§ 4. Потребность в любви и принадлежности к социальной группе.
Психологи
разделяют потребность в любви и
потребность в сексуальных отношениях,
хотя эти две потребности глубоко
взаимосвязаны. Так, К. Обуховский
рассматривает потребность в сексе как
явление биологическое (или
физиологическое) – это компонент
инстинкта сохранения вида, такая
особенность человека, которая приводит
к тому, что после достижения необходимой
гормональной зрелости он способен
получить в определенных условиях
специфические переживания и удовольствия.1 Любовь же рассматривается как сложное социальное явление,
имеющее, естественно, свои биологические
основы и механизмы. Один из ведущих
психологов и философов ХХ века, Эрих
Фромм, подчеркивает, что любовь является
мощным способом преодоления одиночества
индивида, установления его связи с миром
других людей. «Словом,
в человеке заложена глубочайшая
потребность выбраться из тюрьмы своего
одиночества»2. «Сексуальные контакты – явление
естественное и нормальное, – продолжает
Э. Фромм. – Но когда они используются
только для преодоления своей отчужденности,
они мало чем отличаются от алкоголизма
и наркомании. Сексуальное удовлетворение
становится отчаянной попыткой избежать
тревоги и страха одиночества. Но результат
оказывается плачевным, поскольку
сексуальный акт без любви не может стать
мостом над пропастью, разделяющей два
человеческих существа. Разве что на
краткий миг.»
В нашем курсе лекций невозможно, конечно, рассматривать любовь во всей сложности этого чувства и во всех ее проявлениях. Об этом уже написаны тысячи книг. Нас интересует один более узкий вопрос – связь между потребностью в любви и сферой услуг, существующей в современном обществе.
Как заметил Э. Фромм, даже самые интимные чувства человека формируются под воздействием общества с его экономикой, политикой, культурой, стереотипами поведения и т. п. В современном мире сложился целый сектор сферы услуг, так или иначе связанный с потребностью в любви и – несколько шире – с потребностью в общении людей между собой. Это все сферы сервиса, организующие общение и передачу информации (в том числе посредством электронных технологий), всевозможные брачные агентства и клубы. Любовь и забота о других людях заставляет нас прибегать к услугам торговли, образования и здравоохранения (забота о детях), пользоваться услугами туристических фирм, театров, музеев и других учреждений, организующих досуг. Потребность в любви влияет на все человеческое поведение, поэтому к ее удовлетворению косвенно причастны все направления сервиса. Даже такая далекая от интимных переживаний вещь, как мобильный телефон, способствует развитию и удовлетворению этой потребности, так как создает очень удобный канал общения.
Различные товары и услуги могут использоваться как символы любви и заботы. Их производители тщательно культивируют символическое значение своей продукции. Так, реклама драгоценностей в США часто содержит указание на то, что они прямо связаны с чувством любви и могут сделать людей счастливее: «Докажите, как сильна любовь, не говоря ни слова». «Все существующие способы сказать «Я Вас люблю».»1 В России появилась реклама сети ювелирных магазинов, представляющая собой плакат с изображением девушки, несколько бесцеремонно протягивающей руку ладонью вверх. Надпись на плакате предельно лаконична: «Любишь – докажи». Более тонкие и ненавязчивые намеки на потребность в любви и дружбе часто используются в рекламе туристических, образовательных и других видов услуг (так, на рекламе учебного заведения обычно изображаются улыбающиеся юноши и девушки, которые явно очень довольны обществом друг друга). Потребность в любви важна для человека, уже удовлетворившего насущные потребности и потребность в безопасности. Поэтому намеки на ее удовлетворение всегда повышают интерес к товару или услуге.
Связь человека с другими людьми устанавливается на основе не только потребности в любви, но и целой группы близких к ней потребностей – в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопонимании, в принадлежности к какой-либо социальной группе и т.
п. В социологии существуют термины: ингруппа и аутгруппа. Аутгруппа – это все «чужие», «не наши», к сообществу которых человек себя не относит. Ингруппа – это «свои», «наши», «мы» (моя семья, мои друзья, мои коллеги, мои однополчане, мои сослуживцы, мои земляки и т.п.). Любой человек стремится найти свою ингруппу (к которой он принадлежит) и установить в ней систему социальных связей, дружеских и деловых отношений. Для этого ему могут понадобиться самые разнообразные услуги: получение образования и навыков общения, свойственных данной группе, освоение ее образа жизни, приобретение предметов, которыми пользуются члены этого сообщества.Подчеркивая важность потребности в контактах, общении, дружбе и сотрудничестве, А. Маслоу так писал о ситуации в современном ему обществе: «Мы по-прежнему недооцениваем огромную важность добрососедских отношений на общей территории, в клане, с людьми одного «сорта», класса, компании, среди коллег. Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вместе, объединиться, быть частью группы.
Потребности в любви, дружбе, общении, объединении людей в социальные группы существуют всегда. Их обслуживают прямо или косвенно различные виды сервисной деятельности, которые изменяются и эволюционируют вместе с этими потребностями.
Потребность в общении: врожденная или приобретенная?
Как известно, Л.С. Выготский называл младенца максимально социальным существом, так как удовлетворение всех его нужд осуществляется другим человеком. «Отсюда понятно, – пишет Л.С. Выготский, – почему любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно, в процессе развития, становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним» 1.
Анализируя социальную ситуацию развития младенца, Л.С. Выготский приходит к выводу, что начиная с первых дней жизни, объективные условия развития ребенка создают необходимые предпосылки для возникновения потребности в общении, являющейся социальной как по своему содержанию, так и по происхождению. Эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка 2. Л.С. Выготский полагал, что потребность в общении формируется прижизненно на базе первичных биологических потребностей – в пище, тепле, движении и т.д.
Развивая взгляды Л.С. Выготского о прижизненном формировании потребности ребенка в общении, Л.И. Божович считала, что основой развития этой потребности нельзя считать первичные биологические потребности, и выдвигала ряд аргументов в защиту этого утверждения. Во-первых, если бы потребность в общении строилась лишь на основе биологических потребностей, ее нельзя было бы считать в этот период подлинно социальной, так как у большинства животных наблюдается та же нужда в материнской заботе и зависимость от матери. Во-вторых, остается непонятным каким образом потребность в матери, как в существе, удовлетворяющем биологические потребности ребенка, перерастает в социальную потребность в общении 3.
Кроме того, говорит Л.И. Божович, «возникает вопрос, может ли, так понимаемая потребность в общении, быть ведущим фактором психического развития ребенка. Ведь в этом случае, если общение будет строиться вокруг чистоплотности ребенка, его кормления и пр., то подлинное развитие специфически человеческих форм психики очень скоро зайдет в тупик. Трудно также представить себе возможность, чтобы эти инстинктивные потребности могли перерасти в высшие духовные потребности человека» 4. В результате Л.И. Божович выдвигает гипотезу о существовании другой первичной потребности, являющейся базовой для потребности в общении. Такой потребностью, с ее точки зрения, является потребность в новых впечатлениях, наблюдаемая примерно на 3-5-й неделе жизни ребенка.
Хотя в 70-е годы ХХ века об этой потребности было известно еще очень мало, некоторые главные ее характеристики свидетельствовали об уникальности, особой значимости для психического развития. Так, было показано, что наиболее ярко потребность в новых впечатлениях проявляется в зрительном сосредоточении при переходе детей от периода новорожденности к младенческому возрасту и изменяет все их поведение и характер эмоциональных переживаний (Н. Л. Фигурин, Р.Я Лехтман-Абрамович и др.). Рассмотрим этот переход, связанный с возникновением потребности в новых впечатлениях, более подробно.
Общепринятой была точка зрения, что в период новорожденности у ребенка нет даже самых элементарных образов и представлений об окружающем мире, а его психическая жизнь может быть определена как сплав недифференцированных эмоционально окрашенных ощущений, вызываемых органическими потребностями и их удовлетворением. При этом невозможность воспринимать предметы внешнего мира лишает новорожденных целенаправленной активности (В. Штерн, К. Бюллер, К. Коффка).
Предполагалось, что такое содержание психической жизни новорожденных определяется уровнем зрелости их нервной системы и ситуацией развития, т.е. тотальной зависимостью от ухаживающего за ребенком взрослого. «По существу, – пишет Л.И. Божович, – новорожденность является лишь переходным этапом от внутриутробного к внеутробному существованию, периодом, в процессе которого новорожденный продолжает развиваться по типу плода» 5.
К концу первого месяца жизни, когда период новорожденности заканчивается, ребенок отделяется от матери уже не только физически, но и психически, считается, что в этот период у него появляется «индивидуальная психическая жизнь» (Л.С. Выготский). Переход к индивидуальной психической жизни физиологически связан с определенным уровнем развития зрительного анализатора, а психологически – с развитием новой потребности во впечатлениях внешнего мира.
При переходе к периоду младенчества в поведении ребенка появляется активное бодрствование, которое заполнено восприятием раздражителей внешнего мира и сопровождается радостным эмоциональным состоянием. Главным же является то, что вместе с потребностью в новых впечатлениях рождается целенаправленная познавательная активность, поиск новых впечатлений от объектов внешнего мира.
В чем же качественные отличия потребности в новых впечатлениях от других биологических потребностей?
Прежде всего, она связана не с отрицательными, а с положительными эмоциями, следовательно, знаменует «стремление к достижению, а не стремление избавления от чего-то, что мешает нормальному существованию организма» 6. Кроме того, в отличие от других органических потребностей, потребность в новых впечатлениях является как бы ненасыщаемой. И, наконец, потребность в новых впечатлениях имеет перспективный характер, она прогрессивна по самой своей природе, так как связана с развитием человеческого мозга, обусловленным активной познавательной деятельностью субъекта.
Л.И. Божович рассматривает потребность во впечатлениях как базовую для развития социальных потребностей. Развиваясь и усложняясь, эта первичная потребность побуждает разнообразную и многогранную исследовательскую деятельность ребенка и – уже на ее основе – познавательную потребность, «которая толкает ребенка все шире и глубже входить в окружающую среду и овладевать ею» 7.
Ребенок не может без помощи взрослых развивать новые формы познавательной деятельности и удовлетворять свою потребность в новой, более сложной информации об окружающем мире. Поэтому и для удовлетворения познавательной потребности ребенок нуждается в других людях, а, следовательно, происходит развитие социальных форм общения между ребенком и взрослым. При этом Л.И. Божович отмечает, что потребность в общении, возникающая на основе потребности в новых впечатлениях и первоначально неотделимая от нее, в дальнейшем приобретает самостоятельное значение для ребенка и проделывает свой собственный путь развития.
Таким образом, в соответствии со взглядами Л.И. Божович, изначальной силой, побуждающей психическое развитие ребенка, является потребность в новых впечатлениях. Она участвует в формировании сложных функциональных систем мозга, затем трансформируется в познавательную потребность, которая становится базой для развития потребностей в общении и в движении. Потребность в общении развивается затем на основе сотрудничества взрослого и ребенка, их совместной деятельности, игры, различных видов детской продуктивной деятельности. А потребность в движении становится потребностью в овладении, усвоении системы навыков и умений 8.
В понимание источников формирования потребности в общении внесла вклад и М.И. Лисина в своей концепции генезиса общения в онтогенезе. М.И. Лисина согласилась с тем, что потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Во-первых, к источникам потребности в общении относятся органические потребности ребенка. Будучи беспомощным и не умея удовлетворить самостоятельно нужду в пище, тепле и пр., младенец сигнализирует о дискомфортных состояниях; его крики, движения, мимика объективно становятся сигналами для ухаживающих за ним взрослых. Во-вторых, источником потребности в общении выступает потребность в новых впечатлениях. С точки зрения удовлетворения этой потребности, другой человек оказывается наиболее информативным объектом в окружающем мире младенца 9.
Однако, по мнению М.И. Лисиной, решающее значение для возникновения собственно потребности в общении имеет отношение к ребенку взрослого, его позиция относительно ребенка. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к ребенку как к субъекту, личности и ведет себя с ним как с партнером по общению, авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют. Такое поведение взрослого, задавая как бы «зону ближайшего развития» (по выражению Л.С. Выготского), актуализирует у ребенка восприятие взрослого не только пассивным объектом внешнего мира, но и активно действующим субъектом, а также предоставляет возможность ребенку открыть субъектные, личностные качества и в себе самом.
Общение не возникает сразу после рождения, оно складывается постепенно и наблюдается у младенцев в начале второго месяца жизни при адекватных условиях воспитания. М.И. Лисина выделила критерии сформированности потребности в общении: 1) внимание и интерес ребенка к взрослому, отражающее его направленность на познание взрослого; 2) эмоциональные проявления ребенка в отношении взрослого, выражающие его оценку взрослого; 3) инициативные действия ребенка, направленные на привлечение внимания взрослого, например, демонстрация своих умений, способностей; 4) появление чувствительности ребенка к отношению взрослого 10.
Период новорожденности выступает как подготовительный этап, в течение которого ребенок научается выделять взрослого, сосредотачивать на нем внимание, что является первым признаком зарождающегося общения. Появление ответной улыбки на воздействие взрослого знаменует переход к следующему этапу: к появлению первой ситуативно-личностной формы общения и формирование первой ведущей деятельности – непосредственно эмоционального общения 11. В течение первых 4-6 недель жизни младенец постепенно овладевает разнообразными средствами для установления контакта со взрослым и в конце второго месяца сам начинает воздействовать на окружающих, побуждая их к общению. Главной формой поведения ребенка в этом возрасте является «комплекс оживления», включающий двигательное оживление, улыбку и вокализации удовольствия. Взрослый подкрепляет инициативу ребенка, отзываясь улыбкой и ласковым разговором на его призывы, между ними завязывается эмоциональное общение – обмен положительными экспрессиями. При этом младенец использует все доступные ему экспрессивно-мимические средства для привлечения и удержания внимания взрослого.
В условиях семьи дети уже на 2-м месяце жизни не ограничиваются только ответным проявлением любви ко взрослому, но проявляют и собственную инициативу. Так, входящие в состав «комплекса оживления» компоненты, обеспечивают успешное выделение ребенком из окружающей среды взрослого человека (замирание), осуществление с ним мимического (улыбка) и специфического голосового (гуление) общения, а также активное привлечение взрослого к общению (движения конечностей и тела).
Основным содержанием потребности в общении на данном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого, которого ребенок воспринимает как субъекта, партнера по общению.
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым в первом полугодии жизни выступает в качестве ведущей деятельности ребенка 12. В непосредственно-эмоциональном общении формируются другие виды деятельности: познавательная деятельность, предметные действия. В процессе общения происходит развитие эмоциональных, когнитивных процессов, формирование аффективной связи с близким взрослым, начинают складываться первоосновы личности и самосознания ребенка 13.
Итак, мы рассмотрели три различные точки зрения на источники возникновения потребности в общении в рамках культурно-исторического подхода в психологии. Л.С. Выготский предполагал, что общение складывается на основе удовлетворения взрослым биологических потребностей ребенка. Л.И. Божович выдвигала гипотезу о потребности в новых впечатлениях как базовой для развития социального общения. М.И Лисина объединяла указанные точки зрения и рассматривала два источника развития потребности в общении – органические потребности и потребность в новых впечатлениях.
В зарубежной психологии господствует представление о том, что ребенок с рождения является социальным существом. Поэтому основным содержанием развития ребенка в раннем детстве считается становление и закономерное изменение его социальных и эмоциональных отношений с другими людьми, в первую очередь, с матерью. При этом подчеркивается неразрывность когнитивного, социального и эмоционального развития ребенка.
В настоящее время существует множество фактов, свидетельствующих о социальной компетентности младенца уже начиная с периода новорожденности. Это данные о наличии важных для коммуникации особых возможностей зрительного и слухового восприятии, мимики, интермодального синтеза и имитации, а также о социальных сигналах, посылаемых ребенком, и его способности участвовать в социальном взаимодействии.
Особенности зрительного восприятия младенца. Младенцы начинают реагировать на людей с первых дней жизни. Уже в первые часы после рождения новорожденные предпочитают лицо человека, располагающееся на расстоянии двадцати сантиметров, другим стимулам; именно на таком расстоянии находится лицо матери, когда она держит ребенка на руках во время кормления. Предполагается, что младенцы имеют врожденную схему «лица» 14. Это подтверждается данными о том, что новорожденные предпочитают смотреть на стимулы, похожие на лицо человека, а не на рисунки с перемешанными частями лица, а также с большим интересом следят за движущимся лицом, чем за другим движущимся объектом 15.
Восприимчивость к человеческому лицу позволяет младенцам очень рано распознавать лицо матери. В течение первых часов после рождения существует сензитивный период, когда новорожденный находится в бодрствующем состоянии и способен запечатлеть индивидуальные черты материнского лица. В исследовании Дж. Уолтона и Т. Бауэра в 1991 году было показано, что уже через 7 часов после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека с волосами такого же цвета. Предпочтение относилось не к какому-либо отдельному признаку, а к лицу как таковому 16.
В экспериментах Карпентер в 1974 году двухнедельным новорожденным показывали изображения лиц матери и посторонней женщины. Младенцы явно предпочитали смотреть на знакомое лицо и часто совсем отворачивались от незнакомого изображения 17.
Еще более впечатляющие данные были получены в исследовании И. Бушнелла в 1989 году. Новорожденных 5-дневного возраста поддерживали в сидячем положении перед большим белым экраном, в котором на расстоянии 12 см от средней линии с каждой стороны были сделаны две прорези. Мать ребенка и незнакомая ему женщина, по цвету и длине волос на нее похожая, сидели за экраном так, что их головы были видны через прорези. Демонстрация лиц длилась 20 секунд. Результаты показали, что младенцы предпочитали смотреть на лицо собственной матери 18.
При восприятии человека не только лицо привлекает внимание ребенка. В возрасте 3 месяцев младенцы способны распознавать схематическое изображение идущего человека. В экспериментах трех и пяти месячные дети наблюдали перемещение на экране 11 световых точек, изображающих в одном случае идущего человека, а в другом – хаотически движущиеся точки. Дети видели разницу между этими двумя конфигурациями, предпочитая смотреть на движущегося человека 19.
Показано, что младенцы по-разному рассматривают человеческое лицо и неживые предметы. Рассматривая лицо, они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, сжимать и разжимать кулачки, совершают плавные движения 20.
Младенцы способны различать выражение лица взрослых. В экспериментах с предъявлением фотографий сначала с одним, а затем с другим выражением лица по показателям глазодвигательной системы и привыканию было обнаружено, что новорожденные способны различать выражение счастья, печали, удивления, а в более позднем возрасте различают слайды с выражением радости, гнева и нейтральным выражением лица. При этом младенцы лучше различают положительные выражения лица, чем отрицательные или нейтральные 21.
Особенности слухового восприятия младенца. Младенцы обнаруживают не только зрительные, но и слуховые предпочтения. По-видимому, существует врожденная способность различать речевые и неречевые звуки. Дети явно предпочитают человеческий голос звукам той же высоты и громкости, причем они отличают связную речь от набора бессмысленных слогов.
Новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин. Это может основываться на запоминании ребенком голоса матери еще в период внутриутробного развития. Декаспер и Файфер в своем исследовании 1980 года подвергли проверке данное предположение. В течение последней трети беременности матери читали вслух один и тот же рассказ. В первый день жизни новорожденному давали прослушивать через наушники запись того же рассказа в исполнении матери и незнакомого человека. Во время прослушивания младенцы сосали соску, и оказалось, что ритм сосания синхронизировался с речью матери быстрее, чем с речью незнакомого человека, что свидетельствует о пренатальном формировании предпочтения материнского голоса.
Младенцы предпочитают голоса в женском диапазоне голосам в мужском диапазоне (в среднем, на одну октаву ниже). Возможно поэтому взрослые и дети обычно говорят с младенцем более высоким голосом, как будто «знают» о его предпочтениях 22.
Особенности зрительно-слуховой координации у младенца. У младенца существует врожденная координация между зрением и слухом, помогающая распознавать разных людей и, прежде всего, узнавать мать.
В экспериментах Э. Спелке было показано, что через несколько месяцев после рождения младенцы могут распознавать голоса матери и отца. Младенцам давали прослушивать магнитофонную запись голоса одного из родителей через громкоговоритель, который был расположен точно между отцом и матерью. Родители сидели, не разговаривая, и не двигали губами. Уже 3-месячные младенцы смотрели на мать, когда слышали материнский голос и на отца, если звучал его голос. Это позволяет сделать вывод о том, что младенцы трехмесячного возраста способны сформировать определенные представления о голосе и облике тех, кто за ними ухаживает.
Способность к подражанию. Жан Пиаже считал, что младенцы не могут подражать действиям другого человека, пока не достигнут возраста 6 месяцев. Однако в широко известных экспериментах Э. Мелтзоффа и М. Мура в 1977 году было обнаружено, что новорожденные в возрасте двух-трех недель способны подражать множеству мимических движений взрослых, таких как высовывание языка, открывание и закрывание рта, выпячивание губ. Исследования Э. Винера, проведенные в 1986 году, подтвердили эти данные и показали, что новорожденные способны имитировать мимические движения уже в семидневном возрасте. Кроме того, они могут также подражать движениям пальцев при условии, что они могли наблюдать, как выполняют подобные движения взрослые.
Подражание у новорожденных рассматривается как еще один пример интермодального взаимодействия, когда младенцы находят соответствие между мимическими движениями или движениями руки, наблюдаемыми у взрослого, и своими собственными. Подражание у младенца служит для установления контакта с родителями.
Социальные сигналы в поведенческом репертуаре младенца. Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица, и многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес 23. Первые гримасы имеют рефлекторную природу, однако есть доказательства того, что младенец с рождения отличается высокой степенью лицевой нейромускульной зрелости, а движения лицевых мускулов объединены в узнаваемые конфигурации, имеющие значение социальных сигналов. В одном из исследований производилась видеозапись игры младенцев с матерями и незнакомыми взрослыми. При просмотре слайдов и видеозаписей матери могли классифицировать выражения лица ребенка как сходные с универсальными выражениями лица взрослого. Таким образом, было показано, что выражения лица младенца уже в 2-4 месяца могут быть легко узнаваемы и классифицированы с использованием тех же категорий, что и для идентификации выражений лица взрослого. Родители ориентируются на выражение лица ребенка, вступая с ним во взаимодействие.
Плач младенца также рассматривается как важный социальный сигнал. Показано, что плач является столь же уникальной характеристикой младенца, как отпечатки пальцев, и дает возможность матери уже на второй день после родов узнавать своего ребенка. Кроме того, плач неоднороден и может передавать различные сообщения о состоянии младенца, которые мать научается распознавать. Плач вызывает не только реакцию сопереживания и желание прийти на помощь, проявить заботу, но и ощущение эмоционального дискомфорта, побуждает находящегося поблизости взрослого устранить вызвавшие его причины 24.
