история, смысл и традиции праздника
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвижение, отмечается Русской православной церковью 27 сентября и относится к числу 12 важных церковных праздников. Однако это единственный из двунадесятых праздников, который не связан с событиями земной жизни Христа и Богородицы. Считается, что события, которым посвящено Крестовоздвижение, произошли спустя 300 лет после описанного в Новом Завете распятия Христа. Об истории, смысле и традициях Воздвижения Креста Господня — в нашем материале.
Воздвижение Креста Господня связано с легендой об обретении Креста, на котором был казнен Иисус. По иудейским правилам, орудие казни оставляли в гробнице. Однако, согласно преданию, апостолы положили крест своего Учителя рядом с двумя крестами, на которых распяли разбойников, неподалеку от места погребения Христа. Для поиска главной святыни христианства римский император Константин Великий (272–337) организовал археологическую экспедицию. Раскопки возглавила его мать, царица Елена. Дата обретения Честного Креста точно не известна, чаще ее относят к 326 году.
Обретенную реликвию разделили на две части. Одну оставили в Иерусалиме, другую отправили в Константинополь. История иерусалимского фрагмента обрывается в 1187 году, когда крестоносцы взяли его с собой на битву с армией Саладина. Судьба константинопольской части тоже остается под вопросом. По одной из версий, ее во время разграбления византийской столицы в 1204 году выкрали венецианцы и затем перепродали. По другой — святыня хранилась в Константинополе до прихода турок в 1453 году. По третьей версии — Крест постоянно дробился, поэтому его частицы можно встретить в самых разных уголках Европы.
В России считается, что частицы Креста Господня хранятся в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иванове. А в 2006 году частицу Креста даже отправили на околоземную орбиту.
Предание об обретении Креста опирается на труды Амвросия Медиоланского, Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика и Руфина Аквилейского, которые жили в IV–V веках н. э. А в XIII веке эти тексты были объединены с фольклорными сказаниями в самую популярную после Библии книгу в средневековой Европе — «Золотую легенду».
Многие исследователи считают версию о нахождении Креста Еленой легендой, ссылаясь на то, что первые упоминания о нахождении Креста появились лишь в конце IV века. Также факт нахождения Животворящего Креста никак не отражен в сохранившемся путеводителе по Святой земле «Бордосском путнике». Ряд исследователей пришли к выводу, что культ Животворящего Креста возник в промежуток времени между 333 годом и серединой IV века.
В этот день христиане вспоминают не только легенду о поисках Креста возле Голгофы, но и возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену с 614 года — в течение 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий одержал победу над персами и вернул святыню в Иерусалим.
Оба события объединяет то, что Крест воздвигали, то есть поднимали перед народом. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться Кресту и разделить друг с другом радость обретения святыни.
В день Крестовоздвижения положено совершать всенощное бдение и литургию. Центральным событием становится праздничное богослужение накануне праздника — бдение. Интересно, что во время утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не посредине храма, а в алтаре.
Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит Крест в алтарь.
Крестовоздвижение выпадает на строгий пост. Из рациона исключается мясо, рыба, яйца и молочные продукты. А вот растительное масло разрешено.
Воздвижение Креста — Русская вера
Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из господских двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Содержание
- Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника
- Воздвижение Креста Господня. Богослужение
- Тропарь и кондак празднику Воздвижения Креста
- Чин воздвижения Креста Господня
- Воздвижение Креста Господня. Иконы
- Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
- Храмы в честь Воздвижения Креста Господня
- Крестовоздвиженский монастырь в Москве
- Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения
Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника
День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.
Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим.
Библиотека Русской веры
Поучение на Воздвижение Честнаго Креста. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Воздвижение Креста Господня. Богослужение
Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения. После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже» выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя
». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост — пища поставляется только с растительным маслом. В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений — Феофан
Проњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори.
Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:
Пріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. Пріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Днeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Днeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.
В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни» для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.
Библиотека Русской веры
Канон Воздвижению креста Господня →
Читать онлайн
В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах — через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.
Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста
Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст:
Спаси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.
Русский текст:
Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Вознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.
Русский текст:
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
Чин Воздвижения Креста Господня
На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.
Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.
Воздвижение Креста Господня. Иконы
В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX — началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.
Воздвижение Креста ГосподняВоздвижение Креста. Ярославль. Около 1681 года | Воздвижение Креста. Новгород. Конец XV века |
Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены — по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.
Воздвижение Креста. Начало XVIII века | Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма |
Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.
27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу», или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась».
Праздник Воздвижения был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» или «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.
Храмы в честь Воздвижения Креста Господня
Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее — склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.
Крестовоздвиженский собор, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский храм. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах. В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. МоскваХрам Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней. В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых. В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.
Храм Воздвижения Креста Господня. Коломенский кремльВо имя Воздвижения Креста Господня был освящен монастырь в г. Белев Тульской области. Женский Крестовоздвиженский монастырь был построен в 1625 году. «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь — деревянная, во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. К 1680 году в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 году был упразднен. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768 году Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. В 1869 году был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже: в центре — в честь Воздвижения Креста Господня, справа — в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева — во имя святителя Николы. На втором этаже: слева — во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа — в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале XX века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении. В 1980-х гг. XX века начались восстановительные работы, но быстро закончились.
Крестовоздвиженский Белёвский монастырьВо имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подверглась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской областиВо имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь была построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из наиболее ранних деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с двумя прирубами (с запада и востока) и трапезной. Церковь обладала прекрасным по пропорциям крыльцом. Отдельно стоящая девятистолбная колокольня была построена в 1605 году и являлась одной из древнейших построек этого рода. Крестовоздвиженская церковь горела в 1919 году.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623 г.Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины. Постройка датируется приблизительно 1570 и приблизительно 1570 гг. Неподалеку стоит огромная сторожевая башня (XVI-XVII вв.). Она примыкает к руинам Крестовоздвиженской церкви и одноименному мужскому православному монастырю. Когда-то башня входила в систему городских укреплений. В 1852 году в ее первом ярусе была устроена теплая церковь. А в советское время этот первый ярус местные милиционеры использовали как тир.
Руины храм во имя Воздвижения Креста Господня и башня в г. Староконстантинов Хмельницкой области УкраиныВо имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Дрогобыч Львовской области Украины. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества эпохи украинского Возрождения. Храм возводился за счет владельцев солеваренной промышленности Дрогобыча и находится невдалеке от строений старого солеваренного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, много перестроек и реконструкций. Сначала она была трехсрубная одноверхая, а впоследствии — перестроена на двоверхую церковь и использовалась с оборонительной целью. Рядом с этим храмом в 1661 году возвели деревянную колокольню, таким образом церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.
Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Дрогобыч Львовской области УкраиныВо имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Луцк Волынской области Украины. Храм был возведен в 1619-1622 гг., имел ярко выраженный оборонный характер. Это один из ранних образцов трансформации деревянного зодчестве в каменное, в частности, традиционного типа деревянного трехсрубного трехглавого храма. Трехчастная осевая композиция храма подчеркивалась тремя куполами. Притвор имел вид оборонной башни с лестницей, ведущей к своду. В 1803 году церковь была разрушена пожаром. В 1888 году на месте храма была устроена часовня, а к 1890 году целиком отстроена церковь, включившая уцелевшую древнюю апсиду с сохранившимся арматурным фризом XVII века с килевидными нишами.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Луцк Волынской области УкраиныВо имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Тернополь Тернопольской области Украины. Храм был возведен в 1570 или 1627 гг. Первые официальные упоминания о церкви Воздвижения Честного Креста найдены в грамоте князя Константина Острожского от 1570 года. Изначально церковь не имела высокой башни, на каменной плите, установленной над входом, высечена точная дата завершения строительства этой трехъярусной звонницы — 28 июля 1627 года. В начале XVIII столетия, во время притеснения православия на территории Речи Посполитой, церковь Воздвижения Честного Креста была закрыта и довольно долгое время использовалась под склад. И только в 1760 году началось возрождение церкви. Позже на церковном дворе построили кирпичную колокольню с невысоким декоративным шпилем. В 1831 году во время огромного пожара в городе крыша храма полностью сгорела, но ее быстро восстановили. В первой половине XX века, во время войн, церковь была значительно разрушена и лишь в 1954-1959 гг. капитально реставрирована.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Тернополь Тернопольской области УкраиныКрестовоздвиженский монастырь в Москве
Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове.
Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 годВо время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.
Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения
Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в старообрядчестве. На Воздвижение Креста Господня храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Самарской области, г. Чайковского Пермского края, села Давыдово Московской области, г. Меленки Владимирской области.
Храм РПСЦ во имя Воздвижения Честна́го Креста в с. Давыдово Московской областиПраздник является престольным также для мужского Мануйловского белокриницкого монастыря (Румыния) и храма села Великоплоское Одесской области (Украина).
Храм Воздвижения Креста Господня. Село ВеликоплоскоеПразднику Воздвижения посвящены храм Русской древлеправославной Церкви поселка Тарбагатай республики Бурятия и зарубежных поморских общин: г. Харькова (Украина), деревни Капустино Могилевской области, г. Поставы Витебской области, г. Червень Минской области, дер. Перелазы и дер. Юзофово (Литва).
Храм Воздвижения Креста Господня. ПерелазыХрамовой праздник отмечают и общины старообрядцев часовенного согласия г. Ревда и г. Невьянск Свердловской области.
Часовня Воздвижения Честного Креста Господня. НевьянскТакже сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.
Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбищеВ начале XIX века община разделилась на две части — мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев беспоповских согласий в настоящее время не служится.
4 Неверные представления о федеральных и религиозных законах о труде в праздничные дни
Планируете взять отпуск на праздники? Убедитесь, что вы четко понимаете, что разрешено законом и что разрешено вашим работодателем. Следующее, мы надеемся, прояснит некоторые неправильные представления об отпусках, религиозных и федеральных праздниках и связанных с ними законах о труде:
Заблуждение 1: Мой работодатель не может заставить меня работать в федеральные и религиозные праздники
Федеральные праздники являются государственными праздниками, объявленными федеральным правительством страны и признаны законом (Федеральный закон – 5 U.S.C. 6103). Эти отпуска являются оплачиваемыми для многих сотрудников, и многие второстепенные офисы остаются закрытыми. Однако по закону работодатели не обязаны давать своим сотрудникам отгулы во время федеральных праздников. Кроме того, работодатели не обязаны платить своим работникам, если они предоставляют им выходной день.
К сожалению, закон рассматривает праздники как еще один рабочий день, поэтому, если вы работаете в частной компании, решение о том, должны ли вы работать, полностью зависит от вашего работодателя. Такие праздники, как День благодарения, День памяти, Новый год, День труда, День независимости, 10 июня, День MLK и Рождество, называются федеральными праздниками именно потому, что они относятся к служащим федерального правительства. Другие праздники, как правило, являются плавающими, когда сотрудники могут решить, брать ли выходной или нет.
В то время как многие частные работодатели предлагают часть или все федеральные выходные в качестве пособия для сотрудников, закон не требует от них этого.
ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА
Повышение производительности рабочей силы нового века
Загрузить электронную книгу сейчас
Заблуждение 2: Если мне приходится работать в федеральный или религиозный праздник, мне платят сверхурочные
Работодатели, закрывающиеся в федеральные праздники, не обязаны платить их сотрудники в выходной день и те, которые остаются открытыми, не обязаны платить своим сотрудникам за сверхурочную работу. Праздники, как правило, считаются обычными рабочими днями, и работники получают свою обычную заработную плату.
К сожалению, федеральные праздники не имеют специального обозначения для оплаты сверхурочной работы, и работа в праздничные дни не считается сверхурочной. Другими словами, применяются обычные правила сверхурочной работы, поскольку закон рассматривает федеральные праздники как еще один рабочий день.
Если вы имеете право на оплату сверхурочной работы и работаете более 40 часов в течение недели федерального праздника, то вы имеете право на полуторную оплату за часы, отработанные свыше 40 часов. Если вы работаете на Аляске, в Калифорнии, Неваде , Пуэрто-Рико или Виргинские острова, то вы можете рассчитать свою сверхурочную работу на основе дневной нормы (а не еженедельной) — все, что превышает восемь часов в день, дает право на оплату сверхурочной работы. В Колорадо также есть дневной стандарт сверхурочной работы, только выше — считается все, что превышает 12 часов в день.
Заблуждение 3: Мой работодатель обязан предоставлять хотя бы часть оплачиваемых отпусков
Технически, согласно Закону о справедливых трудовых стандартах (FLSA), работодатели обязаны платить только за отработанное время. Даже если они дают вам отпуск на религиозные или федеральные праздники, по закону они не обязаны оплачивать эти дни.
Тем не менее, многие предприятия имеют корпоративную политику, которая разрешает определенное количество дней оплачиваемого отпуска в качестве вознаграждения работникам.
Заблуждение 4: Несоблюдение моих религиозных обрядов является религиозной дискриминацией
Это может быть сложно — хотя несоблюдение религиозных обрядов иногда квалифицируется как религиозная дискриминация, есть несколько заметных исключений.
Как правило, вы можете попросить «разумное приспособление», если заранее сообщите своему работодателю, что существует некоторый конфликт между вашими религиозными обрядами и вашим рабочим графиком. Затем ваш работодатель должен найти способ устранить этот конфликт между религиозными и рабочими обязанностями, при условии, что это не создаст «чрезмерных трудностей» для его или ее бизнеса. «Неоправданные трудности» расплывчато определяются как «приспособление, которое слишком дорого или трудно обеспечить», и в прошлом оно интерпретировалось как означающее что угодно, от увеличения регулярных административных расходов до всего, что снижает эффективность рабочего места.
Случаи религиозной дискриминации обычно определяются Комиссией по равным возможностям при трудоустройстве в каждом конкретном случае, но знайте, что есть шанс, что ваш работодатель не будет вынужден приспосабливаться к вам, если будут доказаны чрезмерные трудности.
Имеет ли сотрудник право на отпускные?
Федеральный закон не требует от работодателей оплаты труда работников в праздничные дни, за исключением случаев, когда работник фактически работает в праздничные дни. В случаях, когда работодатель закрывается на праздник, работники не имеют права на отпускные. Однако все меняется, когда сотрудник действительно работает в праздник, например, в День независимости. В результате работодатель обязан оплатить работнику отработанное время. Отпускные также могут потребоваться, если у работодателя есть политика или договорное соглашение, предусматривающее выплату отпускных.
Работодателям важно создать нейтральную систему рассмотрения запросов. Решение о представлениях может быть основано на старшинстве или дате их получения. Работодатели могут рассмотреть возможность предоставления гибкого графика, добровольного обмена сменами, времени для отдыха или плавающих выходных, если многие сотрудники хотят отметить один и тот же религиозный праздник. Кроме того, сотрудники могли использовать накопленный оплачиваемый отпуск. В случае отсутствия оплачиваемого отпуска работодатель может предложить работникам отгулы без сохранения заработной платы.
Подведение итогов
Работодатели должны принимать сотрудников, желающих выполнить свои религиозные обязанности, например, взять выходной в связи с религиозным праздником. Работодатель обязан удовлетворить просьбу работника о предоставлении отпуска в связи с празднованием. Когда сотрудники запрашивают отпуск, чтобы отметить культурные или религиозные праздники, обычно их одобряют. Работодателям важно создать нейтральную систему, в которой они могут просматривать все свои просьбы об отпуске и предлагать работникам плавающий или накапливаемый оплачиваемый отпуск.
ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА
Повышение производительности рабочей силы нового века
Загрузить электронную книгу сейчас
ОБ АВТОРЕ
Сатья Гаджендран
Сатья — помощник менеджера по контент-маркетингу в Replicon. Она технический энтузиаст, который любит узнавать о новых, появляющихся технологиях. Replicon предлагает отмеченные наградами продукты, упрощающие управление персоналом. Благодаря полным наборам решений для выставления счетов клиентам, расчета стоимости проекта и управления временем и посещаемостью Replicon позволяет собирать, администрировать и оптимизировать ваш самый малоиспользуемый и важный актив: время.
Церковь устанавливает воскресные поправки на Рождество и Новый год
Руководители и служение
25 декабря 2022 г. должны проводиться только причастные собрания; на 1 января 2023 г. колья и округа могут установить еще один день поста
Скотт Тейлор
Первое Президентство объявило о корректировке расписания воскресных собраний на Рождество 2022 г. и Новый год 2023 г.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Руководители и служение
25 декабря 2022 г. должны проводиться только причастные собрания; на 1 января 2023 г. колья и округа могут установить еще один день поста
Скотт Тейлор
Первое Президентство объявило о корректировке расписания воскресных собраний на Рождество 2022 г. и Новый год 2023 г.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Поскольку и Рождество, и Новый год приходятся на воскресенье в преддверии предстоящих праздников, Первое Президентство объявило об изменениях в расписании воскресных собраний, затрагивающих богослужения, административные собрания и соблюдение поста.
Поправки были обнародованы в письме Первого Президентства от 10 ноября, подписанном Президентом Расселом М. Нельсоном и его советниками, Президентом Даллином Х. Оуксом и Президентом Генри Б. Айрингом, которое было распространено среди высших должностных лиц и высших должностных лиц Зоны Семидесятых; президенты кольев, округов и миссий; епископы; и президенты филиалов.
Письмо также было опубликовано в четверг, 10 ноября, на сайте ChurchofJesusChrist.org.
На Рождество, 25 декабря, Первое Президентство заявило, что церковные службы, административные собрания и собрания совета в этот день должны быть ограничены причастными собраниями в каждом приходе и небольшом приходе.