После смерти | Православие и мир
Издательский Дом «Святая Гора» подготовил к печати две книги архимандрита Василия Бакаоянниса. Сегодня мы публикуем отрывок из его творения «После смерти».
Эта книга пользуется большой популярностью в Греции, переведена и издана во многих странах.
Архимандрит Василий (Бакояннис) родился в 1953 г. в Греции в селе Кипарис у горного озера Трихонида. После окончания церковного лицея в Ламии прошел полный курс обучения в высшей церковной школе Афинской Академии и на православном богословском факультете университета в Белграде (Сербия). В Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке Василий Бакояннис был удостоен степени мастера богословия, а затем стал кандидатом философских наук в Атлантическом Интернациональном Университете в США.
В 1980 г. в Греции митрополитом Никопольским Мелетием он был рукоположен в диаконы и сразу в пресвитеры, после чего служил в Никопольской епархии до 1985 г.
В г. Патры его знают как образованного священнослужителя, автора богословских книг, пламенного проповедника, строгого постника и нестяжателя, а главное, любящего пастыря, все свое время посвящающего служению вверенной ему Христом пастве. Искренняя любовь и отеческая забота пастыря о каждом человеке, а также неуклонное следование проповедуемым принципам привлекают народ более, нежели блестящее ораторство и образованность, свидетельствуя о неложности его слова и подвижничества.
Архимандрит Василий (Бакояннис) известный православный писатель, его перу принадлежат более пятидесяти богословских книг, некоторые из них переведены на английский, итальянский, румынский, польский, арабский и индонезийский языки.
Книги отца Василия являются плодом его неустанных проповеднических трудов и размышлений над словом Божиим, православным Преданием и жизненными реалиями.
1. Наш немощный ум
Жизнь после смерти, вечность ― это не то, что можно увидеть, пощупать или услышать, с ней нельзя поговорить, она невидима и непостижима. Поэтому некоторые и отвергают ее или же просто не решаются ее принять. Однако они совершают серьезную ошибку, а именно ― доверяют своему умишке!
Но им следует знать, их ум ― не авторитет. Скольких вещей мы не знаем, и постоянно узнаем новые! Сколько раз мы сначала говорим, а потом отказываемся от своих слов! Как часто нас обманывают, даже люди нашего круга, как часто мы «попадаем впросак»!
Если бы наш ум был «авторитетом», могло бы все это случаться с нами? Ничего подобного! Наш ум (каким бы мощным он ни был) не может охватывать все и следить за всем. Есть факты и события, которые совершенно от него ускользают, о которых он даже и не помышляет. (Причем они могут происходить непосредственно за нашей спиной!)
Однако наш ум не просто «мал», (и легко обманывается…), он еще сильно зависит от наших предубеждений, страстей, желаний и всего вообще образа, «стиля» нашей жизни, вследствие чего мы не можем мыслить свободно.
Если, например, ты любитель много и вкусно поесть, твой ум страстно отстаивает необходимость хорошей и обильной пищи. Если ты воздержан, он будет ратовать за пищу скромную и простую. А если из воздержного ты постепенно делаешься любителем поесть, то и твой ум меняет свою «тактику»!
Мало того, что наш ум имеет ограниченные возможности, мало того, что им управляют предубеждения, сюда примешивается еще и безумный эгоизм, который все, что бы мы ни подумали, apriori делает для нас абсолютно правильным, как бы подсказанным Богом. (Так что «и обухом не вышибешь». Нечто подобное мы видим даже у маленьких детей!).«Болезненное самолюбие является первым признаком душевной болезни, и имено потому, что человек самолюбив, он свои заблуждения считает истиной
» (Мишель Ф., «История безумия в классическую эпоху»).Итак, можно ли с таким умом совершать каждый раз в своей жизни правильный выбор, особенно в серьезных вещах? Различать, где истина, а где заблуждение? Сделать «открытие», что после смерти что-то существует, хотя бы только страшнейшие мучения?
Вспомните народную поговорку: «с проводниками-воронами приходим к падали», причем считаем ее достойной находкой.
2. Вечность ― это тайна!
Вечность! То, что не имеет конца, что никогда, вообще никогда не заканчивается! Действительно, это потрясающе! Мы это осознали? (И при помощи какого ума?!) Да и можно ли постигнуть непостижимое?!
Физически невозможно, чтобы немощной ум понял неохватность вечности! Это превышает его возможности! Он не может как следует изучить и понять устроение и жизнь пчелы, муравья, паука, ласточки и т.п., как же он проникнет в тайну жизни после смерти? Если он не может понять того, что мы видим перед собой и что можем пощупать, поймет ли невидимое и не доступное чувству осязания?
Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!2
Итак, как же вошло в жизнь человечества это не поддающееся логике вечное? Кто, в конце концов, был его великим первооткрывателем?
Проблема еще более усложняется, если учесть, что вера в бессмертие была у человечества еще за тысячи лет до Христа, причем даже у первобытных народов, когда человеческий ум был еще крайне неразвит!
Первобытные люди, например, верили, что умершие после смерти переходят в иной, бессмертный мир.
Поэтому они клали мертвеца в гроб, который напоминал лодку ― символ того, что их усопший плывет к бессмертию (См. Е.О. James, The origins of religions, London, p. 68-87). Здесь возникает множество вопросов:- Как отважились первобытные люди сказать, что их мертвец (который вскоре должен был стать прахом!) переходит в вечность?
- Почему они говорили, что он живет после смерти не сколько-то лет, десять, двадцать, даже сто, но вечно?
- Но и животное, когда околеет, разлагается и превращается в прах. Однако они не говорили, что и животное после смерти переходит в вечность, имея в виду только человека! Почему?
- На чем они основывались, веря в непостижимое для человеческого рассудка?
От кого-то они это услышали! Но от кого? От человека? Но бессмертие ― это понятие, превышающее человеческое понимание! Следовательно, они должны были услышать о нем от некоего «Существа», пребывающего выше и за пределами человеческого восприятия. Что же это за «Существо»? Ничто иное как бессмертный Бог!
Злоключения первых людей
Немецкий исследователь Фельдман после многолетних исследований пришел к выводу, что общее предание первобытных народов в отношении того, как появилось человечество, было таково: Первые люди были блаженными, они не болели и не знали смерти. Но по причине греха они отпали от Бога и из блаженных сделались несчастными. Труд ради насущного хлеба, болезни и смерть есть плод их греха. (ΙωήλΓιαννακόπουλου, ΗΠαλαιάΔιαθήκη, τ. Α’, σελ. 429). Как это похоже на историю Адама и Евы, о которой повествует Библия!
Известно, что история человечества началась в древней Месопотамии, потому что именно там Бог «насадил» первых обитателей земли, чтобы они жили бессмертно, вечно в прекрасном Раю. Так что прародители имели понятие о бессмертной и вечной жизни.
Они согрешили и были изгнаны из Рая, утратив вместе и великий дар бессмертия, данный им Богом. Какая потеря, какое горе! И как люди (получив такую рану) они никогда не забывали своей трагедии. Свое «горе» они рассказали своим детям, те ― своим и т.д. (и так это стало общим преданием древних народов, как сообщает Η. Feldmann).
Так идея вечности вошла в историю с самого начала (и потому существовала уже у древних народов). Иными словами, бессмертие не есть человеческое изобретение, оно является откровением и даром Бога Своему творению, человеку3.
Христиане «наследовали» понятие о вечном у Самого Бога, а откуда взяли его другие религии?
3. О душе
Жизнь после смерти имеет непосредственное отношение к существованию души, потому что именно она переходит в иную жизнь.
И если человек имеет душу, тогда после смерти его тело предается погребению, а душа отправляется в вечность и продолжает жить. А если он представляет собой одну материю, тогда его жизнь с необходимостью должна заканчиваться со смертью, как это происходит у животных.
Предположим, что человек не имеет души, что он одна только плоть, просто кусок мяса; Чего стоит тогда это мясо? Во что мы оценим его достоинство и какую цену дадим? Как за обезьяну?!
Один среднестатистический человек весом 65 кг. содержит следующие «полезные» вещества:
Воды: 45 кг.
Жиров: на два куска мыла
Угля: на 9 карандашей
Фосфора: на 2,2 спички
Магния: на одну дозу слабительного
Железа: на один гвоздь
Асбеста: на побелку одной стены в маленькой комнате…
Итак, кто будет интересоваться человеком с такими «ингредиентами»? Кто его искренне полюбит? Кто даст душу свою за него? Кто принесет себя в жертву за какой-то чурбан?
«Любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой», ― громогласно провозглашает великий Достоевский (Дневник писателя. 1876. Изд. 1895, с. 426). Вышесказанное очевидным образом подтвердилось в странах, где господствовал «материализм», атеизм. С какой легкостью эти «благодетели» человечества рубили людям головы…!
Существование души
Г. Уальд (Wald), лауреат Нобелевской премии по медицине и профессор Гарвардского Университета (официально заявлявший, что не верит в Бога) в 1983 г. на международной конференции в Майами (Флорида) заявил: «В человеке есть некий духовный элемент, который называется сознательным. Наука, как бы она не старалась, не может подтвердить ни его присутствие, ни отсутствие. Просто, если хочешь, веришь в него».
«Сознательным» этот известный профессор назвал то, что мы называем душой, указав на то, что наука здесь бесполезна. И он прав! Может ли степень веры в Бога (свойство души) быть определена в сердце при помощи ультразвука? Конечно же, нет! Потому что этот прибор увидит плоть, кости и кровь, но никогда ― веру в Бога. Неужели из этого следует, что душа (а не тело) не верит в Бога!?
«Эта духовная стихия (= душа) отличает человека от всех прочих существ и ставит его на вершину всего мироздания», ― заканчивает Уальд4.
Сущность души
Бог сотворил человека «по образу Своему» (Быт. 1, 27). Итак, человек, не внешне и телесно, но внутренне и по душе, есть образ, «список» Бога. Внутренний человек, его душа Это значит, что душа, как сотворенная «по образу Божию», имеет в себе «элементы» божественной ипостаси. Она похожа на Бога! (И потому всегда ищет Его, а иначе никогда не расстраивалась бы и не переживала, как не переживает обезьяна). Примеры:
Бог премудр. И образ Его, человеческая душа имеет в себе элементы Его премудрости. Доказательством этому служит тот факт, что человек ― единственное в природе существо, которое, начав жить в пещерах, обитает теперь в гигантских небоскребах. Начав «с нуля», он достиг поразительного успеха в науке и технике (Тогда как обезьяна…!).
Бог справедлив. И образ Его, наша душа по своей природе справедлива. Поэтому и самый несправедливый человек хочет, чтобы на земле была справедливость!
Бог человеколюбив. И образ Его, наша душа по своей природе милосердна. Поэтому самый ужасный злодей, если увидит кого-нибудь в жалком положении, покрытого ранами, проявит сострадание и даже может протянуть ему «руку помощи».
Бессмертие души
Одним из основных свойств Бога является Его бессмертие. И одним из основных признаков Его образа, т.е. нашей души, также является бессмертие, а отсюда и ее устремление к вечности, ностальгия, тоска по бессмертной жизни!
Поэтому подавляющее большинство людей верит, хотя бы и бессознательно, что «что-то» есть после смерти (пусть даже нелепая «реинкарнация»).
Потому и смерть не естественна для бессмертной души.
Поэтому никакой смертный не чувствует себя уютно, «нормально» на похоронах, рядом со смертью, но ощущает себя уязвленным и беспомощным!
И потому никто из смертных не желает смерти, какой бы ничтожной нее была его жизнь. Например, когда кто серьезно заболеет, он не говорит: «к счастью, я заболел и, наконец, помру и освобожусь от этой поганой жизни». Нет, он предпринимает все возможное, чтобы удержаться в этой жизни, даже если придется передвигаться в инвалидной коляске! «Жизнь, ― говорят, ― надокучила, а и к смерти не привыкнешь».
И даже если разум у больного «помутится», и он предпримет неудачную попытку покончить жизнь самоубийством, то как только придет в себя, сделает все возможное, чтобы сохранить свою жизнь! «Помогите! Помогите!» ― кричал некто, прыгнувший в колодец, чтобы утопиться, когда это у него не получилось.
Все это кричащие и вопиющие доказательства того, что в нас заключена бессмертная душа, стремящаяся к жизни без смерти, т.е. к бессмертной жизни, потому что наш творец ― бессмертный Бог!
4. Душа после смерти
Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).
Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.
Смерть ― возрождение души
Когда уезжаешь на дачу, на природу и проводишь там, но без радио, телевизора, мобильника и компьютера, хотя бы часа два-три, как очищается ум! Как изменяется душевное настроение!
А теперь представь, как изменится твоя душа, когда после смерти она совершенно освободится от тяжести, «гнета» тела, повседневности и мирской суеты!
Она возродится, приобретет иной, но и совершенно правильный образ мысли! Прежде всего, она будет правильно, беспристрастно, «свято» смотреть на жизнь, без посредничества плоти!
Только тогда, после смерти он поймет цену этой земной жизни, цену каждого ее мгновения!
Но что не менее важно, его душа вновь приобретет свои удивительные естественные свойства (знание, способность проникать в суть явлений, силу, рассуждение), дарованные ей Богом, но до смерти пребывавшие в сонном бездействии. Эти свойства в сочетании с Божественной благодатью, которую она получит по вселении в Царство Божие, будут составлять в ней «подобие Божие». И она будет несравненно более живой, чем была на земле, в «узилище» тела.
Она будет помнить, например, о людях и предметах, о которых не имела возможности помнить, пока была в теле, и следить за всеми их перемещениями. «То, что ты ищешь, находится в мешке пылесоса, посмотри туда и найдешь», ― сказала умершая свекровь (†2000) своей невестке г-же А.С., когда та искала дорогой ее памяти предмет. И она, действительно, нашла то, что потеряла, в указанном покойницей месте! Если бы свекровь была жива и помогала ее искать в доме, то, вероятно, не нашла бы тот предмет, или нашла не так легко. Но поскольку она умерла, ее душа тотчас обрела потерянное!
Со скоростью света
А может ли она одновременно следить за всем и за всеми? Наблюдать за теми, кто находится в Австралии, и в Греции, и в Америке, и в России?
«Меня не было здесь (т.е. в гробу), но я был в Константинополе, на погребении преподобного Иосифа Песнописца», ― оправдывалась душа великомученика Феодора Тирона (IV в. ) перед одним христианином, который молился у его гроба и не получил ответа.
Это доказывает, что душа после смерти не может быть везде одновременно. Однако, освободившись от тяжести тела, она может перемещаться по всей земле, не встречая препятствия в пространстве. Она летает как молния, со скоростью света!
Мало того, она имеет возможность видеть одновременно многие лица и предметы (то, что в малой степени наблюдается и в реальной жизни). Но наблюдать за миллиардами людей и ангелов в каждый момент времени может только всемогущий Господь!
5. А ты откуда знаешь?
Существуют три верования относительно жизни после смерти:
- Все заканчивается со смертью;
- Душа перевоплощается в растения, или в животных, или в рыб, или человека (в соответствии с «кармой», со своей предшествующей жизнью), и потом снова перевоплощается, пока не достигнет совершенства, состояния «нирваны»;
- Существует Рай и ад
Эти три варианта не могут существовать вместе, что-то одно из трех! Либо мы погружаемся в небытие, или наша душа воплощается в другом теле, либо она попадает в Рай или ад. И каждый должен выбрать одно из трех!
Естественно, что мы, христиане, верим не в небытие, и не в перевоплощение, но только в существование Рая и ада. И знаем, что это соответствует действительности, потому что вера наша ― не человеческое изобретение или открытие, но дар и откровение человеку Самого Бога.
Иными словами, для нас, христиан после смерти существует не просто неопределенное, абстрактное бессмертие, но нечто более конкретное — рай и ад!
Т.е. как только ты умрешь, твоя душа, соответственно с твоими делами, хочешь ты этого, или нет, окажется либо в аду, либо в раю! Это ты увидишь своими собственными глазами, когда умрешь (только наберись терпения…)
Пока ты живешь, все это тебе незнакомо, является загадкой, тайной, потому ты и не можешь это принять. И говоришь: здесь рай, здесь и ад.
Так вот, я тебя и спрашиваю, а ты откуда знаешь?
«Не знал? А ты спросил?»
Тебе дают, к примеру, какую-нибудь еду, в которую положен смертоносный яд, но ты об этом не знаешь. Ешь и умираешь от отравления. Неведение не спасло тебя!
Ты тяжело болен, находишься при смерти. Но тебе говорят, что у тебя все хорошо, и ты проживешь еще много лет. И ты строишь планы на будущее, куда поедешь, что будешь делать, но вскоре умираешь! Неведение не спасло тебя! Возможно, и ты не имеешь понятия о том, что будет после смерти, но это неведение не спасает тебя. «Не знал? А ты спросил?»
Умирал ли ты?
Итак, откуда ты знаешь, что все кончается здесь? Умер и это увидел? У тебя есть опыт умершего? Но если ты не умер, значит, не видел, а если не видел, значит, не знаешь, и если не знаешь, то почему говоришь с уверенностью? Как ты дерзаешь утверждать, что здесь рай и здесь ад?
Скажешь ― а ты умер и видел? Конечно, не умер. Следовательно, ни я не знаю, ни ты. То есть на основе холодной логики мы не можем точно знать, что происходит после смерти. Может есть мучения, а может и нет. Какова вероятность того, что мучения существуют, такова же ― что их нет. Следовательно, мучения могут существовать!
Итак, где тебе найти ответ? Но не просто ответ, (который бы тебя устраивал…), а правильный ответ, (который тебе, возможно, неприятен!). Представь, что ты пришел к выводу, что здесь все заканчивается, умер, и как кирпич на голову…! Что тогда?
Приди к источнику истины
Мудрый философ Сократ сказал: «не столько должны мы заботиться о том, что скажет о нас большинство, сколько о том, что скажет о нас тот, кто понимает, что справедливо и что несправедливо» (Диалог Платона «Критон»). Кто же здесь знающий и компетентный, чтобы сказать нам, существуют ли после смерти Рай и мучения? Астрономия? География? Геометрия? Зоология? Психиатрия? Ботаника? Но с какой стати? Ведь их предмет не имеет никакого отношения к жизни после смерти.
Без многих слов, единственно компетентной в этом вопросе является Церковь. И как по вопросам, касающимся астрономии, ты спрашиваешь астронома, по вопросам, имеющим отношение к медицине ― врача, по историческим проблемам ― историка, так и в отношении вечной жизни тебе следует обращаться в «компетентную инстанцию» (в Церковь). В противном случае ты действуешь неправильно, неразумно. Как если бы у тебя болели глаза, а ты, вместо того, чтобы пойти к офтальмологу, идешь к ветеринару…!
А Церковь высказывается по этому вопросу очень ясно. Она учит, что после смерти существует не просто «что-то», но рай и ад. Об этом говорит Сам Христос (Мф. 25, 34–42 и др.). Неужели ты скажешь, что Христос… лжет?!
Итак, ты веришь, что здесь рай и ад? Но как ты пришел к такой вере? Может, ты внимательно изучил положения Церкви, ее аргументы? А если нет, то как ты дерзаешь утверждать то, о чем не потрудился узнать? Как?
Итак, если хочешь узнать, что будет после твоей смерти, прибегни к источникам. Если только ты не боишься узнать истину…5
6. Пришел ли кто оттуда?
― А вернулся кто-нибудь, спрашиваешь, с того света, чтобы рассказать нам, что там происходит, чтобы мы поверили?
― Но если мы тебе скажем, что вернулся, и не один, а многие, причем даже неверующие (!), ты поверишь?
Именно так! Благой Бог исполняет и такое твое желание. Он присылает по временам на землю умерших людей, причем даже бывших неверующими, чтобы они сказали тебе (не веровавшие!), что рай и ад это не сказки…
Свидетельства
1.Стелий Миловас, живущий в Афинах, ранее не верил ни в Бога, ни в рай, ни в мучения. И погиб в дорожной аварии! Его душа, покинув тело, оказалась в горнем мире, где он соприкоснулся с раем и … страшнейшими мучениями. Он испытал величайшее потрясение!
Но Христос, господин жизни и смерти вернул его к жизни, и сегодня он живет среди нас. Уже не как неверующий, но как верный православный христианин. (В мае 1995 г. он «вышел» даже на ΜegaChanell6 и всенародно поведал свой потрясающий опыт).
2. Другой неверующий, из России (пожелавший остаться неизвестным), тоже абсолютно ни во что не верил, ни в рай, ни в ад, и умер. Он тоже увидел то, во что не верил! Рай и мучения! Получил хороший урок! Но Христос снова вернул его к жизни…! И из безбожника он сделался монахом…!
3. Другой безбожник, серб по имени Душан, испытал подобный потрясающий опыт. Его душа вышла из тела и попала в иной мир. Он тоже увидел то, во что не верил ― рай и ад. Он был поражен, потрясен до глубины души. И как только вернулся к жизни, отрекся своих безбожных ― сумасшедших ― идей. Он тоже стал не только христианином, но и монахом (с именем Стефан), и подвизался на Святой Горе, причем где? ― в труднодоступных Карулях (он отошел ко Господу в 2004 г.).
Обратите внимание: все трое (безбожники) оказались в ином мире, все трое видели одни и те же вещи и все трое покаялись! А что им оставалось делать? Могли ли они не каяться, пустить все на самотек? Они это видели и почувствовали на себе. Покаяние было для них единственным путем, путем без возвращения!!
Ты можешь, конечно, сказать, что у них были галлюцинации. А если не галлюцинации? Но ведь они были мертвыми! Ну ладно, пусть даже так. Но у всех троих? Хорошо, у троих. Однако галлюцинации не есть нечто ужасное, до оснований потрясающе человека. Они не оказывают на него такого воздействия, а если и оказывают, то малое. Здесь же мы видим стремительное развитие и коренное изменение ситуации, все ценности поменялись местами. Знаете ли вы кого-нибудь, кто от галлюцинаций стал другим человеком? Из безбожника сделался… монахом? Знаете7?
Так вот: то, что говорят безбожники, т.е. что они видели рай и ад, ― вне всякого сомнения! И если ты не веришь безбожникам, тогда кому веришь? Что получается, безбожникам не веришь, христианам не веришь, Христу не веришь, так кому же ты, в конце концов, веришь? … диаволу?
7. Препятствия ― страсти и грехи!
«Если не существуют мучения грешников, я не теряю ничего, напротив, приобретаю нынешнюю жизнь, потому что меня не гложет беспокойство о том, что будет после смерти, тогда как ты… Но если есть мучения, тогда я приобретаю и иную жизнь, а ты ее теряешь! ― сказал один православный священник (Евгений Вулгарис) французскому мыслителю Вольтеру.
Даже по чистой логике тебе выгодно поверить в существование мучений! Даже если вероятность их существования равнялась одному проценту, тебе следовало бы обеспокоиться и не подвергать опасности свою участь в вечности! Но ты остаешься при своих взглядах!
Тебе надо бы задуматься, что заставляет тебя не верить в существование вечных мучений, и исправить ситуацию.
Если ты будешь искренен, то увидишь, что препятствуют тебе в этом твои собственные грехи и страсти! Ты это понимаешь, но тебе не выгодно верить в воздаяние. И ты «хоронишь» этот вопрос и «успокаиваешься». Иными словами, если бы ты был чистым, у тебя не было бы с этим проблемы. И какие могут быть проблемы? «У кого совесть чиста ― тому нечего бояться».
Чистая жизнь
«Души людей, ― говорит чистейший авва Исаака Сирин, ― пока осквернены грехом и омрачены страстями, пребывают в слепоте. Когда же они очистятся покаянием, тогда начинают видеть духовный мир. Пример ― преподобный Антоний Великий: он видел, как душа преподобного Аммуна со славой восходит на небо! А преподобный Антоний находился в тринадцати днях пути от кельи св. Аммуна!» (Подвижнические слова, 17).
Как мы телесными очами видим этот материальный мир, так и очищенные подвигом люди своими духовными очами видят духовный мир! И жизнь вечную!
Об этом свидетельствует и очистивший свою душу св. Симеон Новый Богослов. Он говорит нам из своего опыта: «Когда кто сидит в темнице, он не видит ничего снаружи. Когда же он будет освобожден из темницы и выйдет на солнечный свет, тогда видит все. Так и мы находимся в темнице страстей, во тьме. И потому мы не имеем понятия о вечной жизни. А когда выйдем из тьмы и придем во свет Христов, тогда с этим светом мы понимаем, что такое вечная жизнь» (Слова нравственные, 1).
Итак, если кто находится во тьме грехов и страстей, пусть возьмут себе в учителя тех, которые вышли из этой тьмы, тех, которые озарились Светом и узрели вечную Жизнь. Неучи пусть учатся у образованных, не имеющие опыта ― у тех, кто его имеет.
Давайте не будем искать самостоятельно в глубокой тьме…!
1 Когда же подобные факты доходят до наших ушей, мы либо считаем их порождением воображения и отметаем, либо отодвигаем ум в сторону и принимаем их на веру. Мы верим в них! Пусть даже мы не увидели что-либо собственными глазами. Достаточно того, что услышали.
Итак, если и в повседневных вещах нам нужна вера, то насколько нужнее она там, где эти факты и события выходят за рамки повседневности, когда они имеют отношение к иной жизни! Где как не здесь нам требуется вера?!
2 Вообразите себе, что мы осознали бы вечность страшных мучений, мы бы это выдержали? Или это погрузило бы нас в мрачное отчаяние? То, что мы не в состоянии осознать всю их силу, всю их трагичность в реальности, является делом Божественного Промышления! Просто мы понимаем их, благодаря Промыслу, лишь в той мере, в какой можем перенести, чтобы иметь возможность подвизаться ради своего спасения!
3 В неподдающуюся логике вечность в ее понимании как жизнь после смерти верят не только христиане, но и последователи других религий. Но откуда они взяли эту идею? Они «украли» его у Бога христиан! И притом исказили, либо в перевоплощение, либо в нирвану, либо в гору плова
4 То, что тогда (1983 г.) отмечал нобелевский лауреат Уальд, подтверждается сегодня (2009 г. ) наукой даже на технологическом уровне. Русские ученые из Института Мозга РАН при помощи современных компьютерных технологий обнаружили, что в нашем мозгу заложен некий механизм (совесть!), который, когда мы ошибаемся, «бьет в колокол». «Даже если кто-нибудь просто собирается намеренно сказать неправду, пока он этого еще не сделал, его мозг заранее начинает протестовать. Это тот самый момент, когда человека начинает обличать совесть», ― сказал Максим Киреев, один из членов научной группы, проводившей исследование (По материалам сайта www.pravda.ru).
5 Некоторые не желают проходить медицинское исследование, потому что не хотят узнать истину (они ее боятся!). Но это совершенно неразумно. Потому что, если что-нибудь случится со здоровьем, рано или поздно это обнаружится, но тогда может быть уже слишком поздно! Останется лишь сожаление: «задним умом крепок».
Подобной логикой руководствуются некоторые и в крайне важных вопросах, касающихся их вечного спасения! Они не желают знать, существуют ли после смерти рай и ад! Потому что боятся истины! Однако, желая того, или не желая, после своей смерти они столкнутся лицом к лицу с грубой действительностью. Но тогда будет уже поздно…!
6 ΜegaChanell ― самый популярный телеканал Греции, прим. И.Л.
7 У нас есть и сторонники теории перевоплощения, которые говорят, что после смерти душа перевоплощается, т.е. «входит» в ослов, свиней, черепах, мышей и т.п. Однако, когда те трое безбожников (и не только они) умерли, их душа не перевоплотилась, но оказалась перед суровой реальностью страшнейших мучений! Это урок для некоторых…
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Хайдеггер и гиппопотам входят в райские врата. Жизнь, смерть и жизнь после смерти через призму философии и шутки
Переводчики Анна Яковлева, Роза Пискотина
Редактор Роза Пискотина
Руководитель проекта И. Серёгина
Корректор М. Миловидова
Компьютерная верстка А. Фоминов
Дизайнер обложки О. Сидоренко
© Thomas Cathcart, Daniel Klein, 2009
Данное издание опубликовано по разрешению издательства Viking, которое является подразделением Penguin Group (USA) LLC, Penguin Random House Company
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
* * *
Посвящается нашему философскому наставнику Вуди Аллену, чье проницательное феноменологическое высказывание звучит искренне и сегодня:
«Невозможно переживать собственную смерть беспристрастно, да еще и точно напевать мелодию».
Предисловие
Простите, не могли бы вы уделить нам минутку внимания? Мы опрашиваем тут желающих и хотели бы задать вам вопрос. Это не займет много времени, и мы даже не спросим вашего имени, хорошо? Итак:
Вы действительно думаете, что умрете?
На самом деле, честно?
Вы действительно полагаете, что ваша жизнь однажды закончится?
Подумайте, не торопитесь с ответом. Хотя, конечно, с каждой минутой жизнь становится все короче.
Если вы похожи на нас, вероятно, вы до конца не верите, что занавес однажды опустится навсегда. В целом мы вроде бы способны принять факт смерти, но в частности? Вот с этим дело обстоит по-другому. Тут мы похожи на американского писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна. В его письме наследникам есть такие слова: «Каждый человек умирает, но я всегда верил, что для меня сделают исключение».
С другой стороны, никому не удается вовсе выбросить из головы мысль о смерти. Чем больше мы подавляем в себе мысли о нашей смертности, тем больше они осаждают нас, как те пушистые головки из компьютерной игры «Пришиби крота»[1]. Наверное, это потому, что смерть является одним из непреложных фактов жизни человека.
Мы – единственные существа, понимающие, что нас ожидает смерть, и в то же время только мы способны воображать себе вечную жизнь. И эта комбинация сводит нас с ума. Смерть пугает нас адом вне нас. Жизнь, не имеющая ясного пункта назначения – если не считать движения к пропасти, – кажется бессмысленной. Без сомнения, именно поэтому смертность человека неотделима от фундаментальных вопросов философии.
А вопросы таковы: в чем смысл жизни – особенно если все это однажды закончится? Как влияет осознание смерти на наш образ жизни? Имела бы жизнь радикально другую значимость, если бы мы жили вечно? Одолела бы нас через тысячу или парочку тысяч лет экзистенциальная скука, и не пожелали бы мы страстно конца всему этому?
Есть ли у нас душа – а если есть, переживет ли она наше тело? Из чего она состоит? И чья душа лучше – ваша или моя? Существует ли другое временнóе измерение, в котором прерывается замкнутый цикл рождений и смертей? Возможно ли «жить всегда», живя всегда в настоящий момент?
Рай – это место во времени и пространстве? Если нет, то где он? И каковы шансы попасть туда?
Такого рода вопросы побудили нас около 50 лет назад начать посещать наш первый курс по философии. К счастью или к несчастью, наши профессора предложили нам обходной путь, сказав, что, прежде чем приниматься за Великие Вопросы, не мешает прояснить кое-какие скучные технические мелочи типа, путал ли Бертран Рассел понятия «вероятностная необходимость» и «необходимая вероятность»?
Каково?
Между тем время шло, а мы все продолжали приближаться к смерти. В конце концов нам удалось вернуться к нашим Великим Вопросам в курсах по метафизике и теологии, этике и экзистенциализму.
Однако сразу же возникло другое препятствие: честные размышления о собственной смерти до смерти напугали нас. Не получалось без страха и трепета смотреть прямо в физиономию этой Костлявой, приходящей с косой. Но и отвести взгляд мы не могли. Вот такая штука смерть: ты не можешь жить с ней, но тебе не удастся прожить и без нее.
Куда податься человеку?
Тут лучше переключиться на юмор. Без него никак не обойтись.
Милли вместе с мужем Морисом посетила врача. После полного обследования Мориса доктор пригласил Милли поговорить наедине. Он сказал:
– У Мориса серьезное заболевание, вызванное экстремальным стрессом. Если вы не будете следовать моим рекомендациям, ваш супруг умрет. Пусть каждое утро он просыпается от вашего нежного поцелуя, затем кормите его здоровым завтраком. Старайтесь всегда быть в хорошем расположении духа и следите за его настроением. Готовьте ему только его любимые блюда и позволяйте отдыхать после еды. Не обременяйте его работой по дому и не обсуждайте с ним свои проблемы – это лишь усугубит его стресс. Не спорьте с ним, даже если он вас критикует или смеется над вами. Вечерами делайте ему массаж, чтобы он расслаблялся. Поощряйте просмотры всех спортивных телепередач, даже если вам придется ради этого пропускать свои любимые программы. И самое важное: после ужина всеми силами ублажайте его, удовлетворяя каждый его малейший каприз. Если вы сможете делать все это каждый день в течение шести месяцев, полагаю, Морис полностью восстановит здоровье.
По пути домой Морис спрашивает Милли:
– Ну, что сказал доктор?
– Он сказал, что ты скоро умрешь.
Почему-то слышать о смертности от Милли намного легче. Шутка тем и смешна, что рассказывает о страшном событии, а страхи при этом развеиваются. Потому и существует так много анекдотов на тему секса и смерти – и то и другое пугает нас до дрожи в коленках.
К счастью, так случилось, что мы знаем множество анекдотов. Однажды мы обнаружили, что юмор – хороший способ прояснить наиболее общие философские идеи, и даже написали об этом книжку. А могут ли шутки пролить свет на философские концепции жизни и смерти, Бытия и Небытия, вечного существования души и вечного осуждения на вечные муки и в то же время смягчить наш страх смерти?
Еще как!
И это хорошо, поскольку нам пора (оба мы недавно достигли отведенных человеку Библией 70 лет) познакомиться со смертью и с тем, что крупные мыслители говорили о ней. Так что нам предстоит хорошенько повеселиться. Мы приоткроем все гробовые крышки, разглядим не только Большую Костлявую, но также ее приквел – Жизнь – и ее сиквел – благоуханный Загробный мир. Мы докопаемся до первопричин.
Начнем с мифотворчества как пути, по которому цивилизованные общества пришли к идее отрицания нашей смертности, особенно с помощью организованной религии. В связи с этим, в частности, затронем теорию Фрейда о том, как мы создали религию – и разрушили ее – ради поддержания нашей иллюзии бессмертия.
Потом доберемся до некоторых философов XIX столетия севера Европы (кстати, почему нет ни одного философа на итальянской Ривьере, который писал бы о смерти?). Познакомимся с меланхоличным датчанином Сёреном Кьеркегором, который считал, что одолеть страх смерти можно единственным путем – пройти через нее. По Кьеркегору, все попытки подавить мысли о смерти контрпродуктивны. Способ соприкоснуться с вечностью – принять страх небытия. Скажи, что это не так, Сёрен!
Затем мы посмотрим, что может сказать о нашем предмете мрачный немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он фактически запатентовал понятие Weltschmerz – Мировой Скорби (в вольном переводе: «Мир вызывает у меня тошноту»). Вы можете подумать, что его и от смерти тошнило, однако, не любя Жизнь, к Смерти Шопенгауэр относился с совершенной апатией. Он писал, что «смерть индивида не имеет никакого значения» и поэтому «наша смерть должна быть… нам безразлична»{1}.
Безразличие по отношению к смерти?! Этим делу не поможешь, Арти, а стрелка нашего счетчика страха мечется, как сумасшедшая. Тут срочно нужна добрая порция юмора на тему о безразличии к смерти.
Итак, умер Оле, и его жена Лина отправилась в редакцию местной газеты заказать некролог. Джентльмен за конторкой после выражения соболезнований спросил Лину, что бы она хотела сказать об Оле.
Лина говорит:
– Просто напишите: «Оле умер».
Сбитый с толку мужчина поинтересовался:
– И все? Ведь есть что-то еще, о чем вы хотели бы рассказать. Вы прожили с мужем 50 лет, у вас дети и внуки. Не беспокойтесь об оплате, первые пять слов некролога мы печатаем бесплатно.
– Отлично, – говорит Лина. – Напишите: «Оле умер. Продается лодка».
Обзор философских учений о смерти не будет полным, если мы не нанесем визит экзистенциалистам ХХ в., которые считали небытие непременным дополнением бытия, вроде левого и правого башмака. Остановимся на воззрениях Мартина Хайдеггера и Жан-Поля Сартра, которые бесстрашно попытались взглянуть в глаза смерти. Хайдеггер утверждал, что мы нуждаемся в страхе смерти, чтобы не скатиться в «повседневность», такое состояние, когда мы живы лишь наполовину, пребывая в беспросветной иллюзии. А Сартр предлагал рассматривать альтернативу: единственные существа, лишенные страха смерти, – те, которые уже мертвы. Смотрите на вещи трезво – настаивают эти философы. Да мы бы рады, только для начала перестать бы трястись от ужаса.
Итак, сделаем короткий перерыв, чтобы отдохнуть от этого тяжкого философствования, и обратимся к общедоступной форме отрицания смерти: попыткам убедить самих себя в том, что мы останемся жить в сердцах тех, кто нас знал. Эта стратегия предполагает некоторую сентиментальность наших любимых, а таковая, как вы понимаете, может быть, а может и не быть.
Старик Сол Блюм умирал в своей постели, когда неожиданно почувствовал доносившийся снизу запах любимого им штруделя. Он собрал последние силы и поднялся с кровати. Опираясь о стену, Сол медленно вышел из спальни и кое-как спустился по лестнице, цепляясь обеими руками за перила. Тяжело дыша, он прислонился к косяку двери, глядя в кухню. Если бы не боль в груди, он бы подумал, что уже в раю. На бумажных полотенцах на кухонном столе лежали буквально сотни порций его любимой выпечки. Сол улыбнулся; это был последний акт любви его верной жены Софи, позаботившейся о том, чтобы он покинул сей мир счастливым человеком.
Дрожащей рукой он потянулся к штруделю и… неожиданно почувствовал шлепок кухонной лопаткой.
– Не трогай, – сказала Софи, – это на потом.
А теперь обратимся к глубокомысленному ответу теолога ХХ в. Пауля Тиллиха на вопрос: «Когда имеет место вечность?» (оказывается, сейчас). Но «сейчас» постоянно превращается в «тогда». А как насчет сейчас? Хлипкая конструкция.
Тут нужна надежная опора, поэтому обратимся к аргументам древних греков о бессмертии души. Однако прежде хорошо бы понять, что мы имеем в виду, когда говорим «душа», чем она отличается от ума, чем ум и душа отличаются от тела и чем и то, и другое, и третье отличается от нечистой силы. Отправив греков, так сказать, на вечный покой, бросим взгляд на Небеса и другие места обитания после смерти.
Фред и Клайд годами беседовали о том, что будет после жизни. Они договорились, что тот, кто умрет первым, попробует связаться с оставшимся в живых и расскажет, что такое Небеса.
Фред умер первым. Прошел год. Однажды зазвонил телефон, Клайд ответил: это был Фред!
– Неужели это ты, Фред? – спросил он.
– Конечно, Клайд. Это действительно я.
– Как я счастлив тебя слышать! Я уж думал, ты забыл. Рассказывай! Как там?
– Ну, ты не поверишь, Клайд. Великолепно! У нас самые восхитительные овощи с самых сочных лугов, которые ты когда-либо видел. Мы засыпаем каждое утро, потом нас кормят классным завтраком, а все оставшееся утреннее время мы занимаемся любовью. После плотного обеда мы идем в поля и опять занимаемся любовью. Затем наступает время роскошного ужина – и опять любовь вплоть до поры, когда надо идти спать.
– О Боже! – воскликнул Клайд. – Небеса – это просто сказка!
– Небеса? – переспросил Фред. – Я – кролик в Аризоне.
Ну, а закруглимся мы кратеньким рассмотрением околосмертного опыта, спиритических сеансов, суицида и некоторых вполне сумасбродных новых идей о том, как избежать смерти.
Минуточку-минуточку, парни! Это начинает походить на много шума из ничего[2].
Кто это сказал?
Я, Дэрил Фрумкин. Выгуливая своего пса Бинкса, услышал ваш разговор. И хочу сказать, что смерть – довольно простая штука, разве нет? Сначала ты жив, потом – мертв. Конец истории.
Действительно, мистер Фрумкин? И это все? Тогда можно задать вам вопрос?
Вы действительно думаете, что умрете?
I.
Умер! Что тут поделаешь?{1} Здесь точно какая-то ошибка
Дэрил, мы все еще ждем ответа. Вы действительно думаете, что умрете?
Конечно, каждый умирает. Фрэнк Синатра умер. И Норман Мейлер. Не говоря уже о Наполеоне, Гарри Трумэне, Чингисхане и тетушке моей супруги Эдне. Так что, рассуждая логически, само собой разумеется, что однажды и я умру. Я уверен в этом так же, как и в том, что яблоки падают вниз, а не вверх.
Хорошо, Дэрил. Отлично сказано. Но давайте разберемся, речь не идет о вашем научном складе ума человека XXI в., который называет вещи так, как он их видит. Нет, мы говорим о вашем обыденном сознании. Вот прямо сейчас верите ли вы, что ваши дни сочтены, что каждое прошедшее мгновение уменьшает отведенное вам время? Что когда вы достигнете последней отпущенной вам минуты, вы прекратите существовать во всех смыслах этого слова?
А? Как-то невнятно вы говорите, Дэрил. Мы знаем, это пугающий вопрос, но, возможно, мы поможем найти ответ.
Мы считаем, что в глубине души вы не верите в то, что умрете. И причина в том, что вы – цивилизованный человек. Тут нечего стыдиться – по крайней мере, пока. Нам, людям, чертовски трудно допустить эту очевидную истину. То, что мы делаем ежеминутно и ежедневно, – это отрицание нашей смертности. На самом деле мы делаем это легко и просто с помощью социальных структур и обычаев, предлагаемых нам цивилизацией, в которой нас угораздило родиться.
В своем шедевре «Отрицание смерти» антрополог и культуролог ХХ в. Эрнест Беккер писал, что, даже если мы объективно знаем, что смертны, мы пойдем на любые махинации, дабы избежать принятия этой горькой правды (он умер за два месяца до награждения Пулитцеровской премией за свою книгу – несвоевременная кончина, если вообще бывают своевременные).
Причина, по которой мы так страстно отрицаем свою смертность, довольно очевидна: перспектива смерти ужасает! Она погружает нас в беспредельный страх. Она сводит с ума, демонстрируя, что мы тут ненадолго, а когда уйдем, то уйдем навеки. Как можно радоваться жизни, когда над ухом так громко тикают часы?
По Беккеру, единственный способ для большинства из нас справиться с ситуацией – иллюзия. Большая Иллюзия. Большая Иллюзия – основной двигатель человечества, более мощный, по его словам, чем секс; она взращивает «системы бессмертия», внерациональные структуры веры, которые дают нам возможность считать себя вечными. Есть распространенная стратегия идентификации себя с племенем, расой или государством, которые простирают свое существование в неопределенное будущее – вместе с нами как частью этих общностей. Есть и бессмертие в искусстве, когда артист надеется посредством своей работы остаться навсегда, а значит, стать бессмертным – в пантеоне великих артистов или, на худой конец, в виде подписи в углу закатного пейзажа, пылящегося на чердаке дома внуков.
Кроме того, существуют пользующиеся наибольшим рыночным спросом теории бессмертия, закрепленные в мировых религиях, от продолжения жизни в качестве части космической энергии на Востоке до ухода из этого мира ради воссоединения с Иисусом на Западе. Менее возвышенными оказываются теории достижения бессмертия посредством оздоровительных систем. Таковые предлагают нам модную цель жизни, пробуждающую нас к жизни по утрам: иметь как можно больше денег. Тем самым мы отвлекаемся от мысли о финальной черте.
Богатство тоже обеспечивает нам доступ в сообщества, которые будут продолжать жить: в элитарные клубы сильных мира сего. Здесь есть даже бонус: мы можем передать кусочек себя – свои бабки – следующему поколению.
Однако caveat emptor! (Или, если вы родом не из Древнего Рима: «Пусть покупатель будет бдителен!»)
Когда Боб понял, что после кончины больного отца станет наследником состояния, он решил найти женщину, которая разделила бы с ним это счастье. И вот однажды вечером отправился в бар для одиноких людей, желающих с кем-нибудь познакомиться, где заметил самую красивую женщину, которую когда-либо видел.
От ее красоты у Боба перехватило дыхание.
– Может быть, я выгляжу как обыкновенный парень, – сказал он, подойдя к ней, – но через неделю или две умрет мой отец, и я унаследую 20 миллионов долларов.
На женщину это произвело сильное впечатление, и в тот же вечер она отправилась к нему домой. А через три дня стала его мачехой.
«Больше денег надо было транжирить».
Маршрут в вечность с помощью баксов предлагает и другой способ имитации бессмертия: поддерживать какой-нибудь нетленный социальный институт в надежде, что ваше имя будет упомянуто на фасаде его здания или отказаться от промежуточного звена и просто воздвигнуть памятник самому себе.
Однако перед тем как вы придете к выводу, что обет бедности (или, по крайней мере, средненькая зарплата) позволит вам выкрутиться, подумайте еще раз, советует Беккер. Возможно, вы прилагаете усилия, чтобы достичь какой-то земной цели, которая убаюкивает вас верой в то, что вы тут навсегда. Вы можете говорить, что стараетесь «быть знающим», или «быть праведным», или «задавать стиль» – это не имеет значения. Вы все так же попадаетесь на крючок Большой Иллюзии, полагая, что перехитрили Костлявую, разыгрывая роль, которая выходит за пределы вашей ничтожной и робкой личности и делает вас «больше, чем жизнь»… и смерть.
По Беккеру, мы поддерживаем эти разнообразные иллюзии просто в силу нашей цивилизованности. Фактически каждая цивилизация создает собственную систему представлений о бессмертии. По существу, эти системы представляют собой базовую функцию культуры. Без них мы все рехнулись бы от страха смерти и не смогли бы сохранить нашу цивилизацию. Мы бы вернулись к закону джунглей. Отрицание смерти – это стратегия выживания цивилизации!
Иллюзию поддерживать легче, если вы разделяете ее с другими представителями своей культуры, а еще лучше – со своими домочадцами. Возьмем общую иллюзию Клары и ее мужа.
Клара пошла на прием к психиатру и сказала:
– Доктор, надо что-то делать с моим мужем, он думает, будто он – холодильник!
– Я бы не стал особенно тревожиться, – отвечал врач. – Многие страдают такими безобидными бредовыми идеями. Это пройдет.
– Вы не понимаете, – настаивала Клара. – Он спит с открытым ртом, и лампочка, которая у него внутри, не дает мне заснуть.
К сожалению, системы бессмертия вынуждают нас вести себя плохо. Если мы идентифицируем себя с одной из таких систем представлений и наделяем ее смыслом, мы оказываемся перед неприятной проблемой: вступаем в конфликт с представителями других систем. Подобное часто наблюдается в столкновении мировых религий, и это составляет главную трудность: все представления о бессмертии не могут быть истинными, поэтому взгляды других должны быть ошибочными.
Но и на этот случай цивилизация обеспечивает нам средство: убивать ублюдков! Будучи мертвыми, они не представляют угрозы нашему чувству бессмертия. И знаете, это работает!
Сколько чернил пролито по поводу крови, пролитой во имя тех или иных религиозных доктрин и их специфических представлений о вечности. Книга Кристофера Хитченса «Бог – не любовь: как религия все отравляет»[3], библия неоатеистического движения, содержит полный реестр преступлений против человечности, совершенных под знаменем превосходства собственной религии. У известного юмориста-сюрреалиста Эмо Филипса есть анекдот, который хорошо обобщает ситуацию.
«Ты выбрал неправильную религию – и точка. Я не собираюсь обсуждать это».
Взгляды взрослых американцев на загробную жизнь
Большинство взрослых американцев говорят, что верят в рай и ад
Почти три четверти взрослых американцев говорят, что верят в рай. (В ходе опроса не было сразу предложено определение рая, хотя последующие вопросы касались того, что респонденты думают о рае). %). В эту неаффилированную группу входят те, кто описывает свою религию как «ничего особенного» — половина из них верят в рай, — а также агностики (26% из которых верят в рай) и атеисты (3%).
Хотя большинство взрослых американцев также верят в ад, эта вера менее распространена, чем вера в рай. Примерно шесть из десяти взрослых американцев (62%) говорят, что верят в ад, хотя между подгруппами населения снова наблюдаются заметные различия.
В большинстве христианских подгрупп меньшая доля говорит, что они верят в ад, чем в рай. В то время как примерно девять из десяти протестантов евангелической и исторически черной традиции верят в ад, только около семи из десяти основных протестантов (69%) и 74% католиков разделяют это убеждение.
Примерно четверть всех взрослых американцев (26%) говорят, что не верят в рай или ад, включая 7%, которые говорят, что верят в какую-то загробную жизнь, и 17%, которые не верят ни в какую загробную жизнь. все.
Респондентам, которые не верят ни в рай, ни в ад, но все же верят в загробную жизнь, была предоставлена возможность описать свое представление об этой загробной жизни в форме открытого вопроса: «Что вы думаете своими словами? как загробная жизнь?»
В этой группе примерно каждый пятый человек (21%) выражает веру в загробную жизнь, в которой дух, сознание или энергия продолжают жить после того, как их физическое тело скончалось, или в продолжение существования в альтернативном измерении или реальности. . Один респондент описывает свой вид как «место отдыха для нашего духа и энергии. Я не думаю, что это похоже на традиционный взгляд на рай, но я также не уверен, что смерть — это конец». А другой говорит: «Я верю, что жизнь продолжается, и после того, как моя нынешняя жизнь закончится, я продолжу жить в какой-то другой форме. Это будет не я, как в моих чертах и характере, но что-то во мне сохранится».
Еще 17% респондентов, не верящих ни в рай, ни в ад (но верящих в какую-то загробную жизнь), выражают веру в людей, переживающих циклическое существование или обретающих просветление после смерти. Как сказал один человек: «Может быть, что-то вроде нирваны или просветления? Мне нравится представлять, что живой мир, в котором мы живем, подобен колыбели души. Мы проводим свою жизнь (или, может быть, много жизней), учась и растем, а затем в загробной жизни мы сохраняем все эти воспоминания из нашей жизни (/жизни) и уроки, которые мы извлекли, и что мы существуем для какой-то более высокой цели, чем живые. готовит нас».
Среди многих других ответов некоторые люди считают, что энергия людей воссоединяется со вселенной в той или иной форме, в то время как другие считают, что люди просто входят в период мира без страданий. И многие люди в этой группе (42% всех, кто говорит, что они верят в загробную жизнь, но не в рай или ад) не дали ответа.
Верующие в большинстве своем считают рай свободным от страданий, а ад — полной противоположностью
В дополнение к вопросу об общей вере в рай и ад, в ходе опроса были заданы конкретные характеристики этих двух направлений, чтобы определить, что думают о них американцы. В случае небес респондентам были представлены девять предполагаемых характеристик и задан вопрос, является ли рай «определенно таким», «вероятно, таким», «вероятно, не таким» или «определенно не таким».
Из перечисленных пунктов взрослые американцы, скорее всего, скажут, что на небесах люди определенно или вероятно свободны от страданий, и примерно семь из десяти представителей широкой общественности придерживаются этой точки зрения. Эта точка зрения почти единодушна среди 73% американцев, которые выражают веру в небеса.
Большинство американцев также выражают уверенность в идеях о том, что на небесах люди воссоединяются с умершими близкими (это говорят 65% всех взрослых американцев), могут встретиться с Богом (62%) и иметь совершенно здоровые тела (60%). Примерно половина всех взрослых американцев (48%) считают, что люди на небесах воссоединяются с домашними животными или животными, которых они знали на Земле, в то время как более четырех из десяти говорят, что люди на небесах могут видеть то, что происходит на Земле (44%). ) и могут стать ангелами (43%).
Меньшие доли верят, что люди на небесах могут иметь отношения с людьми, которые все еще живут на Земле (25%), или что они могут выбирать, хотят ли они прекратить существование (15%).
В случае с адом опрос задавался пятью различными чертами. Около половины всех взрослых американцев — подавляющее большинство из 62%, которые верят в ад, — говорят, что люди в аду определенно или вероятно испытывают психологические страдания, осознают страдания, которые они создали в мире, испытывают физические страдания и не могут иметь отношения с Богом. Чуть меньшая часть (44%) полагает, что люди в аду определенно или вероятно могут встретиться с сатаной.
Кто может попасть в рай? Нет единого мнения о том, требуется ли верить в Бога и быть христианином
Хотя большинство взрослых американцев верят в рай, существуют разногласия по поводу того, кто может туда попасть. Среди всех американцев около четырех из десяти (39%) говорят, что люди, которые не верят в Бога, могут попасть в рай, а примерно треть (32%) говорят, что неверующие не могут попасть в рай. (Опять же, 27% вообще не верят в рай.)
Католики вдвое чаще, чем протестанты, говорят, что люди, которые не верят в Бога, все равно могут попасть в рай (68% против 34%). Евангелические протестанты особенно склонны рассматривать доступ на небеса как исключительный в этом отношении: 71% говорят, что только те, кто верит в Бога, могут попасть на небеса, по сравнению с 21%, которые говорят, что неверующие могут попасть на небеса. Большинство представителей исторически черной протестантской традиции (59%) также говорят, что неверующие исключены из рая, в то время как большинство основных протестантов (56%) говорят, что люди, которые не верят в Бога , могут попасть в рай.
Большинство «нерелигиозных» вообще не верят в рай, но те, кто верит, гораздо чаще говорят, что люди, не верящие в Бога, могут попасть в рай (27% всех «нерелигиозных»), чем что они не может (9%).
Более четырех из десяти республиканцев (44%) верят в рай и говорят, что люди, не верящие в Бога, не могут туда попасть – в два раза больше демократов, придерживающихся того же взгляда (21%). Кроме того, американцы, живущие на юге, чаще, чем жители других регионов, верят в небеса и говорят, что люди, которые не верят в Бога, исключены.
Около трех из десяти христиан США (31%) говорят, что их религия — единственная истинная вера, ведущая к вечной жизни на небесах, и почти в два раза больше (58%) говорят, что существует несколько религий, которые могут привести на небеса .
Опять же, в этом вопросе есть различия между подгруппами, в том числе между протестантами и католиками. Примерно четверо из десяти протестантов (38%) говорят, что их вера — единственная, ведущая к вечной жизни на небесах, и это мнение особенно распространено среди протестантов-евангелистов (50%). Между тем среди католиков только 16% говорят, что их религия — единственная истинная вера, ведущая к вечной жизни на небесах, в то время как около семи из десяти (72%) вместо этого говорят, что многие религии могут привести к вечной жизни. 1
Христиан, которые верят, что многие религии могут вести к вечной жизни на небесах, спросили, верят ли они, что эта привилегия предоставляется только представителям других христианских религий, или что некоторые нехристианские религии также могут вести к вечной жизни на небесах. небеса. Среди всех христиан большинство (58%) говорят, что многие религии могут вести к вечной жизни на небесах, и внутри этой группы преобладает мнение, что представители некоторых нехристианских религий способны достичь вечной жизни на небесах (43%). всех христиан выражают эту точку зрения). Всего 13% христиан в США говорят, что многие религии могут привести к вечной жизни на небесах, но только христианские религии соответствуют требованиям.
Католики чаще, чем протестанты, говорят, что многие религии могут привести на небеса и что нехристиане включены в их число (61% против 35%), хотя большинство основных протестантов (55%) также говорят об этом. Однако представители евангелистских и исторически черных протестантских традиций чаще говорят либо о том, что их вера — единственная истинная вера, ведущая к вечной жизни на небесах, либо о том, что только христианские религии могут вести на небеса.
Менее половины американцев верят в реинкарнацию, судьбу
В ходе опроса респондентов также спрашивали о нескольких других концепциях, связанных с загробной жизнью или сверхъестественным.
Хотя доля взрослых, верящих в реинкарнацию, т. е. в то, что «люди будут перерождаться снова и снова в этом мире», намного ниже доли тех, кто верит в рай или ад, этой точки зрения придерживается существенное меньшинство населения (33%).
Как и в случае с раем и адом, женщины чаще, чем мужчины, верят в реинкарнацию (38% против 27%), но возрастная структура ответов на этот вопрос отличается от той, что наблюдалась в двух предыдущих вопросах. В то время как молодые американцы с меньшей вероятностью, чем их старшие, верят в рай и ад, молодые люди верят в 9 лет.0013 больше скорее всего верят в реинкарнацию. Почти четыре из десяти взрослых в возрасте до 50 лет (38%) верят в реинкарнацию по сравнению с 27% в возрасте 50 лет и старше.
В целом, католики чаще, чем протестанты, говорят, что верят в реинкарнацию (38% против 26%), но внутри этих групп существуют большие различия. Почти половина латиноамериканских католиков (47%) верят в реинкарнацию по сравнению с третью белых католиков. Разрыв среди протестантов еще более заметен: 48% представителей исторически черной протестантской традиции говорят, что верят в реинкарнацию, в то время как только 31% основных протестантов и только 16% протестантов-евангелистов говорят то же самое. Среди нерелигиозных американцев вера в реинкарнацию находится на одном уровне с верой в небеса: 37% респондентов из этой группы заявили, что верят в то, что люди будут перерождаться снова и снова в этом мире — выше, чем доля протестантов, придерживающихся этой точки зрения. .
В целом 44% взрослых американцев говорят, что верят в судьбу, определяемую как предопределение их жизни. В эту группу входят половина женщин (51%) и 35% мужчин. Существуют также различия, основанные на уровне образования: выпускники колледжей значительно реже, чем лица без степени, говорят, что верят в судьбу (32% против 49%).
Протестанты и католики в целом одинаковы по этому вопросу, 50% в каждой группе говорят, что верят в судьбу. Но опять же, внутри каждой группы наблюдаются большие различия по расовому и этническому признаку: протестанты исторически сложившейся черной традиции (70%) гораздо чаще, чем протестанты-евангелисты или традиционные протестанты, верят в судьбу (46% как среди протестантов-евангелистов, так и среди основных протестантов). являются латиноамериканскими католиками по сравнению с белыми католиками (63% против 43%). Треть нерелигиозных взрослых верят в судьбу, причем те, кто описывает свою религию как «ничего особенного», гораздо чаще, чем атеисты и агностики, придерживаются этой точки зрения.
Различия между религиозными «неверными» еще больше в вопросе о том, все ли происходит по какой-то причине. Большинство тех, чья религия — это «ничего особенного» (62%), говорят, что все в жизни происходит не просто так, по сравнению с 13% атеистов и 37% агностиков. В целом, этой точки зрения придерживаются 68% взрослых американцев, в том числе 78% протестантов и 77% католиков.
Еще большее большинство американцев (83%) считают, что происходят вещи, которые нельзя объяснить наукой или естественными причинами. Атеисты снова составляют заметное исключение: только треть (34%) заявили, что верят в то, что происходят вещи, которые не могут быть объяснены наукой или естественными причинами.
Большинство американцев верят, что люди могут общаться с Богом или другими высшими силами
В ходе опроса также приводились примеры различных сверхъестественных явлений, и респондентов просили сказать, возможны ли, по их мнению, каждое из них, и если да, то сталкивались ли они когда-либо с этим лично.
Почти две трети взрослых американцев верят, что люди могут получить «определенный ответ на конкретный молитвенный запрос», и столько же (67%) считают возможным получить «прямое откровение» от Бога. Американцы чаще говорят, что сталкивались с первым (46%), чем со вторым (29%).%).
Подавляющее большинство протестантов сообщают, что верят в возможность обоих переживаний (85% по каждому вопросу), и большинство даже говорят, что они лично получили определенный ответ на конкретную молитвенную просьбу (64%). Этот опыт особенно распространен среди протестантов-евангелистов (73%), хотя члены исторически сложившейся традиции черных протестантов чаще, чем евангелисты, говорят, что они испытали прямое откровение от Бога (56% против 46%).
Действительно, чернокожие американцы чаще, чем белые и латиноамериканцы, говорят, что можно получить определенный ответ на свои молитвы и получить прямое откровение от Бога или высшей силы. Чернокожие американцы также чаще сообщают, что лично испытали эти духовные явления.
Большинство католиков в США выражают веру в то, что можно получить определенный ответ на конкретную молитвенную просьбу (75%) и прямое откровение от Бога (77%), хотя они несколько реже, чем протестанты, говорят об этом. То же самое говорят менее половины нерелигиозных американцев (37% и 39% соответственно).
Большинство считает возможным некоторое взаимодействие между живыми и мертвыми
Около семи из десяти американцев говорят, что можно почувствовать «присутствие кого-то, кто умер», в то время как примерно половина говорит, что живым людям можно помочь те, кто прошел (51%) или общается с ними каким-либо образом (47%). На вопрос об их личном опыте общения с умершими 44% взрослых американцев ответили, что чувствовали присутствие кого-то из умерших, в то время как меньшее количество ответило, что они получали помощь от кого-то (20%) или общались с кем-то (14%). кто умер.
Вопреки вопросам о взаимодействии с Богом, католики более склонны, чем протестанты, говорить о том, что люди могут ощущать присутствие умершего (86% против 71%), при этом две трети религиозных «нет» (66%), также выражающих это мнение. Католики также чаще верят в возможность получения помощи от усопших (68% против 49% протестантов и 43% «неверующих») и общения с ними (57% против 46% и 42% соответственно). . Между тем протестанты-евангелисты не чаще, чем нерелигиозные американцы, сообщают, что верят во все эти взаимодействия с умершими или испытывают их.
Почти три четверти всех взрослых американцев (72%) считают, что люди могут испытать «околосмертный опыт, когда их дух действительно покидает тело». Протестанты (82%) и католики (83%) чаще, чем нерелигиозные (55%), считают, что такой опыт возможен, как и чернокожие американцы по сравнению с американцами других рас.
В опросе не задавался вопрос о том, действительно ли у людей был такой опыт.
Что происходит после смерти
Популярные вопросы
То, что происходит после смерти, зависит от единственного выбора, который вы сделаете в своей жизни.
Вы можете сделать этот выбор до самого конца, перед последним вздохом. Но когда ты умрешь, ты не сможешь отменить свое решение. Реинкарнация не происходит. Ты не вернешься и не переделаешь. У тебя не будет второго шанса.
Если вы решите поверить, что Иисус Христос есть Сын Божий и что Он умер на кресте, чтобы спасти вас от последствий вашего греха, вы получите вечную жизнь и отправитесь на небеса, чтобы вечно быть с Ним в общении, свете, радость и правда. Бог воскресил Иисуса из мертвых, и если вы верите в Него, Он воскресит и вас.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для осуждения мира, а для того, чтобы через Него спасти мир. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоанна 3:16-18)
Но если вы решите не верить, вы отправитесь в ад. Вы обречены на одиночество, разлуку, бесконечное сожаление и огонь.
Рай или ад. Жизнь или смерть. Иисус или разрушение.
Если вы выбрали Иисуса, ваш дух покидает ваше тело после смерти и отправляется на небеса. Вы отсутствуете в теле, но присутствуете с Господом.
Поэтому мы всегда уверены и знаем, что пока мы дома в теле, мы вдали от Господа . (2 Коринфянам 5:6)
В Судный день Бог не обличает все ваши грехи, не ругает вас и не отвергает. Иисус уже понес суд и наказание за ваши грехи. Бог видит вас очищенными кровью Его Сына. Ты прощен. Это Божий дар благодати, не заработанный никакими добрыми делами, которые вы совершили на земле. Имя твое вписано в книгу жизни.
Ибо по благодати вы спасены через веру, и это не от вас, это дар Божий . (Ефесянам 2:8)
Вас не будут судить, но вас будут оценивать за вашу христианскую жизнь — за вашу верность и то, что вы сделали, что имеет вечную ценность, а не за ваш материальный успех на земле. Вы получите какое-то вознаграждение за работу, которую вы позволили Иисусу выполнить через вас. Но ничто не сравнится с радостью пребывания с Богом на невыразимо прекрасном новом небе и земле.
Вы также получите новое тело. Как Иисус воскрес, так и вам будет дано воскресшее тело.
Так будет и при воскресении мертвых. Сеется тело тленно, восстает нетленно; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное . (1 Коринфянам 15:42-44)
Когда Иисус воскрес из мертвых, Он был тем же самым и в то же время другим. Его тело функционировало за пределами пространства. Он мог появляться в комнате, не входя в нее, и тем не менее ел и общался со Своими учениками. В Его руках и ногах были отверстия от гвоздей креста, но Он был жив и не страдал. Вы получите воскресшее тело, подходящее для небес!
Но если ты отверг Иисуса, если ты отказался принять Его как своего Господа и Спасителя, ты предстанешь перед великим белым престолом Бога и будешь осужден. Вы будете отвергнуты, как вы отвергли Христа. Не имеет значения, что теперь вы осознаете свою ошибку. Вы будете страстно желать быть с Богом, но никогда не будете. В книге Откровение сказано, что всякий, чье имя не записано в книге жизни, будет «ввержен в озеро огненное».
Рай или ад. Жизнь или смерть. Иисус или вечная гибель. У тебя есть выбор, но нет второго шанса после смерти.
Как мне спастись?
Приведенные ниже сообщения и статьи погружают глубже в то, что происходит после смерти.
Что происходит, когда мы умираем?
Джилл Бриско
Дети спрашивают родителей. Умирающие пациенты спрашивают врачей. Вы можете спросить себя: что происходит, когда мы умираем? У нас есть смутное представление о рае и аде, и многие люди полагают, что попадут в рай, потому что они «хорошие люди». В этой серии Джилл отвечает на волнующие вопросы о смерти, рае и аде. Среди вопросов, с которыми она сталкивается, следующие: Как я могу быть уверена, что попаду на небеса? Что мы делаем на небесах? Узнаем ли мы друг друга на небесах? Если Бог вселюбящий, почему существует ад?
Щелкните здесь, чтобы прослушать. ..
Если есть рай, есть и ад
Стюарт Бриско
Многие лжеучители влияют на нашу культуру. Они говорят, что не нужно беспокоиться об окончательном решении. Если мы верим, что окончательного суда не существует, тогда действительно не имеет значения, что мы делаем, и мы можем провести свою жизнь, устраивая «ад». Мы можем развлекаться и делать все, что хочет наша низшая природа, без каких-либо ограничений, последствий или ответственности. Стюарт изучает 2 Петра 2:1-9чтобы показать нам, что это не так.
Щелкните здесь, чтобы прослушать…
Павел говорит о смерти
Пит Бриско
Если вы когда-нибудь теряли близкого человека, вы знаете, что это невероятно больно. Однако у тех из нас, кто верит во Христа, есть надежда. Когда Господь вернется, «сначала воскреснут мертвые, а потом мы с ними восхищены будем на воздухе». Пит учит нас тому, что написал Апостол Павел, чтобы ободрить тех, кто скорбит о потере близкого человека.