Среди социальных сигналов младенца, регулирующих взаимодействие, выделяют две группы: сигналы привлечения внимания и инициирования взаимодействия и сигналы избегания или желания прекратить взаимодействия. Кроме того, выделяют «легкие» и «явные» сигналы обеих групп. На первом месяце жизни сигналами готовности новорожденного к взаимодействию («легкое» приглашение) служат оживление на лице, раскрытие рук со слегка согнутыми пальцами, приподнимание головы и уменьшение движений тела, замирание. Явными сигналами выступают вокализации, улыбка, взгляд в глаза, циклические движения руками и ногами. Сигналами желания прервать взаимодействие на первом месяце жизни считают сжатие губ, гримасу на лице, хмурость во взгляде, мигание или закрывание глаз, отведение взгляда в сторону, сопровождаемое усилением сосательных движений, хныканье, икоту, сжатие рук, поднесение рук к голове (шее, лицу), вытягивание рук и ног, усиленное движение ног. Явными сигналами желания ребенка прервать взаимодействие являются плаксивое лицо, хныканье, плач, кашель, отведение взгляда в сторону, отворачивание головы, отталкивание, позы закрытости 25.
Способность к социальному взаимодействию. В 70-е годы ХХ века использование видеозаписи и покадрового анализа видеоматериалов позволило психологам сделать вывод о наличии у ребенка врожденных способностей к социальному взаимодействию, установлению связи с матерью.
Взаимное подстраивание можно наблюдать уже в ситуации кормления. Как было обнаружено, во время кормления младенец сосет грудь сериями длительностью от 8 до 10 секунд, прерываемыми паузами от 2 до 5 секунд. При этом, с точки зрения перевода дыхания и отдыха, в этих паузах нет никакой необходимости. Большинство матерей независимо от характера кормления (грудное или из бутылочки) во время пауз похлопывают ребенка, стимулируя его к продолжению сосания, хотя он начинает сосать и без всяких действий со стороны матери. Поскольку никаких физиологических причин для пауз не выявлено, было выдвинуто предположение, что они необходимы для установления первого диалога между младенцем и матерью, который выглядит как чередование сосания ребенком груди, паузы и тактильной стимуляции со стороны матери 26.
Кэтрин Гарви в 1977 году изучала синхронизацию действий матери и 4-х месячного младенца в ходе стереотипной игры и обнаружила, что ребенок участвует в игре с помощью взгляда, адресованного матери. Он то смотрит на взрослого, показывающего ему «козу» или делающего «ладушки», то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его на лицо взрослого, тем самым помогая установить темп и ритм взаимодействия. После 4 месяцев младенцы регулируют взаимодействие не только взглядом, но и жестом.
В исследованиях Д.Л. Стерна (1977) показано, что движения матери и 3-х месячного младенца во время взаимодействия представляют собой очень точное гармоничное сочетание взаимных приближений и удалений, напоминающее своеобразный «вальс». Изучение того, как во время взаимодействия мать и ребенок смотрят друг на друга, позволило выявить такую организацию их действий, которую можно сравнить с обменом репликами взрослых партнеров по коммуникации. В основе лежит чередование ролей действующего лица и наблюдателя, последовательное включение и выключение активности 27. Для описания позитивного взаимодействия в диаде в исследованиях используются такие описательные характеристики, как взаимность, синхронность, неуловимый балет, настроенность друг на друга 28.
В исследовании взаимодействия матери и младенца особое внимание уделяется исследованию интерсубъективности. В экспериментальных условиях поведение пяти младенцев в возрасте от одной недели до шести месяцев снималось на кинопленку в двух ситуациях: когда рядом с ребенком находилась мать и когда мать отсутствовала, а перед ребенком лежала яркая игрушка. По результатам опытов оказалось, что поведение младенцев в ответ на присутствие матери и поведение в ответ на неживой объект существенно различаются. Младенец производит как бы два способа спонтанной активности, два разных «интереса» к живому и неживому объектам. Наибольшие различия были зафиксированы в выражении лица, голосовых реакциях и положении рук при восприятии матери и игрушки уже начиная с первых недель жизни. Кроме того, были выявлены характерные изменения движения пальцев рук, языка, губ при восприятии речи матери, чего никогда не наблюдалось в ответ на предъявление игрушки. Полученные факты свидетельствуют о том, что уже в первые недели жизни младенцы способны к восприятию людей и неживых объектов как совершенно различных 29.
К. Тревартен высказал предположение, что уже двухмесячные младенцы во взаимодействии со взрослым некоторым образом ощущают свою способность к действию, имеют чувство субъективности. Но еще более удивительным является то, что они имеют представление о взаимосвязи их собственного поведения и поведения другого человека, партнера по взаимодействию. Тревартен назвал это первичной интерсубъективностью – врожденной формой приспособления, которая обеспечивает способность младенца к взаимодействию с другими людьми 30.
В последующие несколько месяцев когнитивное развитие и опыт межличностного взаимодействия приводят младенца к росту способности понимать желания и поведение других людей. Примерно в возрасте 8-9 месяцев формируется вторичная интерсубъективность – понимание того, что в мире есть другие люди, а объекты внешнего мира могут быть фокусом совместной деятельности ребенка и взрослого. Предполагается, что в этот период у ребенка проявляется интерес к тому, что другие люди знают об окружающих предметах и как они умеют с ними действовать 31.
Еще одна линия исследований получила развитие с открытием «зеркальных нейронов» в 1990-х годах Риззолатти и Арбибом 32. В экспериментах на обезьянах было обнаружено, что в префронтальной моторной коре макак есть нейроны, которые активизируются, когда обезьяна не только сама выполняет то или иное действие, но и когда она видит, как это действие совершается другими. Эти нейроны были названы зеркальными и вскоре обнаружены в коре головного мозга человека, причем не только в моторной зоне. Зеркальные системы есть практически во всех отделах мозга человека, и они активируются, в том числе, при предвидении действия, при воспоминании об эмоциях, при сопереживании эмоциям другого человека и т.д. Зеркальные нейроны являются той природной основой, которая обеспечивает социальное поведение, помогает понять интенции, действия другого человека, проявлять сопереживание 33.
Открытие зеркальных нейронов нашло отражение в перцептивно-действенной теоретической модели, разработанной Ф. де Ваалем (2008). Согласно этой модели, визуальное восприятие ребенком чужого эмоционального состояния автоматически ведет к нейронной активации собственных механизмов, ответственных за генерацию эмоций 34.
Итак, проведенные эмпирические исследования позволяют констатировать наличие у младенца биологически обусловленной разносторонней социальной компетентности. Поразительные способности детей в сфере сенсорики, движения, переработки информации обусловливают возможности тонко взаимодействовать с близкими взрослыми. В свете новых данных младенец предстает как существо, обладающее спонтанной активностью, имеющее предпочтения и способное структурировать воспринимаемую информацию и внешнее поведение. Поэтому «социализация ребенка понимается ныне как двусторонний процесс, в котором участвуют обе стороны. А по своему содержанию этот процесс предстает как синхронизация сложных структур действий взрослого (обычно матери) и ребенка» 35.
Социальные потребности — Определение и многое другое
Главная страница → Термины → Социальные потребности
Социальные потребности – это основные потребности людей, доказывающие, что они являются социальными существами. Потребность в любви, товарищеских отношениях, дружбе и принадлежности является одной из основных социальных потребностей. Эти потребности вдохновляют людей на взаимодействие друг с другом и создание сообщества и товарищества.
Эти основные потребности должны быть удовлетворены для здорового ума и спокойной жизни.
Американский психолог Абрахам Маслоу теоретизировал психологическую иерархию потребностей, а социальные потребности или потребность в любви и принадлежности находятся на третьем уровне иерархии. По Маслоу, это распространяется на дружбу, семью и сексуальную близость.
Основы, покрываемые социальными потребностями
Социальные потребности в условиях сообщества охватывают по крайней мере одну из четырех основ, а именно —
- Общение
- Подключить
- Пожертвовать
- Создать
Например, , при покрытии одного или нескольких из вышеперечисленных 4 C социальные потребности удовлетворяются. Дружба охватывает «общение» и «соединение», тогда как романтическая любовь включает «общение», «соединение» и «(про)творение».
Использование термина в предложениях
- Социальные потребности являются одними из самых важных базовых потребностей человека после психологических и биологических потребностей.
- Правительства должны вкладывать значительные средства в удовлетворение социальных потребностей людей, заботясь о формировании государственной политики.
- Социальные потребности часто оказываются более важными для удовлетворения, чем другие потребности в иерархии потребностей Маслоу.
Категория: Психология и поведенческие науки
Поделись: Cite
Надлежащие стили оформления цитирования этого определения для вашей библиографии.
HTML Link
American Psychological Association (APA):
Chicago Manual of Style (CMS):
Modern Language Association (MLA):
Institute of Electrical and Electronics Engineers ( IEEE):
Ссылка на страницу
- Постконвенциональная мораль
Постконвенциональная мораль — третий уровень американского психолога Лоуренса Кольберга . .. - время реакции
Время, прошедшее между предъявлением стимула и реакцией субъекта на … - социальный статус
Положение кого-либо в обществе по отношению к другим людям и определяемое ими называется … - Отрицание
Отрицание — это защитный механизм, при котором кто-либо отказывается принять то или иное событие … - Эффект «Меньше ведет к большему»
Эффект «Меньше ведет к большему» — это открытие, заключающееся в том, что людям предлагается небольшое вознаграждение за участие …
Иерархия потребностей и социальных сетей Авраама Маслоу
Перейти к основному содержанию
CSM Крис Миллер, MA, RBLP-T, SOF армии США, TS/SCICSM Крис Миллер, MA, RBLP-T, SOF армии США, TS/SCI
Командование батальона сержант-майор | Сертифицированный специалист высшего образования в области онлайн-обучения и личного обучения | Разработчик учебного плана
Опубликовано 19 мая 2020 г.
+ Подписаться
Что действительно мотивирует человека? Авраам Маслоу хотел знать этот ответ. Он утверждал, что «люди обладают набором систем мотивации, не связанных с наградами или бессознательными желаниями» (McLeod, 2016). Следуя этому первоначальному аргументу, Маслоу почувствовал, что мотивами человека движут особые потребности. Каковы эти потребности, которые выделил Маслоу? Теория Абрахамса Маслоу гласит: «Есть четыре типа потребностей, которые должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет действовать бескорыстно» (Гриффин, 19).91, с. 125). Модель из пяти частей, часто изображаемая в виде треугольника или пирамиды, была разделена на базовые, психологические потребности и потребности роста. Основные потребности включают пищу, воду, кров, отдых, безопасность и безопасность. Психологические потребности включают потребности в принадлежности и любви; в частности, интимные отношения и друзья. Потребности в уважении включают в себя психологические потребности и охватывают чувство выполненного долга и престижа. Потребности в росте или самореализация — это просто реализация своего полного потенциала. Словарь Merriam-Webster определяет социальные сети как «формы электронного общения (как веб-сайты для социальных сетей и микроблогов), с помощью которых пользователи создают онлайн-сообщества для обмена информацией, идеями, личными сообщениями и другим контентом» (2016). В этой статье я объясню иерархию потребностей Абрахама Маслоу и попытаюсь определить корреляцию между иерархией и тем, как некоторые люди используют платформы социальных сетей для удовлетворения этих потребностей.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
Подъем вверх от основания пирамиды осуществляется путем удовлетворения одного набора потребностей, прежде чем подниматься выше. По словам Эма Гриффина (1991, стр. 126), «Маслоу назвал четыре низшие потребности «потребностями дефицита», потому что их отсутствие создает внутри нас напряжение». Я бы сказал, что это веский аргумент. Хотя все категории важны для людей, вода, основная потребность, важнее, чем иметь друзей, психологическая потребность. Я бы сказал, что как только основные потребности удовлетворены, например, пища, вода Например, приют, фокус может смещаться на психологические, а затем на потребности самореализации, но не раньше. мотивация в первую очередь основана на уважении, любви и других социальных потребностях. Обнадеживающая часть этого аргумента заключается в том, что все люди могут продвигаться вверх по иерархии в погоне за самореализацией. случайный «кривой мяч». Однако это не должно мешать нам пытаться достичь самого высокого уровня в иерархии.0004
Физиологические потребности
Физиологические потребности являются самыми основными потребностями. Кислород, регулирование температуры, вода и пища являются примерами физиологических потребностей. По словам Кори Биннса (2012), «вы можете прожить 3 минуты без воздуха, хотя мы не рекомендуем пытаться. В суровых условиях, идет снег, скажем, у вас есть 3 часа, чтобы выжить без укрытия. Через три дня вам понадобится вода, иначе вы погибнете». Когда эти основные потребности не удовлетворены, они движут или мотивируют человека. Если вы не можете дышать, вы пытаетесь найти способ сделать этот глубокий вдох. ищет убежища. Если вы испытываете жажду или голод, вы ищете пищу и жидкости. Маслоу (1943) утверждал, что «эти потребности являются наиболее инстинктивными потребностями, потому что все потребности становятся вторичными, пока эти потребности не будут удовлетворены». Как только эти основные потребности будут удовлетворены, вы можете двигаться дальше, чтобы удовлетворить потребности роста более высокого уровня.
Социальные сети и физиологические потребности
Кто бы мог подумать, что связь с другими через социальные сети может быть так же важна, как и основные потребности, описанные выше? Многие врачи в области медицины утверждают, что это так. Согласно профессору Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтью Либерману в его книге Social: Почему наш мозг запрограммирован на связь , заявил: «растущий объем исследований показывает, что потребность в социальной связи с другими так же важна, как наша потребность в еде, воде и крове» (2013). В поддержку своего утверждения он привел более тысячи неопубликованных и опубликованных исследований, в которых показано, что на протяжении многих лет эволюции люди были «более связаны с социальным миром и более зависимы от социального мира» (Lieberman, 2013). Опираясь на медицину, Либерман провел магнитно-резонансную томографию (МРТ), чтобы показать, насколько люди общительны. Результаты Либермана и его соратников были поразительны. Было установлено, что социальная обида (боль) приводит к тому, что наш мозг болит так же, как ваш мозг реагирует на физическую боль (Lieberman, 2013). Однако при рассмотрении иерархии потребностей Маслоу, и что более важно, физиологических потребностей, трудно провести прямую связь того, как можно приравнять отсутствие использования социальных сетей и отсутствие воды или еды.
Проще говоря, если вы остаетесь без воды, вы умираете. Если у вас нет смартфона и вы не можете получить доступ к Facebook, Instagram или Twitter, шансы умереть из-за отсутствия взаимодействия с социальными сетями крайне малы. Несмотря на то, что существуют эмпирические данные, подтверждающие аргумент о том, что социальные сети являются основной потребностью, я твердо придерживаюсь своего мнения о том, что хотя социальные сети и играют определенную роль в нашей жизни, их действительно не следует рассматривать как физиологические (базовые) потребности.
Требования безопасности
Маслоу утверждал, что человек попытается найти безопасность, если он чувствует себя небезопасным или в опасности. Примеры безопасности и защищенности включают место для проживания, способ зарабатывать на жизнь, здоровье и общую безопасную среду. Маслоу пошел еще дальше и включил рутину и предсказуемость в категорию безопасности. Гриффин утверждал, что большинству детей нравились рутинные мероприятия, поскольку они обеспечивали постоянную и безопасную среду с небольшим количеством сюрпризов (1991, стр. 127). Я бы сказал, что это есть и у взрослых. Я сохраняю спокойствие в течение дня, когда все идет по плану; или рутина. Как только происходит что-то необычное, я чувствую, что нахожусь в состоянии стресса, поскольку мой ежедневный ритуал нарушается факторами, которые я обычно не могу контролировать. Хотя эти примеры необходимы для выживания, основные физиологические потребности остаются жизненно важными для продолжения существования.
Социальные сети и потребности в безопасности
Согласно исследованию Pew Research, проведенному в 2015 году, «65 процентов американцев в настоящее время используют платформы социальных сетей, и для многих пользователей эти сайты предлагают место, где потенциальные работодатели могут рассказать о своих профессиональных достижениях, найти работу через свои сети и оповещение друзей об имеющихся возможностях трудоустройства» (Smith, 2015). Это утверждение тесно связано с требованиями безопасности Маслоу. Технологии стали движущей силой глобализации. В частности, Интернет изменил способ ведения бизнеса в мире, включив в него процессы найма. Привлекательность Интернета, который предлагает глобальный охват в сочетании с эффективностью использования времени, очень привлекательна для пользователей социальных сетей. Индивидуальные потребности, такие как поиск места для жизни или работы, могут быть удовлетворены с помощью социальных сетей. Это простой способ продемонстрировать свои таланты и навыки. И наоборот, использование социальных сетей может быть неблагоприятным, поскольку социальные сети могут подвергнуть арендаторов или соискателей риску из-за комментариев или изображений, размещенных на их платформах.
Потребности в любви и принадлежности
Несмотря на то, что потребности в любви и принадлежности стоят выше в иерархии Маслоу, они очень похожи как на физиологические потребности, так и на потребности в безопасности. По сравнению с обоими, любовь и принадлежность мотивируют кого-то только тогда, когда этого не хватает в их жизни. Маслоу утверждал, что «любовь теряет свою привлекательность, когда с вас достаточно» (Гриффин, 1991, стр. 128). Удивительно, но ведутся споры о том, считают ли люди, что любовь и принадлежность должны быть выше физиологических потребностей. Однако первоначальная теория Маслоу оставалась неизменной, несмотря на многочисленные попытки ее дискредитации. Согласно Маслоу (Гриффин, 1991, с. 129), порядок физиологии, безопасности, любви, за которым следует уважение, является нормой для большинства людей.
Социальные сети и потребности в любви и принадлежности
До появления современных технологий пары завязывали дружеские отношения и налаживали связи лицом к лицу. В условиях широкого использования компьютеров и смартфонов отношения формируются, закрепляются и прекращаются через платформы социальных сетей. По словам Рианны К. Фарруджа (2013), «сайты социальных сетей (СНС) пытались воссоздать общение лицом к лицу в Интернете, позволяя людям взаимодействовать публично или конфиденциально». Одним из недостатков этого метода является отсутствие отточенных навыков межличностного общения, полученных в результате реального человеческого контакта. Я считаю, что технологии не должны заменять платформу подлинного взаимодействия. Связь разбавлена, и сигналы, как правило, пересекаются. Это приводит к смешанным сигналам и предположениям, поскольку истинные чувства теряются в напечатанных словах и смайликах. Я считаю, что люди должны держаться подальше от платформ социальных сетей, когда ищут дружеские отношения или даже любовь. Истинные чувства просто невозможно почувствовать или установить через экран ноутбука или динамик смартфона.
Потребность в уважении
Потребность в уважении двояка. Первый тип — это самооценка, которая является результатом овладения определенным навыком. Дэвид Макклелланд (1961) определил, что потребность в достижениях была одним из трех мотиваторов, которыми обладали люди. Двумя другими мотиваторами были потребность в принадлежности и власти. Вторым типом потребности в уважении было внимание и признание со стороны других. Маслоу (1943) утверждает, что «удовлетворение потребности в самоуважении приводит к чувству уверенности в себе, ценности, силе, способности и адекватности того, чтобы быть полезным и необходимым в мире». Более того, отсутствие этих потребностей приводит к полной противоположности; смирение и чувство жалкой и неадекватной.
Социальные сети и потребность в уважении
В этих интернет-сообществах вы можете стать кем угодно. Неудивительно, что женщины используют платформы социальных сетей чаще, чем мужчины. Если у вас есть женщина, которая может иметь проблемы с самооценкой и проводить большую часть своего времени, рассматривая то, что общество считает «красивым», и она не видит себя в этой категории, это может вызвать у этой женщины более высокий уровень беспокойства. Точно так же мужчина, который просматривает страницы Facebook, такие как «Rock Abs» или «Gentlemen-vs-Swag», может не обладать прессом как стиральная доска или глазом на одежду уровня GQ, может считать себя нестандартным по стандартам общества. Еще одна ловушка, от которой многие страдают, Путь платформ социальных сетей заключается в поиске одобрения со стороны семьи, друзей или даже незнакомцев. Хотя социальные сети являются ценным инструментом, я бы сказал, что искать кого-то, кто будет поддерживать вас издалека, нездорово. Я твердо верю, что чрезмерное или навязчивое использование социальных сетей может превратить благословение технического прогресса в проклятие личностного роста 9.0004
Потребности в самоактуализации
Маслоу (Maslow, 1943) описал потребность в самореализации как «желание становиться все более и более тем, кто вы есть, стать всем, чем вы способны стать». Самоактуализация может проявляться в различных формах. Примерами могут служить поиск знаний, смысла жизни, красоты или простого понимания. Потребности в самоактуализации линейны в том смысле, что они не организованы иерархически (Griffin, 199).1, с. 130). Важно отметить, что самоактуализация представляет собой циклический процесс, а не стационарное состояние. С учетом сказанного, это непрерывный процесс, чтобы оставаться в этом счастливом, эйфорическом состоянии.
Заключение
Тезис Абрахама Маслоу об иерархии потребностей выдержал испытание временем с момента открытия в 1948 году. Хотя я согласен с его описанием человеческих потребностей, я утверждаю, что с изменением времени человеческие потребности не являются четкими, как предположил Маслоу с его иерархической структурой. Я верил, что люди сталкиваются с проблемами по мере их поступления, а жизнь намного сложнее, чем он описывает. Люди действительно социальные животные. С учетом сказанного я считаю, что социальные сети в определенной степени имеют место в нашей жизни. По мере того, как общества становятся более связанными в результате глобализации в сочетании с технологическим прогрессом, эта ассоциация через платформы социальных сетей будет способствовать постоянному удовлетворению наших основных, психологических потребностей и потребностей роста.
Ссылки
Биннс, К. (30 ноября 2012 г. ). Как долго человек может прожить без воды? Получено 22 июля 2016 г. с http://www.livescience.com/32320-how-long-can-a-person-survive-without-water.html
Farrugia, RC (2013, 4 сентября). Facebook и отношения: исследование того, как использование социальных сетей влияет на долгосрочные отношения. Получено 1 августа 2016 г. с http://scholarworks.rit.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1033&context=theses
Griffin, E. (1991). Иерархия потребностей. В Э. Гриффин, Первый взгляд на теорию коммуникации (стр. 9). Макгроу-Хилл. Получено 20 июля 2016 г. с http://www.afirstlook.com/docs/hierarchy.pdf
Lieberman, M. (2013). Социальное: почему наш мозг подключен к сети. Корона; Издание первого издания.
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Получено 20 июля 2016 г. с http://www.simplypsychology.org/maslow.html
McClelland, DC (1961). Общество достижений. Проверено 26 июля 2016 г.
Маклеод, С. (2016). Иерархия потребностей Маслоу.