Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?
Дмитрий Ершов
Автор Викиум
Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.
Содержание:
- 1 Что такое ощущение и восприятие?
- 2 Психология явлений
- 3 Физиологическая составляющая
- 4 Разница ощущения и восприятия
Что такое ощущение и восприятие?
Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.
Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.
Психология явлений
Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.
Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.
Физиологическая составляющая
Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:
- зрительное;
- слуховое;
- обонятельное;
- тактильное;
- вкусовое;
- кинестетическое.
Разница ощущения и восприятия
Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.
Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.
В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.
Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.
19. Понятие восприятия. Сходства и отличия восприятия и ощущений. Свойства восприятия.
Восприятие — целостное отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира, в совокупности их свойств при непосредственном воздействии этих предметов на органы чувств.
Сходство с ощущениями:
1. оба они – познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир
2. это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Различия:
1. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.
2. Ощущения — простой процесс, Восприятие — сложный
3. Ощущения – привязаны к отдельным анализаторам, Восприятие — работа нескольких анализаторов. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств.
В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.20. Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Классификация: 1) по органам чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное;2) по форме существования материи: восприятие пространства, времени, движения.
Иллюзия восприятия – искажённое восприятие реальности предметов. Зрительная причина: 1)прошлый опыт человека 2) функциональная составляющая анализатора 3)психоэмоциональная составляющая человека 4)изменение условий восприятия. Примеры: 1)иллюзия стрелы 2)ваза и два профиля .
21. Понятие памяти. Процессы памяти.
Память — форма психологического отражения, заключающаяся в сохранении и закреплении восприятия и воспроизведения индивидом своего опыта. Существуют 4 процесса памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – накопление материала в памяти. Может быть механическим и осмысленным. Для механического характерно отсутствие понимания, логических связей между частями материала. Опирается на внешние связи. Осмысл запом связ осмыслением, связанностью материала. Включает ряд логических операций. Сохранение – процесс памяти направленный на удержание полученной информации. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение наблюдается в оперативной памяти, при этом информация мало изменяется. Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти – воспроизведение и воссоздание материала, воспринятого ранее. Характеристики: быстрота, точность. Виды: узнавание (повторяют — воспроизводят), припоминания (частично воспроизводят + волевые усилия), воспроизведение (извлечение информации из памяти без труда), воспоминание (события из жизни в прошлом), реминисценция (восприятие того, что казалось забытым), забывание — утрата информации, невозможность ее воспроизведения 1)невозможность вспомнить 2) вспомнил, но не верно.
Забыванию способствует отсутствие интереса ,нет потребностей, объем, утомление.Фактор края — лучше запоминается конец и начало, середина забывается.
Ощущение против восприятия – Психология
Ощущение и восприятие
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Различать ощущение и восприятие
- Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
- Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.
Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).
Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).
80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться как изменение освещенности резко различается между двумя контекстами.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.
Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (19).99). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой.
В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали ([ссылка]) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)
Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера ([ссылка]): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.
Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, с которыми люди регулярно сталкиваются в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).
Дети, описываемые как искатели острых ощущений, чаще демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении насыщенных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19). 94).
Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и разностные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.
________ относится к минимальному количеству энергии стимула, необходимому для обнаружения в 50% случаев.
- абсолютный порог
- порог разницы
- просто заметная разница
- трансдукция
A
Снижение чувствительности к неизменному раздражителю называется ________.
- трансдукция
- порог разницы
- сенсорная адаптация
- невнимательная слепота
C
________ включает преобразование энергии сенсорного стимула в нервные импульсы.
- сенсорная адаптация
- невнимательная слепота
- порог разницы
- трансдукция
D
________ возникает, когда сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.
- ощущение
- восприятие
- трансдукция
- сенсорная адаптация
Б
Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?
Ученикам пора подумать об экстрасенсорном восприятии. Другой интересной темой может быть феномен фантомных конечностей, с которым сталкиваются люди с ампутированными конечностями.
Пожалуйста, приведите новый пример того, как даже заметная разница может меняться в зависимости от интенсивности стимула.
Есть много возможных примеров. Один из примеров включает обнаружение разницы в весе. Если два человека держат стандартные конверты, и один из них содержит четвертак, а другой пуст, разницу в весе между ними легко обнаружить. Однако, если эти конверты поместить в два учебника одинакового веса, определить, какой из них тяжелее, гораздо сложнее.
Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
- абсолютный порог
- минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев
- обработка снизу вверх
- система, в которой восприятие строится на сенсорной информации
- слепота по невнимательности
- неспособность заметить что-то полностью видимое из-за невнимательности
- просто заметная разница
- разница в стимулах, необходимая для обнаружения разницы между стимулами
- восприятие
- способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации
- ощущение
- что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором
- сенсорная адаптация
- отсутствие восприятия стимулов, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени
- Теория обнаружения сигналов
- изменение обнаружения стимула в зависимости от текущего психического состояния
- подсознательное сообщение Сообщение
- представлено ниже порога осознания
- обработка сверху вниз
- на интерпретацию ощущений влияют имеющиеся знания, опыт и мысли
- трансдукция
- преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия
5.
1 Ощущение и восприятие – Введение в психологиюЦели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Различать ощущение и восприятие
- Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
- Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии
ОЩУЩЕНИЕ
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется трансдукция . Трансдукция представляет собой первый шаг к восприятию и представляет собой процесс трансляции, при котором различные типы клеток реагируют на стимулы, создавая сигнал, обрабатываемый центральной нервной системой, что приводит к тому, что мы воспринимаем как ощущения. Ощущения позволяют организмам ощущать лицо и чувствовать запах дыма при пожаре.
С другой стороны, восприятие требует организации и понимания поступающей информации об ощущениях. Чтобы ощущения были полезными, мы должны сначала придать смысл тем ощущениям, которые создают наше восприятие этих ощущений. Ощущения позволяют увидеть красную горелку, а восприятия влекут за собой понимание и представление характерного горячего. Кроме того, ощущением будет слышать громкий пронзительный звук, тогда как восприятием будет классификация и понимание этих звуков как пожарной тревоги. На протяжении всей этой главы ощущения и восприятия будут обсуждаться как отдельные события, тогда как в действительности ощущения и восприятия можно более точно представить себе как происходящие в продолжении, где границы между тем, где заканчивается ощущение и начинается восприятие, более плавны.
Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах чрезвычайно упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые обеспечивают информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция), и каждая из этих сенсорных систем имеет разные рецепторы, настроенные на преобразование. разные раздражители. Система зрения поглощает свет с помощью рецепторов палочек и колбочек, расположенных в задней части глаза, звук передается через крошечные волосы, подобные рецепторам, известным как реснички, внутри внутреннего уха, обоняние и вкус большую часть времени работают вместе, чтобы поглощать химические вещества, содержащиеся в частицах в воздухе. и питание через химически чувствительные реснички в носовой полости и кластеры химических рецепторов на языке. Прикосновение особенно интересно, потому что оно состоит из ответов многих различных типов рецепторов, обнаруженных в коже, которые посылают сигналы в центральную нервную систему в ответ на температуру, давление, вибрацию и повреждения кожи, такие как растяжение и разрыв.
Свободные нервные окончания, встроенные в кожу, позволяют людям воспринимать различные различия в ближайшем окружении. Адаптировано из Pinel, 2009.
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет). 62). Кроме того, одну чайную ложку сахара можно почувствовать в двух галлонах воды, а обонятельная система человека может уловить запах одной капли духов в шестикомнатной квартире.
Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: сообщение обрабатывается, но мы не осознаем этого. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи для влияния на поведение потребителей. Исследования показали, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19). 80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.). Исследования, направленные на то, чтобы заставить кинозрителей покупать больше попкорна и снизить привычку курить, не продемонстрировали практически никакого успеха, а также предполагают, что подсознательные сообщения в основном неэффективны для создания определенного поведения (Karremans, Stroebe & Claus, 2006). Однако исследования нейровизуализации продемонстрировали четкую нейронную активность, связанную с обработкой подсознательных стимулов (Koudier & Dehaene, 2007). Кроме того, Кросник, Бетц, Юссим и Линн (1992) обнаружили, что участники, которым в течение нескольких миллисекунд демонстрировались изображения мертвых тел или ведер со змеями (подсознательный прайминг), с большей вероятностью оценивали нейтральный образ женщины с нейтральным выражением лица как более непривлекательный по сравнению с участниками, которым показывали больше. приятные образы (котята и молодожены). Это показывает, что хотя мы можем и не осознавать предъявляемые нам стимулы, мы обрабатываем их на нейронном уровне, а также что, хотя подсознательный прайминг обычно недостаточно силен, чтобы вызвать нежелательные покупки, он может влиять на наше восприятие вещей. мы сталкиваемся в окружающей среде после подсознательного прайминга.
Абсолютные пороги обычно измеряются в тщательно контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как едва заметная разница (JND, кратко упомянутая в приведенном выше исследовании, сравнивающем восприятие цветов китайскими и голландскими участниками) или порог различия. В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться как изменение освещенности резко различается между двумя контекстами. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера.
Закон Вебера : Каждое из различных чувств имеет свои собственные постоянные отношения, определяющие пороги различия.
Идеи Вебера о порогах различия повлияли на концепцию теории обнаружения сигналов, которая утверждает, что наша способность обнаруживать стимул зависит от сенсорных факторов (таких как интенсивность стимула или наличие других обрабатываемых стимулов), а также от нашего психологического состояния (вы сонливы, потому что вы не спали, занимаясь предыдущей ночью). Инженеры по человеческому фактору, разрабатывающие пульты управления для самолетов и автомобилей, постоянно используют теорию обнаружения сигналов, чтобы оценить ситуации, с которыми могут столкнуться пилоты или водители, например трудности с просмотром и интерпретацией элементов управления в очень яркие дни.
ВОСПРИЯТИЕ
» Хотя восприятие строится из ощущений, не все ощущения приводят к восприятию .»
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода, стимулов из окружающей среды. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей, связанных с раздражителями, которые мы испытываем. Это называется обработкой сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпечки булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники». Ощущение — это сигнал любого из наших шести органов чувств. Восприятие — это реакция мозга на эти сигналы. Когда мы видим, что наш профессор говорит перед аудиторией, мы ощущаем исходящие от него зрительные и слуховые сигналы и понимаем, что они читают лекцию о нашем классе психологии.
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны. Кроме того, когда вы входите в темный кинотеатр после яркого дня на улице, вы заметите, что поначалу его очень трудно увидеть. Через пару минут вы испытываете так называемую темновую адаптацию, которая обычно занимает около 8 минут для колбочек (острота зрения и цвет) и около 30 минут для адаптации колбочек в сетчатке (свет, темнота, глубина и расстояние) ( Хехт и Мендельбаум, 19 лет38; Клавер, Вольфс, Вингерлинг, Хоффман и де Йонг, 1998). Если вам интересно, почему так долго адаптируется к темноте, то для того, чтобы изменить чувствительность палочек и колбочек, они должны сначала подвергнуться сложному химическому изменению, связанному с белковыми молекулами, которое происходит не сразу. Теперь, когда вы адаптировались к темноте кинотеатра, пережили марафон, просмотрев весь сериал «Властелин колец», и вы выходите из кинотеатра через кажущиеся короткие десять часов после входа в театр, вы можете испытать процесс световой адаптации. , за исключением того, что на улице еще светло. Во время световой адаптации зрачки сужаются, чтобы уменьшить количество света, попадающего на сетчатку, и снижается чувствительность к свету как палочек, так и колбочек, что обычно занимает менее 10 минут (Ludel, 19).78). Так почему же процесс повышения чувствительности к свету для адаптации к темноте сложнее, чем снижение чувствительности для адаптации к свету? Карузо (2007) предположил, что в адаптации к темноте задействован более постепенный процесс из-за тенденции людей в ходе эволюции медленно приспосабливаться к темноте по мере того, как солнце садится за горизонт.
Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.
Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой. В более поздних работах оценивалась слепота по невнимательности, связанная с использованием мобильного телефона. Hyman, Boss, Wise, McKenzie & Caggiano (2010) классифицировали участников в зависимости от того, шли ли они во время разговора по мобильному телефону, слушали ли они MP3-плеер, шли без какой-либо электроники или шли в паре. Участники не знали, что во время прогулки по площади прямо перед ними проедет клоун на моноцикле. После того, как студенты вышли за пределы площади, их остановили и спросили, заметили ли они клоуна на моноцикле, который ехал перед ними. Было обнаружено, что пользователи мобильных телефонов ходят медленнее, чаще меняют направление, меньше обращают внимания на окружающих, а также чаще всего сообщают, что не замечали клоуна на моноцикле. Дэвид Стрейер и Фрэнк Дрюс дополнительно исследовали использование сотового телефона в серии симуляторов вождения и обнаружили, что даже когда участники смотрели прямо на объекты в среде вождения, у них было меньше шансов создать прочную память об этих объектах, если они разговаривали по телефону. сотовый телефон. Этот паттерн был получен для объектов как с высокой, так и с низкой значимостью для безопасности вождения, что предполагает малозначительный когнитивный анализ объектов в среде вождения за пределами ограниченного фокуса внимания при поддержании разговора по мобильному телефону. Кроме того, разговоры в автомобиле не мешали вождению так сильно, как разговоры по мобильному телефону, как предполагают Стрейер и Дрюс. В целом очевидно, что направление фокуса нашего внимания может иногда привести к серьезным нарушениям другой информации, и оказывается, что сотовые телефоны могут иметь особенно сильное влияние на обработку информации при выполнении других задач.
В эксперименте, аналогичном описанному выше, исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рисунок ниже) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)
Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Этот мотивационный аспект ожидания в разговоре также может быть причиной такой сильной слепоты по невнимательности, связанной с использованием мобильного телефона. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0219 теория обнаружения сигналов .
Теория обнаружения сигналов: Теория, объясняющая, как различные факторы влияют на нашу способность обнаруживать слабые сигналы в окружающей среде.
Теория обнаружения сигналов также объясняет, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во время сна. Это также относится к связи авиадиспетчеров, панелям управления пилотом и водителем, как обсуждалось ранее, и даже к мониторингу важной информации о пациенте, пока хирург выполняет операцию. В случае авиадиспетчеров диспетчеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет). 63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рисунок ниже): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.
Эти различия в восприятии соответствовали различиям в типах особенностей окружающей среды, с которыми люди регулярно сталкиваются в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al. , 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998). Что касается цветового зрения в разных культурах, исследования показали, что производные цветовые термины для коричневого, оранжевого и розового оттенков, по-видимому, зависят от культурных различий (Zollinger, 1988).
Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19). 94).
ОБЗОР
Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные стимулы. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и разностные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.
Каталожные номера:
Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology
Упражнения
Контрольные вопросы:
1. ________ относится к минимальному количеству энергии стимула, необходимому для обнаружения в 50% случаев.
а. абсолютный порог
б. порог разницы
c. просто заметная разница
d. трансдукция
2. Снижение чувствительности к неизменному раздражителю называется ________.
а. трансдукция
б. порог разницы
c. сенсорная адаптация
d. невнимательная слепота
3. ________ связано с преобразованием энергии сенсорных стимулов в нервные импульсы.
а. сенсорная адаптация
б. невнимательная слепота
c. порог разницы
d. трансдукция
4. ________ происходит, когда сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.
а. сенсация
b. восприятие
c. трансдукция
d. сенсорная адаптация
Критическое мышление Вопрос:
1. Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?
2. Пожалуйста, приведите новый пример того, как даже заметная разница может измениться в зависимости от интенсивности стимула.
Вопрос личного применения:
1. Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
Глоссарий:
абсолютный порог
восходящая обработка
невнимательная слепота
едва заметная разница
восприятие 002 ощущениесенсорная адаптация
теория обнаружения сигнала
подсознательное сообщение
нисходящая обработка
трансдукция
Ответы на упражнения
Вопросы для повторения:
1.