25.02.2025

Таблица роли мужчины и женщины в семье: список обязанностей мужа и жены в таблице

исследование к 8 марта — НАФИ

В преддверии Международного женского дня Аналитический центр НАФИ в ходе всероссийского исследования* изучил отношение женщин и мужчин к различным сферам жизни.

Для женщин в приоритете – семья и домашние обязанности, для мужчин – карьера. Почти половину своего времени и усилий (45%) женщины обычно посвящают домашним обязанностям и заботе о близких, работа – на втором месте (24%)**. У мужчин противоположная картина: сначала идет карьера, потом – семья. В других сферах – хобби, общение с друзьями, обучение – женщины и мужчины тратят одинаковое количество времени и усилий. Подробнее – в таблице №1.

В течение недели женщина выполняет как минимум восемь различных ролей (подробнее – в таблице №2). В ходе опроса мужчинам и женщинам задавался вопрос, чему они посвящали время на прошедшей неделе. В некоторых сферах женщины тратят в несколько раз больше времени, чем мужчины: они в два раза чаще готовят пищу, почти в три раза чаще занимаются уборкой, в пять раз – стиркой.

Мужчины чаще указывают, что уделяют время работе, однако отрыв от женщин не так велик: 52% против 40%. Также мужчины чаще женщин занимаются спортом (22% против 16%) и делают мелкий ремонт по дому (39% против 13%).

Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Сегодня домашние обязанности в России делятся между мужчинами и женщинами неравномерно: несмотря на развитие технологий и трудовую активность женщин, большинство бытовых вопросов остаются именно за ними –  стирка, уборка, приготовление пищи, уход за детьми. Также женщины чаще заботятся о здоровье членов своих семей.

Однако ситуация меняется. Так, уже сегодня в России мужчина может уйти в декретный отпуск или взять больничный по уходу за ребенком наравне с женщиной. Для женщин открываются профессии, закрытые ранее. Активно развиваются технологии, упрощающие организацию бытовых вопросов.

Коррекция социальных ролей будет продолжаться».

Таблица 1. «Как Вы распределяете время и усилия по различным сферам жизни?», в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
Семья, дети (в том числе, домашние обязанности и забота о близких) 45 30
Работа 24 36
Обучение, личностный рост
5
6
Здоровье и спорт 8 8
Досуг, хобби, развлечения 10 12
Друзья, окружение 8 8

Таблица 2.  «Давайте вспомним Вашу прошлую неделю. Скажите, пожалуйста, чем Вы были заняты?»*, в % от всех опрошенных, разрез по полу

  Женщины Мужчины
1.     Приготовление пищи 86 40
2.     Уборка, наведение порядка 84 32
3.     Стирка и глажка белья 72 14
4.     Социальные сети, интернет 50 43
5.     Совместный отдых с детьми / семьёй 41 31
6.      Работа (профессиональная деятельность) 40 52
7.     Лечение / уход за детьми или другими членами семьи 26 13
8.     Образование детей, помощь в обучении 25 9
9.     Мелкий ремонт по дому 13 39
10.   Занятия спортом (бассейн, пробежка, тренажерный зал и другое) 16 22
11.   Организация отпусков, покупка туров, билетов и т.д. 2 2

* Сумма превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в начале марта 2020 г.

Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

** За 100% условно принято все время респондента. Опрошенным предлагалось распределить, какой процент времени они тратят на определенные активности в течение дня.

Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Социальное развитие

75% молодых россиян сталкивались с оскорблениями или грубостью в интернете в свой адрес

21 Ноября 2022

Три четверти (75%) молодых россиян сталкивались с оскорблениями или грубостью в свой адрес при общении в интернете, а каждый третий (31%) признается, что иногда оскорбляет собеседников сам. При этом юноши почти вдвое чаще девушек позволяют себе грубость в сети (40% против 24%).

Социальное развитие

8 из 10 россиян любят рыбалку

29 Октября 2022

8 из 10 россиян (79%) любят рыбалку: одни ходят ловить рыбу довольно часто, другие – иногда, а третьи только мечтают посидеть с удочкой на берегу водоема. За последние 5 лет более половины жителей нашей страны (56%) занимались рыбной ловлей, а самые активные рыболовы живут в Южном федеральном округе. 

Социальное развитие

Спецпроект «Формирование инклюзивной среды в России»

18 Октября 2022

Спецпроект «Формирование инклюзивной среды в России» – это масштабное социологическое исследование доступности сферы услуг и рынка труда для людей с инвалидностью. В спецпроекте представлены уникальные социологические данные, полученные с помощью личных опросов людей с инвалидностью, работодателей, представителей бизнеса и экспертов.

Социальное развитие Рынок труда и HR

Портрет современного вожатого

7 Октября 2022

После отдыха в лагере дети вспоминают не только мероприятия, но и своего отрядного вожатого – его поступки, поддержку, отношение к ним и его образ в целом. Для кого-то этот человек становится примером для подражания, ориентиром, наставником, помогает проявить себя. А кого-то он даже мотивирует идти в вожатскую профессию.

Как меняются роли мужчин и женщин в семье и на работе

От Домостроя уже мало что осталось

— Что происходит с гендерными ролями? Почему они меняются и с чем это связано?

— Изменение гендерных ролей началось еще в первые годы ХХ века, и оно продолжается. Это связано с массовым выходом женщин на рынок труда во всех развитых странах. Сейчас к этому подключились и многие страны развивающиеся. Наблюдается очень высокая женская занятость. А если женщина зарабатывает сама, она уже гораздо меньше подвержена влиянию традиционных семейных форм власти над ней. Это с одной стороны. А с другой, у нее появляются новые вызовы: она должна каким-то образом устанавливать баланс между своей работой и семейными обязанностями. Помимо женщины и членов ее семьи в этом активно участвует государство, социальные институты, идеология, религия. .. Хотя секуляризация общества в России и Европе, начавшаяся в ХХ веке, размыла религиозные представления о том, что положено женщине и что — мужчине. Точно так же исчезла общая идеология, которая бы четко, однозначно распределяла гендерные роли. Добавьте к этому сексуальную революцию 60-70-х годов, которая тоже раскрепостила женщину — даже чисто технически, с появлением контрацептивов. Эти процессы продолжаются и в XXI веке.

— Они общемировые?

— Да.

— В какой мере российскому обществу удается вписаться в них? Вековые устои — Домострой, например, — этому не препятствуют?

— От Домостроя уже мало что осталось. Россия пережила опыт радикальной модернизации советского типа. И эта модернизация предложила совсем новую гендерную политику, которая не имела никаких аналогов в истории. Государство взяло на себя эмансипацию женщин. Женщины получили равные с мужчинами права, гарантированные Конституцией. Более того, была разработана гендерная политика, которая наделяла женщин многими ресурсами, прежде всего образовательными — в 30-е годы существовали квоты для гарантированного поступления женщин в вузы, особенно в технические, потому что были нужны инженеры. Женщин втягивали в общественное производство. Последняя волна эмансипации прокатилась в 60-80-е годы. Кроме того, с послевоенных времен доля женщин с высшим образованием у нас стабильно выше, чем доля мужчин. Главная роль советской женщины — работающая мать. Советская женщина должна была работать и одновременно выполнять свои материнские обязанности. Все остальное было не так важно. С мужем она могла жить, могла не жить, могла пожаловаться на него в партком. Мужчина взамен получал почти исключительный доступ к публичной власти. Женщин же в советские времена во власти было очень мало, буквально единицы.

Надо, чтобы случаи, когда мужчина уходит в декрет, накапливались, и тогда они станут привычными

Женщин во власти должно быть больше

— А сегодняшнее участие женщин во власти — оно каково, на ваш взгляд?

— Оно по-прежнему достаточно низкое на фоне развитых стран, но оно потихонечку растет. Появляется все больше женщин на заметных экономических, политических позициях. Ольга Голодец, Вероника Скворцова, Ольга Васильева, Эльвира Набиуллина…

— Двое из названных вами женщин отвечают в правительстве за те или иные подразделения социального блока, а Голодец — за весь этот блок. Но так и прежде было. В системе российского госуправления женское представительство ограничивалось сферами культуры, образования, здравоохранения. Еще не было случая, чтобы женщина возглавляла министерство финансов или иностранных дел.

— Это правда. Но у нас есть и власть законодательная, а в ней — такие заметные фигуры, как Валентина Матвиенко, Ирина Яровая, Елена Мизулина… Но для того чтобы женщин во власти стало заметно больше, должны произойти системные политические изменения. Должна появиться конкурентная политика, которая выведет на сцену новых людей. В их числе наверняка будут и женщины.

— Вы говорите, что женщин во власти мало? А сколько надо? Сколько будет «в самый раз»?

— Их должно быть больше хотя бы потому, что они в России составляют большую часть населения. Это высокообразованная группа. Это люди, которые играют важную роль во всех процессах — экономических, семейных и прочих. Почему они должны быть недопредставлены во власти? В Европе, например, гораздо больше женщин участвуют в госуправлении.

— Значит, в кадровой политике у нас по-прежнему сильна советская традиция?

— Да, здесь сохранились некие стереотипы. Дело в том, что советская власть, с одной стороны, дала женщинам определенные ресурсы, а с другой, она их и ограничила. Эти ресурсы все равно были в рамках дозволенного. Провозглашалось гендерное равенство, но при этом довольно много было неартикулируемого традиционализма, который остался по сей день и даже усилился. Сегодня слышны консервативные разговоры, что нам вообще не нужно много женщин в публичном пространстве, что женщина должна самореализовываться в семье и т.п. Но, насколько я могу судить как социолог, на реальное поведение людей эти разговоры очень мало влияют. Люди живут себе, как жили.

— Может ли женщина в России восприниматься общественным мнением в качестве претендента на президентский пост?

— Если это будет сильный, яркий политик, — почему бы и нет.

— Вы исследовали участие женщин в управлении бизнесом. Какие результаты получили?

— Открылась любопытная картина. Особенно в сравнении с моим предыдущим исследованием, которое я проводила в середине 90-х годов. Тогда это были индустриальные менеджеры, и они не делали карьеру, просто так складывались обстоятельства: женщина активно работает, и ее начинают продвигать, и она примиряется с этой ролью, при этом часто испытывая чувство вины перед семьей. Я помню интервью Эллы Памфиловой, которая тогда была министром. Она говорила, что, несмотря на большую занятость, все равно гладит рубашки мужу. И сетовала, что, к сожалению, не может уделять достаточного внимания семье. А сейчас молодые девушки-менеджеры, с которыми я разговаривала, ничуть не переживают по этому поводу. И в самом корпоративном мире, когда речь идет о работе, не делают большого различия между мужчинами и женщинами. Как сказал мне один менеджер: «Он или она — это нам без разницы. Пусть будет хоть оно, лишь бы работу тянуло». Мир бизнеса, он ведь очень конкурентный. Ему нужны высокоэффективные работники, гендерная принадлежность которых не имеет решающего значения.

Мужчина уходит в декрет

— Гендерные стереотипы в отношении мужчин тоже меняются?

— Они меняются гораздо медленнее.

— Вот, скажем, закон дает равное право мужчине и женщине на декретный отпуск. Мужчины часто уходят в декрет?

— Практически никогда.

— Засмеют?

— Да, в массовом сознании мужчина, уходящий в декрет, действительно выглядит странно. Но есть и более серьезная причина: мужская зарплата у нас обычно выше женской. Поэтому декретный отпуск в России берет женщина. Думаю, со временем и этот стереотип изменится. Среди моих коллег, академических работников западных, достаточно часто в декрет уходят мужчины. Только что один мой коллега как раз вышел из декретного отпуска. Он преподает в университете, а его жена занята в бизнесе. Им было удобнее, чтобы в декретный отпуск ушел он, а не она. И в его академической среде этому никто не удивился. Надо, чтобы случаи, когда мужчина уходит в декрет, накапливались, и тогда они станут привычными.

— Что должно произойти, чтобы мужчина, выполняющий традиционно женскую работу, воспринимался обществом нормально и чтобы сам он был внутренне готов к этому?

— Должна меняться гендерная идеология. Сейчас мужчины испытывают сильное психологическое давление со стороны общества, своей семьи. У женщин выбор легитимных ролей значительно больше. Женщина может быть домохозяйкой. Женщина может делать карьеру. Женщина может сочетать карьеру с семьей. И то, и другое, и третье вызывает к ней уважение. Девушка-менеджер как-то мне говорила, что не испытывает чувства вины из-за того, что ее ребенком занимается няня. Муж тоже спокойно к этому относится.

— Получается, что процесс достижения гендерного равенства идет в России лишь в одну сторону: женщины активно осваивают традиционно мужские роли, но мужчины в женских ролях пока не очень-то блистают.

— Здесь тоже что-то уже меняется, но очень медленно. Потому что необходимой идеологической и культурной поддержки мужчины не получают. Чтобы произошли известные изменения с женщинами, потребовалось феминистское движение. Левое движение тоже разделяет пафос равенства. Например, в левом движении есть программа, направленная на эмансипацию мужчин, но она недостаточно сильная и недостаточно внятная. И тому есть простое объяснение: при всей сложности мужской гендерной роли эта роль — привилегированная. В России, к примеру, есть некая организация, которая называет себя «Мужское движение». Но это чисто интернетный феномен, и это очень консервативная повестка. Они считают, что в России победил феминизм и что женщины совсем отбились от рук. Это движение откровенно женоненавистническое. Оно не про то, чтобы снять ограничения с мужчин. Оно про то, чтобы все было как раньше, по-домостроевски.

— В чем-то участников этого движения можно понять. При разводе суд, как правило, оставляет ребенка матери, даже если та, мягко говоря, не образец благонравия.

— Сейчас уже не обязательно. Но, конечно, такая инерция есть.

— Точно так же выносит свой вердикт суд кумушек на лавочке. Муж бросил жену — подлец! Жена ушла от мужа — правильно!

— Массовое сознание все же очень неоднородно. В Интернете высказываются разные точки зрения. Кстати, сочувствия к мужчинам очень много. То есть нельзя сказать, что есть какая-то однозначная идеологическая установка, которая не позволяет изменить гендерное поведение. Кроме того, тот ущерб, который мужчины терпят от своей сложной гендерной роли, он связан с получением определенных привилегий. Поэтому у большинства мужчин нет интереса что-то принципиально менять. Ведь при всем при том материальные ресурсы по-прежнему в их руках, властные — тоже. Но мужчине очень трудно — во всяком случае труднее, чем женщине — устроиться на «женскую» работу.

— Фильм «Усатый нянь» сегодня, вы считаете, был бы невозможен?

— Сегодня мужчину воспитателем в детский садик вообще не возьмут! Он будет подозреваться черт-те в чем. А, с другой стороны, много ли мужчин хочет работать в детском саду? Зарплата воспитателя детского сада уж точно не «мужская». Хотя дискриминация по отношению к мужчине, которого не берут в детский сад воспитателем, совершенно очевидна.

Гендерное равенство должно обеспечиваться государством

— Государство должно проводить какую-то гендерную политику?

— Государство прежде всего проводит определенную социальную политику. А социальная политика сильно влияет на гендерные отношения. Сама по себе идея, что можно вернуться к какой-то традиционной, консервативной модели и таким образом повысить рождаемость, на мой взгляд, иллюзорна. Чтобы повысилась рождаемость, можно платить более высокие пособия, чтобы привязать женщин к дому. А можно создать, как это было в советское время, доступную систему детских садов. Это будет другое решение. Я знаю европейский опыт такого рода, он гораздо более действенный. Потому что современные женщины в основном хотели бы сочетать работу и материнство.

— В Госдуме давно разработан закон о гендерном равенстве. Но он не принят. Почему, как вы думаете?

— Полагаю, потому, что сильна инерция консерватизма.

— Равенство полов закреплено Конституцией. Зачем еще нужен какой-то специальный закон?

— Какие-то вещи должны быть детально прописаны. Равенства не будет, если нет юридических механизмов, позволяющих реально предотвращать семейное насилие, пресекать дискриминацию при приеме на работу. Такие законы приняты практически во всех странах СНГ, включая центральноазиатские. В Казахстане, например, такой закон неплохо работает. Там в каждом министерстве есть чиновник, отвечающий за гендерное равенство. Есть в Казахстане и хорошая программа борьбы с семейным насилием, которая позволяет жертве обращаться в специальные кабинеты. Мы тоже могли бы кое-что сделать в этом направлении. Наше государство должно обеспечить своим гражданам гендерное равенство, понимаемое как максимально полную самореализацию каждого человека, будь то мужчина или женщина. От этого Россия только выиграет.

Визитная карточка

Ирина Тартаковская — российский социолог, сотрудник Института социологии РАН. Родилась в Самаре, окончила исторический факультет Самарского университета, потом аспирантуру в НИИ культурологии в Москве. Занимается гендерными исследованиями, исследованиями социальной мобильности, изучением рынка труда, преподает в Государственном университете гуманитарных наук. Автор курса лекций по гендерной социологии и нескольких десятков научных статей, опубликованных в российских и западных академических журналах. 15 лет преподавала на курсах повышения квалификации социологов и преподавателей социологов на Высших социологических курсах в Москве и в Казани. Была консультантом нескольких документальных фильмов, посвященных гендерным проблемам, в России и странах СНГ. Была научным директором и преподавателем нескольких международных летних школ.

Гендер и социализация | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Объясните влияние социализации на гендерные роли в США
  • Объясните и приведите примеры сексизма

Рисунок 1. Традиционные представления о гендерных ролях в США подкрепляют идею о том, что женщины должны подчиняться мужчинам. (Фото предоставлено Sport Suburban/flickr)

Гендерные роли

По мере взросления мы учимся правильно себя вести у окружающих. В этом процессе социализации дети знакомятся с определенными ролями, которые обычно связаны с их биологическим полом. Срок гендерная роль относится к концепции общества о том, как люди должны выглядеть и вести себя, на основе созданных обществом норм мужественности и женственности. В американской культуре мужские роли обычно ассоциируются с силой, агрессией и доминированием, тогда как женские роли обычно ассоциируются с пассивностью, заботой и подчинением.

Социализация гендерных ролей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Наше общество быстро одевает младенцев мужского пола в синее, а девочек в розовое, даже применяя эти гендерные ярлыки с цветовой кодировкой, пока ребенок находится в утробе матери. Эта цветовая дифференциация совершенно нова — до 19 века.40-х мальчики носили розовое, а девочки синее. В 19-м и начале 20-го века мальчики и девочки носили платья (в основном белые) до 6-7 лет, в это же время делали первую стрижку. [1]

Рисунок 2.  Отцы, как правило, больше вовлечены, когда их сыновья занимаются деятельностью, соответствующей полу, например спортом. (Фото предоставлено Шоном Ли/flickr)

Таким образом, гендер, как и раса, является социальной конструкцией с вполне реальными последствиями. Стремление придерживаться мужских и женских гендерных ролей сохраняется и в более позднем возрасте. Мужчины, как правило, превосходят женщин в таких профессиях, как правоохранительные органы, военные и политики. Женщины, как правило, превосходят мужчин в профессиях, связанных с уходом, таких как уход за детьми, здравоохранение (хотя термин «врач» по-прежнему вызывает в воображении образ мужчины) и социальная работа. Эти профессиональные роли являются примерами типичного поведения мужчин и женщин в США, происходящими из традиций нашей культуры. Приверженность им демонстрирует выполнение социальных ожиданий, но не обязательно личных предпочтений (Diamond, 2002).

Гендер и социализация

Фраза «мальчики будут мальчиками» часто используется для оправдания такого поведения, как толкание, толкание или другие формы агрессии со стороны мальчиков. Фраза подразумевает, что такое поведение неизменно и является частью натуры мальчика. Агрессивное поведение, если оно не причиняет значительного вреда, часто принимается мальчиками и мужчинами, потому что оно соответствует культурному сценарию мужественности. «Сценарий», написанный обществом, в чем-то подобен сценарию, написанному драматургом. Точно так же, как драматург ожидает от актеров соблюдения предписанного сценария, общество ожидает, что женщины и мужчины будут вести себя в соответствии с ожиданиями от их соответствующих гендерных ролей.

Попробуйте

Социализация

В раннем возрасте дети узнают, что у мальчиков и девочек есть разные ожидания. Кросс-культурные исследования показывают, что дети осознают гендерные роли в возрасте двух или трех лет. В четыре или пять лет большинство детей прочно укоренились в культурно приемлемых гендерных ролях (Kane, 1996). Дети приобретают эти роли в процессе социализации — процесса, в ходе которого люди учатся вести себя определенным образом в соответствии с социальными ценностями, убеждениями и установками.

Рисунок 3.  Хотя в нашем обществе может существовать стереотип, связывающий мотоциклы с мужчинами, женщины-байкеры демонстрируют, что место женщины в современных Соединенных Штатах простирается далеко за пределы кухни. (Фото предоставлено Робертом Коус-Бейкером/flickr)

Например, общество часто рассматривает езду на мотоцикле как мужское занятие и, следовательно, считает это частью мужской гендерной роли. Подобные установки обычно основаны на стереотипах, которые представляют собой чрезмерно упрощенные представления о членах группы. Гендерные стереотипы включают чрезмерное обобщение взглядов, черт или моделей поведения женщин или мужчин. Например, женщины могут считаться слишком робкими или слабыми, чтобы ездить на мотоцикле.

Подражание действиям значимых других является первым шагом в развитии отдельного ощущения себя (Mead 1934). Напомним, что согласно теории развития Мида, дети до 2 лет находятся в подготовительной стадии, в которой они копируют действия окружающих, затем в игровой стадии (между 2-6 годами), когда они играют в притворство и имеют трудную время следования установленным правилам, а затем стадия игры (от 7 лет и старше), когда они могут играть по набору правил и понимать разные роли.

Как и взрослые, дети становятся агентами, которые активно содействуют и применяют нормативные гендерные ожидания к окружающим. Когда дети не соответствуют соответствующей гендерной роли, они могут столкнуться с негативными санкциями, такими как критика или маргинализация со стороны сверстников. Хотя многие из этих санкций носят неформальный характер, они могут быть весьма серьезными. Например, девушку, которая хочет заниматься карате вместо уроков танцев, могут назвать «сорванцом», и она сталкивается с трудностями в получении признания как от мужских, так и от женских групп сверстников (Ready, 2001). Мальчики особенно часто подвергаются насмешкам за гендерное несоответствие (Coltrane and Adams 2004; Kimmel 2000).

Одним из способов обучения детей гендерным ролям является игра. Родители обычно снабжают мальчиков грузовиками, игрушечными пистолетами и атрибутами супергероев, которые являются активными игрушками, развивающими двигательные навыки, агрессию и одиночную игру. Дочерям часто дарят кукол и нарядную одежду, которые способствуют заботе, социальной близости и ролевой игре. Исследования показали, что дети, скорее всего, предпочтут играть с «подходящими для пола» игрушками (или игрушками того же пола), даже если доступны игрушки разных полов, потому что родители дают детям положительную обратную связь (в форме похвалы, вовлечения и физической активности). близость) для гендерно-нормативного поведения (Кальдера, Хьюстон и О’Брайен 1998). Концепция зазеркалья Чарльза Кули применима к гендерной социализации, потому что именно благодаря этому интерактивному интерпретационному процессу с социальным миром у людей развивается чувство гендерной идентичности.

Рисунок 4 . Детские занятия и обучение, такие как эта поездка отца и дочери на охоту на уток, могут повлиять на взгляды людей на гендерные роли на протяжении всей жизни. (Источник: Тим Миллер, USFWS Midwest Region/flickr)

Гендерная социализация происходит через четыре основных агента социализации: семью, школу, группы сверстников и средства массовой информации. Каждый агент усиливает гендерные роли, создавая и поддерживая нормативные ожидания в отношении гендерно-специфического поведения. Воздействие также происходит через вторичных агентов, таких как религия и рабочее место. Повторное воздействие этих агентов с течением времени приводит мужчин и женщин к ложному ощущению, что они действуют естественно, а не следуют социально сконструированной роли.

Семья – первый агент социализации. Имеются убедительные доказательства того, что родители по-разному социализируют сыновей и дочерей. Вообще говоря, девочкам предоставляется больше свободы действий, чтобы выйти за рамки предписанной им гендерной роли (Coltrane and Adams, 2004; Kimmel, 2000; Raffaelli and Ontai, 2004). Однако дифференцированная социализация обычно приводит к большим привилегиям, предоставляемым сыновьям. Например, сыновьям предоставляется больше автономии и независимости в более раннем возрасте, чем дочерям. Им может быть предоставлено меньше ограничений в отношении соответствующей одежды, привычек свиданий или комендантского часа. Сыновья также часто свободны от выполнения домашних обязанностей, таких как уборка или приготовление пищи, и других домашних дел, которые считаются женскими. Дочери ограничены своим ожиданием быть пассивными и заботливыми, в целом послушными и брать на себя домашние обязанности.

Даже когда родители ставят своей целью гендерное равенство, в основе этого могут лежать признаки неравенства. Например, мальчиков могут попросить вынести мусор или выполнить другие задачи, требующие силы или выносливости, в то время как девочек можно попросить сложить белье или выполнить обязанности, требующие аккуратности и осторожности. Было обнаружено, что отцы более устойчивы в своих ожиданиях гендерного соответствия, чем матери, и их ожидания в отношении сыновей сильнее, чем в отношении дочерей (Kimmel 2000). Это верно для многих видов деятельности, включая предпочтение игрушек, стилей игры, дисциплины, работы по дому и личных достижений. В результате мальчики, как правило, особенно восприимчивы к неодобрению отца, когда занимаются чем-то, что может считаться женским, например, танцами или пением (Coltraine and Adams, 2008). Родительская социализация и нормативные ожидания также различаются в зависимости от социального класса, расы и этнической принадлежности. Например, афроамериканские семьи чаще, чем представители европеоидной расы, моделируют для своих детей эгалитарную ролевую структуру (Staples and Boulin Johnson, 2004).

Закрепление гендерных ролей и стереотипов продолжается, когда ребенок достигает школьного возраста. До недавнего времени школы довольно откровенно стремились разделить мальчиков и девочек. Первым шагом к стратификации была сегрегация. Девочек поощряли посещать курсы домоводства или гуманитарных наук, а мальчиков — математику и естественные науки. Исследования показывают, что гендерная социализация все еще происходит в школах сегодня, возможно, в менее очевидных формах (Lips, 2004). Учителя могут даже не осознавать, что их действия воспроизводят гендерно дифференцированные модели поведения. Тем не менее каждый раз, когда они просят учеников расставить свои места или выстроиться в линию в соответствии с полом, учителя могут утверждать, что к мальчикам и девочкам следует относиться по-разному (Торн 19).93).

Школы незаметно передают девочкам сообщения о том, что они менее умны или менее важны, чем мальчики. Например, в исследовании ответов учителей на учеников мужского и женского пола данные показали, что учителя хвалили учеников мужского пола гораздо больше, чем учениц. Учителя чаще прерывали девочек и давали мальчикам больше возможностей для развития своих идей (Sadker and Sadker, 1994). Кроме того, в социальных и академических ситуациях учителя традиционно относились к мальчикам и девочкам по-разному, усиливая чувство соперничества, а не сотрудничества (Thorne 19).93). Мальчикам также предоставляется большая свобода в нарушении правил или совершении незначительных отклонений, в то время как девочки должны тщательно следовать правилам и играть послушную роль (Ready, 2001).

Средства массовой информации служат еще одним важным агентом гендерной социализации. На телевидении и в кино женщины, как правило, играют менее значимые роли и часто изображаются женами или матерями. Когда женщинам отводится главная роль, она часто впадает в одну из двух крайностей: здоровая, подобная святой фигура или злобная, гиперсексуальная фигура (Etaugh and Bridges 2003). Гендерное неравенство широко распространено и в детских фильмах (Смит, 2008). Исследования показывают, что в десяти самых кассовых фильмах с рейтингом G, выпущенных между 19 и91 и 2013 девять из десяти персонажей были мужчинами (Смит, 2008).

Телевизионные ролики и другие формы рекламы также усиливают неравенство и гендерные стереотипы. Женщины почти исключительно присутствуют в рекламе товаров для приготовления пищи, уборки или ухода за детьми (Davis, 1993). Вспомните, когда вы в последний раз видели мужчину в рекламе посудомоечной машины или стирального порошка. В целом женщины недостаточно представлены на должностях, связанных с лидерством, интеллектом или уравновешенной психикой. Особую озабоченность вызывает бесчеловечное изображение женщин, особенно в музыкальных клипах. Однако даже в основной рекламе довольно часто встречаются темы, связанные с насилием и сексуальностью (Kilbourne 2000).

Смотреть

Посмотрите следующее видео, чтобы больше подумать о социальной конструкции гендера.

Попробуйте

Дополнительные исследования

Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы узнать больше о гендерной стратификации.

Сексизм

В основе сексизма лежат гендерные стереотипы. Сексизм относится к предвзятым убеждениям, в которых один пол ставится выше другого. Как и расизм, сексизм веками был частью американской культуры. Вот краткая хронология «первых» в Соединенных Штатах:

  • До 1809 г. — женщины не могли оформить завещание
  • До 1840 года женщинам не разрешалось владеть или распоряжаться собственностью
  • До 1920 года женщинам не разрешалось голосовать
  • До 1963 года работодатели могли по закону платить женщине меньше, чем мужчине за ту же работу
  • До 1973 года женщины не имели права на безопасный и легальный аборт
  • До 1981 года — ни одна женщина не работала в Верховном суде США.
  • До 2009 г. — ни одна афроамериканка не была генеральным директором американской корпорации Fortune 500
  • До 2016 года — ни один латиноамериканец не был сенатором США.
  • До 2017 года — ни один открыто трансгендерный человек не был избран в законодательный орган штата

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах неравное обращение с женщинами считается открытой дискриминацией, оно по-прежнему присутствует в общественной жизни. Следует отметить, что дискриминация по признаку пола происходит как на микро-, так и на макроуровне. Многие социологи сосредотачиваются на дискриминации, встроенной в социальную структуру; этот тип дискриминации известен как институциональная дискриминация (Pincus 2008).

Рисунок 4.  В некоторых культурах женщины выполняют всю работу по дому без помощи мужчин, поскольку работа по дому является признаком слабости и считается в обществе женской чертой. (Фото предоставлено Evil Erin/flickr)

Как и расизм, сексизм имеет вполне реальные последствия. Стереотипы о женщинах, например, о том, что они «слишком мягкие», чтобы принимать финансовые решения о таких вещах, как завещания или имущество, превратились в отсутствие женского лидерства в компаниях из списка Fortune 500 (в 2018 году женщины возглавляли только 24 компании!). Мы также видим гендерные несоответствия в политике и в юридических вопросах, поскольку законы, касающиеся репродуктивного здоровья женщин, принимаются преимущественно мужским законодательным органом как на уровне штата, так и на федеральном уровне.

Разрыв в оплате труда

Одним из наиболее ощутимых последствий сексизма является гендерный разрыв в оплате труда. Несмотря на то, что они составляют почти половину (49,8 процента) занятых по заработной плате, мужчины значительно превосходят женщин по численности на авторитетных, влиятельных и, следовательно, высокооплачиваемых должностях (U.S. Census Bureau 2010). Даже если статус занятости женщины равен статусу мужчины, она, как правило, зарабатывает всего 81 цент на каждый доллар, заработанный ее коллегой-мужчиной (Payscale 2020). Женщины в оплачиваемой рабочей силе также по-прежнему выполняют большую часть неоплачиваемой работы дома. В среднем 84 процента женщин (по сравнению с 67 процентами мужчин) тратят время на ведение домашнего хозяйства (U.S. Census Bureau 2011). Эта двойная обязанность удерживает работающих женщин в подчиненной роли в структуре семьи (Hochschild and Machung 19).89).

Рисунок 5 . В 2017 году общий средний заработок мужчин составлял 52 146 долларов, а женщин — 41 977 долларов. Это означает, что женщины зарабатывают 80,1% от того, что зарабатывают мужчины в США. (Источник: Женское бюро Министерства труда США)

Стеклянный потолок

Идея о том, что женщины не могут попасть в представительские апартаменты, известна как стеклянный потолок. Это невидимый барьер, с которым сталкиваются женщины, пытаясь получить работу на самом высоком уровне бизнеса. Например, в начале 2021 года женщинами управляли рекордные 41 из 500 крупнейших компаний мира. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с цифрой двадцатью годами ранее, когда только двумя компаниями руководили женщины, эти 41 генеральный директор по-прежнему составляют лишь восемь процентов этих крупных компаний (Newcomb 2020).

Почему женщинам труднее достичь вершины компании? Одна идея состоит в том, что в Соединенных Штатах все еще существует стереотип о том, что женщины недостаточно агрессивны, чтобы вести себя в зале заседаний, или что они склонны искать работу и работать с другими женщинами (Reiners, 2019). Другие проблемы проистекают из гендерных предубеждений, основанных на гендерных ролях и материнстве, о которых говорилось выше.

Другая идея заключается в том, что женщинам не хватает наставников, руководителей, которые проявляют интерес и приглашают их на нужные встречи и знакомят с нужными людьми для достижения успеха (Murrell & Blake-Beard 2017).

Женщины в политике

Одно из самых важных мест, где женщины могут помогать другим женщинам, — это политика. Исторически в Соединенных Штатах, как и во многих других институтах, политическое представительство в основном состояло из белых мужчин. Из-за отсутствия женщин в правительстве их проблемы решают люди, не разделяющие их точки зрения. Число женщин, избранных для работы в Конгрессе, с годами увеличилось, но еще не точно отражает численность населения в целом. Например, в 2018 году население США составляло 49 человек.мужчин и 51% женщин, но население Конгресса составляло 78,8% мужчин и 21,2% женщин (Manning 2018). С годами количество женщин в федеральном правительстве увеличилось, но пока оно не будет точно отражать численность населения, в наших законах будет неравенство.

Рисунок 6 . Распределение членства в Конгрессе по полу. В 2021 году в Конгрессе было рекордное количество женщин: 120 женщин работали в Палате представителей и 24 — в Сенате. Гендерное представительство неуклонно растет с течением времени, но далеко не равно. (Источник: на основе данных Центра американских женщин в политике Университета Рутгерса)

Глобальный сексизм

Гендерное расслоение посредством разделения труда характерно не только для Соединенных Штатов. Согласно классической работе Джорджа Мердока « Outline of World Cultures » (1954), все общества классифицируют работу по полу. Когда паттерн проявляется во всех обществах, его называют культурной универсалией. Хотя феномен распределения работы по признаку пола является универсальным, его специфики нет. Одна и та же задача не ставится ни перед мужчинами, ни перед женщинами во всем мире. Но то, как оценивается пол, связанный с каждой задачей, примечательно. Изучая разделение труда между 324 обществами по всему миру, Мердок обнаружил, что почти во всех случаях работа, отведенная мужчинам, имела больший престиж (Murdock and White 19).68). Даже если типы работ были очень похожи, а различия незначительны, мужская работа все же считалась более важной.

В тех частях мира, где женщин сильно недооценивают, девочки могут не иметь такого же доступа к питанию, здравоохранению и образованию, как мальчики. Кроме того, они вырастут, полагая, что заслуживают того, чтобы к ним относились не так, как к мальчикам (ЮНИСЕФ, 2011; Торн, 1993).

Смотри

Попробуйте

Подумай об этом

  • Как родители по-разному относятся к сыновьям и дочерям? Как сыновья и дочери обычно реагируют на такое обращение?
  • Как гендерные роли влияют на детские игры? Вспомните свое детство. Насколько «гендерными» были игрушки и занятия, доступные вам? Вы помните, что гендерные ожидания передавались через одобрение или неодобрение вашего выбора игрового времени?
  • Что можно сделать, чтобы уменьшить сексизм на рабочем месте? Как это вредит обществу?

Глоссарий

гендерная роль:
представлений общества о том, как должны вести себя мужчины и женщины
сексизм:
предубеждение, что один пол следует ценить выше другого

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Maglaty, J. 2011. «Когда девочки впервые начали носить розовое?» Смитсоновский институт. https://www.smithsonianmag.com/arts-culture/when-did-girls-start-wearing-pink-1370097/. ↵

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Гаити Содержание

В сельской местности мужчины и женщины играли взаимодополняющие роли. Мужчины были главным образом ответственным за сельское хозяйство и, особенно, за тяжелую работу, такую как пашня. Женщины, однако, часто помогали с такими задачами, как прополка. и сбор урожая. Женщины отвечали за продажу сельскохозяйственной продукции. В целом, гаитянские женщины в значительной степени участвовали в рабочей силе. больше, чем женщины в других странах Латинской Америки. Гаити культура ценила экономический вклад женщин в хозяйство тем, что все доход, полученный от сельскохозяйственного производства, принадлежал как муж и жена. Многие женщины также приобрели достаточный капитал, чтобы стать рыночные торговцы, занятые полный рабочий день, и, таким образом, они были экономически независимыми. Доход, который они получали от несельскохозяйственной деятельности, составлял признаны своими; они не были обязаны делиться им со своими мужья.

Наиболее распространенные брачные отношения среди крестьян и горожан низший класс был известен как plasaj . Правительство не признать plasaj законным браком, но в низшем классе сообществах эти отношения считались нормальными и правильными. муж и жена часто договаривались об их экономической отношения в начале брака. Эти соглашения обычно требовал, чтобы муж обрабатывал хотя бы один участок земли для жены и предоставить ей дом. Женщины выполняли большую часть работы по дому, хотя мужчины часто выполняли тяжелую работу, например, собирали дрова.

По большей части мужчины и женщины из низшего сословия имели гражданские и религиозные браки из соображений престижа, а не для узаконивания брачных связи. Поскольку свадьбы были дорогими, многие пары ждали несколько дней. лет до их появления. В 1960-х эта модель начала меняться. среди протестантских семей, принадлежавших к церквям, сильно поощрял законный брак и устраивал доступные свадьбы. Нередко крестьяне имели более одного супружеские отношения. Некоторые вступали в полигамные браки, которые только немногие мужчины могли себе это позволить.

Законные браки не были ни более стабильными, ни более продуктивными, чем plasaj отношения. Кроме того, законные браки не обязательно были моногамными. В Фактически, состоявшие в законном браке мужчины часто были более экономически стабильны, чем мужчины. в пласай отношений, чтоб им легче было расстаться от своих жен или вступать во внебрачные отношения.

Мужчины и женщины ценят детей и оба вносят свой вклад в их уход, но женщины обычно несли большую часть бремени. Родители гордились своих детей, независимо от того, родились ли они в браке отношения или как «внешние дети». Родители постарались обеспечить, чтобы все их дети получили равное наследство.

Структура семьи в сельской местности Гаити изменилась с девятнадцатого века век. До начала двадцатого века lakou , расширенная семья, обычно определяемая по мужской линии, была основным семейная форма. Термин lakou относился не только к семейству членов, но и группе домов, в которых они жили. Члены lakou работали сообща, и они обеспечивали друг друга финансовыми и другие виды поддержки. Однако право собственности на землю не было кооперативным, и последующие поколения наследников наследовали отдельные участки. Под давление роста населения и усиливающаяся фрагментация землевладения, lakou система распалась. Посредством середине двадцатого века нуклеарная семья стала нормой среди крестьяне. lakou сохранился как типичное место жительства, но кооперативный труд и социальное обеспечение, обеспечиваемое этими расширенные семьи исчезли. Гаитянские крестьяне по-прежнему полагались на свои родственников для поддержки, но расширенная семья иногда становилась ареной для земельные споры, а также механизм сотрудничества.

Семейная жизнь среди традиционной элиты существенно отличалась от представителей низшего класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *