08.10.2024

Джон уотсон бихевиоризм кратко: Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Содержание

Бихевиоризм в психологии – что такое кратко и понятно

Бихевиоризм – это психологическая теория, основанная на поведении человека, которое является совокупностью реакций на различные стимулы извне. Датой рождения концепции считается 1913 год, когда ее основоположник, Дж. Уолтер, опубликовал первую статью о психологии с точки зрения бихевиориста. Представители теории трактуют научение как основу развития человека, а предметом психологии рассматривают поведение человека и животных. Они проводили множество экспериментов, которые показывали возможность научения той или иной стратегии поведения. При этом, многие из них проводились на животных, а выводы распространялись и на людей. Так как бихевиористы не выделяли особых различий между поведением животных и человека.

Содержание

  • Определение понятия
  • Основатель бихевиористического подхода
    • Исследования Павлова и Торндайка
  • Суть подхода
  • Основные положения бихевиористического подхода
  • Мотивы возникновения
  • Направления бихевиоризма
  • Плюсы и минусы бихевиоризма
  • Заключение

Определение понятия

Теория бихевиоризма – это, если говорить кратко и понятно, направление в психологии, представители которого в качестве предмета психологии рассматривали поведение человека. Главной мыслью его основателей было предположение о том, что человек с рождения представляет собой «чистый лист», а свои психические особенности приобретает в течение жизни в результате различных реакций на те или иные стимулы из внешней среды.

Основатель бихевиористического подхода

Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Своей целью он называл переустройство психологии как науки в более точную и объективную, в которой дается качественная и количественная оценка свойств психики. Также он создал основополагающую схему усвоения поведения, которое является предметом изучения в бихевиоризме: стимул вызывает реакцию. То есть, он говорил о том, что поведение любого человека зависит только от того, с какими стимулами он сталкивается и каким образом на них реагирует. Кроме того, он был уверен, что из любого младенца с помощью данной схемы можно вырастить такого человека, который будет наиболее востребован в обществе.

Исследования Павлова и Торндайка

И.П. Павлова, можно сказать, был предшественником теории бихевиоризма, так как на основе его теории о рефлексах и создана концепция о поведении. Он работал с животными и выяснил, что у них есть определенные безусловные рефлексы, заложенные в форме инстинктов и определяющие поведение существа. Также он выявил возможность искусственного развития условных рефлексов, на базе которых выстраивается и поведение животного в целом.

Э. Торндайк считал, что исходная точка формирования реакции – это не просто внешний стимул, а проблемная ситуация, которая вызывает у человека дискомфорт или удовольствие. Она заставляет его двигаться в нужном направлении и выполнять необходимые действия для избавления от дискомфорта или получения приятных ощущений. Если же стимул не вызывает у индивида ни позитивных, ни негативных эмоций, то реакция может и не последовать. Взгляды Торндайка значительно дополнили теорию бихевиоризма, но из классической концепции его идеи были исключены, так как ее основоположники не могли допустить, чтобы при исследовании человека ученые брали во внимание субъективные и физиологические особенности личности.

Суть подхода

Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.

Основные положения бихевиористического подхода

К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:

  • Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
  • Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
  • Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
  • Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
  • Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
  • Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
  • Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
  • Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
  • Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
  • Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
  • Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.

Мотивы возникновения

Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.

Направления бихевиоризма

Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии. В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. Основные теории можно рассмотреть в таблице.

НаправлениеОписание
Целевой бихевиоризм Его представителем является Э. Толмен, который включил в схему недостающее звено, в результате чего получилось следующее выражение: стимул – мыслительная деятельность – реакция. Так, в лабиринтах мыши добирались до цели не тем путем, которым их учили, а просто бежали к ней произвольными путями. Значит, цель для них была более приоритетной, чем выученный путь, они бежали той дорогой, которая казалась им наиболее удобной для достижения цели, а значит – перед тем, как действовать, успевали на примитивном уровне обдумать свою траекторию.
Социальный бихевиоризмНаиболее известное лицо в этом направлении бихевиоризма – А. Бандура. Здесь в формуле «стимул-реакция» стали браться во внимание социальный опыт и индивидуально-психологические особенности, которые реакцию на стимул. А. Бандура проводил эксперименты с тремя группами детей, которым в разных условиях показывали видеозапись «издевательств» другого ребенка над тряпичной куклой. В результате те, кому показывали последующее наказание за агрессию, к кукле не прикасались. А те, кто видел, что такие действия не порицаются или поощряются, проявили к ней агрессию так же, как и ребенок на представленном им видео.
Необихевиоризм (Радикальный бихевиоризм)Основателями этого направления стали Б. Скиннер – автор концепции оперативного бихевиоризма, и К. Халл. Здесь схема «стимул-реакция» расширяется за счет включения разных промежуточных переменных, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения. Например, такими переменными можно считать поощрение, игнорирование и наказание за ту или иную реакцию.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.

При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.

Заключение

Бихевиоризм – это основное направление психологии в XIX веке, которое возникло, когда возникли сомнения в интроспекции. Его основоположником был Дж. Уолтер – американский психолог. Главной категорией бихевиоризма является поведение человека. Центральной идеей теории в психологии является утверждение о том, что поведение любого человека можно регулировать внешними стимулами. Основная формула бихевиоризма – «стимул-реакция», предполагает, что поведение представляет собой совокупность раздражителей и ответных реакций на них. Плюсы теории заключаются в том, что она дала начало другим течениям психологии, подтвердив многие идеи экспериментами. Главный минус – в том, что бихевиористы рассматривают только внешние проявления, не принимая во внимание внутренние аспекты и влияние социума на человека.

Джон Бродес Уотсон – Индустрия рекламы

Джон Бродес Уотсон (John Broadus Watson) — американский ученый, психолог, исследователь человеческого поведения, основоположник бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) — одной из самых распространенных теорий в психологии XX века. Уотсоном было многое сделано для развития психологии рекламы, поэтому он признается одним из создателей этого направления прикладных исследований.

Джон Уотсон родился в маленьком городке Тревелерс Рест в Южной Калифорнии в очень религиозной семье. В 1894 году он поступил в Южную баптистскую школу при Университете Фермана (Furman University), где проучился пять лет; среди предметов, которые его больше всего интересовали, была психология [28]. В 1900 году, после года преподавания в школе, он с 50 долларами в кармане отправился в Чикаго, где продолжил свое образование. Работая дворником, официантом, лаборантом, он под руководством крупных специалистов Джеймса Эйнджелла (James Rowland Angell, 1869–1949) и Генри Доналдсона (Henry Herbert Donaldson, 1857–1938) блестяще провел исследование и в 1903 году получил степень доктора наук.

Его теоретические выводы и экспериментальные результаты стали основой нового научного направления психологии, получившего название «бихевиоризм». В научных изданиях и популярных лекциях и статьях Уотсон называл бихевиоризм «учением о том, что люди делают». Он продуктивно работал, активно публиковался, редактировал два академических журнала и в 1915 году был выбран президентом Американской психологической ассоциации. Однако в 1920 году личные обстоятельства — громкий развод и женитьба на своей ассистентке — вынудили Уотсона, к тому моменту более десяти лет бывшего профессором и директором психологической лаборатории в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), оставить науку. В рекламную индустрию он пришел, будучи широко известным в стране и за рубежом ученым, однако ему фактически пришлось начинать свою карьеру заново.

Процесс перехода Уотсона из знакомой ему университетской среды в мир производства и распространения рекламы показывает, сколь значительный интеллектуальный потенциал притягивала к себе в начале 1920-х годов эта новая тогда прикладная область психологии: социальные исследователи уже знали о стремлении лидеров рекламной индустрии понять механизмы воздействия рекламы на сознание и поведение потребителей и об их желании использовать рекомендации науки в целях повышения эффективности бизнеса. Более того, даже опытные и именитые ученые серьезно задумывались о работе в этой исследовательской сфере. Во всяком случае, еще работая в университете, Уотсон в течение ряда лет размышлял о расширении использования своих результатов и выводов, и среди прочих направлений он рассматривал варианты сотрудничества с фирмами, действовавшими непосредственно на потребительском рынке. В частности, им были предприняты шаги по включению в университетскую программу курса «Психология рекламы» [29, p. 207–220]. Уотсон был одним из создателей и активных участников «The Scott Company» — созданного по инициативе Уолтера Скотта исследовательского и консультационного агентства в области прикладной психологии.

В формулировке Уотсона [27 p. X] бихевиоризм был направлением психологии, первейшей задачей которого было предсказание и контроль поведения человека. Причем Уотсон трактовал эти функции науки вполне буквально. Но одно дело — понимать важность прикладной психологии и содействовать ее развитию, находясь при этом в знакомой академической атмосфере, и совсем иное — оставить университет и войти в этот новый чужой мир.

Осенью 1920 года стоял перед подобным выбором, и он его сделал. Уотсон не сомневался в том, что найдет работу в бизнес-сообществе, но радости от этого не испытывал. Иначе он не писал бы своему коллеге, известному психиатру Адольфу Мейеру (Adolf Meyer, 1866–1950), что это все же лучше, чем «выращивание цыплят и капусты». Но завершалось письмо словами: «Я перейду в бизнес полностью, с открытым сердцем и сожгу все мосты» [29, p. 211].

Свою новую карьеру Уотсон решил начать в известном нью-йоркском агентстве «J. Walter Thompson» (JWT), возглавляемому тогда классиком этой отрасли Стэнли Ризором (Stanley Barnet Resor, 1879–1962), которому он был представлен своим другом социологом и этнографом Уильямом Томасом (William Isaac Thomas, 1863–1947), в 1930-е годы ставшим известным благодаря проведенному им и Флорианом Знанецки (Florian Znaniecki, 1882–1958) фундаментальному исследованию жизни польских крестьян в Америке. Видимо, фирма просила Уотсона представить дополнительные рекомендательные письма от своих коллег.

Одним из тех, кто отозвался на эту просьбу, был Эдвард Титченер, американский ученик В. Вундта, один из создателей структурализма и, что важно заметить, решительный, «ортодоксальный» оппонент бихевиоризма и прикладной психологии [30].

Это показывает, что Ризора и Уотсона сближало общее представление о том, что в основании поведения человека, в частности потребительского поведения, лежат определенные законы, которые могут быть обнаружены на основе концепций и методов бихевиоризма. Другими словами, им представлялся естественным и продуктивным синтез нового психологического учения и «томпсоновской» (или «ризоровской») культуры рекламы. Ризор полагал, что Уотсон возглавит и организует исследования, которые откроют законы поведения людей и позволят влиять на их сознание. Со своей стороны, Уотсон хотел «использовать свои психологические знания и навыки работы для решения проблем, связанных с рынком» [29, p. 212].

Несмотря на все заслуги Уотсона в науке и его международную известность, он прошел все этапы, предусмотренные политикой JWT при приеме сотрудников на постоянную работу, в частности, предоставил рекомендации относительно своей интеллектуальной честности и порядочности. Подобно всем новым сотрудникам JWT, Уотсон осваивал специальный курс — введение в новую профессию [4, p. 85]. Прежде всего ему было предложено изучить на значительной территории рынок резиновой обуви. Он вспоминал: «Я был неопытен и робок, но вскоре я научился нажимать кнопку звонка на дверях домов и останавливать машины фермеров, чтобы узнать, резиновую обувь какой фирмы носит их семья» [31]. В течение десяти недель он посещал небольшие магазины, пытаясь продать там тот вид кофе, которой рекламировался агентством, а затем два месяца работал клерком в одном из универмагов. Все это было частью разработанной Ризором программы подготовки сотрудников фирмы, «университета рекламы». Уотсон писал, что его бизнес-практика показала ограниченность его знания психологии, очень поверхностное представление о рекламной индустрии и незнание привычек и мест расселения широко распространенного вида животных, называемых потребителями. Примечательны его слова: «… теоретически я изучал этот вид животных в течение всей своей жизни, практически же я не знаю, как подойти к нему» [20].

Но все же работа Уотсона в агентстве заключалась не в исследовании психологии потребителя или механизмов воздействия рекламы, а в продвижении новых идей психологии в маркетинговые исследования. Его лекции по бихевиоризму содействовали становлению науки о рекламе, служили своеобразным мостом между существующими теоретическими конструкциями и будущими прикладными исследованиями в психологии.

Вскоре после начала работы в JWT Уотсон стал восприниматься как посол Ризора, который, как президент самой большого в мире рекламного агентства, был постоянно востребован на высокого уровня конференциях. Уотсон по указанию Ризора представлял агентство не только на американских, но и на международных форумах. С этой задачей он справлялся прекрасно. Уотсон был «великолепным докладчиком, производил прекрасное впечатление, был внешне привлекательным, и ему импонировал общественный интерес» [20].

Уотсон уделял крайне мало времени и внимания рутинным исследованиям, проводившимся в агентстве. Он фактически стал апостолом философии Ризора о роли науки в рекламном бизнесе. Один из историков бихевиоризма заметил: «Никто не говорил «Наука! Наука!» громче Уотсона» [32]. В начале 1930-х годов Уотсон отмечал, что психология уже вышла из академических лабораторий и пришла туда, где продаются и покупаются товары; исследования рынка становятся составной частью рекламных кампаний, и создатели реклам открывают свои собственные лаборатории для тестирования реакций потребителей [29, p. 214]. Наукой рекламы, по Уотсону, была психология торговли, и процесс рекламирования становился в той мере научным, в какой он учитывал методы психологии. В своих лекциях он подчеркивал, что «то, что продает реклама, — больше, чем продукт»: она продает идеи, престиж, экономику [29, p. 215].

Газетные статьи Уотсона и его выступления по радио строились таким образом, чтобы предлагать товары не напрямую, а исподволь. К примеру, он объяснял, что кофе повышает эффективность умственной деятельности. Он не предлагал покупать зубную пасту Pebeco, но объяснял функции слюнных желез и связывал их работу с процессом чистки зубов. Слушателям лекций раздавались резюме лекций и образцы пасты.

Известность Уотсона повышала доверие к его выступлениям и помогала фирме находить новых клиентов. В 1924 году он стал вице-президентом JWT.

Ряд специалистов полагает, что непосредственный вклад Уотсона в деятельность агентства был невысоким. По-настоящему ему не удалось соединить принципы психологии и практику рекламы. В JWT рекламные кампании планировались и проводились, прежде всего, усилиями двух выдающихся копирайтеров: женой Стэнли Ризора Хелен Ризор (Helen Lansdown Resor, 1886–1964) и Джеймсом Янгом, стиль которых сложился задолго до прихода Уотсона в агентство. Янг в течение многих лет был вице-президентом JWT, и многие свои наблюдения и обобщения он изложил в книге дневниковых записей, включавших краткие заметки о природе знания о рекламе и о познании природы рекламы. В одном из эссе он писал: «Что может человек, работающий в области психологии личности, привнести в рекламу? Ответ не ясен. Уолтер Дилл Скотт, я полагаю, предпринял первую попытку более двадцати пяти лет назад в своей «Психологии рекламы»; успех был скромным. Позже свой вклад в рекламу пытался внести известный создатель бихевиоризма Джон Уотсон. Но рекламная индустрия приняла Джона, не приняв многого из его психологии» [33]. И все же нельзя не учитывать, что как вице-президент агентства Уотсон успешно руководил рядом многомиллионных рекламных проектов, делавшихся по заказам известных фирм, среди которых были: «Baker’s Chocolate», «Coconut», «Johnson and Johnson Baby Powder», «Pebeco Toothpaste», «Odorono» и «Pond’s Extract».

Главная заслуга Уотсона заключается в распространении прикладной науки на рекламный и другие типы бизнеса. Для этого он использовал свои лекции и активно публиковался в прессе. Однако Уотсон не только демонстрировал возможности психологии в изучении рекламы, он пропагандировал бихевиоризм как новое направление науки. В 1924 году вышло первое издание книги Уотсона «Behaviorism» («Бихевиоризм») [34], содержавшей популярное изложение его научных идей. Книга вышла с посвящением Ризору; очевидно, Уотсон имел веские основания так поступить.

Ризор, безусловно, хорошо знал результаты Гейла, Скотта и других психологов, анализировавших в первые десятилетия ХХ века механизмы восприятия рекламы. Однако, приглашая Уотсона в свое агентство, Ризор преследовал достижение иной, более общей цели: его философия рекламы требовала знания законов поведения человека. То, что делали пионеры изучения рекламы, не давало ответов на его общетеоретические вопросы, ему нужен был иной, более высокий уровень осмысления эффективности рекламы. Судя по всему, Ризор не мог не понимать сложности подобной задачи и ее долгосрочного характера, и первый шаг к ее решению виделся ему в выработке общего знания о рекламе на основе принципов и методов науки, в частности экспериментальной и общей психологии, экономики и социологии. Поэтому он пригласил в свое агентство психолога высочайшего класса Уотсона, а несколько позже — экономиста и исследователя рынка, гарвардского профессора Пола Черингтона.

Если соотносить деятельность Уотсона с теми целями, к которым стремился Ризор, то можно согласиться с теми экспертами, которые признают значимым его вклад в развитие уникальной культуры производства рекламы в JWT. Что касается роли Уотсона в развитии науки о рекламе в целом, то здесь мнения всех специалистов едины: Уотсон по праву относится к основоположникам этого научного направления [20].

  • Coolsen F. G. The Development of Systematic Instruction in the Principles of Advertising. University of Illinois. The Graduate School. September 17, 1942.
  • Coolsen F. G. Marketing Thought in the United States in the Late Nineteenth Century. Lubbock, Texas: Tech Press, 1960.
  • Barnum P. T. The Life of P. T. Barnum Written By Himself. New York: Redfield, 1855.
  • Fox S. The Mirror Makers: A History of American Advertising and Its Creators. New York: William Morrow and Co. , 1984. P. 36.
  • Bate C. A. Good Advertising. New York: Holmes Pub. Co., 1896.
  • Bates C. A. The Art and Literature of Business. New York: Bates, 1902.
  • Calkins E. E., Holden R. Modern Advertising. New York: D. Appleton, 1905.
  • Calkins E. E. «Louder Please!» Boston: Atlantic Monthly Press, 1924. P. 118.
  • Lewis E. St.E. Financial Advertising, for Commercial and Savings Banks, Trust, Title Insurance, and Safe Deposit Companies, Investment Houses. Indianapolis: Levey Bros. & Co., 1908.
  • Dickson T. Mass Media Education in Transition: Preparing for the 21st Century. Contributors. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. P. 36.
  • Ross B.  I., Osborne A. C. Jef I., Richards J. I. Advertising Education, Yesterday — Today — Tomorrow. Baton Rouge, LA: Louisiana State University, 2006.
  • Электронное письмо Б. Росса Б. Докторову от 16 августа 2007 г.
  • Ross C. G. The Writing of News: A Handbook with Chapters on Newspaper Correspondence and Copy Reading. New York: H. Holt and Co., 1911.
  • Chasnoff J. E. Retail Advertising and the Newspaper. Columbia, Mo.: University of Missouri, 1912.
  • Chasnoff J. E. Selling Newspaper Space: How to Develop Local Advertising. New York: The Ronald Press Co., 1913.
  • Resor, Stanley Burnet // The National Cyclopedia of American Biography: Vol. 53. New York: James T. White and Co., 1971. P. 86.
  • Ogilvy D.  Ogilvy on Advertising. New York: Vintage Book, P. 192.
  • Buckle H. T. History of Civilization in England. New York: Appleton and Co., 1883.
  • Schudson M. Advertising, the Uneasy Persuasion: Its Dubious Impact on American Society. New York: Basic Books, 1984. Р. 169.
  • Kreshel P. J. John B. Watson at J. Walter Thompson: The Legitimation of «Science» in Advertising // Journal of Advertising. 1990. Vol. 19. № 2.
  • Strable E. The History of Advertising Libraries and Agency Libraries // SLA Advertising & Marketing Division Bulletins, Fall 1986 — Winter 1988.
  • Wood J. P. Stanley Resor // The Journal of Marketing. 1961. Vol. 25. № 6. P. 73.
  • Laurence W. J. Stanly B. Resor 1897–1962 // Pioneers in Marketing / Ed.  by J. Wright, P. Dimsdale, Jr. Atlanta, Georgia: Georgia State University, 1974. P. 11.
  • Advertising Handbook / Ed. by R. Barton. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc., 1950. P. 158.
  • Cherington P. T. The Consumer Looks At Advertising. New York: Harper & Brothers, 1928.
  • Ewen S. Captains of Consciousness. New York: McGraw-Hills Book Co., 1976.
  • Buckley K. W. Mechanical Man. John Broadus Watson and The Beginnings of Behaviorism. New York: The Cuilford Press, 1989. P. 136.
  • Brewer C. L. Perspectives on John B. Watson // Portraits of Pioneers in Psychology / Ed. by G. A. Kimble, et al. Washington, DC: American Psychological Association, 1991. Ch. 12.
  • Buckley K.  W. The Selling of a Psychologist: John Broadus Watson and the Application of Behavioral Techniques to Advertising // Journal of the History of the Behavioral Sciences. Vol. 18 (July). P. 207–220.
  • Wozniak R. H. Edward Bradford Titchener: An Outline of Psychology (1896).
  • Watson, John B (roadus) // Current Biography: Who’s News and Why. New York: The Wilson Co., 1942, P. 870.
  • Birnbaum L. T. Behaviorism in the 1920s // American Quarterly. 1955. Vol. 7 (Spring). P. 15–30.
  • Young J. W. The Diary of an Ad Man. Chicago, Ill: Advertising Publications, Inc., 1944. P. 120.
  • Watson J. B. Behaviorism. New York: People’s Institute Publishing Company, 1924/1925.
  • Crossley A.  Paul Terry Cherington. 1876–1943 // Pioneers In Marketing / Ed. by J. S. Wright, P. D. Dimsdale, Jr. Atlanta: School of Business, Georgia State University, 1974. P. 29–31.
  • Converse J. M. Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890–1960. Berkeley, 1987. P. 89.
  • Cherington P. T. Advertising As A Business Force: A Compilation of Experience Records. New York: Arno Press, 1913.
  • Cherington P. T. The Elements of Marketing. New York: The Macmillan Co., 1920.
  • Cherington P. T. Relation Between Colleges and Business // The Journal of Marketing. 1940. Vol. 4. № 2. P. 120–121.
  • Resor S. Introduction // Cherington P. T. The Consumer Looks at Advertising. New York: Harper & Brothers, 1928. P. X.
  • Childs H.  L. A Reference Guide to the Study of Public Opinion. Princeton: Princeton University Press, 1934. P. 9.
  • Cherington P. T. People’s Wants and How to Satisfy Them. New York: Harper & Brothers, 1935.
  • Link H. Some Milestones in Public Opinion Reserarch // Journal of Applied Psychology. 1947. Vol. 31. № 3. P. 225–229.
  • Cherington P. T. Opinion Polls as the Voice of Democracy // Public Opinion Quarterly. 1940. Vol. 4. № 2. P. 236.
  • Cherington P. T. Our Freedoms and Our Opinions // Public Opinion Quarterly. 1942. Vol. 6. № 4. P. 617, 621.
  • Raymond Rubicam // Current Biography: Who’s News and Why. New York: The H. W. Wilson Co. 1943. P. 637–641.
  • Rubicam R. Foreword // Lewis J.  The 100 Greatest Advertisements. Who Wrote Them and What They Did. New York: Dover Publications, Inc., 1959. P. VIII.
  • Gribbin G. [Interview] // The Art of Writing Advertising. Lincolnwood, Illinois: NTC Business Books, 1965. P. 57–59.
  • Daniels D. Giants, Pigmies, and Other Advertising People. Chicago: Crain Communications, Inc., 1974. P. 41.
  • Lewis J. The 100 Greatest Advertisements. New York: Dover Publications, Inc., 1959.
  • Ohmer S. George Gallup in Hollywood. New York: Columbia University Press, 2006. P. 36.
  • Herbert E. S. Raymond Rubicam // The Ad Men and Women / Ed. by E. Applegate. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1994. P. 289.
  • Young J. O. Adventures in Advertising. New York: Harper, 1948.
  • Allen C. Eisenhower and the Mass Media: Peace, Prosperity, & Prime- Time TV. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1993. P. 16.
  • Columbia University and the U. S. Intelligence Community.
  • Письмо С. Лармона президенту Д. Эйзенхауэру от 18 июля 1952 года. Цит. с разрешения Eigen’s Political & Historical Quotations.
  • Eisinger R M. The Evolution of Presidential Polling. New York: Cambridge University Press, 2003. P. 85.

Теория бихевиоризма Уотсона – Ростки – Обучающие видео – Социальные науки

Дж. Б. Уотсон был американским психологом, наиболее известным благодаря кодированию и популяризации школы психологии под названием бихевиоризм. В отличие от «оригинальной» фрейдистской психологии, которая исследовала бессознательное, эмоции и другие неосязаемые понятия, Уотсон предложил, чтобы психология изучала наблюдаемое поведение, поддающееся измерению с помощью научного метода. Он наиболее известен тем, что продемонстрировал это с помощью эксперимента с Маленьким Альбертом и «цитаты дюжины здоровых младенцев». Однако его убедительная теория не увенчалась успехом на практике, как это испытал сам Уотсон. Хотя практика и наследие Уотсона являются предметом горячих споров уже несколько десятилетий, он остается одним из самых влиятельных психологов 20-го века. Читайте дальше, чтобы понять, почему!

Полная история

Джон Б. Уотсон однажды заявил, что если ему дать дюжину здоровых младенцев, он сможет превратить их во что угодно; врачи, адвокаты, художники, нищие или воры, независимо от их происхождения или генетической предрасположенности. Сначала он провел эксперименты с 8-месячным Альбертом, а затем применил свою теорию при воспитании собственных детей. По сути, он применил научный метод к психологии человека, который назвал бихевиоризмом.

Эксперимент «Маленький Альберт»

В эксперименте «Маленький Альберт» Уотсон использовал метод классического обусловливания, чтобы запрограммировать ребенка бояться лабораторной крысы. Ранее Павлов продемонстрировал, как обусловливание может запускать биологические реакции, которые унаследованы генетически. Уотсон предположил, что мы также можем прививать новое поведение, которое не было унаследовано.

Для проведения эксперимента Ватсон и его помощница Розали Рейнер поместили мальчика в комнату, где гуляла белая крыса. Во-первых, мальчик не выказывал страха. Затем Рейнер ударял молотком по стальному стержню, каждый раз, когда Альберт протягивал руку, чтобы дотронуться до крысы, пугая Альберта и заставляя его плакать. В конце концов, Альберт попытался уйти от крысы, показывая, что он был приучен бояться крыс. Несколькими неделями позже Альберт проявлял беспокойство по отношению к любому пушистому предмету, показывая, что его обусловленность не только сохранялась, но и распространялась.

Уотсон предположил, что наше поведение является либо рефлексом, вызванным стимулом, либо следствием нашей индивидуальной истории более раннего воздействия подкреплений и наказаний в сочетании с нашими текущими мотивационными состояниями и стимулами.

Ватсон против Фрейда

В отличие от Фрейда и Юнга его не интересовали ни мысли, ни разум, поскольку, по его мнению, анализ действий и реакций был единственным способом применить научный метод к психологии и получить объективное понимание человеческого поведения. Он думал о психологии как об объективной ветви естествознания: «Ее цель — предсказание поведения и управление им». Как и его коллеги-бихевиористы, он считал, что интеллект, темперамент и личность определяются средой, в которой растет ребенок.

Психологическая помощь младенцам и детям

Уотсон опубликовал книгу «Психологическая помощь младенцам и детям». В своей книге он посоветовал родителям не слишком часто прикасаться к своим детям и сохранять эмоциональную дистанцию, чтобы не баловать их. Он предупредил, что игра с детьми нарушит их распорядок дня. Счастливый ребенок не плачет и не ищет внимания.

Его книга стала бестселлером, и вскоре другие ученые того времени посоветовали не проявлять привязанность. Некоторые западные правительства начали раздавать листовки, в которых советуют родителям перестать целовать своих детей. У родителей сложилось представление о том, что детей нужно оставлять спокойно сидеть в течение дня. Ночью их следует оставить плакать одних, пока они не заснут, метод, называемый «тренировка сна».

Жизнь и семья Ватсона

Уотсон, у которого было трудное детство, хотел быть хорошим отцом и применил свои методы к своим четверым детям, Джону, Мэри, Джеймсу и Уильяму. К сожалению, все пошло не так, как планировалось. Джон всю жизнь жаловался на невыносимые головные боли и умер в возрасте 50 лет. У Мэри возникли проблемы с алкоголем, и она пыталась покончить жизнь самоубийством, как и ее брат Джеймс. Уильям покончил с собой в возрасте 40 лет.

Уотсон якобы признался, что сожалеет о том, что пишет о воспитании детей, поскольку понимает, что недостаточно знает об этом. К концу жизни он стал затворником и до своей смерти в 19В 58 лет он сжег все свои недавние бумаги.

«Вау, какое отличное видео. Столько подробностей! Я пытался изучать психологию, но не нашел много хороших источников… до сих пор! Спасибо за публикацию, у вас отличный канал! :)”

– The Gandalf Cat & Snickers

Источники

  • Джон Б. Уотсон – Википедия
  • Бихевиоризм – Википедия
  • Эксперимент с Маленьким Альбертом – Youtube
  • Джон Б. Уотсон. Контекст – обзор из Бюллетеня по развитию поведения
  • Долгая темная ночь бихевиоризма. Узнайте, что случилось с потомками Ватсона в RoboThink.
    • Теория поведенческой биологии Сапольского – Sprouts
    • Оперантное обусловливание – Sprouts

    Упражнения в классе

    Уотсон был убежден, что вид воспитания, который мы получаем, может определить наш жизненный путь, утверждая, что он может превратить младенца в любого человек, которого он желает. Однако в его собственной семье депрессия и вредные привычки передавались из поколения в поколение.

    Это происходит из-за генетической предрасположенности или это следствие неудачного воспитания ребенка? Можно ли по-настоящему понять человека, просто наблюдая за его поведением? Обсудите со своими учениками и поделитесь с нами своими любимыми ответами!

    Чтобы разжечь вашу дискуссию, просмотрите наше видео о теории биологии поведения Сапольски. Дополнительные практические примеры, которые вы можете попробовать сами, см. в статье, как бихевиоризм превратился в оперантное обусловливание.

    Бихевиоризм — справочник по теориям обучения

    Теория бихевиоризма Джона Ватсона утверждает, что на все поведение преимущественно влияют внешние стимулы, а не внутренние психические процессы.

     Ключевые термины:  Стимул: то, что вызывает поведенческую реакцию

    Предшественник: стимул, вызывающий усвоенное поведение в организме

    Систематический метод снижения чувствительности введение раздражителя, которого боятся, шаг за шагом (в последовательных приближениях)

    Вымирание : Разрыв связи между условным стимулом и ответом

    Подкрепление: все, что делает поведение с большей вероятностью повторно переоценка

    .

    Как бихевиоризм используется каждый день


    В этом видео рассказывается о различных типах положительного и отрицательного подкрепления, которые используются в повседневной жизни. Это показывает отличные примеры оперантного обусловливания и, в частности, того, как подкрепление используется для эффективного обусловливания детей. Он также точно объясняет типы подкреплений и показывает, сколько людей используют их каждый день, даже не подозревая об этом. Эти концепции активно используются как в классе, так и во многих домах как способ помочь детям научить детей тому, что делать в качестве родителя, или как метод управления классом.

    Как учителя могут использовать эту теорию при планировании урока:


    • Модификация поведения (вознаграждение и последствия)
    • Экономия символов
    • Игнорирование нежелательного поведения с целью его уменьшения

      Краткая история Джона Уотсона и бихевиоризма

      Джон Уотсон — бихевиоризм
      1878 — 1958

      Джон Уотсон заинтересовался изучением животных и сравнительной психологией, когда учился в Чикагском университете в начале 20 века. Он начал изучать взаимосвязь между поведением и развитием нервной системы у животных. Одна из наиболее известных речей, произнесенных Уотсоном, называлась «Психология с точки зрения бихевиористов» и была прочитана в Колумбийском университете в 1919 г.13. Он сосредоточился на поведении, а не на сознании, и это открыло много дверей для его новой психологической теории. Он сосредоточился на человеческих действиях и научился эффективно их предсказывать. Эксперимент Маленького Альберта до сих пор является очень известным экспериментом, который показывает, как можно научить поведению путем наблюдения, а не только явных указаний. Уотсон продолжал развивать свою теорию, рассматривая бихевиоризм и эмоции. Он изучал, как эмоции влияют на поведение и как они определяют наши действия. Его исследования все еще используются сегодня, и его теория продолжает доказывать свою эффективность в психологической и образовательной среде.



      Бихевиоризм  в современном классе


      В современных классах используется множество различных поощрений, основанных на теории Уотсона. Например, учителя, которые вознаграждают хорошее поведение, устраивая для своего класса вечеринку с пиццей после того, как они 10 раз были замечены в правильном поведении в коридоре, или те, кто наклеивает забавную наклейку на хорошую оценку или использует любые другие баллы, предметы или действия. чтобы поощрить хорошее поведение, все применяют бихевиоризм на практике.
      Точно так же, когда учителя лишают ученика, который плохо вел себя, перерыв на перемены или любые другие любимые им свободы, они подкрепляют положительное поведение, что приведет к сокращению отрицательного или нежелательного поведения. Даже простые стратегии, такие как: «Мне нравится, как Майкл сидит, как настоящий первоклассник», «Келли тихо поднимает руку, поэтому я позову ее к доске» или «Эта группа правильно выполнила задание и голоса на совместном уровне, чтобы они могли выстроиться в очередь на обед первыми», — все это косвенные способы побудить учащихся подражать хорошему поведению.

      Современные исследования бихевиоризма



      Вопреки утверждению, что анализ поведения мертв или умирает, поведенческие аналитики продолжают добиваться значительных успехов в фундаментальной науке о поведении. В исследовании, опубликованном в 2003 году, исследователи утверждали, что бихевиоризм так же заметен и полезен в школах сегодня, как и много лет назад.

      Успехи в бихевиоризме

      Дальнейшие исследования показали, что бихевиоризм эффективен при обучении учащихся с расстройствами аутистического спектра. В частности, в 2010 году эти исследователи обнаружили, что дети с РАС смогли лучше развить социальные навыки с помощью бихевиористских методов.

      Бихевиоризм и аутизм

      Ссылки на дополнительные ресурсы

      Дополнительная информация о бихевиоризме
      http://teachinglearningresources.pbworks.com/w/page/19919540/Behaviorism

      Способы использования бихевиоризма в классе
      http://www.innovativelearning.com/educational_psychology /behaviorism/behaviorism_activities.html

      Дополнительные ссылки для управления поведением
      https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *