23.11.2024

Восприятия виды психология: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

Содержание

Виды восприятия в психологии и их краткие характеристики

Всю необходимую информацию об окружающем мире мы получаем с помощью восприятия, или перцепции, как этот процесс называют психологи. Есть и более примитивный, элементарный познавательный процесс – ощущение, но оно не дает целостного представления о реальности, и само по себя нами не всегда даже осознается. Мы не отдаем себе отчета о том, как возникает раздражение в чувствительных клетках органов чувств (рецепторах), как нервный импульс со скоростью более 100 м/с несется по нейронным цепям к строго определенному участку головного мозга. Возникшее там ощущение мгновенно обрабатывается, осмысливается, связывается с хранящейся в памяти информацией, и возникает образ.

Он-то и есть продукт восприятия – отражения объектов мира при непосредственном контакте с ними. Многообразие окружающего мира находит отражение в различных видах восприятия, которые связаны с разными сенсорными системами или органами чувств. Пять основных видов восприятия соответствуют зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовой чувствительности.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Зрительное восприятие
    • 1.1 Цветовое зрение
    • 1.2 Осмысленность зрения
    • 1.3 Виды зрительного восприятия
  • 2 Слуховое восприятие
  • 3 Обоняние и вкус
  • 4 Осязание
  • 5 Восприятие времени

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – одно из важнейших. По данным исследований, зрение поставляет нам более 80 % информации, а 20 % приходится на остальные органы чувств.

В основе зрительного восприятия способность человека ощущать световые потоки, причем свет разной длины волны, отражаясь от предметов, вызывает различные цветовые ощущения.

Чувствительность к свету у человека ниже, чем у кошки, а дальность зрительного восприятия меньше, чем у орла, но человеческое восприятие обладает множеством уникальных и полезных особенностей.

Цветовое зрение

Цвет – это не что иное, как свет различной длины волны, но он имеет огромное значение в нашей жизни. Цветовосприятие настолько важно для человека, что окружающий нас колорит может влиять на:

  • наше настроение;
  • работоспособность;
  • и даже на физическое состояние.

В обстановке, бедной красками, у человека возникает «цветовое голодание», а у маленьких детей даже задержка умственного развития (о специфике влияния цветов читайте здесь).

Высшие животные тоже способны различать цвета, но их способности в этом не сравнимы с человеческими. Даже обычный, нетренированный человек спокойно может различить 150 оттенков. А художники-колористы способны увидеть более 10 тыс. цветов.

Осмысленность зрения

Люди не просто воспринимают световые сигнала, наш мозг постоянно обрабатывает визуальную информацию. Зрительное восприятие осознанно. Думаем, каждый сталкивался с ситуацией, когда, увидев незнакомый предмет, мы мучительно стараемся понять, что это такое, роемся в памяти, пытаясь найти там что-то похожее или вызвать ассоциацию со знакомым предметом.

В отличие от человека, животные реагируют только на значимые для них предметы, а незнакомые оценивают по степени их опасности или съедобности.

Виды зрительного восприятия

Зрительное восприятие разнообразно, и в рамках этого перцептивного процесса выделяют несколько видов.

  • Восприятие формы, которое связано со способностью человека различать основную фигуру и фон. Они могут меняться местами, в зависимости от значимости и направленности внимания. Например, книга, лежащая на столе, заваленном бумагами, ручками, блокнотами и другими предметами, может нами восприниматься как центральный объект, а остальное будет фоном. Но если нам нужна, допустим, ручка, то объектом станет она. Хоть это касается только пространства, наполненного примерно однородными предметами.
  • Восприятие пространства – это тоже особый вид зрительного восприятия. Он включает в себя способность видеть глубину, объем, удаленность предметов и их форму. Интересно, что на сетчатке глаза возникает двухмерное изображение предмета, а в зрительном отделе головного мозга формируется его трехмерный образ. Считается, что эта способность связана с бинокулярным зрением, и изображение с 3D-эффектом возникает за счет наложения двух «картинок» от каждого глаза как в стереоскопе.

Однако все гораздо сложнее. Ведь если человек утрачивает способность видеть одним глазом, то картинка все равно остается трехмерной и объемной, так же и как восприятие глубины пространства. Наш мозг компенсирует недостающую информацию той, что хранится в памяти, достраивает изображение до необходимой «трехмерности».

Но зрительное восприятие еще не до конца изучено, в нем много непонятного и даже таинственного. Например, как мы видим движущиеся предметы?

  • Большинство исследователей считают, что информация о перемещении объектов поступает в головной мозг от нервных окончаний мышц глаза, когда он движется за объектом.
  • Другие ученые считают, что восприятие движения связано с перемещением изображения по сетчатке глаза.

Слуховое восприятие

В основе этого вида восприятия способность человека получать информацию в виде звуковых волн. Хоть у большинства животных слух более чуткий, чем у человека, но и мы можем воспринимать звуки в довольно широком диапазоне – от 20 до 20 000 Гц.

К тому же у человека звуковое восприятие специализировано. Наряду с обычным слухом, выделяют музыкальный и фонематический слух.

  • Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, что дает возможность наслаждаться гармонией музыки. К музыкальному слуху относят и ритмический, интонационный, ладовый, полифонический и другие.
  • Человек способен слышать и понимать не только музыку, но и речь. Чувствительность к речевым звукам – фонемам называют фонематическим или речевым слухом. От него зависит, насколько успешно мы будем овладевать иностранными языками.

Интересно, что музыкальный слух намного древней фонематического, звуки музыки человек начал воспринимать и понимать раньше, чем овладел членораздельной речью.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

  • сладкий,
  • соленый,
  • кислый,
  • горький,
  • пряный.

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Осязание

Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.

Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.

Восприятие времени

Этот вид восприятия стоит особняком не только потому, что мало изучен, но и потому, что сложно определить, с какой сенсорной системой он связан. Скорее всего, восприятие времени зависит от разных рецепторов – чувствительных нервных клеток, в том числе расположенных во внутренних органах.

Наше тело может существовать только в настоящем, а вот разум способен «путешествовать» в прошлое и прогнозировать будущее.

Ощущение времени – это полностью продукт работы головного мозга, поэтому оно так субъективно и завит от множества факторов:

  • настроения,
  • заинтересованности,
  • чувства тревоги,
  • состояния ожидания.

Наиболее распространенная точка зрения объясняет, что наше представление о промежутках времени связано с биоритмами, то есть с ритмическими процессами в нашем организме. Это и сокращение сердца, и дыхание, и процессы обмена веществ в клетках, и время прохождения сигнала по нейронным цепям и т. д.

Эти явления важны, но недостаточны для понимания сущности восприятия времени, так как оно связано не только с внутренними процессами, но и с событиями внешнего мира. Чем больше интересного и значимого случается в нашей жизни, тем короче кажется временной промежуток.

  • Неделя, заполненная интересной работой или активным, увлекательным отдыхом, пролетает мгновенно.
  • А пустое время, когда скучно и ничего интересного не происходит, тянется как резина. Думаем, все помнят, как долго тянулся скучный урок в школе.
  • Еще продолжительнее кажется промежуток, связанный с ожиданием и тревогой.

Восприятие как психический процесс возникает в момент непосредственного контакта с реальностью. Оно сиюминутно и неустойчиво. Но благодаря ему, нам доступно все многообразие окружающего мира, данного в ощущениях. Информация, поставляемая восприятием, сохраняется в нашей памяти в виде ярких образов и служит необходимым материалом для мышления.

Виды восприятия — лекция по психологии

Сенсорно-перцептивные процессы «Виды восприятия»

Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета. Не беря в руки предмет, мы не только видим его, но и ощущаем его вес, объем, если это металл-холод его. Все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета. В формировании восприятия объекта, элементами которого являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют также память и мышление.

 

Основные качества восприятия

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого объекта. Люди различных профессий по-разному могут воспринимать одни и те же предметы или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность. Отдельные элементы предмета объединяются в единое целое.

Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Предметность. На ощупь предметы могут быть одинаковыми (сходными), но мы определяем их не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.

 

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие виды зрительных иллюзий:

Иллюзии, так или иначе связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им черными (темными) предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 2 а).

2.  Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рисунок 2 б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. Перпендикуляр воспринимается большим по длине, чем горизонтальное основание его, хотя в действительности они равны. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше  незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями.

 Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина

фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 2 в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера Лайэра прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными кажутся неодинаковыми по длине (рис. 2 г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. На рисунке 2 д изображены две одинаковые фигуры. Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.

 

5.  Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рис. 2 е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 2 ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа).

6.  Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величии острых углов. На рис. 2 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными. По той же причине круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 2).

Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны.

 

Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза.

   Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается, а в том, что если поднимать два одинаковых по весу, по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый и наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия. 

 

Рисунок 2 — Зрительные иллюзии

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы переложим взаимно два пальца — указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будем воспринимать не один шарик, а два. Кроме иллюзий, которые являются результатом воздействия особенностей, присущих предметам, воспринимаемым в данный момент, можно наблюдать иллюзии, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих восприятии. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д.

Виды восприятия

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших, полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы; наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

 

Восприятие пространства — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение.

Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия. К таким группам можно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки.

 

Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речи является внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование).

Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точки зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания. С точки зрения характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализа и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.

В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т.д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.

 

видов восприятия. — STUDYMAT

В этой статье мы обсудим Что такое восприятие? Обсудите типы и ошибки восприятия.

Что такое Восприятие ?

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации сенсорной информации.

Типы восприятия.

Мы обсудим три типа восприятия – 1. Восприятие глубины и расстояния, 2. Восприятие движения, и 9.0003 3. Восприятие размера .

1. Восприятие глубины и расстояния .

Восприятие глубины относится к зрительной способности воспринимать мир в трех измерениях и, соответственно, позволяет нам судить о расстоянии до объекта. Где процесс, с помощью которого мы определяем расстояние до объекта, называется , известным как Восприятие расстояния . Наш мозг использует как монокулярные сигналы , так и бинокулярные сигналы , чтобы оценивать глубину и расстояние.

1.1 Монокулярные метки :

Монокулярные сигналы — это информация или сигналы, которые наш мозг получает только от одного глаза. Эти сигналы слабее, чем бинокулярные сигналы. Ниже приведены некоторые из распространенных монокулярных сигналов:

1.1.1 Относительный размер

Сигнал относительного размера дает нам информацию о расстоянии объекта на основе его относительного размера с подобным объектом. Этот сигнал работает как с двухмерными, так и с трехмерными изображениями. Основная посылка состоит в том, что если два объекта примерно одинакового размера, то более близкий объект воспринимается как больший.

1.1.2 Градиент текстуры

Сигнал градиента текстуры основан на нашем восприятии изменения градиента или степени текстуры. Текстура предметов, находящихся ближе к нашим глазам, шероховатая или отчетливая, но по мере удаления от нее текстура объекта становится менее отчетливой или гладкой, что означает восприятие большего расстояния. Например, если мы смотрим на нашу стену комнаты с 30 футов, она кажется более гладкой, но если мы смотрим на ту же стену с одного фута, мы можем заметить детали на стене. Это изменение текстуры коррелирует с расстоянием.

1.1.3 Воздушная перспектива или дымка

Объекты воспринимаются на расстоянии, если в окружающей среде присутствует дымка. Дымка является результатом атмосферных частиц пыли, водяных паров или тумана. Иногда восприятие расстояния на основе дымки может вводить в заблуждение. Одна и та же гора может восприниматься как близкая или далекая в зависимости от наличия дымки.

1.1.4 Линейная перспектива

Сигнал линейной перспективы основан на схождении прямых линий в точке на горизонте. Подходящим примером этого сигнала может быть восприятие сходимости железнодорожных путей на расстоянии. Этот сигнал сообщает, что закрытие линий; тем больше будет расстояние.

1.1.5 Interposition/Occlusion

Когда два объекта перекрываются, они будут восприниматься как находящиеся дальше, чем перекрывающийся объект.

1.1.6 Аккомодация

Несмотря на то, что сигнал аккомодации появляется для обоих глаз, он по-прежнему считается монокулярным сигналом. Он известен как жилье, потому что Размер наших линз подстраивается под расстояние. Наши линзы становятся толще, когда объект находится ближе к глазам, и тоньше, когда объект находится на расстоянии.

1.2 Бинокулярные сигналы:

Бинокулярные сигналы — это информация, которую наш мозг получает от обоих глаз. Эти сигналы более мощные, чем монокулярные сигналы. Процесс получения бинокулярных сигналов для оценки глубины известен как стереопсис. Ниже приведены два типа бинокулярных сигналов:

1.2.1 Несоответствие сетчатки

У человека два глаза, расстояние между которыми составляет в среднем 6,3 см. Поэтому ретинальные изображения одного и того же объекта незначительно отличаются друг от друга. Чем ближе объект к глазам; тем больше будет разница в его ретинальном изображении. Наш мозг анализирует степень большой разницы между этими двумя отдельными изображениями на сетчатке и создает единое изображение объекта для оценки информации о высоте, глубине и ширине.

1.2.2 Конвергенция

Угол конвергенции — это когда наши глаза образуют угол при фокусировке на объекте. Этот угол для близких и удаленных объектов различен. Наши глаза делают меньший угол конвергенции, когда объект находится на расстоянии. Но наши глазные яблоки вращаются внутрь и образуют большой угол конвергенции, когда объект находится ближе к нашим глазам. Это изменение конвергенции дает наблюдателю намек на глубину и расстояние.

2. Восприятие движения .

Восприятие движения — это наша способность судить о скорости и направлении движущегося объекта. Психологи пытались ответить на вопросы о восприятии движения, используя следующие четыре фактора:0005

2.1 Движение сетчатки:

Когда объект движется, его изображение на сетчатке также перемещается. Это движение изображения на сетчатке обнаруживается специальными зрительными нейронами, чувствительными к изменению движения и направления. Так мы воспринимаем движение.

2.2 Motion After-Effect (MAE):

Если мы фиксируем наш взгляд на движущемся объекте в течение некоторого времени (от нескольких секунд до минут), а затем переводим наш взгляд на неподвижный объект. Тогда неподвижный объект будет восприниматься как движущийся в направлении, противоположном первоначально движущемуся объекту. Это явление называется МАЭ и возникает из-за адаптации к движению.

2.3 Вынужденное движение:

Когда меньшее неподвижное тело ограничено большим движущимся телом, то меньшее тело воспринимается движущимся в направлении, противоположном большему телу. Мы воспринимаем Луну как движущуюся из-за этого явления, когда она ограничена медленно движущимися облаками.

2.4 Видимое движение/стробоскопическое движение:

Впервые дано гештальт-теоретиком Вертгеймером. Когда неподвижные стимулы предъявляются последовательно, в этом явлении они воспринимаются как движение. Это явление используется для объяснения восприятия движения в видеороликах.

3. Восприятие размера .

Наша способность правильно оценивать размер стимулов даже при изменении расстояния была объяснена с помощью трех гипотез: Гипотеза неизменности размера и расстояния, Гипотеза знакомого размера, и Гипотеза прямого восприятия.

3.1 Гипотеза размерно-расстоятельной инвариантности (SDIH):

Основное основание этой гипотезы состоит в том, что воспринимаемый размер стимула пропорционален воспринимаемому расстоянию (Килпатрик и Иттельсон). Далее в нем говорится, что если доступна информация о расстоянии, то размер стимула интерпретируется на основе изображения на сетчатке. Но если информация о расстоянии недоступна, то о размере стимула судят только по углу зрения. Математическое выражение этой зависимости следующее:
S’/D’=f(знак тета)
Где,
S’= воспринимаемый размер
D’= воспринимаемое расстояние
Theta= угол зрения
Здесь, прежде чем продолжить, важно объяснить термин «зрительный угол» в первую очередь. Наши глаза сделали угол после того, как посмотрели на объект.

3.2 Теория знакомых размеров/метка:

Сигналы знакомого размера используются для оценки не только размера, но также глубины и расстояния до стимулов. Мы знаем, что угол зрения для стимула уменьшается с уменьшением расстояния. Наш мозг использует углы зрения вместе с нашей предыдущей информацией о размере целевого стимула и определяет его фактический размер, глубину и расстояние. Согласно этой теории, знакомый размер влияет на наше восприятие размера, которое, в свою очередь, влияет на наше восприятие расстояния (Иттельсон). Однако позже два психолога (Гогель и Да Силва) предположили, что теория привычного размера верна во всех условиях. Когда условия просмотра импровизированы, мы используем эгоцентрическое эталонное расстояние, чтобы определить размер знакомого объекта.

3.3 Теория прямого восприятия:

Гибсон предложил Теорию прямого восприятия. Его идеи о восприятии размера, резюмированные Эпштейном следующим образом:
« (i) перцептивное представление размера не коррелирует с размером объекта на сетчатке,
(ii) воспринимаемый размер и воспринимаемое расстояние являются независимыми функциями информация при стимуляции и
(iii) воспринимаемый размер и воспринимаемое расстояние не связаны между собой причинно-следственной связью, равно как и восприятие размера не опосредовано операциями, объединяющими информацию о размере сетчатки и воспринимаемом расстоянии. Корреляция между воспринимаемым размером и воспринимаемым расстоянием объясняется корреляцией между конкретными переменными стимуляции, которая управляет этими предписаниями в конкретных ситуациях».

Подпишитесь на нас:

Если вам понравилась эта статья, вы можете подписаться на нас на Facebook.

Кроме того, вы можете присоединиться к нашей официальной группе Facebook для проведения QnA-сессий и дискуссий с мировым сообществом IGNOU.

Теги: BAPCH, BPCC 101, BPCC 101 Назначение, BPCC 101 Решенное задание, Ignou, ignou решенное задание, Введение в психологию

Типы восприятия для понимания вашего окружения

Перейти к содержимому
  • Посмотреть увеличенное изображение

Восприятие — это способность замечать или понимать что-либо. Чувственный опыт окружающей среды — это то, что мы называем восприятием. Это влечет за собой как идентификацию, так и реакцию на раздражители в окружающей среде. Мы узнаем о свойствах и элементах окружающей среды, которые необходимы для нашего выживания, посредством процесса восприятия. Восприятие — это процесс организации, идентификации и интерпретации сенсорных данных для представления и понимания предоставленной информации или окружающей среды. Восприятие формирует не только наше восприятие мира, но и нашу способность действовать в нем. Поскольку каждый воспринимает мир и решает жизненные проблемы по-своему, восприятие имеет решающее значение для понимания человеческого поведения. Восприятие — это психический процесс преобразования сенсорных стимулов в полезные данные. Это процесс мысленной интерпретации того, что мы видим или слышим, чтобы позже судить и выносить вердикт о ситуации, человеке, организации или другом объекте. Есть три типа восприятия, давайте рассмотрим их по порядку.

 

 

  1. Восприятие глубины и расстояния:

 

 

Восприятие глубины – это способность воспринимать мир в трех измерениях и, как следствие, оценивать удаленность объекта. Восприятие расстояния относится к процессу определения расстояния между двумя объектами.

Многие факторы, такие как расстояние, относительный размер объекта, влияют на восприятие глубины и расстояния. Это также помогает преобразовывать двухмерные изображения в трехмерные.

2. Восприятие движения:

С Мотильник для оценки скорости и направления движущихся объектов ссылается на восприятие движения. Движение сетчатки глаза связано с восприятием движения.

 

Посещение: шагов к позитивным мыслям

 

 

3. Восприятие размера: 

 

 

Восприятие размера – это способность судить о размере определенного стимула. Восприятие размера связано не только с размером, но и с глубиной, расстоянием объекта, до которого мы его воспринимаем. Перцептивная интерпретация также подпадает под это, она означает, как мы распознаем объект.

 

 

Посетите: как улучшить когнитивные навыки

 

 

Существует 5 типов восприятия, связанных с нашими органами чувств: 

 

  1. Зрение:

Глаза, мы получаем зрение через наши глаза, то, что мы видим, мы верим и воспринимаем. Он оказывает сильное влияние на то, как мы видим объект.

 

2. Коснитесь:

Простое прикосновение поможет вам понять человека. То, как вы относитесь к той или иной вещи, будет зависеть от прикосновения и вашего комфорта. Прикосновения могут влиять на то, как люди принимают решения. Прикосновение может передать сострадание от одного человека к другому.

 

 

 

 

3. Звук:
Слушание различных звуков также показывает, как человек воспринимает окружающие его предметы.

4. Вкус: 
Восприятие может быть связано со вкусом. Сладкий, соленый, горький и кислый – эти четыре вкуса помогают нам распознать вкус пищи.

5. Запах:
Запах — еще один фактор, влияющий на восприятие и управляющий им. Мы можем обонять более триллиона запахов, которые помогают нам собирать и замечать информацию о различных запахах, будь то запахи людей или других вещей.

 

Посетите: как преодолеть социальное торможение

 

 

  • Чувство пространства- это чувство связано с тем, как ваш мозг понимает, где ваше тело находится в пространстве. Это чувство называется проприоцепцией. Он включает в себя чувство движения и положение наших конечностей и мышц.
  • Равновесие, время, положение тела, ускорение и осознание внутренних состояний входят в число дополнительных чувств, которые позволяют нам воспринимать вещи. Многие из них мультимодальны, то есть используют более одного смысла. Еще одним важным видом восприятия является социальное восприятие, которое определяется как способность распознавать и применять социальные подсказки о людях и отношениях. Это социальное восприятие является одним из лучших навыки развития личности , которые помогают строить и формировать социальные отношения.

 

 

Как улучшить социальный интеллект из СилыТеатр

 

 

Наш процесс восприятия представляет собой набор стадий реакции на наше воздействие на окружающую среду и ведет к ней. Это происходит постоянно, но вы не задумываетесь об этом, когда воспринимаете различные раздражители, окружающие вас в любой момент времени. Восприятие функционирует как фильтр, позволяющий нам жить и понимать окружающую среду, не перегружаясь количеством доступной информации. 9Курс развития личности 0227 фокусируется преимущественно на восприятии, поскольку восприятие является основой понимания и оценки окружающей среды и людей, связанных с окружающей средой.

 

Чувственный опыт мира известен как восприятие. Это влечет за собой как замечание, так и реагирование на внешние входы. Мы узнаем об особенностях и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего существования, посредством процесса восприятия. Восприятие не только формирует наше восприятие окружающего мира, но и позволяет нам вести себя в нем.

Итак, теперь мы узнали о важности восприятия и о том, как оно влияет на нашу повседневную жизнь. Все эти различные типы восприятия помогают нам понять наше окружение и людей вокруг нас, что помогает нам вести себя соответствующим образом. Вы можете улучшить свое восприятие, просто наблюдая за окружающими вас предметами.

 

В наших программах личностного воспитания мы ориентируемся на:

 

  • ОБУЧЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
  • ЛИДЕРСТВО
  • ОБУЧЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ СМЕЛОСТЬ
  • ЭТИКЕТ ОДЕЖДЫ
  • ОФИСНЫЙ ЭТИКЕТ
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
  • АНГЛИЙСКАЯ СВЯЗЬ
  • УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ
  • УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
  • ТИМБИЛДИНГ
  • ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
  • МЯГКИЕ НАВЫКИ
  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • НАВЫКИ СЛУШАНИЯ
  • МЕДИТАЦИЯ

 

Подробнее см. свяжитесь с нами сейчас!

 

Марта2022-02-26T17:01:56+05:30

ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ?
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ПОЛУЧИТЬ СТИПЕНДИИ

Предпочтительное время для обратного звонка8:00 — 10:0010:00 — 12:0012:00 — 14:002:00 — 16:004:00 — 18:006:00 — 20:00