29.11.2024

Что посеешь то и пожнешь толкование: «Что посеешь, то и пожнёшь»

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Часто смысл общеизвестной пословицы нами воспринимается буквально, т.е. как сам поступишь, как поведешь себя, таковы будут и последствия, результаты. За свои поступки рано или поздно приходится расплачиваться. Однако, за ваши необдуманные поступки могут расплачиваться и другие люди, особенно тяжело осознавать, что от этого пострадали ваши собственные дети.

Часто родители, находясь в плену своего прошлого опыта семейных отношений, проявляющегося в переносе сценариев взаимоотношений в родительских семьях на свою семью, допускают ряд ошибок в выстраивании взаимоотношений, как между супругами, так и с детьми. В одних случаях родители начинают требовать от своих маленьких детей «взрослого» поведения, совершенно забывая о том, что ребенок — это не маленький взрослый, а человек, обладающий качественно отличной от взрослого психикой. Это может приводить к конфликтам, необоснованным наказаниям которые травмируют ребенка.

Существуют периоды в развитии ребенка, когда закладываются определенные черты характера, и именно в эти периоды необходимо правильно взаимодействовать со своими детьми.

Причем это взаимодействие необходимо выстраивать уже в самом раннем возрасте. В качестве примера можно привести следующий. Родители замечают, что примерно в трехмесячном возрасте дети определенным образом начинают реагировать на знакомых близких: смотрят им в глаза, улыбаются, гулят. Как правило, молодые родители с удовольствием сообщают эти достижения в развитии своего ребенка своим близким. Однако, часто они не знают о том, что в такое форме ребенок сообщает им о своем желании общаться и игнорируют его желания.

Родителям необходимо помнить о том, что именно в этом возрасте закладываются такие важные черты будущего характера, как доверие либо недоверие к людям. Как часто мы слышим о том, что «ребенка не следует приучать к рукам», «поплачет и перестанет» и т.п. Ребенку много и не нужно: улыбнуться ему в ответ, поговорить с ним, взять на ручки. Все это дает ему чувство защищенности и, как следствие, позволяет доверять окружающему миру и исследовать его.

Еще одна часто встречающаяся ошибка молодых родителей заключается в том, что они практически сразу после рождения начинают покупать своему ребенку большое количество игрушек, продолжая это делать на протяжении всего дошкольного детства. Вопреки мнению некоторых родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и большинства производителей игрушек, дети не нуждаются в изобилии игрушек или широком разнообразии внешнего окружения для своего интеллектуального развития.

Напротив, наиболее благоприятной для оптимального познавательного роста является умеренно обогащенная среда, в которой дети получают возможность играть со стимулирующими их развитие предметами незадолго до того срока, когда они обычно научаются ими пользоваться. Это делается с целью увязать задачи, поставленные перед ребенком, с темпами его естественного развития. Поэтому небольшое опережение в стимулировании ребенка положительно сказывается на его развитии, а слишком сильное – дезориентирует его.

Родителям самых маленьких детей для оптимального их познавательного развития можно порекомендовать следующее:
— показывать и передвигать привлекательные ярко окрашенные предметы;
— размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;
— разговаривать с ребенком, подражать ему, называть его по имени;
— обеспечивать ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипулирования с ними;
— начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;
— организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскать, перемещать и т. д.;
— проговаривать свои действия;
— пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;

— играть с куклами и марионетками;
— имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;
— объяснять происходящее
— играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.
— ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому.

Кроме этого молодые родители должны помнить: детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критиковать — он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учиться быть терпеливым.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.


Если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

В этой статье я хотел показать, что учет как общих для определенного возраста, так и индивидуальных особенностей ребенка в во взаимодействии может, как стимулировать, так и тормозить его развитие. Конечно это сложная для родителей задача, т.к. необходимо обладать специальными знаниями в области возрастной психологии.

Если у Вас возникают проблемы с взаимопониманием со своим ребенком, Вы не можете объяснить некоторые его поступки, не стоит полагаться только на свою интуицию и рекомендации знакомых. Лучше всего обращаться к специалистам. Помните, что посеешь, то и пожнешь.

Детско-подростковый психолог центра клинических исследований,
кандидат психологических наук,


доцент — Игорь Владимирович Щелин

Толкования Священного Писания.

Толкования на Гал. 6:7

Содержание

  • Толкования на Гал. 6:7

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Свт. Феофан Затворник

    • Прп. Ефрем Сирин

    • Блж. Иероним Стридонский

    • Блж. Феофилакт Болгарский

    • Марий Викторин

    • Лопухин А.П.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт. Иоанн Златоуст

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет

См. Толкование на Гал. 6:6

Свт. Феофан Затворник

Не льститеся, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет

Оборот речи дает знать о важности предмета и требует внимания. Будто обозревши все сказанное о жизни христианской и увидев, как иные могут уклоняться от правого ее направления, а между тем думать: авось и это сойдет с рук, — Апостол предостерегает их: не льститеся, Бога обмануть нельзя: Он все видит.

Какие именно возможны уклонения, Апостол не говорит; но те, к коим писано Послание, не могли по свидетельству совести своей не прийти к сознанию того. И слово Апостола достигало своей цели. Догадываться можно вот о каких возможностях: освободил их Апостол от всех уз стихийного закона, но с тем, чтобы они жили в духе. Возможно, что иной свободою пользовался, как и другие, а о жизни в духе не заботился, почитая это, как нечто отвлеченное, не слишком неизбежным. Возможно также, что иной, сознавая неотложность для христиан жизни духовной, ограничивал ее воздержанием от грубых пороков и деланием каких-либо явных добрых дел, не обращая строгого внимания на очищение своего сердца. В том и другом предполагается нравственная леность — нехотение понудить себя, сделать напряжение, потрудить ум, и сердце, и тело; в той ложной надежде, что сойдет и то, что есть, а кое-что есть. Апостол и говорит: нет, не льститеся такими пустыми надеждами. Бога обмануть нельзя. Он все видит: и вашу леность, и недобросовестное отношение к делу своего спасения.

Вы будете осуждены за то самое, что не делаете всего от вас зависящего; а упираетесь ногами и отнекиваетесь, как только потребуется какая жертва или напряжение сил, телесных ли то или духовных. За это вы услышите от праведного Судии: рабе лукавый! — и получите приговор, данный ленивцу, скрывшему талант.

Выводит это Апостол из общего закона: что посеешь, то и пожнешь. Но тут же видна мысль: а что ты сеешь, то, как ни прячь его и как его ни подкрашивай, в свое время придет въявь и послужит тебе или к оправданию, или к обличению. Только истинное плодоношение получит светлую награду. Все, кажущееся добрым, а не сущее таковым, не устоит в своей личине пред светом всепроникающего суда Божия. Что кто посеял в естестве своем, что есть он по итогу всей жизни и деятельности, таковым он и признан будет, по тому определится его прямое достоинство, такое и место получит, и соответственную ему сумму или благ, или казней. Вот что пожнет и целую вечность будет жать.

«Бог всяческих над всем назирает; не думайте, чтобы не знал Он, что делается. Но знайте, что жатва будет соответствовать посеву; что посеешь, то и пожнешь» (блаженный Феодорит). «Бог знает сердца ваши, не безызвестны Ему силы и способы ваши. Правдоподобное извинение себя может удовлетворить человека, Бога же обмануть оно не может» (блаженный Феофилакт).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет

См. Толкование на Гал. 6:1

Блж. Иероним Стридонский

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет

Провидя духом, что те, которые находятся в обучении и должны помогать [своему] учителю содержанием и необходимым для жизни, могут заявить о своей бедности… апостол прибавил:

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж.

Феофилакт Болгарский

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Так как часто некоторые обвиняли учителей в дурной жизни, презирали их и не питали их в бедности, то он, хотя это и после говорит: делая добро, да не унываем, но и теперь показывает, что и к таким учителям должно быть щедрыми, так как эта трата происходит на дело духовное. Итак, сравнивая издержки на дела плотские с тратой на духовное, он говорит; если ты будешь тратиться на плоть, приготовляя обеды и разные приправы, сея пьянство, роскошь и обжорство, то пожнешь тление. Ибо и само это гибнет, и тело с собой губит. А если будешь сеять духовно, то есть духовные дела, обнаруживая ко всем сострадание и храня воздержание, то пожнешь жизнь вечную. Ибо Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст тогда каждому свое. Итак, лучше тратить на дела духовные, к которым относятся и издержки на учителей, чем на плотские наслаждения, которые тленны и растлевают тело.

Потому что от наслаждений и излишеств происходят болезни.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Марий Викторин

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет

Павел прибавляет иное наставление, которое все обобщает и связано с тем, что было сказано раньше: не следовать ничему, кроме благовествования (т.е. не стремиться также к правилам и делам иудеев). Не обманывайтесь, говорит Павел. Ибо все, что обретается вне благовествования, — заблуждение. Он также присовокупил к своему наставлению силу необходимости: Бог поругаем не бывает, говорит он. Он не сказал: поскольку Бог все видит, — чтобы они не надеялись на снисхождение к их заблуждению или на то, что его будто бы можно скрыть. Он говорит не так, но: Бог поругаем не бывает. А [далее] Павел предупреждает о том, что ожидает тех, кто обманывается и устремляет свою жизнь к земному.

Комментарий на Послание Галатам.

Лопухин А.П.

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет

Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться (по-русски, не точно: «поругаться» — в выражении: «Бог поругаем не бывает»). Вместо того, чтобы говорить о себе, Ап. говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог, также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Что Библия говорит о сеянии и жатве?

HomeContent IndexTopicalTopical: Аналогии сеяния и жатвы

Вопрос

Ответ

Большая часть Библии изначально была написана для тех, кто живет в аграрном обществе, людей, знакомых с обработкой земли, управлением скотом и выращиванием сельскохозяйственных культур. Многие притчи Иисуса связаны с фермерской жизнью. Поэтому неудивительно, что в Библии много упоминаний о сеянии и жатве, и вот некоторые из принципов, которым мы учимся:

Сеять и жать — закон природы. На третий день творения Бог повелел земле произвести живые растения, «приносящие семя» и плод, «с семенем в нем» (Бытие 1:12). Затем эти растения были даны человеку в пищу (стих 29). С самого начала человек понимал процесс сеяния и жатвы и применял его во благо.

Бог использует закон сеяния и жатвы, чтобы даровать Свои благословения. Божье благословение обычно приходит ко всему миру, когда Он посылает солнце и дождь праведным и неправедным (Матфея 5:45). В некоторых случаях Его благословение особенно касается тех, кого Он выбрал, например Исаака. В Бытии 26:12 говорится, что Исаак посеял урожай и получил во сто крат больше за один сезон, потому что Господь нацелил его на благословение.

Благодарность Израиля за ежегодные Божьи благословения выражалась в Празднике первых плодов, когда первый урожай приносился Господу в качестве приношения (Исход 23:19а; Левит 23:10).

Бог предупредил Израиль, что, если они оставят Его и будут преследовать идолов, действие закона о сеянии и жатве будет приостановлено, а их урожай погибнет (Левит 26:16б). Это случилось с непослушным Иудой пару раз (Иеремия 12:13; Михей 6:15).

Сеять и жать — тоже закон духовного мира. Это больше, чем просто сельскохозяйственный принцип. Это аксиома жизни, что мы пожинаем то, что мы сеем. В Галатам 6:7 говорится: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Человек пожинает то, что посеял». Наши действия имеют естественные последствия. Мир действует по закону причины и следствия. Обойти это невозможно: каждый раз, когда мы выбираем действие, мы также выбираем последствия этого действия.

Посев и жатва предполагают ожидание. Ничего хорошего не вырастает за одну ночь. Фермер должен быть терпелив, чтобы увидеть плоды своих трудов. Когда Библия сравнивает служение с посадкой, поливом и жатвой (1 Коринфянам 3:6), это подразумевает длительный период времени. Бог принесет плод во славу Свою в Свое время. До тех пор мы верно трудимся на Его ниве (Матфея 9:38), зная, что «в свое время пожнем жатву, если не ослабеем» (Галатам 6:9; см. также Псалом 126:5).

Мы пожинаем в натуре в том, что мы сеем. Те, кто сажает семена яблок, должны рассчитывать на урожай яблок. Те, кто сеет гнев, должны ожидать получить то, что естественно производит гнев. В Галатам 6:8 говорится: «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет погибель; сеющий в духе, от духа пожнет жизнь вечную». Жить плотской и греховной жизнью и ожидать унаследовать небеса сродни посадке репейника и ожидании роз.

Этот принцип работает как положительно, так и отрицательно. «Сеющий правду пожинает верную награду» (Притчи 11:18б), но «сеющий неправду пожнет бедствие» (Притчи 22:8а).

Мы пожинаем пропорционально тому, что мы сеем. Правило таково: чем больше семян посажено, тем больше плодов собрано. Библия применяет этот закон к нашему даянию. Те, кто проявляет щедрость, будут благословлены больше, чем те, кто этого не делает. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Коринфянам 9).:6). Этот принцип касается не суммы дара, а духа, в котором он дается. Весело дающего любит Бог (2 Коринфянам 9:7), и даже лепты вдовы замечает Господь наш (Луки 21:2-3).

Мы пожинаем больше того, что посеяли. Другими словами, закон сеяния и жатвы связан с законом умножения. Иисус говорил о семени, которое принесло «во сто, шестьдесят или тридцать раз больше посеянного» (от Матфея 13:8). Одно пшеничное зерно дает целый колос. Точно так же одна маленькая выдумка может породить неконтролируемое безумие лжи, заблуждений и вымыслов. Посеешь ветер и пожнешь бурю (Осия 8:7). Положительно, один добрый поступок может привести к благословению на всю жизнь.

Сеяние и жатва используются как метафора смерти и воскресения. Когда Павел обсуждает учение о воскресении тела, он использует аналогию с посадкой семени, чтобы проиллюстрировать физическую смерть. «Сеется тело тленное, восстает нетленное; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Коринфянам 15:42б-44а). Семя может «умереть», упав на землю, но это не конец его жизни (Иоанна 12:24).

Встречающаяся во всем Писании идея сеяния и жатвы является важным принципом, дающим мудрость как этому миру, так и грядущему.

Вернуться к:

Разные библейские вопросы

Что Библия говорит о сеянии и жатве?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Что значит посеять ветер и пожать бурю (Осия 8:7)?

ГлавнаяМатериалыУказательКниги БиблииОсия Сеяй ветер пожинай бурю

Вопрос

Ответ

В Осии 8:7 содержится загадочное утверждение: «Ибо они сеют ветер и пожнут бурю». Эта пословица известна в наше время тем, что используется в военных речах и как название для научно-фантастического романа. Что имел в виду Осия?

В пословице используется иллюстрация, почерпнутая из сельскохозяйственного процесса посева и жатвы. Фермер посеет семена. Конечно, тип посаженного им семени определял тип растения, которое вырастет и будет собрано. Это принцип дублирования. В Осии 8:7 Бог говорит, что Израиль посеял ветер и пожнет бурю. Принимая слово «ветер» за что-то бесполезное и глупое (см. Иов 7:7; Притчи 11:29).; и Екклесиаст 1:14, 17), мы можем предположить, что глупость Израиля в прошлом привела к настоящей буре последствий. Действительно, в предыдущих стихах Осия осуждает идолопоклонство Израиля (стихи 4-6). Их глупая погоня за ложными богами пожнет суровый суд от Господа.

В пословице также действует принцип умножения: фермер может посадить одно зерно кукурузы, но соберет гораздо больше — целый початок. Точно так же грех Израиля в идолопоклонстве повлечет за собой усиленные последствия, которые сметут их всех.

Остаток стиха 7 отмечает результаты этого «вихря» суда: «У зерен на корню нет колосьев; муки не даст; если бы он поддался, чужие сожрали бы его». Так что урожай ничего не даст. Посторонние украдут все, что вырастет. Израиль хорошо понял бы слова Осии. Плохой или украденный урожай был бы разрушительным. Здесь Бог предупреждает Свой народ, что их идолопоклонство приведет к гибели.

Помимо идолопоклонства, Израиль искал помощи и другими, не менее греховными путями. «Ибо они пришли в Ассирию, как дикий осел, бродящий один; Ефрем нанял себе любовников» (Осия 8:9).). Израиль заключил опрометчивые договоры с Ассирией для защиты от своих врагов. Вместо того чтобы довериться Богу, они полагались на свое богатство и помощь языческих народов.

«Вихрь» обрушился на Израиль в 722 г. до н. э., когда Ассирия вторглась в Израиль, разрушила столицу Самарию и изгнала израильтян. Однако в Осии 14:4 обещана будущая благодать: «Я исцелю отступничество их; Я буду любить их свободно, ибо Мой гнев отвратился от них». Вихрь не длится вечно, и суд Божий не будет бесконечным. Позднее Бог возобновил отношения между Ним и Своим народом.

Сегодня мы можем увидеть истинность пословицы Осии во многих отношениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *