можно ли измерить умственные способности — T&P
Тема интеллекта — одна из самых противоречивых и неоднозначных в психологии: среди ученых нет согласия даже относительно его общего определения. Что это — отдельная способность или сочетание разных талантов? Пол Клейнман, автор книги «Психология. Люди, концепции, эксперименты», недавно вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», вспоминает основные теории, классификации и тесты, связанные с уровнем интеллекта. «Теории и практики» публикуют отрывок из книги.
По большей части психологи согласны в том, что интеллект представляет собой способность мыслить логически и рационально, решать задачи, понимать социальные нормы, традиции и ценности, анализировать ситуации, учиться на своем опыте и преодолевать жизненные трудности. Но они до сих пор не могут решить, можно ли точно оценить интеллект. Для решения этой задачи ученые пытаются ответить на следующие вопросы:
— Передается ли интеллект по наследству?
— Влияют ли на интеллект внешние факторы?
— Представляет ли интеллект наличие ряда навыков и способно-
стей или какой-то одной конкретной способности?
— Следует ли считать тесты IQ (тесты на коэффициент умственного
развития) предвзятыми?
— Можно ли с помощью этих тестов оценить интеллект?
Сегодня существует множество теорий, объясняющих, что такое интеллект. Перечислим некоторые из них — наиболее значимые.
Общий интеллект
Пол Клейнман, «Психология. Люди, концепции, эксперименты»
Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор, или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.
Первичные интеллектуальные способности
По мнению психолога Луиса Терстоуна, существует семь «первичных интеллектуальных способностей», которые определяют интеллект человека: словесное понимание, речевая беглость, числовое, пространственное и индуктивное восприятие, скорость восприятия и ассоциативная память.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
Множественный интеллект
Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие. Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.
Триархическая теория интеллекта
Согласно теории интеллекта психолога Роберта Стернберга, существует три разных фактора интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать задачи), творческий, или опытный (способность справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и имеющиеся навыки), и практический, или контекстуальный (способность адаптироваться к изменениям окружающей среды).
Тесты на оценку интеллекта
Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными. Перечислим их в хронологическом порядке.
Тест Бине — Симона (1905 год)
В 1885 году правительство Франции предложило французскому психологу Альфреду Бине разработать тест для оценки уровня интеллектуального развития детей. В стране только что были приняты законы, обязывающие всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет посещать школу, поэтому потребовался тест для отсева тех, кто нуждался в особых условиях обучения. Бине и его коллега Теодор Симон составили ряд вопросов на темы, не связанные непосредственно со школьным образованием. Помимо разных других способностей, они оценивали память, внимание и умение решать задачи. Бине обнаружил, что некоторые дети отвечают на более сложные вопросы, больше подходящие для старшего возраста, тогда как их ровесники могли ответить только на вопросы, предназначенные для детей помладше. На основе своих наблюдений Бине разработал концепцию умственного возраста — инструмент, позволяющий оценивать интеллект на основе среднестатистических способностей детей определенной возрастной группы. Шкала Бине — Симона была первым тестом оценки интеллектуального развития и послужила основой для всех тестов, используемых сегодня.
© Luke Choice
Тест интеллекта Стэнфорд — Бине (1916 год)
После того как о шкале Бине — Симона узнали в США, психолог из Стэнфордского университета Льюис Терман стандартизировал ее и начал использовать для тестирования американских детей. Адаптированная версия под названием «Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» была опубликована в 1916 году. В этом тесте используется единый показатель — коэффициент умственного развития (IQ — intelligence quotient), который рассчитывается путем деления умственного возраста тестируемого на его реальный возраст и последующего умножения полученного числа на 100.
Армейские альфа- и бета-тесты (1917 год)
С началом Первой мировой войны у армии США возникла потребность в оценке умственных способностей огромного количества призывников. Для решения этой сложной задачи психолог Роберт Йеркс (в то время президент Американской психологической ассоциации и председатель Комитета по психологической экспертизе рекрутов) разработал два теста, получившие название «Армейский альфа-тест» и «Армейский бета-тест». Их прошли более двух миллионов человек; так армейские кадровые службы определяли, какие задачи можно поручить новобранцу и какую должность он способен занять.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
Шкалы интеллекта Дэвида Векслера (1955 год)
В 1955 году психолог Дэвид Векслер разработал очередной тест на оценку уровня интеллектуального развития — Шкалу интеллекта Векслера для взрослых. Впоследствии он был доработан, и сегодня используется модифицированный третий вариант.
Если в тесте Стэнфорд — Бине уровень интеллекта рассчитывается на основе умственного и истинного возраста человека, то при тестировании по Шкале интеллекта Векслера для взрослых балл тестируемого сравнивается с показателями других людей его возрастной группы. Средний показатель равен 100. Сегодня этот инструмент считается стандартным методом тестирования интеллектуального развития человека.
Понятие и основные теории интеллекта — Юридическая психология
В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего.
С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.
Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, — все это сфера действия интеллекта.
К основным теориям интеллекта можно отнести:
- Психометрические теории интеллекта
- Иерархические теории интеллекта
- Когнитивные теории интеллекта
- Множественные теории интеллекта
- Гештальт-психологическая теория интеллекта
- Этологическая теория интеллекта
- Операциональная теория интеллекта
- Структурно-уровневая теория интеллекта
Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов.
Психометрические теории интеллекта:
- Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана.
- Теория первичных умственных способностей.
- Кубическая модель структуры интеллекта.
Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана. Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, он обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирманом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов — общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмана — двухфакторная теория интеллекта.
Основной постулат теории Ч. Спирмана остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями.
Теория первичных умственных способностей. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. Структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.
В работах последователей Л. Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.
Кубическая модель структуры интеллекта. Наибольшее число характеристик, лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, было названо Дж. Гилфордом. Согласно теоретическим представлениям Дж. Гилфорда, выполнение любой интеллектуальной задачи зависит от трех компонентов — операций, содержания и результатов.
Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи.
Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).
Результаты — то, к чему в итоге приходит человек, решающий интеллектуальную задачу, могут быть представлены в виде единичных ответов, в виде классов или групп ответов. Решая задачу, человек может также найти соотношение между разными объектами или понять их структуру (систему, лежащую в их основе). Он может также преобразовать конечный результат своей интеллектуальной деятельности и выразить его совершенно в другой форме, нежели та, в которой давался исходный материал. Наконец, он может выйти за рамки той информации, которая ему дана в тестовом материале, и найти значение или скрытый смысл, лежащий в основе этой информации, что и приведет его к правильному ответу.
Сочетание этих трех компонентов интеллектуальной деятельности — операций, содержания и результатов — образует 150 характеристик интеллекта (5 видов операций умножить на 5 форм содержания и умножить на 6 видов результатов, т.е. 5x5x6= 150). Для наглядности Дж. Гилфорд представил свою модель структуры интеллекта в виде куба, что и дало название самой модели. Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подвергается сомнению, а сама идея Дж. Гилфорда о существовании 150 отдельных, не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик, не встречает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индивидуальных различий: они согласны с тем, что все многообразие интеллектуальных характеристик нельзя сводить к одному общему фактору, но составление каталога из полутора сотен факторов представляет собой другую крайность. Необходимо было искать способы, которые помогут упорядочить и соотнести друг с другом разнообразные характеристики интеллекта.
К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллектуальные характеристики как иерархически организованные структуры.
В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт опубликовал теоретическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует 5 уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и моторные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами выработки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема С. Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик.
Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американский исследователь Раймонд Кэттел. Р. Кэттел и его коллеги предположили, что отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Л. Терстона или независимые факторы Дж. Гилфорда), при вторичной факторизации объединятся в две группы или, в терминологии авторов, в два широких фактора. Один из них, названный кристаллизованным интеллектом, связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком – «кристаллизованы» в процессе обучения. Второй широкий фактор — флюидный интеллект — меньше связан с обучением и больше — со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями.
И кристаллизованный и флюидный интеллект оказались достаточно общими характеристиками интеллекта, определяющими индивидуальные различия в выполнении широкого набора интеллектуальных тестов. Таким образом, структура интеллекта, предложенная Р. Кэттелом, представляет собой трехуровневую иерархию. Первый уровень представляют собой первичные умственные способности, второй уровень — широкие факторы (флюидный и кристаллизованный интеллект) и третий уровень — общий интеллект.
Подводя итоги работам, в которых предлагались иерархические структуры интеллекта, можно сказать, что их авторы стремились уменьшить число конкретных интеллектуальных характеристик, которые постоянно появляются при исследовании интеллектуальной сферы. Они пытались выделить вторичные факторы, которые являются менее общими, чем фактор g, но более общими, чем разные интеллектуальные характеристики, относящиеся к уровню первичных умственных способностей. Предлагаемые методы исследования индивидуальных различий в интеллектуальной сфере представляют собой тестовые батареи, которые диагностируют психологические характеристики, описываемые именно этими вторичными факторами.
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта. В качестве показателей процесса обработки информации (в качестве компонентов этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе — время реакции, мозговые ритмы, различные физиологические реакции. Как правило, в качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности в исследованиях, проводящихся в контексте когнитивных теорий, используются различные скоростные характеристики.
Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, которая впервые была опубликована свыше двух десятилетий в его книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта», раскрывает один из возможных образов индивидуализации образовательного процесса. Эта теория получила всемирное признание, как одна из наиболее новаторских теорий познания интеллекта человека. Теория множественного интеллекта подтверждает то, с чем педагоги имеют дело каждый день: люди мыслят и учатся многими разными образами.
Теория тройственного интеллекта. Автор этой теории, американский исследователь Роберт Стернберг, считает, что целостная теория интеллекта должна описывать три его аспекта — внутренние компоненты, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуативный интеллект). В компонентном интеллекте Р. Стернберг выделяет три вида процессов или компонентов. Исполнительские компоненты представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговременной памяти; они связаны также со счетом и со сравнением объектов. Компоненты, связанные с приобретением знаний, обусловливают процессы получения новой информации и ее сохранения. Метакомпоненты контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуаций. Как показали исследования Р. Стернберга, успешность решения интеллектуальных задач зависит, прежде всего, от адекватности используемых компонентов, а не от скорости обработки информации. Часто более успешное решение оказывается связанным с большими затратами времени.
Теория многих интеллектов. В теории Ховарда Гарднера, как и в описанных здесь теориях Р. Стернберга и Г. Айзенка, используется более широкое представление об интеллекте, нежели то, которое предлагают психометрические и когнитивные теории. Х. Гарднер считает, что единого интеллекта не существует, а есть, как минимум, 6 отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта — лингвистический, логико-математический и пространственный. Три другие, хотя и могут показаться на первый взгляд странными и не относящимися к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Х. Гарднера, такого же статуса, как и традиционные интеллекты. К ним относятся музыкальный интеллект, кинестетический интеллект и личностный интеллект.
Музыкальный интеллект связан с ритмом и слухом, лежащими в основе музыкальных способностей. Кинестетический интеллект определяется по способности управлять своим телом. Личностный интеллект подразделяется на два — внутриличностный и межличностный. Первый из них связан со способностью управлять своими чувствами и эмоциями, второй — со способностью понимать других людей и прогнозировать их действия.
Одна из первых попыток построения объяснительной модели интеллекта была представлена в гештальт-психологии, в рамках которой природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого подхода были заданы В. Кёлером. В качестве критерия наличия интеллектуального поведения у животных он рассматривал эффекты структурности: возникновение решения связано с тем, что поле восприятия приобретает новую структуру, в которой схватываются соотношения между элементами проблемной ситуации, важные для ее разрешения. Само решение при этом возникает внезапно, на основе практически мгновенного переструктурирования образа исходной ситуации (это явление получило название инсайта). Впоследствии М. Вертгеймер, характеризуя «продуктивное мышление» человека, также на первый план вывел процессы структурирования содержания сознания: группирование, центрирование, реорганизацию наличных впечатлений.
Основной вектор, по которому идет перестройка образа ситуации, — это его переход к «хорошему гештальту», то есть предельно простому, ясному, расчлененному, осмысленному образу, в котором в полном объеме воспроизводятся все основные элементы проблемной ситуации, в первую очередь, ее ключевое структурное противоречие. В качестве современной иллюстрации роли процесса структурирования образа можно использовать известную задачу «четыре точки»: «даны четыре точки. Нужно перечеркнуть их тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги, и вернуться при этом к начальной точке». Принцип решения данной задачи состоит в том, чтобы перестроить образ: уйти от образа «квадрата» и увидеть продолжение линий за пределами точек. Короче говоря, отличительным признаком включенности в работу интеллекта является такая реорганизация содержания сознания, благодаря которой познавательный образ приобретает «качество формы».
Особое место в гештальт-психологической теории занимали исследования К. Дункера, которому удалось описать решение задачи с точки зрения того, как изменяется содержание сознания испытуемого в процессе нахождения принципа (идеи) решения. Ключевая характеристика интеллекта — инсайт (внезапное, неожиданное уяснение сути проблемы). Чем глубже инсайт, то есть чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. По словам Дункера, глубочайшие различия между людьми в том, что мы называем умственной одаренностью, имеют свою основу именно в большей или меньшей легкости переструктурирования мыслимого материала. Таким образом, способность к инсайту (то есть способность быстро перестраивать содержание познавательного образа в направлении выявления основного проблемного противоречия ситуации) и является критерием развития интеллекта.
По мнению У. Чарлсворза, сторонника этологического подхода в объяснении природы интеллекта, отправной точкой в его исследованиях должно стать изучение поведения в естественной среде. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для лучшего понимания адаптационных функций интеллекта он предлагает разграничить понятие «интеллект», включающее наличные знания и уже сформировавшиеся когнитивные операции, и понятие «интеллектуальное поведение», включающее средства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям, в том числе и когнитивные процессы, которые организуют и контролируют поведение.
Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел У. Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.
Любопытно, что этологический подход (с его ориентацией на изучение интеллектуальной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения) вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную теорию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и научного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую и практическую направленность и, с другой стороны, мотивирован потребностями и желаниями. Таким образом здравый смысл ситуационно-специфичен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясняется его ключевая роль в организации адаптационного процесса.
Согласно Ж. Пиаже, интеллект — это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение — в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой.
Развитие интеллекта — это стихийный, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка.
Следовательно, интеллектуальное развитие — это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д.), автоматизированность (непроизвольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, «мгновенность» актуализации).
Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Ананьева. В качестве исходной выступала идея о том, что интеллект — это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. В рамках данной теории получил развитие тезис об интеллекте как эффекте межфункциональных связей основных познавательных процессов на разных уровнях познавательного отражения. В частности, в рамках эмпирического исследования изучались такие познавательные функции, как психомоторика, внимание, память и мышление, которые и рассматривались как компоненты интеллектуальной системы.
Экспериментальные исследования Б. Ананьева и его сотрудников позволили им сделать ряд важных заключений, касающихся функционально-уровневого устройства интеллекта.
Б. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта.
Объяснение ключевых теорий интеллекта
Ученые изучают мозг на протяжении сотен лет, и они только коснулись поверхности. Нам еще предстоит выяснить, на что способна эта замечательная масса современного биологического материала.
На протяжении многих лет разные психологи предлагали конкурирующие теории интеллекта. Эти теории оказались полезными для нашего понимания мозга.
Узнайте, что представляют собой ключевые теории интеллекта и что по этому поводу говорят ученые и психологи:
- Какие существуют теории интеллекта?
- Почему существует так много теорий интеллекта?
- Какова лучшая теория интеллекта?
Вы можете обнаружить свои индивидуальные когнитивные способности, которые помогут вам на пути к лучшему контролю над собственной жизнью. И когда вы это сделаете, вы сможете отточить свои навыки, шагнуть в свое истинное «я» и прожить свою жизнь с места большего самосознания.
Что такое теории интеллекта?
Интеллект сложно определить. Но в широком смысле его можно рассматривать как меру способности человека овладеть определенной когнитивной функцией, такой как решение проблем, логическое мышление и самосознание.
Моя работа заключается в преодолении. Речь идет о прекращении этого массового гипноза о том, что нас недостаточно, что мы недостаточно умны, что мы недостаточно хороши. Я хочу разрушить и разрушить это ограничивающее убеждение.
— Джим Квик, тренер Mindvalley’s Супермозг Квест
Вот основные конкурирующие теории интеллекта, которые помогут вам понять различные когнитивные способности, которыми вы можете обладать:
- Двухфакторная теория интеллекта Спирмена
- Триархическая теория интеллекта Штернберга
- Теория множественного интеллекта Гарднера
Давайте подробнее рассмотрим каждый из них:
1.
Двухфакторная теория интеллекта Спирмена Чарльз Спирмен, английский психолог, заметил, что учащиеся, которые преуспели в одной предметной области, как правило, преуспевали в соответствующих предметах.Он пришел к выводу, что люди обладают обобщенной формой интеллекта, известной как «g-фактор», который может привести к другим специализированным формам интеллекта, измеряемым «s-фактором».
G-фактор представляет собой сумму баллов s-фактора, которые измеряют способности человека в одной конкретной области. Общепринятые s-факторы интеллекта включают:
- Память,
- Внимание,
- Вербальное понимание,
- Пространственные навыки и
- Отвлеченные рассуждения.
g-фактор и s-фактор являются двумя частями двухфакторной теории интеллекта Спирмена.
Тесты IQ, измеряющие общие когнитивные способности, основаны на его теории общего интеллекта.
2. Триархическая теория интеллекта Штернберга
Американский психолог Роберт Стернберг сделал себе имя, предложив триархическую теорию интеллекта.
- Аналитический интеллект относится к способности человека оценивать информацию и использовать дедуктивные рассуждения для получения правдоподобных решений.
- Творческий интеллект опирается на способность человека создавать что-то из ничего или делать что-то уникальным и новым способом.
- Практический интеллект — это интеллект здравого смысла, обычно называемый «уличным умом».
Штернберг считал, что сбалансированное измерение всех трех форм интеллекта приведет к величайшему жизненному успеху.
3. Теория множественного интеллекта Гарднера
Говард Гарднер — американский психолог, который впервые предложил свою теорию в 1980-х годах. В отличие от двух теорий интеллекта, которые мы только что рассмотрели, теория Гарднера предлагает девять различных типов интеллекта.
Он опровергает стандартный психологический взгляд на обобщенный интеллект, предлагая девять уникальных форм интеллекта:
Естественный интеллект
«Естественный интеллект» — это интеллект природного мира. Люди, обладающие естественным интеллектом, остро чувствуют природу, рождаются первооткрывателями и имеют сильную связь с Матерью-природой.
Музыкальный интеллект
Люди с музыкальным интеллектом имеют естественную тягу ко всему акустическому и музыкальному. У них есть талант к распознаванию звука, высоты тона, ритма и тембра.
Логико-математический интеллект
Мы все знакомы с этой формой интеллекта. Если вы обладаете логическим интеллектом, вы можете использовать дедуктивный анализ, логические рассуждения и исполнительное планирование в своих интересах. Люди с такой формой интеллекта хорошо работают с числами и умеют решать проблемы.
Экзистенциальный интеллект
Те, кто обладает экзистенциальным интеллектом, умеют решать важные вопросы жизни:
- Что такое жизнь?
- Откуда это?
- Кто я?
- Что мне делать со своей жизнью?
Если вы обладаете экзистенциальным интеллектом, у вас философский склад ума, и вы без проблем сталкиваетесь с абстрактными концепциями и теориями.
Межличностный интеллект
Если вы обладаете большими способностями к межличностному общению, вы обладаете эмоциональным интеллектом. Люди с таким интеллектом обладают естественной способностью понимать мысли, действия и мотивы других.
Телесно-кинестетический интеллект
Этот тип интеллекта проявляется у тех, кто хорошо контролирует свое физическое тело. Многие танцоры, спортсмены и физиотерапевты обладают кинестетическим интеллектом. Эти люди овладели контролем над своей физической формой и являются эффективными физическими коммуникаторами.
Лингвистический интеллект
Люди с лингвистическим интеллектом — искусные мастера слова. Они могут с легкостью использовать слова для передачи различных чувств, идей и теорий. У них также есть предрасположенность к визуальному обучению, поэтому они могут быстро осваивать новые языки.
Внутриличностный интеллект
Внутриличностный интеллект — это интеллект самого себя. Истинное самосознание редко встречается в современном мире, и люди с внутриличностным интеллектом знают себя лучше, чем кто-либо другой. Это интеллект самоанализа и самопознания.
Зрительно-пространственный интеллект
Обладающие зрительно-пространственным интеллектом хорошо относятся к окружающему миру. Они прирожденные навигаторы и обладают острым пониманием визуального мира. Они часто улавливают мелкие детали, о которых другие не подозревают, и могут мысленно манипулировать трехмерными изображениями.
Почему существует так много теорий интеллекта?
Поскольку существуют разные аспекты теорий интеллекта, невозможно рассмотреть их все. Это происходит потому, что психологические теории склонны классифицировать одно понятие с нескольких точек зрения.
Учитывая популярность предмета интеллекта, ученые изучали его с разных сторон и нашли различные способы его измерения.
Кроме того, важно иметь более доступные методы проверки интеллекта, потому что не существует универсального подхода. Люди разные и демонстрируют разные способы выражения своих когнитивных способностей; поэтому один стандартный, обобщенный тест для всех не может быть точным.
У всех нас есть огромный внутренний потенциал, неиспользованные уровни силы, интеллекта и сосредоточенности, и ключом к активации этих сверхспособностей является безграничность себя.
— Джим Квик, тренер Mindvalley Superbrain Quest
Какова лучшая теория интеллекта?
Мы рассказали вам о трех различных теориях интеллекта. Итак, вопрос: какая теория лучше?
Реальность такова, что не существует универсального решения, когда дело касается интеллекта.
Теория обобщенного интеллекта Спирмена остается одной из самых признанных, но более новые теории, такие как теории Гарднера и Штернберга, предлагают новые и многообещающие идеи.
Хотя тесты IQ остаются стандартным тестом интеллекта, это не всегда так. По мере того как наш мир меняется и продолжают появляться новые теории интеллекта в психологии, мы можем обнаружить, что наши предположения о человеческом интеллекте не совсем то, что мы когда-то думали.
Ваш интеллект не только податлив, но и зависит от вашей способности развивать мышление роста.
— Джим Квик, тренер Mindvalley Superbrain Quest
Раскройте свою безграничность
Настроившись на великую силу своего интеллекта, вы сможете раскрыть свой безграничный потенциал. И лучшая часть всего этого заключается в том, что чем больше вы будете использовать это, тем больше вам придется открывать.
Mindvalley может служить проводником на этом пути. Вы можете начать свое путешествие по раскрытию экстраординарных способностей вашего мозга с трансформационных квестов, таких как Супермозг Джим Квик.
- Расширьте возможности своей памяти и объем знаний, которые вы можете усвоить.
- Изучите лучшие методы обучения для достижения максимальных результатов.
- Станьте экспертом в заботе о своем мозге.
К , разблокировав сегодня бесплатный доступ , вы сможете попробовать занятия из этой программы и многие другие. А если вы застряли на пути, вы можете погрузиться в библиотеку медитаций и подкастов с гидом, которые вдохновят вас идти дальше.
Добро пожаловать.
Теории интеллекта: Гарднер и Триархия
Что делает человека умным? Бывало ли так, что кто-то когда-нибудь удивлял вас удивительно проницательным замечанием в одной области, но демонстрировал полное отсутствие навыков в другой области? Почему мы преуспеваем в одних областях, но чувствуем себя не в своей тарелке в других? Является ли интеллект статичным, фиксированным элементом или он имеет глубокие нюансы и динамичен? Давайте более подробно рассмотрим интеллект ниже. Вы можете просто обнаружить, что вы более (или менее!) умны, чем вы думаете.
- Что такое теория множественного интеллекта Гарднера?
- Что такое теория эмоционального интеллекта Гоулмана?
- Что такое триархическая теория интеллекта
Теории интеллекта в психологии
Ранние исследования интеллекта, проведенные психологом Чарльзом Спирменом, были сосредоточены на одной общей единице измерения, известной как g-фактор. Исследователи обнаружили, что те, кто набрал высокие баллы в тестах на способности по одному предмету, часто набирали высокие баллы по другим предметам. Это привело их к мысли, что интеллект можно понимать как единую общую единицу, g. G-фактор можно наблюдать и в других сферах жизни. Например, кто-то, кто является опытным художником, может также быть опытным скульптором и фотографом. Высокие способности в одном виде искусства часто обобщаются на несколько видов искусства. Однако со временем мы пришли к пониманию интеллекта как гораздо более всеобъемлющей и детализированной концепции.
Fg 1. Каков G-фактор этого человека?, pixabay.com
Область психологии прошла долгий путь от рассмотрения интеллекта как одного фиксированного элемента. За прошедшие годы появилось несколько теорий интеллекта, которые помогли сформировать наши представления не только о том, что такое интеллект, но и о том, насколько мы разумны.
Теория множественного интеллекта Гарднера
Точное понимание того, насколько мы разумны, — это именно то, что вдохновило Говарда Гарднера на создание теории множественного интеллекта. Эта теория фокусируется не столько на том, насколько вы умны, сколько на множестве видов интеллекта, которые вы можете проявлять.
Гарднер выступал за базовый набор, состоящий как минимум из восьми различных элементов интеллекта. Это лингвистический, логико-математический, межличностный, внутриличностный, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный и натуралистический интеллект. Гарднер предполагает, что категорий интеллекта может быть еще больше, например, экзистенциальный интеллект.
Что значит иметь высокий натуралистический интеллект? Кто может быть более пространственно разумным, чем другие? Давайте подробнее рассмотрим восемь категорий интеллекта Гардера.
Лингвистический интеллект
Как следует из названия, это область языка. Не только способность выучить один или несколько новых языков, но и свои способности на родном языке. Это включает в себя понимание прочитанного, изучение новых слов, письмо и самостоятельное чтение.
Логико-математический интеллектВключает в себя классические математические навыки, такие как сложение, вычитание и умножение. Он включает в себя формулирование гипотезы и проработку ее с помощью научного метода. Он также включает в себя навыки рассуждения, решения проблем и логических дебатов.
Межличностный интеллектМежличностный интеллект — это область нашего социального интеллекта. Это не шкала интроверсии и экстраверсии, а наша способность заводить глубокие и прочные дружеские отношения, эффективно общаться, понимать и управлять эмоциями других.
Внутриличностный интеллектЭто область личности. Внутриличностный интеллект включает в себя наши способности распознавать, понимать и обрабатывать собственные эмоции. Он включает в себя наше самосознание, саморефлексию, осознанность и интроспективность.
Пространственный интеллектЭто включает в себя нашу способность понимать пространство вокруг нас и способность понимать и использовать пространство в нашей среде. Пространственный интеллект применим к спорту, танцам и исполнительскому искусству, скульптуре, рисованию и решению головоломок.
Телесно-кинестетический интеллектТелесно-кинестетический интеллект касается способности управлять своим телом и двигаться умело и точно. Те, у кого высокие навыки в этой области, могут преуспеть в спорте, исполнительском искусстве или искусном мастерстве.
Музыкальный интеллектМузыкальный интеллект включает в себя нашу способность создавать, изучать, исполнять и ценить музыку. Он включает в себя обучение пению или игре на музыкальном инструменте, понимание теории музыки, нашего чувства ритма и распознавание музыкальных паттернов и последовательностей.
Интеллект натуралистаИнтеллект натуралиста включает в себя нашу способность ценить мир природы. Это включает в себя такие вещи, как наша способность распознавать и выращивать различные растения, заботиться о животных и наша склонность быть на природе.
Важность теории Гарднера
Гарднер считал, что при выполнении любой задачи часто задействовано несколько видов интеллекта. Однако он утверждал, что каждый интеллект управляется соответствующей областью мозга. Если кто-то получит травму одной части мозга, это не повлияет на все области интеллекта в полной мере. Травма может поставить под угрозу некоторые навыки, но оставит совершенно нетронутыми другие. Теория Гарднера также поддерживает такие состояния, как синдром саванта. Люди с этим заболеванием обычно исключительно одарены в одной области, но не достигают среднего уровня в тестах на интеллект.
Теория Гарднера оказала влияние на школы и учебные заведения, которые часто несоразмерно полагались на стандартизированное тестирование. В ответ педагоги разработали учебную программу, предназначенную для развития различных областей интеллекта.
В последние годы Гарднер выдвинул аргумент в пользу экзистенциального разума, который связан с нашей способностью философски мыслить о существовании и нашей жизни. По мере того, как наш мир становится все более интроспективным, этот интеллект значительно способствует нашему общему ощущению благополучия. Но как насчет наших эмоций?
Фг. 2 Существует множество теорий интеллекта, таких как эмоциональный, pixabay.com
Теория эмоционального интеллекта Гоулмана
Термин эмоциональный интеллект был популяризирован психологом Дэниелом Гоулманом в 1990-х годах. Эмоции сильны. Они обладают способностью затуманивать наши мысли и влиять на наше поведение, причем не всегда в лучшую сторону. Иногда мы знаем лучше, но наши эмоции все равно заставляют нас вести себя глупо. Мы можем быть самыми умными людьми в своем классе, но мы можем не стать самыми успешными, если не понимаем эмоциональную составляющую вещей.
Эмоциональный интеллект — это область социального интеллекта. Он включает в себя нашу способность распознавать эмоции в себе и других, а также нашу способность успокаивать себя и управлять эмоциями других. Это включает в себя нашу способность правильно распознавать абстрактные выражения эмоций, такие как то, что мы можем найти в рассказе, песне или произведении искусства.
Эмоциональный интеллект состоит из четырех способностей. Они воспринимают, понимают, управляют и используют эмоции.
ВосприятиеВосприятие эмоций связано с нашей способностью понимать эмоции других и адекватно реагировать на данную эмоциональную ситуацию. Это также включает в себя нашу способность понимать абстрактные эмоции, выраженные с помощью художественных средств.
ПониманиеЭто больше межличностный навык, включающий понимание эмоций в динамике индивидуальных отношений. Это касается нашей способности предсказывать чью-то эмоциональную реакцию на основе нашего понимания человека и данных отношений.
УправлениеЭто включает нашу способность соответствующим образом выражать эмоции в данных отношениях или ситуации и нашу способность управлять эмоциями других.
ИспользованиеИспользование эмоций относится к нашей способности обрабатывать собственные эмоции. Это то, как мы творчески или эффективно используем наши эмоции и как мы реагируем на эмоционально заряженные ситуации.
Несмотря на то, что теория Гоулмана вызвала множество дискуссий и исследований, эмоции, тем не менее, по-прежнему трудно поддаются количественной оценке. Несмотря на это, кажется логичным, что интеллект будет охватывать больше, чем академические знания. Триархическая теория интеллекта Штернберга — еще один пример теории, предлагающей более всеобъемлющее видение интеллекта.
Триархическая теория интеллекта
Как и Гарднер, Штернберг соглашался с тем, что интеллект зависит от нескольких простых факторов. Его триархическая теория предлагает три категории интеллекта: аналитический, творческий и практический. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них ниже.
Аналитический интеллектАналитический интеллект — это то, что мы понимаем как академический интеллект. Это то, что можно измерить с помощью стандартизированного тестирования.
Творческий интеллектТворческий интеллект связан с инновациями и нашей способностью адаптироваться. Это может включать художественные творения и возможности, а также нашу способность создавать новые, лучшие результаты из существующих материалов или систем.
Практический интеллектПрактический интеллект включает в себя наши знания повседневной жизни. Он связан с тем, как мы учимся в результате нашего опыта и применяем эти знания в нашей повседневной жизни.
Разница между теориями множественного интеллекта Гарднера и Штернберга
Штернберг разработал модель интеллекта, состоящую из трех частей. Он утверждал, что практический интеллект играет такую же важную роль в успехе, как и его академические способности. В то время как и Штернберг, и Гарднер считали, что интеллект — это нечто большее, чем простой g-фактор, Гарднер расширил понятие интеллекта далеко за пределы одного элемента — или трех элементов! Это привело к развитию его теории множественного интеллекта.