28.11.2024

Высокий уровень эмпатии: Эмпатия простыми словами: что это такое и для чего это вообще нужно

Содержание

Эмпатия у детей: что это такое, её механизмы и уровни сопереживания другому

Эмпатия и социализация: что это и как её развить

Раскрываем понятие эмпатии, рассказываем, как её развить, и объясняем, почему высокий уровень эмпатии может быть полезен для социализации ребёнка на семейном обучении.

  • Text Link

Что такое эмпатия

Эмпатией называется способность считывать эмоциональное состояние другого человека и соизмерять его с собственными мыслями и поступками.

В нейрофизиологических механизмах эмпатии участвуют зеркальные нейроны. Приматов эти клетки заставляют повторять друг за другом одни и те же действия (обезьянничать), а людей — смеяться над книгами, плакать над фильмами, заводить друзей.

Не стоит путать эмпатию с состраданием — её можно проявлять не только к негативным эмоциям. Эмпатия — это осознанный отклик на чувства собеседника; на высших уровнях — без «примеривания» чужих ощущений на себя.

Шкала эмпатии

Развитие эмпатии начинается с рождения. Когда младенец видит улыбку мамы, бессознательно улыбнётся ей в ответ (обезьянничает). Немного подросший малыш начинает считывать чувства взрослых по движениям, мимике, словам. Если папа нахмурился, значит, ему грустно, его нужно обнять, если брат покраснел, значит, он злится, лучше отойти в сторонку.

Дальше в развитие эмпатии включаются социальные факторы, и в связи с этим способность к ней может снижаться. Например, жители мегаполисов считаются менее восприимчивыми к людям, чем провинциалы. Горожанин может легко пройти мимо лежащего на земле человека, в то время как сельский житель обязательно поинтересуется, что случилось.

Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика до полного погружения во внутренний мир собеседника. Выделяются следующие уровни:

  1. Низкий уровень эмпатии. Основан исключительно на работе зеркальных нейронов. Просто считывание невербальных сигналов и сопоставление их с тем, что видел раньше.
  2. Средний уровень эмпатии. Хочется понять человека, выяснить причину его переживаний, выслушать предысторию. Проявляется умение ставить себя на место собеседника.
  3. Высший уровень эмпатии. Способность быстрого считывания новых людей без перетаскивания их проблем на себя. Рациональный анализ эмоционального состояния человека, позволяющий оказывать ему реальную помощь.

<<Форма демодоступа>>

Как развить эмпатию

  

Поколение Z (родившиеся после миллениума) не мыслит себя без гаджетов. Нашим детям проще написать, чем позвонить. При этом по оценкам социологов, начиная с 2000 года в обществе наблюдаться резкий спад эмпатии.

Интернет вытесняет реальное общение из повседневной жизни. В Сети чувства прячутся за эмодзи. Подрастающему поколению всё труднее понимать других людей и проявлять к ним участие.  

Для развития эмпатии существуют специальные упражнения. Вот несколько из них:

  1. Эмоциональный словарь. Предложите ребёнку завести блокнот и записывать туда свои эмоции и ощущения. Просто фиксировать, не пытаясь озаглавить. Придумывать названия и классифицировать вы будете вместе. Удивительно, но психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний, в то время как обыватель с ходу может назвать не больше двух десятков. По мере пополнения словаря, вы и ваш ребёнок поймёте, насколько разнообразна палитра чувств человека, и сможете использовать её в общении.    
  2. Составление предложений. К этому приёму часто прибегают на занятиях по эмоциональному интеллекту в «Домашней школе Фоксфорда». Когда ребёнок испытывает какую-нибудь сильную эмоцию (гнев, восторг, изумление), предложите ему закончить фразу: «Я чувствую …, потому что…». Проговаривание своих чувств способствует их анализу и приучает внимательнее относиться к ощущениям других.
  3. Перестановка ролей. Элементарное проявление эмпатии — поставить себя на место другого человека. Составьте с ребёнком список людей, в которых он хотел бы перевоплотиться. Это могут быть как известные личности, так и люди из ближнего круга. Например, предложите ребёнку представить себя в роли соседского мальчишки, с которым он на днях повздорил. Затем попросите его ответить на ряд вопросов от имени его персонажа. Например: как тебя зовут, сколько тебе лет, чем ты увлекаешься, что ты больше всего любишь, что тебя огорчает и так далее. Обсудите с ребёнком его ответы.

Эмпатия и социализация

Хоумскулеры обычно получают более качественное общение, чем обычные школьники. Они не являются «узниками» класса и чаще всего контактируют с теми ребятами, с которыми им интересно.

<<Форма бесплатного курса>>

При этом некоторые дети на семейном обучении могут испытывать трудности в установлении первичного контакта и поддержании диалога. Как правило, из-за банальной нехватки опыта.

Источник: freepik.com / @master1305

Развитие эмпатии может восполнить этот пробел. Чем лучше ребёнок разбирается в своих и чужих эмоциях, тем ему проще сделать первый шаг. Дети-эмпаты без труда находят друзей и гораздо меньше прячутся в социальных сетях.

Попробуйте время от времени проделывать со своим ребёнком описанные выше или другие упражнения на эмпатию, и вы увидите, что его отношения со сверстниками и взрослыми станут складываются гораздо проще.

Добро пожаловать в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда»!

В нашей школе работает штатный психолог. Консультации для учащихся и их родителей абсолютно бесплатны. Узнайте больше об обучении в нашей школе!

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Бесплатный курс о решении проблем современной школы

В серии из 4 писем рассказываем, что делать, если вас не устраивает школа или ребёнок не хочет учиться. Запишитесь на курс и узнайте альтернативные способы получения образования.

Принимаю условия пользовательского соглашения и политики обработки персональных данных

Первое письмо скоро будет у вас на почте

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

почему от сострадания нет никакой пользы — T&P

Эмпатия кажется абсолютно позитивным понятием: необходимость сопереживания ближним подтверждают всевозможные моральные авторитеты — от Библии до современных ученых. Но что, если задуматься о негативных последствиях эмоциональной чуткости? Пол Блум, профессор психологии из Йельского университета, написал статью о том, что возможности эмпатии сильно переоценены, а ее недостаток не обязательно делает вас плохим человеком.

Т&P перевели основные тезисы.

Когда меня спрашивают, над чем я сейчас работаю, я часто говорю, что пишу книгу об эмпатии. Люди обычно расплываются в улыбках и кивают, но затем я добавляю: «Я против эмпатии». Это часто вызывает неловкие смешки.

Вначале подобная реакция меня изумляла, но потом я понял, что выступать против эмпатии — это как заявить, что ты ненавидишь котят: заявление настолько дикое, что оно может быть лишь шуткой. Еще я научился прояснять терминологию и объяснять, что я не выступаю против морали, милосердия, доброты и любви, против того, чтобы быть хорошим соседом, совершать правильные поступки и делать мир лучше. Я утверждаю другое: если вы хотите быть хорошим человеком и делать хорошие дела, эмпатия — плохой ориентир.

Слово «эмпатия» употребляется в разных контекстах, но здесь я использую самое распространенное значение, которое отсылает нас к тому, что философы XVIII века вроде Адама Смита называли сочувствием. Это процесс восприятия мира глазами других людей, способность встать на их место, прочувствовать их боль. Некоторые исследователи также используют этот термин для более хладнокровных процессов оценки того, о чем думают окружающие: их мотиваций, планов, убеждений. Иногда это называется когнитивной эмпатией в противовес эмоциональной. Я буду придерживаться этой терминологии в своих рассуждениях, но стоит помнить о том, что эти два вида эмпатии связаны с различными мозговыми процессами (у вас может быть развит один вид эмпатии и неразвит другой) и что большинство дискуссий о важности эмпатии для морали фокусируются на ее эмоциональном аспекте.

Определенным уровнем эмпатии мы наделены с рождения: вид и звуки чужих страданий неприятен для маленьких детей, и, если у них есть такая возможность, они стараются помочь, поглаживая и успокаивая расстроенного человека. Это не уникальная человеческая черта: приматолог Франс де Вааль заметил, что шимпанзе часто обнимают и поглаживают жертву чьего-либо нападения. Эмпатия может возникать автоматически, даже против нашего желания. Адам Смит описывает людей «с деликатными чувствами», которые, заметив рану или язву у нищего, «способны чувствовать неприятное ощущение в той же части своего тела». Способность к эмпатии также может расширяться за счет воображения. В одной из своих речей до вступления на президентский пост Барак Обама подчеркнул, насколько важно «видеть мир глазами тех, кто отличается от нас — голодного ребенка, уволенного сталелитейщика, семьи, которая потеряла все после урагана… Когда вы мыслите таким образом, вы расширяете границы беспокойства за других людей, независимо от того, близкие ли это друзья или незнакомцы — и тогда становится сложнее ничего не предпринять, не оказать помощь».

«Большинство людей считают, что преимущества эмпатии так же очевидны, как и вред расизма: то есть слишком очевидны, чтобы требовать подтверждения»

Обама прав насчет последнего вывода — в обществе активно поддерживается то, что психолог Дэниел Батсон называет гипотезой эмпатического альтруизма: когда вы сочувствуете другим, больше вероятности, что вы им поможете. В целом эмпатия помогает размыть границы между вами и другим человеком, это могущественное средство против эгоизма и безразличия.

Большинство людей считают, что преимущества эмпатии так же очевидны, как и вред расизма: то есть слишком очевидны, чтобы требовать подтверждения. Мне кажется, это ошибка. Я считаю, что определенные аспекты эмпатии делают ее плохим ориентиром в социальной политике. Эмпатия полна предубеждений: мы более склонны сочувствовать привлекательным людям, тем, кто похож на нас или имеет такие же этнические корни. И она очень ограничена: она связывает нас с отдельными индивидами, настоящими или воображаемыми, но делает нечувствительным к количественным различиям или статистическим данным. Как сказала мать Тереза: «Если я буду смотреть на толпу, я никогда ничего не сделаю. Если я посмотрю на одного человека, то начну действовать».

В свете этих нюансов наши общественные решения будут более справедливы и высокоморальны, если мы попробуем абстрагироваться от эмпатии. Наша политика станет лучше, когда мы поймем, что сто смертей хуже, чем одна, даже если мы знаем имя этой единственной жертвы. И признаем, что жизнь человека в далекой стране не менее ценна, чем жизнь нашего соседа — даже если наши эмоции тянут нас в другую сторону.

Но если вы принимаете этот аргумент, есть и другие аспекты, кроме общественной политики. Представьте ваше ежедневное общение с родителями и детьми, партнерами и друзьями. Пусть эмпатия не улучшает нашу политику, но она кажется абсолютным благом, когда дело касается личных отношений, — чем ее больше, тем лучше.

Я верил в это раньше, но теперь уже не уверен.

Один из наиболее вдумчивых защитников эмпатии — психолог Саймон Барон-Коэн. В выпущенной в 2011 году книге «Наука зла» он утверждает, что идея зла должна быть заменена на «разрушение эмпатии» и что высокий уровень эмпатии делает добродетельными отдельных людей и целые общества. Люди различаются по способностям к эмпатии, и Барон-Коэн предлагает шкалу от 0 (полное отсутствие эмпатии) до 6, когда человек все время фокусируется на чувствах других, — своего рода постоянная гипервозбудимость. Ученый описывает личность шестого типа:

«Ханна — психотерапевт, и у нее есть дар настраиваться на ощущения других людей. Когда вы заходите в ее гостиную, она читает эмоции по вашему лицу, осанке, походке, осанке. Первый вопрос, который она задает, — «Как у вас дела?», но это не формальная банальность. Ее интонация звучит как приглашение доверять, раскрываться, делиться. Даже если вы ответите короткой фразой, ваш тон раскроет ей ваше внутреннее эмоциональное состояние, и она быстро продолжит: «Вы кажетесь немного грустным. Что вас расстроило?»

Не успев осознать происходящее, вы уже раскрываетесь перед этим отличным слушателем, который прерывает вас только затем, чтобы успокоить или выразить заботу, отразить ваши ощущения, иногда предлагая мягкие слова поддержки, чтобы вы почувствовали свою значимость. Ханна ведет себя так не потому, что это ее работа. Она одинаково держит себя с клиентами, друзьями и даже незнакомцами. Она испытывает бесконечную потребность сопереживать».

© Sara Andreasson

Легко понять, почему она впечатлила Барона-Коэна. Ханна выглядит хорошим терапевтом, и кажется, что она могла бы быть хорошей матерью. Но представьте, каково быть ей. Ее забота об окружающих не вызвана каким-то особенным к ним отношением, для нее все равны: и друзья, и незнакомцы. Ее драйв невозможно контролировать или остановить. Ее опыт — противоположность эгоизму, но столь же экстремальная.

К тому же за столь сильную способность к эмпатии приходится расплачиваться. Люди с таким синдромом часто вступают в ассиметричные отношения, когда они поддерживают других, но сами не получают достаточной поддержки. Они также больше склонны страдать от депрессии и тревожного расстройства. Способность чувствовать чужую боль приводит к тому, что психологи называют эмпатическим стрессом. Можно противопоставить это состояние неэмпатическому сочувствию — более дистанцированному проявлению любви, доброты и заботы. Стоит поподробнее остановиться на этом различии, потому что фанаты эмпатии тут начинают путаться, считая, что единственная сила, которая может мотивировать человека на добрые дела, — это эмпатический порыв. Но это ошибка. Представьте, что ребенок вашего друга утонул. Высокоэмпатическая реакция в такой ситуации — испытывать то же, что испытывает ваш друг, то есть огромное горе и боль. Это не особо поможет — вы только переживете эмоциональное истощение. В противоположность этому сочувствие включает в себя заботу и любовь к своему другу, и желание помочь, но оно не требует разделить все его мучения. Врачи заботятся о больных, не испытывая эмоциональной эмпатии, и именно их спокойствие и хладнокровие иногда является лучшей поддержкой.

Когда мы думаем о людях, которые находятся на другом конце шкалы Барона-Коэна, — на нуле, мы обычно подразумеваем психопатов (или социопатов, или людей с асоциальным расстройством — обычно все эти термины используются как синонимы). В поп-культуре психопаты служат воплощением зла: этот термин описывает как хищных топ-менджеров и черствых политиков, так и серийных убийц вроде Ганнибала Лектора.

Существует стандартный тест-опросник, выявляющий психопатию, разработанный психологом Робертом Хейром. Для многих людей главный пункт теста — «черствость/отсутствие эмпатии». Тут проводится грань между эмоциональной и когнитивной эмпатией, так как многие социопаты отлично понимают, что происходит в голове у других людей, что позволяет им быть отличными манипуляторами. Но они неспособны разделить чужую боль — поэтому психопаты настолько плохие люди.

«У людей с синдромом Аспергера и аутизмом низкий уровень как когнитивной, так и эмоциональной эмпатии. Несмотря на это, они не показывают никакой склонности к насилию и эксплуатации других»

Так выглядит популярная картинка, но правда намного сложнее. Во-первых, психопаты страдают от отсутствия не только эмпатии, но и практически любых эмоциональных реакций, и, возможно, причины их плохого поведения — в какой-то более общей эмоциональной проблеме. Исследуя научную литературу по этой теме, психолог Дженнифер Ским и ее коллеги пришли к выводу, что черствость и отсутствие эмпатии слабо связаны с жестокостью и криминальными наклонностями. Тест Хейра позволяет диагностировать психопатию потому, что он фиксирует жестокое и асоциальное поведение в прошлом, паразитический стиль жизни, плохой контроль над импульсивными порывами и неумение сдерживать себя. Уберите недостаток эмпатии из этого списка — и точность прогнозирования практически не изменится.

Что насчет агрессивного поведения в целом? Агрессивные люди менее способны к эмпатии? Даже я, скептик, могу представить, что есть какая-то тонкая связь между эмпатией и агрессией, предположив, что человеку с большими способностями к состраданию будет неприятно причинять боль другим людям. Но недавно полученные данные, суммирующие результаты всех доступных исследований о связи эмпатии и агрессии, приводят к другому заключению. Согласно этим данным, связь очень слаба.

Решающим тестом на проверку теории о том, что низкий уровень эмпатии делает людей плохими, было бы изучение группы людей, которым недостает как эмпатии, так и других черт, ассоциированных с психопатией. Такие люди существуют. Барон-Коэн обращает внимание на то, что у людей с синдромом Аспергера и аутизмом низкий уровень как когнитивной, так и эмоциональной эмпатии. Несмотря на это, они не показывают никакой склонности к насилию и эксплуатации других людей. Более того, они часто следуют строгим моральным правилам и скорее становятся жертвами насилия, чем его инициаторами.

Считаю ли я, что эмпатия нерелевантна или разрушительно действует на наши отношения с людьми? Это было бы слишком жестким заключением. Существует множество исследований, которые находят корреляцию между уровнем эмпатии и готовностью помочь человеку. Многие из них проведены некачественно. Они часто измеряют эмпатию через самонаблюдение участников, так что неизвестно, с чем имеют дело ученые: с реальным уровнем эмпатии или представлениями людей о самих себе. Тем не менее есть некоторые научные подтверждения того, что высокая способность к состраданию увеличивает вероятность альтруистического поведения, так что было бы ошибочно отвергать роль эмпатии в человеческой морали.

Но мы знаем, что большая способность к эмпатии не делает человека хорошим, так же как слабые способности к эмпатии не делают человека плохим. Добродетель больше связана с дистанцированным сочувствием и добротой, с интеллектом, самоконтролем и чувством справедливости. А быть плохим человеком — это прежде всего не заботиться об остальных и быть неспособным контролировать свои аппетиты.

Кто такой эмпат?

Эмпаты — это люди, обладающие более высоким уровнем эмпатии, чем другие. Эмпатия помогает людям делиться опытом, потребностями и желаниями, что, в свою очередь, помогает строить отношения.

В этой статье мы обсудим, что такое эмпат, признаки того, что он эмпат, а также его преимущества и трудности.

