем, что страдающие люди каким-то образом получают то, что заслуживают.
  • Проявление эмпатического языка тела: Эмпатия выражается не только в том, что мы говорим, но и в выражении лица, позе, тоне голоса и зрительном контакте (или его отсутствии).
  • Медитация: Исследования в области неврологии, проведенные Ричардом Дэвидсоном и его коллегами, показывают, что медитация, особенно медитация любящей доброты, которая фокусирует внимание на заботе о других, может увеличить способность к эмпатии как у краткосрочных, так и у долгосрочных медитаторов (хотя особенно среди давних медитаторов).
  • Исследуйте воображаемые миры: Исследование Кита Оутли и его коллег показало, что люди, читающие художественную литературу, более восприимчивы к эмоциям и намерениям других.
  • Присоединяйтесь к группе: Недавние исследования показали, что совместное исполнение музыки повышает эмпатию у детей.
  • Играть в игры: Исследования в области неврологии показывают, что, когда мы соревнуемся с другими, наш мозг создает «ментальную модель» мыслей и намерений другого человека.
  • Берите уроки у младенцев: Программа Мэри Гордон «Корни эмпатии» предназначена для развития эмпатии путем привлечения младенцев в классы, стимулируя основные инстинкты детей, чтобы они резонировали с эмоциями других.
  • Борьба с неравенством: Исследования показали, что достижение более высокого социально-экономического статуса снижает эмпатию, возможно, потому, что люди с высоким СЭС меньше нуждаются в общении с другими, в том, чтобы полагаться на них или сотрудничать с ними. По мере увеличения разрыва между имущими и неимущими мы также рискуем столкнуться с разрывом в эмпатии. Это не означает, что деньги — это зло, но если у вас их много, вам, возможно, придется быть более преднамеренным в поддержании собственной эмпатии по отношению к другим.
  • Обратите внимание на лица: Новаторское исследование Пола Экмана показало, что мы можем улучшить нашу способность распознавать эмоции других людей, систематически изучая выражение лица. Пройдите нашу викторину по эмоциональному интеллекту для начинающих или ознакомьтесь с F.A.C.E. Экмана. программа для более интенсивных тренировок.
  • Поверьте, что эмпатии можно научиться: Люди, которые думают, что их уровень эмпатии изменчив, прилагают больше усилий, чтобы проявлять эмпатию, слушать других и помогать, даже когда это сложно.
  • Подробнее : Инициатива Ashoka Foundation Start Empathy отслеживает передовой опыт педагогов по обучению эмпатии. Инициатива присудила награды 14 программам, признанным лучшими в обучении эмпатии. Некоммерческая организация Playworks также предлагает восемь стратегий развития эмпатии у детей.

    Каковы ловушки и ограничения эмпатии?

    Согласно исследованиям, мы с большей вероятностью поможем одному пострадавшему, чем большой группе безликих жертв, и мы больше сочувствуем членам нашей группы, чем членам чужой группы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *