06.05.2024

Эгоист кто это такой: Эгоизм — Психологос

Эгоизм — Психологос

01 января 2006 г., 08:19

Фильм «Н.И. Козлов и Марина Смирнова»

Фильм «Револьвер»

Эгоизм — (от «я») — отношение, когда человек думает только (или преимущественно) о своих личных интересах и своей выгоде, а об интересах других не думает (или думает в последнюю очередь). Когда все, связанное с ним, ему представляется более важным или интересным. Нередко именование эгоист используется просто как негативный ярлык, демонстрирующий отрицательное отношение к человеку без серьезных на то оснований.


«Эгоист — это плохой человек. Это человек, который все время думает не обо мне!»


Эгоизм в современной культуре считается естественным, но не самым красивым человеческим проявлением, поэтому многие реально эгоистические поступки и проявления люди любят преподносить как вовсе не эгоистичные, а проявляющие их возвышенные чувства и мотивы. В первую очередь это касается любви. Любовь эгоистична не всегда, но в массовых своих вариантах за любовью стоят в первую очередь эгоистичные побуждения.


Всегда ли люди эгоистичны? — нет. Люди разные, поступки разные. Поступки многих людей не эгоистичны ровно потому, что импульсивны и автоматичны, и совершая их, человек не думает о своих интересах и выгоде ровно потому, что вообще ни о чем не думает. Ветер не эгоистичен, а поступки многих вообще-то эгоистичных девушек не эгоистичны, потому что у них бывает ветер в голове… Но и утверждать, что каждый думающий человек всегда заботится только о себе — тоже оснований нет​. Все интереснее и сложнее…

Приоритет собственных интересов над чужими, если это просто автоматическая программа, еще не эгоизм.

Если такой приоритет случился неподумавши, случайно, это не про нас, а про то, что с нами иногда происходит. Это момент поведения, но не черта личности.

Человек не столько то, что с ним случается, сколько то, что он с собой делает, в какую сторону себя меняет. Если человек разрешает себе эту программу приоритета собственных интересов над чужими, поддерживает эту программу и защищает эту программу, это уже — черта личности, это уже эгоизм.

Эгоизм эгоизму рознь. Этикотипы Паразит и Потребитель — оба эгоисты, но отношение к ним разное. Потребитель — это эгоист, поскольку его интересует только он и заботится он только о себе, но при этом он живет на свои и заботится о себе сам, за свой счет, что снимает к нему большинство моральных претензий. Многие из таких Потребителей — очень симпатичные и вполне уважаемые люди, приносящие людям и обществу большую пользу. Чаще это бывает, когда эгоизм Потребителя приобретает форму разумного эгоизма.

Основные претензии к эгоистам связаны с эгоизмом в исполнении Паразита — человека, для которого естественно заботиться о себе за чужой счет. В этом случае эгоизм превращается в малопривлекательное зрелище: в происшедшей накладке сегодня виноват кто угодно, кроме меня, устал сегодня больше всех, конечно, я, и зарплату в первую очередь надо платить именно мне. А другие — это вообще не люди.

Противоположностью эгоизма является не альтруизм, а позиция Творца, когда человек заботится и о себе, и о других людях.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным, без головы. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.

Эгоист без головы — зрелище смешное и печальное. Ему надо войти в вагон метро, он встает поперек двери, пытается войти, ему не дают, потому-что сначала надо выйти, он искренне возмущается данной ситуацией. Доехав до своей станции, он с не меньшей искренностью возмущается тем, что перекрыли выход (такие же как он) и не дают пройти. За таким эгоизмом стоит эгоцентризм — неумение и непривычка понимать ситуацию других людей.

Эгоист рациональный не всегда вызывает симпатию, но обычно вызывает уважение. Такой человек осознает когда, зачем и почему он пренебрегает благом другого человека ради своего. Он понимает, что его сил, доброты, морали и этики не хватит, в данной ситуации «на всех». Поэтому он, осознавая зло, которое причиняет, ставит во главу угла себя и своих близких. При этом не мучается совестью, не рефлексирует и спокойно спит ночью, не видя кошмаров.

Морально-этические принципы надо прививать рациональному эгоисту, который с головой. Эгоисту без головы рассказывать об этике бесполезно, его нужно сначала научить «смотреть на себя с третьей позиции​​​​​​​». Этого, кстати, может оказаться достаточно. Другой вариант — просто приучать вести себя прилично. Пусть он как был без головы, так и останется, но вести себя будет гораздо лучше.

Эгоизм — не самая лучшая человеческая черта, но, если не брать в счет крайние варианты (эгоизм Паразита) — не самая плохая. В сравнении с бездумным существованием, когда люди вообще не думают и могут не заботиться даже о себе, разумный эгоизм привлекательней и вполне достойный вариант. Думать — полезно, заботиться о себе — правильно. При этом разумный эгоизм — не верх развития личности, он имеет свои ограничения. Если вы уже научились жить, как разумный эгоист, заинтересуйтесь позицией Творца: в этом есть большие плюсы!

Любопытно, что в российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».

Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».

Любовь к себе, эгоизм и любовь к другим

Любовь к себе — это не эгоизм. Если человек думает об окружающих и заботится о них, то его любовь к себе с эгоизмом никак не связана, для него легко и естественно любить как себя, так и окружающих. Реальность, однако, такова, что те, кто озаботился любовью к себе, по крайней мере на первых порах становятся более эгоистичны — просто потому, что основное внимание в этом случае начинает уделяться себе любимому. При этом любовь к себе и любовь к другим — связаны. Тот, не любит себя, обычно не способен любить других. Любовь к другим оказывается богаче и полноценнее, если человек имеет опыт любви к себе, и наоборот: любовь к себе оттачивается, уточняется на опыте любви к другим людям. Только научившись действительно любить других людей, человек начинает любить себя не слепо и не криво, а внимательно и разумно. См.→

  • Эгоизм
  • Автор Н.И. Козлов
  • Человек
  • Личность
  • Этикотипы

Комментарии (8):

Гость, 08 февраля 2014 г. , 22:32

Как далеки Мы от Народа!? 😉

Гость, 09 февраля 2014 г., 19:11

Истина, как всегда где-то рядом! На мой взгляд, многие Ваши выводы не совсем верны, а некоторые неверны в принципе! «Эгоист — это плохой человек. Это человек, который все время думает не обо мне!» Если это так? — взгляните в зеркало и направьте к нему любого. «Почему мы не рождаемся эгоистами». А кто Вам сказал, что это верно? Разумный эгоизм… Да! Приемлемое понятие, но его надо развивать и воспитывать. Он не упадёт на Вас, как манна небесная. Если говорить об Эгоисте, то его позиция Творца не интересует!? Эгоист — носитель ЭГО! Как по Вашему? Чтоо Это? 😉

1

ответ

Гость, 22 марта 2020 г., 01:09

Мы все где то внутри эгоисты, разве не так? Разве вы не имеете права иметь свои права? Имеете! Значит вы уже эгоист, вот и всё. Главное, понимать и оценивать ситуацию своего эгоизма, насколько он раздут в нас и что из этого следует.

Значит, надо внимательно следить за своими мыслами и действиями, и если мы чувствуем что наш эгоизм перешёл границу по отношении к другому человеку, надо остановиться, осознать, подумать и сделать обратное действие, т.е. альтруизм 🙂

Гость, 15 августа 2014 г., 22:30

Занимательная психология.

Михаил, 09 февраля 2015 г., 01:40

Противоположностью эгоизма является не альтруизм, а позиция Творца, когда человек заботится и о себе, и о других людях. Почему? Творец — такой же разумный эгоист, как и потребитель, просто ему более болезненно переносить бездействие, когда нужно помочь. Другими словами, муки и угрызения совести от отказа помочь будут намного острее.

1

ответ

Н.И. Козлов, 09 февраля 2015 г., 16:18

Михаил, с вами согласятся не все. Возможно, вам будет интересна статья http://www.psychologos.ru/articles/view/kazhdyy_zabotitsya_tolko_o_sebe_dvoe_zn__pravda_li_eto_vop_zn_» target=»_blank»>Каждый заботится только о себе: правда ли это?

1

ответ

Гость, 02 марта 2019 г. , 07:32

Возлюби ближнего своего, как самого себя. В этом вся суть.

Гость, 15 июля 2022 г., 19:34

Вначале статьи звучит такая мысль: «Любовь эгоистична не всегда, но в массовых своих вариантах за любовью стоят в первую очередь эгоистичные побуждения». Но возникает вопрос, может ли понятия любовь и эгоизм иметь что-то общее?

Для размышления – вот как в Библии описывается настоящая любовь: «Любовь терпелива, добра, она не завидует и не хвалится, она не гордится, не может быть грубой, она не ищет выгоды себе, она не вспыльчива и не помнит зла. Любовь не радуется неправде, но радуется истине. Она все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит» (1 Коринфянам 13:4-7).

Если учитывать, что люди созданы по образу Бога, главное качество которого «любовь», то возникает вопрос, откуда у нас взялось это негативное качество?

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Что скрывается за возвышенными мотивами

Эгоизм в современной культуре считается естественным, но не самым красивым человеческим проявлением, поэтому многие реально эгоистические поступки и проявления люди любят преподносить как вовсе не эгоистичные, а проявляющие их возвышенные чувства и мотивы.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Единственный ребенок

Это миф — что единственный ребенок в семье «хотим мы этого или не хотим» растет эгоистом. Всё зависит от воспитания и отношения родителей к его «единственности». Я — единственный ребенок, и таких коллективистов еще поискать. У меня — один ребенок, который во дворе опекал всех малышей и прекрасно находил общий язык со старшими.

4Подробнее

01 окт. 2022 г.

Эго

Согласно психоанализу, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, делает оценки, запоминает и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго — способность видеть свое отличие от других. Эго в концепции Э. Берна — Взрослый. В восточных концепциях аналогом Эго является Осознание.

1Подробнее

01 янв. 2006 г.

Каждый заботится только о себе: правда ли это?

Всегда ли люди эгоистичны? — нет. Люди разные, поступки разные.

0Подробнее

01 янв. 2010 г.

Любовь к себе, эгоизм и любовь к другим

Любовь к себе — это не эгоизм. Любовь к себе может быть эгоистичной, а может и не быть. Любовь — отражение нашей личности, и если человек эгоист, то и его любовь к себе будет эгоистична. Строго говоря, тут правильнее говорить не о любви к себе, а о влюбленности в себя. Очарование собой, поглощенность собой, преувеличение своих достоинств — это признаки влюбленности в себя, и такая влюбленность действительно достаточно эгоистична.

4Подробнее

Эгоист | это… Что такое Эгоист?

ТолкованиеПеревод

Эгоист

Эгои́зм (от лат. ego «я»)
1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм[1]
2) социологический термин:

принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. эгоизм прямо противоположен альтруизму — принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.

Содержание

  • 1 Философия. Принцип эгоизма
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 См. также

Философия. Принцип эгоизма

Литературный журнал «Эгоист» (Лондон, 1914—1919)

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали является правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций).[2] Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды?
— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.[3]

Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, т.к. сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью. [1]

Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или. племени [4]

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен — и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Примечания

  1. Психология. Словарь. под ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. Москва, 1990
  2. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
  3. Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники). С. 68.
  4. П. А. Кропоткин, «Этика», Пб.-М» 1922, т. 1, стр. 207

Литература

  • И.А. Рудзит. Эгоизм как внутренний нравственно-этический фактор развития самосознания человека // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. №1. — СПб., 2006, с. 56-65

См. также

  • Эгоцентризм
  • Характер
  • Эго
  • Человек
  • Дилемма заключённого — о статистической оценке доброты эгоизма

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Синонимы:

волчара, плейер, самолюб, самолюбец, себялюб, себялюбец, себятник, сухарь, тахарь, шкурник, эгоистик, эгоцентрик, эгоцентрист, якалка, янька

Антонимы:

альтруист

  • Эгоизм (социальн. )
  • Эгон Кренц

Полезное


Этический эгоизм | Определение, примеры, аргументы и факты

Ключевые люди:
Томас Гоббс Генри Сиджвик
Похожие темы:
этика вселенский эгоизм

Просмотреть весь связанный контент →

этический эгоизм , в философии этическая теория, согласно которой принятие моральных решений должно руководствоваться исключительно личным интересом. Этический эгоизм часто противопоставляется психологическому эгоизму, эмпирическому утверждению, что продвижение личных интересов является основным мотивом всех человеческих действий.

Большое преимущество этического эгоизма перед другими нормативными теориями заключается в том, что он позволяет избежать любого возможного конфликта между личным интересом и моралью. Во-вторых, она делает моральное поведение рациональным по определению (при правдоподобном предположении, что рационально преследовать собственные интересы).

Еще из Britannica

этика: этический эгоизм

Можно различать две формы этического эгоизма. Позиция индивидуального этического эгоиста может быть выражена так: «Все люди должны делать то, что в моих интересах». Это действительно этический эгоизм, но он не может быть универсализирован (поскольку он существенно отсылает к конкретному индивидууму). Таким образом, возможно, это вообще не этический принцип. Точно так же, с практической точки зрения, отдельный этический эгоист вряд ли сможет убедить других следовать курсу действий, который так явно предназначен для пользы только того человека, который его отстаивает.

Всеобщий этический эгоизм выражается в таком принципе: «Все люди должны делать то, что в их собственных интересах». В отличие от индивидуального принципа, этот принцип универсален. Более того, многие эгоистичные люди могут быть склонны принять его, потому что он, по-видимому, оправдывает действия в соответствии с желаниями, которые традиционная мораль может помешать удовлетворить. Универсальный этический эгоизм иногда подхватывают популярные писатели, в том числе историки-любители, социологи и философы, которые провозглашают его очевидным ответом на все беды общества; их взгляды обычно принимаются значительной частью населения. Американская писательница Айн Рэнд – пожалуй, лучший пример такого рода авторов 20 века. Ее версия этического эгоизма, изложенная в романе Atlas Shrugged  (1957) и в The Virtue of Egoishness  (1965), сборнике эссе, представляли собой довольно запутанную смесь призывов к личным интересам и предположений о больших пользах для общества, которые могут быть получены в результате ничем не ограниченного эгоизма. заинтересованное поведение. В основе этой версии лежало молчаливое предположение о том, что подлинные личные интересы не могут служить лжи, воровству, мошенничеству или другим подобным антиобщественным действиям.

Как показывает этот пример, то, что начинается как защита универсального этического эгоизма, очень часто превращается в косвенную защиту консеквенциализма: утверждение состоит в том, что всем будет лучше, если каждый человек будет делать то, что в его или ее собственных интересах. Этические эгоисты практически вынуждены делать это требование, ибо в противном случае парадокс в том, что они вообще защищают этический эгоизм. Такая пропаганда противоречила бы самому принципу этического эгоизма, если только этические эгоисты не получают выгоду от того, что другие становятся этическими эгоистами. Если их интересы таковы, что им будет угрожать чужое преследование их собственных интересов, то им лучше защищать альтруизм и держать в секрете свою веру в этический эгоизм.

К несчастью для этического эгоизма, утверждение о том, что всем будет лучше, если каждый человек будет делать то, что в его собственных интересах, неверно. Об этом свидетельствуют мысленные эксперименты, известные как «дилеммы заключенного», которые играли все более важную роль в дискуссиях по этической теории в конце 20-го века (см. также  теорию игр ). Базовая дилемма заключенных представляет собой воображаемую ситуацию, в которой двое заключенных обвиняются в совершении преступления. Если один признается, а другой нет, то тот, кто признается, будет немедленно освобожден, а тот, кто не признается, будет заключен в тюрьму на 20 лет. Если ни один из них не признается, каждый будет задержан на несколько месяцев, а затем освобожден. А если оба сознаются, каждого посадят в тюрьму на 15 лет. Далее оговаривается, что заключенные не могут общаться друг с другом. Если каждый из них решит, что делать, исходя исключительно из корысти, каждый поймет, что для него лучше сознаться, чем не сознаться, что бы ни делал другой заключенный. Парадоксально, но когда каждый заключенный действует эгоистично, т. е. как этический эгоист, в результате обоим становится хуже, чем было бы, если бы каждый действовал сообща.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хотя пример может показаться странным, аналогичные ситуации возникают довольно часто в более широком масштабе. Рассмотрим дилемму пассажира. Предположим, что каждый пассажир находит личный автомобиль немного более удобным, чем автобус, но когда каждый пассажир ездит на автомобиле, движение становится чрезвычайно перегруженным. Таким образом, всем лучше в ситуации, когда все ездят на автобусе, чем в ситуации, когда все ездят на машине. Однако, поскольку частные автомобили несколько более удобны, чем автобусы, и поскольку на общий объем движения не влияет заметное влияние еще одного автомобиля на дороге, в интересах каждого пассажира продолжать движение. Таким образом, по крайней мере на коллективном уровне эгоизм обречен на провал — вывод, хорошо сделанный английским философом Дереком Парфитом в Причины и лица  (1984).

Тот факт, что этический эгоизм коллективно обречен на провал, не означает, что это неправильно. Этический эгоист может по-прежнему утверждать, что каждый человек вправе преследовать свои собственные интересы, даже если это приведет к худшим последствиям для всех. Хотя такая позиция не была бы внутренне противоречивой, она была бы «самоуничижительной», поскольку потребовала бы от этических эгоистов избегать пропаганды этического эгоизма на публике и хранить в тайне свои истинные этические убеждения.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Эгоизм: определение, теория, виды и критика

Является ли эгоизм врожденным качеством человека? Макс Штирнер, основоположник эгоизма, утверждает, что эгоизм не просто врожден, но его следует принять. В то время как многие из нас считают эгоизм отрицательной чертой, концептуализация эгоизма Штирнером заставляет нас усомниться в этой точке зрения.

Эгоизм определение

Главный аргумент эгоизма заключается в том, что своекорыстие и автономия должны быть предоставлены в полной свободе, без каких-либо ограничений со стороны государства, социальных или религиозных норм или любой другой иерархии.

Эгоизм — мировоззренческая позиция, рассматривающая корысть как основу нравственности и своих индивидуальных действий.

Эгоизм и анархизм

Анархизм — это группа политических идеологий, основанных на неприятии государства. Анархизм отвергает любую принудительную власть и иерархию в пользу организации общества, основанной на добровольном участии, и выступает за свободу и свободу всех. Государство рассматривается как эксплуататорское и принуждающее, ограничивающее свободное проявление человеческой воли и потенциал человеческого характера.

Иллюстрация взаимоотношений между различными формами анархизма

Для эгоистов существование государства и подчинение его приказам и законам несовместимы со стремлением к самообладанию, и поэтому эгоисты считают государство нелегитимным. Поскольку эгоизм связан с правами личности над коллективом, он находится внутри индивидуального анархизма, в отличие от коллективного анархизма (хотя он находится на самом краю индивидуалистического анархизма). Следовательно, эгоизм имеет много общего с анархо-капитализмом и очень мало общего с формами анархистской мысли, такими как анархо-синдикализм или анархо-коммунизм.

Теория эгоизма

Теоретическая основа эгоизма берет начало главным образом из работ Макса Штирнера, немецкого философа XIX века.

Макс Штирнер

Макс Штирнер, родившийся в Баварии 25 октября 1806 года, был немецким философом, который написал и опубликовал свою печально известную работу 1844 года «Эго и его собственное ». В этой книге Штирнер представляет ряд идей, которые позже станут основой эгоизма, и поэтому многие считают его основателем эгоистической тенденции в индивидуалистической анархистской мысли.

Рис. 2 Карикатура Макса Штирнера

В Эго и его собственное, Штирнер сравнивает физические и интеллектуальные способности человека с правами собственности, утверждая, что человек должен иметь возможность делать все, что он хочет, как своим разумом, так и телом , так как он их владелец. Это описывается как «анархизм разума», фокусирующийся на разуме и теле человека как на месте сопротивления государству.

Штирнер утверждал, что все люди эгоисты и что даже если люди действуют добрым, альтруистическим или благотворительным образом, это делается только для того, чтобы польстить своему эго. Штирнер также отмечает, что часто в наших собственных интересах действовать таким образом, и поэтому освобождение эго от моральных ограничений, наложенных на него государством и обществом, не обязательно приведет к нарушению того, что мы могли бы назвать «социальным порядком». Штирнера можно охарактеризовать как p психологический эгоист , так как понимает, что индивидуумы действуют только в своих интересах.

Типы эгоизма

Эгоизм бывает разных форм, поскольку существует ряд причин, по которым кто-то может действовать в собственных интересах, таких как этика или рациональность. Три основных типа эгоизма — это физический эгоизм, этический эгоизм и рациональный эгоизм. Давайте посмотрим, что же представляют собой эти три типа эгоизма.

Таблица, показывающая разницу между альтруизмом и эгоизмом, U3201446, CC-BY-SA-4.0, Wikimedia Commons

Психологический эгоизм

Психологический эгоизм основан на понимании того, что люди действуют из личных интересов. Может показаться, что люди действуют альтруистично, но это только для того, чтобы удовлетворить свои личные интересы.

Например, кто-то, кто работает на благо других, например, в благотворительном секторе или в качестве волонтера, может показаться бескорыстным, но на самом деле он действует из эгоистичных побуждений, таких как желание признания или желание чувствовать себя хорошо о себе

Даже в крайнем случае, когда кто-то может пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти кого-то другого, психологический эгоизм будет утверждать, что мотивация для такого действия может заключаться в том, чтобы избежать чувства вины, которое последует за тем, чтобы позволить кому-то умереть. Психологический эгоизм поэтому не признает никаких действий чисто альтруистическими.

Этический эгоизм

Этический эгоизм – это позиция, согласно которой всегда правильно (т. е. всегда этично) действовать в собственных интересах. Этический эгоизм отличается от психологического эгоизма тем, что он накладывает этическое, моральное суждение на решение действовать в собственных интересах.

Рациональный эгоизм

Рациональный эгоизм относится к идее, что всегда рационально и логично действовать в собственных интересах. Рациональный эгоизм отличается от психологического эгоизма в том смысле, что он не утверждает, что люди всегда действуют из личных интересов, и отличается от этического эгоизма в том смысле, что он не выносит морального или этического суждения о корыстном поведении или действии. .

Как бы Эгоизм выглядел на практике?

Эгоистическое общество — это общество, в котором люди могут без ограничений выражать свою индивидуальность. Это было бы общество индивидуумов, которые служат себе и сопротивляются подчинению любого рода.

Штирнер утверждает, что эгоистическое общество будет организовано в союз эгоистов, который представляет собой собрание людей, которые взаимодействуют друг с другом только в своих собственных интересах. Ни одно из этих лиц не связано и не имеет каких-либо обязательств перед кем-либо другим. Люди решают вступить в союз, а также имеют возможность выйти, если они того пожелают. Союз не является чем-то, что навязывается отдельным лицам.

Использование Штирнером слова «союз» используется в широком смысле, поскольку в союзе эгоистов нет конечной цели, коллективной цели или союза. Оно существует только как взаимодействие добровольно вовлеченных людей. Каждый член профсоюза независим и преследует свои собственные нужды, поскольку Штирнер считает личный интерес лучшей гарантией общественного порядка

Несмотря на радикальный индивидуализм эгоистического общества, оно не было бы полностью лишено человеческих отношений или даже доброты. В эгоистическом обществе индивидуумы были бы свободны вступать в отношения, но не были бы обязаны это делать. По мнению Штирнера, многие из обычных аспектов повседневной жизни, которые мы связываем со счастливым и здоровым обществом — дети, играющие вместе на улицах или в парках, встречи друзей для общения и т. д. — могли бы продолжаться в эгоистическом обществе. . Критическое отличие состоит в том, что ни одно из этих действий не является принуждением или принуждением.

Критика эгоизма

Большая часть критики эгоизма связана с неспособностью Штирнера представить себе, что некоторые люди могут на самом деле найти утешение и радость в некоторых социальных институтах, таких как семья. В то время как Штирнер считает, что семейные узы связывают мужчину, другие находят чувство принадлежности и комфорта в семье. Штирнер признает, что многим людям будет неудобно его теория эгоизма.

Эгоизм подвергается критике со стороны анархистов, поскольку многие анархисты считают, что это даже не форма анархизма и даже позиционируется как радикальная либертарианская философия. Это потому, что, несмотря на связь анархии с хаосом, анархизм стремится навести порядок в обществе, что недостижимо в эгоистическом обществе, где нет социальных возражений против каких-либо индивидуальных действий. Эгоизм, как теоретизировал Штирнер, допускает способность людей делать все, что они хотят. Такие действия, как кража, лишение собственности, физический вред или даже убийство, не осуждаются эгоизмом с моральной точки зрения, что заставляет критиков эгоизма проявлять скептицизм в отношении того, насколько правдоподобно эгоистическое общество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *