Психологическая структура внимания. Формы внимания — Студопедия
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. В отличие от аффективно-волевых и познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), внимание проявляется внутри них, а своего содержания не имеет, и, будучи неотделимым, характеризует динамику их протекания. Его результатом является улучшение любого психического действия, на котором оно сосредотачивается. В настоящее время принято отождествлять внимание с «уровнем бодрствования» или «уровнем активации». Эти категории (особенно первая) в основном соответствуют базовой характеристике сознания и различным степеням его ясности. Вместе с тем, внимание к сознанию не сводимо, а лишь составляет определенный компонент внешнего с ним сходства. Внимание — это психический процесс селекции и избирательности любой психической деятельности, направленный на улучшение контроля за деятельностью, связанной с ситуативно или устойчиво значимым объектом. Одним из приспособительных психофизиологических механизмов, объясняющих эволюционный генез внимания как особой психической реальности, является несоответствие между широчайшим по спектру и объему сенсорным входом информации и ограниченным по возможностям одномоментной обработки потенциалом мозговых центральных структур. Как вытекает из определения, может существовать несколько форм внимания, соответствующих тем процессам, которые реализуются в данной деятельности: а) сенсорное; б) двигательное; в) эмоциональное; г) интеллектуальное.
По уровням внимание делится на непроизвольное и произвольное. С первым ребенок рождается, и оно осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты (в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, притягивающего к себе возбуждение из других нервных центров, одновременно подавляя их). У новорожденного есть только две доминанты — пищевая и связанная с переменой положения. Позднее формируется зрительная и слуховая. В основе развития внимания в этот период (первые годы) лежит органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов ребенка. Классическим примером непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, выделяющий наиболее интенсивный, новый или биологически значимый (соответствующий потребностям организма) раздражитель и придающий всему поведению организованный характер. Произвольное внимание (это его высшая форма) качественно отлично и обусловливается социальной и культурной средой. В период своего формирования оно совершенствуется благодаря взаимодействию ребенка со взрослыми, которые кроме предметного стимула предъявляют ему и речевые стимулы, связывая одно с другим. В более или менее законченном виде произвольное внимание формируется к дошкольному возрасту (оно начинает подчиняться не только громкой речи взрослого — инструкции, но и собственной внутренней речи). Как специальное психологическое явление оно возникает тогда, когда человек ставит перед собой сознательные цели (то есть связывает деятельность не с предметом, а с целью). А это, в свою очередь, для сохранения объекта сосредоточения требует усилия воли — поддержания определенной интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям. Поэтому произвольное внимание во многом является вниманием волевым. Категория, которая характеризует длительное удержание внимания на каком-то объекте, явлении или ситуации, называется бдительностью. Одним из отличительных аспектов произвольного внимания является то, что оно способно ориентироваться как на прошлое, так и на будущее (в форме сознательного ожидания вероятного события). По данным физиологии, изменения, вызванные речевой инструкцией, окончательно формируются к 12-15 годам.
Внимание характеризуется: 1) устойчивостью (длительным сохранением интенсивности, концентрированности), в норме подверженной непроизвольным колебаниям; 2) быстротой переключения (переходом от одной деятельности или операции к другой) 3) распределенностью (характеризуемой успешностью одновременного выполнения двух или более деятельностей). К содержательным характеристикам внимания относится его предметность (обязательная направленность на реальный или воображаемый предмет или явление) и ограниченность (конечное число элементов, одномоментно вовлекаемых в психический процесс). В силу того, что ослабление внимания, снижение его объема, нарушение концентрации, повышенная истощаемость и резкие колебания свойственны любому больному человеку независимо от локализации поражения мозга, долгое время считалось, что расстройства внимания не имеют локального значения и их анализ не может быть использован в нейропсихологической диагностике. Вопреки этому мнению, в последнее время принято выделять два самостоятельных типа нарушений внимания.
его структура и формирование — КиберПедия
Внимание— это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Изучением данного психического процесса занимались П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.
Внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности деятельности, самовыражения личности.
Функции внимания: регулирует активизацию и торможение психологических и физиологических процессов, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями организма, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Для перцептивных процессов внимание выступает своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения.
Для памяти внимание — это фактор, способный удержать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, это обязательное условие перевода запоминаемого материала в долговременную память.
Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
Современная психологическая наука классифицирует внимание на виды:
1) Природное и социально обусловленное внимание.
Природное внимание дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания. Оно связано с волевой регуляцией поведения и сознательным избирательным реагированием на объект.
2) Непосредственное и опосредованное внимание.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (слов, жестов, предметов, указательных знаков).
3) Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли и не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать внимание на объекте.
Произвольное внимание — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. При этом снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении.
Свойства внимания: объем, распределение, переключаемость, концентрация, устойчивость.
Объем измеряется количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени.
Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удержать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.
Концентрация внимания — состояние сознания, необходимое для того, чтобы включиться в деятельность, сосредоточиться на задаче.
Устойчивость внимания — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или задаче.
Развитие внимания в онтогенезе прослеживал Л. С. Выготский в русле культурно-исторической концепции его формирования. Он указывал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Произвольное внимание возникает изтого, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенку те средства, с помощью которых он впоследствии сам овладевает своим вниманием». При помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов — средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемые речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
Опираясь на идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьев указывает, что с возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие внешне опосредованного внимания происходит быстрее, чем его развитие в целом. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, характеризуемый тем, что первоначально внешне опосредованное внимание постепенно переходит во внутренне опосредованное. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольно внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию, из чего следует, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
его основные характеристики. Теории внимания.
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение.
Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.
Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам
Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам, у ребенка не более 2-3.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлении, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне, под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действии. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.
Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Теории внимания.
Рибо — Внимание связанно с эмоциями и вызывается ими, состояние внимания сопровождается изменением физического и физиологического состояния организма. Физиологическое состояние — это комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных реакций. Интеллектуальное — усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движением всех частей тела необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Узнадзе — установка связанна с вниманием. С понятием установки связанно понятие объективации она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа полученного при восприятии окружающей действительности. Гальперин:
- Внимание — психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др. феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
- По своей функции внимание — контроль за этим содержанием.
- Как самостоятельный акт, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.
- Произвольное внимание — есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану.
- Все известные акты внимания выполняющие функцию контроля как произвольного, так и нет, являются результатом формирования новых умственных действий.
Д. Бродбент — Если человек занят одновременно двумя делами, предположительно фильтр, который обладает определенной пропускной способностью и устройством распознавания, будет переключаться с одного канала сенсорного регистра на другой, и все равно пропустит столько информации, сколько может пропустить данный канал. Бродбент смог объяснить фильтрацию информации, но не смог объяснить как информация, не привлекающая внимания, все же воспринимается.
А. Трейсман дополнила: между сенсорным регистром и фильтром с ограниченной пропускной способностью есть устройство ослабления, где происходит ослабление сигнала и его семантический анализ (анализ языка, прежде всего слов).
Ф. Дойч и Д. Дойч. — Все раздражители обрабатываются в рабочей памяти, активном хранилище информации, что говорит о том, что отбор происходит позже на этапе обработки информации. Возможности рабочей памяти ограничены, получается, что только часть информации сохраняется там. Затем оценивается важность этой информации, т.е. за это отвечает рабочая память.
По мнению Д. Канемана считал, что важно не где расположено узкое место, а что происходит во время выполнения задания., человек может выполнять одновременно несколько заданий, но при этом условия работы должны быть идеальными, и, если одно из заданий потребует большой концентрации внимания, то остальные задания будут выполнены не столь успешно.
Канеман сделал предположение, что существует распределитель ресурсов, контролирующий именно процесс распределения наших возможностей. На определенных этапах ресурсы внимания используются для обработки стимулов. Эти ресурсы меняются, достигая своего максимума в моменты наивысшего возбуждения. Многое зависит от поступающих стимулов, причем на управление ресурсами влияют устойчивая предрасположенность (переключения внимания на громкие звуки, яркие вспышки свое имя …) и кратковременные намерения (ситуационная предрасположенность).
Андерсон рассматривал инертность внимания (склонность к обработке информации от первичного источника возрастает с увеличением времени сосредоточения внимания на нем), изучая детей смотрящих телевизор. Причем, чем дольше они смотрели телевизор, тем меньше была вероятность их отвлечения от этого процесса на другие источники информации.
В данном случае кратковременное намерение — это просмотр телепередачи, которая влияет на распределение ресурсов внимания, а для устойчивой предрасположенности ресурсов практически нет. Когда по телевизору идет интересный фильм, то у меня часто выкипает чайник и, если бы не реклама, то, очевидно, он бы вообще мог сгореть.
У модели внимания с ограниченными возможностями можно выделить такие свойства:
- Информация от разных раздражителей конкурирует и создает помехи друг для друга. Два дела можно делать одновременно пока не дойдем до пределов возможности обработки.
- Результаты выполнения какого-либо из заданий ухудшатся, если мы превысим имеющиеся возможности при обработке информации.
- Ресурсы распределяются гибко, и раздражители могут менять это распределение.
Внимание: свойства, функции и виды
Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Пять основных свойств внимания:
1. устойчивость,
2. сосредоточенность,
3. переключаемость,
4. распределение,
5. объем.
Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
Функции внимания:
- активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
- способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
- обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
- определяет точность и детализацию восприятия,
- определяет прочность, и избирательность памяти,
- определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
- является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
- выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
- для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
- в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
- о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
- внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Основные виды внимания:
- природное и социально обусловленное внимание,
- непосредственное и опосредствованное внимание,
- непроизвольное и произвольное внимание,
- чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).
Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,
Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
Формы расстройств внимания:
1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;
2. Уменьшение объема внимания;
3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;
4. Гипо- и апрозекксия – невозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.
Внимание, виды и свойства внимания — Студопедия
Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:
— точность восприятия;
— прочность и избирательность памяти;
— направленность и продуктивность мышления.
Основные функции внимания:
-отбор значимых воздействий и игнорирование других;
-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;
-регуляция и контроль протекания деятельности.
Основные виды внимания:
1. В зависимости от волевых усилий личности:
непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;
произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;
послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.
2. По характеру направленности:
внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;
внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.
3. По происхождению:
природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;
социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;
4. По механизму регуляции:
непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;
опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.
5. По направленности на объект:
сенсорное;
интеллектуальное.
Основные свойства внимания:
Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.
Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.
Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.
Виды и формы памяти:
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.
Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:
по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:
непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.
по степени осмысленности:
механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;
смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.
в зависимости от установки:
кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;
долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
по материалу, сохраняемому памятью:
когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;
эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;
личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
по модальности:
словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
Понятие внимания, его функции, свойства и виды — Студопедия
Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.
Функции внимания:
1. Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.
2. Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.
3. Регуляция и контроль протекания действия.
Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).
Виды внимания. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):
- Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.
- Изменение физических свойств действующих раздражителей.
- Ослабление или прекращение действия раздражителя.
- Перемещение раздражителей в пространстве.
- Появление нового, необычного раздражителя.
- Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).
- Контраст.
2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):
- Потребности, значение для индивида.
- Интерес.
- Направленность.
- Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.
Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.
Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.
Произвольное внимание будет поддерживаться, если:
- человек осознает долг и обязанности при выполнении работы,
- созданы привычные условия для работы (время, место),
- косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат),
- созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).
Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.
По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.
В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).
Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).
Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.
Способы привлечения и поддержания внимания:
1. Прием «нейтральной фразы» (вначале сообщения произносится фраза, не связанная с темой, но имеющая важное значение для всех). Например, история из жизни, парадокс.
2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).
3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).
4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).
5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).
Свойства внимания. К свойствам внимания относят следующие:
1. Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).
2. Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.
3. Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).
Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.
4. Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.
5. Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.
Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые сдвиги устойчивости, которые могут происходить в течение длительной работы даже у самого внимательного человека (например, в начале урока и в конце).
Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности. Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость, отзывчивость.
это, виды, свойства и функции
Человек запоминает, перерабатывает не всю информацию, которую воспринимают его рецепторы, чувства. Сохраняются только данные, которые интересны субъекту, могут ему понадобиться. Внимание в психологии — избирательная направленность восприятия, которое зависит от интересов, целей человека. Чтобы понимать, как работает внимание на психологическом уровне, нужно изучить его виды, функции и характеристики.
Суть и понятие
Внимание — сосредоточенность субъекта на явлениях, предметах или живых существах. Человек не может быть просто внимательным. Он должен на чем-то концентрироваться — прослушивании музыки, чтении книги, любимом занятии.
Опытный психолог сможет определить внимательно ли человек слушает, читает, пишет, смотрит что-либо по мимике лица. Чаще внимательность оценивают преподаватели и работодатели.
На способность влияют:
- самочувствие;
- воздействие социума;
- психическая усталость;
- стрессы, переживания.
В плохом настроении субъекту тяжелее сконцентрироваться.
Исторический очерк
Способность изучалась на протяжении нескольких столетий. Теории ученых:
- Вундт. Исследователь проводил опыты по изучению объема сознания. Он заявил, что объем состоит из 6 взаимосвязанных ассоциативных объектов. Ученый отметил, что человеческая способность к осознаванию непостоянна и зависит от характера материала, который воспринимается в определенный момент.
- Титченер. Этот ученый разделял взгляды Вундта, дополнил его теорию метафорой волны. Ею он указал, что внимание представляет собой извилистую прямую с «гребнями». На пике этих точек человек сосредотачивается на объекте, но потом интерес угасает, чтобы возникнуть вновь.
- Джеймс. Этого специалиста волновало колебание внимания. Он заявлял, что произвольная концентрация длится ограниченное количество времени. Субъект отвлекается, начинает рассматривать объект с других сторон. Ученый предложил первую классификацию данного термина на 6 видов.
- Рибо. При концентрации внимания в сознании человека преобладает 1 идея. Он считал, что произвольное, непроизвольное внимание зависит от психического, эмоционального состояния личности.
- Ланге. Ученый выдвинул личную концепцию волевого внимания. Он описал этот термин, как целесообразную реакцию организма, при которой улучшаются условия восприятия информации. Организм мышечными движениями занимает определенную позицию по отношению к интересующему объекту.
- Ухтомский. Русский физиолог ввел понятие доминанты. Она представляет собой устойчивый очаг повышенной возбудимости центров головного мозга. Доминанта — фокус возбуждения. Эта теория очень похожа на учение Рибо, где преобладает 1 идея над всеми.
- Павлов. Заявил, что внимание проявляется в коре головного мозга отдельных очагом возбуждения. Этот очаг превращается в ориентировочный рефлекс. Если один и тот же раздражитель проявляется несколько раз подряд, организм привыкает к нему, концентрация снижается.
- Выготский. Ученый рассматривал способность со стороны организации поведения. Он говорил, что развить его можно только овладев своим поведением, контролируя эмоции, желания. При этом Выготский утверждал, что с помощью концентрации внимания можно изменять свое поведение.
- Гальперин. Он развивал идеи Выготского. Суть концепции Гальперина в том, что действия состоят из исполнительной, ориентировочной части. При этом ученый выделил 6 этапов формирования умственного действия.
Классификация
Виды способности:
Природное — внимание дано от рождения. Представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители, предметы или явления, которые несут новую информацию.
- Социально обусловленное. Формируется на протяжении жизни благодаря воспитанию, обучению. Связано с волевой регуляцией поведения. Человек начинает сознательно реагировать на объекты.
- Непосредственное — ничем не контролируется. На него может воздействовать только интересующий объект. При этом выбор цели наблюдения зависит от личных интересов, потребностей субъекта.
- Опосредствованное — регулируется с помощью специальных средств: предметов, указательных знаков, слов, жестов, ярких цветов.
- Непроизвольное — не связано с человеческой волей. Для концентрации на привлекающем объекте не нужно проявлять силу.
- Произвольное — регулируется силой воли. Нужно затрачивать усилия, чтобы задержать внимание на выбранном объекте. Субъекту приходится бороться с желанием отвлечься на более интересные предметы или явления.
- Чувственное — связано с эмоциями, переживаниями. Центральную позицию занимает чувственное впечатление.
- Интеллектуальное — связано с направленностью, сосредоточенностью мыслительного процесса. Объект концентрации — интересующая мысль.
Характеристики
При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:
Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности. Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
- Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп. Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
- Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
- Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
- Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
- Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
- Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют
концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
- Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.
Функции и свойства
У способности есть ряд функций:
- Активизация и торможение физиологических, психологических моментов.
- Отбор интересующей человека информации из окружающего мира. Исключения неинтересных данных.
- Избирательная активность на объекте, который больше заинтересовал.
- Детализация, точность восприятия объектов.
- Усиление перцептивных процессов. Дает возможность лучше, быстрее различать детали изображений.
- Определение продуктивности, направленности мыслительной деятельности.
- Удержание нужной информацию в оперативной, кратковременной памяти. Приоритетные данные обрабатываются, переносятся в хранилище долговременной памяти.
- Понимание, решение задач.
- Взаимопонимание между личностями, адаптация индивида в обществе. Способствует избежать межличностных конфликтов.
- Повышение продуктивности мыслительной деятельности.
С внимательным людьми приятнее общаться. Они тактичные, деликатные.
На основе совокупности характеристик способности возникает два свойства:
- Внимательность — свойство личности, которое обуславливается организацией различных процессов деятельности. На нее влияют индивидуальные особенности психики, развития.
- Наблюдательность — свойство, с помощью которого субъект может замечать незначительные детали в объектах, явлениях.
Связь с другими функциями
Способность связана с несколькими функциями:
- Мышлением. Его интенсивность зависит от того, сколько времени индивид может концентрироваться на объекте, замечать нюансы.
- Речью. Если человек часто отвлекается при рассказе или общении, речь будет сбиваться. Восстановить прежний темп или по новой уловить суть разговора будет непросто.
- Памятью. От внимательности зависит, какая информация будет сохраняться в хранилище долговременной памяти.
Способность связана и с другими психическими процессами, но менее явно.
Нарушения
Далеко не всегда внимательность остается на нормальном уровне. Существует ряд расстройств этой психической функции:
- Апрозексия. Субъект не может сконцентрировать внимание на протяжении определенного промежутка времени. Сосредоточенность может не наступить до суток.
- Инертность внимания. Пациент не может быстро переключаться между делами. Это нарушения еще называют патологической фиксацией на одном объекте.
- Уменьшение объема внимания. Человек не может воспринимать и рассматривать несколько предметов или явлений одновременно.
- Повышенная отвлекаемость. Может быть патологическая или временная. Пациент не может сконцентрировать внимание на чем-либо одном, постоянно переключается на другие объекты.
Любое нарушение имеет под собой психические изменения, которые не являются нормой. При появлении отклонений, нужно обратиться к психологу.
Методы исследования
Существует несколько методов изучения нарушений внимания, которыми пользуются специалисты:
- Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
- Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
- Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
- Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.
Чтобы получить информацию о состоянии внимания, специалисты составляют графики, в которых указываются ошибки, правильные ответы. Данные сравнивается со скоростью, точностью.
Методы развития
Методы развития и восстановления:
- Подражание. Методика подходит для обучения детей. Ребенок должен в точности повторять движения или слова взрослого. Лучше совмещать действия с игрой, чтобы это было интересно.
- Наблюдение за умышленными изменениями. Например, учитель объясняет тему и при этом допускает маленькие ошибки. Если внимательно вслушиваться в его речь, индивид может выявить ложные факты.
- Корректурные пробы. Пациенту предлагают значки, из которых нужно за короткий промежуток выбрать несколько штук и отбросить их в сторону.
- Техника внимательного чтения. Пациенту некоторое время нужно бегло читать книгу, запоминать заголовки, выборочные отрывки. После остановки таймера нужно рассказать о произведении, перечислить запомнившиеся факты.
Советы психологов:
- Даже в шумных компаниях, где много людей, нужно стараться быть внимательным.
- Важно регулярно тренироваться на рассеивании внимания. Пытаться наблюдать за несколькими объектами одновременно.
- Параллельно вниманию нужно развивать волевые качества.
- Необходимо тренироваться в переключении внимания с объекта на объект. Так можно будет в будущем выполнять разные виды деятельности без перерыва.
- Важно чередовать дела. Смешивать сложные задания с легкими, неинтересные с интересными.
- Необходимо доброжелательно относится к окружающим. Следить за словами, поступками.
Для развития внимания нужно чаще играть в интеллектуальные игры — головоломки, шашки, шахматы.
Внимание — психическая функция, без которой человек бы не может заниматься чем-то одним без остановки. На нее влияют разные факторы, каждый из которых может отвлечь в неподходящий момент. Если человек умеет контролировать внимание, ему проще добиться необходимых высот в карьере, наладить связь с другими людьми.
внимание — с английского на русский
əˈtenʃən сущ.1) внимание, внимательность уделять внимание ≈ уделить внимание чему-л. сосредоточить внимание на ≈ сосредоточить внимание на чем-л. принести что-л. вниманию кого-л. ≈ предложить что-л. чьему-л. вниманию, чтобы отвлечь, отвлечь внимание кого-л. — отвлекать кого-л., рассеивать чье-л. внимание ускользнуть от внимания ≈ избежать чьего-л. внимание пристальное внимание, пристальное внимание, безраздельное внимание ≈ пристальное внимание пристальное внимание ≈ сосредоточенное внимание Этот вопрос потребует вашего безраздельного внимания.≈ Этот вопрос потребует вашего пристального внимания пристальное внимание к деталям — пристальное внимание к деталям, чтобы привлекать, привлекать, вызывать, захватывать, ловить, командовать, получать, удерживать, удерживать, приковывать внимание кого-л. ≈ обращать чье-л. внимание на что-л., привлекать чье-л. внимание к чему-л. обращать внимание ≈ обращать внимание (на) принуждать внимание ≈ приковывать внимание, чтобы ускользнуть от чьего-л. внимание я все внимание. ≈ Я весь внимание.
2) рассмотрение, обсуждение (какого-л.дела) проблема, требующая безотлагательного внимания ≈ вопрос, требующий немедленного рассмотрения Syn: notice
3) забота, заботливость;
уход (за больным и т. П.) Уделять большое внимание кому-л. ≈ проявлять заботу о ком-л. Менеджер уделил мне свое личное внимание. ≈ Менеджер лично уделил мне внимание. Я уделил ему все свое внимание. ≈ Я лично занимался им. уделить внимание — ухаживать за кем-л. уделить внимание ≈ активно помогать в уходе за кем-л. медицинская помощь ≈ медицинский уход Синоним: внимательность
4) мн.ухаживание обратить внимание (за) ≈ ухаживать (за)
5) стойка «смирно» Внимание! ≈ Смирно! стоять в положении «смирно»
6) уход (за машиной) внимание, внимательность — привлекать * привлекать внимание — звать / привлекать / кого-л. * к чему-л. обращать чье-л. внимание на что-л. — отдать (свое) * кому-л., чему-л. уделять внимание кому-л., чему-л., — платить * кому-л., чему-л. обращать внимание на кого-л., на что-л. — он весь * он весь внимание — дело будет немедленно рассмотрено * в отношении кого-л.(канцелярское) на чье-л. рассмотрение — «А. мистер Робертс» «вниманию г-на Робертса» забота, заботливость, внимательность;
уход — немедленно получил * от врача врач оказал ему помощь внимание, благосклонность;
ухаживание — чтобы заплатить даме ухаживать за дамой — старушке показали многочисленные маленькие знаки внимания.
техобслуживание — старым машинам нужно много *, чтобы они работали. За старыми машинами нужен хороший уход, иначе они выйдут из строя (военное) строевая стойка, положение «смирно» — чтобы прийти в * принять положение «смирно» — чтобы позвонить * дать команду «смирно» — стоять на * строевой стойке — * приказам! слушать приказ! (военное) смирно! внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.) ~ внимание ~ внимательность ~ забота, заботливость;
проявлять много внимания (к кому-л.) Проявлять заботу (о ком-л.) ~ Забота ~ пл ухаживание;
обратить внимание (на) ухаживать (за) ~ тех. уход (за машиной) ~ уход (за больным и т. п.) ~ уход в бланк (кому-л.) ~ ускользнуть от (чьего-л.) внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении «смирно» стоять в положении «смирно»
внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
на выплату ~ (к) обращать внимание (на);
приковывать внимание приковывать внимание
pay ~ обращать внимание
~ пл ухаживание;
обратить внимание (за) ухаживать (за)
~ забота, заботливость;
проявлять повышенное внимание (к кому-л.) проявлять заботу (о ком-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
внимания! — со всех языков на русский
əˈtenʃən сущ.1) внимание, внимательность уделять внимание ≈ уделить внимание чему-л. сосредоточить внимание на ≈ сосредоточить внимание на чем-л. принести что-л. вниманию кого-л. ≈ предложить что-л. чьему-л. вниманию, чтобы отвлечь, отвлечь внимание кого-л. — отвлекать кого-л., рассеивать чье-л. внимание ускользнуть от внимания ≈ избежать чьего-л. внимание пристальное внимание, пристальное внимание, безраздельное внимание ≈ пристальное внимание пристальное внимание ≈ сосредоточенное внимание Этот вопрос потребует вашего безраздельного внимания.≈ Этот вопрос потребует вашего пристального внимания пристальное внимание к деталям — пристальное внимание к деталям, чтобы привлекать, привлекать, вызывать, захватывать, ловить, командовать, получать, удерживать, удерживать, приковывать внимание кого-л. ≈ обращать чье-л. внимание на что-л., привлекать чье-л. внимание к чему-л. обращать внимание ≈ обращать внимание (на) принуждать внимание ≈ приковывать внимание, чтобы ускользнуть от чьего-л. внимание я все внимание. ≈ Я весь внимание.
2) рассмотрение, обсуждение (какого-л.дела) проблема, требующая безотлагательного внимания ≈ вопрос, требующий немедленного рассмотрения Syn: notice
3) забота, заботливость;
уход (за больным и т. П.) Уделять большое внимание кому-л. ≈ проявлять заботу о ком-л. Менеджер уделил мне свое личное внимание. ≈ Менеджер лично уделил мне внимание. Я уделил ему все свое внимание. ≈ Я лично занимался им. уделить внимание — ухаживать за кем-л. уделить внимание ≈ активно помогать в уходе за кем-л. медицинская помощь ≈ медицинский уход Синоним: внимательность
4) мн.ухаживание обратить внимание (за) ≈ ухаживать (за)
5) стойка «смирно» Внимание! ≈ Смирно! стоять в положении «смирно»
6) уход (за машиной) внимание, внимательность — привлекать * привлекать внимание — звать / привлекать / кого-л. * к чему-л. обращать чье-л. внимание на что-л. — отдать (свое) * кому-л., чему-л. уделять внимание кому-л., чему-л., — платить * кому-л., чему-л. обращать внимание на кого-л., на что-л. — он весь * он весь внимание — дело будет немедленно рассмотрено * в отношении кого-л.(канцелярское) на чье-л. рассмотрение — «А. мистер Робертс» «вниманию г-на Робертса» забота, заботливость, внимательность;
уход — немедленно получил * от врача врач оказал ему помощь внимание, благосклонность;
ухаживание — чтобы заплатить даме ухаживать за дамой — старушке показали многочисленные маленькие знаки внимания.
техобслуживание — старым машинам нужно много *, чтобы они работали. За старыми машинами нужен хороший уход, иначе они выйдут из строя (военное) строевая стойка, положение «смирно» — чтобы прийти в * принять положение «смирно» — чтобы позвонить * дать команду «смирно» — стоять на * строевой стойке — * приказам! слушать приказ! (военное) смирно! внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.) ~ внимание ~ внимательность ~ забота, заботливость;
проявлять много внимания (к кому-л.) Проявлять заботу (о ком-л.) ~ Забота ~ пл ухаживание;
обратить внимание (на) ухаживать (за) ~ тех. уход (за машиной) ~ уход (за больным и т. п.) ~ уход в бланк (кому-л.) ~ ускользнуть от (чьего-л.) внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении «смирно» стоять в положении «смирно»
внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
на выплату ~ (к) обращать внимание (на);
приковывать внимание приковывать внимание
pay ~ обращать внимание
~ пл ухаживание;
обратить внимание (за) ухаживать (за)
~ забота, заботливость;
проявлять повышенное внимание (к кому-л.) проявлять заботу (о ком-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
внимание — со всех языков на русский
əˈtenʃən сущ.1) внимание, внимательность уделять внимание ≈ уделить внимание чему-л. сосредоточить внимание на ≈ сосредоточить внимание на чем-л. принести что-л. вниманию кого-л. ≈ предложить что-л. чьему-л. вниманию, чтобы отвлечь, отвлечь внимание кого-л. — отвлекать кого-л., рассеивать чье-л. внимание ускользнуть от внимания ≈ избежать чьего-л. внимание пристальное внимание, пристальное внимание, безраздельное внимание ≈ пристальное внимание пристальное внимание ≈ сосредоточенное внимание Этот вопрос потребует вашего безраздельного внимания.≈ Этот вопрос потребует вашего пристального внимания пристальное внимание к деталям — пристальное внимание к деталям, чтобы привлекать, привлекать, вызывать, захватывать, ловить, командовать, получать, удерживать, удерживать, приковывать внимание кого-л. ≈ обращать чье-л. внимание на что-л., привлекать чье-л. внимание к чему-л. обращать внимание ≈ обращать внимание (на) принуждать внимание ≈ приковывать внимание, чтобы ускользнуть от чьего-л. внимание я все внимание. ≈ Я весь внимание.
2) рассмотрение, обсуждение (какого-л.дела) проблема, требующая безотлагательного внимания ≈ вопрос, требующий немедленного рассмотрения Syn: notice
3) забота, заботливость;
уход (за больным и т. П.) Уделять большое внимание кому-л. ≈ проявлять заботу о ком-л. Менеджер уделил мне свое личное внимание. ≈ Менеджер лично уделил мне внимание. Я уделил ему все свое внимание. ≈ Я лично занимался им. уделить внимание — ухаживать за кем-л. уделить внимание ≈ активно помогать в уходе за кем-л. медицинская помощь ≈ медицинский уход Синоним: внимательность
4) мн.ухаживание обратить внимание (за) ≈ ухаживать (за)
5) стойка «смирно» Внимание! ≈ Смирно! стоять в положении «смирно»
6) уход (за машиной) внимание, внимательность — привлекать * привлекать внимание — звать / привлекать / кого-л. * к чему-л. обращать чье-л. внимание на что-л. — отдать (свое) * кому-л., чему-л. уделять внимание кому-л., чему-л., — платить * кому-л., чему-л. обращать внимание на кого-л., на что-л. — он весь * он весь внимание — дело будет немедленно рассмотрено * в отношении кого-л.(канцелярское) на чье-л. рассмотрение — «А. мистер Робертс» «вниманию г-на Робертса» забота, заботливость, внимательность;
уход — немедленно получил * от врача врач оказал ему помощь внимание, благосклонность;
ухаживание — чтобы заплатить даме ухаживать за дамой — старушке показали многочисленные маленькие знаки внимания.
техобслуживание — старым машинам нужно много *, чтобы они работали. За старыми машинами нужен хороший уход, иначе они выйдут из строя (военное) строевая стойка, положение «смирно» — чтобы прийти в * принять положение «смирно» — чтобы позвонить * дать команду «смирно» — стоять на * строевой стойке — * приказам! слушать приказ! (военное) смирно! внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.) ~ внимание ~ внимательность ~ забота, заботливость;
проявлять много внимания (к кому-л.) Проявлять заботу (о ком-л.) ~ Забота ~ пл ухаживание;
обратить внимание (на) ухаживать (за) ~ тех. уход (за машиной) ~ уход (за больным и т. п.) ~ уход в бланк (кому-л.) ~ ускользнуть от (чьего-л.) внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении «смирно» стоять в положении «смирно»
внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
на выплату ~ (к) обращать внимание (на);
приковывать внимание приковывать внимание
pay ~ обращать внимание
~ пл ухаживание;
обратить внимание (за) ухаживать (за)
~ забота, заботливость;
проявлять повышенное внимание (к кому-л.) проявлять заботу (о ком-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
внимание — с английского на русский
əˈtenʃən сущ.1) внимание, внимательность уделять внимание ≈ уделить внимание чему-л. сосредоточить внимание на ≈ сосредоточить внимание на чем-л. принести что-л. вниманию кого-л. ≈ предложить что-л. чьему-л. вниманию, чтобы отвлечь, отвлечь внимание кого-л. — отвлекать кого-л., рассеивать чье-л. внимание ускользнуть от внимания ≈ избежать чьего-л. внимание пристальное внимание, пристальное внимание, безраздельное внимание ≈ пристальное внимание пристальное внимание ≈ сосредоточенное внимание Этот вопрос потребует вашего безраздельного внимания.≈ Этот вопрос потребует вашего пристального внимания пристальное внимание к деталям — пристальное внимание к деталям, чтобы привлекать, привлекать, вызывать, захватывать, ловить, командовать, получать, удерживать, удерживать, приковывать внимание кого-л. ≈ обращать чье-л. внимание на что-л., привлекать чье-л. внимание к чему-л. обращать внимание ≈ обращать внимание (на) принуждать внимание ≈ приковывать внимание, чтобы ускользнуть от чьего-л. внимание я все внимание. ≈ Я весь внимание.
2) рассмотрение, обсуждение (какого-л.дела) проблема, требующая безотлагательного внимания ≈ вопрос, требующий немедленного рассмотрения Syn: notice
3) забота, заботливость;
уход (за больным и т. П.) Уделять большое внимание кому-л. ≈ проявлять заботу о ком-л. Менеджер уделил мне свое личное внимание. ≈ Менеджер лично уделил мне внимание. Я уделил ему все свое внимание. ≈ Я лично занимался им. уделить внимание — ухаживать за кем-л. уделить внимание ≈ активно помогать в уходе за кем-л. медицинская помощь ≈ медицинский уход Синоним: внимательность
4) мн.ухаживание обратить внимание (за) ≈ ухаживать (за)
5) стойка «смирно» Внимание! ≈ Смирно! стоять в положении «смирно»
6) уход (за машиной) внимание, внимательность — привлекать * привлекать внимание — звать / привлекать / кого-л. * к чему-л. обращать чье-л. внимание на что-л. — отдать (свое) * кому-л., чему-л. уделять внимание кому-л., чему-л., — платить * кому-л., чему-л. обращать внимание на кого-л., на что-л. — он весь * он весь внимание — дело будет немедленно рассмотрено * в отношении кого-л.(канцелярское) на чье-л. рассмотрение — «А. мистер Робертс» «вниманию г-на Робертса» забота, заботливость, внимательность;
уход — немедленно получил * от врача врач оказал ему помощь внимание, благосклонность;
ухаживание — чтобы заплатить даме ухаживать за дамой — старушке показали многочисленные маленькие знаки внимания.
техобслуживание — старым машинам нужно много *, чтобы они работали. За старыми машинами нужен хороший уход, иначе они выйдут из строя (военное) строевая стойка, положение «смирно» — чтобы прийти в * принять положение «смирно» — чтобы позвонить * дать команду «смирно» — стоять на * строевой стойке — * приказам! слушать приказ! (военное) смирно! внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.) ~ внимание ~ внимательность ~ забота, заботливость;
проявлять много внимания (к кому-л.) Проявлять заботу (о ком-л.) ~ Забота ~ пл ухаживание;
обратить внимание (на) ухаживать (за) ~ тех. уход (за машиной) ~ уход (за больным и т. п.) ~ уход в бланк (кому-л.) ~ ускользнуть от (чьего-л.) внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении «смирно» стоять в положении «смирно»
внимание внимание;
внимательность;
привлекать (или привлекать, звать) (кого-л.внимание (на что-л.) обращать (чье-л.) внимание (на что-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
на выплату ~ (к) обращать внимание (на);
приковывать внимание приковывать внимание
pay ~ обращать внимание
~ пл ухаживание;
обратить внимание (за) ухаживать (за)
~ забота, заботливость;
проявлять повышенное внимание (к кому-л.) проявлять заботу (о ком-л.)
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»
ускользнуть (кому-л.) ~ Ускользнуть от (чьего-л.) Внимания;
Я весь внимание я весь внимание;
внимание! смирно !;
стоять в положении смирно стоять в положении «смирно»