ореол, новизна, первичность. Способы достижения точности в межличностном восприятии.
К помехам, стоящим на пути межличностной перцепции, относятся все ее механизмы и эффекты.
Механизмы: Основные механизмы осознания себя через другого — идентификация и рефлексия.
Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между ид-ей и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.
Рефлексия. Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т.е. процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В с.п. под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Эффекты восприятия. Хорошо известны следующие эффекты восприятия людьми друг друга,
Эффект первого впечатления
выражается в том, что очень часто при оценке человека придается наибольшее значение первому впечатлению. .Эффект края —
из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.
Эффект ореола— распространение предварительно полученной информации о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола выступает в двух формах:
1) позитивная оценочная пристрастность — ореол положительный. Означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться в положительную сторону, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;
2) негативная оценочная пристрастность — ореол отрицательный. Означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.
Экспериментами установлено, что эффект ореола наиболее очевидно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект первичности в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек
.Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. Более новая информация оказывается и самой значимой.
Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.
Способы достижения точности в межличностном восприятии.
1 различные личностные тесты. Но не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека, да и тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения. Ограниченность тестов порождена тем, что в них фиксируется и измеряется заданное экспериментатором, а не то, что есть на самом деле. Всякое сопоставление, которое можно сделать с помощью тестов, — это всегда сопоставление с данными третьих лиц.
2.аналогичная проблема имеет место и в том случае, когда используют метод экспертных оценок, они также не исключают элементов субъективности.
Тем не менее и тесты, и экспертные оценки в определенных случаях принимаются в качестве внешнего критерия, хотя их применение не снимает основной трудности. Эта трудность — отсутствие возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик — заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям ее решения.
3.один из таких путей — «осмысление всей совокупности помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К таким «помехам» могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе. Однако знание этих механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.
4. то же относится и к другому ряду средств, а именно — к более пристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. В этом случае можно установить (и сделать это достаточно точно), каково соотношение характеристик воспринимающего и объекта восприятия.
В экспериментах по межличностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов, влияющих на точность межличностного восприятия в целом:
1) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя;
2) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает ранее знакомые ему личности;
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции.
Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае.
5.важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению (соловьева, 1992).
6.довольно давно в социальной психологии родилась заманчивая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей.
Они связаны с использованием для этих целей социально-психологического тренинга. Наряду с тем что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности, т.е. Точности восприятия. Произвольные представления о связи различных характеристик человека получили название «иллюзорных корреляций». Эти своеобразные «стереотипы» основываются не только на «жизненном» опыте», но часто на обрывках знаний, сведений о различных психологических концепциях, имевших распространение в прошлом (например, идей кречмера о связи типов конституции человека с чертами его характера, идей физиогномики).7.другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.
Точность межличностной перцепции
19.02.2015
При восприятии человека человеком очень велик элемент субъективизма. Одним из методов проверки межличностной перцепции на точность является личностный тест. Однако его применение с этой целью требует оговорки:
- не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека;
- тест нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности. Ограниченность тестов проявляется в том, что полученные результаты сравниваются с данными некоего третьего лица, в чем тоже просматривается элемент субъективизма.
По мнению В. И. Жукова, подобные ограничения вызывает и применение метода экспертных оценок (анализируются мнения людей, хорошо знающих объект восприятия, полученные суждения сравниваются с данными субъекта), но здесь есть преимущества: не лимитируемый выбор параметров межличностного восприятия.
Один из путей решение проблемы точности межличностной перцепции – осмысление совокупности помех, мешающих восприятию человека человеком. Можно выделить следующие факторы, мешающие правильному восприятию людей.
- Неумение различать ситуации по целям и задачам общения; по намерениям и мотивам субъектов; прогнозировать формы поведения, состояние дел, самочувствие людей.
- Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
- Наличие уже сформированных стереотипов.
- Стремление делать преждевременные заключения.
- Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
- Однажды высказанное суждение не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация.
Согласно теории Соловьевой точность восприятия можно повысить, анализируя обратную связь, что способствуют более точному прогнозу поведения партнера по общению.
В настоящее время активно развивается идея развития перцептивных способностей человека. Наиболее плодотворной оказалось использование социально психологического тренинга. Л. А. Петровской разработаны сценарии, ориентированные на повышение перцептивной компетенции.
Широко распространенные на уровне житейской психологии представления о связи физических характеристик человека и его психологических особенностей получили название иллюзорных корреляций. В основе этих стереотипов лежат не только житейские наблюдения, но и обрывки распространенных в прошлом психологических концепций (Э. Кречмер, Л. Шелдон – связь типов конституции человека с чертами характера; физиогномика и т. д.). Снять эти иллюзии тяжело даже в ходе тренинга.
Плодотворной оказалась и идея видеотренинга, которая позволяет научиться видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие.
Ключевые слова: Перцепция
Источник: Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Материалы по теме |
---|
Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний |
Понятие о социальной перцепции Немов Р.С, Социальная психология |
Социальная педагогическая перцепция Фоминова А.Н., Педагогическая психология |
Социальная перцепция. Общие закономерности Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера… |
Динамика межличностной перцепции Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,… |
Перцептивная функция общения Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Перцептивная сторона общения Андреева И.В., Социальная психология |
Предвзятость и точность в межличностных восприятиях
Восприятие людьми эмоций, мыслей и поведения других людей имеет решающее значение для определения того, как люди реагируют в межличностных контекстах. Однако наше восприятие других часто бывает предвзятым. Наше исследование изучает предикторы и последствия предвзятого восприятия в отношениях и показало, что предвзятое восприятие может иметь важные последствия для отношений и психологического благополучия.
Например, люди с выраженными депрессивными симптомами склонны недооценивать приверженность своего партнера и переоценивать негативное поведение своего партнера, что приводит к тому, что они чувствуют себя более неуверенно и подавленно. Точно так же люди с высоким уровнем избегания привязанности и недоверием к намерениям своего партнера оценивают эмоции своего партнера как более негативные, чем это оправдано, и это провоцирует более враждебное поведение во время конфликтов и повседневной жизни.
И мужчины, которые боятся, что женщины будут использовать потребности мужчин в отношениях, чтобы манипулировать ими (т. е. поддерживать враждебный сексизм), воспринимают поведение своей партнерши как более негативное, чем это оправдано, что приводит к более агрессивному поведению в отношениях. Это исследование иллюстрирует важность борьбы с предвзятым восприятием для противодействия деструктивному воздействию, которое депрессия, избегание привязанности и сексистские взгляды могут оказать на отношения.
< вернуться к исследованиям
Соответствующие публикации:
Уодделл Н. и Оверэл. NC (онлайн-аванс). Предвзятость, точность и предполагаемое сходство в оценке сексистских установок интимных партнеров. Журнал социальных и личных отношений. doi/10.1177/02654075221118546
Чанг, В.Т., и Олово, Н.К. (2022). Предвзятые воспоминания способствуют связи между стрессом и депрессивными симптомами. Эмоция, 22, 227-243. doi.org/10.1037/emo0001027
Чанг, В. Т., и Олово, Северная Каролина (2022). Тревога привязанности, точность отслеживания и предвзятая память об оценках предыдущих отношений. Личные отношения, 29, 262-282. doi.org/10.1111/pere.12417
Хоккей, А., Донован, К., Овербол, Северная Каролина, и Барлоу, Ф.К. (2022). Предвзятость проецирования образа тела в гетеросексуальных романтических отношениях: диадическое исследование. Бюллетень личности и социальной психологии, 48(7), 987-1004. doi.org/10.1177/01461672211025202
Кросс, Э.Дж., В целом, Северная Каролина, Лоу, Р.С.Т., и Хендерсон, А.М.Е. (2021). Проблемы в отношениях, согласие и предвзятость в восприятии родительской отзывчивости партнеров и функционирования семьи. Журнал семейной психологии, 35 (4), 510–522. doi.org/10.1037/fam0000812
Хаммонд, доктор медицины, и Оверел, Северная Каролина (2020). Враждебный сексизм мужчин и предвзятое восприятие поддержки партнеров: недооценка надежности, а не переоценка вызовов доминированию. Бюллетень личности и социальной психологии, 46, 1491-1506. doi.org/10.1177/0146167220907475
В целом, Н.К., Кларк, М.С., Флетчер, Г.Дж.О., Питерс, Б.Дж., и Чанг, В.Т. (2020). Повышает ли выражение эмоций точность восприятия негативных эмоций во время взаимоотношений? Эмоции, 20, 353-367 . doi.org/10.1037/emo0000653
Питерс, Б.Дж., и Олово, Северная Каролина (2020). Представления об эмоциональном подавлении романтических партнеров скорее предвзяты, чем точны. Эмоции, 20, 1485-1489. doi.org/10.1037/emo0000679
Кросс, Э.Дж., В целом, Северная Каролина, Лоу, Р.С.Т., и Макналти, Дж.К. (2019). Взаимозависимость сексизма и власти: враждебный сексизм мужчин, предвзятое восприятие низкой власти и агрессия в отношениях. Журнал личности и социальной психологии, 117, 338-363. doi.org/10.1037/pspi0000167
Chang, VT, General, NC, Madden. Х. и Лоу, Р.С.Т. (2018). Тенденции экспрессивного подавления, предвзятость проекций в памяти о негативных эмоциях и самочувствии. Эмоция . doi.org/10.1037/emo0000405
В целом, Северная Каролина, Флетчер, Г.Дж.О., Симпсон, Дж.А., и Фило, Дж. (2015). Ненадежность привязанности, предвзятое восприятие негативных эмоций романтических партнеров и враждебное поведение в отношениях. Журнал личности и социальной психологии. 108 (5): 730-749. doi.org/10.1037/a0038987 Загрузить PDF
Хаммонд, доктор медицины, и В целом, Северная Каролина (2013). Враждебный сексизм мужчин и предвзятое восприятие интимных партнеров: воспитание неудовлетворенности и негативного поведения в близких отношениях. Бюллетень личности и социальной психологии , 39, 1585-1599. doi.org/10.1177/0146167213499026 Загрузить PDF
В целом, Н. К. и Хаммонд, доктор медицины (2013). Предвзятость и точность: Депрессивные симптомы и повседневные ощущения в интимных отношениях. Бюллетень личности и социальной психологии, 39 , 636-650. doi.org/10.1177/0146167213480188 Скачать PDF
В целом, Н.К., Флетчер, Г.Дж.О., и Кенни, Д.А. (2012). Когда предвзятость и неуверенность способствуют точности: Предвзятость среднего уровня и точность отслеживания в обсуждениях конфликтов пар. Бюллетень личности и социальной психологии, 38, 642-655 . doi.org/10.1177/0146167211432764 Загрузить PDF
Фризен, доктор медицины, Флетчер, Г.Дж.О., и Оверэл, Северная Каролина (2005). Диадическая оценка прощения в интимных отношениях. Личные отношения, 21, 61-77. doi.org/10.1111/j.1350-4126.2005.00102.x Загрузить PDF
Смотрите это место… у нас есть другие исследования, которые будут опубликованы в ближайшее время, в которых рассматриваются предикторы и последствия предвзятого восприятия.
Точность цели (Дэвид А. Кенни)
Межличностное восприятие: Точность цели (Дэвид А. Кенни)Дэвид А. Кенни
5 апреля 2021 г.
Глава 6 из Межличностный
Восприятие: основа социальных отношений . См. также стр. 63-71 в главе 3.
Точность цели измеряется степенью связи между тем, как воспринимающий видит цель, и тем, какова цель на самом деле (т. е. правдой). В нотации Лэнга она обозначается как A(B) = B. Очень часто ее называют просто точностью , но полезно называть ее целевой точностью , чтобы отличить ее от других форм точности, т.е. точность.
Основным препятствием в исследовании точности цели является
получение меры фактического положения цели по признаку: если Джон
говорит, что Марк дружелюбен, откуда мы знаем, дружелюбен Марк или нет? Некоторые исследователи считали, что измерить фактическое положение цели по признаку настолько сложно, что от исследований точности следует отказаться. К счастью, как утверждают Уильям Суонн (1984) и другие, этого не произошло.
Основными способами измерения правды являются самоотчеты жертвы, отчеты знающих информаторов (например, супруги или близких друзей), наблюдения за поведением жертвы и средний рейтинг других. Принято считать, что лучше всего использовать поведенческие рейтинги, но их трудно собрать. Что обычно рекомендуется, так это мультиметодный подход к измерению истины. Например, Боркенау и его коллеги в 2004 году использовали оценки наблюдателей, самооценку и оценки близких друзей.
Независимо от того, как измеряется истина, ее можно утверждал, что истина сама по себе является рейтингом. Даже поведенческие показатели рейтинг наблюдателя. Круглански в 1989 году утверждал, что точность имеет особое значение. тип консенсуса; то есть точность представляет собой соответствие между два набора оценок. Один набор оценок рассматривается как «стандарт», с которым сравнивается другой.
Если мы подумаем о точности как о корреляции, мы можем вычислить эту корреляцию двумя совершенно разными способами. Во-первых, мы можем вычислить корреляцию между целями, которая называется номотетическая корреляция . Например, мы можем спросить, считают ли воспринимающие цель дружественной, является ли эта цель дружественной? Во-вторых, мы можем заглянуть в оценки объекта восприятия по множеству характеристик и спросить, согласуются ли эти суждения с истиной, что называется идеографической корреляцией . Обратите внимание, что единицей этой корреляции является признак, и точность может быть измерена для одного воспринимающего. На этой странице обсуждается номотетический подход, а на следующей странице обсуждаются индивидуальные различия в точности.
Начиная с статьи Ли Кронбаха в 1955 году, точность
исследователям пришлось столкнуться с проблемой, что рейтинги цели должны быть разложены на
компонентов, и эта точность является соответствием между этими компонентами. Кронбах предложил четыре типа точности воспринимающего, который оценивает несколько
цели по нескольким трейтам:
- ВЫСОТА: переписка между средней оценкой воспринимающего и средней оценкой по мера критерия (истина).
- ДИФФЕРЕНЦИАЛ ВЫСОТА: соответствие между различиями средних оценок по признакам двух целей с соответствующей разницей в критерии.
- СТЕРЕОТИП ТОЧНОСТЬ: соответствие между различиями средних оценок по мишеням двух признаков с соответствующей разницей в критерии.
- ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТОЧНОСТЬ: соответствие между оценкой воспринимающего и критерием с средства цели и черты удалены.
Разложение дисперсии модели социальных отношений отличается от Кронбаха. Он смотрит на рейтинги воспринимающих и цели для каждого признака, тогда как разложение Кронбаха рейтинги целей и черт для каждого воспринимающего. Использование социальных отношений Модель для изучения точности, основное внимание уделяется не тому, кто более точен (т. е. идеографическая точность), а а каков уровень точности в восприятии человека и когда люди точны (т. е. номотетическая точность).
Критика Кронбахом исследования точности имела разрушительный эффект. воздействие на площадь. По сути, это убило исследование точности на целое поколение. Исследователи считали, что либо точность слишком сложна для измерения (что-то это могло быть правдой в то время, но уже не так), что это было невозможно измерять (что неверно), или такой точности не существовало (что может или может быть неправдой, но, вероятно, это не так). Суть критики Кронбаха заключается в том, что точность не является глобальной, а является соответствием между компонентами.
В пределах
Социальный
В модели отношений существует четыре типа целевой точности: воспринимающая, обобщенная, диадическая и постоянная целевая точность.
- ТОЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ : корреляция между тем, как человек склонен видеть других в целом, и тем, как другие обычно ведут себя с этим человеком.
- ОБЩАЯ ТОЧНОСТЬ : корреляция между тем, как человека обычно видят другие, и тем, как этот человек обычно себя ведет.
- ДИАДИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ : корреляция между тем, как человек однозначно воспринимается кем-то, и тем, как этот человек уникально ведет себя с этим кем-то.
- ТОЧНОСТЬ ВЫСОТЫ : соответствие между средним восприятием и средним поведением.
Уильям Суонн (1984) утверждал, что воспринимающие должны быть особенно точными в предсказании того, как другие будут вести себя при взаимодействии с воспринимающим, что Суонн назвал ограниченной точностью . С точки зрения SRM ограниченная точность подразумевает, что должна быть диадическая точность.
Было проведено три исследования SRM, в которых измерялась точность цели с использованием поведенческого критерия достоверности. Первыми были Левеск и Кенни (1993), которые рассмотрели экстраверсию при нулевом знакомстве. Они обнаружили, что общая точность составляет 0,56, но нет доказательств диадной точности или точности восприятия. Эти результаты согласуются с работой Амбади и Розенталя (1993), согласно которой суждения, основанные на «тонких срезах» поведения, обладают удивительной достоверностью.
Второй кабинет, Kenny, Kieffer, Smith, Ceplenski, and Kulo (1996) исследовали конкурентоспособность и экстраверсию в группах членов братства, которые играли в соревновательную игру. Опять же, общая точность была обнаружена как для конкурентоспособности (0,43), так и для экстраверсии (0,63), но не для диадической точности или точности восприятия.
В третьем исследовании Кенни, Уэста, Силлессена, Кои, Доджа, Хаббарда и Шварца (2007) изучались 10-летние мальчики и их восприятие агрессивности. Агрессивное поведение измеряли по поведенческим наблюдениям в контролируемой обстановке в течение часа свободной игры. Результаты показали общую точность 0,56 и отсутствие признаков диадной точности или точности восприятия.
Нас удивил тот факт, что все три исследования не смогли найти диадную точность. Однако, как описано на страницах 226-227 в Главе 8 Межличностные Perception: The Foundation of Social Relationships есть свидетельства, хотя и косвенные, диадной точности.
Используя модель PERSON, целевая точность, измеренная для отдельной асимптоты, составляет 0,63, независимо от значения параметров ядра истины. Где она начинается при нулевом знакомстве, зависит от зерна правды. Учитывая значения S и R, оценка параметра ядра правды составляет 0,36. Однако в некоторых случаях зерно истины лучше назвать крупицей лжи; то есть стереотип ложен, что приводит к отрицательной корреляции между стереотипом и правдой. Изучите рисунок 6.1 на странице 166 из 9.0102 Межличностный
Восприятие: Основа социальных отношений , чтобы увидеть различные отношения между знакомством и точностью для различных значений m , параметра ядра истины. При сильном зерне истины отношение относительно плоское, но при наличии крупицы лжи точность изначально отрицательная. Обратите внимание, что независимо от ядра правды примерно после 15 или около того действия ядро истины мало или совсем не действует. Обратите также внимание на то, что увеличение знакомства очень мало влияет на точность.
Оценка точности модели PERSON при длительном знакомстве составляет 0,63, что значительно выше наблюдаемого значения. Разницу можно объяснить ненадежностью поведенческих оценок, межконтекстными различиями в компоненте Р, которых недостаточно для объяснения разрыва, и наличием множества детерминант поведения помимо интересующей черты.
Каково же тогда соотношение между суждением воспринимающего и истиной? Если мы возьмем 0,60 в качестве оценки обобщенной точности и 0,40 в качестве оценки консенсуса, это приведет к корреляции 0,32. Это примерно соответствует точности в 66 процентах случаев, где 50 — это шанс. Это значение очень близко к оценке Даннинга и его коллег в 68% (19%).90), когда людей просили сделать прогнозы о чьем-то поведении.
Боркенау, П., Мауэр, Н. Риманн, Р. Спинат, Ф. М. и Англейтнер, А. (2004). Тонкие срезы поведения как признаки личности и интеллекта. Журнал личности и социальной психологии, 86 , 599-614.
Кронбах, Л. Дж. (1955). Процессы, влияющие на баллы о «понимании других» и «предполагаемом сходстве». Психологический вестник, 52, 177-193
Даннинг, Д., Гриффин, Д.В., Милойкович, Дж.Д., и Росс, Л. (1990). Эффект самоуверенности в социальном предсказании. Journal of Personality and Social Psychology , 58 , 568-581.
Фундер, округ Колумбия (1995). О точности суждения о личности: реалистичный подход. Психологический обзор, 102 , 652-670.
Кенни, Д. А., Киффер, С., Смит, Дж., Чепленски, П., и Куло, Дж. (1996). Ограниченная точность среди хорошо знакомых лиц. Журнал экспериментальной социальной психологии, 32, 1-12.
Кенни, Д. А., Уэст, Т. В., Силлессен, А. Х. Н., Кои, Дж. Д., Додж, К. А., Хаббард, Дж. А., и Шварц, Д. (2007). Точность в суждениях об агрессивности. Бюллетень личности и социальной психологии, 33 , 1225-1236.
Круглански, А. В. (1989). Психология быть «правым»: Проблема точности в социальном восприятии и познании.