01.06.2024

Произвольное внимание в психологии это определение: Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Содержание

Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Что собой представляет произвольное внимание, Его определение, характеристики, виды, особенности и формирование.

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

  • его опосредованность и осознанность;
  • произвольность;
  • возникновение в ходе эволюции развития общества;
  • формирование в течение жизни;
  • прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;
  • зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

  • Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
  • Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
  • Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.
  • Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

  • Умение группировать воспринимаемые объекты.
  • Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.
  • Логически последовательные и понятные указания взрослого.
  • Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).
  • Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки внимания всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Что такое произвольное внимание. Особенности формирования и виды.

Началась школьная пора, а, значит, многие родители снова «сядут за уроки». После каникул детям сложно сконцентрироваться на учебе, их отвлекают социальные сети, друзья, интересные занятия. Определенного усердия и включенности в процесс обучения от детей требуют и в дошкольных образовательных учреждениях. 

Зачастую родители считают своих детей невнимательными, потому что видят рассеянный взгляд, неусидчивость, отсутствие желания. Но не многие знают, как формируется произвольное внимание — важный навык, который поддается «тренировке».

В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.

В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.

Что такое произвольное внимание

Внимание в общем смысле — это биологический процесс, который заключается в формировании познавательной активности и направлении ее на объекты окружающего мира.

Этот биологический процесс принято разделять на:

  • непроизвольный
  • произвольный
  • послепроизвольный

Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий (умственных, физических, интеллектуальных). Его можно назвать пассивным. В любом возрасте мы с вами можем непроизвольно останавливать взгляд на чем-либо и проявлять кратковременный интерес.

Произвольное внимание в психологии — это процесс осознанного, сфокусированного, нацеленного на определенный результат и активного внимания для решения поставленных задач. Этот процесс характеризуется нацеленностью на результат, наличием задачи, поэтапностью ее реализации, волевыми усилиями, повышением концентрации.

Произвольность внимания мы формируем с детства — когда в младенчестве мама дает нам игрушку, мы смотрим на ее и концентрируемся на форме и цвете. Так начинает формироваться необходимая психическая функция.

Мы концентрируемся на каком-то действии, ставим перед собой задачу и выполняем ее благодаря навыкам произвольного внимания.

Пример

Учитель удерживает интерес учеников на предмете, а ученики концентрируются на информации, написанной на доске. Водители, благодаря навыку произвольного внимания, могут следить за дорогой, движением и обстановкой вокруг для недопущения ДТП. Посетители кинотеатра включаются в увлекательный процесс, когда следят за происходящим на экране.

Психологическая сущность произвольного внимания заключается в том, что человек прилагает определенные усилия к восприятию информации, анализирует свои действия для того, чтобы достичь определенных результатов, проявляет свою волю, личные качества.

Важно! На степень развития произвольного внимания влияет интеллектуальное развитие, воспитание, процесс обучения и освоения новых знаний, социальная среда (особенно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях).

Виды произвольного внимания

Произвольное внимание бывает нескольких видов и отличается определенными свойствами. Ниже в таблице мы рассмотрим, чем обусловлено волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное внимание.

Вид произвольного внимания

Характеристики произвольного процесса

Волевое

Проявляется волевым качеством, когда нужно принять решение, выбрать между желанием и обязательствами, если они противоречат друг другу.

Выжидательное

Такой произвольный процесс проявляется тогда, когда человеку нужно дополнительное время на обдумывание ситуации.

Сознательное

Не требует больших умственных и логических усилий, естественный процесс для человека.

Спонтанное

Сначала возникает необходимость сконцентрироваться на каком-то действии, а потом человеку не требуются большие усилия.

В силу возраста ребенка произвольное внимание имеет свои особенности. Младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут, уровень концентрации растет, в 2-3 года занять ребенка можно на 40 минут, а к дошкольному возрасту развиваются собственные волевые черты при принятии решений.

При этом у младших школьников усидчивости не хватает, поэтому им трудно концентрироваться на предмете и задаче больше часа.

Особенности произвольного процесса

Произвольное внимание имеет свои особенности, например, важную роль в его формировании играет социальный фактор. Уровень внимания складывается из личного прошлого опыта и знаний (они накладываются друг на друга, формируя целостную личность), окружения, воспитания и некоторых других факторов.

Произвольное внимание как психическая функция характеризуется следующими условиями:

  • активной умственной деятельностью
  • поэтапностью и логичностью
  • осознанным подходом
  • эволюционным происхождением
  • наличием определенных условий для усвоения информации

Важно! Развить произвольное внимание в отрыве от социальных связей и окружения практически невозможно. Сначала этот процесс у ребенка формируют взрослые, а только после 5-6 лет он может организовывать собственную внимательность самостоятельно.

Как повысить степень концентрацию ребенка

В современном мире нас окружают очень много раздражителей, поэтому даже взрослому тяжело концентрироваться на каком-то действии, не то что ребенку.

Но при этом статистика показывает, что вниманием можно не только управлять, но и тренировать его. Для этого психологи, социальные работники, педагоги пользуются специальными методиками. Родители тоже могут участвовать в процессе тренировки.

Стоит отметить, что на степень детского произвольного внимания влияют:

  • общее физическое и эмоциональное состояние ребенка
  • благоприятная атмосфера и окружение (без громких звуков, шума, большого количества людей и без других отвлекающих факторов)
  • правильная постановка цели
  • возрастные возможности, навыки и умения
  • чередование физической и умственной деятельности

Родителям детей младшего дошкольного и школьного возраста рекомендовано управлять вниманием ребенка через игры.

Более старшие дети могут разгадывать кроссворды, решать логические задачи, проходить психологические тесты, решать более сложные задачи. Впрочем, игровой элемент «работает» даже со взрослыми, не говоря уже о детях.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы стали замечать, что ваш ребенок стал неусидчивым, ему трудно сконцентрировать на решении задач, ему трудно проявлять свои волевые качества. Наши психологи проведут индивидуальные консультации с вами и вашим ребенком и помогут направить интерес ребенка на нужную деятельность.

Частые вопросы

Что такое произвольное внимание?

+

Приведем краткое определение — это процесс фокусировки на каком-то определенном объекте окружающей среды или задаче для получения необходимого результата.

Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?

+

Простейшая форма этого процесса — перевод взгляда на предмет перед глазами проявляется у младенцев. В возрасте 2-3 лет у ребенка формируется сознательное произвольное внимание. В более старшем возрасте (около 5 лет) ребенок может выполнить несложные инструкции взрослого — его навыка хватает на то, чтобы понять и проанализировать желание родителя. В 7-8 лет развиваются собственные волевые процессы, появляется осознанной в желаниях и определенное целеполагание.

Как организовать занятия с ребенком, чтобы он не терял концентрацию?

+

Как мы уже сказали ранее, дошкольники хорошо воспринимают обучение в игровой форме, поэтому вы можете перед началом игры объяснить все правила, обозначить сроки игры (специально отмечать начало и конец игры), группировать предметы таким образом, чтобы в поле зрения были только нужные для занятия атрибуты (убирайте излишний «шум»), чередуйте игры, направленные на развитие разных органов чувств (тактильные, слуховые, зрительные), дозируйте время занятия (когда от ребенка требуется максимальная концентрация) и не забывайте про краткие перерывы.

В чем причина слабого произвольного внимания у ребенка?

+

Причин может быть несколько — от усталости и стресса до серьезных заболеваний, таких как СДВГ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, изменения структур головного мозга, сосудистые нарушения. Также психологи и врачи отмечают, что снижение концентрации может говорить о недостаточном психическом тонусе.

Заключение эксперта

Внимание, как психологический и физический процесс играет важную роль в формировании личности. Развитием интереса и усидчивости у ребенка должны заниматься родители, социальные работники, педагоги и психологи. Правильно выстроенная системы образования напрямую влияет на уровень развития внимательности и интеллекта ребенка.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 347

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Непроизвольное внимание | Неврология внимания: контроль внимания и выбор

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Neuroscience of Attention: Attentional Control and SelectionCognitive PsychologyNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Neuroscience of Attention: Attentional Control and SelectionCognitive PsychologyNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Хопфингер, Джозеф Б. и Эмили Л. Паркс, «Непроизвольное внимание», в книге Джорджа Р. Мангуна (ред.), The Neuroscience of Attention: Attentional Control and Selection (2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195334364.003.0002, по состоянию на 8 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Neuroscience of Attention: Attentional Control and SelectionCognitive PsychologyNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Neuroscience of Attention: Attentional Control and SelectionCognitive PsychologyNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе основное внимание уделяется исследованиям с использованием метода потенциалов, связанных с событиями (ERP), для изучения механизмов непроизвольного внимания. Учитывая очень быстрое течение рефлекторного внимания и его быстрое переключение с облегчения обработки цели на торможение, методы, которые непосредственно измеряют нейронную активность, важны для понимания быстрой динамики непроизвольного внимания. Важнейшие вопросы, рассматриваемые в этой главе, вращаются вокруг следующих вопросов: Какая стадия или стадии обработки информации, от первоначального ощущения до выполнения реакции, модулируются механизмами непроизвольного внимания? Влияют ли непроизвольное и произвольное внимание на нейронную обработку одинаково? Как взаимодействуют произвольное и непроизвольное внимание, когда их противопоставляют друг другу? Является ли привлечение внимания автоматическим или зависит от целей сверху вниз? Что отличает способность одних испытуемых избегать отвлечения лучше, чем других? Что помимо первоначальной рефлекторной ориентации на заметный стимул непроизвольно удерживает внимание?

Ключевые слова: потенциал, связанный с событием, рефлексивное внимание, обработка нейронов, произвольное внимание, непроизвольное внимание, отвлечение

Субъект

Нейропсихология Когнитивная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Внимание: определение, типы и теории, психология

Как следует из названия, внимание относится к сосредоточению внимания на чем-либо или наблюдению за ним. Несмотря на простое название, реальный процесс далеко не прост. В психологических исследованиях выявлено множество факторов, влияющих на внимание. Знаете ли вы, что если у вас много мыслей, то вы с меньшей вероятностью сможете что-то уделить внимание, или если вы не прилагаете сознательных усилий для запоминания информации, вы, скорее всего, забудете ее?

  • Сначала мы рассмотрим определение внимания в психологии.
  • Затем в объяснении будет рассмотрено восприятие и внимание в когнитивной психологии.
  • Далее будут рассмотрены виды внимания в психологии.
  • После этого будут обсуждаться факторы, влияющие на внимание в психологии.
  • Наконец, будут представлены теории внимания в психологии.

Внимание Определение: Психология

Внимание — это целая область теории и исследований в области когнитивной психологии.

Внимание — это когнитивный процесс, включающий наблюдение или осознание чего-либо; это не должно быть в вашем периферийном поле зрения.

Например, когда мы пытаемся вспомнить воспоминания, мы должны обратить на них внимание, чтобы перенести их из хранилища долговременной в краткосрочную память. Теперь мы на самом деле не видим память, а вместо этого фокусируемся на ней.

Мозг получает огромное количество информации; у него ограниченные ресурсы, поэтому он не может обрабатывать все, что мы видим. Здесь вступает в действие процесс внимания.

Процесс внимания можно сравнить с аналогом фильтра. Во время процесса он фильтрует стимулы, которые мы определяем как важные, например. когда мы сосредотачиваемся на нем и игнорируем не относящиеся к делу стимулы.

Восприятие и внимание в когнитивной психологии

Восприятие и внимание имеют взаимозависимые отношения в отношении внимания к стимулам.

Восприятие – это способность наблюдать и осознавать стимулы в окружающей среде, такие как объекты, люди или события. Восприятие не ограничивается тем, что мы видим; это также связано с другими нашими чувствами, т.е. то, что мы слышим, осязаем, обоняем и пробуем на вкус.

Когнитивная психология приложила огромные усилия для объяснения связи между вниманием и восприятием.

Исследования показали, что когда мы что-то воспринимаем, мы должны обратить на это внимание, и тогда мы можем сохранить эту информацию в долговременной памяти. И когда мы сосредотачиваемся на чем-то, мы можем воспринимать больше деталей.

Это подчеркивает взаимозависимую связь между двумя когнитивными процессами.

Исследования в области когнитивной психологии показали, что, когда мы обращаем внимание на информацию, можно наблюдать различные вещи, например:

  • Во время концентрации внимания можно наблюдать активацию лобной доли (передней части мозга).
  • Тело может находиться в состоянии возбуждения. Общий адаптационный синдром Селеника гласит, что тело автоматически реагирует на стрессоры (возбуждение), заставляя людей концентрироваться или становиться сверхбдительными. Эти симптомы являются формами внимания.
  • Характеристики внимания могут различаться в зависимости от типа внимания.

Характерной чертой устойчивого внимания является интенсивная концентрация. С другой стороны, избирательное внимание характеризуется способностью фиксироваться на чем-либо, игнорируя фоновый шум.

Типы внимания в психологии

Хотя внимание представляет собой единый когнитивный процесс, психологи обнаружили, что люди обращают внимание по-разному.

Различают следующие типы внимания:

  1. Сфокусированное внимание относится к сосредоточению внимания на одном стимуле.
  2. Избирательное внимание относится к обращению внимания на один стимул, даже если есть отвлекающие факторы.
  3. Постоянное внимание относится к концентрации внимания на стимуле в течение длительного периода времени.
  4. Распределенное внимание относится к вниманию, направленному более чем на один стимул одновременно.
  5. Перемежающееся внимание возникает, когда внимание переключается между различными стимулами.

Таким образом, ваше внимание при подготовке к экзамену (устойчивое внимание) отличается от того, которое вы используете при просмотре игры в регби (распределенное внимание).

Факторы, влияющие на внимание в психологии

Тип доступного внимания зависит от определенных факторов. Факторами, влияющими на внимание в психологии, являются наличие отвлекающих факторов, таких как фоновый шум.

Наша способность концентрировать внимание может различаться в зависимости от контекста этих отвлекающих факторов и стимулов, на которые мы обращаем внимание. Если что-то особенно важно для вас (например, если у вас хорошая память или личный интерес), вы можете быть более склонны обращать на это внимание, и это может повлиять на вашу способность концентрировать внимание.

Это также верно, если у вас мало интереса или нет личного отношения к теме. В этом случае вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы уделить внимание теме (произвольное внимание), особенно если стимул требует активного участия, как при чтении.

Другие формы удержания внимания могут быть более непроизвольными. Ваше внимание может быть привлечено, если что-то особенно бросается в глаза или вызывает стресс (например, если вы находитесь в опасной ситуации).

Примеры различных форм внимания: непринужденное, непроизвольное, сфокусированное, пространственное и т. д.

Рис. 1. Изображение школьника, занимающегося сосредоточенным вниманием.

Теории внимания в психологии

Основными теориями, способствующими нашим знаниям о внимании в психологии, являются слуховое избирательное внимание и зрительное невнимание. Слуховое внимание было исследовано и теоретизировано Черри и Морреем в 1959 . Теория визуального невнимания была исследована Simon and Chabris (1999) .

Слуховое избирательное внимание

Черри разработал теорию слухового избирательного внимания в 1959 году. В этом исследовании Черри (1959) использовал методы исследования дихотического затенения. Черри предложил «эффект вечеринки с коктейлем», чтобы объяснить, как может измениться избирательное внимание.

Эта теория объясняет пример слухового внимания в контексте вечеринки.

Когда кто-то разговаривает со своими друзьями, он обращает внимание на этот разговор. Однако, если они вдруг услышат, как их зовут с противоположной стороны комнаты. Внимание человека будет сосредоточено на человеке, который назвал его имя, а не на разговоре.

Избирательное слуховое внимание — это способность сосредотачиваться на звуковом стимуле, который интересует человека, игнорируя при этом другие.

Следуя этим результатам, Морей (1959) провел три эксперимента, чтобы подтвердить выводы Черри. Он попытался сделать это с помощью эмпирических методов. Его исследование также предоставило доказательства того, как работает эффект коктейльной вечеринки.

Например, Морей обнаружил, что участники лучше слышали «отклоненное» сообщение, когда они слышали аффективные сигналы, а не неаффективные. Это открытие предполагает, что люди могут переключать свое внимание, и это может происходить даже тогда, когда они зациклены на стимуле, потому что услышали что-то связанное с ним.

Зрительное невнимание

Похоже, мы обращаем внимание на визуальные стимулы иначе, чем на слуховую информацию. Саймон и Чабрис (1999) отметили это при исследовании преднамеренной слепоты.

Слепота по невнимательности означает, что человек не замечает очевидного стимула. Согласно этой теории, мы пропускаем информацию, потому что люди заняты другими раздражителями.

Зрительная невнимательность, как и слуховое внимание, возникает, когда человек не видит что-то очевидное.

В ходе исследования участников просили сосредоточиться на задаче. Исследователи сказали участникам, что они будут проверены после того, как видео закончится, чтобы убедиться, что они зациклились на задаче.

Целью исследования было выяснить, восприняли ли участники неожиданное событие. Неожиданным событием стала женщина с зонтиком или женщина в костюме гориллы.

Исследование показало, что люди чаще замечают вещи:

  • Когда они сосредоточены на простой задаче, а не на сложной.
  • Ясно видны раздражители, на которые они не обращают внимания.
  • Когда стимулы имеют сходные с ними физические характеристики.

Подобно открытиям Черри и Морей, невнимательность можно преодолеть, если стимулы, на которые они не обращают внимания, связаны с человеком.

Внимание – основные выводы

  • Под вниманием в психологии понимается когнитивный процесс, который включает в себя наблюдение или осознание чего-либо.
  • Некоторыми примерами типов внимания в психологии являются сфокусированное, избирательное, устойчивое, разделенное и чередующееся внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *