Человека, Человек, Знак, Символ, Значок, Туалет, png
Человека, Человек, Знак, Символ, Значок, Туалет, pngтеги
- Человека,
- Человек,
- Знак,
- Символ,
- Значок,
- png,
- прозрачный,
- бесплатная загрузка
Об этом PNG
- Размер изображения
- 1280x1280px
- Размер файла
- 128.98KB
- MIME тип
- Image/png
изменить размер PNG
ширина(px)
высота(px)
Лицензия
Некоммерческое использование, DMCA Contact Us
- Унисекс общественный туалет Ванная Знак, туалет, мебель, текст, ванная png 862x870px 18.36KB org/ImageObject»> Туалет значок, логотип туалет компьютер значки, туалет, cdr, мебель, текст png 662x981px 38.02KB
- предупреждающий символ, предупреждающий знак, восклицательный знак, разное, угол, текст png 1024x897px 80.64KB
- иллюстрация вопросительных знаков, значок вопросительного знака, вопросительный знак, текст, логотип, номер png 500x500px 19.2KB
- Значок символа телефона, символ телефона, знак телефона, разное, текст, логотип png 5745x5760px 321.09KB
- Общественный туалет Ванная Знак, туалет, мебель, текст, ванная комната png 1600x1200px 30.47KB org/ImageObject»> Вывески, Знак «Не трогать», Знак «Не трогать», Знак, Значок, Символ, png 1280x1280px 142.88KB
- Предупреждающий знак Символ опасности, восклицательный знак, угол, треугольник, знак png 800x716px 66.33KB
- Женский Пол Символ Человек Знак, Туалет, мебель, текст, ванная png 641x800px 52.14KB
- иллюстрация мышления человека, вопросительный знак анимация, вопрос, текст, карикатура, обои на рабочий стол png 1600x1600px 359.83KB
- черный знак доллара иллюстрации, знак доллара значок доллара США символ валюты, знак доллара, инкапсулированный PostScript, число, доллар png 512x512px 6.47KB
- знак доллара, знак доллара значок деньги, фон зеленый символ доллара, Деньги, Значок, Зеленый png 512x512px 34.32KB
- Предупреждающий знак Символ опасности Безопасность, Предупреждающий знак, разное, угол, этикетка png 600x526px 6.76KB
- Силуэт человека, люди значок, животные, логотип, голова png 1600x1600px 26.16KB
- Общественный туалет Ванная Знак Наклейка, туалет, мебель, текст, ванная комната png 954x980px 43.07KB org/ImageObject»> предупреждающие знаки, символ логотипа, внимание, угол, треугольник, предупреждающий знак png 811x720px 51.76KB
- Символ Информационный логотип, знак остановки, Разное, текст, товарный знак png 1080x1080px 111.09KB
- Знаки Ванной, Мужчины, Туалет, Женщина, Туалет, Ванная, Знак, Значок, Общественность, png 1280x1154px 191.64KB
- Калавера, Татуировка Символ черепа человека, Ядовитый череп, белый, мода, монохромный png 616x925px 453.68KB
- символ равенства, знак равенства символ равенства, знак равенства, разное, прямоугольник, черный png 543x768px 4.3KB org/ImageObject»> Компьютерные иконки пиктограмма символ туалет, туалет, CDR, текст, другие png 980x964px 54.82KB
- Ванная, Туалет, Силуэт, Поиски, Туалет, Туалет, Туалет, Знак, Значок, Символ, png 1280x820px 25.76KB
- мужчина и женщина сталкиваются с иллюстрацией, ванная комната общественный туалет женщина, туалет туалет мужчина и женщина значок, мебель, текст, логотип png 512x512px 27.36KB
- Предупреждающий знак Бумага Дорожный знак Нет символа, Запрещенный знак, рука, предупреждающий знак, другие png 512x512px 35.97KB
- женский и мужской знак, гендерный символ мужской значок, гендерное соотношение, праздники, текст, логотип png 1501x1501px 171. 45KB
- Ванная комната Общественный туалет Пол Символ Туалет, Туалет, синий, угол, мебель png 960x1920px 26.14KB
- Символ Карта расположения Компьютерные иконки Знак, символ, Разное, черный, знак png 512x512px 13.06KB
- Унисекс общественный туалет Ванная Знак, туалет, футболка, мебель, текст png 2550x3300px 65.23KB
- нет вывесок, нет символа знак, знак остановки, разное, угол, текст png 2384x2384px 101.43KB
- Значок символа знака, запрещенная зона плавания, текст, товарный знак, плавательный бассейн png 512x512px 21.81KB org/ImageObject»> Иллюстрация вопросительных знаков, Значок вопросительного знака, Цветной знак вопроса, Цветной всплеск, текст, цветной карандаш png 1162x1001px 81.75KB
- Флажок, Зеленый правильный знак, значок флажка и флажка, угол, другие, лист png 512x512px 5.72KB
- предупреждение, символ логотип значок кнопки, предупреждающий знак, угол, прямоугольник, треугольник png 1500x1500px 29.37KB
- знак логотипа, знак равенства Знак равенства плюс и минус, символ, разное, прямоугольник, знак png 512x512px 2.02KB
- восклицательный знак, значок символа, значки предупреждения, угол, текст, оранжевый png 512x512px 7.08KB org/ImageObject»>
- символы математики, знак равенства знак плюс и минус знак плюс-минус математика, символ математики, плюс, крест, знак png 700x490px 517.24KB
- иллюстрация восклицательного знака, знак символ значок информация, внимание, метка, треугольник, предупреждающий знак png 980x794px 30.88KB
- Символ бесконечности, знак бесконечности, текст, логотип, монохромный png 758x342px 10.85KB
- Мужчины, Туалет, Общественность, Ванная, Туалет, Символ, Мужчины, Мальчик, Знак, png 640x1280px 17.57KB org/ImageObject»> доллар значок монеты, символ товарный знак желтый, монета доллар США, золотая монета, торговая марка, оранжевый png 512x512px 40.2KB
- предупреждающий знак, знак символ треугольника области, оповещение, угол, треугольник, знак png 512x512px 10.94KB
- Человек-Паук, Удивительный Яд Капитана-Человека-Паука, Символ Человека-Паука, супергерой, логотип, ободок png 841x951px 367.57KB
- Знак биологической опасности Символ опасности, предупреждающие знаки, разное, треугольник, предупреждающий знак png 800x716px 85.41KB
- Астрологический знак зодиака, набор знаков зодиака, символы знака зодиака, логотип, гороскоп, китайский зодиак png 4674x6503px 941.39KB
- Знаки Ванной, Мужчины, Туалет, Женщина, Туалет, Ванная, Знак, Значок, Общественность, png 1049x1280px 153.78KB
- Символ Арроба У знака Амперсанд, символ, разное, текст, логотип png 512x512px 22.38KB
Читать онлайн «Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование», Елена Татаринцева – ЛитРес
Редакционная коллегия Тимур Татаринцев, Ирвика Смирнова, Г. Ковальский
Художник Елена Татаринцева
Корректор Ирвика Смирнова
Верстка Г. Ковальский
Благодарности:
Особая благодарность за помощь в подготовке и оформлении книги: Музею народной игрушки «Забавушка» (г. Москва), Ирине Домашневой, Хуберту Ванстинхюису, Александру Виноградову, Ирине Котовой-Карпантье, Марине Беловой, Александру Ильину, Ольге Кокоревой, Юлии Лаврентьевой, создателям и авторам Википедии.
© Елена Татаринцева, 2022
ISBN 978-5-0051-1698-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Как мы искали то,
что не прячется
Друг нашей семьи Иван Георгиевич, учёный и исследователь древних культур, однажды завёл с нами разговор об орнаменте, о символах и знаках, которые, в его представлении, были очень важны для людей.
Иван Георгиевич для нас – настоящий мудрец и почти волшебник. Он постоянно ездит в археологические и этнографические экспедиции по всему миру. Этнография – это наука, изучающая жизнь и культуру древних народов, и в квартире учёного поэтому обитают скульптурки из камня и кости, сделанные, например, в V тысячелетии до нашей эры где-нибудь в Междуречье!1
Кувшины и тарелки, глиняные игрушки, коллекции старинных пуговиц и кожаных украшений. Чего только там нет! До знакомства с ним мы не знали, что древний человек был настоящим скульптором и художником!
Когда мы были маленькими, Иван Георгиевич рассказывал нам исторические легенды и были, волшебностью своей больше похожие на сказки. От него мы узнали о Троянском коне – коварном замысле греков, короле Артуре2 и судьбах его рыцарей, о могущественных царях Древнего царства Вавилон3, которых почитали как богов, о святилищах4 древних земледельцев.
РИС. 1. Рисунок автора по мотивам витража Уильяма Морриса. «Король Артур и сэр Ланселот». 1862 год. Йоркшир. Англия. Материал из Википедии. Фото Gillan Naylor
Иван Георгиевич рассказывал нам, почему начинались войны, когда стали строить города, и как в давние времена люди относились к детям.
Об орнаменте учёный сказал, что это – первый язык человечества, который описывает его представления о природе и об основных законах мироздания-космоса.
– Это особый шифр, который так до конца никто и не разгадал! Исследуя орнамент, мы идем путем древних мыслителей, владеющих тайными знаниями, – продолжил ученый и загадочно улыбнулся, – Пока у вас каникулы, подумайте, какие орнаментальные знаки вы знаете, порисуйте, изучите их. Для начала нужно сделать первые выводы, просто пообщавшись с орнаментами.
Орнамент… Мы и не знали никаких знаков. Кто-то вспомнил про дорожные указатели, смайлики, помогающие передавать эмоции в интернет-переписке, вспомнили о рыцарях-тамплиерах из фантастической повести «Рыцари креста», которые всю свою жизнь окружали таинственными обрядами, а сами обряды были окружены не менее таинственными знаками.
Действительно, у нас было много вопросов! За ответами мы отправились в Музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, так как были уверены, что только великие художники владели орнаментальной тайной.
В музее, похожим на большой город, было собрано всё, от первобытных изделий до произведений XXI века! И орнамент там был повсюду: от залов с древнейшими экспонатами до самых современных, если только перед нами не располагались просто картины живописцев. Но и на рамах, деревянных и позолоченных, которыми были оформлены картины, орнамент присутствовал. Только он казался красивым узором, и ничего таинственного мы в нём не заметили.
Всё было, конечно, привлекательным: орнаменты на вазах и древних зеркалах, на тарелках и на шумерских огромных стелах, где сами человеческие фигуры казались какими-то знаками, настолько они были обобщенно выполнены и совсем не похожи на просто когда-то живущих древних людей.
РИС. 2. Фриз Северного портика (вход с колоннами)
Эрехтейона. Акрополь. Греция. 401—406 г.г. до н. э.
Фото Марины Беловой
Сначала мы хотели ходить по музею все вместе, но потом разошлись по разным залам, решив, что рассмотрев всё, потом сделаем общие выводы…
Выйдя из музея на улицу, мы увидели, что орнамент просто окружил нас. Он, оказывается, обитал повсюду. Мы подняли головы: вот тут, под крышей старинного здания (это называется фриз5) орнамент вылеплен в форме чередующихся цветков и полукружий, а там – в виде маленьких лавровых венков и фантастических зверей.
Мы увидели орнамент на одежде прохожих, на сумках, зонтах, в витринах магазинов и на рекламных плакатах
А дома! В нашей квартире на каждом шагу нас окружали узоры и орнаменты: на тарелках, чашках, вилках, люстрах, пледах, платках, шторах, книгах.
РИС. 3. Хоровод человечков. Рисунок автора
Смешные человечки, очень упрощённо, будто детьми нарисованные, одинаково встречались не только у всех народов, но нашлись и в нашей обычной квартире – на скатерти, лежащей на кухонном столе. Фигурки изображали что-то вроде хоровода по её краю. Человечки крепко держались за руки и создавали праздничное настроение.
А мы думали найти это всё только в музее!
Прав был Иван Георгиевич, говоря, что орнамент очень для человека важен. Вот он будет смеяться, когда узнает, что мы целый день искали то, что от нас и не пряталось.
Заговор художников
Мы с удивлением обнаружили, что все запомнили одни и те же знаки и узоры: треугольники, круги, волнообразные линии, спирали, цветы, птицы. А на большой вазе для цветов в нашей квартире вообще было изображение трёх ладошек! Но это оформление и орнаментом-то, скорее всего, не является! Мы прочитали, что орнамент – это повторение знаков, декоративно нарисованных предметов, растений, животных, человека.
Мы сделали интересный вывод. Орнаментальные знаки всех времён были… удивительно похожи! Все художники как сговорились между собою, решив, что будут украшать всё одними и теми же знаками. Ничего себе – вот вам и тайна! Мастера, как эстафетную палочку, передавали из века век одни и те же узоры, разговаривая на неведомом нам языке.
Может, они просто подражали друг другу, потому что у них не хватало фантазии придумать что-то своё?
Мы знали историю Древней Греции и представили себе это так: прогуливался по Афинам какой-нибудь греческий архитектор и думал: «Вот изображу-ка я на фризе Акрополя6, такие же узоры, как вылепил мой приятель, скульптор из Родоса7». Наверное, это так и было.
Мы забыли, что афинский мастер, быть может, и знал, что создаёт его родосский друг, но понятия не имел, что делал и изображал, например, его африканский «коллега», живший на несколько веков раньше него или… на несколько тысячелетий. А ведь африканский орнамент состоит из тех же элементов, что и древнегреческий. Те же спирали, треугольники и круги.
РИС. 4. По мотивам африканских сосудов.
IV тыс. до н. э. Рисунок автора
Маленькое подобие
Большой Вселенной
Иван Георгиевич даже не улыбнулся, услышав о наших открытиях. Он сказал, что мы сумели увидеть самое главное.
И продолжил свой рассказ:
– Художники, действительно, из века в век повторяли известные орнаментальные знаки. И самыми древними из них считаются геометрические фигуры: круг, треугольник, спираль, крест, точка, волнообразная линия. Им десятки тысяч лет!
– Я потом вам их покажу, – сказал Иван Георгиевич, откликнувшись на наше удивление.
Древний человек чувствовал дыхание и жизнь огромной Вселенной и просто фиксировал это в знаках. В вопросе об орнаменте это утверждение является самым важным!
Но как всё происходило? Об этом и будет наш разговор.
В те первобытные времена орнамент стал универсальным языком, необходимым для описания мира. Это произошло не только из-за отсутствия письменности у древних, но и от понимания ими целостности мира и его вечных, независимых от человеческого восприятия законов. Это также важно запомнить.
Так о каких же законах идёт разговор? Например, сложный, на первый взгляд, закон равновесия. Что это такое? Вы знаете, что означает ось симметрии – линия, делящая предметы на равные части. Она является лишь малой частью большого закона равновесия, и в орнаменте применяется с самого его рождения.
РИС. 5. Симметрия в орнаменте. Рисунок автора
Возьмите любой орнаментальный знак. Всегда можно провести линию посередине, которая разделит его пополам или на равные части. Многие знаки можно разделить на некоторое количество частей, по внешнему виду одинаковых. Это – симметрия.
Но по закону равновесия равными могут быть две или несколько частей одного целого, внешне абсолютно непохожие. Это – равенство содержания.
Вот пример: если взять кусок соли, разделить его на две части, одинаковые по весу, и один из них мелко раздробить – то изменится только форма одного из кусков. При этом они будут так же равны по тяжести, и оба останутся солью, то есть сохранят все свойства этого вещества.
Ещё пример: яблоко и яблочная косточка. По размеру, весу и внешнему виду они совершенно не одинаковые, но по смыслу и значимости – равновеликие, одно не может существовать без другого. Мало того, из семени-косточки можно вырастить саму яблоню, а дерево даст плоды.
Равновесие работает и в чередовании знаков орнаментального ряда…
РИС. 6. Сюжетный орнамент. Сундук для хранения одежды. XVII век. Бельгия. Частная коллекция. Фото автора
С развитием торговых отношений изделия, богато украшенные не только геометрическими, но и сюжетными8 орнаментами, попадали через моря и реки на торговых кораблях из страны в страну. Происходил обмен культурным опытом и традициями между народами. Но это было уже во времена разделённых, ролевых обществ, в которых существовали торговцы, покупатели, изготовители-ремесленники, солдаты, надсмотрщики и цари.
Это было развитием орнаментальной информации, то есть орнамент становился разнообразнее. К тому времени он уже начал терять своё магическое значение, но в нём навсегда осталась магия красоты!
– Почему красота – это магия? – спросили мы и посмотрели за окно, где по дороге, на фоне городского парка, проезжали машины, мелькали прохожие…
– Орнамент был для людей волшебством и выполнял свою мистическую задачу. Он находился и на стенах древних жилищ, и на каменном ноже, на украшении и просто на большом камне вблизи древнего поселения.
Намного позже орнамент появился на культовых9 или погребальных сосудах первых земледельцев, на стенах их святилищ-храмов. Мастера, его исполнявшие, всегда ощущали и знали, что за каждой геометрической фигурой, даже просто насечкой или чёрточкой, нанесённой на сырую глину или камень, скрыт Знак или Высшая закономерность, входящие в большую природную Гармонию, некую кладовую Вселенной, мастерскую красоты, в которой сформировался наш мир!
Энергия той, первоначальной Красоты, которую можно смело писать с большой буквы, потому что она создана Творцом, столь велика, что вечно имеет значение для жизни.
Эта Красота – источник нашей культуры. Она разлита во всем живом мире, есть она и внутри нас. Это позволяет нам быть не только разумными, опытными, практичными, но и душевными, а, главное, духовными людьми, то есть ощущать в себе присутствие мировой гармонии10 и задумываться о духовном происхождении самой Вселенной.
Орнаменты являются знаками-отзвуками Красоты, и это их свойство живо по сей день.
Но вернёмся к развитию орнамента. Со временем к геометрическим элементам стали добавляться растительные узоры и изображения животных, и орнаменты, соответственно, стали растительными и зооморфными.
Мастер старался наиболее декоративно передать цветок, кустарник или зверя, которые видел каждый день, с которыми взаимодействовал в быту и окружающей природе. Получалось уникальное обобщение – символический образ.
С животными и растениями древних связывали такие же крепкие узы11, какие связывают нас с самыми близкими, родными людьми. Но само свойство этого взаимодействия, его характер, постепенно становились другим, потому что человек охотился, добывал пищу, позднее – работал в поле. Поэтому в его тесном контакте с природой и обожествлении её присутствовало некое раскаяние, чувство вины, иногда даже страх перед наказанием за нарушенное в ней равновесие.
Много-много позже человек принял роль воина и вступил в борьбу с природой…
РИС. 7. Чаша индейцев культуры Мимбрес (Могольон).
Художественный музей в Далласе. США. Около 1000—
1150 годов. Материал из Википедии. Фото FA2010
Наблюдая за окружающим миром и постоянно общаясь с ним, наши предки почувствовали явление, скрытое от поверхностного взгляда. Каждое растение или животное таило в себе некую внутреннюю основу, такое же подобие Красоты, определённый знак, и, главное, подчинялось тем же законам! То есть, всё живое исходило из скрытой первоформы, матрицы12 и было связано с общими законами мироздания.
Вот совсем простой пример. Помните, как маленькие дети играют в песочнице? Из разнообразных пластмассовых форм они лепят множество объёмных фигурок: кубиков, цилиндриков, звёздочек? Так вот, форма у каждой фигуры единственная, а образов можно создать множество. По своему желанию можно преобразить готовую фигурку, украсить её камешками или ветками.
Так и в мироздании, в природе. В Кладовой Красоты. Существовали первые формы – первоформы, а затем созидалось все многообразие природных форм.
Например, обычный подсолнух, состоящий из сердцевины-цветоложа и лепестков, симметрично по кругу расположенных, напоминал Солнце с его лучами. Он еще и по цвету на него похож! У народов, которые выращивали подсолнух, он был солнечным символом.
– К какой геометрической фигуре стремятся подсолнух и Солнце?
– За ними скрыт круг! – догадались мы.
Древние художники находили в окружающем мире подобие кругу или треугольнику, и не только по внешнему сходству. Дело в том, что художникам свойственно чувство восхищения. Они восторженно и взволнованно относятся к окружающей природе и просто жизни. Это восхищение, как и чувство гармонии, позволяет им создавать свои произведения. Еще оно помогает им понять внутреннюю суть вещей, то есть, не только отразить первоформу, но и проследить за тем, какой смысл и какие явления она несёт в мир…
РИС. 8. Мезенский конёк на коробе для хранения продуктов.
Рисунок автора
Так образовалась как бы двойная цепочка: от природного образа – к знаку, от знака – к художественному или символическому образу, созданному руками человека. Определяется родство между миром земным и небесным посредством символов, что всегда и было задачей искусства. Это было началом символического описания мира. В символе, по представлению людей, пребывает божественное. Символ – осмысленный при помощи художественного, музыкального, поэтического образа орнаментальный знак, первоформа.
Что, например, кроется за изображением декоративных красных коней в орнаментах на коробах русского Севера? Их изготавливали в низовье реки Мезень Архангельской области. Роспись коробов для хранения предметов домашнего быта является продолжением высеченных орнаментов неолитического периода, найденных в этой местности на камне и керамике. Это – потрясающе древние сюжеты.
РИС. 9. К. С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 год. Материал из Википедии
Окружают конька на коробе крошечные звёзды и двойные спирали. Все они подчёркивают наполненность пространства движением и жизнью.
Замечательный русский художник Кузьма Петров-Водкин в своей известной картине «Купание красного коня» (она написана в 1912 году и находится в Государственной Третьяковской галерее) изобразил этим символом грозное время, в котором он жил, время исторических изменений.
Кони на орнаментальной полосе короба изображены стремящимися к знаку «Берегиня» – центру духовной конструкции мироздания.
Позже мы ещё поговорим о великой Берегине…
Следом за растительными и животными символами были созданы имеющие человеческий облик символы духов природы, придуманы божества. Лунные, солнечные, духи стихий (огня, воды, земли, воздуха), от которых, как считали древние, зависела их жизнь.
Чтобы не забыть природные подобия духов и божеств, люди старательно прикрепили к ним определенные атрибуты-знаки, а также – растения и животных. В сознании многих народов божества так и не приобрели конечный человеческий облик, так и не отделились от своего животного атрибута. Да древние и не стремились к такому разделению!
Ветер, горы, звери и птицы, божества и светила, сами люди представляли собой единую систему, живущую одним дыханием, одним сердечным ритмом.
У египтян боги были звероподобны: полумужчина-полушакал Анубис – бог загробного мира, полуженщина-полубегемот с львиными лапами Таурт – покровительница семьи и новорождённых детей.
РИС. 10. Скульптура Таурт. I тыс. до н. э.
Рисунок автора
У древнегреческой богини Артемиды было особое родство с ланью, медведем и лунным, дающим прохладу растением – пихтой. Она была богиней Луны, защищала женщин, помогала им найти счастливую судьбу. Артемида – очень храбрая и вечно молодая богиня-охотница. На ритуальных13 летних праздниках, ей посвящённых, использовали ветки пихты, из которой сплетали венки. Узор, напоминающий пихту, вышивали на покрывалах и одеждах.
– А какой геометрический знак соответствовал Артемиде?
– Это – правильный вопрос, потому что за медведем, пихтой и самой богиней скрывается геометрический знак. Артемида, позднее, римская Диана, изображались вместе с серпом молодой Луны или с серебряным луком, по мифическим преданиям, подаренным ей Зевсом.
РИС. 11. Артемида из музея Лувра. Римская копия
древнегреческой скульптуры IV века до н. э.
Материал из Википедии
Вы теперь с трудом можете представить, что такое серп, но знаете о том, что Луна имеет четыре основные фазы – видимых для нас формы, в зависимости от того, насколько она освещена Солнцем. Мы легко можем представить себе месяц – это и есть форма молодой растущей или старой убывающей Луны.
Абсолютно понятно, что воздействие этого важного космического обитателя на нашу планету оказало влияние на рождение мифов и о прочих лунных богинях.
Луна вызвала к жизни в культуре целую цепочку образов, напоминающих её внешне: загнутые рога коров на головных уборах ближневосточных и египетских богинь, ладью, то есть лодку, которую рисовали еще в каменном веке, подкову – символ счастья.
Совершенный круг, олицетворяющий полную Луну, позднее был переадресован Солнцу. Всё это: полный круг, ладья, рога – является символическими образами Луны, как и сама богиня Артемида. Эти образы пребывают в орнаментах, которые учёные находят в храмах, посвящённых лунным богиням.
Еще раз отметим – наши предки14, обладающие удивительным отношением к природе: небу, воде, лесу, к которым невероятно чутко прислушивались и общались, как с живыми существами, посредством орнамента и символов обозначили связь между законами Вселенной и миром земным. Они уподобляли малое большому, по свойству подобия. Так капля океанической воды абсолютно подобна океану – только размером много меньше.
В подобии заключалось еще одно магическое свойство орнамента. Если гармония будет в предметах, одежде, жилище, украшениях, то есть в обыденной жизни людей – будет она и в природе, которая являлась их большим домом. И дальше – все больше и больше охват космического пространства, свойственный древним культурам.
Здесь не было страха или ужаса перед грандиозностью Вселенной. Это был естественный путь в начале существования человечества. Так маленькие веточки повторяют рисунок всего дерева, и оно предстает перед нами единым и прекрасным. Живым.
Маленький декоративный орнамент был отражением пульса огромного живого пространства мироздания.
Орнаментальный знак, орнаментальный ряд
Орнаментальный знак сам по себе – тоже маленькая вселенная. Каждый его слой сложен и красив. Таких слоёв внутри орнаментального знака, чаще всего, три. Знак состоит из точки-ядра внутри, средней части и каймы-края, периферии, граничащей с внешним миром.
Число три всегда было связано с главнейшими жизненными процессами. Это соответствовало мироощущению древних, делящих пространство на небесный, земной и подземный миры. «Оно одно, но их трое» – загадочная фраза Джона Ди, советника английской королевы Елизаветы I, жившего в конце XVI века. Она происходит из очень древних представлений о форме мира.
Три срока человеческой жизни: детство, зрелость, старость. Внешне они показывают нам как будто разных людей, но все они – один и тот же человек. Тройственность духовного мира у христиан так же является важнейшим итогом осмысления мироздания. Я говорю о Троице – трех ликах Единого Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой.
В последующих культурах, восточных и европейских, пространство в сознании людей становится не только тройственным, но и более многоуровневым. Человек стал осознавать небесные миры. Появляются семь небес, а потом ещё большие числа, объясняющие Небо или Подземную область Вокруг входа в готический храм (это называется портал) полукружиями расположены арки – пять или семь небес. Число семь часто встречается в мифах, пословицах, сказках.
Это усложненное представление человечества о духовном мире, тем не менее, не отменило три основных слоя мироздания орнаментального знака.
РИС. 12. Портал готического собора.
Фото Ирины Домашневой
Точка-ядро, находящаяся в центре знака – начало всего, она наполнена энергией, она – идея, источник света, который освещает остальной мир знака. Точка-ядро – ось, стержень, держащий мир, является его духовным центром. Точка может быть линией, если смотреть на неё с другой позиции. Надо помнить ещё одно правило орнамента – любой знак объёмен. Когда мы рисуем орнамент плоским, мы соглашаемся с условием его двухмерности, принимаем это как бы «по умолчанию».
Точка-ядро – стержень любого знака. С её появлением на листе бумаги, мы навсегда прощаемся с пустотой.
Точка распространяет тепло, свет и жизнь, как звезда. Это движение обязательно приведет нас к периферии. На народных костюмах край, по поверью, охраняет человека от несчастий, которыми полна неведомая запредельная область. Поэтому край на одежде, как и в знаке, сложно украшен.
Орнаментальные знаки, несмотря на свою несомненную завершённость, одиночества не любят, они соединены между собой невидимой связью… Они образуют орнаментальный ряд.
Связаны знаки между собой при помощи ритма, особого, очень важного для нашей жизни явления.
Иван Георгиевич осторожно взял с полки древний африканский барабан и постучал по нему пальцем. Получился звук, похожий на дождь или весеннюю капель: «Так – так, там, там, там».
– Давайте разберёмся, где в нашей жизни мы встречаемся с ритмом?
Чередуется зима, лето, весна и осень. Чередуются фазы луны. Ритмично наплывают морские волны на берег, и стучат капли дождя. В определенном ритме работает наше сердце, снабжая организм кровью. Полны ритма танец и музыка.
Ритмическое чередование разных знаков, их волшебная связка – ещё один из законов орнамента.
Мы можем видеть, как различные знаки образуют уравновешенный узор. Например, в чугунной решётке ворот, которая кажется необыкновенно лёгкой из-за чёткой ритмичности: продуманном размере орнаментальных знаков и интервалов между ними. Здесь работают и ритм, и закон равновесия.
– А чем же является изображение маленьких фигурок человека в орнаменте? – заинтересовались мы.
– О, это целый мир! Древние считали, что люди объединяются в единое целое не только в обрядовом действии, но и в жизни. Они представляли себе свой народ, свое племя, вместе с предками, как одного большого человека. Этнографы и историки давно знают имена этих гигантских мистических людей, которые в представлении древних вобрали в себя целый мир!
РИС. 13. Керамика древнекитайского неолита
IV тыс. до н. э. Музей искусств Джона Янга. США.
Материал из Википедии. Фото WMPEARL
В Китае, например, это был Паньгу, в Индии – Пуруша. Мир, олицетворённый гигантским человеком, расширялся до размеров космоса. И мы, современные люди, когда размышляем об общих важнейших для нас вопросах, например, экологических15, говорим Человечество или Человек, не имея в виду кого-то определённого, но всех живущих людей.
Мы сознаём ценность такого явления, как дружба, ценим и охраняем своих друзей, иногда ссоримся с ними, но никогда не сомневаемся в их нужности, необходимости в нашей жизни. Это – тоже объединение, которое оказывается намного сильнее в сложных ситуациях, чем один человек…
А орнаменты, состоящие из чередующихся человеческих фигурок, называются антропоморфными. Это слово пришло из греческого языка, где anthropos – «человек». В дальнейшем мы будем называть так орнаменты, изображающие не только людей, но и знаки, напоминающие человека.
Орнамент обладает не только Красотой-подобием мироздания, связанностью-ритмом, является воспроизведением первоформ, источником культурных образов.
У него есть ещё одна важная особенность: древнейший орнамент был неразрывно связан со звуками и танцем, которые также ритмичны и орнаментальны.
Посмотрите на сохранившийся до нашего времени хоровод. Это – круг! У всех народов есть и более сложные по рисунку танцы. В большинстве религиозных действий человеческие фигуры изображали меняющиеся узоры, которые можно увидеть полностью, если смотреть с высоты птичьего полёта.
Долгие века для первобытного человека это оставалось естественным способом разговора с богами и небом.
1. Месопотамия (Междуречье, Двуречье) – земля в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат на западе Азии, давшая миру множество великих цивилизаций.
2. Король Артур – легендарный вождь древних бриттов (территория современной Англии). Правил в V веке. Эпоха короля Артура – время переосмысления символов, начало Средневековья.
3. Вавилон – грандиозный город-государство в Междуречье, построенный царем Навуходоносором в VI веке до н. э.
4. Святилище – священное, огороженное, особо почитаемое место, посвящённое какому-либо божеству или богам.
5. Фриз – декоративный пояс под карнизом здания. В старой деревянной архитектуре – видимые нам части балок, положенных на основной короб здания для поддержки крыши. В античной архитектуре и, позднее, в повторяющих её стилях – фриз был важной плоскостью для размещения орнамента.
6. Акрополь – (от древнегреческих слов: akros – «верхний» и polis – «город»), возвышенная и укрепленная часть города Афины, где находились главные святилища и проходили ритуальные праздники.
7. Родос – один из четырех островов Греческого архипелага. Город Родос – крупнейший на острове.
8. Сюжет в орнаменте – изображение сцен из жизни – бытовые сюжеты, мифологии и военных – батальных – событий.
9. Культовые предметы – предметы, использующиеся в различных обрядах, посвященных божествам. Это могут быть самые простые вещи: посуда, книги, полотенца, семисвечники, чаши, музыкальные инструменты и другое.
10. Гармония – (от латинского harmonia – «связь», «порядок», «строй», «лад»). Основополагающее понятие для нашего мира, любого явления в нём. Когда малые части произведения культуры, взаимоотношений, человеческого организма связываются между собой в правильном ритме, размере, образуя совершенство.
11. Узы – душевное единение, связь между живыми существами, может быть, между человеком и природой. Считается устаревшим, редко используемым словом.
12. Матрица – (от латинского matrix – «первопричина», «первоисточник»). В нашем повествовании матрица – это исходная форма, свойства которой заложены в природных, а затем – и культурных формах-повторениях. Например, спираль – в ракушке, улитке, спиралевидной лестнице; шар – в яблоке, в форме планет, архитектурных элементах.
13. Ритуал – обряд – коллективное действие племени или общины, может быть действием жрецов, шаманов, направленное к богам. У древних народов ритуальные праздники были связаны с природным календарём.
14. Предки – родоначальники, предшественники семьи, рода, племени. Составитель толкового словаря Д. Н. Ушаков описывает это понятие как, «родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше и принадлежавшее к тому же роду».
15. Экология – (от древнегреческих слов oikos – «обиталище», «жилище», «дом» и logos – «понятие», «учение», «наука») – взаимодействии живых организмов и человека с окружающей природой. Слово впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году.
Человеческий знак Определение | Law Insider
означает лицо, которое родилось и живет.
означает внутреннее или внешнее воздействие радиации или радиоактивных материалов на людей.
означает Департамент здравоохранения и социальных служб
означает схему или план, к которому применяются все следующие положения:
имеет значение, указанное в GDPR.
означает санитарного врача, назначенного местным самоуправлением, или другого лица, исполняющего обязанности такой должности в настоящее время в соответствии с положениями настоящего Закона.
имеет значение, указанное в разделе 2.2.
означает живое лицо, в отношении которого исследователь (профессионал или студент) проводит исследование:
означает всю или любую часть человеческой печени, поджелудочной железы, почки, кишечника или легкого, а также любую часть человеческой кости костный мозг.
означает Руководителя Отдела инженерных работ или назначенного лица, которое будет представлять Секцию ландшафтных работ для целей настоящего Соглашения, или такое другое лицо, которое впоследствии может быть назначено в письменной форме Представителем Департамента и уведомлено об этом Подрядчику;
означает клинического социального работника, у которого есть письменное соглашение с администратором претензии или другим планом Blue Cross и/или Blue Shield на предоставление вам услуг в момент их оказания.
включает любое лицо или лиц, действующих в пределах своих полномочий.
означает лицо, которое занимается социальной работой, как это определено в § 54.1-3700.
означает договоры, включающие риск заболеваемости и обеспечивающие защиту от экономических потерь в результате несчастного случая, болезни или состояния здоровья, что может быть указано в руководстве по оценке.
означает физическое лицо, обладающее знаниями и ответственностью за применение соответствующих правил радиационной защиты, на которое лицензиат или регистрант возложил такую ответственность.
означает услугу природного газа, отказ в которой приведет к остановке предприятия, что приведет к закрытию предприятия, необходимого для поддержания здоровья и безопасности населения.
означает каждое лицо, назначенное на время действовать от имени Компании письменным сертификатом, предоставленным Органу и Доверительному управляющему, содержащим образец подписи такого лица и подписанным от имени Компании ее Президентом, любым Вице-президентом или его казначей вместе со своим секретарем или любым помощником секретаря.
означает физическое лицо, судебный или иной орган, уполномоченный в соответствии с действующим законодательством давать согласие от имени предполагаемого субъекта на участие субъекта в процедуре (процедурах), связанной с исследованием.
означает физическое лицо, которое в соответствии со статьей 2959 или законами Соединенных Штатов, включая сотрудников дипломатической и консульской службы Соединенных Штатов, назначенных правилами дипломатической службы, уполномочено контролировать исполнение международных завещаний.
означает практикующего врача, который является—
означает округ или объединенную группу округов, предоставляющих социальные услуги на определенной территории в соответствии с соглашением или планом, утвержденным департаментом.
означает общую программу обеспечения качества и связанную с ней деятельность, включая обеспечение качества Департамента, контроль качества проектировщиков и строителей, требования контракта к качеству проектирования и строительства для обеспечения соответствия спецификациям и процедурам Департамента.