Что такое произвольное внимание. Особенности формирования и виды.
Началась школьная пора, а, значит, многие родители снова «сядут за уроки». После каникул детям сложно сконцентрироваться на учебе, их отвлекают социальные сети, друзья, интересные занятия. Определенного усердия и включенности в процесс обучения от детей требуют и в дошкольных образовательных учреждениях.
Зачастую родители считают своих детей невнимательными, потому что видят рассеянный взгляд, неусидчивость, отсутствие желания. Но не многие знают, как формируется произвольное внимание — важный навык, который поддается «тренировке».
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
Что такое произвольное внимание
Внимание в общем смысле — это биологический процесс, который заключается в формировании познавательной активности и направлении ее на объекты окружающего мира.
Этот биологический процесс принято разделять на:
- непроизвольный
- произвольный
- послепроизвольный
Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий (умственных, физических, интеллектуальных). Его можно назвать пассивным. В любом возрасте мы с вами можем непроизвольно останавливать взгляд на чем-либо и проявлять кратковременный интерес.
Произвольное внимание в психологии — это процесс осознанного, сфокусированного, нацеленного на определенный результат и активного внимания для решения поставленных задач. Этот процесс характеризуется нацеленностью на результат, наличием задачи, поэтапностью ее реализации, волевыми усилиями, повышением концентрации.
Произвольность внимания мы формируем с детства — когда в младенчестве мама дает нам игрушку, мы смотрим на ее и концентрируемся на форме и цвете. Так начинает формироваться необходимая психическая функция.
Мы концентрируемся на каком-то действии, ставим перед собой задачу и выполняем ее благодаря навыкам произвольного внимания.
Пример
Учитель удерживает интерес учеников на предмете, а ученики концентрируются на информации, написанной на доске. Водители, благодаря навыку произвольного внимания, могут следить за дорогой, движением и обстановкой вокруг для недопущения ДТП. Посетители кинотеатра включаются в увлекательный процесс, когда следят за происходящим на экране.
Психологическая сущность произвольного внимания заключается в том, что человек прилагает определенные усилия к восприятию информации, анализирует свои действия для того, чтобы достичь определенных результатов, проявляет свою волю, личные качества.
Важно! На степень развития произвольного внимания влияет интеллектуальное развитие, воспитание, процесс обучения и освоения новых знаний, социальная среда (особенно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях).
Виды произвольного внимания
Произвольное внимание бывает нескольких видов и отличается определенными свойствами. Ниже в таблице мы рассмотрим, чем обусловлено волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное внимание.
Вид произвольного внимания |
Характеристики произвольного процесса |
Волевое |
Проявляется волевым качеством, когда нужно принять решение, выбрать между желанием и обязательствами, если они противоречат друг другу. |
Выжидательное |
Такой произвольный процесс проявляется тогда, когда человеку нужно дополнительное время на обдумывание ситуации. |
Сознательное |
Не требует больших умственных и логических усилий, естественный процесс для человека. |
Спонтанное |
Сначала возникает необходимость сконцентрироваться на каком-то действии, а потом человеку не требуются большие усилия. |
В силу возраста ребенка произвольное внимание имеет свои особенности. Младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут, уровень концентрации растет, в 2-3 года занять ребенка можно на 40 минут, а к дошкольному возрасту развиваются собственные волевые черты при принятии решений.
При этом у младших школьников усидчивости не хватает, поэтому им трудно концентрироваться на предмете и задаче больше часа.
Особенности произвольного процесса
Произвольное внимание имеет свои особенности, например, важную роль в его формировании играет социальный фактор. Уровень внимания складывается из личного прошлого опыта и знаний (они накладываются друг на друга, формируя целостную личность), окружения, воспитания и некоторых других факторов.
Произвольное внимание как психическая функция характеризуется следующими условиями:
- активной умственной деятельностью
- поэтапностью и логичностью
- осознанным подходом
- эволюционным происхождением
- наличием определенных условий для усвоения информации
Важно! Развить произвольное внимание в отрыве от социальных связей и окружения практически невозможно. Сначала этот процесс у ребенка формируют взрослые, а только после 5-6 лет он может организовывать собственную внимательность самостоятельно.
Как повысить степень концентрацию ребенка
В современном мире нас окружают очень много раздражителей, поэтому даже взрослому тяжело концентрироваться на каком-то действии, не то что ребенку.
Но при этом статистика показывает, что вниманием можно не только управлять, но и тренировать его.
Стоит отметить, что на степень детского произвольного внимания влияют:
- общее физическое и эмоциональное состояние ребенка
- благоприятная атмосфера и окружение (без громких звуков, шума, большого количества людей и без других отвлекающих факторов)
- правильная постановка цели
- возрастные возможности, навыки и умения
- чередование физической и умственной деятельности
Родителям детей младшего дошкольного и школьного возраста рекомендовано управлять вниманием ребенка через игры. Более старшие дети могут разгадывать кроссворды, решать логические задачи, проходить психологические тесты, решать более сложные задачи. Впрочем, игровой элемент «работает» даже со взрослыми, не говоря уже о детях.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы стали замечать, что ваш ребенок стал неусидчивым, ему трудно сконцентрировать на решении задач, ему трудно проявлять свои волевые качества. Наши психологи проведут индивидуальные консультации с вами и вашим ребенком и помогут направить интерес ребенка на нужную деятельность.
Частые вопросы
Что такое произвольное внимание?
+
Приведем краткое определение — это процесс фокусировки на каком-то определенном объекте окружающей среды или задаче для получения необходимого результата.
Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?
Простейшая форма этого процесса — перевод взгляда на предмет перед глазами проявляется у младенцев. В возрасте 2-3 лет у ребенка формируется сознательное произвольное внимание. В более старшем возрасте (около 5 лет) ребенок может выполнить несложные инструкции взрослого — его навыка хватает на то, чтобы понять и проанализировать желание родителя. В 7-8 лет развиваются собственные волевые процессы, появляется осознанной в желаниях и определенное целеполагание.
Как организовать занятия с ребенком, чтобы он не терял концентрацию?
+
Как мы уже сказали ранее, дошкольники хорошо воспринимают обучение в игровой форме, поэтому вы можете перед началом игры объяснить все правила, обозначить сроки игры (специально отмечать начало и конец игры), группировать предметы таким образом, чтобы в поле зрения были только нужные для занятия атрибуты (убирайте излишний «шум»), чередуйте игры, направленные на развитие разных органов чувств (тактильные, слуховые, зрительные), дозируйте время занятия (когда от ребенка требуется максимальная концентрация) и не забывайте про краткие перерывы.
В чем причина слабого произвольного внимания у ребенка?
+
Причин может быть несколько — от усталости и стресса до серьезных заболеваний, таких как СДВГ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, изменения структур головного мозга, сосудистые нарушения. Также психологи и врачи отмечают, что снижение концентрации может говорить о недостаточном психическом тонусе.
Заключение эксперта
Внимание, как психологический и физический процесс играет важную роль в формировании личности. Развитием интереса и усидчивости у ребенка должны заниматься родители, социальные работники, педагоги и психологи. Правильно выстроенная системы образования напрямую влияет на уровень развития внимательности и интеллекта ребенка.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 292
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Что такое произвольное внимание. Особенности формирования и виды.
Началась школьная пора, а, значит, многие родители снова «сядут за уроки». После каникул детям сложно сконцентрироваться на учебе, их отвлекают социальные сети, друзья, интересные занятия. Определенного усердия и включенности в процесс обучения от детей требуют и в дошкольных образовательных учреждениях.
Зачастую родители считают своих детей невнимательными, потому что видят рассеянный взгляд, неусидчивость, отсутствие желания. Но не многие знают, как формируется произвольное внимание — важный навык, который поддается «тренировке».
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
Что такое произвольное внимание
Внимание в общем смысле — это биологический процесс, который заключается в формировании познавательной активности и направлении ее на объекты окружающего мира.
Этот биологический процесс принято разделять на:
- непроизвольный
- произвольный
- послепроизвольный
Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий (умственных, физических, интеллектуальных). Его можно назвать пассивным. В любом возрасте мы с вами можем непроизвольно останавливать взгляд на чем-либо и проявлять кратковременный интерес.
Произвольное внимание в психологии — это процесс осознанного, сфокусированного, нацеленного на определенный результат и активного внимания для решения поставленных задач. Этот процесс характеризуется нацеленностью на результат, наличием задачи, поэтапностью ее реализации, волевыми усилиями, повышением концентрации.
Произвольность внимания мы формируем с детства — когда в младенчестве мама дает нам игрушку, мы смотрим на ее и концентрируемся на форме и цвете. Так начинает формироваться необходимая психическая функция.
Мы концентрируемся на каком-то действии, ставим перед собой задачу и выполняем ее благодаря навыкам произвольного внимания.
Пример
Учитель удерживает интерес учеников на предмете, а ученики концентрируются на информации, написанной на доске. Водители, благодаря навыку произвольного внимания, могут следить за дорогой, движением и обстановкой вокруг для недопущения ДТП. Посетители кинотеатра включаются в увлекательный процесс, когда следят за происходящим на экране.
Психологическая сущность произвольного внимания заключается в том, что человек прилагает определенные усилия к восприятию информации, анализирует свои действия для того, чтобы достичь определенных результатов, проявляет свою волю, личные качества.
Важно! На степень развития произвольного внимания влияет интеллектуальное развитие, воспитание, процесс обучения и освоения новых знаний, социальная среда (особенно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях).
Виды произвольного внимания
Произвольное внимание бывает нескольких видов и отличается определенными свойствами. Ниже в таблице мы рассмотрим, чем обусловлено волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное внимание.
Вид произвольного внимания |
Характеристики произвольного процесса |
Волевое |
Проявляется волевым качеством, когда нужно принять решение, выбрать между желанием и обязательствами, если они противоречат друг другу. |
Выжидательное |
Такой произвольный процесс проявляется тогда, когда человеку нужно дополнительное время на обдумывание ситуации. |
Сознательное |
Не требует больших умственных и логических усилий, естественный процесс для человека. |
Спонтанное |
Сначала возникает необходимость сконцентрироваться на каком-то действии, а потом человеку не требуются большие усилия. |
В силу возраста ребенка произвольное внимание имеет свои особенности. Младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут, уровень концентрации растет, в 2-3 года занять ребенка можно на 40 минут, а к дошкольному возрасту развиваются собственные волевые черты при принятии решений.
При этом у младших школьников усидчивости не хватает, поэтому им трудно концентрироваться на предмете и задаче больше часа.
Особенности произвольного процесса
Произвольное внимание имеет свои особенности, например, важную роль в его формировании играет социальный фактор. Уровень внимания складывается из личного прошлого опыта и знаний (они накладываются друг на друга, формируя целостную личность), окружения, воспитания и некоторых других факторов.
Произвольное внимание как психическая функция характеризуется следующими условиями:
- активной умственной деятельностью
- поэтапностью и логичностью
- осознанным подходом
- эволюционным происхождением
- наличием определенных условий для усвоения информации
Важно! Развить произвольное внимание в отрыве от социальных связей и окружения практически невозможно. Сначала этот процесс у ребенка формируют взрослые, а только после 5-6 лет он может организовывать собственную внимательность самостоятельно.
Как повысить степень концентрацию ребенка
В современном мире нас окружают очень много раздражителей, поэтому даже взрослому тяжело концентрироваться на каком-то действии, не то что ребенку.
Но при этом статистика показывает, что вниманием можно не только управлять, но и тренировать его. Для этого психологи, социальные работники, педагоги пользуются специальными методиками. Родители тоже могут участвовать в процессе тренировки.
Стоит отметить, что на степень детского произвольного внимания влияют:
- общее физическое и эмоциональное состояние ребенка
- благоприятная атмосфера и окружение (без громких звуков, шума, большого количества людей и без других отвлекающих факторов)
- правильная постановка цели
- возрастные возможности, навыки и умения
- чередование физической и умственной деятельности
Родителям детей младшего дошкольного и школьного возраста рекомендовано управлять вниманием ребенка через игры. Более старшие дети могут разгадывать кроссворды, решать логические задачи, проходить психологические тесты, решать более сложные задачи. Впрочем, игровой элемент «работает» даже со взрослыми, не говоря уже о детях.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы стали замечать, что ваш ребенок стал неусидчивым, ему трудно сконцентрировать на решении задач, ему трудно проявлять свои волевые качества. Наши психологи проведут индивидуальные консультации с вами и вашим ребенком и помогут направить интерес ребенка на нужную деятельность.
Частые вопросы
Что такое произвольное внимание?
+
Приведем краткое определение — это процесс фокусировки на каком-то определенном объекте окружающей среды или задаче для получения необходимого результата.
Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?
+
Простейшая форма этого процесса — перевод взгляда на предмет перед глазами проявляется у младенцев. В возрасте 2-3 лет у ребенка формируется сознательное произвольное внимание. В более старшем возрасте (около 5 лет) ребенок может выполнить несложные инструкции взрослого — его навыка хватает на то, чтобы понять и проанализировать желание родителя. В 7-8 лет развиваются собственные волевые процессы, появляется осознанной в желаниях и определенное целеполагание.
Как организовать занятия с ребенком, чтобы он не терял концентрацию?
+
Как мы уже сказали ранее, дошкольники хорошо воспринимают обучение в игровой форме, поэтому вы можете перед началом игры объяснить все правила, обозначить сроки игры (специально отмечать начало и конец игры), группировать предметы таким образом, чтобы в поле зрения были только нужные для занятия атрибуты (убирайте излишний «шум»), чередуйте игры, направленные на развитие разных органов чувств (тактильные, слуховые, зрительные), дозируйте время занятия (когда от ребенка требуется максимальная концентрация) и не забывайте про краткие перерывы.
В чем причина слабого произвольного внимания у ребенка?
+
Причин может быть несколько — от усталости и стресса до серьезных заболеваний, таких как СДВГ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, изменения структур головного мозга, сосудистые нарушения. Также психологи и врачи отмечают, что снижение концентрации может говорить о недостаточном психическом тонусе.
Заключение эксперта
Внимание, как психологический и физический процесс играет важную роль в формировании личности. Развитием интереса и усидчивости у ребенка должны заниматься родители, социальные работники, педагоги и психологи. Правильно выстроенная системы образования напрямую влияет на уровень развития внимательности и интеллекта ребенка.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 292
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Университет Рокфеллера » Удивительный новый источник внимания в мозгу
Фаза III+: Университет открыт для расширенных исследовательских операций; только уполномоченный персонал будет допущен в кампус. Больше информации здесь.
Фаза III+: Университет открыт для расширенных исследований; только уполномоченный персонал будет допущен в кампус. Больше информации здесь.
Фаза III+: Университет открыт для расширенных исследований; только уполномоченный персонал будет допущен в кампус. Больше информации здесь.
Поиск
Новости и основные моменты
>
Новости науки
19 декабря 2019 г.
ссылка скопирована в буфер обмена
PITd, недавно открытая область контроля внимания, хорошо связана с двумя ранее известными областями внимания в мозгу.
Когда вы читаете эту строку, вы четко видите каждое слово на короткое время, в то время как остальные размываются, возможно, даже игнорируя рев воздуходувки снаружи. Это может показаться тривиальным навыком, но на самом деле он лежит в основе почти всего, что мы делаем. Если бы мозг не мог выбирать, какая часть входящего потока сенсорной информации должна быть обработана по высшему разряду, мир выглядел бы полнейшим хаосом — непостижимой смесью отвлекающих внимание звуков и образов.
Тщательные исследования, проведенные в течение десятилетий, показали, что контроль над этой жизненно важной способностью, называемой избирательным вниманием, принадлежит нескольким областям теменной и лобной долей мозга. Теперь новое исследование предполагает, что другая область в неожиданном месте — височная доля — также привлекает внимание.
Неожиданное дополнение поднимает новые вопросы в том, что долгое время считалось устоявшейся научной областью. «Последний раз область, контролирующая внимание, была обнаружена 30 лет назад», — говорит Винрих Фрайвальд, глава Рокфеллеровской лаборатории нейронных систем, опубликовавший результаты в Труды Национальной академии наук . «Это фундаментальное открытие, которое может потребовать переосмысления старых концепций контроля внимания».
Случайное открытие
Фрайвальд и его коллега Хайко Стемманн из Бременского университета в Германии впервые столкнулись с этой областью мозга во время эксперимента несколько лет назад. Они изучали активацию мозга у обезьян, выполняющих задачу, требующую удержания внимания на подмножестве быстро движущихся точек на экране. Как и ожидалось, при сканировании мозга засветились зрительные области, специализирующиеся на обнаружении движения, а также области, известные избирательным вниманием.
Но была еще и область PITd, названная так из-за ее расположения в дорсальной части задней нижневисочной коры, активацию которой ученые не могли толком объяснить. «Все области, которые мы нашли, имели смысл, кроме этой», — говорит Фрайвальд.
Мало того, что не было известно, что он содержит какие-либо чувствительные к движению нейроны, PITd также не оказался особенно чувствительным к другим типам визуальной информации, что позволяет предположить, что это не была сенсорная область обработки. Поэтому в новом исследовании ученые задались вопросом, может ли эта загадочная область мозга контролировать внимание. Это казалось далекой перспективой, так как PITd находился далеко от классических зон внимания. «Но мы сделали ставку, — говорит Фрайвальд.
Ландшафт внимания
Области внимания мозга содержат внутреннюю карту внешнего мира, своего рода панель управления, которая гарантирует, что мы направляем наши ресурсы обработки данных на небольшую часть мира, которая имеет отношение к нашей цели в любой момент времени. Ярким признаком наличия зоны, контролирующей внимание, является то, что ее нейроны не заботятся о том, на что мы смотрим — на летящую птицу, брошенный мяч, одно слово на странице, полной слов — только , где — это 9.0039 . Его нейроны кодируют определенную область в нашем поле зрения, активируясь только тогда, когда на эту часть обращают внимание.
Поэтому ученые решили проверить, содержит ли PITd такие нейроны. Они случайным образом отобрали около 200 нейронов, надеясь, что по крайней мере некоторые из них окажутся специфичными для местоположения, реагируя исключительно на одну часть экрана с движущимися точками, на которую смотрели обезьяны в эксперименте.
Во время первого сеанса записи Фрейвальд нервно ходил взад-вперед, глядя на мониторы, которые отслеживают электрическую активность нейронов и воспроизводят ее в звуковой форме. Но вскоре его тревога сменилась недоверием. Результаты оказались слишком хорошими: первый случайно выбранный нейрон проявил сильное пристрастие к определенному месту. Так же поступил и со вторым нейроном. А потом третий. «Это было совершенно ошеломляюще, — говорит Фрайвальд. «Мы выяснили, что один из нас может закрыть глаза и, просто слушая ответ нейрона, сказать, на что испытуемый обращает внимание — на левую или правую часть экрана. Вот насколько сильным был сигнал».
Сигнал мог даже предсказать, когда обезьяны допустят ошибку, потому что не обратили внимание на нужное место. И хотя эти PITd-нейроны отслеживали локус внимания, они игнорировали то, что на самом деле происходило на экране — еще одна особенность зоны внимания. В отличие от типичного сенсорного нейрона, их активность оставалась неизменной, даже если движущиеся точки меняли направление или цвет.
Наконец, ученые стимулировали PITd, чтобы искусственно активировать его. «Мы могли бы улучшить производительность животного», — говорит Фрайвальд. «Для меня это ключевой момент в утверждении, что эта область контролирует внимание».
Новый взгляд
ОбластиPITd, возможно, долгое время не уделялось должного внимания, потому что большая часть усилий исследователей была сосредоточена на первых обнаруженных областях, управляющих контролирующим вниманием. «Вы бы не знали, если бы чуть правее вы могли найти что-то еще более интересное», — говорит Фрайвальд.
Но почему эта область вообще существует, остается открытым вопросом со своеобразными загадками. Нейробиологи уже давно считают, что мы обращаем внимание на мир через две разные сети, одна из которых занимается выяснением того, «что» мы видим, а другая выясняет, «где» мы это видим. Когда что-то появляется в окружающей среде, как красный сигнал светофора, это привлекает наше внимание через сеть «что». Напротив, когда что-то требует нашего преднамеренного внимания, в дело вступает сеть «где». PITd, по-видимому, помогает с последним видом внимания, но он находится среди областей «что». Другими словами, он не совсем соответствует описанию ни одной из этих двух сетей — скорее, он находится где-то посередине.
Эксцентриситеты PITd могут быть ключом к тому, что классическое объяснение внимания не является полной историей, говорит Фрайвальд. Это не просто добавление к списку областей, контролирующих внимание, это может на самом деле заставить ученых переосмыслить то, как организованы некоторые аспекты нашего мозга.
Область исследования:
Неврология и поведение
Исследовать:
Все последние новости
Новости по теме
Лобная доля: функции, структура и повреждения
Лобная доля мозга жизненно важна для нашего сознания, а также для функций, которые кажутся уникальными для человека, таких как разговорная речь.
Это самая большая из четырех парных долей коры головного мозга. Он расположен прямо за лбом и выполняет ряд жизненно важных функций, в том числе:
- память
- суждение
- абстрактное мышление
- творчество
- социальная адекватность
- двигательные задачи, связанные с произвольными движениями
Лобные доли являются наиболее распространенной областью мозга, где происходят повреждения. Повреждение может привести к широкому спектру симптомов, таких как потеря подвижности, трудности с речью и изменения в социальном поведении.
В этой статье вы узнаете, что такое лобная доля, какую роль она играет и чего ожидать в случае возникновения проблем.
Лобная доля является частью коры головного мозга. Она состоит из двух парных долей: левой и правой лобной коры.
Как следует из названия, лобная доля расположена рядом с передней частью головы, под лобными костями черепа и около лба.
У всех млекопитающих есть лобная доля, хотя размер и сложность у разных видов различаются.
Две половины мозга в значительной степени контролируют операции на противоположных сторонах тела. Это относится и к лобной доле.
Итак, левая лобная доля влияет на мышцы правой стороны тела. Точно так же правая лобная доля контролирует мышцы левой стороны тела. Это может определить, как травма головного мозга влияет на организм.
Мозг — сложный орган, в котором миллиарды клеток, называемых нейронами, работают вместе. Ученые все еще изучают, что делают эти нейроны и как они работают.
Лобная доля работает вместе с другими областями мозга и участвует в общей работе мозга. Формирование памяти, например, зависит от сенсорного ввода, который зависит от многочисленных областей мозга. Таким образом, было бы ошибкой приписывать какую-либо одну роль мозга одной области.
Более того, мозг может «перепрограммировать» себя, чтобы компенсировать травму.
Лобная доля играет ключевую роль в планировании будущего, включая самоуправление и принятие решений.
Людям с повреждением лобной доли может быть трудно собирать информацию, вспоминать предыдущий опыт и принимать решения на основе этой информации.
Некоторые из многих других функций, которые лобная доля выполняет в повседневной жизни, включают:
- Речевое и языковое производство: Зона Брока, область в лобной доле, помогает выражать мысли словами. Повреждение этой области может привести к затруднениям с беглой речью.
- Некоторые двигательные навыки: В лобной доле находится первичная моторная кора, которая помогает контролировать произвольные движения, включая ходьбу и бег.
- Сравнение объектов: Лобная доля помогает людям категоризировать и классифицировать объекты и отличать один предмет от другого.
- Формирование воспоминаний: Практически каждая область мозга играет роль в памяти, поэтому лобная доля не уникальна. Однако исследования показывают, что он играет ключевую роль в формировании долговременных воспоминаний.
- Понимание и реакция на чувства других: Лобная доля жизненно важна для эмпатии.
- Формирование личности: Комплексное взаимодействие управления импульсами, памяти и других задач помогает формировать ключевые характеристики человека. Повреждение лобной доли может повлиять на личность человека.
- Поиск вознаграждения и мотивация: Многие нейроны мозга, чувствительные к дофамину, находятся в лобных долях. Дофамин — это химическое вещество мозга, которое помогает поддерживать чувство вознаграждения и мотивации.
- Управление вниманием, включая избирательное внимание: Когда лобная доля не может должным образом управлять вниманием, могут развиться такие состояния, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Раннее понимание и письменные работы о функции лобной доли были получены при изучении железнодорожного рабочего Финеаса Гейджа в 1848 году.
Гейдж выжил после того, как железнодорожный штырь пронзил часть его лобной доли в возрасте 25 лет. Хотя Гейдж выжил, он потерял глаз и большую часть своей личности.
Личность Гейджа резко изменилась, и когда-то кроткий рабочий изо всех сил пытался придерживаться даже простых планов. Он стал «грубым» в речи и поведении и плохо контролировал свои импульсы.
Однако мало что было известно о личности Гейджа до его несчастного случая, и многие истории о нем могут быть преувеличенными или ложными.
С тех пор нейровизуализация и исследования, посвященные людям с повреждением лобной доли, предоставили обширную информацию о том, как работает лобная доля.
Некоторые причины, по которым могут возникнуть повреждения, включают:
- слабоумие
- травматическое повреждение
- рассеянный склероз (РС)
- опухоль головного мозга
- инсульт
- 1 невозможно точно предсказать
исход любой данной травмы лобной доли, и подобные травмы могут развиваться совершенно по-разному у каждого человека.
При повреждении лобной доли вследствие удара по голове, инсульта, опухоли, деменции или других заболеваний могут появиться следующие симптомы:
- проблемы с речью и языком
- изменения личности
- потеря координации
- трудности с концентрацией внимания
- трудности с контролем импульсов
- проблемы с планированием или соблюдением графика
- трудности с планированием 1 0 этапы выполнения задачи или гибкое мышление
- потеря спонтанности во взаимодействии с другими
- потеря понимания проблем и затруднения при решении проблем
- изменения социального поведения и личности
- колебания настроения
- снижение мотивации
Что такое черепно-мозговая травма и как она может повлиять на человека?
Для лечения симптомов, вызванных повреждением лобной доли, врач лечит основную причину, а также симптомы.
Врач может:
- назначать лекарства для лечения инфекций
- проводить операции по удалению наростов
- давать лекарства для растворения тромбов в случае инсульта
- рекомендовать диетические изменения или физические упражнения для снижения риска повторного инсульта
- составить план лечения для долгосрочного ухода, если у человека деменция
- предложить реабилитацию, чтобы помочь человеку восстановить как можно больше функций
A человеку может потребоваться постоянный уход, и врачи могут постоянно пересматривать стратегию лечения. В команду могут входить логопеды и эрготерапевты, врачи, психотерапевты, неврологи, специалисты по визуализации и другие специалисты.
Иногда мозг может научиться справляться с травмой, поскольку другие области компенсируют ущерб. Трудотерапия, речевая и физиотерапия могут помочь в этом. Эти методы лечения могут оказаться особенно полезными на ранних стадиях выздоровления, когда мозг начинает заживать.
Повреждение лобной доли может повлиять на личность, эмоции и поведение. Индивидуальное, супружеское и семейное консультирование может помочь справиться с этими изменениями.
Лекарства, которые решают проблемы с импульсивным контролем, также могут быть полезны, особенно для людей, которые сталкиваются с проблемами с вниманием и мотивацией.
Лечение повреждений лобных долей часто бывает разнообразным.
Восстановление после травмы лобной доли обычно занимает много времени. Прогресс может наступить внезапно или нечасто, и его невозможно полностью предсказать. Восстановление тесно связано с поддерживающей терапией, регулярными когнитивными проблемами и образом жизни, поддерживающим хорошее здоровье.
Вот несколько ответов на вопросы, которые люди часто задают о повреждениях лобных долей.
Что вызывает проблемы с лобной долей?
Повреждение лобной доли может быть результатом деменции, травматического повреждения, рассеянного склероза, опухоли головного мозга, инсульта и других причин.