Особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020
УДК 159.99
Дата публикации 29.02.2020
Симошкевич Елена Анатольевна
магистрант кафедры специальной и клинической психологии, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск, [email protected]
Теплякова Елена Рифовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск, [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточности развития наглядно-образного мышления детей данной категории. В структуре нарушенного процесса отмечается нечеткость образов-представлений и недостаточное развитие мыслительных операций. Представленная информация свидетельствует о необходимости создания специальных коррекционных мероприятий, способствующих развитию наглядных форм мышления.
Ключевые слова: наглядно-образное мышление, задержка психического развития, дети старший дошкольный возраст, образы-представления, мыслительные операции
Simoshkevich Elena Anatolevna
Master of the Department of Special and Clinical Psychology, Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk
Teplyakova Elena Rifovna
Cand. Sci. (Psychology), Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk
Abstract: This article is focused on the peculiarities of visual and abstract thinking abilities of preschool-aged children with development delay. The analysis of psychological and educational literature proves the lack of visual and abstract thinking abilities in such children. The deficient mental processes are characterized by inability to form a clear mental image and to process information effectively. The information provided points out the necessity for special correctional measures to aid in development of thinking.
Keywords: abstract thinking, development delay, children of preschool age, mental images, mental processes.
Сегодня отмечается тенденция на увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Одними из основных причин увеличения количества нарушений является рост детей с перинатальными патологиями, неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшающая состояние здоровья, неблагоприятный психологический микроклимат в семьях.
Ведущие ученые специального образования (H.H. Малофеев, E.И. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу составляют дети с задержкой психического развития.
У данной категории детей отмечаются особенности психического развития, обусловленные различными по этиологии и патогенезу нарушениями, которые проявляются в замедлении темпа формирования высших психических функций, незрелости эмоционально-волевой и личностной сфер [1].
Изучение особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представляет особый интерес, так как дисфункции мыслительных процессов занимают одно из основных мест в структуре дефекта у данной категории детей.
Ведущую роль в познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста имеет наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление представляет собой поиск пути решения задачи в умственном плане при помощи образов. Важным в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста является развитие наглядных форм мышления. Этот вид мышления определяет успех дальнейшего обучения ребенка в школе и является базой в развитии словесно-логического мышления [7].
У нормально развивающихся детей уже на втором году жизни формируется способность анализировать и синтезировать предметы, использовать орудия для достижения цели. Позже происходит присвоение мыслительных операций без манипуляций на основе восприятия наглядной ситуации, то есть на наглядно-образном уровне. Как правило, к школьному обучению наглядно-образное мышление сформировано, далее оно способствует развитию понятийного мышления. Наглядно-образное мышление помогает узнавать различные стороны и свойства предметов. В наглядно-образном мышлении наиболее полно представляются свойства различных сторон предметов в их фактических связях.
В решении наглядно-образных задач важно функционирование нескольких структурных компонентов: восприятие, целенаправленные практические действия, мысленное оперирование образами памяти и воображения. Также в решении задач наглядно-образного характера участвуют мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизиция [5].
Известно, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наглядно-образное мышление отстает в развитии и без специального обучения у детей с трудом идет процесс развития образов-представлений, а также отмечаются трудности в развитии мыслительных операций.
У дошкольников с задержкой психического развития особенности развития наглядно-образного мышления можно заметить на начальных этапах обучения, когда нужно проанализировать поставленные задачи и составить план решения. Исследования многих ученых, в том числе Е.С. Слепович, Е.А. Стреблевой показывают, что у таких детей возникают трудности осмысления и выделения проблемной ситуации, ее анализ и поиск путей решения, перенос прошлого опыта в новую ситуацию [2].
Многочисленные исследования ученых свидетельствуют о трудностях при понимании наглядно-образных задач. Эти трудности понимания задач связаны с нарушением аналитико-синтетической деятельности, с ограничением способности использовать прошлый опыт для понимания новой информации, с трудностями, связанными с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов [9].
Так, А.О. Дробинская пишет, что трудности, испытываемые детьми с задержкой психического развития обусловлены недостаточностью развития мыслительных операций, а также недостаточностью образов-представлений. Эти особенности не позволяют детям в полной мере оперировать образами, а именно расчленять, соотносить, объединять и сопоставлять образы и их отдельные элементы [1].
У изучаемой категории детей отмечается недоразвитие основных мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Анализ окружающего у детей происходит бессмысленно. Они часто допускают пропуски важных качеств и элементов, выделяют наиболее заметные и яркие части. Особенности протекания анализа приводят в свою очередь к затруднению процесса синтеза. Специфические черты отмечаются в операции сравнения, которая включает сопоставление анализа и синтеза. Часто дети сравнивают объекты по несущественным признакам, по несоотносимым.
Обобщение как мыслительная операция также недостаточно сформирована. У детей возникают трудности мысленного сравнения и выделения общего признака предметов, а также установления связей между предметами и явлениями окружающего [8].
Как отмечает У.В. Ульенкова, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается недостаточная готовность к интеллектуальному усилию, поэтому успешность выполнения интеллектуальной задачи низкая. Это прослеживается при изучении процесса обобщения. Особенно ярко несформированность операции обобщения у детей с задержкой психического развития прослеживается при выполнении задания на группировку предметов по их родовой принадлежности. Чаще всего, дети сталкиваются с трудностью усвоения специальных терминов, относящихся к видовым понятиям. Но несмотря на это, многие дети владеют элементарными формами классификации. Например, не представляет особых трудностей распределение на группы геометрических фигур по одному признаку, форме или цвету. При классификации более сложного материала продуктивность снижается, лишь малая часть детей справляется с заданиями безошибочно [7].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что развитие наглядно-образного мышления происходит в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами. Н.Ю. Левченко подчеркивает важную роль памяти в образовании образов-представлений. Наглядно-образное мышление тесно связано с окружающей действительностью, а образы действительности впервые запечатлеваются в процессах памяти [3]. Л.Н. Носкова, изучая особенности старших дошкольников с задержкой психического развития, утверждает, что развитие наглядного мышления зависит от восприятия. Вследствие психофизических особенностей детей с задержкой психического развития их восприятие характеризуется как недостаточное, где с одной стороны, отмечается недостаточность целостного восприятия, с другой – недостаточное выделение свойств и качеств предметов. Получаемые образы восприятия недостаточно фиксируются в словах, что вызывает трудности сопоставления их с образами-эталонами. Все это отражается на формировании образов-представлений, которые запаздывают в своем развитии. Поэтому образы представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития оказываются нечеткими, нестойкими, что вызывает трудности оперирования ими [4].
Исследования С.К. Сиволапова (1988) по оперированию образами-представлениями у дошкольников с ЗПР позволяют сделать вывод о том, что возникающие трудности при решении наглядных задач обусловлены недостаточностью развития пространственного восприятия и пространственной ориентировки. Пространственные представления, по мнению автора, напрямую связаны с конструктивным мышлением, поэтому при складывании детьми различных геометрических фигур и узоров, дети не могут выполнить анализ формы, установить тождественность и симметричность частей, а также расположить конструкции на плоскости и соединить их в единое целое [6].
Таким образом, в настоящее время отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития, главной особенностью которых, по мнению отечественных авторов, являются дисфункции мыслительных процессов. Анализ трудов, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Особенности наглядно-образного мышления выражаются в недостаточной сформированности образов-представлений, что обусловлено психофизиологическими особенностями представленной категории детей, а также в недостаточности развития мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация), что создает трудности выбора методов в решении наглядных задач. Авторы отмечают тесную взаимосвязь развития наглядно-образного мышления с другими психическими процессами (память и восприятие), имеющими недостаточное развитие у детей с задержкой психического развития. Дети сталкиваются с трудностями осмысления, выделения и анализа проблемной ситуации, что напрямую отражается на понимании наглядно-образных задач. Из этого следует, что в процессе обучения и воспитания дошкольников необходимо организовать соответствующие коррекционные мероприятия, способствующие формированию образов-представлений и развитие умению оперировать ими. Для развития процесса обучения необходимо разработать теоретическое обоснование и программно-методическое обеспечение образовательной деятельности детей с задержкой психического развития.
Список литературы
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М. : Школьная Пресса, 2005. 96 с.
2. Калинина Ю.А Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2016. С. 215-217.
3. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М. : Национальный книжный центр, 2016. 160 с.
4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М. : ВЛАДОС, 2003. 128 с.
5. Рамазанова Р.К. Исследование развития наглядно-образного мышления учащихся младших классов с задержкой психического развития // Вестник современных исследований. 2018. № 6.1. С. 166-168.
6. Сумарокова А.Г. Георгице Е.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 295-301.
7. Ульенкова У.В. Психология детей с задержкой психического развития // Вестник Минского университета. 2015. № 3. С. 42-49.
8. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. Балашов: Николаев, 2004. 68 с.
9. Чибизова К.И. Милованова Н.Ю. Возможности конструирования из природного материала в развитии наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы теории и практики современной науки. Минск: Мир науки. 2019. С. 82-85.
← Предыдущая статьяПсихологические характеристики профессионального выгорания сотрудников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Следующая статья →О применении развивающих и коммуникативных методов при изучении иностранных языков
Расскажите о нас своим друзьям:
Что такое наглядно-образное мышление и как его можно развить?
Наглядно-образное мышление – это необычная способность, которая свойственна людям с творческим мировоззрением. Такие люди способны видеть в самых обычных вещах что-то необычное, что не замечают другие. Именно благодаря наглядно-образному мышлению в нашем мире появляются новые проекты, которые приносят разнообразие в жизнь всего человечества. Но что же делать, если природа не наградила этим даром? Как это модно исправить?
- Почему важно развивать нестандартное мышление?
- Наглядно-образное восприятие мира
- Как развить нестандартное мышление?
- Дети – гении творческих решений
- Мнение психологов
- Творческий ребёнок – успешная и многосторонняя личность
Почему важно развивать нестандартное мышление?
Каждого новорождённого человека можно назвать уникальным. Даже во времена средневековья, когда все люди делились на классы, определяющие их образ жизни, можно было выделить особенных людей, которые мыслили не так, как остальные. В наше же время, наглядно-образный тип мышления – это необычное состояние внутреннего мира человека, его души, и современное общество нуждается в таких людях. Сегодня способность видеть мир иначе не ограничивается живописью или литературным талантом. Люди с таким типом мышления сумели найти себе место и в информационных технологиях, которые, в свою очередь, охватывают почти все сферы человеческой жизнедеятельности.
Наглядно-образное восприятие мира
Наглядно-образное мышление – это:
- Креативность. Такое качество позволяет человеку найти нестандартный, уникальный подход к поставленной задаче. Благодаря такому подходу к решению задачи, мир узнаёт имена гениев, которые смогли изменить наш мир.
- Очень важное место в этом деле имеет и способность полностью погрузится в процесс создания новой идеи. Огромную роль также играет терпение и упорство, способность противостоять всем препятствиям.
- Динамическое развитие. Творческий человек всегда развивается вместе с миром и его мышление никогда не стоит на месте. Мозг такого человека представляет собой постоянно развивающуюся систему. Революционные решения принимает не машина, а человек. Поэтому наглядно-образное мышление обычно свойственно творческим людям – художникам, писателям, дизайнерам, музыкантам и так далее.
Как развить нестандартное мышление?
- Развиваться необходимо постоянно. Нужно всегда интересоваться новинками технологий, подробно изучать самые обыденные вещи, которые окружают нас в быту.
- Изображение на бумаге своих мыслей также является отличной практикой развития наглядно-образного мышления.
- Не следует искать правильность в своих решениях. Необходимо помнить, что одна и та же вещь может выглядеть совершенно иначе с другой точки зрения.
Дети – гении творческих решений
Нет необходимости развивать творческие способности у детей, главное, не загубить их. В их поступках не присутствует ни логики, ни аналитического мышления. Каждый ответ ребёнка на любой вопрос – истинен и креативен.
Как устроено детское мышление? В детском возрасте, человек ещё ничего не знает об окружающем мире и поэтому он постоянно его изучает. Огромный поток информации, поступающий в мозг ребёнка, охватывает практически все сферы его жизни. Детям свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, именно благодаря им дети и познают окружающий их мир. По мнению психологов, наглядно-действенное восприятие мира у детей преобладает в возрасте до четырёх лет, например, ребёнок может сломать любимую игрушку лишь для того, чтобы узнать, какая она внутри. А после четырёх лет у детей начинает преобладать наглядно-образное восприятие.
Мнение психологов
Для детей дошкольного возраста, наглядно-образное восприятие мира – это отличный способ для ребёнка, который ещё не может общаться со взрослым человеком на равных, по-иному выражать свои чувства и потребности. Позднее, когда словарный запас ребёнка позволяет ему объясняться без языка жестов и мимики, ранее приобретённые знания с помощью воображения становятся некоторой интуитивной энциклопедией знаний, с помощью которой дети пытаются решить самые разные вопросы и задачи.
Творческий ребёнок – успешная и многосторонняя личность
Если вы не хотите погубить в ребёнке творческий потенциал, и превратить его в шаблон ваших собственных желаний, то не стоит даже пытаться втиснуть его любопытство и живой интеллект в узкие рамки взрослого восприятия мира. Именно детское любопытство и полет фантазии в будущем могут стать той самой основой, которая необходима для развития творческого потенциала.
Для того чтобы развить наглядно-образное мышление у детей, необходимо как можно чаще играть с ними в развивающие игры, такие как головоломки, рисование или решение ребусов и загадок. Главное, не принуждать ребёнка к решению различных задач, ребёнок сам должен хотеть играть в эти игры.
В дошкольном возрасте, наглядно-образное мышление проявляет себя в умении решать разные задачи в уме, при использовании ранее накопленных алгоритмов и схем. Именно так у него начинает формироваться абстрактно-логическое мышление, которое также необходимо для развития творческой личности.
Как раскрыть свой творческий потенциал с помощью визуального мышления — Чак Фрей
После того, как 11 сентября 2001 года террористическая атака разрушила Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и оставила Нижний Манхэттен в руинах, коммунальная компания Con Edison столкнулась с геркулесовой задачей: восстановить утилиту инфраструктура этого густонаселенного городского района.
В рамках этих усилий Лиза Фриганд из отдела экономического развития коммунального предприятия работала в комитете, который пытался координировать работу нескольких групп заинтересованных сторон. Но у команды было много проблем с отслеживанием всех вовлеченных лиц и организаций — от гражданских, правительственных до 9/ 11 мемориальных организаций владельцам собственности и другим поставщикам инфраструктуры на Манхэттене — огромное количество заинтересованных сторон.
Когда коллега Дэвид Хилл услышал о проблеме команды, он предложил создать ментальную карту, чтобы представить все эти группы и их сложные взаимосвязи. Фриганд предоставил информацию, а Хилл создал интеллект-карту. Он также взял интервью у некоторых причастных к этому людей, чтобы убедиться, что информация, содержащаяся в нем, была точной.
Эта интеллектуальная карта, которую вы можете увидеть в блоге «Картирование идей», сыграла важную роль в оказании помощи ConEd в восстановлении Нижнего Манхэттена. Он произвел такое впечатление, что впоследствии был приобретен Музеем современного искусства в Нью-Йорке как произведение «исторического значения».
Интеллект-карта была мощной, потому что она взяла что-то очень сложное и сделала это очень ясным — мало чем отличаясь от сложных, часто неоднозначных проблем, с которыми вы можете столкнуться в сегодняшние неопределенные времена.
Визуальное мышление быстро набирает популярность как набор инструментов, помогающих решать большие сложные проблемы и находить инновационные решения. Добавление методов визуально-ориентированного мышления, таких как составление карт разума, диаграмм, зарисовок и инфографики, к вашему набору навыков является одним из самых мощных способов повысить ценность вашей творческой работы.
Ключевые области, в которых вам может помочь визуальное мышление:
Точное определение проблемы
Поскольку проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в бизнесе и жизни, становятся все более сложными, вам нужны более совершенные инструменты, которые помогут вам четко и точно описать проблемы, подвергнуть сомнению ваши существующие предположения, определить области, где вам нужно больше информации, а также собрать и организовать свое исследование.
Альберт Эйнштейн однажды сказал, что если бы у него был один час, чтобы спасти мир, он потратил бы 55 минут на определение проблемы и только пять минут на поиск решения. Используя такие методы, как анализ первопричины и «рыбные кости», вы можете убедиться, что определили правильную проблему, которую нужно решить, а не выявляете симптомы.
Кроме того, такие инструменты, как интеллект-карты, могут помочь вам разобраться в своих проблемах и дать вам возможность одновременно видеть лес и деревья (общий обзор и более подробный вид) — все в одной визуальной структуре.
Разработка сценариев будущего
В мире, который становится все более сложным и двусмысленным, простое избавление от своего недуга и способность представить себе новые потенциальные варианты будущего и возможности становится проблемой для многих творческих личностей.
Это становится еще сложнее, потому что сценарии будущего трудно выразить в письменном виде осмысленным образом; такие рассказы становятся настолько многословными, что трудно понять влияние описываемого ими будущего. Другими словами, смысл теряется в сообщении.
Напротив, визуальное мышление предлагает богатую палитру, с помощью которой можно выразить то, что возможно, в привлекательных, красочных форматах и дает вам возможность поделиться своими мыслями с другими запоминающимися и вдохновляющими способами.
Мозговой штурм и оценка идей
Многие проверенные методы сегодня кажутся менее эффективными. Вот почему вам нужны инструменты, которые помогут вам найти новые идеи для решения ваших задач и оценить их на основе определенных критериев. Для многих креативщиков задача состоит не в том, чтобы создать достаточно идей, а в том, чтобы разработать эффективные процессы для их сортировки, чтобы определить лучших из идей.
Представление идей в визуальной форме поможет вам осмысленно сгруппировать идеи и быстрее их оценить. Это также может помочь вам «разложить по частям» — увидеть, где существуют отношения между идеями, — чтобы вы могли комбинировать их и опираться на них, чтобы создавать более сильные и ценные решения.
Продуктивные действия
Кроме того, вам необходимо сформулировать планы и принять меры, чтобы воплотить в жизнь лучшие идеи, которые вы разработали. Захват всех деталей нового проекта в действенной форме часто может быть сложной задачей. Визуализация их в виде диаграммы или ментальной карты может помочь вам увидеть:
- что вам нужно сделать
- какие ресурсы потребуются для выполнения этих задач
- кто должен за них отвечать
Короче говоря, эти инструменты могут помочь вам быстрее прийти к ясности, принять более обоснованные решения и добиться цели!
Более мощная перспектива
Эксперт по визуальному мышлению и писатель Дэйв Грей в своей превосходной книге Gamestorming объясняет, как осязание ваших мыслей может освободить вас от ментального беспорядка и позволить вам сосредоточиться на поиске решений для стоящей перед вами задачи:
Представьте, что вы играете в шахматы с завязанными глазами. Можно какое-то время удерживать в воображении положение всех фигур — и большинство шахматных мастеров могут делать это на протяжении всей партии, — но гораздо проще иметь фигуры на доске перед собой. Форма и цвет каждой фигуры, а также ее положение относительно доски и других фигур содержат богатый набор информации, которая может помочь вам принимать более правильные решения в игре.
Во многом таким же образом вы можете использовать визуальное мышление, чтобы относиться к своим мыслям как к «артефактам» — осязаемым переносимым мыслеобъектам, которые могут включать в себя стикеры, каталожные карточки, элементы диаграммы или темы в интеллект-карте. Переставляя их, вы можете играть в «Что, если?» информацией и идеями, примерно так же, как шахматист обдумывает свои возможные следующие ходы, анализируя шахматную доску перед собой.
Лучше всего то, что визуальное мышление задействует оба полушария вашего мозга — как логическое левое полушарие, так и более творческое правое полушарие, — что дает вам большую умственную силу для поиска продуктивных решений для себя и людей, которым вы служите.
Это сильное мышление может развить каждый, и оно станет отличным отличием для вас и вашего уникального творческого стиля.
Визуальное мышление может помочь вам:
- Увидеть закономерности и связи, о которых другие даже не подозревают
- Представить новые возможности и идеи
- Продемонстрируйте качество своего мышления
- Анализировать сложные проблемы, просматривать их компоненты и определять их основные причины
- Более быстрое достижение ясности в сложных задачах
- Принимать более обоснованные решения
- Сообщите о своих идеях ярким и запоминающимся образом ключевым людям, на которых вы пытаетесь повлиять
- Достижение консенсуса с другими
Все это сегодня необходимо. Почему бы не стать экспертом по визуальному мышлению в своем мире?
Хорошие книги по визуальному мышлению
Визуальное мышление стало настолько популярным, что породило множество превосходных книг. Эти книги — бесценные проводники в увлекательный мир нелинейного, масштабного мышления.
В частности, я рекомендую эти десять книг:
- Обратная сторона салфетки: решение проблем и продажа идей с картинками – Дэн Роам
- Развертывание салфетки: практический метод решения сложных задач с помощью простых изображений
— Дэн Роам - Бла-бла-бла: что делать, когда слова не работают — Дэн Роам
- Визуальные встречи: как графика, стикеры и картирование идей могут изменить продуктивность группы – Дэвид Сиббетт
- Интеллект-карты для бизнеса: революционизируйте свое деловое мышление и практику — Тони Бьюзен
- Картирование идей: как получить доступ к скрытым возможностям вашего мозга, учиться быстрее, запоминать больше и добиться успеха в бизнесе — Джейми Наст
- Визуальное мышление: бизнес-приложения 14 основных диаграмм — Малкольм Крейг
- Gamestorming: пособие для новаторов, нарушителей правил и новаторов – Дэйв Грей, Сунни Браун и Джеймс Макануфо
- Resonate: Представьте визуальные истории, которые преобразят аудиторию – Нэнси Дуарте
- Visual Teams: графические инструменты для приверженности делу, инноваций и высокой производительности — Дэвид Сиббетт
В заключение, визуальное мышление является одним из самых мощных инструментов, которые вы можете добавить к своему набору навыков. Это может помочь вам увеличить ваше влияние и влияние на вашу работу и, что более важно, выделить вас в глазах людей, которым вы служите.
Что (и как) вы думаете?
С какими сложными проблемами вы сталкиваетесь, которые могут поддаться визуальному мышлению?
Какие методы визуального мышления вы уже пробовали? Каковы результаты?
В каких областях вам нужна помощь в изучении визуального мышления?
Об авторе: Чак Фрей является основателем и издателем блога The Mind Mapping Software. Эта статья основана на выдержке из новой книги Чака Фрея «Увеличь свое влияние: 52 инновационных стратегии повышения эффективности вашей работы».
Как раскрыть свой творческий потенциал с помощью визуального мышления
Все рождаются творческими. Если вы так не думаете, просто вспомните, каким вы были в детстве.
Вы, вероятно, делали безумные вещи, например, рисовали волосатых шестируких монстров, придумывали истории о том, как стать могучим воином, или пытались построить удивительную штуковину, которая доставит вас на Луну и обратно.
Потом ты вырос и, как и все мы, научился подавлять свои самые смелые мысли и самые амбициозные мечты.
Но так быть не должно.
Даже руководители и генеральные директора осознали, что креативность — один из пяти главных навыков будущего. Это так важно, что высшие руководители прибегают к этим творческим упражнениям, которые очень похожи на работу в начальной школе: создание концептуальных диаграмм, перевод слов в изображения, создание ментальных карт…
Не случайно каждое из этих действий имеет одну особенность. общее: образное мышление.
Когда мы визуализируем проблему или концепцию, мы активируем совершенно другую часть нашего мозга, чем когда мы используем только язык или слова.
Визуальное мышление помогает нам «видеть» что-то в совершенно ином свете и позволяет нам более ясно доносить наши идеи до других.
СВЯЗАННЫЕ С: Как раскрыть свой творческий потенциал с помощью метода потока
Итак, как мне раскрыть свой внутренний творческий потенциал?
Комбинируйте формы и значки таким же образом с помощью Visme
Использование скрытого творчества с помощью визуального мышления не происходит в одночасье: вам нужно практиковаться.
Вот почему команда Visme решила запустить уникальное испытание для тех, кто жаждет открыть для себя ту часть себя, которую они раньше не знали.
Конкурс называется «Визуализируй меня» и состоит из следующих элементов: Участники со всего мира получат возможность создать уникальную и привлекательную визуализацию истории своей жизни или возобновить ее с помощью Visme, простого перетаскивания. бросить онлайн-инструмент.
Поскольку революция визуального мышления Visme начинается дома, некоторые из нас в команде решили визуализировать свою жизнь и карьеру с помощью этого инструмента.
Будучи не дизайнером, я поначалу сомневался, но вскоре обнаружил, что получаю удовольствие от визуального осмысления своих жизненных и карьерных целей.
Например, как часто вы визуализируете свои приоритеты и то, как вы проводите свое время? Он многое говорит о вас и даже может заставить вас внести некоторые изменения в свой распорядок дня:
Или, как насчет того, чтобы визуализировать наиболее важные события в вашей карьере или жизни с помощью визуальной временной шкалы, такой как эта?
Вместо того, чтобы рассказывать о своих путешествиях по миру, я могу просто показать их на карте:
Вместо того, чтобы описывать свои сильные и слабые стороны, я могу визуализировать их так:
И вместо того, чтобы записывать свои жизненные цели, я могу визуализировать их, что является широко используемой техникой для достижения успеха среди спортсменов и артистов:
Комбинируйте текст и значки, используя Visme будет слишком трудоемкой задачей или, возможно, слишком сложной для тех, у кого практически нет навыков проектирования, вот краткое пошаговое руководство, демонстрирующее, как легко настроить шаблон истории жизни в Visme:
Но я не дизайнер?
Участники могут начать свой дизайн с нуля или настроить любой из профессионально разработанных шаблонов Visme, включая 60 дизайнов резюме для 30 категорий должностей.
Они могут использовать встроенные ресурсы инструмента, такие как обширная библиотека значков с возможностью поиска, миллионы изображений и более 100 шрифтов, и даже записывать свои собственные голоса на платформе и вставлять видео.
Никаких дизайнерских навыков или опыта не требуется — только новоявленная жажда визуализации идей и событий, начиная с истории вашей жизни или карьеры.
Самое приятное то, что вы не только можете создать визуальную историю, которую вы можете загрузить и использовать по своему усмотрению, но и получить шанс выиграть 2000 долларов и другие классные призы.
30 лучших работ, получивших наибольшее количество голосов через Facebook, LinkedIn и Pinterest, попадут в финальный раунд, в котором группа из пяти судей выберет победителей, занявших 1, 2 и 3 места.
Если вам интересно, будут ли преимущества у обладателей продвинутых дизайнерских навыков, не волнуйтесь! Чтобы побудить к участию не дизайнеров, критерии оценки фактически отдают предпочтение оригинальности и креативности вашего контента, а не эстетическому качеству:
Что я могу выиграть?
Победитель, занявший первое место в конкурсе, который спонсируется Iconfinder, ведущим мировым поставщиком значков, получит денежный приз в размере 2000 долларов США, членство в течение 1 года в Полном плане премиум-класса Visme и членство в течение 1 года в Безлимитный план Iconfinder.