30.11.2024

Психоэмоциональная устойчивость это: Психологическая и эмоциональная устойчивость

Психологическая и эмоциональная устойчивость

Психологическая устойчивость, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость – это понятия, дополняющие друг друга и формирующие систему личности.

Психологическая устойчивость — это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя и преодолевать ее последствия с помощью способов, совершенствующих личность, повышающих уровень ее адаптации и социальную зрелость. Фактически эта характеристика означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций.

В современной психологической науке предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями.

Следует отметить, что у исследователей нет единого мнения относительно ве­дущего компонента психологической устойчивости.

 Одни авторы считают ведущим когнитивный компонент, другие — эмоциональный и волевой (стрессоустойчивость, эмоционально-волевая устойчивость) или мотивационный компоненты. Некоторые исследователи предлагают рассматривать совокупность качеств, обеспечивающих устойчивость человека к экстремальным факторам. Интегративный подход к рассмотрению этого сложного качества является наиболее перспективным.

Так, например, А.Г. Маклаков ввел понятие «личностный адаптационный потенциал», который определяет устойчивость человека к экстремальным факторам. Он включает в себя следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики автор считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.

Г.С. Никифоров рассматривает психологическую устойчивость как сложное качество личности, уровень которой проявляется в ее профессиональной деятельности, в надежности работника. Психологическая устойчивость, по его мнению, представляет собой синтез отдельных качеств и способностей, в котором объединяются уравновешенность, стойкость, стабильность и сопротивляемость.

Уравновешенность — это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса).

Стойкость подразумевает способность противостоять трудностям, сохраняя веру в ситуации фрустрации, а стабильность — постоянный уровень настроения.

Сопротивляемость заключается в способности личности сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, а также свободу от любых видов зависимости.

Различные аспекты психологической устойчивости нашли свое отражения и в зарубежной науке.
 Так, например, изучая различное влияние стрессовых жизненных событий на болезнь руководителей, С. Кобаса предложил понятие Hardiness — особенность личности, которая в отечественной литературе переводится как выносливость, стойкость или жизнестойкость, смелость, отвага, крепость, дерзость. В дальнейшем понятие Hardiness получила дальнейшее развитие в работах С. Мадди, где оно рассматривается как интегративное качество личности, являющимся показателем психического здоровья человека.

Нardiness состоит из трёх компонентов: обязательности, контроля и способности принять вызов.
Обязательность — это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, иначе говоря, смысловая и целевая ориентация человека. Включённость — это важное определение себя и окружающего мира, а также характера их взаимодействия. Она даёт силы, мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу жизни и поведению, а также даёт возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Контроль — это тенденция думать и поступать так, как будто существует реальная возможность влиять на ход событий. Это качество, которое мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений и не позволяет человеку впасть в состояние беспомощности и пассивности. Обладая контролем, человек уверен, что любую трудную ситуацию можно преобразовать так, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется ему в чём-то ему полезной. Оценивая даже трагические события, человек снижает их значимость и уменьшает тем самым психотравмирующий эффект.

Вызов (способность принять вызов) означает восприятие опасности как сложной задачи, знаменующей собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Это способность переживать любое событие в качестве стимула для развития собственных возможностей. Этот компонент Нardiness помогает человеку оставаться открытым для окружающей среды и общества. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова лично себе и предстоящих испытаний.

Таким образом, существует целый комплекс личностных качеств, способствующих адаптивному, нетравматичному переживанию экстремальных ситуаций и обеспечивающих успешность преодоления их последствий, который может быть охарактеризован как интегративная характеристика личности – психологическая устойчивость к экстремальным ситуациям.
В современных зарубежных исследованиях Нardiness считается важным фактором, ведущим к надежным и устойчивым результатам профессиональной деятельности, особенно специалистов экстремального профиля. Так, например, результаты исследования 405 пожарных сообществ Мадрида показали, что Нardiness может являться сдерживающим фактором между профессиональными стресс-факторами и выгоранием.

Деятельность пожарных характеризуются высоким уровнем нервно-психической напряженности, что связано с наличием реальной витальной угрозы, с воздействием экстремальных факторов ситуации, а также необходимостью принимать решения в условиях новизны, неопределённости, дефицита времени и высокой ответственности.

С ростом трудности ситуации эффектив­ность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости специалиста, которая наряду с профессиональным мастер­ством, предполагающим знания, умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях, определяет эффективность и надежность деятельности специали­ста экстремального профиля.

Психологическая устойчивость, представляющая собой обобщенный режим функционирования и включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, должна проявляться на всех этапах выполнения профессиональной задачи пожарных, которые условно можно разделить на три: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя сигнал о пожаре и выезд на место чрезвычайной ситуации. Особенностью подготовительного этапа является внезапность и неопределенность информации. Главной задачей специалиста на этом этапе является предотвратить состояние тревожности и привести уровень нервно-психического напряжения к оптимальному уровню — состоянию боевой готовности.

Основной этап включает непосредственные профессиональные действия, направленные на спасение людей и материальных объектов. Особенностями этого этапа являются: опасность, неопределённость ситуации, жесткий дефицит времени. Условия ситуации предъявляют повышенные требования к когнитивным способностям специалиста, что выражается: в объективной оценке и анализе ситуации, в поиске неизвестной или противоречивой информации, в принятии решений. В поведенческой сфере психологическая устойчивость на этом этапе проявляется в активных действиях, направленных на изменение ситуации с использованием неспецифических форм активности, т. е. действий, обеспечивающих наиболее эффективный результат в конкретной чрезвычайной ситуации, гибкости и быстроте перехода от одной задачи к другой. Таким образом, главной задачей специалистов на этом этапе является мобилизация своих ресурсов на выполнение своего профессионального долга.

На заключительном этапе важной задачей является восстановление эмоционального равновесия с помощью приемов саморегуляции и конструктивных преобразующих стратегий совладания.
Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности специалиста, заключающееся в способности не поддаваться неблагоприятным обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий.

Уровень психологической устойчивости специалиста, с одной стороны, проявляется в надежности профессиональной деятельности. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом для полноценного переживания самореализации и удовлетворенности жизнью в целом, что в свою очередь повышает уровень психологической устойчивости.

Жизнестойкость в модели стресса
Одним из первых и наиболее убедительных исследова­ний, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телеком­муникационной компании штата Иллинойс (Illinois Bell Telephone Company — IВТ).

 Стрессогенная ситуация в ком­пании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта си­туация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работни­ков, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависи­мость между выраженностью компонентов жизнестойкос­ти и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании.

При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболева­ния оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компо­нентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компо­нентов
—1,1%.

Как работает жизнестойкость? За счет чего она позво­ляет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (см. рис. 1): они могут влиять на оценку ситуации («Несет ли она угрозу для меня?», «Могу ли я с ней спра­виться?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведе­ние, преодоление трудностей.

Психологическая, эмоциональная устойчивость личности., Психология – Гештальт Клуб

Психологическая, эмоциональная устойчивость личности.

— Автор статьи: Артем Хмелевский

Под термином психологической устойчивости личности  в самой психологии подразумевают умение сохранять оптимальное функционирование психики в изменяющихся обстоятельствах, в обстановке стресса.
   

Стабильность психики человека зависит от многих факторов. Внутренних: глубинные убеждения; ценности; жизненные стратегии; уровень интеллекта и личностного развития; устойчивость, способность опираться на себя и окружающих. И факторов внешних: семья; социальное окружение; профессиональная деятельность; среда обитания.  Эти факторы, постоянно взаимодействуя между собой, образуют вместе достаточно динамичную систему. Это деление на внешние и внутренние факторы достаточно условно, так как одни могут переходить и формировать другие.
  

И если тип нервной системы, темперамент – даются человеку от рождения. То воспитание, образование, жизненный опыт, навыки, отношение к себе и окружающему миру мы приобретаем и усваиваем на протяжении всей жизни.

  

К сожалению, очень многие люди считают себя недостаточно умными, красивыми, сильными, чтобы добиваться успехов в профессиональной, личной жизни. Они часто говорят (в первую очередь себе самим): «мне не везет», «я не смогу», «я не рожден победителем» и многие другие мантры неудачника, создающие достаточно устойчивые, глубинные убеждения, способные испортить жизнь.
  

С другой стороны, излишняя самоуверенность в виде глубинных убеждений: «я всемогущий», «я в ответе за все и за всех», «я никогда не ошибаюсь», способны так перегрузить жизнь излишними стрессами, тревогой и ответственностью, что жизнь превращается в тяжелую, изнуряющую ношу.
   

Подобные убеждения формируют основу личности, ее центр, вокруг которого и формируются все остальные жизненные события. И важно понимать, что именно мы организовываем те или иные жизненные обстоятельства и сами же их интерпретируем. И там, где один видит крах и поражение, другой увидит новый шанс и возможность. И эта способность узреть новое, заглянуть за горизонт опыта, учиться, пробовать и экспериментировать называется творческим приспособлением.

    

Другими словами, психологическая устойчивость – это не слабость и не твердость нервной системы, а именно гибкость. Именно мобильность психики, ее способность творчески приспосабливаться к меняющимся условиям среды – главная характеристика стабильности психики.  И чем выше данное качество, тем адекватнее становится реакция человека.
   

Опять же, важнейшим фактором эмоциональной устойчивости является способность замечать, принимать и проживать свои эмоции, какими бы они не были. Ведь не внешние обстоятельства, сложности, трудности, а именно наша неспособность пройти через собственные негативные эмоции (тревогу, страх, отвращение, стыд) приводят к психологическим травмам, негативно сказываются на нашей психологической устойчивости.


 

Теги: психологическая зрелость, устойчивость, уверенность, чувства, эмоции, выбор

0

Нравится: 0

0 2663 0

Пожаловаться

Ваше сообщение

2.5 Эмоциональная стабильность | Soulbus-e-Coach

Способность справляться с психологическим стрессом. В межкультурном контексте человек сталкивается с различными культурными и межличностными ситуациями, с которыми необходимо справляться.

Как строится этот модуль Эмоциональная устойчивость

В первую очередь вам необходимо ознакомиться с понятием эмоциональной устойчивости; что это такое и на чем основано.

Во-вторых, вы должны осознавать свои чувства, мысли и поведение, выполняя небольшие тесты.

В-третьих, эмоциональная стабильность должна способствовать вашей компетентности в обучении или наставничестве студентов из другой страны и культуры, с другими ценностями и нормами, чем у вас.

Как вы можете «понять» эмпатию людей, отличных от нас самих?

Чтобы достичь этих целей, вы читаете теории; просматривайте видео, выполняйте задания для себя и обсуждайте дела на форуме с коллегами.

Порядок главы:

  • Индикаторная диаграмма.
  • Эмоциональная стабильность, концепция.
  • Эмоциональная стабильность, самопроверка
  • Эмоциональный интеллект.

График индикатора

Концепция эмоциональной стабильности

Эмоциональная стабильность – это способность сохранять эмоциональное равновесие в стрессовых ситуациях. Это противоположность эмоциональной нестабильности и невротизму.

Эмоционально стабильные люди переносят незначительные стрессы и напряжения в повседневной жизни, не проявляя эмоционального расстройства, беспокойства, нервозности, напряжения или гнева. Они способны сохранять самообладание при незначительном эмоциональном напряжении. Они довольно постоянны в своем основном настроении и обычно быстро возвращаются к этому состоянию после тех случаев, когда они испытали значительный стресс или были спровоцированы в исключительных случаях. С другой стороны, неуравновешенный человек подвержен довольно широким, частым и часто непредсказуемым изменениям настроения, которые могут колебаться от полюса к полюсу 9.0038 1 .

Эмоциональная устойчивость позволяет человеку выработать целостное и сбалансированное восприятие жизненных проблем. Эта организаторская способность и структурированное восприятие помогают развивать ориентированное на реальность мышление, способность суждения и оценки. У человека развиваются чувства, восприятие и отношение, которые помогают понять реалии жизни, а также условия и обстоятельства, которые создают несчастные ситуации в жизни. Такое понимание помогает развивать большую силу эго 2 .

Эмоциональная устойчивость является важным показателем мультикультурных компетенций. Ожидается, что компетентные преподаватели и наставники будут обучать и контролировать студентов / стажеров из разных культур и могут импровизировать в зависимости от ситуации. Особенно в интернациональных классах или группах со смешанным культурным наследием может быть трудно эффективно справляться со стрессовыми событиями и ситуациями. Учителям и наставникам нужна способность поддерживать эмоциональный баланс в этих стрессовых обстоятельствах и держаться подальше от эмоциональной нестабильности или невротизма.

Этот баланс играет роль в нескольких характерах и эмоциях, таких как пессимизм/оптимизм, тревога/спокойствие, агрессия/терпимость, зависимость/автономия, эмоции/логика, апатия/сопереживание.

Эмоциональный интеллект

Качество обучения и наставничества иностранных студентов/стажеров во многом зависит от профессиональной компетентности и эмоциональной устойчивости преподавателей/наставников. Такие эмоции, как разочарование, несчастье, неудовлетворенность, негативно отражаются на студентах и ​​стажерах. Поэтому важно правильно контролировать эмоции.

Эмоции склонны принимать краткосрочные решения, в то время как решения, принимаемые с нашей рациональностью, имеют долгосрочную ценность. Эмоциональный интеллект является важной характеристикой для поддержания баланса между эмоциями и отношением. Эмоциональный интеллект помогает минимизировать негативное влияние эмоций на неудачи. Это показывает важность эмоционального интеллекта.

Читать:

– «Исследование эмоционального интеллекта учителей старших классов средней школы штата Мадхья-Прадеш»

– «Прежде чем сказать «да», Рэй Притчард (2008), стр. 52/53

Что такое невротизм? — Узнайте все о черте личности невротизм

JavaScript
Для полной функциональности этого сайта необходимо включить JavaScript. Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем веб-браузере.

Эмоциональная стабильность или невротизм — одна из пяти личностных черт теории личности Большой пятерки. Эмоциональная стабильность относится к способности человека оставаться стабильным и уравновешенным. На другом конце шкалы человек с высоким уровнем невротизма склонен легко испытывать негативные эмоции. Нейротизм похож, но не идентичен невротизму во фрейдистском смысле. Некоторые психологи предпочитают называть невротизм термином 9. 0072 эмоциональная стабильность , чтобы отличить его от термина невротик в тесте карьеры.

Человек с высокой эмоциональной стабильностью стабилен и спокоен

Люди с высокой эмоциональной стабильностью (низкий уровень невротизма) в тесте карьеры реагируют менее эмоционально и менее легко расстраиваются. Они, как правило, эмоционально стабильны, спокойны и не испытывают постоянно негативных чувств. Тот факт, что эти люди свободны от отрицательных чувств, не означает, что они испытывают много положительных чувств. Последнее является чертой экстраверсии.

Люди с высоким уровнем невротизма эмоционально реактивны

Люди с высоким уровнем невротизма очень эмоционально реактивны. У них будет эмоциональная реакция на события, которые не затронули бы большинство людей. Тот, у кого высокий балл по невротизму в личностном тесте, имеет больше шансов почувствовать угрозу или быть в плохом настроении в обычной ситуации. Им может быть трудно ясно мыслить и справляться со стрессом. Пройдите бесплатный личностный тест, чтобы узнать больше о своих сильных сторонах в карьере и получить тест личности .

Подчерты черты эмоциональной стабильности

Каждая из Большой пятерки черт личности состоит из шести граней или подчерт. Чтобы проверить личность, их можно оценить независимо от черты, к которой они принадлежат. Подчерты эмоциональной стабильности:

  • Беспокойство
  • Гнев
  • Депрессия
  • Застенчивость
  • Неумеренность
  • Уязвимость

Бесплатный тест личности Большой пятерки

Хотите узнать больше о себе и своих сильных сторонах? Пройдите бесплатный личностный тест Большой пятерки

К личностному тесту

Карьера и эмоциональная стабильность

Человек с высоким уровнем эмоциональной устойчивости предпочтительнее для большинства профессий, потому что он лучше контролирует свои эмоции на работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *