13.07.2025

Социобихевиоризм в психологии: социобихевиоризм | это… Что такое социобихевиоризм?

что это такое, необихевиоризм и социобихевиоризм

В начале 20 века самым изучаемым и обсуждаемым направлением психологии считался бихевиоризм. Слово имеет английские корни и означает «поведение». Психологов, решивших посвятить жизнь развитию данного течения, нашлось немало. Вместе с ними появились социальный и необихевиоризм, которые как переплетались, так и противоречили друг другу.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое исследует поведение и активность личности. Одним из первооткрывателей данного течения был американец Джон Уотсон. Он жестко критиковал психоанализ и психологию за их субъективизм. Ученый считал, что в основу всех психологических методов следовало положить лишь то, что было зафиксировано объективными средствами.

Предмет изучения.

Бихевиористы изучают поведение, включающее поступки, слова, действия, которые могут быть, как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни. Уотсон предложил представить поведение в виде формулы S – R. Следуя ей, поведение представляет собой любую реакцию (R) на внешний стимул (S).

Психолог классифицировал реакции по 2-ум признакам:

  • приобретенные в процессе жизнидеятельности и наследственные;
  • внутренние и наружные.

Полагаясь на это деление, можно выделить следующие типы реакций:

  • Внешние приобретенные. Сюда относят любые навыки, связанные с движением: занятия спортом.
  • Внутренние приобретенные. Это мышление, выраженное речью.
  • Наружные наследственные. К этой категории относятся мигание, хватание, реакции, возникающие в момент влюбленности, ненависти, тревоги. Эмоции и инстинкты, описанные в плоскости стимулов и реакций.
  • Внутренние наследственные. Здесь собраны физиологические реакции: кровоток, секреция, пр.

Пройти тест на тип личности

Методы изучения в бихевиоризме.

Поведение личности изучалось с помощью естественнонаучных методик:

  • Наблюдение без использования технических устройств. Суть метода состоит в проведении визуальной оценки реакций, возникающих в ответ на стимулы.
  • Активное наблюдение с использованием приборов. В методике применяются технические устройства, фиксирующие любые изменения, которые происходят в организме под действием стимулов или явлений окружающей среды. К этим показателям относится частота дыхания, пульс, пр. Кроме того, изучается время, затрачиваемое на решение задач, скорость происходящих реакций.
  • Проведение тестов. В этот момент анализируются не психические качества, а именно человеческое поведение, психологи принимают во внимание, какой способ реагирования выбирает человек.
  • Дословная запись. В основе методики лежит интроспекция. Это такой способ самонаблюдения, при котором испытатель и подопытный – один и тот же человек. Анализировались не эмоции или чувства, а озвученные вслух мысли.
  • Методы условных рефлексов. Построены на физиологии. Выработка реакции происходит через отрицательное либо положительное подкрепление стимула.

Промежуточная переменная.

Популярность данного психологического течения объяснялась простотой его принципов, а формулу Уотсона долгое время считали универсальной. Но в ходе исследований было выявлено, что это не так.

Коллеги Уотсона выяснили, что за одним и тем же стимулом может последовать множество реакций. Это заставило психологов добавить в формулу S – R еще одну «промежуточную переменную». Это стало нестандартным решением для бихевиористов, так как им пришлось отступить от своего главного убеждения – научно только то, что объективно подтверждено. Новая формула выглядела так: S – О – R.

Психологи посчитали, что введение ненаучной инстанции обосновано, так как стимул не может работать сам по себе, он действует вместе с промежуточной переменной.

Необихевиоризм.

На поддержку идей Уотсона встал Б. Ф. Скиннер. Психолог соглашался, что наука должна полагаться только на то, что объективно. Ученый не видел смысла проводить тесты, которые не имеют объективного подтверждения. Он был склонен к исследованию механизмов поведения, а главной целью бихевиоризма в психологии Скиннера было «программирование» человеческого поведения для получения определенного результата.

Для программирования Скиннер избрал метод пряника, он был уверен, что положительный стимул более эффективен. Дальнейшие исследования подтвердили это.  Психолог не брал во внимание цели воспитания, психоаналитическую социологию. Он ставил бихевиоризм во главу угла, считая, что если он не дает ответа на поставленный вопрос, то такого ответа в природе нет.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Скиннер выдвинул две интересные теории:

  • О вреде распространения творческого начала. Если предположить, что творческий потенциал больше у модельера, который создает эскизы, чем у швеи, которая на их основе создает одежду, то это нормально. Но если бы у всех людей был одинаково развитый творческий потенциал, то кто бы создавал одежду? То есть получается, что равенство в развитии творческого начала приносит больше минусов, чем плюсов.
  • О контроле рабом своего рабовладельца. То, что рабовладелец способен контролировать раба – очевидно. Если раб выполняет поручения, его поощряют, за неисполнение – наказывают. Но и у раба есть минимальный уровень контроля, так как он сам выбирает, подчиняться ему или нет, следовательно, влияет на меру наказания или поощрения.

Скиннер утверждал, что личность человека формируется под воздействием общества.

Социобихевиоризм.

Американские ученые, исследующие природу агрессии, полагаются на бихевиоризм, психология индивида им не так интересна, как процесс совершения определенного действия. То есть, человек использует силу с определенной целью, например, для достижения уважения, получения власти.

Не все теории бихевиористов верны.

  • Во-первых, изучение совершения действия нельзя рассматривать независимо от характеристик личности.
  • Во-вторых, даже при одинаково сложившихся условиях и при одинаковых «стимулах» есть много вариантов «реакций».

Социобихевиоризм зародился в 60-х. От прочих течений он отличался тем, что его приверженцы утверждали, что приобретение опыта возможно не только благодаря собственным ошибкам, но и благодаря наблюдению за чужими и их анализу. Методика положена в основу кооперативного и агрессивного поведения, которое формируется в том числе и в зависимости от интересов общества, в котором человек находится.

Бихевиоризм применим не только для изучения поведения, но и для его коррекции. Так, многие психотерапевты используют бихевиоральные способы борьбы с психологическими проблемами, например, отрицательное и положительное подкрепление, технику внешнего воздействия, десенсибилизацию и другие.

Пройти тест на самооценку

34.Основные положения социобихевиоризма(а.Бандура).

Особый вклад в разработку научения через моделирование внес Альберт Бандура. Он создал теорию социального научения.

Бандура называет свой подход социобихевиоральным и противопоставляет его предшествующим приложениям теории научения. По его мнению, эти приложения (он имеет в виду теории социального научения Миллера и Долларда, Скиннера, Роттера) страдают тем, что основываются «на ограниченном ряде принципов, установленных и поддержанных в основном исследованиями научения у животных в ситуациях с одной персоной». Он полагает, что «для адекватного рассмотрения социальных явлений необходимо расширить и модифицировать эти принципы, ввести новые принципы, установленные и подтвержденные исследованиями приобретения и модификации человеческого поведения в диадической и групповой ситуациях».

Суть его теории социального научения в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (данную фигуру в процессе научения называют социальной моделью), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Просто поведение другого человека – модели или образца для подражания – служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же. Кстати, в качестве наблюдателей-имитаторов могут выступать не только дети, но и взрослые, которые также выбирают себе социально значимые модели в качестве образцов поведения. Правда, дети и взрослые неодинаково подражают моделям. Если первые стремятся копировать модель целиком, то вторые, как правило, перенимают лишь какие-то фрагменты модели — взгляд, походку, манеру одеваться и т. д.

Возвращаясь к началу, отметим отличия подхода Бандуры от подхода Миллера и Долларда:

С самого начала Бандура выступил противником столь характерных для бихевиоризма произвольных переносов данных из мира животных на социальный мир.

Кроме того, неудовлетворенность исследователя предшествующими подходами касается их неспособности решить проблему возникновения действительно новых форм поведения. По его мнению, инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться скорее как выбор реакции среди уже имеющихся в поведенческом репертуаре индивида, нежели как ее приобретение. Это характерно, как мы видели, для позиций Миллера и Долларда: способность личности к реакции существует прежде, чем она научилась ей через подражание.

Главное отличие концепции социального научения от традиционных теорий научения состоит в том, что в социальном научении подкрепление не играет решающей роли. Подкреплением здесь может служить сам процесс имитации или факт удачного подражания. Пример: малышка, подражая действиям мамы, помыла тарелки. Радость будет получена от факта, что у нее это получилось (а не конфета, как было в примере Миллера и Доларда). Бандура рассматривает подкрепление, скорее, как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. С его точки зрения, во-первых, наблюдатель может научаться новым реакциям, просто наблюдая поведение модели; во-вторых, необязательно ставить реакцию модели и реакцию наблюдателя в условия подкрепления.

Многочисленные исследования, в том числе полевые, Бандуры и его коллег показали, что подкрепляющие последствия могут служить активизации поведения, приобретенного в условиях неподкрепляемого наблюдения. Подчеркивая, что подкрепление не играет доминантной роли в приобретении новых реакций, Бандура отводит ему центральную роль в усилении и поддержании (сохранении) различных поведенческих тенденций.

Образцы поведения могут приобретаться, по мнению Бандуры, через прямой личный опыт, а также через наблюдение поведения других и его последствий для них, т.е. через влияние примера.

Так что для успешного научения достаточно иметь перед глазами значимую (референтную) социальную модель и мысленно или бессознательно повторять ее действия. Разумеется, взрослые и особенно родители наиболее часто выступают в качестве моделей для детей. Так, скажем, мать или отец, закуривая сигарету, могут и не осознавать, что выступают в качестве модели для своего ребенка. Ребенок же, желая выглядеть «как взрослый» – мама или папа, внимательно следит за поведением родителей и в результате может приобрести ту же привычку к курению, как, впрочем, и любую другую. Точно так же может происходить усвоение детьми ценностей, норм и даже черт характера взрослых, и прежде всего родителей.

И хотя детское подражание первоначально бессознательно-игровое и не совсем точное (в этом, понаблюдав за маленькими детьми, каждый имеет возможность убедиться), постепенно элементы их поведения закрепляются и в процессе практики приобретают необходимое завершение. Понятно, что социальное научение (в силу своей непроизвольности) может приводить к усвоению как социально одобряемых, так и неодобряемых образцов поведения. Ложь, употребление ненормативной лексики (сквернословие), жестокость, равнодушие, различные дурные привычки, так же как и великодушие, милосердие, вежливость, заботливость, в одинаковой мере заимствуются и усваиваются наблюдателями.

От чего зависит, станет ли модель привлекательной для подражания и начнется ли в связи с этим процесс социального научения?

1. Во-первых, от самой модели, а во-вторых, от наблюдателя. Такие свойства модели, как яркость, необычность, привлекательность увеличивают вероятность того, что она привлечет к себе внимание потенциального наблюдателя. Кроме того, уверенность наблюдателя, что поведение модели является социально значимым и потому достойно подражания, также увеличивает вероятность того, что модель заинтересует наблюдателя. Мысленное повторение или образное проигрывание поведения другого, выступающего в качестве модели, завершает процесс научения.

2. Степень точности копирования поведения во многом зависит от способностей и возможностей наблюдателя. Так, скажем, кто-то может, внимательнейшим образом наблюдая за игрой чемпиона мира по шахматам, сам научиться этой игре. Но при этом очень невелика вероятность, что наблюдатель тоже станет шахматным чемпионом, поскольку для завоевания шахматной короны необходимы незаурядные способности, которые у большинства людей попросту отсутствуют. В результате человек будет уметь играть в шахматы, но на уровне любителя, а не чемпиона мира.

3. Еще одним немаловажным фактором, влияющим на успешность подражания, является подкрепление или его отсутствие как со стороны других людей, так и со стороны самого субъекта (наблюдателя). Таким образом, возвращаясь к нашему примеру с шахматным королем и наблюдателем, можно предположить, что шахматист-чемпион подкреплен (имеет внутреннюю и внешнюю мотивацию) для блестящей игры, в то время как наблюдатель может быть больше заинтересован в какой-то другой деятельности. Скажем, в выращивании кактусов или создании семьи и семейного уюта.

Бандура вычленяет следующие возможные направления влияния модели на наблюдателя:

1) посредством наблюдения поведения модели могут приобретаться новые реакции;

2) через наблюдение последствий поведения модели (его вознаграждения или наказания) может усиливаться или ослабляться сдерживание поведения, которому наблюдатель ранее научен, т.е. существующее у наблюдателя поведение модифицируется благодаря наблюдению модели;

3) наблюдение поведения другого (модели) может облегчить реализацию реакций, ранее приобретенных наблюдателем.

Большое внимание Бандура уделяет научению в отсутствие открытой реакции у наблюдателя. В этом случае, по его мнению, реакция модели ведет к «внутренним» воображаемым реакциям наблюдателя, которые могут восстанавливаться, когда наблюдатель помещается в «поведенческое поле».

Много внимания в своем анализе Бандура уделяет такому виду подкрепления, как наблюдаемое подкрепление. Поведение людей находится под влиянием не только прямо испытываемых последствий, но и многократно наблюдаемых действий других: вознаграждаемых, игнорируемых или наказуемых. Наблюдаемое подкрепление влияет на поведение во многом таким же образом, как и подкрепление собственных исходов: наблюдаемые вознаграждения в целом усиливают, а наблюдаемые наказания уменьшают в наблюдателях следование поведению модели.

Итог

Как видим, теория социального научения предусматривает более сложные формы научения по сравнению с первыми моделями научения. Тем не менее, как и в предшествующих теориях, центральными понятиями теории социального научения являются понятия стимулов, побуждающих к социальному поведению, и подкреплений, влияющих на усвоение поведения. Здесь также необходимо обратить внимание на то, что подобно базовым, исходным теориям научения, теория социального научения является, прежде всего, моделью индивидуального научения и поведения.

(Сам Бандура называет свою теорию социального научения медиаторно-стимульной ассоциативной теорией).

Карточки Нео и социобихевиоризма Эрики Стритер

3 стадии бихевиоризма

1913-1930: Уотсоновский бихевиоризм
1930-1960: Необихевиоризм
1960-настоящее время: Социобихевиоризм (нео-необихевиоризм) и возвращение к когнитивным процессам

что такое позитивизм

подчеркивает объективные данные и устраняет/сводит к минимуму теоретические предположения.

Логический позитивизм

делит науку на 2 части

эмпиризм и рационализм вместе

эмпирический (эмпирическое наблюдение) и
теоретический (рационализм — теоретические термины, используемые для объяснения наблюдаемого)

в чем проблема с теоретическими терминами?

ТОО реферат

Бриджмен:

Логика современной физики
точное определение всех физических понятий;
концепции, не имеющие физических референтов, должны быть отброшены
современное использование операционных определений

что такое концепция?

сам как процедуры, по которым определяется

Операционизм

абстрактные теоретические концепции актуальны, но их необходимо сделать объективными, наблюдаемыми/измеримыми
(«голод»)

рабочее определение

физическое понятие может быть определено в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур, определяемых

что связывают оперативные определения?

теоретических терминов к наблюдаемым явлениям

Теория

набор взаимосвязанных предложений, основа для предсказания и объяснения эмпирических событий.

как оценивается теория?

точность его предсказаний

Необихевиоризм

1. Психология должна изучать обучение
2. Большая часть поведения может быть объяснена законами обусловленности
3. Психология должна принять принцип операционализма

почему тварями проще пользоваться?

легче контролировать переменные

чем отличаются твари

процессы восприятия и обучения

кем был Эдвард Чейс Тоулман?

целенаправленный бихевиоризм
у животных и человека
менталистический подход

Что не интересовало Тоулмана?

не интересовался какими-либо предполагаемыми внутренними переживаниями, если они не были доступны для объективного наблюдения

Целеустремленность

определяется в терминах объективного поведения 
поведение направлено на достижение какой-либо цели
Цель видна в самом поведении

Чем позже занимался Тоулман?

Концепция цели, используемая для объяснения поведения, рассматривается как детерминанта поведения и «выводится» наблюдателями.

Цель рассматривается как что?

быть с организмом

во что поверил Тоулман?

когнитивных процесса оказали влияние на поведение.

промежуточные переменные

Переменные, которые вмешивались между событиями окружающей среды и поведением

как Тоулман рассматривал цель и состояние?

теоретические конструкции, используемые для предсказания и объяснения поведения

что привносит Тоулман в психологию

Реферат Научная теория

в чем же превзошел Тоулман?

причины поведения

Что нужно знать, чтобы понять поведение?

экологические события и внутренние промежуточные события

какие промежуточные переменные были наиболее важными для Толемана?

Когнитивные, психические по своей природе

Независимые переменные

Экологические события

Промежуточные переменные

теоретические построения

Зависимые переменные

Поведение

пример промежуточной переменной

жажда (создает стимулирующее условие)
(измеряет поведение, которое приводит к воде)

что формирует темп при обучении лабиринту?

«слабая гипотеза»

«Гештальт-знак»

усвоенная взаимосвязь между сигналами и ожиданиями существа относительно того, что произойдет, если оно предпочтет один путь другому.

что происходит, когда крыса учится ожидать

когнитивная карта

Бихевиоризм от начала до конца временной шкалы

  • Сеченов изучал физиологию рефлексов, заложив основу для последующего изучения рефлексов, нейронауки, поведения животных и человека. Он не верил, что мысли вызывают поведение. Вместо этого он пришел к выводу, что как внутренние, так и внешние процессы являются реакцией на факторы окружающей среды.

  • Его основным вкладом в бихевиоризм является классическое обусловливание процесса. Классическое обусловливание — это систематическая тренировка определенной реакции с использованием определенных раздражителей. Павлов определил, что нейтральный раздражитель может быть преобразован в условный раздражитель, чтобы вызвать условную реакцию. Неврозы возникают при конфликте возбуждающих и тормозных условных рефлексов. Далее он пришел к выводу, что люди реагируют на символы физических событий (использование языка, слова как символы)

  • Бехтерев основал направление психорефлексологии. Он руководил объективным исследованием связи между факторами окружающей среды и явным (наблюдаемым) поведением человека. Он критиковал собак Павлова и вместо этого применял методы для изучения человеческого поведения.

  • Макдугалл участвовал в исследованиях инстинктов и социальной психологии. Он критически относился к ограниченным возможностям Уотсона в этой области, а Макдугалл определил психологию как науку о поведении. В отличие от Уотсона, Макдугалл ценил умственную деятельность и наблюдал за ней по поведению субъекта. Он подчеркивал целенаправленный характер поведения.

  • Дж. Б. Уотсон был основателем бихевиоризма в Америке. Он считал, что любое поведение можно объяснить объективным наблюдением. Он пришел к выводу, что все поведение, включая мышление, подпадает под одну из четырех категорий: явно выученные и не выученные и неявно выученные и не выученные.

  • Халл был необихевиористом, наиболее известным за использование количественных методов для описания поведения в математических терминах. Его цель состояла в том, чтобы полностью экстернализовать изучение поведения.

  • Толман — необихевиорист, наиболее известный своими исследованиями в области обучения поведению с использованием крыс и лабиринтов. Его работы можно найти в книгах и ряде статей, упомянутых на этой временной шкале.

  • Павлов представил доклад «Экспериментальная психология и психопатология животных» на 14-м Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Он особо выделил свою работу по классической обусловленности, условным рефлексам и подкреплению.

  • Б. Ф. Скиннер по большей части был радикальным бихевиористом; хотя он смягчил свои взгляды по мере того, как подход к бихевиоризму менялся с годами. Он известен своими работами по оперантному обусловливанию и функциональному анализу поведения.

  • Закон Эффекта гласит, что поведение, приносящее удовлетворение, с большей вероятностью повторится, а поведение, которое не приносит удовлетворительного эффекта, повторится с меньшей вероятностью.

  • «Объективная психология» подчеркивает веру Бехтерева в то, что сложное поведение можно объяснить с помощью изучения рефлексов. На него сильно повлияли собаки Павлова.

  • «Интеллект животных» описывает механистическую и объективную теорию Торндайка об обучении посредством наблюдения за явным поведением. Он также закладывает основу коннекционизма и объясняет эксперимент с коробками-головоломками.

  • В книге Леба освещается концепция тропизма и результаты его экспериментов на крысах, связанные с сознанием животных и ассоциативной памятью.

  • Этой речью Уотсон основывает Школу бихевиоризма в Колумбийском университете.

  • Первый этап школы бихевиоризма Уотсона

  • В книге Уотсон подчеркивал важность психологии животных для бихевиоризма и решительно выступал за использование животных в поведенческих исследованиях.

  • Роттер был социо-бихевиористом, наиболее известным своей работой над теорией социального обучения (фраза, которую он придумал) и своей концепцией локуса контроля.

  • В спорном эксперименте проверялись классические методы формирования условных рефлексов Павлова с использованием 8-месячного Альберта в качестве испытуемого. Малышу Альберту противостояли различные нечеткие белые предметы одновременно с пугающе громким лязгом трубы. В результате Альберт стал бояться нечетких белых объектов. Уотсон и другие считали это успешным доказательством теории Уотсона (и теории Павлова!)

  • Альберт Бандура — почетный профессор социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете. Он социо-бихевиорист, наиболее известный своей социальной когнитивной теорией и техникой моделирования. Он определил, что поведение изучается путем моделирования поведения тех, кто находится в окружающей среде.

  • Второй этап необихевиоризма

  • Толман представил свою молярную модель обучения и дал определение целевому поведению и концепции промежуточной переменной. Он также представляет идею скрытого обучения, основанную на экспериментах с крысами.

  • Скиннер устанавливает свой подход пустого организма к бихевиоризму. Он также представляет метод тестирования с использованием графиков подкрепления для изучения отношений S-R. Оперантного кондиционирования.

  • Толмен исследует мотивы или побуждения, которые заставляют людей воевать друг с другом.

  • Это самая важная работа Халла. Он описывает свой механистический взгляд на человеческое поведение и объясняет свою теорию обучения S-R. Он также представляет свои концепции драйва, закона первичного подкрепления и силы привычки.

  • Во время Второй мировой войны Скиннер обучал голубей наводить ракеты на определенные цели. Это ранний пример оперантного обусловливания, используемого в реальной жизненной ситуации.

  • В этой книге Халл интерпретирует отношение S-R в математических терминах, используя формулу. Он считал, что формула может точно описать и предсказать поведение; он чувствовал, что формулы могут заменить самоанализ.

  • Толмен утверждает, что обучение двигательным навыкам и решение проблем регулируются разными законами. Это прямо опровергает строго S-R теории обучения Торндайка и Халла.

  • Халл излагает работу всей своей жизни, включая его теорию обучения SR и его 4-й метод объективной методологии и количественной оценки, гипотетико-дедуктивный метод.

  • Он составил книгу из серии лекций, прочитанных в Гарвардском университете в 1947 году, когда его попросили стать лектором Уильяма Джеймса. Его лекции освещали многие темы, включая модификацию поведения, оперантное обусловливание и закон приобретения 9. 0003

  • Социобихевиоризм третьей стадии

  • Эксперимент с куклами Бобо подтвердил теорию Бандуры о том, что дети приобретают поведение, моделируя поведение, демонстрируемое или происходящее в окружающей среде.

  • В монографии под названием «Обобщенные ожидания для внутреннего и внешнего» Роттер исследует свою концепцию локуса контроля в условиях реального мира. Он также создал шкалы внутреннего-внешнего локуса контроля, которые используются до сих пор.

  • Он написал эту книгу в ответ на опасения по поводу значения науки о поведении для общества в целом. Основной проблемой было применение стиля модификации поведения Скиннера в психиатрических больницах, фабриках, тюрьмах и школах.

  • Скиннер написал эту книгу из-за продолжающегося непонимания и искажения его работы. Он считал, что своим «поведением» мир превращается в утопию.

  • Он полностью описывает и объясняет свою теорию моделирования, а также методы и приложения, связанные с ней. Моделирующая терапия — это знаковая концепция, которая практикуется до сих пор.

  • Этот том представляет собой сборник исследований, методологии и техники Роттера, а также приложений теории социального обучения.

  • Bandura обеспечивает основу для теории социального познания, включая такие темы, как косвенное подкрепление и самоэффективность.

  • Говорят, что бихевиоризм в традиционном смысле умирает вместе со Скиннером. Социобихевиоризм и другие подходы, дружественные к когнитивным процессам, займут центральное место.

Хронология педагогической психологии

Хронология педагогической психологии

Истоки современной психологии

Хронология психологии Кори

История психологии Хаке

Психлайн

Вехи психологии

Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *