Синдром отличника – Студенческий союз МГИМО МИД России
Синдром отличника
Ты все успеваешь, успешен в учебе, участвуешь во всех возможных проектах, достигаешь поставленных целей, часто слышишь похвалу со стороны… Разве это плохо? Ты счастлив(а)? О том, почему постоянное стремление к успеху может навредить психическому здоровью, мы расскажем в рубрике #MGIMOhack.
Что такое синдром отличника?
*Синдром отличника не является научным термином, он до сих пор не признан психологией.
Синдром отличника – это совокупность психологических особенностей личности (отметим, не только ребенка, но и взрослого), при котором человек стремится во всем добиваться успеха, получать уважение и похвалу за проделанное и одновременно страдает, слыша малейшую критику в свой адрес. «Отличник» не получает наслаждение от выполнения работы, он удовлетворяется только результатом.
Самые распространенные признаки:
- сложное восприятие критики;
- постановка целей, которые требуют приложения всех сил личности;
- потребность в положительной оценке действий.
У ребенка синдром отличника проявляется в учебе, в увлечениях, в спортивной деятельности, у взрослого – в карьере, в семье, в быту.
Как диагностируют синдром отличника?
Когда ребенок побеждает в олимпиадах, стремится по всем предметам получать пятерки и выигрывать все спортивные соревнования, родители лишь радуются, не подозревая о синдроме, который не дает ребенку развиваться полноценно. Диагностика синдрома чаще всего происходит, когда обнаруживаются осложнения: невротические расстройства, апатия, депрессия и другие. Более того, сложно различить синдром отличника и перфекционизм: полное совпадение в видимых симптомах. Различение возможно только по клиническим особенностям расстройства: «отличники» концентрируют внимание на внешней стороне деятельности, на результате и одобрении, тогда как перфекционисты – на качестве выполнения.
Обнаружить синдром отличника можно с помощью следующих способов:
- Посещение психолога, который выяснит беспокоящие симптомы: эйфория при выполнении работы, стресс при неудачах и критике, страх неудачи и волнение на финальном этапе деятельности.
- Проективные методики – интерпретации ситуаций, зарисовки: рисунок Семьи, рисунок Человека и другие.
- Прохождение опросов. Выбор теста зависит от возраста пациента и определяется психологом. Существует несколько опросников: Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
Каковы причины отклонения?
Стремление получать всегда положительные отзывы, быть лучшим и получить признание произрастает из предыдущего социального опыта. Опыт межличностного взаимодействия характеризуется следующими особенностями:
- Низкая самооценка.
Любой комплекс (во внешности, в социальном положении, отсутствие друзей) «отыгрывается» высокими достижениями в учебе, в спорте. Проще говоря, если ребенок не может найти друзей в классе, то он попытается компенсировать эту проблему непреодолимым желанием учиться, а именно быть лучшим в своем коллективе.
- Высокие требования. Если ребенок родился в семье талантливых людей, получивших общественное признание, то он неосознанно будет стремиться соответствовать родителям и не отставать от них.
- Недостаток внимания. Иногда в семьях работающих родителей дети не получают достаточного внимания в связи с постоянной занятостью близких людей. Ребенок, воспитывающийся в таких условиях, будет стремиться овладеть вниманием родителей либо нарушая правила, либо достигая высоких успехов в учебе, спорте.
- Компенсация родительского опыта. Родители, которые в детстве, юности не смогли «закрыть гештальт» в чем-то – например, стать балериной, научиться играть на пианино, – будут осознанно или нет пытаться навязать ребенку «свою мечту».
Если ребенок будет побеждать в соревнованиях, то родители почувствуют себя счастливыми.
Какие будут осложнения, если вовремя не выявить синдром?
Осложнения – это последствия как душевного, так и физического истощения, предельного уровня напряжения.
- В младших классах у ребенка появляются тики, непроизвольные подергивания мышц (постукивание пальцами, перекладывание вещей с места на место), обсессивно-компульсивные расстройства, частые простуды, головокружения.
- В старших классах – расстройство распространяется на социальные сферы: боязнь публичного выступления, страх общения и волнение при выполнении творческих заданий.
- Во взрослом возрасте синдром перерастает в неврозы, депрессию, гипертонию, астму и другие психосоматические заболевания.
Как лечится синдром отличника?
Лечение возможно только при обращении к психотерапевту, потому что, говоря о лечении, мы подразумеваем начало развития осложнений. Терапия нацелена на изменение личностных установок, системы ценностей, повышение самооценки. Лечение проходит в два этапа: личные встречи и групповые занятия. К методикам занятий относят:
- Терапевтические беседы с психотерапевтом, в ходе которых анализируется состояние пациента, выявляются причины синдрома и внедряются новые личностные установки;
- Семейные тренинги: в ходе терапии с родственниками пациента происходит смещение ориентиров взаимодействия с оценочного на качественное (черты личности).
- Групповые занятия. В ходе игры пациент примеряет на себя не только роль победителя, но и проигравшего, учится наслаждаться процессом взаимодействия и не нацеливаться только на результат. Психотерапевт открыто обсуждает ошибки и вносит корректировки в поведение пациентов.
Вывод
Если ты узнал(а) себя, читая эту статью, то попытайся изменить свое поведение, сместить ориентиры с результатов на процесс. Расслабься, брось дела и выпей чашку чая с другом, никто не робот и никто не должен быть идеальным. Если считаешь нужным — стоит обратиться к врачу.
P.S. Статья не носит научный характер: симптомы, указанные выше, не являются общепринятыми, для обнаружения отклонения следует обратиться к психологу.
Текст: Мария Петряева, 2 МЖ-МИЭП
Редактор: Софья Шашлова: 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза
Что такое синдром отличника и как от него избавиться
Галина Чепурко
Редактор полезных и длинных текстов в MC.today
Детей с синдромом отличника часто ставят в пример другим, но во взрослой жизни желание быть лучше всех им чаще мешает. Редакция MC.today разобралась, почему возникает синдром отличника и как от него избавиться.
Что такое синдром отличника
Если ребенок учится лучше всех в классе, побеждает на олимпиадах и постоянно приносит грамоты, это может быть тревожным звонком для родителей. Возможно, у него синдром отличника, нездоровая зависимость от похвалы. Такие люди всегда пытаются заслужить одобрение – от учителя, начальника, семьи и так далее.
Иногда синдром отличника называют перфекционизмом, но психолог Дмитрий Карпачев говорит, что между ними есть разница. Перфекционист стремится к идеалу ради самого идеала, а отличник – только ради одобрения.
Почему возникает синдром отличника
Синдром формируется у детей в школьном возрасте. В этот период многие достижения связаны со школой – отсюда и название. Все действия детей получают одобрение извне – от учителей и тренеров. Стоит насторожиться, если в школе:
- Учитель выделяет отличников и обесценивает достижения других учеников.
- Лидеры в классе начинают «давить» других. В таком случае стремление к результату будет важнее ценностей ребенка.
Но только этого недостаточно, чтобы у ребенка появился синдром отличника. Чаще всего комплекс развивается дома. Вот несколько причин, почему возникает синдром отличника из-за семьи:
- Родители ставят завышенные требования и делают упор на «достигаторстве».
Ребенок думает, что любовь близких нужно заслужить.
- Родители уделяют ребенку мало внимания и компенсируют это похвалой – ребенок начинает измерять любовь родителей их одобрением.
- Родители строго наказывают ребенка за ошибки.
Чаще синдром появляется у девочек. Дело в том, что они развиваются быстрее мальчиков, поэтому их начинают хвалить раньше. Они воспринимают свой ум и сообразительность как врожденные качества и не отделяют себя от своих достижений. Это делает их уязвимыми к критике и похвале.
Мальчикам же говорят, что нужно приложить больше усилий и все получится. В результате они не связывают достижения со своими врожденными чертами характера. Они знают, что нужно просто больше стараться. Это делает их увереннее в себе.
Как распознать синдром отличника у ребенка и взрослого
Если у ребенка есть синдром отличника, то он будет не только хорошо учиться. Вот несколько проблем, с которыми он столкнется:
- Будет сильно зависеть от чужого мнения.
Ему будет сложно воспринимать критику – от этого он будет терять уверенность в своих силах. И наоборот, если взрослые отметили его успехи, ребенок наполнится чрезмерной самоуверенностью.
- Будет стремиться получить хорошую оценку любым путем. Для него будут важны не знания, а похвала.
- Будет бояться ошибиться. Каждую ошибку он будет воспринимать как конец света вместо того, чтобы вынести из нее урок и научиться чему-то новому.
Если в детстве синдром отличника общество одобряет, то взрослым людям с таким комплексом приходится сложно. Вот почему:
- Они боятся критики окружающих, но никогда не пытаются защитить свою точку зрения.
- Они всегда вовремя выполняют задание и не выходят за рамки, но им трудно креативить и они не умеют делегировать. Это делает из них хороших исполнителей, но плохих управленцев.
- Такие сотрудники плохо воспринимают более умных и опытных коллег и любой ценой пытаются получить одобрение начальника.
- Женщины с синдромом отличницы стараются стать идеальными во всех сферах: быть хорошей женой, мамой, хозяйкой, сотрудницей и так далее. Из-за этого часто выгорают.
- Родители с синдромом отличника воспитывают таких же детей.
Как избавиться от синдрома отличника
Поскольку синдром отличника у детей и взрослых проявляется по-разному, избавляться от него тоже нужно разными способами.
5 способов избавиться от синдрома отличника у ребенка
Если у вашего ребенка синдром отличника, Дмитрий Карпачев советует:
- Хвалите ребенка справедливо. Если он достиг чего-то стоящего, скажите ему об этом. Но не нужно отмечать дела, где он не приложил усилий. При этом дарите ребенку достаточно тепла и уделяйте ему внимание.
- Хвалите ребенка за знания, а не за оценки. Оценки – это субъективное мнение учителя. Они часто зависят от его восприятия. Он советует не бояться пойти против школьной системы и поощрять ребенка учиться, а не зарабатывать хорошие оценки.
- Отделяйте успеваемость в школе от личности ребенка. У каждого человека есть сильные стороны – обратите на них внимание. Ребенок может быть сильным лидером, не бояться высказывать свое мнение, хорошо работать в команде, но не быть отличником. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Научите его оценивать людей не по оценкам, а по поступкам.
- Научите выносить опыт из ошибок. Ошибаются все. Перестаньте винить ребенка за это. Покажите ему, что из ошибок можно вынести опыт. В будущем это поможет ему выполнить задание лучше.
- Научите ребенка прислушиваться к интуиции. Это понизит важность внешней похвалы. Если ребенок знает, что сделал лучшее из того, что мог, он будет уверен в себе и сможет отстоять свое мнение.
6 способов избавиться от синдрома отличника у взрослого
Если этот комплекс у вас, вы должны научиться справляться с ним самостоятельно. Вот что можно делать:
- Отмечайте каждый раз, когда вы делаете что-то ради одобрения других.
Дмитрий Карпачев считает: так вы поймете масштабы проблемы.
- Радуйтесь не только результатам. Путь так же важен, как и результат. Карьерный консультант Диана Рыжкова советует вспомнить, каким образом вы пришли к цели, кто вам в этом помог, чему вы научились во время работы. Удовольствие от пройденного пути длится намного дольше, чем от результата.
- Перестаньте сравнивать себя с другими. Психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко говорит, что люди с синдромом отличника часто сравнивают себя с другими и расстраиваются, когда в чем-то им «проигрывают». Каждый раз, когда это случается, начинайте думать о себе, а не о других. Где вы были год назад, а где сейчас? Чему научились за это время? Каждый человек найдет повод, чем гордиться.
- Признайте, что вы неидеальны. Дмитрий Карпачев считает: это нормально – не знать всего. В мире нет идеальных людей.
- Хвалите себя чаще.
Не ждите похвалы со стороны, учитесь хвалить себя самостоятельно – так считает Диана Рыжкова. Необязательно ждать больших достижений, можно отмечать маленькие победы. Например, вы выполнили важное дело из списка задач на день – просто похвалите себя.
- Перестаньте приписывать свои мысли другим людям. Вы не можете знать, что в голове у других людей. Поэтому переживать, что они о вас подумают, нет смысла. Дмитрий Карпачев советует: главным критиком для себя должны стать вы сами.
Выводы
Синдром отличника – это желание заслужить похвалу любым способом. Часто его путают с перфекционизмом, но между ними есть разница: перфекционисты делают хорошо, потому что по-другому не могут и не ожидают одобрения извне.
Комплекс отличника появляется в школьном возрасте из-за слишком высоких требований семьи. Если ребенок зависит от мнения окружающих, тяжело воспринимает критику и боится совершать ошибки, ему нужна поддержка родителей. Взрослые должны показать ему, что личность ребенка и его оценки – не одно и то же. Еще важно научить его правильно относиться к ошибкам и слушать свою интуицию.
Взрослые люди с синдромом отличника пытаются угодить начальнику, партнеру и другим. Они не умеют отстаивать свою точку зрения, боятся делегировать задачи и не проявляют творчества в работе. Чтобы избавиться от синдрома, научитесь себя хвалить самостоятельно, а не ждать этого от других, разрешите себе быть неидеальными и перестаньте себя сравнивать с другими.
как избавиться от синдрома отличникасиндром отличника
Как понять, есть ли у меня синдром отличника
Все мы родом из детства, а это значит, что даже во взрослом возрасте люди часто продолжают жить прошлыми идеалами и попытками оправдать ожидания – родителей, учителей, взрослых в целом. Именно отсюда растут корни «синдрома отличника». Это подразумевает наличие у человека стремления всегда все делать идеально. То есть продемонстрировать правильность, идеальность и трудолюбие.
Такой жизненный принцип складывается при погружении ребенка в условия, в которых он должен быть лучшим или хотя бы одним из лучших. Заканчивается школа, ребенок взрослеет, вступает во взрослую и самостоятельную жизнь. Однако они продолжают стараться быть лучшими во всем. И тогда происходит следующее: личность будет очень болезненно воспринимать разницу между собственными представлениями о себе и адекватной им реальностью.
Мотивом синдрома является стремление неукоснительно выполнять требования, которые выдвигаются вышестоящими по иерархии людьми. Такой уж послушный, исполнительный и легкоуправляемый; но чаще всего формируется и вырастает глубоко несчастный человек.
Причины, по которым они становятся «отличниками»:
- Уход от наказания . Ребенок старается быть «удобным» и «идеальным». Это делается для того, чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей. А также негативное отношение учителей, неприятие сверстников и общественное порицание.
- Получите поддержку. Желание получить похвалу; получить родительскую любовь; укреплять симпатию; стать обладателем власти; чувствовать превосходство над другими; заручиться поддержкой людей; и т.
д.
- Станьте «спасателем» для кого-то еще. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям массу поводов для гордости. Для того, чтобы компенсировать свою неприязнь, неприятие, конфликтность и даже зависимость. Также они часто хотят помочь учителю получить одобрение коллег. А также они могут продолжить семейную традицию в выборе профессии. Даже если они не чувствуют призвания в этом профиле.
Дело в том, что в основе «синдрома отличника» лежит упорство и трудолюбие. Но все это наносит ущерб другим сферам их жизни.
Последствия для «отличника» в будущем:
- Необоснованно высокая требовательность к себе и к другим. Выглядит это примерно так: «Если я могу, то и ты должен/можешь». В первую очередь такой подход проявляется во взаимоотношениях внутри семьи и с близкими людьми.
- Боязнь ошибок. Это не позволяет человеку жить полноценной жизнью и иметь свободу выбора.
- В случае даже малейшего проступка — резкая критика и град упреков.
Это можно адресовать как себе, так и другим людям.
- Отчетливо виден дисбаланс в развитии личности. Голова полна знаний, человек воспринимается окружающими как профессионал своего дела и высококвалифицированный специалист. Однако эмоциональная сторона жизни бедна и узка.
- Неадекватная самооценка.
- Перфекционизм. Проявляется в постоянном контроле себя и других, в трате времени и ресурсов на доведение всех процессов до идеального состояния.
- Необоснованные уступки – человек может принимать от других как должное то, что для него не является нормой, но при этом не будет предпринимать уверенных шагов к прекращению таких действий со стороны этих лиц.
- Затруднение в определении собственных, личных, индивидуальных потребностей, что приводит к угнетенному внутреннему состоянию и неудовлетворенности жизнью.
Outlook
Хочу отметить, что со временем все вышеперечисленные признаки закрепляются как модели поведения и формируют то, что называется гордыней. Статистика показывает, что у женщин синдром «отличника» встречается чаще, чем у мужчин. Таким образом, «отличник» обычно занимает либо позицию Жертвы (если по собственной идеализации он что-то оставляет — критику, оценку и т.п.)), либо позицию Спасателя — делает все идеально для других.
Если вы сейчас узнали себя или кого-то из своего окружения, то вам может понадобиться помощь психолога, чтобы уйти от рамок и обязательств, в которых вы привыкли жить, или научиться заботиться о себе , живя рядом с «отличником» или находясь с ним в контакте.
Продолжающаяся эпидемия – Спартанский щит
- Мнение
- Витрина
Шобини Айер, редактор мнения
27 сентября 2021 г.
Получение хороших оценок, долгое время считавшееся фундаментальной частью академической успеваемости в старшей школе, переросло в бушующую в течение многих лет эпидемию: синдром отличника.
Синдром отличника — это одержимость стремлением преуспеть в образовании за счет самого образования. Симптомы проявляются каждый день: студенты лихорадочно переписывают конспекты лекций, выискивая каждый дополнительный балл и отказываясь вместо этого от приглашения на зубрежку к экзамену. Все эти привычки являются определяющими характеристиками идеального отличника.
Оценки, несомненно, являются важными показателями трудовой этики учащегося. Они мотивируют учащихся хорошо учиться в школе и открывают двери для получения высшего образования, но в стремлении к совершенству есть свои подводные камни.
Академики превратились в необъявленную крысиную гонку, которая оказала пагубное влияние на психическое здоровье подростков. Школьные консультанты, учителя и родители возлагают большие надежды на успешных учеников. Исследование исследовательского центра Pew Research Center, проведенное в 2019 году, показало, что 61% подростков в возрасте 13–17 лет испытывают огромное давление, связанное с получением хороших оценок. Вместо того, чтобы настроить учеников на успех, школы и родители обременяют учеников ненасытными ожиданиями.
Для многих старшеклассников приоритетность отличников часто коррелирует с отказом от внеклассной деятельности. Но это отвлекает от основной цели средней школы: подготовить учеников к реальному миру. Когда учащиеся отказываются от хобби, чтобы сосредоточиться на учебе, они непреднамеренно лишают себя реальной практики баланса между работой и личной жизнью.
Так какое противоядие?
Побуждение учащихся уделять время своим увлечениям в годы их становления повысит их интерес к учебе и, в свою очередь, принесет плодотворные результаты с точки зрения академических успехов.
Junior Гретхен Хайбергер поделилась своим опытом создания идеального баланса между школой и внеклассными занятиями. «На первом курсе я изнурил себя, пытаясь получить все возможные баллы за каждое задание. Я также принимал активное участие во многих внеклассных занятиях, но на самом деле я не вносил столько, сколько хотел бы».
Хайбергер продолжил: «Два года спустя я понял, что я намного счастливее, когда нахожу время для занятий, которые мне нравятся, и когда я учусь, потому что хочу, а не потому, что должен. Интересно то, что мои оценки совсем не изменились, но я стала намного здоровее без давления, которое раньше оказывала на себя, чтобы всегда стремиться к 100 процентам».
Успех может быть численно оценен приемной комиссией колледжа, но оценки не всегда точно отражают умственные способности учащегося и, что более важно, силу воли. Буквы в табеле успеваемости не отражают потенциал учащегося преуспеть в среде за пределами средней школы.
Первокурсница колледжа Элизабет Пишке почувствовала неблагоприятные последствия внешнего давления, с которым она столкнулась в старшей школе, чтобы получить отличные оценки. «В старшей школе я так сильно давила на себя, чтобы получать хорошие оценки, из-за моей одержимости перфекционизмом и потому, что оценки в старшей школе являются важным фактором при подаче заявки на стипендию», — заявила она.
«Но колледж — это совершенно новая игра. Что я узнаю, так это то, что дело не столько в буквенной оценке, сколько в том, как я сохраняю мотивацию на светлое будущее», — продолжил Пишке.
Мнения Хайбергера и Пишке разделяют многие студенты, и их опыт даже подтверждается научными данными. Исследования показали, что когда учащиеся внутренне мотивированы, они с большей вероятностью воспользуются преимуществами образования и сохранят больше знаний.
Приучение учащихся к достижению результатов вне количественных оценок является навыком, который гораздо более применим за пределами средней школы, чем аттестат отличника.
- Academics
- Гладей
- High School
$ 160
$ 1000
Вклад
Наша цель
Ваше пожертвование поддержат студентов -журналистов из средней школы Pleasant Valley в Бетондорф, iowa. Ваш вклад позволит нам приобрести необходимое оборудование и покрыть наши ежегодные расходы на хостинг веб-сайта.
Об авторе
Шобини Айер, соредактор
Шобини Айер в настоящее время является старшим сотрудником Pleasant Valley и соредактором Spartan Shield. Помимо журналистики с отличием, Шобини.