Речь : понятие,виды,свойства — PSYchology
Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка. Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей. Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса. Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов. Функции речи. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения(коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение). Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них. Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Виды речи. Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание). Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо. Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса. Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки. Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека. Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности. Для внутренней речи характерны некоторые особенности: • она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова; • ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность; • внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»; • в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку; • она беззвучна. У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели. Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов: — период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка), — период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни), — период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет), — период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период). |
Глава 6 Речь. Общая психология
Глава 6 Речь
6.1. Речь как процесс
Речь является основным средством человеческого общения. При помощи речи человек получает, обрабатывает и передает огромное количество информации. Речь является главным источником знаний, их передачи от одного человека к другому. Именно наличие речи ставит человека на вершину развития живых существ.
Речь – форма общения людей посредством системы письменных знаков и символов, а также звуковых сигналов, создаваемых на основе определенных правил.
Речь выполняет ряд функций, среди которых выделяют следующие.
– Функция сообщения. Позволяет производить обмен информацией между людьми, обмениваться знаниями, чувствами, мыслями. Речь имеет социальное предназначение и является средством общения людей между собой. Функция сообщения обеспечивает осуществление социальных контактов между людьми.
– Функция воздействия. Позволяет посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них, к переживанию определенных чувств или желаний.
– Функция выражения позволяет добавлять речи человека выразительность и эмоциональность, обеспечивая более полную передачу чувств. С помощью речи человек выражает свое отношение к определенным объектам или предметам, к другим людям и самому себе.
– Функция обозначения. Обеспечивает возможность давать предметам и явлениям названия. Благодаря этой функции речь является средством выражения собственных мыслей, их образования и развития. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории.
6.2. Формы и свойства речи
1. Внешняя речь — система используемых звуков, сигналов, письменных знаков и символов, предназначенных для передачи информации.
Виды внешней речи.
– Устная речь – общение посредством произнесения слов и их восприятия, т.е. говорение и слушание.
Формами устной речи можно считать диалог и монолог. Диалог заключается в попеременном обмене информацией двух и более человек; такая речь поддерживается взаимными репликами, возникает при непосредственном общении людей и поддерживается собеседниками. Монолог представляет собой речь одного человека и характеризуется последовательностью и связанностью. Это подготовленная, последовательная и завершенная речь, которая имеет строгую логику повествования. Монологическая речь предполагает наличие определенных навыков коммуникации.
Устная речь может быть активной и пассивной. Активная форма речи присуща говорящему человеку, слушающий же человек играет в данном диалоге пассивную роль. В онтогенезе наблюдается переход от пассивных форм речи к активным – ребенок сначала учится понимать собеседника, а уже затем говорить самостоятельно.
– Письменная речь – речь, оформленная в графическом виде. Письменная речь содержит большее число слов или символов, нежели устная, что облегчает ее понимание. Кроме того, письменная речь, как правило, имеет четкий план. К примеру, к книге можно возвращаться раз за разом, тогда как в процессе слушания устной речи уже спустя несколько предложений можно забыть, о чем велась речь в начале разговора. В письменную речь человек всегда может внести изменения, тогда как речь устная соответствует поговорке: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».
2. Внутренняя речь — лишенная звукового оформления речь, протекающая во внутреннем плане. Она представляет собой фазу планирования в практической и теоретической деятельности.
Зачастую выделяют такие формы речи, как автономная, эгоцентрическая и внутренняя речь.
Автономная речь (от греч. autonomos – самоуправляющийся) представляет собой один из наиболее ранних этапов развития речи ребенка. Слова, воспроизводимые детьми вслед за взрослыми, существенно искажаются и отличаются от оригинала. Ребенок повторяет слова в отрыве от их содержания, без причинно-следственной связи. Такая речь может сохраняться относительно долго и служить тормозом для развития речи и умственного развития в целом.
Эгоцентрическая речь (от лат. ego – я и centrum – центр) – форма детской речи, характеризующаяся отсутствием попыток занять точку зрения собеседника. На этом этапе ребенок еще не осознает, что существует различие между его собственной и чужой точками зрения.
Внутренняя речь сопровождает мышление. Наиболее ярко внутренняя речь проявляется при решении различных задач в уме, при планировании каких-либо действий, во время чтения текстов, а также при использовании памяти – заучивании или припоминании. С помощью внутренней речи мы можем анализировать получаемые данные, упорядочивать их и запоминать. В случаях перегрузки этой информацией или затруднений в ее восприятии речь может переходить во внешнюю.
Речь обладает также следующим рядом свойств.
1. Содержательность речи отражает как общее количество выраженных мыслей или чувств, так и их значимость в той или иной ситуации.
2. Понятность речи отражает степень осмысленности речи, соотношение между ее сложностью и уровнем знаний или интересов тех, кто ее воспринимает. Для того чтобы речь была понятна, она должна быть правильно выстроена, состоять из синтаксически правильно построенных предложений, а произносящий ее человек должен расставлять в ней необходимые акценты.
3. Выразительность речи предполагает эмоциональную насыщенность речи, правильные интонации, богатство используемых языковых средств и их разнообразие.
4. Действенность речи определяется возможным влиянием ее на мысли и чувства других людей, на их поступки и поведение.
6.3. Этапы развития речи
Речь проходит в своем развитии ряд этапов. Отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) выделил четыре основных этапа развития речи ребенка.
1. Подготовительный этап (до 1 года).
На данном этапе происходит подготовка для последующего развития речи ребенка. Уже при рождении младенец обладает такими голосовыми способностями, как крик и плач. С их помощью происходит развитие речевого аппарата. К третьему месяцу жизни у ребенка появляется лепет (некоторое сочетание звуков, которые произносит ребенок).
2. Преддошкольный (1–3 года).
С появлением первых слов ребенок начинает активно развивать свою речь, стараясь произносить слова вслед за взрослыми. На протяжении преддошкольного этапа ребенок расширяет свой лексикон, накапливает все новые и новые слова. К полутора годам ребенок знает порядка 10–15 слов, ко второму году жизни – уже около 250–300 слов, а к концу данного этапа – тысячу слов. Пред-дошкольный этап характеризуется также формированием грамматически правильной речи.
3. Дошкольный (3–7 лет).
На данном этапе происходит увеличение словарного запаса, равно как и правильности использования того или иного слова в нужной ситуации. Предложения становятся более сложными, речь – связной, осмысленной. К пяти годам ребенок оказывается в состоянии сделать пересказ текста, состоящего из 50 предложений, как от лица автора, так и от своего лица.
4. Школьный (7–17 лет).
На данном этапе ребенок осознанно использует языковые средства. Значительно развивается письменная речь.
6.4. Расстройства речи
Существует целый ряд известных расстройств речи. Причинами расстройств речи могут являться:
– механические причины – неправильное строение органов артикуляционного аппарата;
– подражательные причины – дефекты звукопроизношения у детей зачастую связаны с аналогичными проблемами у кого-то из их ближайшего окружения – родителей, родственников или друзей;
– акустические причины – неправильное восприятие звука, перепутывание разных тонов в потоке речи;
– неврологические причины – патологии отделов мозга, отвечающих за речь;
– травмы и психические заболевания.
Все патологии речи можно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся патологии личности человека, органов речи и высших психических функций. Проблемы с речью чаще всего возникают вследствие болезней или расстройств легких или гланд – паралича, инфекций дыхательных путей, рака легких или глотки. Большинство из этих расстройств приводят к затрудненной артикуляции или к ее невозможности. Что касается патологий личности, то проблемы с речью зачастую возникают у больных шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом, болезнью Альцгеймера.
Нарушения произношения звуков могут проявляться в следующих формах.
– Заикание. Данное расстройство характеризуется нарушением темпа и ритма речи из-за запинок, остановок или повторения звуков. Заикание вызывается спазмами органов речевого аппарата: языка, неба, губ. Установлено, что заикаются примерно 2–3% детей дошкольного возраста. К взрослому возрасту их количество снижается до 1% от общей популяции. При этом среди них порядка 80% составляют мужчины. Среди людей, имевших или имеющих данное речевое нарушение, – актеры Роуэн Аткинсон и Брюс Уиллис, актриса Мэрилин Монро, ученые Аристотель, Исаак Ньютон и Чарлз Дарвин, гольфист Тайгер Вудс, писатель Льюис Кэрролл и другие.
– Картавость. Данное расстройство состоит в нарушении произношения звука [р], замене его на другой звук.
– Шепелявость. Данное расстройство проявляется в виде затруднения при произнесении шипящих согласных.
– Дисфония – расстройство фонации как результат патологических изменений голосового аппарата.
– Тахилалия – патологическое ускорение темпа речи. Зачастую у больного происходит двух– или даже трехкратное ускорение речи.
– Брадилалия – патологическое замедление темпа речи. Данное расстройство является следствием затрудненной способности издавать расчлененные звуки.
– Ринолалия – нарушение тембра голоса.
– Парафазия – неуправляемое употребление отдельных звуков или букв в устной и письменной речи.
– Контаминация – объединение в одно слово слогов, относящихся к разным словам.
– Эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов.
Ко второй группе расстройств относятся локальные поражения мозга, вызывающие нарушения речи, передачи или восприятия информации. Примером таких нарушений можно считать афазии.
Афазии – нарушения речи, которые характеризуются ее полной или частичной утратой. Возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате травм, опухолей и при некоторых психических заболеваниях. У большинства людей страдает левое полушарие мозга. Афазия часто проявляется неожиданно (в случае инсульта или травмы), а иногда развивается в течение длительного периода времени (в случае опухоли). Ежегодно афазии возникают у десятков тысяч людей.
Выделяют два основных типа афазий.
– Моторная афазия, или афазия Брока, впервые описана французским антропологом и врачом Полем Брока (1824–1880) в 1861 г. Люди, страдающие данной формой афазии, говорят краткими фразами, которые даются им с огромным трудом, испытывая трудность переключения с одного слова на другое. Больные с афазией Брока способны понимать речь собеседника, а также осознают наличие у них самих проблем с речью. Зачастую данная афазия связана с правосторонним гемипарезом – параличом правой стороны тела больного.
– Сенсорная афазия, или афазия Вернике, была описана немецким врачом и психиатром Карлом Вернике (1848–1905). В основе сенсорной афазии лежит нарушение фонематического слуха, различения звукового состава слов. Люди с данной формой афазии говорят длинными предложениями, которые не имеют никакого смысла. При этом больные создают собственные «слова». Они испытывают сложность в понимании как собственной речи, так и речи других.
Другими нарушениями речи при поражениях головного мозга являются дизартрия и дислексия.
Дизартрия – нарушение речевого произношения. Причиной данного нарушения чаще всего является неврологическая травма, которая приводит к плохой артикуляции.
Дислексия – нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Люди с данным расстройством зачастую не понимают смысл текста, как если бы они читали книгу на незнакомом языке. По некоторым данным, такое нарушение может иметься у 5–10% детей. В качестве примеров людей с дислексией приводят Леонардо да Винчи, Майкла Фарадея, Уинстона Черчилля, Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Киану Ривза, Орландо Блума, Киру Найтли.
Литература
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982.
4. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986.
5. Кучинский Г.И. Психология внутреннего диалога. – Минск, 1988.
6. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – М.: Педагогика, 1983.
8. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976.
9. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1987.
10. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.
11. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.: Наука, 1989.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 22 Стереотипная речь и эхолалия
Глава 22 Стереотипная речь и эхолалия Джошуа, живой темноглазый шестилетний мальчик с диагнозом «аутизм», довольно хорошо запоминал слова. В дополнение к домашней и школьной программе, ориентированной на методику Floortime, Джошуа проходил курс речевой терапии из-за проблем
Глава 6 Речь
Глава 6 Речь 6. 1. Речь как процессРечь является основным средством человеческого общения. При помощи речи человек получает, обрабатывает и передает огромное количество информации. Речь является главным источником знаний, их передачи от одного человека к другому. Именно
Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ §44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал
Глава 17. Прямя речь, или как бы это попроще… Короче… В общем – понятно
Глава 17. Прямя речь, или как бы это попроще… Короче… В общем – понятно Третьим и очень существенным компонентом, дающим или мгновенный выигрыш, способный даже спрятать прочие слабости текста, или столь же молниеносный проигрыш, приводящий к решительному краху, является
Глава первая.
В которой речь идет о мятежах и бунтахГлава первая. В которой речь идет о мятежах и бунтах Общество генов «Сообщество медоносных пчел удовлетворяет идеалу коммунистического афоризма: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Внутри него борьба за существование строго ограничена. Матка, трутни и
Глава XI РЕЧЬ
Глава XI РЕЧЬ Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь
Глава 8. Заключительная речь адвоката Барби
Глава 8. Заключительная речь адвоката Барби Вот почему игрушка должна быть не «доброй», а разной. Чтобы спасти мир от злодея, нужно как минимум иметь злодея. А если в детском «царстве игрушек» одни только хорошенькие-прехорошенькие котятки, мишутки, малютки и ни одного
ГЛАВА 7 – ГОЛОС, РЕЧЬ И БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ГЛАВА 7 – ГОЛОС, РЕЧЬ И БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное основание. Жан Фабр Звуки голоса украшают или обедняют, искажают или передают наш личностный портрет без нарушений. По еле уловимым нюансам звуков речи мы судим о личности
Глава 6 Речь и игра в развитии младенца
Глава 6 Речь и игра в развитии младенца В течение первых 3-х — 4-х лет никто и никогда не сможет и не должен подменять главного духовного воспитателя, главного духовного учителя ребенка — любящую мать. Именно в эти годы возникает глубокая ассоциация слов с живыми образами,
Глава 1.
О чем идет речьГлава 1. О чем идет речь Ограничим предмет нашего разговора, идя от общего к частному.В живой природе человек – качественно новое явление. Он – не просто социальное существо, которое может существовать, только интенсивно обмениваясь информацией с себе подобными (таков и
Речь-призыв, или Побудительная речь
Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,
Речь – обсуждение факта, или Судебная речь
Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство[3]. Судьи, прокурор, адвокаты
Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь
Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к
Восприятие речи — JungMinded
Восприятие речи кратко обсуждалось в посте о понимании языка (страница психологии языка). Здесь я сосредоточусь конкретно на нескольких теоретических моделях, пытаясь объяснить, как мы различаем отдельные фонемы и слова в непрерывном потоке человеческой речи.
В завершение я расскажу о модели TRACE: вычислительной системе, предназначенной для воспроизведения того, как люди воспринимают речь. Я расскажу об этом более подробно в следующем посте о коннекционизме.
Акустика речи
Отсутствие инвариантности
Во-первых, нам нужно понять, что такое речь на самом деле. С точки зрения акустики (физики звука) это движущиеся частицы воздуха, и мы измеряем частоту этих движений в Гц (герц = циклы/сек). Человеческая речь представляет собой сложный звук, а это означает, что одновременно воспроизводятся многочисленные частоты. Самая медленная называется основной частотой и определяет высоту голоса (80-200 Гц у мужчин, до 400 Гц у женщин). Остальные частоты гармоники : они определяют тембр . Таким образом, то, что мы воспринимаем как речь, представляет собой многочисленные волны разной частоты.
Традиционно психолингвисты разбивают речь на разные уровни: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения. Вопрос, однако, в том, как наш мозг может различать эти уровни в необработанном частотном сигнале. Письменный язык можно описать как «бусины на нитке», где каждая буква и слово следуют друг за другом, воспринимаясь одна за другой. Различение языковых уровней в речи гораздо сложнее по многим причинам, и одна из них — 9.0010 Отсутствие инвариантности .
Отсутствие инвариантности относится к представлению об отсутствии надежной связи между фонемой языка и ее акустическим проявлением в речи. Одно и то же слово или даже отдельная фонема могут звучать совершенно по-разному в зависимости от многих факторов:
1) Индивидуальные различия. Акустический строй речи во многом зависит от акцента говорящего, его физических и психологических особенностей.
2) Условия речи.
3) Коартикуляция. Это идея о том, что одновременно артикулируется более одного звука, поэтому каждый из них частично формируется окружающими его звуками. Суставы (челюсть, язык, рот) переходят от звука к звуку, позволяя нам говорить быстрее, поэтому акустическая структура каждой фонемы во многом зависит от ее «соседей». Рассмотрим следующие спектрограммы звука /d/ в трех разных положениях:
Место артикуляции на /d/ каждый раз разное, что дает несколько «версий» одного и того же звука, однако мы, как слушатели, все равно каждый раз будем слышать /d/, несмотря на большие различия в их акустической структуре.
Категориальное Восприятие
Мы воспринимаем речь в разных категориях, а не в одной волне энергии, гораздо лучше различая категорий, чем внутри них. Либерман и др. (1957) провели исследование, в ходе которого участники слушали синтетически созданные согласные, которые постепенно менялись с /b/ на /d/; они должны были маркировать каждый звук так, как они его слышали. Они обнаружили, что даже большие изменения (например, от значений 1 до 4) не приводили к изменению маркировки, если они не пересекали границу фонемы, но небольшое изменение от /b/ до /d/ приводило к другой маркировке. Это открытие подтвердило Теория категориального восприятия : человеческий мозг не то чтобы занимается различиями между звуками как таковыми, но очень хорошо определяет границы между категориями.
Одним из возможных объяснений демонстрируется знаменитый Эффект МакГерка , о котором, я уверен, многие из вас знают. Ключевым моментом является то, что мозг не полагается исключительно на акустику звука при различении раздражителей. Мы также используем нашу визуальную информацию и, самое главное, контекст, таким образом реализуя обработку как снизу вверх, так и сверху вниз. Я нашел действительно хороший пример эффекта МакГурка, посмотрите его:
Когортная модель (Marslen-Wilson & Welsh, 1978)
Модель предполагает, что когда мы начинаем воспринимать начало слова, активируется целая когорта сохраненных слов с одинаковым началом; например, «СЛОВО» активирует «мир», «работа», «арбуз» и т. д. По мере того, как мы воспринимаем остальную часть слова, когорта «кандидатов» становится все меньше и меньше, пока не останется только одно — и, таким образом, нужное слово признан.
Проблема сегментации
Когортная модель поднимает важную проблему сегментации слов: конечно, нам нужно знать, где начинается слово, чтобы активировать соответствующую когорту. В непрерывной речи слова не всегда акустически разделены; взгляните на приведенную ниже спектрограмму, соответствующую фразе /противостоять/:
Кроме того, часто слова могут «прятаться» внутри более длинных слов, и бывает сложно понять, какое слово мы воспринимаем: слушая «он заметил оленя», мы можем сначала услышать, например, «он паучье ухо».
McQueen et al. (1994) предположили, что чем больше активированная когорта, тем меньшую роль играет каждое слово, поэтому тем труднее найти правильное слово в их конкуренции. Частота также имеет значение: более частое слово с большей вероятностью выиграет. Здесь «паук», вероятно, более частое слово, чем «шпионил», поэтому у него больше шансов «победить». Однако опять же, обработка сверху вниз помогает, поскольку контекст играет решающую роль в понимании речи.
Моделирование
McClelland & Elman (1986) реализовал когортную модель на компьютере, создав модель TRACE :
Каждый узел представляет собой гипотезу о том, что слово присутствует в стимуле; они соревнуются друг с другом, пока не останется только один «победитель». Важным моментом здесь является то, что не только согласованные признаки подтверждают друг друга, но и несовместимые — подавляют друг друга (вы можете видеть, что стрелки указывают в обоих направлениях). Так, например, когда мы слышим МИР, активируются такие слова, как РАБОТА, СЛОВО, ЧУДО. Затем возникающий звук /р/ тормозит активацию ЧУДА, а затем /л/ и /д/ тормозят РАБОТУ и СЛОВО, одновременно подтверждая МИР. Тот же процесс происходит на фонемном уровне, где звуковые характеристики (такие как мощность, взрыв и т. д.) подтверждают или подавляют их активацию.
В следующий раз я подробнее остановлюсь на коннекционизме и покажу, как и по какой причине строятся модели восприятия речи.
От редакции: Модели и теории речеобразования
Разговорный язык передается с помощью хорошо скоординированных речевых движений, которые действуют как когерентные единицы контроля, называемые жестами. Эти жесты и лежащие в их основе движения демонстрируют несколько отличительных свойств с точки зрения законных отношений между параметрами продолжительности, относительного времени, диапазона движения, точности цели и скорости. Однако в настоящее время ни одна из существующих теорий не объясняет все свойства этих движений. Несмотря на то, что модели речевого моторного контроля за последние 40 лет последовательно черпали вдохновение в общей науке о движении, некоторые сравнения остаются неинформативными. Например, наши нынешние знания о том, верны ли широко известные принципы, применимые к движениям конечностей (например, компромисс между скоростью и точностью, известный как закон Фиттса), также и для речевых движений, все еще очень ограничены. Понимание принципов, применимых к речевым движениям, является ключом к определению несколько неуловимой концепции речевых моторных навыков, а также к оценке и интерпретации различных уровней этого навыка у людей с диагностированными нарушениями речи и без них. Последний вопрос связан с фундаментальными дебатами о том, должны ли парадигмы оценки речевой патологии ограничиваться режимами контроля, специфичными для тех, которые лежат в основе типичных речевых производств. Разрешение таких дебатов в решающей степени зависит от нашего понимания природы речевых процессов и лежащих в их основе блоков управления.
В отличие от движений при локомоции или глазодвигательной функции, речевые движения, объединенные в жесты, являются не просто физическими воплощениями органов, движущихся в пространстве и времени, но также имеют внутреннюю символическую функцию. Специфические для языка системы, или фонологические грамматики, участвуют в формировании паттернов этих жестов. Грамматические ограничения регулируют допустимые символические комбинации, о чем свидетельствует вынесение суждений о том, правильно ли сформирована любая данная последовательность в каком-либо конкретном языке (одна и та же последовательность может быть приемлемой в одном языке, но не в другом). Каким образом эти ограничения формируют речевые жесты и как они согласуются с существующими общими принципами моторного контроля, также неясно.
Кроме того, речевые жесты являются частями слов, и, таким образом, одним из способов понимания природы системы 1 производства речи является наблюдение движений речи как частей слов или более крупных фрагментов речи, таких как фразы или предложения. Намерение произвести лексическую единицу включает в себя активацию последовательностей жестов, которые являются частью лексической единицы. Регулирование во времени единиц в таких последовательностях поднимает серьезные вопросы для теорий управления речью и моторикой (но также и для теорий познания и последовательных действий в целом). Основные проблемы возникают во взаимозависимости между различными временными масштабами, связанными с планированием жестов, выполнением движений и координацией внутри и между областями отдельных лексических единиц. Как взаимодействуют эти разные временные шкалы и как их взаимодействие влияет на наблюдаемые свойства движения, по большей части до сих пор неизвестно.
В этом специальном выпуске мы представляем множество теоретических и эмпирических работ, которые исследуют природу динамики речевого двигательного контроля. Для практических целей мы разделяем эти вклады на две основные темы:
1) Модели и теории производства речи.
2) Приложения.
Ниже приводится краткое описание каждого документа, указанного в этих темах.
1) Модели и теории речеобразования
Речевой сигнал выражается одновременно в двух информационно-кодирующих системах: артикуляционной и акустической. Вклад Гольдштейна касается отношения между репрезентациями в этих двух параллельных проявлениях речи, фокусируясь не на статических свойствах, а на закономерностях изменения во времени (временная комодуляция) в этих двух каналах. Для этого Гольдштейн количественно определяет отношение между скоростями изменений в параллельных акустических и артикуляционных представлениях одного и того же высказывания, производимых разными говорящими, на основе данных рентгеновского микролуча. Анализ этого отношения показывает, что два представления коррелируют через импульсную структуру модуляции, причем локальные корреляции сильнее, чем глобальные. Эта модуляция кажется связанной с основной единицей слога.
Широко распространено мнение, что акустические параметры гласных распределены нормально, но редко демонстрируется, что это может иметь место. Уэлен и Чен количественно определили распределение значений F1 и F2 для /i/ и /o/ в английских словах «heed», «geek», «ode»/«owed» и «dote», произведенных одним говорящим на трех языках. разные дни. Анализ, основанный на большом количестве повторений этих гласных в разных контекстах согласных, показывает, что распределения в целом являются нормальными, что, в свою очередь, предполагает согласованные цели, характерные для гласных, в разных контекстах. Результаты добавляют веса широко распространенному предположению о том, что речевые цели следуют нормальному распределению, и авторы обсуждают последствия для теорий речевых целей.
Терк и Шаттук-Хуфнагель обращаются к природе времени в речи, уделяя особое внимание конечным точкам движений, которые, как они утверждают, связаны с целями этих движений. Приводится аргумент, что эти точки требуют специальных режимов управления. Доказательства этого аргумента получены в результате работы как с речевым, так и с неречевым моторным контролем. Также утверждается, что в отличие от точки зрения артикуляционной фонологии / динамики задач, где продолжительность жестов определяется внутренней динамикой, продолжительность должна быть независимо контролируемой переменной в речи. Таким образом, фонологически-внешний компонент считается необходимым, и делается призыв к разработке и тестированию моделей речи, в которых компонент абстрактных, символических фонологических представлений отделен от способов (способов), которыми эти представления реализуются в количественных терминах. которые включают спецификации продолжительности поверхности и сопутствующие механизмы синхронизации для их достижения.
Шоу и Чен исследовали, в какой степени синхронизация между жестами стабильна при вариациях пространственного положения отдельных артикуляторов, как это предсказано в Articulatory Phonology. Используя электромагнитную артикулографию с группой носителей китайского языка, произносящих односложные слова CV, они обнаружили корреляцию между начальным положением жеста языка для гласных и синхронизацией C-V. В отличие от исходной гипотезы, это указывает на то, что синхронизация между жестами чувствительна к положению артикуляторов, что указывает на критическую роль соматосенсорной обратной связи.
Roessig и Mücke изучают тональные и кинематические профили различной степени выраженности (безударный, широкий, узкий и контрастный фокус) у 27 носителей немецкого языка. Показано, что параметры как тонального, так и кинематического измерения систематически варьируются в зависимости от степени заметности. При моделировании этих результатов предлагается динамический подход. Этот подход охватывает многомерность просодии и в то же время показывает, как дискретные и непрерывные модификации в маркировке фокуса могут быть выражены в рамках одного формального языка. Модель качественно фиксирует наблюдаемые закономерности в данных путем настройки абстрактной управляющей переменной, которая формирует ландшафт аттрактора в пространстве параметров кинематических и тональных измерений, рассматриваемых в этой работе.
Iskarous предлагает компьютерный подход к объяснению природы пространственно-временной детализации речевого тракта, о чем свидетельствуют речевые жесты. Основываясь на наборе уравнений реакции-диффузии с одновременными паттернами Тьюринга и Хопфа, критические характеристики речевых жестов, связанные с сужением голосового тракта, могут быть воспроизведены в поддержку идеи о том, что двигательные процессы можно рассматривать как появление описаний с низкой степенью свободы из системы с высокой степенью свободы.
Патри и др. обращать внимание на индивидуальные различия в ответах на слуховые или соматосенсорные возмущения в воспроизведении речи. Развлекаются два аккаунта. Первый сводит индивидуальные различия к различиям в остроте сенсорных характеристик, в то время как второй оставляет сенсорные спецификации нетронутыми и, вместо этого, модулирует чувствительность соответствия между моторными командами и их слуховыми последствиями. Хотя результаты моделирования показывают, что оба подхода приводят к одинаковым результатам, утверждается, что сохранение нетронутых сенсорных характеристик является более гибким, что позволяет использовать более всеобъемлющий подход к изменчивости речи, когда когнитивные, внимание и другие факторы могут модулировать реакцию на возмущения.
Одна из основополагающих идей фонологии и фонетики состоит в том, что производимые и воспринимаемые высказывания разлагаются на последовательности дискретных единиц. Однако данные развития указывают на то, что в детской речи высказывания носят целостный, а не сегментированный характер. Вклад Дэвиса и Редфорда предлагает теоретическую демонстрацию наряду с сопутствующим моделированием того, что постулируемые единицы могут возникать на стадии речи, где слова или фразы начинаются как синхронизированные во времени моторные и перцептивные траектории. По мере того как слова добавляются и неоднократно повторяются учащимся, моторные траектории начинают формировать повторяющиеся артикуляционные конфигурации, которые в сочетании с соответствующими перцептивными репрезентациями порождают перцептивно-моторные единицы, которые, как утверждается, характеризуют зрелое речевое производство.
В своем вкладе Kearney et al. представить упрощенную версию модели DIVA, сосредоточив внимание на трех подгоночных параметрах, связанных со слуховой обратной связью, соматосенсорной обратной связью и упреждающим контролем. Модель тестируется с помощью компьютерного моделирования, которое определяет оптимальное соответствие модели шести существующим наборам данных сенсомоторной адаптации, демонстрируя превосходное соответствие реальным данным при различных типах возмущений и экспериментальных парадигмах.
Активной областью фонологической теории является исследование дистанционной ассимиляции, когда признаки фонемы уподобляются признакам другой несмежной фонемы. Тилсен стремится определить механизмы возникновения таких нелокальных ассимиляций в моделях планирования и производства речи. Предлагаются два механизма. Во-первых, жест либо предварительно выбран в более раннюю эпоху, либо не подавляется (после выбора), так что его влияние распространяется на более поздние эпохи. Во-вторых, жесты, которые могут быть активны в одну эпоху динамики уровня планирования, даже если они не выбраны во время выполнения, могут все же влиять на производство в другую эпоху. Доказательства этих механизмов обнаруживаются как в речевых, так и в неречевых парадигмах подготовки движений. Утверждается, что существование этих двух механизмов объясняет основную дихотомию между явлениями ассимиляции, которые были описаны как включающие расширение ассимилирующего свойства, и теми, которые не могут быть так описаны.
Сюй и Пром-он противопоставляют два принципа, лежащих в основе динамики управления движением: экономия усилий и максимальная скорость информации. Они представляют данные носителей американского английского о повторяющихся последовательностях слогов, которых просили имитировать записи тех же последовательностей, которые были искусственно ускорены, и составлять осмысленные предложения, содержащие одни и те же слоги, с нормальной и быстрой скоростью речи. Результаты показывают, что характеристики формантных траекторий, которые они анализировали, лучше всего соответствуют понятию принципа максимальной скорости передачи информации.
Вклад Крегера и др. предлагает демонстрацию того, что модель обучения, основанная на самоорганизующихся картах, может служить мостом между моделями ментального словаря и моделями сенсомоторного контроля и что такая модель может учиться (из семантических, слуховых и соматосенсорная информация) репрезентативные единицы, родственные фонетико-фонологическим признакам. На широком уровне было предпринято мало усилий, чтобы соединить теорию и моделирование лексики и моторного контроля. Предлагаемая модель направлена на устранение этого пробела и делает прогнозы относительно специфики и скорости роста таких репрезентативных признаков в различных условиях обучения (только слуховые режимы против слуховых и соматосенсорных режимов обучения).
Паррелл и Ламмерт разработали синтез модели динамических двигательных примитивов управления моторикой (Schaal et al., 2007; Ijspeert et al., 2013) с моделью динамики задач производства речи (Saltzman and Munhall, 1989). Ключевым элементом в достижении этого синтеза является включение обучаемого форсирующего термина в систему точек-аттракторов динамики задачи. Наличие такого перестраиваемого члена наделяет динамику задачи гибкостью траекторий движения. Предлагаемый синтез также устанавливает связь с подходами к оптимизации управления двигателем, где можно увидеть, что форсирующий член минимизирует функцию стоимости в течение рассматриваемого промежутка времени движения (например, минимизирует общую энергию, затрачиваемую во время достижения движения). Динамика предлагаемой модели синтеза подробно описана, а их эффекты продемонстрированы в форме доказательства концепции моделирования, показывающей последствия возмущений для траекторий движения челюсти.
2) Приложения
Noiray et al. представить исследование, в котором они изучали, коррелирует ли фонематическая осведомленность со степенью коартикуляции, обычно используемой в качестве показателя для оценки размера детских производственных единиц. Задание на производство речи было разработано для проверки различий в развитии степени внутрисложной коартикуляции у 41 немецкого ребенка в возрасте от 4 до 7 лет с использованием ультразвуковой визуализации. Результаты показывают, что процесс развития беглости разговорной речи включает в себя динамические взаимодействия между когнитивной и речевой двигательной сферами.
Тиеде и др. опишите исследование, в котором они отслеживали движения головы и речевых артикуляторов во время задания на создание чередующихся пар слов, управляемого метрономом с ускоряющимся темпом. Результаты показывают, что по мере увеличения производственных усилий увеличивалось и кивание головки динамика, и это кивание резко увеличивалось после ошибок. Наиболее сильное увлечение между головой и артикуляторами наблюдалось с наибольшей скоростью в условиях кодового чередования.
Namasivayam et al. представить подход артикуляционной фонологии к пониманию природы нарушений звуков речи (SSD) у детей, стремясь примирить традиционную фонетико-фонологическую дихотомию с концепцией взаимосвязи между этими уровнями. Они представляют доказательства, подтверждающие идею артикуляционных жестов на уровне производства речи и то, как это отражается на процессах управления в мозгу. Они добавляют обзор того, как артикуляционный подход, основанный на «жестах», может объяснить артикуляционное поведение в типичной и неупорядоченной речи, делая вывод, что подход артикуляционной фонологии предлагает продуктивную стратегию для дальнейших исследований в этой области.
Heyne et al. обратиться к взаимосвязи между речью и другим навыком оральной моторики, игрой на тромбоне. С помощью ультразвука они зафиксировали срединно-сагиттальную форму языка у новозеландских англоязычных и тонганоязычных тромбонистов. Формы языка двух языковых групп оценивались с помощью обобщенных аддитивных смешанных моделей, в то время как эти говорящие/играющие произносили гласные (на своих родных языках) и длительные ноты разной высоты и интенсивности. Результаты показывают, что, хотя производство воздушного потока и необходимая акустика в значительной степени ограничивают конфигурацию голосового тракта во время игры на тромбоне, можно обнаружить свидетельство вторичного влияния речевых моторных конфигураций в том, что две группы, как правило, использовали разные конфигурации языка, напоминающие отдельные вокальные монофтонги в их соответствующих группах. языки.
Документы, собранные по этой теме исследования, свидетельствуют о преимуществах сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению производства речи. Они также свидетельствуют о ценности формального моделирования для решения давних проблем в развитии речи и взаимосвязи между моторным контролем и фонологическими паттернами; к важности соматосенсорной и слуховой обратной связи в планировании и мониторинге производства речи и важности интеграции моделей производства речи с другими аспектами познания; и, наконец, к потенциалу теоретических моделей в информационных приложениях производства речи при нарушенной речи и двигательных навыках в других устных действиях, таких как игра на музыкальных инструментах.
Вклад авторов
Все перечисленные авторы внесли равный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Благодарности
Работа AG была поддержана Европейским исследовательским советом (AdG 249440) и Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG, Немецкий исследовательский фонд) — ID проекта 317633480 — SFB 1287, Project C04. 9Один из наших рецензентов отмечает, что в области психолингвистики термин «производство речи» используется более широко (чем при использовании термина, подразумеваемого вкладом в эту тему исследования), и указывает на необходимость, метко сформулированную, «преодолеть разрыв между психолингвистически информированной фонетикой и фонетически информированной психолингвистикой». Мы полностью согласны и с нетерпением ожидаем будущих исследований и, возможно, тем исследований, посвященных такому объединению. Недавний специальный выпуск о психолингвистических подходах к воспроизведению речи см. в Meyer et al. (2019), а более целенаправленный обзор вопросов, связанных с «фонетическим кодированием» (термин в психолингвистике, примерно эквивалентный нашему использованию термина «производство речи» в настоящей теме исследования), см. в Laganaro (2019).
Ссылки
Эйспеерт, А. Дж., Наканиши, Дж., Хоффманн, Х., Пастор, П., и Шаал, С. (2013). Примитивы динамического движения: изучение моделей аттракторов для двигательного поведения. Нейронные вычисления , 25, 328–73. doi: 10.1162/NECO_a_00393
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Лаганаро, М. (2019). Фонетическое кодирование при производстве высказываний: обзор открытых вопросов с 1989 по 2018 год. Language Cognit. Неврологи. 34, 1193–1201. doi: 10.1080/23273798.2019.1599128
CrossRef Full Text | Google Scholar
Мейер А.С., Арди Р. и Лорел Б. (2019). Тридцать лет разговоров: введение в спецвыпуск. Распознавание языка. Неврологи. 34, 1073–1084. doi: 10.1080/23273798.2019.1652763
CrossRef Full Text | Академия Google
Saltzman, E.L., and Munhall, K.G. (1989). Динамический подход к моделированию жестов в речи. Экологическая психология , 1, 333–82.