03.12.2024

Разговаривает человек сам с собой что это: Разговоры с самим собой вслух — это признак психического расстройства

Клинический психолог Валерий Ивановский объяснил почему люди разговаривают сами с собой вслух

freepik

25 декабря 2022 13:00:00

1442

Каждый из нас хотя бы изредка, но разговаривает сам с собой вслух. Причём, происходит это не только, когда человек тоскует или ему одиноко. Людей, ведущих диалог с самим собой, можно встретить и на оживлённой улице в толпе, и в метрополитене. Насколько такое поведение является нормальным и не говорит ли эта привычка о психических отклонениях человека?

Ответы на эти вопросы корреспондент «Московской газеты» искал вместе с клиническим психологом, основателем академии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским.

Жесты и звуки

Прежде, чем перейти к разговору о нормальности или ненормальности диалогов человека с самим собой, Валерий Ивановский предлагает разобраться с основными функциями языка и речи. По мнению специалиста, важную роль здесь играет то, почему человек говорит со своим «я», а также, каким образом он учится произносить слова.

«Изначально речь человека возникла для координации коллективной деятельности, — объясняет клинический психолог. — Причем, эти действия предполагали достижение какого-то общего результата. Например, выживание группы людей. Приведу очень грубый пример, связанный с первобытной охотой. Мужчины искали добычу — животное, которое каждый из них в одиночестве одолеть бы не смог. Скажем, мамонта. Тогда происходила следующая история: каждый из этой группы должен был быть скоординирован по своим действиям. При этом, движения каждого должны были вливаться в общее действие группы и приводить к определенным результатам. Например, убийство мамонта, чтобы потом разделить мясо и не умереть с голода. Для того, чтобы деятельность каждого, с одной стороны, координировать, необходима была какая-то система команд. Самая лучшая (поскольку все они находились на каком-то расстоянии друг от друга) это использование звукового жестового языка. Именно так он зарождался. Изначально язык требовался для координирующих команд: «Беги ко мне», «Беги от меня», «Кидай копье», «Осторожно, он рядом», «Помоги мне» и так далее.

То есть изначально язык был понимаем и уместен лишь в конкретной ситуации. Кроме того, в такие моменты речь сопровождалась жестами. В последующем язык начал развиваться, а потому использовался людьми не только, когда они оказывались в экстремальном положении». 

Вопреки биологическому инстинкту

Говоря о том, как развивалась речь, психолог Валерий Ивановский подчеркнул, что язык часто противоречил индивидуальным биологическим инстинктам людей.

«Например, в условиях той же охоты задачей человека было незаметно подкрасться к дичи, напасть на неё и изловить, — продолжает эксперт. — Однако во время коллективной охоты часть людей выполняли совсем другую функцию — они были загонщиками. Скажем, выводили дичь, того же мамонта, на тех, кто находился в засаде с камнями и копьями. И убивали это животное. С точки зрения биологии, они совершали абсолютно бессмысленные вещи. Ведь во время охоты человек должен подкрасться независимо и одолеть эту дичь. Загонщики же делали всё, чтобы обнаружить своё присутствие и напугать животное до такой степени, чтобы оно от них убегало.

Удивительно! Даже на этом уровне они выполняли задачу, противоречащую их биологическому инстинкту. Тем не менее, её решение приводило к достижению общегруппового социального инстинкта, который одновременно позволял им выжить».

Клинический психолог считает, что язык возник как некая надиндивидуальная, межиндивидуальная координация. Проще говоря, действие, необходимое для совместного выживания.

«Всё это обеспечивалось при помощи языка, — говорит Валерий Ивановский. — Каждый индивид, входящий в эту группу, становился сильней, используя весь наличный ресурс – всех людей. И это облегчало бы его существование в мире».

Речь и волевой акт

Ещё одна — вторая по счёту — функция языка связана с целенаправленными волевыми действиями человека.

«Вопрос воли, вопрос сознательной деятельности человека, до сих пор будоражит умы учёных, потому что вокруг воли, волевого акта, целенаправленного действия, накручено очень много самых различных мифов, легенд и теорий, — объясняет основатель академии «ТРИЭТТА». — Тем не менее, в основе волевого акта лежит именно речь. И заключается она в том, что человек с её помощью отдает себе команды: «Иди туда, сделай то-то». Чего бы это ни касалось».

Наконец, третья функция речи, по словам Валерия Ивановского, касается решения информационно-коммуникационных задач.

«Это, то, к чему мы привыкли, — говорит специалист. — Когда при помощи речи человек доносит информацию, излагает в том числе свою позицию по тем или иным вопросам, что составляет основу нематериальной человеческой культуры, она помогает зашифровать в словах то, что человечество накопило, достигло за весь период его существования с момента возникновения языка, в том числе и письменного».

Кроме того, по словам психолога, речь является универсальным банком данных.
«Там находится не просто информация о нематериальной культуре, а вообще обо всех знаниях, обо всех умениях, навыках, мыслях человека относительно мира, относительно себя, относительно вещей, явлений и взаимосвязей, которые в этом мире существуют, — продолжает Ивановский. — И одновременно это является задокументированной историей наших исканий, нашей борьбы и наших перспектив».

Ребёнок и речь

Отдельно клинический психолог остановился на том, как дети учатся говорить.

«В год-полтора ребёнок, глядя на взрослых, начинает использовать речь в своей повседневной жизни, — говорит специалист. — То есть изначально он знакомится со словом путём долгих и сложных психических процессов. Разбирается, как оно связывается с предметами и явлениями. Но опять же, его знакомство с речью происходит при помощи родителей. Ведь именно они являются для него социальными агентами, поскольку передают ему и речь, и все накопленные знания, в рамках своих компетенций, кругозора, образования. То есть всю информацию о мире, о том, что такое надлежащее, должное и запретное в обществе и так далее».

По мнению Валерия Ивановского, это происходит как раз в формате команд.

«Папа и мама часто говорят ребенку: «Иди ко мне», «Не трогай это», «Возьми куклу», «Возьми кубики», «Посмотри как это красиво», «Не суй пальчик в розетку»… То есть знакомство ребёнка с языком повторяет историю антологическую или историю филогенетическую возникновения речи.

Как эмбрион, он в кратких чертах повторяет всю историю развития организма эволюционно, также и ребенок, обучаясь речи, в общих чертах повторяет всю историю её возникновения и усвоения. Одновременно с этим он постигает коммуникационные основы речи. То есть учится обозначать словесно объекты и соотносить их с каким-то словесным звучанием».

Валерий Ивановский говорит, что это же помогает детям манипулировать с этими объектами, через них, через игрушки с кубиками.

«С другой стороны, когда родители при помощи слова или жеста дают ребёнку какие-то команды, он начинает формировать и то, что в последующем станет его волей, — продолжает основатель академии «ТРИЭТТА». — То есть воля человека формируется извне, при помощи другого взрослого и при помощи словесных команд, например: «Подойди ко мне», «Возьми эту игрушку», «Помой тарелку», «Иди ложись спать». С самого начала ребёнок подчиняет свои действия, то есть они становятся произвольными».

Собеседник отмечает: эти действия идут через волю, через слово другого человека и через жест. То есть получается, что старт этой волевой реакции находится в руках у родителя, или другого человека, а заканчивается уже на самом ребенке.

«Когда родители просят: «Принеси игрушку», он как бы подчиняется этой словесной команде и выполняет её. В последующем таким же образом он начинает отдавать себе команды самостоятельно. Причем, сначала это происходит в плане его развернутой внешней речи, потом всё перерастает в шепотную речь, а позже переходит во внутреннюю. В течение всей своей жизни именно на этом и построен любой волевой акт – человек сам себе даёт внутреннюю команду: «Встань», «Иди», «Занимайся этим», «Пей», «Достигай» и так далее. В общем, при помощи слов у человека происходит разрешение и бытовых ситуаций, и всех ситуаций, связанных с его социальными научными устремлениями, либо с какими-то большими социально-экзистенциальными потребностями. Вся его воля основана на этой внутренней речи, в основе которой находится слово».

Анализ и волевая команда

Психолог Валерий Ивановский считает, что особенно часто мы разговариваем сами с собой в детстве.

«Это бывает, когда мы сталкиваемся с каким-то затруднением и пытаемся его решить, — продолжает он. — То есть это один из промежуточных этапов формирования нашего произвольного волевого поведения. Человек, столкнувшись с какой-то ситуацией, анализирует её вслух. Например, ребенок говорит: «Вот какая кукла! Далеко лежит – надо до нее дойти. Пойду-ка я и возьму её». В этом диалоге с самим собой малыш анализирует ситуацию и даёт себе волевую команду».

Эксперт объясняет, что, повзрослев, люди ведут себя также: «Если человек осознаёт, что проблема сложная, что он не может её решить, а рядом нет человека, с которым можно посоветоваться, он начинает проговаривать её вслух. Часто это нестандартное или необычное положение. То есть ситуация, которая не отражает его наличный опыт. Одним словом, он не может решить её при помощи всех своих предыдущих знаний. В итоге происходит некий психический конфликт, в результате которого происходит редукция его психической деятельности на более ранние стадии. Он возвращается в ситуацию ребёнка, отчасти беспомощного, и эти все редуцированные процессы, у него выходят вовне. Так человек начинает говорить сам с собой. Ему это нужно, чтобы обрести душевную уверенность и успокоиться».

Одиночество: мнимое и реальное

Вторая ситуация, которая тоже может оказаться катализатором, подтолкнувшим человека на диалог со своим «я», касается чувства экзистенциального одиночества.

«Говоря о речи, о причинах её возникновения, мы все время подчеркивали одну комплицитную мысль, что человек – это коллективное существо, животное. Что человек, он имеет смысл, появляется только в ситуации социальной жизни».

Психолог убеждён, что вне социума, вне других людей, человека нет: «Начиная с осознания того факта, что человека делают человеком, именно личностью, загружают в него социальные шаблоны, как мы с вами говорили, другие люди – его родители. Он использует все свои навыки и умения только находясь среди других людей. Вне другого человека все наши навыки, в том числе речь, бессмысленны – нам необходим собеседник».

Ивановский подчёркивает: речь настолько необходима, что, когда человек какое-то время молчит, для того чтобы остаться в границах нормальности, он начинает разговаривать сам с собой, слушая свою речь со стороны.

 «То есть это желание быть человеком, являть себя миру – это на уровне социального инстинкта, который в данном случае приравнивается к инстинкту безусловному. Это должное, человек не может существовать без речи. При этом, одиночество может быть мнимое и реальное, — продолжает психолог. — Ведь даже находясь в толпе, люди порой чувствуют себя одинокими. Это говорит о том, что человек испытывает определенные страдания и дезадаптации. Так, что разговоры с самим собой всего лишь способ уменьшить страдания. Кроме того, это ещё и сигнал, что с человеком происходит что-то, приносящее ему боль».

Подводя промежуточные итоги беседы, Ивановский называет две причины, заставляющие человека говорить с самим собой.

«Первая, когда он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить, используя свой повседневный опыт, и он редуцирует к этим более ранним ступеням психического развития, начинает повторять путь ребенка, когда он вслух начинает анализировать проблему и находить ее решение. Или же, чувствуя какую-то экзистенциальную пустоту, одиночество, он пытается компенсировать этот страх, эту боль, эту дезадаптацию при помощи разговора с самим собой».

«Всё в рамках нормы»

Клинический психолог объясняет, что диалогов с самим собой бояться не стоит. Это ни в коем случае не говорит о каких-то психических отклонениях, которые есть у человека.

«Это не патология и не психическое отклонение – это все в рамках нормы, — считает Валерий Ивановский. — Потому что норма, она достаточно подвижна. Хотя, конечно, это же явление, оно может и выходить за границы нормы, являться уже патологией. Но не как самостоятельный симптом, он в этом ряду сопутствующий. Да, достаточно других серьёзных симптомов: психическое страдание, фобия или заболевание. Но сама по себе речь говорит о том, что человек находится в ситуации некомфортной, в попытке разрешить какое-то сложное социально-психологическое положение. Отсюда и диалоги вслух с самим собой. То есть это в любом случае сигнал того, что человеку нужна помощь, тепло и участие.

Отдельные учёные полагают, что разговор с самим собой может быть признаком высокой когнитивной деятельности. Дескать, многие спортсмены беседуют сами с собой во время тренировок и это помогает им сосредоточиться.

«На самом деле это не обязательно высокая когнитивная деятельность, — продолжает Ивановский. — Скорее это говорит, что у человека стресс. Вероятно, он столкнулся с тем, что находится или за пределами его личного опыта или его недостаточно. В этом плане, когда спортсмен думает, что уровень его тренировок может оказаться недостаточным, для того чтобы победить, он начинает говорить с собой. То есть редуцирует к этому ребенку, это для того, чтобы при помощи волевого акта убедить себя на какое-то действие, в данном случае, участие и победу».

Помогает чётче осознать ситуацию

Чем ещё могут помочь диалоги с самим собой? Психолог дал понять, что, проговаривая мысль, мы начинаем чётче осознавать положение, в котором оказались.

«Если же мы не опредметили ситуацию при помощи слов, то видим её достаточно размыто, — объясняет основатель академии «ТРИЭТТА». — В начале нашего разговора я упоминал, что слово — это инструмент, который конструирует для нас именно социальный мир. То есть мир, в котором человек живёт, с которым он соприкасается. На 99% это не мир природы, это мир, созданный как бы другими людьми. И в этом плане проговаривание, опредмечивание при помощи слов, оно делает любое явление, задачу, проблемную ситуацию гораздо более ясной. Кроме того, слово само по себе вводит любую ситуацию в некие категории, в некую систему понятий, что позволяет гораздо легче не просто осознавать, а потом манипулировать (по крайней мере в словах) с этой ситуацией, для поиска наиболее оптимального результативного взаимодействия с ней».

Валерий Ивановский приводит пример: если ученый проговаривает какую-то проблему, научную задачу – это позволяет ему лучше её осознать, провести мысленный эксперимент, для того чтобы увидеть возможные пути решения этой задачи.

«Но в любом случае проговаривание, манипулирование, в данном случае – это как раз та ситуация, в которой есть некая проблема, есть неуверенность в том, что ты можешь найти решение, используя наличные инструменты. Поэтому необходим дополнительный анализ и ревизия своих навыков, знаний и умений. Это и поможет справиться с положением, в котором вы оказались», — говорит Валерий Ивановский.

Ранее клинический психолог рассказал о первых деньгах ребёнка и о том, как это может повлиять на его взрослую жизнь.

Виталий Папилкин

Теги: психолог, Валерий Ивановский, разговор

Диалог с собой вслух – норма или психическое отклонение?| Новости общества

Вам случалось видеть, как люди говорят сами с собой? Разговаривают с телевизором, если думают, что они одни. Или, ударившись мизинцем о тумбочку, громко ругают этот предмет мебели, как будто он живой. Если человек, находясь в одиночестве, беседует сам с собой вслух, нормально ли это? Или это уже признаки отклонения, психического расстройства? Мы вновь пытаемся разобраться в себе с профессиональной помощью клинического психолога, нейропсихолога, основателя академии «Триэтта» Валерия Ивановского

Время, когда появилась речь

— Норма это или отклонение? А как бы вы сами ответили на этот вопрос?

— Замечаю, что я сама иногда говорю с собой. Хотя, когда кто-то едет в метро и говорит вслух, это уже странно.

— Для того, чтобы правильно понимать, является ли это проблемой или нет, необходимо разобраться с основными функциями языка и речи, почему человек говорит, а также о том, каким образом человек научается говорить.

Дело в том, что изначально речь человека возникла для координации групповой деятельности. Причем, эта деятельность предполагала достижение коллективного результата, например, выживание коллектива, какой-то человеческой группы, но зачастую противоречила индивидуальному биологическому инстинкту человека. Чтобы это было понятно, приведу очень грубый пример, связанный с первобытной охотой. Когда группа мужчин охотилась на животное, которое каждый из них в одиночестве не мог победить, например, мамонта, происходило следующее: каждый из этой группы должен был быть скоординирован в своих действиях. И при этом действия каждого должны были вливаться в общее действие группы и приводить к результату – к добыче этого мамонта, его убийству, чтобы в последующем разделить мясо между всеми и не умереть с голода.

Так вот, чтобы деятельность каждого, с одной стороны, координировать, необходима была какая-то система команд. Причем, самая лучшая, так как все они находились на определенном расстоянии, и участники охоты использовали звуковой жестовый язык, именно так он зарождался. И изначально язык предполагался в качестве каких-то координирующих команд: «Беги ко мне», «Беги от меня», «Кидай копье», «Осторожно, он рядом», «Помоги мне» и т.д.

Личные инстинкты подчинялись задаче выживания группы

То есть изначально язык, во-первых, был понимаем и уместен только в конкретной ситуации, сопровождался жестами и был понятен, только когда люди непосредственно все вместе находились в определенной ситуации. В последующем он начал развиваться, усложняться, отделяться от конкретной ситуации, мог использоваться в разных ситуациях – и возник язык в нынешнем виде. Это – с одной стороны.

С другой стороны, обслуживаемое таким праязыком групповое поведение противоречило индивидуальным биологическим инстинктам каждого человека. Потому что в условиях той же охоты задача человека – незаметно подкрасться к дичи, напасть на нее и изловить. А во время коллективной охоты часть людей выполняла, например, функцию загонщиков, она выводила дичь, того же мамонта, на тех, кто находился в засаде с каменьями, с копьями для того, чтобы они могли этого мамонта поразить.

Так вот, с точки зрения биологии, они совершали абсолютно бессмысленные вещи. Потому что при охоте ты должен незаметно подкрасться и эту дичь победить. А загонщики делали всё для того, чтобы не только обнаружить свое присутствие, но и напугать животное до такой степени, чтобы оно от них убегало.

Представляете, как удивительно! Даже на этом уровне они выполняли задачу, которая противоречит их биологическому инстинкту, но приводит к достижению общегруппового социального инстинкта, который одновременно позволяет выжить.

Базовые функции речи

И всё это обеспечивалось при помощи языка. То есть изначально язык возник как некая надиндивидуальная координация, действие для совместного выживания, для совместного усиления, для совместного облегчения нахождения, выживания в этом мире. И основная функция языка заключается именно в такой групповой координации, чтобы каждый индивид, входящий в эту группу, становился сильней, используя весь наличный ресурс – всех людей. То есть речь можно сравнить с вынесенной во вне нервной системой, которая позволяет координировать деятельность сверхорганизма — общества. И это позволяет человеку как части общества облегчить своё существование в этом мире, чтобы мы под этим ни подразумевали.

Второй функцией языка является осуществление целенаправленных волевых действий человека. Вопрос воли, вопрос сознательной деятельности человека до сих пор будоражит умы многих ученых, потому что вокруг воли, волевого акта, целенаправленного действия накручено очень много самых различных мифов, легенд и теорий. Но в основе волевого акта находится именно речь. Она заключается в том, что человек при помощи внутренней речи отдает себе команды: «Иди туда, сделай то-то», чего бы это ни касалось.

Третья функция речи – это функция информационно-коммуникационная, то, к чему мы привыкли. Когда при помощи речи человек доносит какую-то информацию, излагает в том числе свою позицию по тем или иным вопросам, этот процесс и составляет основу нематериальной человеческой культуры, которая помогает в словах зашифровывать то, что человечество накопило, достигло за весь период его существования с момента возникновения языка.

Кроме того, речь – и это непосредственно пересекается с тем, что я только что сказал, – является универсальным банком данных, где находится не просто информация о нематериальной культуре, а вообще обо всех знаниях, обо всех умениях, навыках, мыслях человека относительно мира, относительно себя, относительно вещей, явлений и взаимосвязей, которые в этом мире существуют. И одновременно это является задокументированной историей наших исканий, нашей борьбы и наших перспектив.

Четвертая функция речи — это конструирование реальности. В процессе социализации человек овладевшая речью, одновременно открывает для себя мир предметов и явлений, запечатлённых в качестве специфических знаков-символов -слов. Он взаимодействует с миром и познаёт его через слово, с каждым новым словом мир раздвигает свои границы — яблоко, зелёный, вода, боль, самолёт, синхрофазотрон, добро, галактика, и вот мир становится безграничным. Через слово человек получает возможность пользоваться опытом других людей, всех кто был до него и вместе с ним, через книги, интернет, соцсети и так далее для осуществления своих стремлений и осознания и изменения себя и действительности.

Надлежащее, должное и запретное

Так вот, возвращаюсь к ситуации, когда человек говорит сам с собой, нам необходимо еще понять, каким образом ребенок научается речи, воспринимает ее. Это происходит следующим образом: в достаточно юном возрасте, в год-полтора ребенок начинает, глядя на взрослых, использовать речь и в своей повседневной жизнедеятельности. То есть изначально он путем очень долгих и очень сложных психических процессов знакомится с тем, что такое слово, как оно связывается с предметами, явлениями.

Но опять же, его знакомство с речью происходит при помощи его родителей, с одной стороны, как агентов социальных, которые передают ему и речь, и вместе с речью все накопленные обществом знания в рамках своих компетенций, в рамках своего кругозора, образования. То есть всю зашитую в слове информацию о том, что такое мир, какой он ребенок, что такое надлежащее, должное и запретное в обществе и так далее.

И изначально это происходит как раз в виде команд, когда родители очень часто говорят ребенку: «Иди ко мне», «Не трогай это», «Возьми куклу», «Возьми кубики», «Посмотри, как это красиво», «Не суй пальчик в розетку»… То есть овладение ребёнка словом, в целом, очень напоминает историю развития речи. Как эмбрион, который в кратких чертах повторяет всю эволюционную историю развития организма, так и ребенок, обучаясь речи, в общих чертах повторяет всю историю ее возникновения и усвоения.

Рождение воли

Одновременно с этим, смотрите, что происходит. С одной стороны, ребенок постигает коммуникационные основы речи. То есть он научается вербально обозначать объекты и соотносить их с каким-то словесным звучанием. Это помогает ему манипулировать с этими объектами, через них, через мягкие игрушки с кубиками учиться диалогу с миром.

С другой стороны, то, чего мы коснулись в начале, когда родители при помощи слова или жеста дают ребенку какие-то команды, он начинает как раз формировать и то, что в последующем станет его волей. То есть воля человека формируется извне, при помощи другого взрослого и при помощи словесных команд, например: «Подойди ко мне», «Возьми эту игрушку», «Помой тарелку», «Иди ложись спать».

Ребенок начинает подчинять свои действия, словесной просьбе другого, они становятся произвольными. Получается, что начало этой волевой реакции находится на конце родителя, другого человека, а заканчивается на самом ребенке. То есть звучит родительское «принеси игрушку», ребенок подчиняется словесной команде и выполняет её. В последующем таким же образом он начинает отдавать себе команды сам. Причем, сначала это происходит в плане его развернутой внешней речи, потом всё это перерастает в шепотную речь, а потом переходит в речь внутреннюю. И далее в течение всей жизни именно так и будет происходить — любой волевой акт — человек сам себе всегда дает внутреннюю команду: «Встань», «Иди», «Занимайся этим», «Пей», «Достигай» и т. д.

При помощи обращённых к самому себе внутренних словесных команд человек решает все бытовые ситуации, и реализует свои значимые социальные устремления и приходит к научным открытиям, постигает добро и зло. В начале и конце жизни человека находится слово, оно и есть его жизнь.

Мы возвращаемся в детство, проговаривая проблему вслух

Итак, мы с вами подходим к тому, что есть ситуации, особенно в нашем детстве, когда мы сами с собой говорим, когда мы сталкиваемся с каким-то затруднением и пытаемся его решить. То есть это один из промежуточных этапов формирования нашего произвольного волевого поведения, когда человек, столкнувшись с какой-то ситуацией, вслух ее анализирует, сначала как ребенок: «Вот какая кукла! Далеко лежит – надо до нее дойти. Пойду-ка я прямо и возьму ее».

Вот таким образом в этом диалоге с самим собой ребенок анализирует ситуацию и дает себе волевую команду как ее разрешить. И когда человек говорит сам с собой уже будучи взрослым, вероятно, это возникает в ситуации, когда взрослый человек сталкивается с задачей достаточно для него сложной, и он не может ее решить, рядом нет человека, с которым он может посоветоваться. Причем, как правило, человек начинает говорить сам с собой в условиях, когда ситуация нестандартна, необычна, и уже не помогает его наличный опыт; когда он сталкивается с проблемой, которую он не может решить при помощи всех своих предыдущих знаний. Происходит некий психический конфликт, в результате которого происходит редукция его психической деятельности на более ранние стадии.

Он возвращается в ситуацию вот этого ребенка, отчасти беспомощного, и пытается решить возникшую жизненную задачу знакомым способом. И для того, чтобы обрести душевную уверенность, чтобы успокоиться и овладеть ситуацией, человек начинает проговаривать, например, проблему вслух или пытаться вслух искать ее решение, как он это делал когда-то в детстве, когда формировалось его произвольное волевое поведение, когда он овладевал азами языка. Это первая ситуация.

«Человеку нужен человек»

Вторая ситуация, при которой человек может говорить, это ситуация, когда он чувствует экзистенциальное одиночество. Дело в том, что, говоря о речи, о причинах ее возникновения, мы все время подчеркивали одну мысль, что человек – это групповое существо. Потому что вне социума, вне других людей нет человека. Без другого человека речь, социальные стремления и переживания бессмысленны – необходим собеседник. Для того чтобы произошло это волшебство и человек стал человеком, необходим другой человек, общество.

Ситуация, когда мозг говорит с собой

Мы говорили, что общение – это и коммуникация, выражение себя, определенная информация о событиях, об отношении к ним. Что общение, речь – это и накопление знаний, и их использование. Мы говорили, что речь – это и волевой фактор, который позволяет управлять поведением других людей и своим. То есть речь и человек – это практически слова синонимичные. Речь человеку необходима как воздух, чтобы он постоянно оставался и был человеком.

Одновременно слово опосредствует деятельность всех органов чувств — слух, зрение, обоняние изменяет свою чувствительность под воздействием слова. В некоторых случаях, например истерической слепоты и паралича, слово может блокировать восприятие и команды мозга. Мозг устроен так, что ему постоянно требуется стимуляция извне. В этом состоит его предназначение — испытывать внешние и внутренние воздействия, анализировать их и заставлять организм реагировать в соответствии с этими воздействиями, преломленными через потребности организма. Отсутствие сигналов мозг воспринимает очень болезненно, если они прекращаются, мозг может подумать, что находящийся на его попечении организм умер, что может привести к трагическим для функционирования мозга последствиям. Поэтому в случае отсутствия сигналов, мозг начинает продуцировать сигналы сам. В этом можно убедиться поэкспериментировав с флоатингом. Это когда человека в абсолютно звуконепроницаемой комнате, лишённой света, погружают в солевой раствор комнатной температуры, причем изолируют его руки и ноги, чтобы он не мог ничего ощущать, и через короткое время у него возникают различного рода галлюцинации – слуховые, аудиовизуальные и т. д.

Это очень смелый эксперимент, поэтому необходимо с осторожностью его использовать. То есть, когда человек попадает в ситуацию сенсорной депривации, то мозг, чтобы нормально функционировать, чтобы не было сбоев в его работе, не было никаких травм и повреждений, начинает продуцировать сигналы сам. Также и речь настолько необходима, что когда человек какое-то время молчит, то, чтобы остаться в границах нормальности, он начинает говорить сам с собой, слушая свою речь со стороны.

Я говорю – значит, существую

То есть вот это желание быть человеком, являть себя человеком миру – это на уровне социального инстинкта, который в данном случае приравнивается к инстинкту безусловному. Это должное, человек не может без речи существовать! И когда ему не с кем поговорить, человек чувствует себя одиноким. Причем, это одиночество может быть мнимое, а может быть реальное. Ведь даже находясь в толпе, человек может чувствовать себя одиноким.

Это всё говорит о том, что человек испытывает определенные страдания, определенную дезадаптацию. И, с одной стороны, вот эти его разговоры с самим собой, они являются способом это страдание уменьшить, и в то же время являются симптомом, сигналом о том, что с человеком происходит что-то, что приносит ему боль, страдания, что является какой-то дезадаптацией, которую необходимо убрать.

Если это и не болезнь, то сигнал о помощи

Итак, мы с вами выяснили как минимум две ситуации. Человек говорит сам с собой, когда он сталкивается с какой-то проблемой, которую не может решить, используя свой повседневный опыт, и он редуцирует к более ранним ступеням психического развития, начинает повторять путь ребенка, когда он вслух начинает анализировать проблему и находить ее решение. Или же, чувствуя какую-то экзистенциальную пустоту, одиночество, он пытается компенсировать этот страх, эту боль, эту дезадаптацию при помощи разговора с самим собой.

Но это не говорит о том, что у человека обязательно какие-то психические отклонения. Это не патология, это всё в рамках нормы. Потому что норма достаточно подвижна.

Но сама по себе речь с собой говорит о том, что человек находится в некомфортной ситуации, в попытке разрешить сложную социально-психологическую проблему. То есть это, в любом случае, сигнал о том, что человеку нужна наша помощь, нужно наше тепло, нужно наше участие.

Проговорить проблему, значит, яснее осознать её

— Ученые провели исследование и выяснили, что разговор вслух с самим собой может быть признаком высокой когнитивной деятельности. Многие спортсмены разговаривают с собой во время тренировок, и это помогает им сосредоточиться.

— Это как раз то, о чем я сказал. На самом деле такая ситуация не говорит о том, что это обязательно высокая когнитивная деятельность. Это говорит о том, что в результате стресса человек столкнулся с тем, что он находится или за пределами его личного опыта, или его личного опыта недостаточно.

В этом плане, когда спортсмен перед соревнованиями чувствует себя неуверенно, когда он волнуется, когда он думает, что уровень его тренировок может оказаться недостаточным, чтобы победить, он начинает говорить с собой, как раз редуцирует к этому ребенку. Чтобы попытаться при помощи такого волевого акта убедить себя на какое-то действие, в данном случае на участие и победу, именно возвращаясь к более ранним психическим приемам.

— Когда дети пишут сочинения, взрослые – тесты или журналисты – статью, когда они приступают к работе, тоже начинают проговаривать свою мысль, идею, это помогает более структурированно подходить к делу. Это как-то связано? Как именно помогает проговаривание текста?

— В любом случае, когда мы проговариваем что-то, мы, безусловно, лучше осознаем ситуацию. Потому что пока мы ее не проговорили, пока мы ее не опредметили при помощи слов, мы воспринимаем ее достаточно размыто. Мы же отметили в нашем разговоре, что слово является тем инструментом, которое для нас, для человека, конструирует именно социальный мир – мир, в котором человек живет, с которым он соприкасается. На 99% это не мир природы, это мир, созданный другими людьми.

И в этом плане проговаривание, опредмечивание при помощи слов делает любое явление, любую задачу, любую проблемную ситуацию гораздо более ясной. То есть, когда мы ее опредметили, маркировали, мы поняли гораздо яснее, о чем идет речь.

С другой стороны, слово — оно само по себе, так как оно является частью дискурсивного, логичного мышления, оно вводит любую ситуацию в некие категории, в некую систему понятий, что позволяет гораздо легче не просто осознавать, а потом манипулировать – по крайней мере в словах – с этой ситуацией для поиска наиболее оптимального результативного взаимодействия с ней.

Например, если ученый проговаривает какую-то проблему, научную задачу это позволяет ему лучше ее осознать, лучше провести мысленный эксперимент, чтобы увидеть возможные пути решения этой задачи. Но в любом случае проговаривание, манипулирование в данном случае – это как раз та ситуация, в которой есть некая проблема, есть некая неуверенность в том, что ты можешь найти решение, используя наличные инструменты.

Поэтому и необходим дополнительный анализ, дополнительное осознание и дополнительная ревизия своих инструментов в виде навыков, знаний и умений с тем, чтобы эту ситуацию разрешить.

В любом случае разговор — это манифестация своей социальности, желание и его воплощение быть человеком.

Говорить с собой нормально? Что это значит для психического здоровья

Исследователи широко изучили процесс разговора с самим собой и пришли к выводу, что это обычное и нормальное поведение. Люди называют разговор с самим собой разговором с самим собой или разговором с самим собой.

Хотя люди часто связывают разговор с самим собой с проблемами психического здоровья, медицинские работники считают это нормальным в любом возрасте и даже полезным в некоторых обстоятельствах.

В этой статье мы исследуем, почему человек может говорить сам с собой. Мы также рассмотрим его преимущества и когда он может указывать на состояние психического здоровья.

Исследователи давно изучают разговор с самим собой. В 1880-х годах ученых особенно интересовало, что люди говорят сами с собой, почему они разговаривают сами с собой и с какой целью разговаривают сами с собой.

Исследования определяют разговор с самим собой как вербальное выражение внутренней позиции или убеждения, то есть он выражает внутренние чувства, невербальные мысли и интуитивные догадки о ситуации посредством речи. Человек намерен направить свою речь только на себя.

Хотя дети часто разговаривают сами с собой, это не должно вызывать беспокойства у родителей или опекунов. Это способ развития речи, стимулирования во время выполнения задачи и повышения производительности при выполнении задач.

Привычка говорить сама с собой может сохраняться во взрослом возрасте и, как правило, не является проблемой.

Разговор с самим собой может иметь несколько преимуществ. Это не вызывает значительного риска для здоровья, если только человек не испытывает других симптомов психического расстройства, таких как галлюцинации.

При выполнении задачи с набором инструкций разговор с самим собой может улучшить контроль над задачей, концентрацию и производительность. Это также может улучшить навыки решения проблем.

В исследовании 2012 года изучалось, как разговор с самим собой влияет на задачи визуального поиска. Полученные данные свидетельствуют о том, что разговор с самим собой при поиске определенного предмета, такого как потерянный предмет одежды или набор ключей, или попытка найти продукты в продуктовом магазине, может помочь человеку найти их раньше.

Исследования также показывают, что разговор с самим собой во время занятий спортом может принести пользу, в зависимости от того, как человек говорит с самим собой и что он говорит.

Например, разговор с самим собой в мотивационном или учебном ключе может повысить производительность. Однако, хотя негативный разговор с самим собой может повысить мотивацию в спорте, он может не улучшить результаты.

Есть три категории разговоров с самим собой, которые различаются в зависимости от тона голоса. К ним относятся:

  • Позитивный внутренний диалог: Поощряет и укрепляет положительные убеждения о человеке. Участие в позитивном разговоре с самим собой может уменьшить беспокойство и улучшить концентрацию и внимание.
  • Отрицательный разговор с самим собой: Обычно включает критический и обескураживающий диалог.
  • Нейтральный разговор с самим собой: Этот тип разговора с самим собой не является ни позитивным, ни негативным. Люди могут использовать его, чтобы сами давать инструкции, а не подкреплять или поощрять определенное убеждение или эмоцию.

Люди могут также называть разговор с самим собой открытым и скрытым разговором с самим собой. Открытая речь — это направленная на себя речь, которую могут услышать другие люди. Скрытый разговор — это речь, которая происходит внутри, и которую никто другой не может услышать, например, произнося речь в рот, а не говоря вслух.

Существует несколько причин, по которым человек может говорить с собой, в том числе:

Регулирование эмоций

Разговор с самим собой может помочь регулировать и обрабатывать эмоции. Например, если человек говорит о себе, что нервничает или злится, это может помочь ему:

  • сосредоточить свое внимание на том, чтобы успокоить нервы или гнев
  • контролировать свои эмоции
  • подумать о том, как реагировать на свои чувства в этот момент момент

Уменьшение беспокойства

Исследование, проведенное в 2014 году, предполагает, что людям с тревогой, в том числе социальной тревогой, полезно разговаривать с самим собой.

Исследователи обнаружили, что люди, говорящие о себе в третьем лице, могут дистанцироваться от своих неприятных чувств и обрабатывать, регулировать и анализировать эти эмоции, чтобы уменьшить тревогу. Участие в разговоре с самим собой может также уменьшить тревогу после стрессовых событий.

Если разговор с самим собой мешает жизни человека, есть способы уменьшить такое поведение.

Запись разговора с собой в дневнике может помочь человеку перенести мысли из головы, организовать мыслительный процесс и справиться со стрессом и беспокойством.

Ведение журнала может помочь людям определить повседневные ситуации, которые заставляют их говорить с самим собой, и лучше понять, что может вызвать эти сценарии в будущем.

Практика переключения разговора с самим собой на внутренние мысли, когда они возникают, или использование речи вместо ее озвучивания также может уменьшить разговор с самим собой.

Люди могут обнаружить, что их разговор с самим собой влияет на их психическое здоровье, если они настроены негативно и самокритикуют, когда разговаривают сами с собой.

В таких ситуациях им следует поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы найти способы повысить самооценку и настроить разговор с самим собой, чтобы сосредоточиться на том, чтобы быть более позитивным и ободряющим.

Шизофрения

Если человек говорит сам с собой как часть галлюцинации, ему следует обратиться за помощью к медицинскому работнику. Разговоры с самим собой и галлюцинации могут указывать на состояние психического здоровья, например на шизофрению.

Больной шизофренией может испытывать изменения в поведении и мыслях, такие как галлюцинации или бред. Галлюцинации заставляют человека видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус или чувствовать вещи, которые не являются частью окружающего мира и присутствуют только в его сознании.

Слышать голоса и реагировать на них — распространенная галлюцинация при шизофрении. Эти голоса и ощущения кажутся реальными тому, кто их испытывает. Медицинские работники утверждают, что мозг реагирует на эти голоса так же, как если бы они разговаривали с реальным человеком.

Больные шизофренией также могут уйти от мира, потеряв интерес к повседневному общению с друзьями и семьей и с трудом выражая эмоции.

Для большинства людей разговор с самим собой является нормальным поведением, которое не является признаком психического расстройства.

Разговор с самим собой может иметь некоторые преимущества, особенно в повышении производительности в задачах визуального поиска. Это также может помочь понять более длительные задачи, требующие выполнения инструкций.

Разговор с самим собой не является вредным действием, и родители или лица, осуществляющие уход за детьми, которые часто разговаривают сами с собой, не должны беспокоиться.

Для человека естественно вести внутренний монолог во время выполнения задач и обработки мыслей и эмоций. Они могут предпочесть вербализовать этот внутренний монолог, что является обычным делом.

Говорить с собой нормально? Что это значит для психического здоровья

Исследователи широко изучили процесс разговора с самим собой и пришли к выводу, что это обычное и нормальное поведение. Люди называют разговор с самим собой разговором с самим собой или разговором с самим собой.

Хотя люди часто связывают разговор с самим собой с проблемами психического здоровья, медицинские работники считают это нормальным в любом возрасте и даже полезным в некоторых обстоятельствах.

В этой статье мы исследуем, почему человек может говорить сам с собой. Мы также рассмотрим его преимущества и когда он может указывать на состояние психического здоровья.

Исследователи давно изучают разговор с самим собой. В 1880-х годах ученых особенно интересовало, что люди говорят сами с собой, почему они разговаривают сами с собой и с какой целью разговаривают сами с собой.

Исследования определяют разговор с самим собой как вербальное выражение внутренней позиции или убеждения, то есть он выражает внутренние чувства, невербальные мысли и интуитивные догадки о ситуации посредством речи. Человек намерен направить свою речь только на себя.

Хотя дети часто разговаривают сами с собой, это не должно вызывать беспокойства у родителей или опекунов. Это способ развития речи, стимулирования во время выполнения задачи и повышения производительности при выполнении задач.

Привычка говорить сама с собой может сохраняться во взрослом возрасте и, как правило, не является проблемой.

Разговор с самим собой может иметь несколько преимуществ. Это не вызывает значительного риска для здоровья, если только человек не испытывает других симптомов психического расстройства, таких как галлюцинации.

При выполнении задачи с набором инструкций разговор с самим собой может улучшить контроль над задачей, концентрацию и производительность. Это также может улучшить навыки решения проблем.

В исследовании 2012 года изучалось, как разговор с самим собой влияет на задачи визуального поиска. Полученные данные свидетельствуют о том, что разговор с самим собой при поиске определенного предмета, такого как потерянный предмет одежды или набор ключей, или попытка найти продукты в продуктовом магазине, может помочь человеку найти их раньше.

Исследования также показывают, что разговор с самим собой во время занятий спортом может принести пользу, в зависимости от того, как человек говорит сам с собой и что он говорит.

Например, разговор с самим собой в мотивационном или учебном ключе может повысить производительность. Однако, хотя негативный разговор с самим собой может повысить мотивацию в спорте, он может не улучшить результаты.

Есть три категории разговоров с самим собой, которые различаются в зависимости от тона голоса. К ним относятся:

  • Позитивный разговор с самим собой: Поощряет и укрепляет положительные убеждения о человеке. Участие в позитивном разговоре с самим собой может уменьшить беспокойство и улучшить концентрацию и внимание.
  • Отрицательный внутренний диалог: Обычно включает критический и обескураживающий диалог.
  • Нейтральный разговор с самим собой: Этот тип разговора с самим собой не является ни позитивным, ни негативным. Люди могут использовать его, чтобы сами давать инструкции, а не подкреплять или поощрять определенное убеждение или эмоцию.

Люди могут также называть разговор с самим собой открытым и скрытым разговором с самим собой. Открытая речь — это направленная на себя речь, которую могут услышать другие люди. Скрытый разговор — это речь, которая происходит внутри, и которую никто другой не может услышать, например, произнося речь в рот, а не говоря вслух.

Существует несколько причин, по которым человек может говорить с собой, в том числе:

Регулирование эмоций

Разговор с самим собой может помочь регулировать и обрабатывать эмоции. Например, если человек говорит о себе, что нервничает или злится, это может помочь ему:

  • сосредоточить свое внимание на том, чтобы успокоить нервы или гнев
  • контролировать свои эмоции
  • подумать о том, как реагировать на свои чувства в этот момент момент

Уменьшение беспокойства

Исследование, проведенное в 2014 году, предполагает, что людям с тревогой, в том числе социальной тревогой, полезно разговаривать с самим собой.

Исследователи обнаружили, что люди, говорящие о себе в третьем лице, могут дистанцироваться от своих неприятных чувств и обрабатывать, регулировать и анализировать эти эмоции, чтобы уменьшить тревогу. Участие в разговоре с самим собой может также уменьшить тревогу после стрессовых событий.

Если разговор с самим собой мешает жизни человека, есть способы уменьшить такое поведение.

Запись разговора с собой в дневнике может помочь человеку перенести мысли из головы, организовать мыслительный процесс и справиться со стрессом и беспокойством.

Ведение журнала может помочь людям определить повседневные ситуации, которые заставляют их говорить с самим собой, и лучше понять, что может вызвать эти сценарии в будущем.

Практика переключения разговора с самим собой на внутренние мысли, когда они возникают, или использование речи вместо ее озвучивания также может уменьшить разговор с самим собой.

Люди могут обнаружить, что их разговор с самим собой влияет на их психическое здоровье, если они настроены негативно и самокритикуют, когда разговаривают сами с собой.

В таких ситуациях им следует поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы найти способы повысить самооценку и настроить разговор с самим собой, чтобы сосредоточиться на том, чтобы быть более позитивным и ободряющим.

Шизофрения

Если человек говорит сам с собой как часть галлюцинации, ему следует обратиться за помощью к медицинскому работнику. Разговоры с самим собой и галлюцинации могут указывать на состояние психического здоровья, например на шизофрению.

Больной шизофренией может испытывать изменения в поведении и мыслях, такие как галлюцинации или бред. Галлюцинации заставляют человека видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус или чувствовать вещи, которые не являются частью окружающего мира и присутствуют только в его сознании.

Слышать голоса и реагировать на них — распространенная галлюцинация при шизофрении. Эти голоса и ощущения кажутся реальными тому, кто их испытывает. Медицинские работники утверждают, что мозг реагирует на эти голоса так же, как если бы они разговаривали с реальным человеком.

Больные шизофренией также могут уйти от мира, потеряв интерес к повседневному общению с друзьями и семьей и с трудом выражая эмоции.

Для большинства людей разговор с самим собой является нормальным поведением, которое не является признаком психического расстройства.

Разговор с самим собой может иметь некоторые преимущества, особенно в повышении производительности в задачах визуального поиска. Это также может помочь понять более длительные задачи, требующие выполнения инструкций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *