10.11.2024

Задержка развития умственного: Задержка умственного, интеллектуального развития: Лечение, признаки, формы

Содержание

Задержка психического развития (ЗПР) у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу по лечению и профилактике ЗПР у детей.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей — это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание от нормы психического развития в целом, или каких-либо его отдельных функций.

В особенности детей с ЗПР входит не только психическое недоразвитие (или замедленное развитие), но также и нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте. Дети с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны. Чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников.

Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и всё выше перечисленное имеет полностью обратимый характер.

Понятие задержки психического развития (ЗПР)

Понятие ЗПР включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, реакции на возникающие проблемы.

Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество самой разной информации, анализируем, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти. Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения, проводится работа с детьми с зпр, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята могут испытывать трудности в обучении, а также проявляется не способность освоить школьную программу в её полном объеме.

Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. И всё больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии ребенка.

Причины и симптомы задержки психологического развития у детей

Причины ЗПР у детей могут включать в себя различные факторы:

  • поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;
  • проблемы матери во время беременности, сложные роды;
  • хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.;
  • наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей;
  • неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.

Для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка. Записывайтесь, к нашим специалистам для выявления ЗПР на ранней стадии.

Симптоматика ЗПР у детей, как правило, выявляется на 5 году жизни. Но есть некоторые моменты, которые могут указать на возможные проблемы в будущем и в более раннем возрасте.

На что стоит обратить внимание прежде всего:

  • отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствии самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности;
  • проблемы с концентрацией внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять на длительное время;
  • проблемы с восприятием окружающей действительности: ребенок не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков;
  • отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой же деятельности ребенок склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен;
  • проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе;
  • общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.

Диагностика задержки психологического развития (ЗПР) у детей

В большинстве случаев родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше.

Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи у ребенка, появление проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы и консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.

Лечением и развитием детей с ЗПР занимается врач-невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!

Обследование ребенка с ЗПР проводится несколькими методами: полномасштабные обследования профильными специалистами, нейропсихологическое тестирование, возможно потребуется сделать МРТ головного мозга, КТ и ЭЭГ.

Лечение ЗПР у детей

Когда точно ставится диагноз «Задержка психического развития», врач составляет индивидуально подобранное лечение в соответствии с особенностями развития каждого ребенка в отдельности. Программа реабилитации должна носить комплексный характер, помощь оказываться не только со стороны врачей и специалистов, но и со стороны родителей.

Атмосфера в семье играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР у детей во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода. Нужно как можно чаще хвалить ребенка, подбадривать, поддержка родителей придаст ему уверенности. Общайтесь, старайтесь всегда и везде обсуждать с ребенком увиденное, спрашивайте его о впечатлениях, шутите и вместе смейтесь, и пусть только хорошее настроение будет в вашем доме. Результат не заставит себя долго ждать. Со временем Ваш ребенок обязательно догонит сверстников, и все трудности останутся далеко позади.

Подробнее о коррекции ЗПР у детей можно прочитать по ссылке.

Записаться к нашим врачам в наш центр на Коломенской можно по телефону +7 (495) 150-13-32

,либо через форму обратной связи. Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь

Задержка физического развития ребенка симптомы, лечение в Железнодорожном

22.03.2017

Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень  развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги.

Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.

Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе обучения.  Около 15-16% детей имеют ту или иную степень задержки психического развития.  Задержку психического развития чаще всего относят к психолого-педагогическим проблемам, но ее основу могут составлять и органические отклонения, в частности неврологические заболевания. Различные психические функции у детей развиваются неравномерно, поэтому часто диагноз невозможно установить детям до достижения 4-5 лет. На практике диагноз устанавливается в основном уже в школьном возрасте.

Причины задержки психического развития

В основе задержки психического развития могут лежать социально-психологические или биологические факторы. Биологические факторы приводят к нарушению формирования различных отделов головного мозга, что сопровождается частичными отклонениями психического созревания ребенка. Влияние могут оказывать факторы, воздействующие во время беременности (гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т.д.), в родах и после рождения ребенка (внутричерепная травмами, ядерная желтуха новорожденных). В раннем детском периоде задержка психического развития может вызываться тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, черепно-мозговыми травмами.

К другой группе причин относятся средовые (социальные) факторы. При этом отсутствует органическое повреждение головного мозга. Причиной может быть как безнадзорность со стороны родителей, таки и чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание, недостаток контакта с взрослыми и сверстниками.

Задержку психического развития вторичного генеза нередко вызывают раннее нарушение зрения и слуха, дефекты речи из-за выраженной нехватки сенсорной информации и общения.

Виды задержки психического развития

Таким образом, группы детей, имеющие задержку психического развития, являются неоднородными. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, выделяющую 4 клинических типа задержки психического развития.

  1. ЗПР конституционального генеза обуславливается медленным созреванием центрально-нервной системы. Для нее характерен гармоничный физический и психический инфантилизм. Поведение и антропометрические данные детей не соответствуют возрасту. Они являются эмоционально лабильными, непосредственными, отмечается неспособность концентрировать внимание, нехватка памяти. В школьном возрасте у таких детей преобладают игровые, нежели учебные интересы.

  2. ЗПР соматогенного генеза обуславливается продолжительными  тяжелыми соматическими заболеваниями детей в раннем возрасте, которые неизбежно задерживают созревание и формирование центральной нервной системы. В анамнезе детей отмечаются хронические заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и т.д. Как правило, дети в течение длительного времени находятся в больницах, изолированно от своих сверстников. ЗПР соматогенного генеза может проявиться в виде астенического синдрома, низкой работоспособности детей, уменьшением памяти, поверхностного внимания, гиперактивности либо заторможенности при переутомлении.

  3. ЗПР психогенного генеза обуславливается негативными социальными условиями, в которых вынужден находиться ребенок (безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека). Вследствие дефицита внимания, у ребенка может формироваться психическая неустойчивость, отставание в интеллектуальном плане, импульсивность. При чрезмерной опеке формируется безволие, безынициативность, отсутствие целеустремленности, эгоцентризм.

  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается довольно часто.

    Она может быть обусловлена негрубым органическим повреждением головного мозга. Возможно поражение одной области или мозаичное поражение нескольких областей головного мозга, нарушающей одну или несколько психических функций. Задержку психического развития церебрально-органического генеза можно характеризовать, как несформированность эмоционально-волевой стороны и познавательной работы: отсутствует яркость и живость эмоций, выраженная внушаемость, бедность воображений, двигательная расторможенность и т.д.

Отличительные черты детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития, характеризуются легким характером, но могут затрагивать все аспекты интеллектуальной деятельности: речь, восприятие, мышление, память, внимание.

Ребенок с задержкой психического развития имеет фрагментарное, неточное, замедленное восприятие. Некоторые анализаторы функционируют полноценно, но ребенок испытывает трудности при создании целостных образов окружающей среды.

Зрительное восприятие является наиболее развитым, слуховое – менее, в связи с этим при разъяснении учебных дисциплин детям с задержкой психического развития необходимо использовать наглядные материалы.

Дети с задержкой психического развития имеют неустойчивое, поверхностное, кратковременное внимание. Ребенок отвлекается и переключает внимание под воздействием любых посторонних стимулов. Ситуации, которые связаны со сосредоточенностью, концентрацией внимания на чем-либо, могут вызвать затруднения. При переутомлении и повышенном напряжении возможно обнаружение признаков синдрома гиперактивности, а также дефицита внимания.

Память характеризуется мозаичностью запоминания информации, слабой избирательностью. Наглядно-образная память преобладает над вербальной. Характерна низкая мыслительная активность в процессе воспроизводства информации. Дети с задержкой психического развития имеют более сохранное наглядно-действенное мышление; большему нарушению подвергается образное мышление в связи с неточностью восприятия.

Абстрактно-логического мышления нельзя достигнуть без помощи взрослых. Детям с задержкой психического развития характерны трудности с синтезом и анализом, сравниванием, обобщением; они не способны упорядочивать события, строить умозаключения, формулировать выводы. Кроме того, дети с задержкой психического развития имеют искаженную артикуляцию большинства звуков, повреждения слуховой дифференцировки, резкое ограничение словарного запаса.

Диагностика

Для диагностики задержки психического развития проводится комплексное обследование ребенка специальной комиссией, в которую входят детский психолог, логопед, детский невролог, дефектолог, психиатр, педиатр и, при необходимости, другие специалисты. Осуществляется сбор, изучение анамнеза, диагностическое обследование речи, изучение условий жизни, нейропсихологическое тестирование, анализ медицинских данных. С ребенком обязательно проводят беседу, исследуются интеллектуальные процессы и эмоционально-волевые качества.

При выявлении органической патологии необходимо обследование медицинскими специалистами, в первую очередь, детским неврологом и педиатром. При инструментальной диагностике может проводится инструментальная диагностика — ЭЭГ, МРТ головного мозга. Дифференциальную диагностику задержки психического развития проводят с аутизмом и олигофренией.

Коррекция

Для работы с детьми, страдающими ЗПР, необходим мультидисциплинарный подход, активное участие детских психологов, неврологов, педиатров, логопедов, психиатров, дефектологов. Коррекцию задержки психического развития следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном периоде.

Часто дети нуждаются в посещении специализированных детских дошкольных и общеобразовательных учреждений либо специальных групп и коррекционных классов. Необходимо дозировать учебный материал, опираться на наглядность, частое повторение материала, регулярную смену видов деятельности. Важно уделять внимание развитию различных познавательных навыков (мышления, внимания, восприятия, памяти), моторной, сенсорной и эмоциональной сферы, используя для этого игровую терапию, детскую арт-терапию. Коррекцию нарушений речевого аппарата  проводит логопед.

При выявлении соматических заболеваний и органических повреждений головного мозга, массаж, физиотерапия, водолечение, ЛФК.

Профилактика

Дети с задержкой психического развития способны догнать своить сверстников. Они являются обучаемыми. При правильной организации коррекционной работы в их развитии наблюдается выраженная положительная динамика. Педагоги помогают им осваивать новые знания, навыки. Они могут также, как и их сверстники, поступать в ВУЗы, колледжи.

Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы. 


Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и лечение

Автор Florence Byrd

В этой статье

  • Что такое умственная отсталость?
  • Каковы признаки умственной отсталости у детей?
  • Что вызывает умственную отсталость?
  • Можно ли предотвратить умственную отсталость?
  • Как диагностируется умственная отсталость?
  • Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
  • Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?

Умственная отсталость (ID), когда-то называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями могут и действительно осваивают новые навыки, но они осваивают их медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от легкой до глубокой. Термин «умственная отсталость» больше не используется, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок.

Что такое умственная отсталость?

Человек с умственной отсталостью имеет ограничения в двух областях. Эти направления:

  • Интеллектуальное функционирование. Также известный как IQ, это относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
  • Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые в повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.

IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний IQ равен 100, при этом большинство людей набирает от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75.

Для измерения адаптивного поведения ребенка специалист будет наблюдать за его навыки и сравнить их с другими детьми того же возраста. Вещи, которые можно наблюдать, включают то, насколько хорошо ребенок может самостоятельно есть или одеваться; насколько хорошо ребенок может общаться и понимать других; и как ребенок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.

Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения. Из пострадавших 85% имеют легкую умственную отсталость. Это означает, что они немного медленнее, чем в среднем, усваивают новую информацию или навыки. При правильной поддержке большинство из них смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Признаки могут появиться в младенчестве, а могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто это зависит от степени инвалидности. Некоторые из наиболее распространенных признаков умственной отсталости:

  • Поздно переворачивается, садится, ползает или ходит
  • Поздно говорит или имеет проблемы с речью
  • Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, одевание и кормление самостоятельно
  • Трудности с запоминанием вещей
  • Неспособность связать действия с последствия
  • Поведенческие проблемы, такие как взрывные истерики
  • Трудности с решением проблем или логическим мышлением

У детей с тяжелой или глубокой умственной отсталостью могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судороги, расстройства настроения (тревога, аутизм и т. д.), нарушение двигательных навыков, проблемы со зрением или слухом.

Что вызывает умственную отсталость?

Каждый раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, это может привести к умственной отсталости. Однако конкретную причину умственной отсталости можно точно определить только примерно в трети случаев.

Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:

  • Генетические заболевания. К ним относятся такие состояния, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы.
  • Проблемы во время беременности. Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию.
  • Проблемы во время родов. Если ребенок лишен кислорода во время родов или родился крайне недоношенным, это может привести к умственной отсталости.
  • Болезнь или травма. Такие инфекции, как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, почти утопление, крайнее недоедание, инфекции головного мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, а также серьезное пренебрежение или жестокое обращение также могут вызвать это.
  • Ничего из вышеперечисленного . У двух третей всех детей с умственной отсталостью причина неизвестна.

 

Можно ли предотвратить умственную отсталость?

Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенным из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным нельзя употреблять алкоголь. Надлежащий дородовой уход, прием витаминов для беременных и вакцинация против некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск рождения ребенка с умственной отсталостью.

В семьях с историей генетических нарушений перед зачатием может быть рекомендовано генетическое тестирование.

Определенные тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы еще до рождения, они не могут их исправить.

Как диагностируется умственная отсталость?

Заподозрить умственную отсталость можно по разным причинам. Если у ребенка есть физические аномалии, указывающие на генетическое нарушение или нарушение обмена веществ, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные тесты. К ним относятся анализы крови, анализы мочи, визуализирующие тесты для поиска структурных проблем в головном мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.

Детям с задержкой развития врач проводит тесты, чтобы исключить другие проблемы, в том числе проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если никакая другая причина задержки не будет найдена, ребенка направят на официальное тестирование.

Диагноз умственной отсталости определяется тремя факторами: беседой с родителями, наблюдением за ребенком и тестированием интеллекта и адаптивного поведения. Ребенок считается умственно отсталым, если у него есть дефицит IQ и адаптивное поведение. Если присутствует только одно или другое, ребенок не считается умственно отсталым.

После постановки диагноза умственной отсталости группа специалистов оценит особые сильные и слабые стороны ребенка. Это помогает им определить, сколько и какая поддержка потребуется ребенку, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.

Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?

Для младенцев и детей ясельного возраста доступны программы раннего вмешательства. Команда профессионалов работает с родителями над составлением Индивидуального семейного плана обслуживания, или IFSP. В этом документе излагаются конкретные потребности ребенка и услуги, которые помогут ребенку развиваться. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение использованию специальных вспомогательных устройств или услуги по питанию.

Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (включая дошкольников) имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Это предусмотрено Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Родители и педагоги работают вместе над созданием Индивидуальной образовательной программы, или IEP, в которой излагаются потребности ребенка и услуги, которые ребенок будет получать в школе. Суть специального образования состоит в том, чтобы сделать адаптацию, приспособление и модификации, которые позволят ребенку с умственной отсталостью преуспеть в классе.

Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?

Шаги, которые помогут вашему умственно отсталому ребенку:

  • Узнайте все, что вы можете об умственной отсталости. Чем больше вы знаете, тем лучшим защитником вы можете быть для своего ребенка.
  • Поощряйте независимость вашего ребенка. Дайте ребенку попробовать что-то новое и поощряйте ребенка делать что-то самостоятельно. Предоставляйте рекомендации, когда это необходимо, и давайте положительные отзывы, когда ваш ребенок делает что-то хорошо или осваивает что-то новое.
  • Вовлекайте своего ребенка в групповые занятия. Посещение уроков рисования или участие в скаутском движении поможет вашему ребенку развить социальные навыки.
  • Оставайтесь на связи. Поддерживая связь с учителями вашего ребенка, вы сможете следить за их успехами и укреплять то, что ваш ребенок изучает в школе, тренируясь дома.
  • Познакомьтесь с другими родителями умственно отсталых детей. Они могут быть отличным источником совета и эмоциональной поддержки.

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и лечение

Автор Florence Byrd

В этой статье

  • Что такое умственная отсталость?
  • Каковы признаки умственной отсталости у детей?
  • Что вызывает умственную отсталость?
  • Можно ли предотвратить умственную отсталость?
  • Как диагностируется умственная отсталость?
  • Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
  • Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?

Умственная отсталость (ID), когда-то называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями могут и действительно осваивают новые навыки, но они осваивают их медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от легкой до глубокой. Термин «умственная отсталость» больше не используется, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок.

Что такое умственная отсталость?

Человек с умственной отсталостью имеет ограничения в двух областях. Эти направления:

  • Интеллектуальное функционирование. Также известный как IQ, это относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
  • Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые в повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.

IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний IQ составляет 100 баллов, при этом большинство людей набирают от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75 баллов9. 0003

Чтобы измерить адаптивное поведение ребенка, специалист наблюдает за его навыками и сравнивает их с навыками других детей того же возраста. Вещи, которые можно наблюдать, включают то, насколько хорошо ребенок может самостоятельно есть или одеваться; насколько хорошо ребенок может общаться и понимать других; и как ребенок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.

Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения. Из пострадавших 85% имеют легкую умственную отсталость. Это означает, что они немного медленнее, чем в среднем, усваивают новую информацию или навыки. При правильной поддержке большинство из них смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Признаки могут появиться в младенчестве, а могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто это зависит от степени инвалидности. Некоторые из наиболее распространенных признаков умственной отсталости:

  • Переворачивание, сидение, ползание или поздняя ходьба
  • Поздний разговор или проблемы с речью
  • Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, одевание и кормление самостоятельно
  • Трудности с запоминанием вещей
  • Неспособность связать действия с последствиями
  • Поведенческие проблемы, такие как взрывные истерики
  • Трудности с решением проблем или логическим мышлением

У детей при тяжелой или глубокой умственной отсталости могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судороги, расстройства настроения (тревога, аутизм и т. д.), нарушение двигательных навыков, проблемы со зрением или слухом.

Что вызывает умственную отсталость?

Каждый раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, это может привести к умственной отсталости. Однако конкретную причину умственной отсталости можно точно определить только примерно в трети случаев.

Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:

  • Генетические заболевания. К ним относятся такие состояния, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы.
  • Проблемы во время беременности. Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию.
  • Проблемы во время родов. Если ребенок лишен кислорода во время родов или родился крайне недоношенным, это может привести к умственной отсталости.
  • Болезнь или травма. Такие инфекции, как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, почти утопление, крайнее недоедание, инфекции головного мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, а также серьезное пренебрежение или жестокое обращение также могут вызвать это.
  • Ничего из вышеперечисленного . У двух третей всех детей с умственной отсталостью причина неизвестна.

 

Можно ли предотвратить умственную отсталость?

Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенным из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным нельзя употреблять алкоголь. Надлежащий дородовой уход, прием витаминов для беременных и вакцинация против некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск рождения ребенка с умственной отсталостью.

В семьях с историей генетических нарушений перед зачатием может быть рекомендовано генетическое тестирование.

Определенные тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы еще до рождения, они не могут их исправить.

Как диагностируется умственная отсталость?

Заподозрить умственную отсталость можно по разным причинам. Если у ребенка есть физические аномалии, указывающие на генетическое нарушение или нарушение обмена веществ, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные тесты. К ним относятся анализы крови, анализы мочи, визуализирующие тесты для поиска структурных проблем в головном мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.

Детям с задержкой развития врач проводит тесты, чтобы исключить другие проблемы, в том числе проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если никакая другая причина задержки не будет найдена, ребенка направят на официальное тестирование.

Диагноз умственной отсталости определяется тремя факторами: беседой с родителями, наблюдением за ребенком и тестированием интеллекта и адаптивного поведения. Ребенок считается умственно отсталым, если у него есть дефицит IQ и адаптивное поведение. Если присутствует только одно или другое, ребенок не считается умственно отсталым.

После постановки диагноза умственной отсталости группа специалистов оценит особые сильные и слабые стороны ребенка. Это помогает им определить, сколько и какая поддержка потребуется ребенку, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.

Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?

Для младенцев и детей ясельного возраста доступны программы раннего вмешательства. Команда профессионалов работает с родителями над составлением Индивидуального семейного плана обслуживания, или IFSP. В этом документе излагаются конкретные потребности ребенка и услуги, которые помогут ребенку развиваться. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение использованию специальных вспомогательных устройств или услуги по питанию.

Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (включая дошкольников) имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Это предусмотрено Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Родители и педагоги работают вместе над созданием Индивидуальной образовательной программы, или IEP, в которой излагаются потребности ребенка и услуги, которые ребенок будет получать в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *