Виды воображения
Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия).
Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию.
Особенности активного вида воображения
Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.
Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями.
Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства.
Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю.
Воссоздающее воображение
В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.
К продуктам воссоздающего воображения относятся новые образы, которые не воспринимались человеком до определенного момента.
Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт.
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.
Антиципирующее воображение
В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий.
Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.
Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.
Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение
Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности.
Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.
Интеллектуальные операции
Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию.
Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.
Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.
Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации.
Пассивное воображение
Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения.
Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты.
Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.
Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.
Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.
Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:
- агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
- гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
- схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Решение задач от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.Виды воображения — Pro-Psixology.ru
Можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых — пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близка к этому эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать, радоваться за другого.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя. Стимуляция такого процесса создает объективные возможности для того, чтобы возникли оригинальные новые связи между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно связано с будущим и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.
е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Это воображение направлено больше вовне, человек занят средой, обществом, деятельностью и в меньшей степени внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.Воссоздающее воображение — один из видов активного, когда происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Несмотря на то что его продуктами являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, оно основано на прежнем опыте.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически предвидеть тесно связано со словом «видеть», что показывает важность осознания ситуации и перенесения определенных ее элементов в будущее, что основано на знании или предугадывании логики развития событий. Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.
Творческое воображение — вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Его образы создаются благодаря различным интеллектуальным операциям. В структуре творческого воображения различают два их типа. Посредством первого формируются идеальные образы, с помощью второго перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процесса, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны дать новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Это первый его этап, стадия подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из его элементов. Она дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. Оно подчиняется желаниям, которые представляются при фантазировании осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные, потребности личности.
Все это направлено на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных аффектов.В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом и состоит отличие от реалистического мышления, направленного на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей,
Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая из опыта.
Синтез, реализуемый в воображении, обретает разные формы:
- агглютинация: «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни качеств, частей;
- гиперболизация: увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
- схематизация: отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
- типизация: выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение: подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
словосочетание активное воображение | значения и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с воображением.
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Целью его методов было усиление естественного процесса индивидуации, возникающего с помощью техник активное воображение (своего рода контролируемая мечта).
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он социально неуклюж с чрезмерно активным воображением .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Рамона поддерживает свое активное воображение на протяжении всей серии.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Но сложность этой задачи такова, что она действительно почти сбивает с толку самое активное воображение .
С
Архив Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Помимо использования в активном воображении , симуляция участвует во многих других бессознательных процессах.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Она развила активное воображение и фантазийную жизнь, чтобы справиться со своим одиночеством.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
У него очень активное воображение и иногда он пытается ввязываться в драки.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Дисциплины активного воображения встречаются в различных философских, религиозных и духовных традициях.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Активный Воображение — это метод визуализации бессознательных проблем, позволяющий им действовать самостоятельно.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Он обычный мальчик с активным воображением и гиперактивной личностью.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
У нее активное воображение , которое позволяет ей представлять свои матчи как настоящие сражения, что часто помогает оттачивать ее инстинкты.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Ключ к процессу активного воображения заключается в оказании как можно меньшего влияния на ментальные образы по мере их развития.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Активный Воображение также может осуществляться автоматическим письмом или художественной деятельностью, такой как танец, музыка, живопись, скульптура, керамика, ремесла и т. д.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Открытость включает в себя шесть аспектов или измерений, включая активное воображение (фантазию), эстетическую чувствительность, внимание к внутренним ощущениям, предпочтение разнообразия и интеллектуальное любопытство.
Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Стрикленд ссылается на свою трудовую этику и активное воображение как на источники вдохновения, когда от нее требуется передать определенные эмоции, особенно негативные.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Когда она была моложе, у нее было активное воображение , и она любила обманывать своих друзей и семью, заставляя их поверить в ее выдуманные истории.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
А поскольку он дешев, прост в производстве и распространении, с ним может справиться любой, у кого есть видеокамера, компьютер и активный воображение .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Активное воображение
Активное воображение — это практика, разработанная Юнгом, когда он работал с бессознательным после резкого и жестокого разрыва отношений с Фрейдом. Auseinandersetzung , как это имел в виду Юнг, можно перевести как конфронтация с бессознательным или примирение с ним. Продукты Юнга auseinandersetzung с бессознательным можно найти в его недавно опубликованном массивном томе 9.0007 Красная книга: Liber Novus . Его текст и его картины — его слово и образ — довольно поразительны и замечательны, весьма креативны и единственны в своем роде, с ними стоит познакомиться и глубоко поразмыслить.
Активное воображение можно сравнить с продолжением сна во время бодрствования. Активное воображение может включать письмо, танец, рисование, песочницу и другие творческие средства. Активное воображение активно, а не пассивно; он предполагает гибкое, сильное и гибкое эго, способное противостоять диалогу с бессознательным. Идея состоит в том, чтобы углубить отношения между сознанием и бессознательным, а не «сдуть» сознательную позицию. Юнг советовал своим последователям проводить тщательный анализ снов анализанда, жизненной ситуации и комплексов (особенно комплекса матери и отца), прежде чем вводить практику активного воображения в работу своих анализандов. Он ждал до конца анализа, чтобы задействовать активное воображение как технику, помогающую анализанду освободиться от его или ее зависимости от аналитика. Мой клинический и аналитический опыт подтверждает рекомендации Юнга по использованию этой процедуры.
По моему личному опыту, я дождался окончания анализа с Дэвидом Л. Хартом, прежде чем приступить к активному воображению. Мы долго и усердно работали над проблемами моей первой половины жизни, укрепляя мой комплекс эго посредством очень тщательного анализа моего анамнеза, а также моих снов, моих комплексов и моей текущей жизненной ситуации. За несколько сеансов до того, как я закончил свою работу с Дэвидом и отправился в Цюрих на аналитическое обучение в Институте Юнга, я помню, как начал то, что оказалось очень долгим, многолетним, активным воображением в его кабинете, используя его лоток с песком. (Если быть более точным, это была очень большая и привлекательная песочница на полу его кабинета.) Мне было легко плыть по течению активного воображения, хотя оно было совершенно другим и драматичным по сравнению с тем, что было раньше.