Виды экспериментов — Психологос
01 октября 2022 г., 21:52
В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью.
Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.
Подробнее
По способу проведения различают эксперименты:
- Лабораторный эксперимент.
Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными. См.→
- Естественный (полевой) эксперимент.
Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет. См.→
- Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.
Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. См.→
В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.
Явные и скрытые эксперименты
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
- те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
- те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
- и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
- Эксперименты
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Эксперимент как изучение переменных
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Естественный эксперимент
Естественный эксперимент, или полевой эксперимент — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет. Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии, и нередко проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Формирующий эксперимент
Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека — насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык — продолжайте формирование.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Мысленный эксперимент
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- «Зима и котик», стихотворение
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
Популярные статьи:
- Эти глаза напротив…
- Муж секс не выпрашивает
- Вопросник Основы семейного договора
- Спокойное присутствие
- Экстремалы
Хиты недели:
- Спокойное присутствие
- Тембр и интонации
- Что могут, а что не могут аффирмации
- Найти хорошее, вычерпывание плюсов
- Недостатки и особенности
4.
2. Виды психологического экспериментаЭксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организациивыделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторныйэксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия. Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.
В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные (см. 4.4) и определить способы их контроля.
Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.
Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.
В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.
По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим».[56] Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.). Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.
типов экспериментов: обзор | Психология
В исследованиях используются различные типы методов, которые условно можно разделить на 1 из 2 категорий.
Экспериментальный (лабораторный, полевой и природный) и N экспериментальный ( корреляции, наблюдения, интервью, анкеты и тематические исследования).
Все три типа экспериментов имеют общие характеристики. Все они имеют:
- независимую переменную (IV), которой манипулируют, или естественную переменную
- зависимая переменная (D.V.), которая измеряется
- будет по крайней мере два условия, при которых участники производят данные.
Примечание. Естественный и квази-эксперименты часто используются как синонимы, но это не совсем одно и то же, поскольку в квази-экспериментах участники не могут быть назначены случайным образом, поэтому вместо условия есть условие.
Лабораторные эксперименты
Они проводятся в контролируемых условиях, в которых исследователь преднамеренно изменяет что-то (IV), чтобы увидеть влияние этого на что-то другое (D.V).
Сильные стороны
Контроль — лабораторные эксперименты имеют высокую степень контроля над окружающей средой и другими посторонними переменными, что означает, что исследователь может точно оценить эффекты внутривенного вливания, поэтому он имеет более высокую внутреннюю достоверность.
Воспроизводимый – благодаря высокому уровню контроля со стороны исследователя процедуры исследования можно повторять, чтобы можно было проверить достоверность результатов.
Ограничения
Отсутствие экологической обоснованности — из-за участия исследователя в манипулировании и контроле переменных результаты нельзя легко обобщить на другие (реальные) условия, что приводит к плохой внешней валидности.
Полевые эксперименты
Они проводятся в естественных условиях, в которых исследователь манипулирует чем-то (IV), чтобы увидеть влияние этого на что-то еще (D.V).
Сильные стороны
Валидность – полевые эксперименты имеют некоторую степень контроля, но также проводятся в естественной среде, поэтому можно считать, что они имеют разумную внутреннюю и внешнюю валидность.
Ограничения
Меньший контроль , чем в лабораторных экспериментах, и, следовательно, посторонние переменные с большей вероятностью исказят результаты, поэтому внутренняя достоверность, вероятно, будет ниже.
Естественные/квазиэксперименты
Обычно они проводятся в естественных условиях, в которых исследователь измеряет эффект чего-то, чтобы увидеть влияние этого на что-то еще (D.V.). Обратите внимание, что в этом случае нет преднамеренного манипулирования переменной; это уже естественным образом меняется, а это означает, что исследование просто измеряет эффект того, что уже происходит.
Сильные стороны
Высокая экологическая валидность – за счет отсутствия участия исследователя; переменные возникают естественным образом, поэтому результаты можно легко обобщить на другие (реальные) условия, что приводит к высокой внешней достоверности.
Ограничения
Отсутствие контроля – естественные эксперименты не контролируют окружающую среду и другие посторонние переменные, что означает, что исследователь не всегда может точно оценить эффекты внутривенного вливания, поэтому он имеет низкую внутреннюю валидность.
Невоспроизводимый – из-за отсутствия контроля со стороны исследователя, исследовательские процедуры не могут быть повторены, поэтому достоверность результатов не может быть проверена.
Экспериментальные методы в психологии
Экспериментальный метод предполагает манипулирование переменными для установления причинно-следственных связей. Ключевыми особенностями являются контролируемые методы и случайное распределение участников на контрольные и экспериментальные группы.
В этой статье
Что такое эксперимент?
Эксперимент – это исследование, в ходе которого гипотеза подвергается научной проверке. В эксперименте манипулируют независимой переменной (причиной), а измеряют зависимую переменную (следствие); любые посторонние переменные контролируются.
Преимущество в том, что эксперименты должны быть объективными. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, поскольку делает данные более достоверными и менее предвзятыми.
Типы
Есть три типа экспериментов, которые вам необходимо знать:
1. Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент — это эксперимент, проводимый в строго контролируемых условиях (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.
Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.
Участники случайным образом распределяются по каждой группе независимых переменных.
Примером может служить эксперимент Милгрэма по послушанию или исследование автокатастрофы Лофтуса и Палмера.
- Сила : Легче воспроизвести (то есть скопировать) лабораторный эксперимент. Это связано с тем, что используется стандартизированная процедура.
- Сила : Они позволяют точно контролировать внешние и независимые переменные. Это позволяет установить причинно-следственную связь.
- Ограничение : Искусственность обстановки может привести к неестественному поведению, не отражающему реальную жизнь, т. е. к низкой экологической достоверности. Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты на реальную обстановку.
- Ограничение : Характеристики спроса или влияние экспериментатора могут исказить результаты и стать мешающими переменными.
2. Полевой эксперимент
Полевые эксперименты проводятся в повседневной (т.е. реальной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует независимой переменной, но в реальных условиях (поэтому он не может реально контролировать посторонние переменные).
Примером может служить больничное исследование послушания, проведенное Холфингом.
- Прочность : поведение в полевых экспериментах с большей вероятностью будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. более высокой экологической достоверности, чем лабораторный эксперимент.
- Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают. Это происходит, когда исследование носит тайный характер.
- Ограничение : Меньший контроль над посторонними переменными, которые могут исказить результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
3. Естественный эксперимент
Естественные эксперименты проводятся в повседневной (т. е. реальной) среде участников, но здесь экспериментатор не может контролировать независимую переменную, поскольку она возникает естественным образом в реальной жизни.
Например, исследование привязанности Ходжеса и Тизарда (1989) сравнило долгосрочное развитие детей, которые были усыновлены, усыновлены или возвращены своим матерям, с контрольной группой детей, которые провели всю свою жизнь в своих биологических семьях.
- Сила : поведение в естественном эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, то есть очень высокой экологической достоверности.
- Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают.
- Сила : Его можно использовать в ситуациях, когда было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, при исследовании стресса.
- Ограничение : Они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты.
- Ограничение : Нет контроля над посторонними переменными, которые могут исказить результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
Ключевая терминология
Экологическая достоверность
Степень, в которой исследование отражает реальный жизненный опыт.
Эффекты экспериментатора
Это способы, которыми экспериментатор может случайно повлиять на участника через его внешний вид или поведение.
Характеристики спроса
Подсказки в эксперименте заставляют участников думать, что они знают, что ищет исследователь (например, язык тела экспериментатора).
Независимая переменная (IV)
Предполагается, что переменная, которой экспериментатор манипулирует (то есть изменяет), оказывает прямое влияние на зависимую переменную.
Зависимая переменная (DV)
Переменная, которую измеряет экспериментатор. Это итог (то есть результат) исследования.
Посторонние переменные (EV)
Все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты (DV) эксперимента. Электромобили должны контролироваться там, где это возможно.
Вмешивающиеся переменные
Переменные, которые повлияли на результаты (DV), кроме IV.