Эмпатия — это эмоция или состояние бытия, которое позволяет одному человеку установить эмоциональную и когнитивную связь с другим человеком.

В частности, это относится к способности «поставить себя на место другого человека», чтобы лучше понять его чувства или переживания. Это может помочь построить отношения, будь то личные или профессиональные отношения.

Эмпат — это тот, кто чувствует больше сочувствия, чем обычный человек. Эти люди обычно более точно распознают эмоции, глядя на лицо другого человека. Они также с большей вероятностью распознают эмоции раньше, чем другие люди, и оценивают эти эмоции как более интенсивные.

Люди, получившие высокие баллы по шкале эмпатической заботы и восприятия перспективы по индексу межличностной реактивности, с большей вероятностью будут проявлять высокую эмпатию.

Есть несколько признаков того, что кто-то является эмпатом, и исследователи нашли некоторые научные объяснения этих черт. В следующих разделах они будут рассмотрены более подробно.

Бессознательное копирование движений другого человека

Люди с высокой эмпатией могут бессознательно копировать движения других людей. МРТ-сканирование показало, что в мозгу есть механизм нейронного реле, который позволяет эмпатам имитировать позы, манеры и выражения лиц других людей.

Интересно, что эта мимика применима и к крошечным движениям. Если эмпат увидит, как игла пронзает руку другого человека, мозг эмпата может отреагировать так, как если бы это была его рука, активируя те же двигательные и сенсорные области.

Бессознательное отражение эмоций другого человека

Подобно бессознательному отражению движений другого человека, эмпаты с большей вероятностью бессознательно отражают эмоции другого человека.

МРТ-сканирование показало, что, когда очень чуткий человек наблюдает за другим человеком, который испытывает целый ряд эмоций, мозг эмпата запускает те же нейронные цепи, заставляя эмпата чувствовать то, что чувствует другой человек.

Чувство боли другого человека

Одно небольшое исследование показало, что очень чуткие люди сообщали о том, что испытали удар током, который исследователи наносили другим людям.

Исследователи подвергли 16 женщин удару током, когда они были подключены к аппарату визуализации мозга. Эта машина показала, какие области их мозга активируются при боли.

После этого исследователи рассказали женщинам, что их супруги также получили удар током, находясь в другой комнате. Мозг женщин использовал те же области, что и когда исследователи били их током, причиняя женщинам некоторую боль.

Это исследование предполагает, что люди с высокой эмпатией могут в некоторой степени физически чувствовать боль другого человека. Однако это исследование было очень небольшим, поэтому ученым потребуется провести дополнительные исследования.

Быть более быстрым и точным в распознавании эмоций

Люди с более высокой эмпатией, как правило, быстрее распознают эмоции, особенно угрожающие выражения лица, чем люди, не обладающие такой сильной эмпатией.

Эта более быстрая реакция также сопровождается более точной оценкой выражений лица человека, при этом люди с высокой эмпатией более точно распознают угрожающие, счастливые или нейтральные выражения, чем другие.

Более склонны пробовать что-то новое

Люди с высоким уровнем эмпатии с большей вероятностью пробуют новые виды деятельности и подходят к новым ситуациям, если видят, что другой человек получает удовольствие.

И наоборот, люди с высокой эмпатией менее склонны пробовать новые действия или ситуации, если они видят, что другой человек расстроен или проявляет признаки стресса.

Больше шансов помочь людям в беде

Определенные области мозга с большей вероятностью «кодируют» положительные и отрицательные реакции.

Мозг людей с высокой эмпатией с большей вероятностью кодирует правильные реакции на положительные реакции, такие как сопереживание человеку, получившему деньги, и на отрицательные реакции, такие как чувство нежности к тем, кто в беде.

Эти реакции мозга могут сделать более вероятным, например, то, что человек предпочтет избегать причинения вреда другому человеку.

Меньшая вероятность проявления агрессии

У людей с высоким уровнем эмпатии миндалевидное тело может реагировать на сигналы бедствия лучше, чем у других. Миндалевидное тело реагирует на страх, печаль и боль.

Человек, способный к сопереживанию, может с меньшей вероятностью проявлять агрессию по отношению к человеку, проявляющему эти эмоции, из-за реакции его миндалевидного тела.

Основным преимуществом эмпата является способность способствовать более гармоничному сообществу, особенно в межличностных отношениях, таких как семейные и дружеские круги. Высокий уровень эмпатии позволяет людям уменьшить стресс и агрессию других людей.

Эмпатия также помогает поддерживать социальные связи, что, в свою очередь, помогает уменьшить одиночество и другие эмоции или состояния, которые могут иметь неблагоприятные последствия для здоровья.

Люди с высоким уровнем эмпатии могут с большей вероятностью поддерживать эти связи, поскольку они более способны чувствовать, понимать и хотеть помочь людям, которые испытывают трудности.

Некоторые люди с высоким уровнем эмпатии могут также испытывать удовлетворение от сострадания, когда помощь людям, испытывающим негативные эмоции или ситуации, дает положительную обратную связь. Помогая другим людям, эмпат может чувствовать себя более счастливым, чем если бы он не помогал этому человеку.

Есть некоторые трудности, связанные с высокой чуткостью. Например, если человек очень чуткий, и другие люди приходят к нему за советом, такое чрезмерное распространение негативных эмоций может быть вредным для эмпата.

Эмпаты также могут чувствовать выгорание, что приводит к временной потере эмпатии и сострадания, если им трудно разобраться в собственных эмоциях, а также в эмоциях других людей.

Эмпаты могут чувствовать себя грустными, истощенными или неадекватными, когда сталкиваются с негативными эмоциями другого человека, особенно если они чувствуют, что не могут помочь. Поэтому для эмпата важно сделать шаг назад и уделить время себе, чтобы предотвратить выгорание.

Эмпатия — важная черта. Люди с высоким уровнем эмпатии, или эмпаты, с большей вероятностью чувствуют, распознают и отражают эмоции или движения другого человека.

Такое отражение может быть как полезным, так и невыгодным, поэтому эмпатам важно уделять время себе и помогать другим.

Шесть навыков высокоэмпатичных людей

Если вы думаете, что повсюду слышите слово «эмпатия», вы правы. Сейчас это на устах ученых и руководителей бизнеса, экспертов в области образования и политических активистов. Но есть жизненно важный вопрос, который задают немногие: Как мне расширить свой собственный эмпатический потенциал ? Эмпатия — это не просто способ расширить границы вашей моральной вселенной. Согласно новому исследованию, это привычка, которую мы можем развивать, чтобы улучшить качество своей жизни.

Но что такое эмпатия? Это способность встать на место другого человека, стремясь понять его чувства и точку зрения и использовать это понимание для управления своими действиями. Это отличает его от доброты или жалости. И не путайте это с золотым правилом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Как заметил Джордж Бернард Шоу, «не поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами — у них могут быть другие вкусы».

Эмпатия заключается в открытии этих вкусов.

Большой шум вокруг эмпатии связан с революционным сдвигом в науке о том, как мы понимаем человеческую природу. Старое представление о том, что мы, по существу, эгоистичные существа, твердо отодвинуто в сторону свидетельством того, что мы также homo empathicus , запрограммированные на сочувствие, социальное сотрудничество и взаимопомощь.

Рекламное объявление Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

За последнее десятилетие нейробиологи выявили в нашем мозгу «цепь эмпатии» из 10 секций, повреждение которой может ограничить нашу способность понимать, что чувствуют другие люди. Биологи-эволюционисты, такие как Франс де Вааль, показали, что мы социальные животные, которые естественным образом эволюционировали, чтобы заботиться друг о друге, как и наши двоюродные братья-приматы. Психологи обнаружили, что к эмпатии нас побуждают сильные отношения привязанности в первые два года жизни.

Но эмпатия не перестает развиваться в детстве. Мы можем поддерживать его рост на протяжении всей нашей жизни — и мы можем использовать его как радикальную силу для социальных преобразований. Исследования в области социологии, психологии, истории — и мои собственные исследования эмпатических личностей за последние 10 лет — показывают, как мы можем сделать эмпатию отношением и частью нашей повседневной жизни и, таким образом, улучшить жизнь всех вокруг нас. Вот шесть привычек высокоэмпатичных людей!

Привычка 1: Развивайте любопытство к незнакомцам

Люди с высокой эмпатией (ВЭП) испытывают ненасытное любопытство к незнакомцам. Они будут разговаривать с человеком, сидящим рядом с ними в автобусе, сохранив природную любознательность, которая была у всех нас в детстве, но которую общество так хорошо из нас выбивает. Они находят других людей более интересными, чем они сами, но не собираются их допрашивать, следуя совету устного историка Стадса Теркеля: «Не будь экзаменатором, будь заинтересованным исследователем».

Любопытство расширяет нашу эмпатию, когда мы разговариваем с людьми за пределами нашего обычного круга общения, сталкиваясь с жизнью и мировоззрением, сильно отличающимися от наших собственных. Любопытство полезно и для нас: гуру счастья Мартин Селигман определяет его как ключевую силу характера, которая может повысить удовлетворенность жизнью. И это полезное лекарство от хронического одиночества, от которого страдает каждый третий американец.

Для развития любознательности требуется больше, чем короткая беседа о погоде. Важно то, что он пытается понять мир в голове другого человека. Каждый день мы сталкиваемся с незнакомцами, такими как женщина с большими татуировками, которая доставляет вашу почту, или новый сотрудник, который всегда обедает в одиночестве. Поставьте себе задачу каждую неделю разговаривать с одним незнакомцем. Все, что для этого требуется, — это мужество.

Привычка 2: бросать вызов предрассудкам и находить общие черты

У всех нас есть предположения о других и мы используем коллективные ярлыки — например, «мусульманский фундаменталист», «мамочка благосостояния», — которые мешают нам ценить их индивидуальность. HEP бросают вызов своим собственным предубеждениям и предубеждениям, ища то, что они разделяют с людьми, а не то, что их разделяет. Один эпизод из истории расовых отношений в США иллюстрирует, как это может происходить.

Клэйборн Пол Эллис родился в бедной белой семье в Дареме, Северная Каролина, в 1927. С трудом сводя концы с концами, работая в гараже, и полагая, что причиной всех его проблем были афроамериканцы, он пошел по стопам своего отца и присоединился к Ку-клукс-клану, в конечном итоге поднявшись до высшего положения Возвышенного Циклопа в своем местном Ку-клукс-клане. ответвляться.

В 1971 году он был приглашен — как видный местный житель — на 10-дневное общественное собрание для решения проблемы расовой напряженности в школах, и был выбран главой руководящего комитета вместе с Энн Этуотер, чернокожей активисткой, которую он презирал. Но работа с ней развеяла его предубеждения об афроамериканцах. Он видел, что у нее те же проблемы бедности, что и у него. «Я начал смотреть на чернокожего человека, пожимать ему руку и видеть в нем человека», — вспоминал он о своем опыте работы в комитете. «Это было почти как заново родиться». В последнюю ночь собрания он стоял перед тысячей людей и порвал свой членский билет клана.

Позже Эллис стал профсоюзным организатором профсоюза, 70 процентов членов которого составляли афроамериканцы. Он и Энн остались друзьями на всю оставшуюся жизнь. Возможно, нет лучшего примера силы эмпатии для преодоления ненависти и изменения нашего мнения.

Привычка 3: Попробуйте жизнь другого человека

Значит, вы считаете ледолазание и дельтапланеризм экстремальными видами спорта? Затем вам нужно попробовать эмпатическую эмпатию, самую сложную — и потенциально вознаграждающую — из всех. HEP расширяют свою эмпатию, получая непосредственный опыт жизни других людей, применяя на практике индейскую пословицу: «Пройди милю в мокасинах другого человека, прежде чем критиковать его».

Джордж Оруэлл — вдохновляющая модель. После нескольких лет работы офицером колониальной полиции в Британской Бирме в 1920-х годах Оруэлл вернулся в Великобританию, полный решимости узнать, на что похожа жизнь тех, кто живет на обочине общества. «Я хотел погрузиться, попасть прямо среди угнетенных», — писал он. Поэтому он переоделся бродягой в поношенных туфлях и пальто и жил на улицах Восточного Лондона с нищими и бродягами. Результат, записанный в его книге Вниз и прочь в Париже и Лондоне , было радикальное изменение его убеждений, приоритетов и отношений. Он не только понял, что бездомные — это не «пьяные негодяи», — Оруэлл завел новые дружеские отношения, изменил свои взгляды на неравенство и собрал превосходный литературный материал. Это было самое большое путешествие в его жизни. Он понял, что эмпатия не только делает вас лучше — она полезна и для вас.

Каждый из нас может проводить собственные эксперименты. Если вы соблюдаете религиозные обычаи, попробуйте «обмен богами», посещая богослужения представителей различных конфессий, в том числе собрания гуманистов. Или, если вы атеист, попробуйте посетить разные церкви! Проведите свой следующий отпуск, живя и работая волонтером в деревне в развивающейся стране. Встаньте на путь, предложенный философом Джоном Дьюи, который сказал: «Подлинное образование приходит через опыт».

Привычка 4: Внимательно слушайте — и открывайтесь

Есть две черты, необходимые для того, чтобы быть чутким собеседником.

Нужно овладеть искусством радикального слушания. «Что важно, — говорит Маршалл Розенберг, психолог и основатель ненасильственного общения (ННО), — так это наша способность видеть то, что на самом деле происходит внутри, — уникальные чувства и потребности, которые человек испытывает в данный момент. ». HEP внимательно слушают других и делают все возможное, чтобы понять их эмоциональное состояние и потребности, будь то друг, у которого только что диагностировали рак, или супруг, который расстроен из-за того, что они снова работают допоздна.

Но слушать всегда недостаточно. Вторая черта — сделать себя уязвимыми. Снятие наших масок и раскрытие наших чувств кому-то жизненно важно для создания сильной эмпатической связи. Эмпатия — это улица с двусторонним движением, которая в лучшем случае строится на взаимопонимании — обмене нашими самыми важными убеждениями и опытом.

Такие организации, как Израильско-палестинский родительский кружок, применяют все это на практике, собирая вместе семьи погибших с обеих сторон конфликта, чтобы встретиться, послушать и поговорить. Обмен историями о том, как умерли их близкие, позволяет семьям осознать, что они разделяют одну и ту же боль и одну кровь, несмотря на то, что находятся по разные стороны политического забора, и помог создать одно из самых мощных в мире массовых движений за миростроительство.

Привычка 5: Вдохновлять массовые действия и социальные изменения

Мы обычно предполагаем, что эмпатия возникает на уровне отдельных людей, но ВЭП понимают, что эмпатия также может быть массовым явлением, которое приводит к фундаментальным социальным изменениям.

Только подумайте о движениях против рабства в 18 и 19 веках по обе стороны Атлантики. Как напоминает нам журналист Адам Хохшильд, «аболиционисты возлагали надежды не на священные тексты, а на человеческое сочувствие», делая все возможное, чтобы заставить людей понять самые настоящие страдания на плантациях и невольничьих кораблях. Точно так же международное профсоюзное движение выросло из сочувствия между промышленными рабочими, объединенными общей эксплуатацией. Подавляющая общественная реакция на азиатское цунами 2004 года возникла из чувства эмпатической заботы о жертвах, чье тяжелое положение драматично транслировалось в наши дома с помощью шатких видеозаписей.

Эмпатия, скорее всего, расцветет в коллективном масштабе, если ее семена посадить в наших детях. Вот почему HEP поддерживают такие усилия, как новаторская канадская программа Roots of Empathy, самая эффективная в мире программа обучения эмпатии, которой воспользовались более полумиллиона школьников. Его уникальная учебная программа сосредоточена на младенце, за развитием которого дети наблюдают с течением времени, чтобы изучить эмоциональный интеллект, и его результаты включают значительное снижение издевательств на игровой площадке и более высокие уровни успеваемости.


Помимо образования, большой проблемой является выяснение того, как технологии социальных сетей могут использовать силу сопереживания для создания массовых политических действий. Твиттер, возможно, вывел людей на улицы для акций «Захвати Уолл-Стрит» и «Арабской весны», но может ли он убедить нас глубоко заботиться о страданиях далеких незнакомцев, будь то пострадавшие от засухи фермеры в Африке или будущие поколения, которые понесут на себе основную тяжесть наш образ жизни углеродных наркоманов? Это произойдет только в том случае, если социальные сети научатся распространять не просто информацию, а эмпатическую связь.

Привычка 6: Развивайте честолюбивое воображение

Последняя черта HEP заключается в том, что они не просто сочувствуют обычным подозреваемым. Мы склонны считать, что сочувствие следует приберегать к тем, кто живет на обочине общества или страдает. Это необходимо, но вряд ли этого достаточно.

Нам также необходимо сопереживать людям, убеждения которых мы не разделяем или которые могут быть в некотором роде «врагами». Например, если вы борец с глобальным потеплением, возможно, стоит попробовать встать на место руководителей нефтяных компаний — понять их мышление и мотивы — если вы хотите разработать эффективные стратегии, чтобы переориентировать их на развитие возобновляемых источников энергии. Немного этой «инструментальной эмпатии» (иногда известной как «антропология воздействия») может иметь большое значение.

Сопереживание противникам также является путем к социальной терпимости. Так думал Ганди во время конфликтов между мусульманами и индуистами, приведших к независимости Индии в 1947 году, когда он заявил: «Я мусульманин! И индус, и христианин, и еврей».

Организации тоже должны быть амбициозными в своем эмпатическом мышлении. Билл Дрейтон, известный «отец социального предпринимательства», считает, что в эпоху быстрых технологических изменений овладение эмпатией является ключевым навыком выживания в бизнесе, поскольку он лежит в основе успешной командной работы и лидерства. Его влиятельный фонд Ашока запустил инициативу Start Empathy, в рамках которой его идеи доносятся до лидеров бизнеса, политиков и педагогов по всему миру.

20-й век был веком самоанализа, когда культура самопомощи и терапии побуждала нас верить, что лучший способ понять, кто мы есть и как жить, — это заглянуть внутрь себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *