04.05.2024

Внимание послепроизвольное: что это такое? Примеры и определение, постпроизвольное внимание в психологии по Леонтьеву

Содержание

Произвольное и послепроизвольное внимание: что это такое в психологии, чем характеризуется, примеры

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Особенности произвольного внимания
    • 1.2 Причины возникновения 
    • 1.3 Виды и характеристики
  • 2 Что такое произвольное внимание у детей
    • 2.1 Формирование 
  • 3 Постпроизвольное сосредоточение
    • 3.1 Особенности 
    • 3.2 Формирование 
  • 4 Заключение

Наши психические познавательные процессы это то, что делает нас уникальными, отличными от животных. Они всегда работают сообща: наши ощущения позволяют составить впечатление о явлении, восприятие отражает действительность внутри нашего сознания, мышление привлекает к работе другие функции мозга и так далее. В этой статье я дам определение термину произвольное внимание и подробно объясню, что это такое в психологии, как оно влияет на наши представления об окружающем мире и как взаимодействует с психомоторными способностями человека.

 

Описание

Если попытаться обозначить понятие общими словами – эта функция является тем самым механизмом, который запускает познавательную активность мозга в отношении конкретного явления окружающего мира или предмета. Далее, подключаются и другие процессы, решающие самые разные задачи. В конечном итоге мы имеем некое представление обо всем, что существует вокруг нас. 

Я выделю три вида внимательности:

  1. Произвольное внимание характеризуется тем, что индивид заранее ставит себе цель – понять и запомнить что-либо.
  2. Непроизвольное не требует от человека прикладывания каких-либо стараний.
  3. Послепроизвольное является своеобразным продолжением произвольного, но силы уже не затрачиваются, а выполняются в автоматическом режиме.

Необходимость использования усилий к пониманию и запоминанию определяется самим отношением личности к событию, его личным опытом, испытываемым интересом или его отсутствием. Со временем даже самая важная ситуация, требуемая обращения к силе воли, несколько сглаживается и становится безразличной – тогда происходит переход первого вида ко второму.

Особенности произвольного внимания

Отличительных черт у этого типа психических процессов не мало, но главной остается постановка конкретной задачи. Человек сам определяет то, что хочет понять, запомнить, чему желает научиться. Следующим этапом является некая программа, которая реализуется с использованием познавательной функции.

При этом произвольное внимание не обусловлено врожденными навыками и талантами, кроме силы воли. Оно развивается постепенно, шаг за шагом, в конечном итоге переходя в новую форму. Одним людям проще развить его, другим – сложнее. Но главной функцией в любом случае останется активное регулирование всех психических процессов, происходящих в головном мозге, в том числе памяти, мышления.

Отдельно выделю следующие особенности:

  1. Опосредованность и осознанность использования. Приложение волевых усилий для сосредоточения происходит в определенной ситуации, выбранной индивидом и всегда контролируемой им.
  2. Произвольность. У личности должно существовать намерение сделать или понять что-либо.
  3. Возникновение в ходе эволюции и развития человеческого общества. Этот вид внимания недоступен животным.
  4. Формирование на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства.
  5. Прохождение нескольких фаз развития.
  6. Зависимость от обучения со взрослыми, особенно если речь идет о школе.

Дополнительно отмечу, с точки зрения физиологии, эта познавательная функция живет в коре больших полушарий. Та же часть мозга отвечает за поведение человека и его деятельность.

Причины возникновения 

Поводом к появлению психического процесса можно назвать взаимосвязь, возникающую между уже полученным ранее опытом и новой поставленной задачей. Как только определяется цель и план, способствующий ее достижению, запускается механизм намеренного сосредоточения. Чем чаще используется функция, тем быстрее происходит переключение, а значит, результат достигается все лучше, стремительнее и эффективнее.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Всю эту работу можно сравнить с выработкой условного рефлекса в практике бихевиоризма. Простой пример произвольного внимания – усвоения ребенком правил дорожного движения: изо дня в день при приближении к пешеходному переходу его учат, что необходимо посмотреть по сторонам, убедиться в безопасности и лишь после этого идти. В конечном итоге напоминание к совершению этих действий перестает требоваться, так как входит в привычку.

Говоря о первопричинах, обязательно следует отметить и важность процесса в контексте защищенности, а возможно, и выживаемости. Механизм не зря формировался на протяжении всего периода эволюции и развитии человека. Чем важнее ситуация для сохранения жизни и здоровья, тем быстрее усвоится процесс – оперативнее перейдет от произвольного к постпроизвольному. Влияет на лучшее освоение программы и собственный интерес индивида.

Виды и характеристики

Принято выделять несколько типов произвольного сосредоточения, каждый из них обладает собственными уникальными чертами. Разделить внимательность можно по общим признакам на следующие формы:

  1. Волевая – механизм включается только в конфликтных ситуациях между условиями «мне надо» или «я должен», диктуемыми обществом, родительскими установками, правилами, и индивидуальными «я хочу». При этом переключиться на обязательное выполнение установленных кем-то положений помогает именно сила воли и усилия.
  2. Выжидательная – требуется, когда определенная ситуация продолжается длительное время, и на протяжении всего срока от человека требуется проявление бдительности. При этом ошибка может привести к неприятным последствиям. Особенно актуален этот вид сосредоточения во взрослой жизни, например, в трудовой сфере.
  3. Сознательная – этот тип уникален вдвойне. С одной стороны, его выполнение всегда намеренно, но с другой – усилия прикладываются незначительные, например, в силу собственного интереса человека, привлекательности ситуации.
  4. Спонтанная – такая форма проявляется, если трудно начать новое действие, но после преодоления первого барьера происходит переключение на постпроизвольный тип внимательности, а значит, больше стараний прилагать не нужно или они минимальны.

В раннем и дошкольном возрасте любая из представленных выше разновидностей сосредоточения развита слабо – основной задачей педагогов и родителей становится обучение и тренировка.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

 

Что такое произвольное внимание у детей

Несмотря на то что длительный интерес не доступен для малышей до их поступления в школу, где начинается серьезная подготовка, уже в младенчестве можно увидеть зачатки познавательного процесса. Например, в тот момент, когда взрослые показывают ребенку яркую игрушку, он внимательно следит за ней взглядом. Этот показатель является одним из ключевых в определении степени психического развития в первые месяцы жизни.

Через пару лет формирование навыка становится более активным, а к 4-5 годам малыш может выполнять инструкции воспитателя или родителя во время обучения. На этом этапе важным остается поддержание интереса ребенка и вовлечение этого процесса в игровую деятельность. К моменту поступления в школу волевые навыки развиваются достаточно для того, чтобы школьник мог самостоятельно определять для себя цель, давать инструкцию к ее достижению и составлять некую программу.

Временной промежуток, на протяжении которого дети способны удерживать сосредоточенность на конкретном деле, гораздо меньше, чем у взрослых. Поэтому крайне важно учитывать возрастные особенности и не предъявлять слишком высокие требования. Даже самая увлекающая игра не заинтересует трехлетку больше, чем на 20 минут, как и занимательный урок не удержит ребенка за партой дольше, чем на 45 минут.

Формирование 

Чтобы научиться сосредотачиваться на чем-либо, недостаточно одних желаний или талантов –  если речь идет о маленьком ребенке. Гораздо более важной оказывается подготовительная работа, проводимая взрослыми. Помочь быстрее освоить новый навык могут несколько ключевых факторов:

  1. Умение группировать по виду, цвету, форме, другим показателям (они зависят от возраста).
  2. Четкое обозначение правил игр, а также ее начала и завершения.
  3. Последовательные инструкции, даваемые воспитателем или родителем.
  4. Дозирование нагрузок с учетом возрастных особенностей психики.

Важно также правильно организовать тренировочный процесс, особенно если он строится одновременно с группой детей, как происходит в детском саду. Педагог должен быть не только настойчивым в своем стремлении обучить, но и последовательным, логичным, гибким. Индивидуальный подход – вот залог успешного усвоения предлагаемого материала.

Развитию волевых качеств способствует также физическое воспитание. Именно спортивные занятия и игры впервые учат детей целеустремленности, следованию правилам, воспитывают самостоятельность и активность. При этом не стоит забывать, что ребенок имеет право совершать ошибки, отвлекаться. Процесс должен быть постепенным и аккуратным, а не жестким и агрессивным. Ощутимые плоды приносят регулярные занятия и совместная работа воспитателей и родителей.

Постпроизвольное сосредоточение

Определение послепроизвольного внимания в психологии – это процесс, возникающий, если во время осуществления какой-либо деятельности, значимым и интересным для человека становится не столько результат, сколько сама работа.  

Говоря простым языком, нас настолько захватывает какое-то дело, что прилагать даже самые маленькие волевые усилия для успешного его завершения не требуется. Желание сделать больше, достичь новых результатов, решить задачи – все усиливается.

Обычно об этом виде говорят как о продолжении произвольного. Примером послепроизвольного внимания является обучение в школе – изучая новую тему на уроке, ученикам приходится заставлять себя слушать слова учителя, следовать его инструкциям, но в какой-то момент процесс изучения становится настолько интересным, что прикладывать усилия уже не требуется. Школьник полностью концентрируется на решении задачи не для получения ответа или хорошей оценки, а потому что ему интересен сама мыслительная деятельность.

Задайте вопрос

Все хобби человека с самого первого дня требовали от него намеренного сосредоточения и лишь через какое-то время стали увлекать и захватывать так, что этому делу хотелось уделять все больше своих сил. Музыкант играет на пианино не для того, чтобы собирать концертные залы, а потому что ему нравится сама процедура создания новой музыки своими руками.

Особенности 

Поскольку эта форма сосредоточения буквально вытекает из произвольной, они во многом имеют схожие черты. Но есть и уникальные признаки, характеризующие познавательный процесс:

  1. Увлеченность человека выполняемой деятельностью.
  2. Отсутствие волевого усилия.
  3. Удержание сознания на объекте действия. Все вокруг как будто перестает существовать, кроме единственного предмета.
  4. Практически полное отсутствие реакции на внешние раздражители. Это значит, что, взявшись за интересное дело, индивид не отвлекается на посторонние разговоры. Чтобы отвлечь его от занятия, необходимо очень постараться.

Главная черта этого вида кроется в том, что оно исходит из самых глубин личности человека, строится на особенностях характера, предпочтениях, желаниях.

Формирование 

Поскольку оно всегда берет начало в намеренном сосредоточении, можно с уверенностью сказать, что развитие его начинается с тех же самых механизмов, затрагивающих те же физиологические структуры мозга. Но в какой-то момент на первый план выходят другие факторы. Постепенно преодолевая возникшие трудности, заставляя себя и, возможно, переступая через свои желания, индивид фактически привыкает к деятельности.

Появляется некоторый интерес, если его удержать на таком же уровне или даже усилить, он полностью захватит человека. Воля ослабевает, поскольку организму уже не нужно тратить собственные силы на поддержание работы. При этом результат не становится хуже, продуктивность не падает, а, наоборот, возрастает с каждой минутой. Два вида познавательных процессов объединяет полная осознанность своих действий и постоянный их контроль.

Единственное, что может нарушить сформированное постпроизвольное внимание  – это утомление. Уставший индивид не способен поддерживать внутренний интерес, особенно явно это заметно у школьников. Сложная образовательная программа, большое количество предметов и факультативов, недостаток сна и отдыха – все это провоцирует изнеможение, а оно ведет к отказу от использования любых психических навыков.

Заключение

Произвольное и послепроизвольное сосредоточение одинаково важны для человека. Первое служит основой всего обучения, изучения мира, второе – позволяет задействовать максимальный физические и психические ресурсы, а значит достичь лучшего результата за минимально возможный срок.

Задача родителей, воспитателей и педагогов – вовремя развить в ребенке потенциал. При этом делать это нужно таким образом, чтобы не оттолкнуть скучными занятиями, книгами, играми.В этой статье я рассказала о произвольности интереса, описала, что это такое, и объяснила, в каком возрасте у личности начинает складываться произвольное внимание. Если вы не можете найти свое любимое дело, не знаете, что делать дальше, запишитесь на мою консультацию. Вместе мы решим все ваши проблемы. Увлеченный человек становится более успешным в профессиональной деятельности. Если все время приходится прилагать слишком много усилий, наступает усталость, а значит, отрицается сама необходимость что-либо делать.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Послепроизвольное внимание — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Cтраница 1

Послепроизвольное внимание также имеет целенаправленный характер, но не является столь утомительным, как произвольное. Послепроизвольное внимание — при наличии четкой направленности сознания — существенно облегчает волевое напряжение. Это ярко проявляется на экзаменационных собеседованиях: после трудного начала последующее развитие ответа студента идет как бы по инерции.  [1]

Поэтому вопросы культуры непроизвольного внимания, совершенствования произвольного и послепроизвольного внимания должны быть сначала поняты; только тогда у студентов может появиться потребность в их развитии. А последнее будет практически мало результативным, если не станет предметом напряженного и интенсивного самовоспитания. Аналогично следует оценивать возможности и перспективы развития свойств внимания. Заметим также, что внимание и речь для человека, не искушенного в психологии, нередко представляются чем-то сопутствующим сознательному поведению ( рядоположным сознанию), а не его существенной стороной — осуществлением и направленностью психики в процессах деятельности и общения.  [2]

При воспитании внимания в целом основной целью является послепроизвольное внимание, поскольку именно оно способствует увеличению количества и улучшению качества труда.  [3]

Послепроизвольное внимание также имеет целенаправленный характер, но не является столь утомительным, как произвольное. Послепроизвольное внимание — при наличии четкой направленности сознания — существенно облегчает волевое напряжение. Это ярко проявляется на экзаменационных собеседованиях: после трудного начала последующее развитие ответа студента идет как бы по инерции.

 [4]

Иначе говоря, нужно добиваться наибольшей сосредоточенности при возможно меньшем утомлении. Кроме обычного чередования произвольного и непроизвольного внимания для уменьшения утомления применяется переход к послепроизвольному вниманию.  [5]

Переход от произвольного внимания к послепроизвольному необходим, и практически он совершается на любых занятиях в школе и вузе. Интерес, вызывающий непроизвольное внимание к материалу, и общий волевой интерес к цели в произвольном внимании превращаются при послепроизвольном внимании в интерес к самому процессу работы. То, что требует волевых усилий при работе с произвольным вниманием, становится основой деятельности, переходит в устойчивое послепроизвольное внимание.  [6]

Явно эти особенности могут быть различными в признаках непроизвольного внимания; наглядно можно видеть вхождение представителей разных темпераментов в систему признаков произвольного внимания; менее очевидны эти явления в

послепроизвольном внимании. Однако и в отношении внимания темпераментная специфика может быть и часто бывает маскирована или в значительной мере снята, во-первых, жесткими условиями деятельности и общения, во-вторых, воспитанностью человека, его интеллектуальным развитием.  [7]

Переход от произвольного внимания к послепроизвольному необходим, и практически он совершается на любых занятиях в школе и вузе. Интерес, вызывающий непроизвольное внимание к материалу, и общий волевой интерес к цели в произвольном внимании превращаются при послепроизвольном внимании в интерес к самому процессу работы. То, что требует волевых усилий при работе с произвольным вниманием, становится основой деятельности, переходит в устойчивое послепроизвольное внимание.  [8]

Страницы:      1

Произвольное и непроизвольное внимание: что привлекает ваше внимание

« Я так беден, что даже не могу обращать внимание » — американская народная поговорка.

Ощущение кобры – это почти мускульное, хотя и ментальное давление на предмет или объект, над которым вы поднимаетесь, капюшон развевается, чтобы блокировать отвлекающие факторы, и держите неподвижно в своем немигающем фокусе. », — Уинифред Галлахер, автор книги «Восторг: внимание и сфокусированная жизнь».

То, что мы называем «цивилизацией», существует не более нескольких тысяч лет, и во многих отношениях наша биология еще не догнала нашу культуру. Еще в наши дни кочевников-охотников-собирателей Мать-природа научила нас реагировать на окружающую среду таким образом, чтобы мы были в безопасности. Те, кто прислушивался к своим защитным инстинктам, жили, чтобы бороться в другой день и иметь детей.

Когда сухое жужжание у твоих ног означало Змея! и движение краем глаза может означать опасность, мгновенная реакция на сенсорный ввод может означать разницу между жизнью и смертью. Для большинства из нас отдаленные телефоны и люди, проходящие по коридорам, заменили такие сигналы опасности… но наши тела по-прежнему настроены на то, чтобы обращать на них мгновенное внимание.

Это примеры непроизвольного внимания — периоды, когда наш разум инстинктивно выдергивает нас из продуктивного фокуса. Непроизвольное внимание не так уж и плохо; это все еще помогает нашему выживанию и может оказаться успокаивающим, если вы не пытаетесь работать. Внезапно увидеть облако в форме НЛО или послушать спор между голубой сойкой и белкой может быть интересно или забавно. В долгосрочной перспективе это может даже дать вам продуктивные идеи.

Но непроизвольное внимание не поможет, когда нужно очистить список дел. Для этого вы должны задействовать свое произвольное внимание: продуктивный транс, который ваши предки научились использовать во время охоты, изготовления каменных орудий и возведения ферм в дикой местности. Эти три совета облегчат вам задачу.

1. Будьте здоровы . Хотя вы не всегда можете удержать фею гриппа от вызова, вы, безусловно, можете защититься от болезни — и не только с помощью лекарств. В дополнение к ежегодным прививкам от гриппа, высыпайтесь каждую ночь, избегайте чрезмерного употребления алкоголя, контролируйте свой вес и регулярно занимайтесь спортом. Как это помогает? Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас будет больше энергии, и вам будет легче сосредоточиться. Базовое хорошее здоровье также снижает уровень стресса, повышает вашу самооценку и повышает вашу производительность.

2. Блокируйте отвлекающие факторы . Вам будет легче продуктивно работать, если вы будете избегать отвлекающих факторов. Повернитесь спиной к зонам активного движения. Закрой дверь, если она у тебя есть. Если у вас проблемы со звуком, купите наушники с шумоподавлением и используйте их в сочетании с окружающим звуком: звуком грозы, белым шумом или тихой, ненавязчивой музыкой, которая не привлекает вашего внимания. Если больше ничего не работает, спрячьтесь. Найдите пустой офис вдали от основного транспортного потока, сядьте на скамейку во дворе, зайдите в Starbucks или работайте из домашнего офиса.

3. Делайте регулярные перерывы . Вы когда-нибудь чувствовали себя измотанными в конце продуктивного дня? Это потому, что сосредоточенное внимание поглощает энергию. Может показаться, что вы не усердно работаете по сравнению, скажем, с лесорубом, но постоянное мышление, узкий фокус и защита от отвлекающих факторов могут на удивление быстро разрядить ваши батареи. Но даже 15 минут, проведенные за чтением анекдотов, беседой с коллегой или наблюдением за спором глупой белки и сойки, могут дать вам отдых и зарядиться энергией. Не пропускайте обед, потому что вам нужно топливо, и постарайтесь уйти от рабочего стола во время обеденного перерыва. Это ваше время, а не компании.

Абсолютное Совершенство… НЕ

Вы никогда не сможете полностью отключить непроизвольное внимание. И вы не должны этого хотеть; оно имеет свое место. Но вам нужно иметь возможность произвольно включать свое внимание и удерживать его сосредоточенным на производительности до тех пор, пока вы не сможете позволить себе его отключить. Советы, которые я изложил здесь, могут помочь вам в этом, заработав заслуженную репутацию сверхпродуктивного сотрудника или лидера… не утомляя вас в процессе.

Создание информационного опыта для привлечения внимания и участия

Любое взаимодействие аудитории с информационным опытом начинается с выбора. Дзен Мастерс, Лайлач и Майк исследуют, какие факторы влияют на выбор.

Примечание редактора: это третий пост из серии о визуальном дизайне с данными. Читайте первую здесь, вторую здесь, четвертую здесь, пятую здесь и шестую здесь.

Любое взаимодействие аудитории с информационным опытом начинается с выбора.

Подумайте об информации, которую вы получили сегодня. Это запредельная сумма. Каждую секунду ваши глаза, уши и другие органы чувств воспринимают потоки данных об окружающем вас мире.

Например, давайте рассмотрим цифровой опыт. Цифровой опыт — это информационный опыт, который вы выбираете для взаимодействия. Когда вы прокручиваете ленту в социальных сетях, на каждом экране вы делаете выбор: продолжить прокрутку, сделать паузу, чтобы просмотреть конкретную публикацию, и, возможно, даже более глубоко погрузиться в нее, щелкнув ссылку или поделившись ею со своей сетью. Вы также делаете выбор: либо проводить там больше времени, либо заниматься чем-то совершенно другим. Та же концепция применима к данным.

Какие факторы влияют на наш выбор?

Прежде всего, важно (если это очевидно) отметить, что мы можем видеть только то, что видим. Но что-то должно привлечь наше внимание. Что-то должно выделяться из остального потока информации, которую мы постоянно получаем. Это может быть неожиданное слово или фраза, яркое изображение, пост или электронное письмо от кого-то, кого мы знаем.

То, что должно произойти дальше, немного сложнее. Здесь вы должны убедить меня, что внимание, которое вы только что заслужили, стоит больше, чем несколько секунд моего времени. Вы привлекли мое внимание; Теперь, вы можете сохранить его?

Мой ответ будет основан на моей оценке прямых и косвенных затрат моего внимания в сравнении с прямой и косвенной выгодой от результата.

Прямые и косвенные затраты на внимание:

Ввод Выход

Прямой

Сколько времени и усилий мне потребуется, чтобы разобраться с этой информацией?

Что я получу, потратив время и усилия на эту информацию?

Косвенный

Каковы альтернативные издержки получения этой информации?

Каковы негативные последствия игнорирования этого?

Удержание моего внимания означает облегчение моего восприятия информации и обещание, что я получу что-то полезное из этой информации.

Как создать дизайн для привлечения внимания (и участия)

Внимание — ваша первая цель при создании информационного опыта. Вы не сможете удержать аудиторию достаточно долго, чтобы воспринять информацию, которой вы делитесь, если вы не можете заставить их даже взглянуть на нее.

Обычно и в разговорной речи слово «внимание» часто используется для обозначения преднамеренной, постоянной концентрации — например, когда очаровательный оратор привлекает все внимание аудитории.

Когнитивная и нейропсихология выделяет два типа внимания как совершенно разные процессы — непроизвольное и произвольное внимание:

  • Непроизвольное внимание включает в себя реакцию на внешние стимулы, которые наша система обработки восприятия научилась обнаруживать. Все дело в том, чтобы замечать и фокусироваться на новых блестящих вещах.
  • Добровольное внимание включает в себя то, что мы решаем делать с упомянутой новой блестящей вещью — это осознанный выбор, который мы делаем, чтобы сосредоточиться на ней, а не на других вещах в нашем окружении.

Непроизвольное внимание: привлечение внимания

Оптимизировать информационный опыт для непроизвольного внимания часто проще, потому что это работает более универсально. На самом деле, некоторые из наиболее распространенных «лучших практик» в визуальном дизайне исходят из того, как это развивалось у людей. Назовем это набор инструментов визуального контраста . Чем больше контраст, тем легче нам замечать более важные вещи.

Сюда входят:

  1. Движение: Мы отлично умеем обнаруживать движение — эволюционное преимущество, безусловно, в дикой природе. Движущиеся объекты, особенно в стационарном поле, с огромной легкостью привлекают наше внимание. Нам даже больше нравятся диагональные линии, чем вертикальные или горизонтальные, просто потому, что они *подразумевают* движение.
  2. Цвет: Мы замечаем яркие и насыщенные цвета гораздо чаще, чем тусклые или ненасыщенные; вот почему мы склонны считать объекты более ярких цветов более важными, даже если во всех других отношениях они идентичны.
  3. Размер: Мы делаем акцент на крупных объектах, а не на более мелких. Мы также отдаем предпочтение жирному шрифту, а не легкому.
  4. Формы: Нас привлекает текст, а не абстрактные формы, особенно если текст можно интерпретировать как заголовок.

Это приводит к очевидному противоречию: вы должны использовать эти техники разумно, иначе их эффекты будут сведены на нет. Если все выделено жирным шрифтом, ничего не будет жирным. Если все движется, мы не знаем, где искать в первую очередь.

Мы можем использовать эти инструменты визуального контраста, чтобы нашей аудитории было легче заметить наши данные, а именно. Мы также можем использовать эти инструменты для оптимизации остального опыта. Частично это, конечно, выбор дизайна на уровне отдельных диаграмм. Но что еще более важно, мы можем использовать наши знания об этих инструментах, чтобы структурировать общую композицию нашего продукта — диаграмму или набор диаграмм, изображений и текста — таким образом, чтобы аудитории было легче замечать важные вещи. .

Направляйте аудиторию туда, куда вы хотите, чтобы она смотрела — часто вверху, в левом верхнем углу или в любом другом очевидном названии продукта — и покажите им, как взаимодействовать с элементами страницы, чтобы им не приходилось слишком много думать о том, где и как это сделать.

Добровольное внимание: держать вас вовлеченным

Произвольное внимание гораздо сложнее. В конечном счете, это процесс принятия решения: интересна ли мне эта блестящая новинка?

Именно в этот момент наш выбор дизайна больше не может основываться на тенденциях, универсальных для (западной) аудитории. Именно тогда мы будем делать выбор, основываясь на нашем понимании двух отношений из информационно-коммуникационного треугольника:

  • Создатель и аудитория
  • Аудитория и информационный продукт

Как мы объясняли в первой части этой серии, вы не можете напрямую контролировать отношения между аудиторией и данными, а именно, вы не можете заставить свою аудиторию обращать на это внимание. Но вы можете определить, что может помочь аудитории заинтересоваться и вовлечься.

Так как же удержать внимание аудитории? Чтобы поддержать успешный дельта-дизайн, мы предлагаем рассмотреть следующие три принципа взаимодействия :

1. Преодолеть разрыв между известным и неизвестным.

Когда мы сталкиваемся с информацией, которая удивляет нас или бросает вызов нашему нынешнему пониманию темы, она, скорее всего, разожжет наше любопытство. Отчасти это связано с тем, что наш мозг привлекает новизна. Но это также во многом связано с тем, как мы мотивированы учиться: когда мы осознаем разрыв между тем, что мы уже знаем, и тем, что мы хотим знать.

Помните ту диаграмму, показывающую прямую и косвенную стоимость внимания? Вот еще одно приложение:

Ввод Выход

Прямой

Сколько времени и усилий мне потребуется, чтобы заполнить этот пробел в знаниях?

Что я получу, изучив эту информацию?

Косвенный

Каковы альтернативные издержки, связанные с заполнением этого пробела?

Каковы негативные последствия неосведомленности?

Как только мы осознаем пробел в знаниях, возникает баланс между тем, насколько мы заинтересованы в заполнении этого пробела (и, наоборот, в том, чтобы не заполнить его), и нашей оценкой сложности и вероятности этого.

Ключевое слово здесь — баланс. Это не значит, что все должно быть настолько простым или легким, насколько это возможно. Это не означает, что мы отказываемся от всего, что не может быть понято за какое-то произвольное количество секунд.

Все дело в ценности результатов и в том, перевешивают ли они затраты на входы. Если мы достаточно заинтересованы в информации, мы будем рады потратить больше времени и умственной энергии.

И это подводит нас ко второму принципу…

2. Установите связь между незнакомым и знакомым.

Когда мы сталкиваемся с информацией, которая может относиться к нашей собственной жизни или опыту, мы с гораздо большей вероятностью захотим обратить на нее внимание. Этот принцип позволяет нам перевернуть эту шкалу затрат/выгод. Представление информации таким образом, чтобы помочь вашей аудитории увидеть связь с чем-то, что они уже понимают, может изменить то, как они видят этот пробел в знаниях.

Аналогии и метафоры облегчают усвоение новой информации. Они помогают нам понять, что на самом деле означает число — как оно на самом деле выглядит или на что похоже. Например, если друг сказал: «Я недавно похудел на 25 фунтов», вы услышите эту цифру, но, возможно, не поймете ее в контексте; если бы этот друг затем сказал: «Это эквивалент трех галлонных кувшинов молока (около 8,5 фунтов каждый), которые я больше не ношу с собой», у вас была бы гораздо более сильная, эмпатическая связь с этими данными, потому что они связано с чем-то знакомым.

Когда вы контекстуализируете информацию, аудитории становится легче понять истинный объем, масштаб, значение или срочность конкретной проблемы. Это часто называют «проблемой знаменателя»:

  • Если бы Майк сказал: «Вчера я пробежал 10 км и финишировал 11-м в общем зачете», вы бы не знали, быть впечатленным или нет, потому что вы незнакомы с ним или его беговое мастерство.
  • Если бы он сказал: «Я финишировал 11-м из 1400 участников», вы были бы более впечатлены, потому что вы знакомы с тем, как выглядят 1400 человек, и вы понимаете, насколько быстрым вам нужно быть, чтобы победить почти все из них.
  • И затем, если бы он сказал: «Я финишировал 11-м из 1400 участников, но всем остальным было 80 лет или больше», вы были бы менее впечатлены, потому что вы также знакомы с ожидаемым общим уровнем физической подготовки 80-летнего спортсмена. летний против 45-летнего.

3. Поймите связь между данными и вами, создателем.

Данные и информационный продукт не о вас. Но они начинаются с вас. Нет лучшего способа выяснить, что может быть привлекательным или интересным в наборе данных, чем подумать о ваших собственных отношениях с ним. Вы впервые столкнулись с этой информацией. Что вы нашли в нем такого интересного? И самое главное: почему вам это было интересно?

В процессе анализа мы принимаем бесчисленное количество решений. Мы не делаем их случайно; что-то в наших данных и в наших исследованиях толкало нас в разные стороны. Сделайте шаг назад и определите модели, которые вам запомнились, нити, которым вы решили следовать, и почему они важны для вас. В конце концов, если вы считаете, что это не имеет значения, то почему это должно иметь значение для всех остальных?

И в следующий раз, когда вы будете создавать информационный продукт, попробуйте эти принципы дельта-дизайна, касающиеся внимания и вовлеченности. В следующем посте мы поговорим о нашей второй цели успеха дельта-дизайна: удобстве использования.

  • Визуализации
  • Аналитик
  • Бизнес-пользователь

Подпишитесь на наш блог

В Tableau мы каждый день находим интересные новости о данных, аналитике и визуализации. Обмен этими новостями через наш блог является ключевой частью нашей миссии, чтобы помочь людям увидеть и понять свои данные. От советов по более эффективному использованию Tableau до изучения того, как обычные люди справляются с проблемами данных, блог Tableau — место для любителей данных.

Имя

Фамилия

Адрес

Country/Region- Country/Region -AfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBolivia, Plurinational State ofBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCanadaCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, the Democratic Republic of theCook IslandsCosta RicaCroatiaCuracaoCyprusCzechiaCôte d’IvoireDenmarkDiego ГарсияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГанаГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГвинсиГвинея ssauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHoly SeeHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Republic ofKosovo (Temp)KuwaitKyrgyzstanLao Peoples Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, the former Yugoslav Republic ofMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States ofMoldova, Republic ofMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, State ofPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRomaniaRwandaRéunionSaint BarthélemySaint Helena, Ascension and Tristan да КуньяСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Мартен (французская часть)Сен-Пьер и МикелонСент-Винсент и т. д. he GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandTaiwan, Province of ChinaTajikistanTanzania, United Republic ofThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks & Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited Kingdom of Great Britain and Northern ИрландияОтдаленные малые острова СШАСоединенные Штаты АмерикиУругвайУзбекистанВануатуВенесуэла, Боливарианская РеспубликаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабвеАландские острова

Регистрируясь, вы подтверждаете свое согласие на обработку ваших персональных данных компанией Salesforce, как описано в Заявлении о конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *