типы, способы борьбы, советы психологов
Содержание
- Коммуникативные
- Морально-этические
- Эмоциональные
Психологический барьер – это некая преграда, существующая лишь на уровне психики и мешающая человеку выполнять определенные действия. Функция барьера состоит в усилении негативных чувств, например, страха или стыда.
Любой барьер возникает как следствие индивидуальных психологических особенностей человека или пережитой травмы
Существуют основные типы психологических барьеров, с которыми человек встречается чаще всего.
Коммуникативные
Если человек испытывает сложности при общении с другими людьми, можно говорить о наличии каких-либо коммуникативных барьеров. Часто они являются не внутренними, а внешними, и классифицируются следующим образом:
- интеллектуальный барьер проявляется, если у людей разный тип мышления, скорость обработки информации и общий уровень интеллектуального развития;
- барьер установки характеризуется предвзятым отношением, наличием негативной установки по отношению к собеседнику;
- ситуативные барьеры могут возникнуть, если общение затрудняют какие-либо обстоятельства, например, собственное плохое самочувствие или плохое настроение.
Описанные барьеры мешают устанавливать легкий контакт с людьми. Становится невозможно поддерживать непринужденную беседу.
Коммуникативный барьер
Также можно выделить:
- логический барьер – неумение связанно и последовательно выражать свои мысли;
- семантический – ситуация, когда при диалоге беседующие понимают предмет разговора совершенно по-разному.
Для того чтобы сделать общение более легким, рекомендуется развивать ораторское искусство и чувство эмпатии (способность чувствовать эмоции и настроение своего собеседника).
Морально-этические
Морально-этические барьеры – это именно то, что часто сдерживает нас от совершения безнравственных поступков. Их наличие во многом зависит от воспитания.
Нельзя сказать, что наличие определенных морально-этических барьеров – это плохо
К примеру, если человек испытывает яркие негативные чувства по отношению к таким явлениям, как воровство, хамство, супружеские измены, обман – это характеризует его положительным образом. Ясные представления о нормах этики и духовных ценностях помогают ему вести честную жизнь.
Проблемы начинаются, когда слишком строгое воспитание перетекает в ханжество, и человек начинает осуждать людей из своего окружения, знакомых и близких. В этом случае он может высказывать оценочные суждения и получать в ответ резкий отпор. Это легко приведет к коммуникативным барьерам.
Морально-этический барьер
Как работать с барьерами этого типа: жить в согласии с собственной совестью, но не пытаться перевоспитать других людей.
Эмоциональные
Эмоциональные барьеры возникают в самых неожиданных ситуациях, например:
- Нужно позвонить куда-либо, но сделать это мешает сильное стеснение. Для множества людей разговоры по телефону действительно представляют серьезную проблему.
- При знакомстве с новыми людьми ощущается чувство скованности и зажатости. Это можно пронаблюдать, когда человек устраивается на новую работу и пытается влиться в коллектив.
- В конфликтной ситуации (конфликт с незнакомцем в общественном месте, ссора с близким другом, трудовой спор с работодателем) нужно проявить силу характера и отстоять свои права. Многие люди именно в этот момент испытывают иррациональное чувство стыда, страх заявить о себе.
Эмоциональный психологический барьер
Чтобы преодолеть барьеры такого типа, нужно развивать уверенность в себе, учиться общаться с окружающими на равных. Многие имеют необоснованно заниженную самооценку, они не видят своих реальных достоинств, считают другие людей более развитыми.
Осознать собственные чувства и научиться с ними работать помогает индивидуальная и групповая психотерапия
Часто в результате такой работы оказывается, что истинная причина чрезмерной зажатости кроется в психотравмах, пережитых в детстве. Грамотный специалист поможет с этим справиться.
Психологические барьеры выполняют функции психозащиты, и часто сам человек их не осознает. Например, ему кажется, что он всего лишь стесняется общаться с незнакомцами. Но при более близком рассмотрении вопроса оказывается, что обычное стеснение закрывает от него более глубокие проблемы: страх отвержения или боязнь выглядеть неловко. Главное, что все мешающие повседневной жизни барьеры преодолеваются, если действительно поставить себе цель измениться.
Дополнительную информацию о преодолении психологических барьеров вы узнаете, посмотрев видео:
Психологический барьер в общении, в отношениях, как преодолеть
Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций. Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.
Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим конфликтам, страху, чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.
Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.
В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.
Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом. В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров. Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.
Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, тревожности.
Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.
Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни. Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.
Психологические барьеры общения
Психологический барьер – это состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Такое состояние усиливает отрицательные переживания и установки (чувство вины, страха, переживание тревоги, низкая самооценка, чувство стыда).
Барьер общения обозначается, как столкновение противоположных ориентированных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимоотношениях индивидов или целых групп, связанные с негативными эмоциональными переживаниями.
Психологический барьер в отношениях обуславливает неэффективное взаимодействие людей и сопутствующее ему конфликты. Психологические факторы возникновения подобных конфликтов кроются в индивидуальных характеристиках человека, таких, как темперамент, манера общения, различие эмоциональных состояний собеседников.
Барьер темперамента появляется при встрече двух личностей с совершенно противоположными типами нервной системы, разными способами реагирования на окружающую среду. Коммуникация людей с разными темпераментами может сформировать психологический барьер в отношениях или привести к конфликту.
Еще одна причина формирования психологических барьеров в отношениях – акцентуации личности. Акцентуации содержат в себе позитивные и отрицательные качества и определяют стиль поведения человека. Поскольку акцентуации – это крайние выражения черт характера человека, то каждый тип способен порождать конфликты.
Способ поведения и манера общения, сформированные на основе темперамента, характера и акцентуации могут создавать психологические барьеры общения между людьми с различными манерами общения. Поэтому, каждый человек должен знать о различных типах субъектов общения, и уметь себя правильно с ними вести.
Субъект доминантного типа всегда обращается к человеку, не задумываясь о целесообразности общения. Для него главным является то, что он стал инициатором общения, оказывает влияние на других и подавляет активность партнеров коммуникативного процесса. Это наблюдается в повышении голоса, перебивании, многократном повторении одной информации. В общении с таким человеком необходимо спокойно придерживаться независимой точки зрения.
Недоминантный тип субъекта общения в противоположность доминантному типу боится брать на себя инициативу разговора или даже высказать свое мнение, поделиться знаниями. Недоминантный тип чересчур уступчив, он никогда не перебьет партнера и будет чувствовать себя виноватым, если это произойдет. В общении с таким типом нужно быть внимательным, стимулировать его к открытости, предоставлять ему возможность самовыражаться.
Мобильный тип субъекта общения живо вступает в контакт, легко переключает внимание, его речь тороплива, он лично задает темп общения, перебывает собеседника. В ходе разговора такой человек активно выражает свое мнение насчет того, что говорит собеседник, вставляет свои реплики и высказывания. Общаясь с мобильным типом нужно помнить, что с ним очень тяжело обсуждать длительное время серьезные темы с анализом сути затрагиваемых вопросов.
Ригидный тип субъекта общения характеризуется тем, что он не сразу включается в общение. Сначала он изучает партнера, пытается понять его намерения. Он всегда очень внимателен, подробно излагает мысли, его речь неспешна, он тщательно подбирает выражения. Он не терпит, когда его перебивают или спешат. Нетерпеливым личностям очень трудно общаться с ригидным типом. В общении с ним необходимо избегать торопливости и невнимательности. Желательно придерживаться норм этикета, если общение с этим человеком действительно имеет значение.
Экстравертированный тип субъекта расположен к взаимодействию. Независимо от настроения, он всегда направлен на общение. Экстравертированный тип очень любознательный, он всегда заинтересован своим собеседником, проявляет к нему внимание и симпатию, и в свою очередь, ждет ответного отношения. Общение с экстравертированным типом организовывается очень легко, поскольку он сам задает положительной настрой коммуникации.
Интровертированный тип субъекта отношений характеризуется отсутствием инициативности внешнего диалога, он сосредоточен на аутообщении. Такой человек застенчив, он не любит говорить в больших компаниях. С ним лучше разговаривать тет-а-тет, тогда появляется возможность его немного разговорить, но для интенсивного общения лучше постепенно вводить такого человека в разговор.
Ориентируясь в характеристиках различных типов субъектов отношения и зная подход к каждому из них, человек обеспечивает себе тыл от возникновения возможных психологических барьеров в отношениях.
Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.
Барьер страдания – вызывается трагическими событиями, болью, заниженной самооценкой или неудовлетворенностью самим собой. Из-за переживания страданий у человека снижается уровень общительности.
Барьер гнева возникает из-за переживания человеком эмоций гнева. Такой человек способен вести себя неадекватно, говорить оскорбительные слова или проявлять агрессивные действия. Естественно, агрессивного человека боятся или стараются избегать общения с ним, поскольку не знают чего от него можно ожидать.
Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от не восприятия человеком внешности собеседника. Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное. Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком.
Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие.
Барьер страха появляется в результате общения с человеком, вселяющим чувство страха. Такого человека избегают, особенно стараются не очутиться с ним наедине или не попасться ему на глаза.
Барьер стыда или вины образуется в результате понимания неуместности происходящего и, как реакция на неумеренную похвалу, критику, лесть, как страх показаться неловким от осознания своей вины. В таких случаях у человека краснеет лицо, меняется голос, он уходит от взгляда и от общения собеседника.
Барьер плохого настроения возникает в результате отсутствия настроя одного из собеседников. Отрицательный настрой человека влияет на его собеседника и отбивает охоту общаться с ним.
Барьер речи образуется вследствие допущения человеком речевых ошибок в разговоре. Постоянное искажение слов, допущение речевых ошибок в построении сообщения, неправильный подбор слов, слабая аргументация сказанного – эти факторы способны заглушить смысл слов говорящего, потому что собеседник будет ориентироваться только на «помехи».
Социально психологические барьеры личности – это состояния человека, при которых блокируются духовно-психические ресурсы и реализация их в процессе жизнедеятельности. В качестве личностного свойства социально-психологический барьер является постоянным признаком, сформировавшимся в результате особенностей характера человека. Повышенная настороженность, подозрительность, недоверие к другим являются социально-психологическим барьером в процессе общения.
Социально психологические барьеры личности исполняют функцию защиты от разрушительного воздействия. Впервые понятие защитных механизмов было введено Зигмундом Фрейдом, позже он описал их, как средства ослабления внутреннего психологического конфликта, порожденного столкновением инстинктивных импульсов и требований социальной среды.
Еще до описания Зигмундом Фрейдом механизмов, его дочь, Анна Фрейд попыталась создать целостную теоретическую систему защитных механизмов. В ее толковании эти механизмы направлены на ослабление психологических конфликтов личности, повышение ее адаптации к окружающей среде и саморегуляции, обеспечение психологической защиты личности от влияния стресогенных факторов, способных расстроить внутреннюю уравновешенность. Они также являются психологическими барьерами в адекватном восприятии и понимании личностью сущности травмирующих факторов.
Вытесняя или подавляя сигналы об угрозе, поддерживая тем самым внутреннюю стабильность, эти механизмы являются психологическими барьерами, поскольку они мешают формированию у человека адекватной оценки этих угрожающих сигналов и сопутствующей ситуации, которая требует перестройки поведения и психического состояния личности. Эти барьеры также являются средством контроля степени соответствия или несоответствия намерений индивида относительно социальных норм.
Система защиты психики понимается, как механизм поддержания психологической цельности и стабильности модели мира, которым блокируется информация, не соответствующая представлениям личности о мире. Иногда этот механизм мешает формированию новых решений, если они будут противоречить существующим представлениям.
Социально-психологические барьеры больше нужны тому индивиду, у которого слабая нервная система, повышенная впечатлительность и чувствительность.
Психологический барьер защищает мир человека от перепадов его внутреннего состояния и внешних условий жизни, от разрушительных стрессовых ситуаций и воздействия опасных соблазнов.
Действие психологического барьера имеет две стороны. С одной он защищает мир человека от внутренних конфликтов и негативных внешних влияний, но с другой тормозит, сдерживает эмоциональную реактивность, умедляет скорость интеллектуальных процессов и общую подвижность личности, что в свою очередь приводит к ограничению взаимодействия с социальным окружением.
Как преодолеть психологический барьер
Ориентируясь в теоретической основе характеристики психологического барьера, человеку становится легче придумывать и разрабатывать различные варианты выхождения из ситуации, создаваемой барьером. Существует также общая стратегия преодоления психологических барьеров и вызванных ими конфликтов.
Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия.
Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.
Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии. При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников. Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.
Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.
Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.
Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать. В скором времени партнер перестроится, успокоится, и можно будет далее вести спокойный разговор.
В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть. Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну. Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.
Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место. Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности. Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.
Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.
В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.
Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.
Очень хорошо помогают занятия йогой. Они приводят разум в спокойствие, очищают мышление. Научившись расслабляться и владеть собой, человек обеспечивает себя психологической защитой от стрессов.
В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни. Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации.
В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы. Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
психологических барьеров для эффективного общения
Психологические барьеры обусловлены эмоциональным характером и умственными ограничениями человека. Эти барьеры приводят к рассеянности, боязни выражать свои идеи другим, волнению и эмоциональной нестабильности — все это объясняет огромное количество проблем в общении.
Любое психологическое состояние может повлиять на вашу способность отправлять и получать сообщения.
Это связано с тем, как работает ваш разум и как это влияет на ваше поведение. Например, когда вы расстроены, вам будет трудно эффективно слушать сообщение.
Психологические потребности и чувства являются главными препятствиями для процесса организационной коммуникации, где могут быть затронуты оба взаимодействующие лица — отправитель и получатель.
Психологический барьер — один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеровОткрывается в новом окне .
Некоторые распространенные формы психологических барьеров включают:
1. Ложные предположения
Ошибка связи может произойти, если отправитель не может правильно передать инструкции, потому что он/она предполагает, что получатель понял сообщение, но факт может заключаться в том, что получатель лишь частично понял то, что было передано, или не понял вообще; обе ситуации могут привести к нарушению связи.
Способность отправителей понимать часто определяется их личным опытом, и в этом отношении нет двух одинаковых людей.
Предположение отправителя о том, что получатель знает, как что-то делать или следовать инструкциям , часто неверно и может ввести в заблуждение.
Точно так же получатель может желать, чтобы его поняли определенным образом, и поощрять ложные предположения отправителя.
Например, чтобы предотвратить ложные предположения, менеджер по контролю качества должен сначала проверить, знакомы ли работники со стандартами «Шесть сигм», прежде чем привлекать их к ответственности за его несоблюдение.
2. Гнев
Эмоциональное состояние может создать разрушительный барьер для общения. Если отправитель злится, когда отправляет сообщение, это повлияет на то, как получатель интерпретирует сообщение.
Отправитель может показаться агрессивным и неприступным. Получатель может чувствовать угрозу или страх, в результате чего получатель может воспринять сообщение по-другому.
3. Отношения и ценности
Позиция — это предварительно усвоенная предрасположенность, которая может быть тесно связана с убеждениями и системами ценностей человека.
Независимо от того, является ли ваше отношение положительным или отрицательным, оно может влиять на процесс общения как положительно, так и отрицательно.
Если одно из ваших убеждений окажется под угрозой, вы, скорее всего, отреагируете эмоционально, вместо того чтобы внимательно выслушать сообщение.
Если отправитель сообщения имеет положительное отношение, это может убедить получателя сделать то, что просил отправитель.
Если у отправителя негативное отношение, получатель может быть не склонен выполнять условия запроса.
4. Отрицательный собственный маг
Негативное представление о себе может повлиять как на отправителя, так и на получателя в процессе коммуникации, что приведет к нарушению связи.
Если у отправителя негативное представление о себе, он или она не сможет должным образом передать сообщение. Опять же, сообщение может быть бессильным и неубедительным.
Точно так же, если у кого-то на принимающей стороне плохое представление о себе или ему не хватает уверенности в себе, он или она могут испытывать страх, считая себя недостаточно умным, чтобы понять сообщение.
5. Страх и защита
Когда отправитель боится или защищается в отношении предмета, который необходимо передать, отправитель может зайти слишком далеко в попытке общения и оттолкнуть получателя (получателей) мелодраматическими жестами и словами.
Вместо того, чтобы признать ошибку, отправитель может попытаться оправдать действие или вообще отказаться признать ошибку, создавая дальнейшее недопонимание.
Такое защитное поведение может также подорвать доверие к отправителю со стороны получателя(ей). Точно так же, когда получатель напуган, он или она может не понять, что ему говорят, что приведет к тому, что человек перестанет слушать, что приведет к большему количеству ошибок в будущем.
6. Последствия и выводы
- Импликация — это значение, полученное через коннотацию, а не через конкретные детали.
- Вывод — это вывод, сделанный на основе коннотации, а не конкретных деталей.
Коммуникатор, который подразумевает что-то, может заставить получателя сделать вывод о значении, отличном от того, что было задумано.
Например, человек, который говорит, что его работа недооценена, может иметь в виду, что он не получает достаточно положительных отзывов от своего руководителя. Однако без конкретных подробностей получатель сообщения может сделать вывод, что говорящий считает, что его зарплата недостаточно велика.
У нас могут быть веские основания ожидать, что наши выводы будут правильными, но они могут оказаться неверными из-за какой-то непредвиденной ситуации.
Поскольку выводы выходят за рамки фактов, делая определенные утверждения, они могут давать неверные сигналы.
Мы интерпретируем символы на основе предположений, которые обычно оказываются правильными, но есть вероятность, что иногда они могут оказаться неверными.
Этот тип вывода также называется преждевременной оценкой , где получатель склонен делать преждевременные выводы, не понимая системы отсчета. Чтобы защититься от этого коммуникативного барьера, отправители всегда должны использовать определенный язык, а получатели должны уточнять смысл, задавая вопросы.
7. Абстрагирование
Мы используем язык для передачи нашего опыта и чувств, но мы с меньшей вероятностью сообщаем каждую деталь из-за тенденции сосредотачивать свое внимание только на некоторых деталях.
Пока мы готовим бизнес-отчет о наших наблюдениях за различными событиями на рынке, мы абстрагируем выбранную информацию и представляем только релевантную информацию.
Наблюдения не будут идеальными. Следовательно, коммуникация также будет несовершенной, потому что наше переживание события также неполно.
Когда мы пытаемся облечь наш опыт и наблюдения в слова, мы дополнительно абстрагируем их, используя избранные слова, что подразумевает упущение деталей.
Например, если мы попытаемся полностью описать такой простой предмет, как ботинок, для него потребуется несколько томов, которых все равно будет недостаточно для описания предмета.
8. Ограниченность, самоуверенность и апатия
Иногда люди не готовы к получению новой информации по предмету, о котором, как им кажется, все знают. Таким образом, их разум закрыт для новых идей, фактов и предложений.
Когда человек находится в таком состоянии, он рискует проявить самоуверенность. Например, если сотрудник обращается к своему закоснелому начальнику с некоторыми предложениями по улучшению работы бизнес-подразделения, начальник может возразить, говоря: «Я эксперт в этой области», «Я занимаюсь этой работой с 19 лет».67; У меня все ноу-хау в голове.
Невозможно узнать ничего нового — по крайней мере, не от новичка!» Таким образом, он полностью отвергает информацию и рекомендации коммуникатора еще до того, как узнает реальные факты.
Ограниченность может привести к тому, что человек не захочет изучать новые идеи. Лучше всего подходить к общению со смирением и готовностью учиться, потому что почти невозможно знать все о какой-либо конкретной области.
Другой крайностью является апатичный отправитель или получатель, который создает барьер из-за отсутствия эмоций или интереса к тому, что отправляется или принимается.
Апатия приводит к нарушению связи, поскольку мешает эффективному слушанию. Именно по этой причине апатичный говорящий плохо передает информацию и может упустить ключевые моменты.
9. Искажение, фильтрация и редактирование
Когда сообщение Открывается в новом окне передается посредством переводов, интерпретаций, пояснений и упрощений, оно имеет тенденцию терять оригинальность и искажаться.
Точность сообщения теряется, и передача становится несовершенной, поскольку сообщение проходит через фильтры переводов и упрощений.
Это происходит из-за того, что отправитель манипулирует информацией, чтобы получатель воспринимал ее как более благоприятную, потому что отправитель хочет получить какие-то собственные результаты. Это происходит в основном в организациях, где акцент делается на разнице в статусе и сильном стремлении к карьерной мобильности. Это также происходит там, где больше вертикальных уровней и восходящая коммуникация искажается и фильтруется.
Виноградная лоза также является причиной искажения. Сообщение в виноградной лозеОткрывается в новом окне получает свежие дополнения с каждым повторением, пока не становится хуже. Таким образом, нередко исходная информация, особенно устно сообщаемая по формальным и неформальным каналам, искажается.
Иногда остается совсем немного. Принятие письменного сообщения для важных сообщений может уменьшить искажение и неминуемое недопонимание.
10. Плохое прослушивание
Плохое поведение при прослушиванииОткрывается в новом окне может вызвать серьезные проблемы со связью. Непонимание и конфликты могут быть уменьшены, если люди будут слушать сообщение с достаточным вниманием.
Большинство людей плохо слушают из-за различных отвлекающих факторов, эмоций, волнения, равнодушия, агрессивности и рассеянного внимания.
Одной из основных причин плохого слушания является то, что человек постоянно думает о своих проблемах и тревогах. Плохой слушатель всегда чувствует, что мысль в его уме интереснее, чем то, что говорит говорящий.
11. Эмоция
Эмоции — это наши чувства по отношению к окружающему миру. Обычно положительные эмоции, такие как радость, любовь или привязанность, не мешают общению; именно негативные эмоции создают барьеры.
Эмоционально возбужденный коммуникатор не может правильно организовать свое сообщение. Свои смутные мысли он выражает жестамиОткрывается в новом окне и продолжает повторять одни и те же слова.
Он не понимает, что сообщение, которое он хочет передать, управляется неконтролируемыми эмоциями, и он сбивается с пути, поскольку эмоции заставляют его закрывать глаза на разум.
Любой, кто сталкивается с таким раздраженным человеком, становится жертвой его несфокусированных негативных эмоций. Растерянное, нервное и возбужденное состояние ума никогда не позволяет гладкому общению.
12. Информационная перегрузка
Всякий раз, когда информация, с которой нам приходится работать, превышает наши возможности обработки, результатом является информационная перегрузка. Таким образом, коммуникатор мог выбирать, игнорировать, передавать или даже забывать информацию. Отсюда потеря информации и менее эффективное общение.
- Цитаты
Психологические барьеры и эмоциональные барьеры в общении: Pharmaguideline
Недостаток внимания, Плохое удержание, Недоверие и защита, Восприятие, точки зрения, отношения и мнения, Эмоции, Умственные ограничения.
Психологические барьеры в общении
Психологические состояния коммуникаторов (отправителей и получателей) влияют на их отношение к общению, тем самым ограничивая их способность эффективно общаться. Когда люди страдают от психических расстройств, на их общение сильно влияет психическое состояние, в котором они находятся. Поэтому люди, которые участвуют в общении, должны быть эмоционально стабильными, чтобы иметь возможность общаться эффективно.
Связь между машинами и числами неодинакова. У каждого человека уникальный ум. Чтобы общение было эффективным, все участники процесса должны доверять друг другу, например, если ваш начальник не доверяет вам, он будет предоставлять только выборочную информацию.
Ниже перечислены несколько причин психологических барьеров:
Недостаток внимания
Общение будет сталкиваться с трудностями и станет неэффективным, когда ум человека занят или отвлечен. Помимо того, что они не могут понять, что говорят другие, они не будут слушать, правильно понимать сообщение или реагировать соответствующим образом. Во время трагедии, например, человек может не захотеть услышать совет от других. Люди могут быть озабочены проблемами в своей профессиональной или личной жизни, что влияет на все аспекты их жизни
Плохое запоминание
Запоминание информации — это способность памяти мозга хранить информацию и то, как мозг удерживает информацию. В отличие от других органов, мозг хранит не всю получаемую информацию, а только ту, которую он считает полезной для использования в будущем. Другими словами, половина информации теряется.
Кроме того, мозг теряет информацию, которая со временем устаревает или не воспринимается так серьезно, как раньше. Затем, в процессе формирования сообщения, информация должна быть извлечена из мозга. На этом этапе мозг пытается вспомнить необходимую информацию из уже забытых фрагментов.
Скажем, например, вам сказали, что друг собирается встретиться с вами, прежде чем прошел месяц, и вы получили имя человека, адрес, номер телефона и т. д. Однако теперь вы должны сообщить об этом кому-то еще. Когда вы были молоды, вы помнили только имя и адрес человека, но не номер его телефона. Истина может быть искажена или изменена из-за плохой памяти, что является препятствием для общения.
Недоверие и оборона
Когда коммуникаторы доверяют друг другу, общение проходит успешно. Отсутствие доверия заставляет их негативно интерпретировать сообщение и игнорировать его. Когда человек отстаивает свою точку зрения, получатель не принимает информацию во внимание. Получатели не будут слушать, если предоставленное сообщение не соответствует им или если они думают, что это угроза. Связь также завершается сбоем, когда сообщение не доставляется получателю. В случае с другом я буду сообщать им только те подробности о том, что происходит в моей личной жизни, которые я считаю безобидными.
Восприятие, точки зрения, отношения и мнения
Восприятие — это образ мышления, который люди принимают, когда оценивают, понимают и интерпретируют все. Мы воспринимаем реальность по-разному в зависимости от наших точек зрения и опыта, которые формируются нашими мыслями и чувствами. Кроме того, точка зрения также может быть определена как способ смотреть на мир. Может существовать точка зрения отправителя, которую получатель не разделяет. Эта точка зрения не объясняется, но принимается отправителем как должное. Это приводит к барьеру для эффективного общения, поскольку получатель не понимает сообщение так, как оно должно быть понято. Наше отношение к вещам и идеям формирует наш мыслительный процесс и создает психологический барьер для общения. Восприятие человека может заключаться в том, что женщины слабы. Они говорят тому, кто так не думает о женщинах. Это вызывает недопонимание между ними. После этого все, что они сообщают, становится неэффективным, потому что точка зрения человека уже сформирована.
Эмоции
Если кому-то нехорошо, он, скорее всего, будет говорить меньше или говорить негативно. Люди, которые озабочены, не могут хорошо общаться. Например, когда кто-то злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Злой человек может легко неверно истолковать то, что говорит другой, даже если он его слушает.
Помимо страха, нервозности, растерянности, недоверия и ревности существуют и другие эмоции, влияющие на общение. Если человек чувствует себя очень счастливым, например, он будет смеяться над всем, что вы говорите. И наоборот, тот, кому грустно, может плакать или сильно расстраиваться из-за тривиальных вещей.
Эмоциональные барьеры в общении
Создание эмоциональных барьеров связано с созданными умственными ограничениями. Среди многих барьеров, относящихся к категории внутриличностных барьеров, эмоциональные барьеры являются одними из наиболее распространенных.
Только в контексте индивидуальной психологической системы координат отправители и получатели могут кодировать и декодировать сообщения. Это включает в себя ценности, ожидания, восприятие, опыт и личности каждого человека. Существует также агент, известный как фильтрация, который играет здесь важную роль.
На протяжении всей жизни мы фильтруем информацию, исходя из собственных потребностей и интересов, которые влияют на то, как мы слушаем. Когда отправитель и получатель имеют разные системы отсчета, это может затруднить общение. На общение сильно влияет эмоциональное состояние человека.
Способ кодирования или передачи информации зависит от личного опыта, восприятия и ожиданий. Сообщения человека будут отражать состояние его ума на момент отправки сообщения.
На общение также могут влиять эмоции получателя. Расстроенному получателю будет трудно понять, что вы говорите, если его разум затуманен стрессом. Результаты исследований показывают, что люди с высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ), как правило, гораздо более эмоционально стабильны и менее подвержены влиянию этих эмоциональных барьеров, чем люди с более низким эмоциональным интеллектом или люди с низкой эмоциональной стабильностью.
Работник с более устойчивым эмоциональным состоянием может иначе отреагировать на одно и то же предупреждение (т.е. за срыв дедлайна), чем сотрудник с неустойчивым эмоциональным состоянием. Напротив, последний может проигнорировать предупреждение или отреагировать на него неприятно, в то время как первый может воспринять предупреждение буквально и стремиться выполнить его.