Эмоциональный интеллект — Бизнес-школа AMI
В будущем технологии заберут у людей большую часть алгоритмизированных задач и передадут их машинам, безусловно превосходящим человека в этой части интеллекта. Именно эмоциональный интеллект является уникальным качеством людей в изменчивом и неопределенном мире, где люди будут все больше зависимы друг от друга.
Навык Эмоциональный интеллект включает:
- Понимание своих эмоций и эмоций других людей
- Умение устанавливать раппорт
- Умение конструктивно использовать эмоции в своем взаимодействии с другими людьми
Эмоциональный интеллект – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях.
В настоящий момент существует разные подходы к определению эмоционального интеллекта.
Еще в 1943 году Дэвид Векслер предложил классическое определение интеллекта как о глобальной способности индивида целенаправленно действовать, рационально мыслить, и взаимодействовать с окружением эффективным образом.
При этом Векслер выделял «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные» элементы интеллекта, куда прежде всего он включил социальные, коммуникативные навыки человека.
Первая модель эмоционального интеллекта, была разработана Джоном Майером, Питером Саловеем еще в 80х годах, данная модель определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов:
- способности к идентификации и выражению эмоций;
- способности к регуляции эмоций;
- способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Дэниел Гоулман расширил представления о эмоциональных способностях и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером. Гоулман выделил 5 основных элементов эмоционального интеллекта:
- Самосознание – способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;
- Саморегуляция/самоконтроль – способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность быстро восстанавливаться после стресса.
- Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха.
- Эмпатия – способность понимать эмоции других людей, умение ставить себя на их место.
- Социальные навыки – способность вступать в межличностные отношения и поддерживать их.
По мнению Д. Гоулмана, в развитии эмоционального интеллекта для лидеров наиболее важными являются самосознание и самоконтроль.
Как развивать?
Этап №1. Осознание своих чувств. Для того, чтобы развивать эмпатию к другим людям, необходимо начинать с себя. Постоянно изучать свои чувства, их причину и динамику развития.
Этап №2. Внимательное наблюдение. В общении с другими людьми старайтесь подмечать самые мелкие детали. Мимика человека, его жесты, тон голоса, реакции, помогут вам определить в каком состоянии он находится и что сейчас чувствует.Этап №3. Интерпретация. Дальше необходимо интерпретировать чувства и состояния другого человека. Чтобы повысить достоверность, вы можете спрашивать: «Что ты сейчас чувствуешь?» или «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…».
Этап №4. Смотрим на мир глазами другого. Владение эмпатией подразумевает, что вы начинаете смотреть на мир «глазами» другого человека, примеряя на себя его чувства, словно он и есть вы.
Этап №5. Эмоциональное слияние. Во время общения с человеком, вам необходимо эмоционально «слиться» с ним в единое целое.
Важным условием является:
- Искреннее желание понять и почувствовать другого человека.
- Внимательно наблюдать за движениями собеседника.
- Стремиться увидеть ситуацию «его глазами».
- Избегать оценочного восприятия поведения.
- Наделять особой ценностью любую информацию, которую вы от него слышите.
Этап № 6. Управление эмпатией. Этот уровень дает возможность стать настоящим профессиональным эмпатом. Обладая эмпатичными способностями, вы не только можете примерять на себя состояние другого, но также что очень важно, контролировать его. Вы можете свободно, как входить в состояние своего собеседника, так и легко выходить из него, эмоционально «не залипая». Для этого необходимо одновременно находиться и в этом слиянии, и наблюдать за собой со стороны.
МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, разработанная в нашем институте, в отличие от других подходов, ставит в фокус внимания только те области развития человека, на которые он может непосредственно влиять: управление собой, своей энергией и личным успехом.
Эмоциональный интеллект
Мы испытываем эмоции 24 часа в сутки, даже когда спим, но при этом лишь очень малая часть людей умеет ими по-настоящему управлять. Эти люди являются знатоками эмоций, они хорошо понимают и справляются со своими чувствами, а также расшифровывают чувства других людей. Какие преимущества это умение несет за собой?
Повысив свой эмоциональный интеллект, вы сможете добиться успехов во многих сферах своей жизни (от личной до общественной) и научитесь решать проблемы, не вовлекая ненужные эмоции. Кроме того, есть большая вероятность, что вы будете довольны своей жизнью, потому что сможете понять, в чем нуждается ваша психология в любой момент времени. Вы научитесь мотивировать себя буквально на ровном месте — при помощи обычных мыслей.
Каждый человек мечтает о том, чтобы научиться мыслить ясно. Но что это значит?
К тому же вы наверняка знаете, какие катастрофические последствия несут в себе негативные эмоции. Они могут вас лишить всего — здоровья, жизни, денег, репутации и счастья. В то время как человек, управляющий своими эмоциями, здоров и весел, он радуется жизни и смотрит на все проблемы как на новые возможности.
Наш курс был написан с целью повышения уровня вашего эмоционального интеллекта, что непременно повлечет за собой все позитивные последствия, о которых мы сказали выше.
Содержание:
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Применение эмоционального интеллекта в жизни
- Тест на эмоциональный интеллект
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Проверочный тест
- Уроки по развитию эмоционального интеллекта
- Как проходить занятия?
- Книги и учебники
- Цитаты известных людей о важности управления эмоциями
Что такое эмоциональный интеллект?
youtube.com/embed/PxijPWi8HkA»>Традиционный тест на измерение интеллекта IQ был неспособен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, необязательно достигали своих целей и наоборот — не очень умные люди каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Поэтому в обществе возник вопрос: «Так что же влияет на качество жизни, достижения счастья и успеха?». И многие психологи считают, что нашли ответ — речь о повышении уровня эмоционального интеллекта.
Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.
Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций.
Применение эмоционального интеллекта в жизни
Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.
Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.
Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.
Прежде чем вы перейдете к урокам по развитию эмоционального интеллекте, предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш текущий уровень развития ЭИ.
Тест на эмоциональный интеллект
Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:
- В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
- Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.
Cтатистика На весь экран
Как развить эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.
Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля.
В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя.
Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь.
Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Уроки по развитию эмоционального интеллекта
Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.
Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.
Задачей же курса является научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать.
Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков:
Урок 1. Понятие и важность
Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления.
Урок 2. Модели эмоционального интеллекта
Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные.В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень.
Урок 3. Управление эмоциями
Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей.
Урок 4. Три главных навыка
Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми. Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке. Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они (пусть и не сразу) отвечают нам тем же. В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами. Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем.
Урок 5. Оптимизм, самомотивация и счастье
Для счастья, по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха.
Как проходить занятия?
Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания.
Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков.
Третий, четвертый и пятый уроки — это практика. В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество времени и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам. Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным.
Стоит ли продолжать свое обучение по окончании курса? Безусловно, ведь психология эмоций — достаточно сложная и непостоянная материя, поэтому вы должны приучить себя к длительному обучению. Впрочем, это достаточно интересно и не должно нести элемент вынужденности. Читайте рекомендованную нами литературу, периодически повторяйте упражнения из курса, ведите дневник и оставайтесь осознанным, что бы ни случилось.
Мы рекомендуем вам следующие книги для повышения своего эмоционального интеллекта:
- «Эмоциональный интеллект», Дэниел Гоулман.
- «Эмоциональный интеллект в бизнесе», Дэниел Гоулман.
- «Азбука эмоционального интеллекта», Ирина Андреева.
- «Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия», Мартин Селигман.
- «Медитация и осознанность», Энди Паддикомб.
- «Сила позитивного мышления», Норман Винсент Пил.
- «Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех», Стивен Стайн, Говард Бук.
Желаем вам удачи и как напутствие предлагаем вам прочитать цитаты известных людей.
Цитаты известных людей о важности управления эмоциями
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об эмоциях:
Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции.
Айрис Мердок
Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет. Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроении.
Марсель Ашар
Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе.
Альбер Камю
Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.
Лев Толстой
Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение.
Дейл Карнеги
Чувство — огонь, мысли — масло.
Виссарион Белинский
Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнете получать позитивные результаты.
Вилли Нельсон
Во время большого стресса или неприятностей, всегда лучше занять себя возделыванием вашего гнева и энергии во что-нибудь позитивное.
Ли Якокка
Смех является лучшим средством выражения позитивных эмоций.
Норман Казинс
Эмоции делают человека человеком. Делают нас теми, кто мы есть.
Роберт Кийосаки
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успехов в повышении уровня эмоционального интеллекта!
Григорий Кшеминский
1 Понятие ЭИ →
Интеллект: определение, теории и примеры
Что делает человека умным? Как мы узнаем, разумны ли мы? Вот некоторые вопросы, которые вы, вероятно, задавали себе. Кажется, мы все были в ситуации, когда кто-то недооценивал наш интеллект. Это оставляет нас разочарованными и раздраженными. Вы когда-нибудь чувствовали, что кто-то не понимает всего вашего интеллекта? Является ли интеллект чем-то, что состоит из половинок и целых частей и фрагментов? Существуют ли разные виды интеллекта? Психологи использовали подобные вопросы в качестве отправной точки для более глубокого исследования интеллекта.
- Что такое интеллект?
- Какие существуют теории интеллекта?
- Что такое эмоциональный интеллект?
Определение интеллекта в психологии
Все знают, что такое интеллект, но оказывается, что дать точное и быстрое его определение труднее. Возможно, вы преуспеваете в интерпретации литературы, но не так хороши в математике. Может быть, вы блестяще ведете себя на уроках биологии, но с трудом находите страницу для своего сочинения по сравнительному искусству. У вас может быть, казалось бы, естественное понимание того, как управлять пространством и использовать его, но вы полностью потеряетесь, пытаясь разобраться в сути стихотворения. А как же творчество? Разве Эйнштейн не говорил следующие слова?
Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир».
Означает ли больше творчества больше интеллекта? Как видите, трудно точно сказать, из чего состоит интеллект.
Fg.1 Эйнштейн сказал, что знания ограничены, pixabay. com
В психологии интеллект определяется как способность мыслить рационально, понимать мир, адаптироваться и учиться на собственном опыте
Ранние психологические исследования интеллекта подходили к этому предмету как к единственному фактору. Психологи заметили, что те, кто набрал больше среднего балла по стандартизированным тестам по одному учебному предмету, часто получали аналогичные баллы по другим учебным предметам. Это привело их к выводу, что существует общий фактор интеллекта, называемый g-фактором . В конечном счете, g-фактор был тем, что измеряли психологи при проведении тестов интеллекта.
G-фактор можно наблюдать и в других областях человеческого опыта, таких как атлетизм. В атлетизме задействовано множество различных навыков и элементов, и немногие спортсмены хорошо владеют всеми спортивными навыками. Тем не менее, те спортсмены, которые показывают высокие результаты в одной области, обычно получают высокие результаты и в некоторых других областях.
Представление об интеллекте как о единственном выражении, g-факторе, было спорным в свое время и продолжает оставаться таковым. С годами психологи пришли к более глубокому пониманию динамического качества интеллекта. Это привело к появлению нескольких различных теорий о природе интеллекта.
Примеры интеллекта
Как мы видели, множество различных факторов отражают всю концепцию интеллекта. Давайте рассмотрим несколько примеров, которые попытаются углубить наше рабочее определение интеллекта.
Теории интеллекта
В то время как некоторые ранние исследования предполагали, что интеллект — это единственная способность, представленная через g-фактор, другие исследователи предположили, что он включает в себя ряд навыков и способностей.
Теория множественного интеллекта ГарднераЭта является общей теорией, изучаемой при изучении интеллекта. Если вы думаете, что теория интеллекта с одним g-фактором немного ограничена, вы в хорошей компании. Психолог Говард Гарднер предположил, что интеллект состоит из более чем одного простого академического фактора. Интеллект проявляется во многих сферах нашей жизни. Это привело его к созданию теории множественного интеллекта. Гарднер предложил базовый набор из восьми различных элементов интеллекта: лингвистический , логико-математический, пространственный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический, музыкальный и натуралистический. По его словам, восемь типов интеллекта различны и управляются определенными областями мозга. Следовательно, если кто-то испытал повреждение одной области мозга, это повлияет только на интеллект, управляемый этой конкретной областью.
Теория множественного интеллекта поддерживает такие состояния, как синдром саванта. Люди с этим заболеванием часто исключительно блестящи в определенных областях, но получают значительно более низкие баллы в основных тестах интеллекта и часто не могут выполнять основные задачи.
Три типа интеллекта ШтернбергаКак и Гарднер, психолог Роберт Штернберг считал, что существует более одного типа интеллекта. Однако вместо восьми Штернберг предложил теорию трех типов. Эти три компонента являются аналитическими, творческими и практическими.
Критики этой теории ссылаются на надежность g-фактора в предсказании успеха. Сочетание g-фактора и мужества считается высшим достижением.
Несмотря на то, что существует множество примеров интеллекта, которые можно рассмотреть в более широкой картине человеческого интеллекта, теория Роберта Штернберга оказала влияние на эволюцию классной комнаты и стандартизированного тестирования.
Аналитический интеллектЭто академический интеллект, который можно оценить с помощью стандартных тестов.
Творческий интеллектТворческий интеллект подразумевает инновации и адаптивность. Это включает не только художественное творчество и создание новых вещей в среде, но и способность использовать базовые знания для достижения других и лучших результатов.
Практический интеллектПрактический интеллект — это знания, полученные на основе опыта и применяемые в повседневной жизни. Это может быть так же просто, как найти лучшее и самое дешевое предложение по новому тарифному плану.
Эмоциональный интеллектЭтот тип интеллекта измеряет силу нашей способности общаться с другими. Это включает в себя нашу способность распознавать и реагировать на свои эмоции и эмоции других.
Фг. 2 Эмоциональный интеллект помогает нам общаться с другими, pixabay.com
Эмоциональный интеллект
Вы знаете такого друга или коллегу, который всегда знает, что сказать? У них, казалось бы, естественная легкость в чтении и реагировании на социальные ситуации. Они самостоятельны и самосознательны. Они справляются со своим мрачным настроением, спокойно принимают вызовы и имеют глубокие, полезные отношения. Это люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект в психологии
Эмоциональный интеллект связан с нашей способностью понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Он принимает во внимание четыре различных способности.
ВосприятиеЭто способность точно распознавать эмоции в себе и других. Наличие этой способности означает способность точно определять масштаб эмоций в музыкальном произведении, литературном произведении или фильме.
ПониманиеПонимание означает предсказание эмоций на основе знания динамики ситуации или отношений. Это включает в себя способность понимать и предсказывать чью-либо эмоциональную реакцию на основе их личной истории или личности.
УправлениеЭто способность адекватно выражать эмоции в данной ситуации и управлять эмоциями других.
ИспользованиеНаконец, эта способность означает поиск творческого или адаптивного выхода из наших эмоций. Это включает в себя эмоциональное восстановление и нашу способность преодолевать взлеты и падения жизни.
Характеристики интеллекта
Как мы уже видели, человеческий интеллект — это понятие гораздо большее, чем простая оценка IQ. IQ — это всего лишь небольшой фактор в создании всестороннего интеллекта.
Концепция человеческого интеллекта прошла долгий путь от простого g-фактора и коэффициента интеллекта. От социальной смекалки и эмоционального интеллекта до практического и аналитического интеллекта — казалось бы, исчерпывающий список факторов способствует нашему пониманию измеряемого интеллекта. Хотя мы понимаем, что интеллект относится к качеству наших знаний и нашей способности учиться и адаптироваться, более широкая концепция остается развивающимся предметом исследования.
Разведка — Основные выводы
- Интеллект в психологии — это способность мыслить рационально, понимать мир, адаптироваться и учиться на собственном опыте.
- G-фактор — это обобщенный фактор интеллекта, связанный с академическим интеллектом.
- Эмоциональный интеллект включает в себя восприятие, понимание, управление и использование эмоций.
- Множественный интеллект Гарднера — это восьмифакторный интеллект, включающий лингвистический, логико-математический, пространственный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический, музыкальный и натуралистический интеллект.
- Штернберг выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
7.4 Что такое интеллект и креативность? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Дать определение интеллекту
- Объясните триархическую теорию интеллекта
- Определите разницу между теориями интеллекта
- Объясните эмоциональный интеллект
- Определение креативности
Мальчик четырех с половиной лет сидит за кухонным столом с отцом, который читает ему вслух новую сказку. Он переворачивает страницу, чтобы продолжить чтение, но прежде чем он успевает начать, мальчик говорит: «Подожди, папа!» Он указывает на слова на новой странице и читает вслух: «Иди, Свинья! Идти!» Отец останавливается и смотрит на сына. — Ты можешь это прочитать? он спрашивает. «Да папочка!» И он показывает на слова и снова читает: «Иди, Свинья! Идти!»
Этот отец не занимался активным обучением сына чтению, хотя ребенок постоянно задавал вопросы о буквах, словах и символах, которые видел везде: в машине, в магазине, по телевизору. Папа задумался, что еще может понять его сын, и решил провести эксперимент. Схватив чистый лист бумаги, он написал списком несколько простых слов: мама, папа, собака, птица, кровать, грузовик, машина, дерево. Он положил список перед мальчиком и попросил его прочитать слова. «Папа, собака, птичка, кровать, грузовик, машина, дерево», — прочитал он, замедляя темп, чтобы тщательно выговорить 9.0167 птица и грузовик. Затем: «Я сделал это, папа?» «Конечно! Это очень хорошо.» Отец крепко обнял своего маленького мальчика и продолжил читать историю о поросенке, все время задаваясь вопросом, являются ли способности его сына показателем исключительного интеллекта или просто нормальным паттерном языкового развития. Подобно отцу в этом примере, психологи задавались вопросом, что представляет собой интеллект и как его можно измерить.
Классификация интеллекта
Что такое интеллект? То, как исследователи определяют понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого g , который можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и преуменьшил значение того, что делало каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).
Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. Подвижный интеллект включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Кеттелл, 19 лет).63).
Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 45 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?
Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта, поскольку она рассматривает интеллект как состоящий из трех частей (Sternberg, 19). 88): практический, творческий и аналитический интеллект (рис. 7.12).
Рисунок 7.12 Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
Практический интеллект, как предлагает Штернберг, иногда сравнивают с «уличным умом». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).
Аналитический интеллект тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.
Творческий интеллект характеризуется изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.
Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Восемь интеллектов — это лингвистический интеллект, логико-математический интеллект, музыкальный интеллект, телесный кинестетический интеллект, пространственный интеллект, межличностный интеллект, внутриличностный интеллект и естественный интеллект. Среди когнитивных психологов теория Гарднера подверглась резкой критике за отсутствие эмпирических доказательств. Тем не менее, преподаватели продолжают изучать и использовать теорию Гарднера, а некоторые колледжи даже обсуждают, как они интегрируют теорию Гарднера в свои классы. Готтфредсон описывает одну из возможных причин дальнейшего использования теории Гарднера: «… . . что существует несколько независимых интеллектов, предполагая, что каждый может быть умным в той или иной степени. Понятно, что это очень привлекательная идея в демократических обществах» (2004).
Межличностный и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои собственные эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ , утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Caruso, 2004)
Наиболее полной теорией интеллекта на сегодняшний день является теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла (CHC) (Schneider & McGrew, 2018). В этой теории способности связаны и расположены в иерархии с общими способностями наверху, широкими способностями посередине и узкими (конкретными) способностями внизу. Непосредственно измерить можно только узкие способности; однако они интегрированы с другими способностями. На общем уровне находится общий интеллект. Далее, широкий уровень состоит из общих способностей, таких как плавное мышление, кратковременная память и скорость обработки. Наконец, по мере продолжения иерархии узкий уровень включает специфические формы когнитивных способностей. Например, краткосрочная память будет далее разбиваться на объем памяти и объем рабочей памяти.
Интеллект также может иметь разное значение и значение в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латиноамериканских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.
Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.
Творчество
Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Креативность часто связана со способностью человека к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление можно описать как «нестандартное мышление»; это позволяет человеку прийти к уникальным множественным решениям данной проблемы. Напротив, конвергентное мышление описывает способность дать правильный или хорошо зарекомендовавший себя ответ или решение проблемы (Cropley, 2006; Gilford, 1967)
Ежедневная связь
Творческий подход
Доктор Том Стейтц, бывший профессор биохимии и биофизики Йельского университета в Стерлинге, посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие может помочь в производстве антибиотиков и предотвращении болезней. В результате своей работы на протяжении всей жизни он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году.