24.11.2024

Про небылицы: Сказки — небылицы

ИСТОРИЯ НЕБЫЛИЦЫ | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)

А. Батурина. «Фронтовичка». «Коляда-Театр» (Екатеринбург).
Режиссер Николай Коляда

Уже не один год каждая (программная, по крайней мере) премьера «Коляда-Театра» — это спектакль-крик, хохот, вопль. И на уровне физики, и на уровне смысла. На зрителя обрушивается поток проклятий, суть которых можно свести к восклицанию: «Кончилось ваше время!» Время вашей культуры, ваших фетишей — «Джоконды» и «Гамлета», Белинского и Гоголя… Всех давно с базара понесли, а вместо вишневых садов по России — одна пластмасса, стаканчики с остатками недопитой водки/шипучки. Сила этих спектаклей в том, что проклятья сопровождает не только гомерический смех автора — демиурга этой картины съехавшего набекрень мира, — но и его слезы. По крайней мере, где-то в самой сердцевине плясок на могиле Истории угадывается переживание данной эсхатологии и как его личной травмы.

И вдруг «Фронтовичка». 24-летняя девочка Аня Батурина написала пьесу, время действия которой конец войны и первые послевоенные годы. У фронтовички этой неслучайная фамилия — Небылица. Все остальное в пьесе, в общем-то, случайно — могла быть такая история написана про войну, могла другая… Но Николай Коляда, обращающийся с пьесами светил мировой классики как с черновыми вариантами работ учеников (он их сокращает, переписывает, меняя целые куски местами), к тексту своей действительной ученицы отнесся бережно. Спектакль «Фронтовичка» центрован на представленной в пьесе истории (чем ни «Гамлет», ни «Вишневый сад» на этой сцене похвастать не могут). Нам подробно и очень внятно рассказывают, как 24-летний сержант Мария Петровна Небылица, недоучившаяся балерина, заболев тифом, вынуждена отправиться с фронта в госпиталь, а потом на Урал, к матери своего жениха сержанта Кравчука, от которого она забеременела, но из-за тифа не смогла доносить ребенка.

Кравчук через несколько месяцев действительно приезжает, но с 19-летней беременной женой, в которую влюбился в Севастополе, увидев ее чистые ногти. Маша переезжает сначала в Дом культуры, где она ведет хореографический кружок, а потом получает комнату в бараке, куда случайно года через два попадает и Кравчук как политрук местной силовой структуры. Говорит ей, что помнит все до сих пор, и Мария, ни минуты не сомневаясь, ложится с ним в постель. После чего он спокойно собирается домой. Тогда она отчаянно врет ему, что больна сифилисом, а он убивает ее тупым кухонным ножом и сдается милиции. В финале, к счастью, оказывается, что убил он ее не до конца и отбывает срок на рудниках в Казахстане. Она же, подлечившись, едет с «перерезанными кишками» поднимать Дальний Восток.

И. Плесняева (Небылица). Фото из архива театра

На одном из местных телеканалов Коляда сказал: эта история о том, что люди в разные времена одни и те же, любовь всегда остается любовью, а предательство — предательством. Все правильно, наверное. Но спектакль к этому сухому остатку все же не сводится. Он замешен на трех музыкальных сюжетах, и каждый отвечает здесь за свою тему.

Первый — музыка из «Девушки моей мечты», немецкого фильма 1944 года (он широко шел в советском прокате в послевоенное время). Этот сюжет не только и не просто музыкальный. В первых сценах спектакля все участники, а вместе с ними и зрители смотрят на большом экране первые кадры фильма: его героиня, эстрадная артистка (ее играет знаменитая тогда Марика Рёкк), поет и танцует в музыкальном спектакле. Перед нами разворачиваются опереточные страсти, но прелестница так же легко расправляется с соперниками-поклонниками, как с умопомрачительными канканами и шпагатами. Оба зала, затаив дыханье, смотрят фильм, но в первом — сценическом — еще слышны взволнованные девичьи комментарии: «Она такая красивая!», «Он ее убьет?», «У них любовь», «У него нож!»… Потом, когда сержант Небылица будет ждать жениха, она явится нам полной копией той артистки, вместо шинели — ее шикарное платье, вместо пилотки — ее прическа, цветок в волосах.

И многое происходящее с ней будет твориться на фоне не только этой музыки, но и того же изображения. Фильм крутится в голове Маши, и мы понимаем, что так же в голове Ани, автора пьесы, и всех ее ровесников крутятся фильмы, другие, разные, в том числе и об Отечественной войне. Крутятся калейдоскопом спектакли и книги о том времени. И так или иначе влияют на их отношение к себе, к другим, к жизни. Так действует механизм памяти. И потому все происходящее в спектакле и очень как будто «по правде», и совсем «как в кино». Чего стоят одни гран-па, которые исполняют под ритмичные команды Маши одетые в гимнастерки сверху и белые лосины снизу ее боевые товарищи! Балетные па будет проделывать и жених, еще к тому времени не вернувшийся, но приславший на фото «неподвижную личность свою». И безногий боец отпляшет по всем правилам хореографии. И говорить в иных сценах будут ритмично, речитативом, как в музыкальных фильмах.
И чистить сапоги под свое ля-ля-ля все вместе, в такт, как в мюзиклах.

Танцуют они под тему из оды «К радости» Бетховена. И упомянутое ля-ля-ля тоже оттуда. Но сюжет, возникающий в связи с этим, — совсем не ля-ля-ля. Понятно, Бетховен задает вертикаль спектаклю, на полняет эту душевную историю высотой духа. Но есть здесь у этого имени еще одно неожиданное значение. Сейчас идет серьезное переосмысление, переоценка военных событий. Много сомнений: есть ли на самом деле то, что столь пафосно, торжественно необходимо праздновать? Не слишком ли высока была цена победы? Стоило ли сталинским генералам «за ценой не стоять»? Можно ли вообще эту трагедию народа назвать в полной мере победой? Когда Мария Петровна объясняет своим кружковцам, что танцуют они под прекрасную музыку немецкого композитора Бетховена, те тут же реагируют: «Немецкого? Мы же победили немцев!». На что наша Маша просто говорит: «Кто — мы? В войне люди не побеждают и страны не побеждают.

Просто наступает новый день, и он такой солнечный, что можно, наконец, вынести на улицу и высушить все подушки, валенки, перины, поставить граммофон на подоконник и услышать Бетховена. Побеждают не люди, не страны, а Бетховен. Или что-то вроде того… Что-то совсем другое побеждает всегда…». И это сегодня звучит очень точно и здорово.

Еще одна важная тема спектакля связана с «Утренней песней» Исаака Дунаевского:

Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Паровозным гудком растревожена
На просторах твоих тишина.
Хороша в это лето погожее
И светла ты, родная страна, —

дружно запевает послевоенный хор уральского Дома культуры им. Розы Люксембург.

В его центре единственный мужчина, директор Марк Анатольевич, затягивает соло: «И поет мое сердце влюбленное, и колеса поют на бегу». Но… припев этот исполняется не артистом театра (Сергей Федоров со строгим «директорским» лицом только в нужных местах правильно открывает рот), а тем настоящим запевалой, голос которого — высокий, звонкий — забыть невозможно.

Неожиданное сочетание театрального хора и того, «настоящего», голоса сразу вызывает не просто улыбку от остроумного режиссерского хода, но и кучу воспоминаний, прилив каких-то сильных чувств. К прошлому, к детству, к этим людям — смешным, нелепым, родным. И опять понимаешь, переживаешь, чувствуешь, какой чудовищной и какой все равно прекрасной была та жизнь, все, что в ней случилось в войну и после.

На сцене, как обычно в последнее время у Коляды, вся немаленькая теперь труппа плюс студенты. Они — и солдаты, и кружковцы, и жители барака, и работники Дома культуры. Здесь бурлит жизнь, звучит свежий, живой язык, на котором говорят очень достоверные и одновременно все же отстраненные как временем, так и самой эстетикой спектакля персонажи. Точеная, хрупкая, с балетной шейкой и тонкими чертами Ирина Плесняева (Мария Петровна Небылица) точно воплощает образ исковерканной войной женственности: жесткий, прокуренный голос, резкие интонации, грубые слова.

Но за ним ощущается главная женская правда: способность хранить верность и любовь. Опять просто-таки с убойной силой работает Олег Ягодин: с его Матвеем Кравчуком происходят потрясающие метаморфозы от звонкого, светловолосого парня в начале к полинялому скособоченному вымороченному предателю-мужу и, наконец, к хрюкающему от хронической, видимо, простуды политруку-убийце в финале. Глаз не отвести (и не только, когда он «солирует» в хоре) от Сергея Федорова — директора Марка Анатольевича, то и дело нервно почесывающегося, с петушиным начальническим голосом, блудливого, но все равно доброго. Трогателен худой, длинный аккордеонист Алеша Константина Итунина, по-юношески влюбленный аккомпаниатор Небылицы. Тепло и проникновенно представляют зрителю своих персонажей Тамара Зимина — мать Кравчука и Наталья Гаранина — немолодая невеста директора. Яркие образы — бойкого мотоциклиста Ильи (Антон Макушин), хамов-силовиков (Александры Кучик и Сысоев), строгого, с отточенными движениями безногого танцора (Сергей Ровин), вредной буфетной подавальщицы Зои (Алиса Кравцова) — возникают и в эпизодах.
Как в свое время в пионерских лагерях измеряли «коллективный вес отряда», так сегодня можно сказать, что коллективный рост актерского мастерства «Коляда-Театра» дает хорошие показатели.

И вообще хорошо, что после вселенских потопов, разрушений и катастроф на этой сцене в память об Отечественной вырос свежий, как майская трава в Екатеринбурге, добрый, пронизанный нежностью к людям войны и своему сегодняшнему зрителю спектакль.

Май 2010 г.

Забавные небылицы | Mersibo

Скриншоты

  • Описание
  • Варианты заданий

Все категории

Описание

Забавные небылицы — набор карточек с картинками-небылицами. Они понадобятся для описания и составления рассказов детьми, оценки их знаний и понимания окружающего мира. Карточки подойдут для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4-х лет. Они пригодятся воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам и педагогам дошкольного образования. Карточки также помогут разнообразить занятия, заинтересовать детей и привлечь их к совместной работе.

Что входит в набор

В наборе 27 односторонних карточек. На каждой карточке нарисована картинка-небылица. 

Картинки разной сложности. Есть попроще: на таких картинках мало ошибок и они очевидны.
Есть картинки потруднее, например, на картинке с фермой на заборе сидит собака и ребенку надо вспомнить, что собаки на заборах не сидят, там обычно сидят кошки.

Варианты заданий

Задача ребенка — понять, что в этой картинке неправильно, и обосновать свое мнение. Если заметит подковы на лапах мишки — плюс за внимательность. 

 

Обследование и развитие высших психических функций

Покажите ребенку одну или несколько картинок, попросите найти несоответствия и обосновать свой ответ.

Развитие зрительной памяти

Покажите ребенку одну карточку и попросите перечислить объекты на ней. Затем закройте ее и попросите назвать предметы по памяти, описать их.

Развитие творческого мышления

Поработайте с карточками-небылицами, а затем предложите ребенку нарисовать свою картинку с ошибками.

Развитие связной речи и способности аргументировать свой ответ

Покажите карточку-небылицу, попросите найти ошибки и обосновать свой ответ. Поспорьте с ребенком.

Например: мальчик едет на велосипеде с квадратными колесами. Ребенок замечает эту ошибку и говорит, что не бывает велосипедов с квадратными колесами. Поспорьте: а допустим, такие велосипеды есть. Разве они не могли бы ездить?

Игра наоборот. Знания об окружающем мире

Покажите ребенку карточку и попросите перечислить не ошибки, а верные моменты. Иногда это труднее, чем указать на ошибку.

Например, берем карточку с девочкой и цветком. Девочка поливает цветок — это правильно. А почему? Цветок находится в горшке — почему это правильно?

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Переключить оглавление

Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии. Басня преподает урок или подсказывает из нее мораль. Басня начинается в середине рассказа, то есть вскакивает в главное событие без подробного введения персонажей. Персонажами басни могут быть животные, растения и легендарные существа. Когда животные используются в баснях, они думают и говорят, как люди, хотя и ведут себя как животные. Например, в басне глиняный горшок может сказать, что боится разбиться.

Истории, рассказанные в баснях, обычно очень просты. Чтобы понять басню, читателю или слушателю не нужно знать все о действующих лицах, достаточно знать одну важную вещь. По этой причине животные часто используются в баснях таким образом, который легко понять, потому что это всегда одно и то же. Они сохраняют одни и те же характеристики от рассказа к рассказу.

  • Лев благородный
  • Петух хвастливый
  • Павлин гордится
  • Лиса хитрая
  • Волк свирепый
  • Лошадь смелая
  • Осел трудолюбивый

Самые известные басни приписываются Эзопу (6 век до н.э.). Многие басни настолько известны, что их мораль превратилась в английские поговорки.

Например:

  • Если человек говорит «кислый виноград!» тогда они ссылаются на «Лису и виноград». Эта басня о лисе, которая увидела красивую гроздь винограда, висевшую на лозе. Он хотел их съесть, но они были высоко. Он пытался и пытался прыгнуть достаточно высоко, чтобы стянуть их вниз. Когда он слишком устал, чтобы больше прыгать, он ушел, говоря: «Держу пари, этот виноград был кислым!»
Итак, если человек видит красивую вещь, которую он хочет, но не может иметь, иногда он говорит: «Я все равно не хочу этого! Держу пари, это действительно никуда не годится!» Такой образ мышления называется «кислый виноград».

«Плачущий волк» — еще одна известная английская поговорка. Это из «Мальчика, который кричал о волках». Эта басня о мальчике, которого послали пасти овец. Мальчику стало одиноко, когда он пас овец, поэтому он закричал: «Волк! Волк!» Прибежал народ. На следующий день он сделал это снова, и они очень разозлились. На третий день мальчик увидел волка. Он кричал: «Волк! Волк!» но никто не пришел, и волк съел его.

Итак, если человек всегда поднимает шум, чтобы привлечь внимание, или если человек говорит, что случилось что-то плохое, хотя на самом деле это не так, то это называется «плачущий волк», и люди перестанут обращать внимание, даже если что-то пойти действительно неправильно.
  • Детская литература
  • Жан де Лафонтен
  • Миф
  • Сказка
  • Символика животных Список часто описываемых животных и их характеристики
  • Дракон-тиран
  • Fables — Сборник и справочник по басням для детей. Архивировано 31 декабря 2010 г. в Wayback Machine
  • .
  • Imaginexus. Архивировано 2 декабря 2008 г. в Wayback Machine. Сборник взаимосвязанных историй, которые может редактировать каждый.
  • Beast Fable Society Архивировано 7 августа 2007 г. в Wayback Machine Академическое общество, занимающееся баснями и родственными жанрами

примеров басен | YourDictionary

  • ОПИСАНИЕ

    Гусь с золотыми яйцами

  • ИСТОЧНИК

    siraanamwong / iStock / Getty Images Plus

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии

Басни — это короткие истории, которые излагают мораль или преподают уроки. В баснях вы найдете множество персонифицированных животных, таких как говорящие черепахи и мудрые пауки. Дети, как правило, находят это привлекательным, что делает мораль истории более актуальной. Басни тесно связаны со сказками. Хотя в сказках тоже могут быть говорящие животные, в них нет имеют , чтобы показать твердую мораль или урок, как это делают басни. Сказки больше ориентированы на развлечение, часто с причудливыми всплесками магии и цвета.

Чтобы лучше понять, что это такое и как они написаны, просмотрите эти примеры басен разных веков.

Скотный двор Джорджа Оруэлла

Скотный двор Джорджа Оруэлла можно отнести к категории басни. В нем представлено множество животных, которые символизируют различные классы граждан и персонажей во время русской революции. Мы узнаем, что жадность может помешать революции и подорвать решимость людей свергнуть коррумпированный режим. Животные очень буквально изображают реальных людей. Например, свинья Наполеон является представителем Иосифа Сталина.

Чтобы узнать больше о широком использовании символизма и аллегорий в этой великой сказке, ознакомьтесь с примерами книг аллегорий.

Реклама

Басни Эзопа

Эзоп, возможно, самый известный баснописец всех времен. Мы не знаем о нем всего, но люди считают, что он был рабом в Греции и написал большую часть своих работ около 550 г. до н.э. Многие нравы в его баснях вращаются вокруг равенства, справедливости и добродетельного поведения. Без сомнения, Эзоп создал сокровищницу басен для детей, чтобы читать и извлекать из них уроки.

Муравей и кузнечик

В этой басне, иногда называемой Кузнечик и муравей(ы) , муравей запасает пищу на зиму, а кузнечик — нет. Когда наступает зима, голодный кузнечик просит еды, но муравей отказывается делиться. Мораль такова: «Готовься ко дням нужды».

Пчеловод и пчелы

Пока пчеловод отсутствует, вор проникает на его пасеку и крадет весь мед. Когда пчелы возвращаются, они предполагают, что пчеловод забрал весь их мед, и начинают его жалить. Он называет их неблагодарными, потому что они позволяют кому-то украсть мед, а затем нападают на человека, который за ними ухаживает. Мораль такова: «Убедитесь, что вы хотите отомстить правильному человеку».

Advertisement

Деревенская мышь и городская мышь

В этой басне городская мышь ведет деревенскую мышь в город, чтобы попробовать там вкусную еду. Во время трапезы две собаки пугают мышей, и деревенская мышь возвращается домой, где находится в безопасности. Мораль такова: «Лучше бобы и бекон в мире, чем пирожные и эль в страхе».

Золотое прикосновение

Король Мидас так любит золото, что просит фею исполнить его желание, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось в золото. Он очень счастлив, пока не прикасается к своей дочери, и она превращается в золото. Мораль такова: «Будь осторожен со своими желаниями».

Гусь с золотыми яйцами

Человек обнаруживает, что его гусь несет золотые яйца. Он разбогател, продавая золотые яйца, которые несет его курица каждое утро. Вскоре он хочет все яйца для себя, убивая гуся, чтобы получить их. Мораль такова: «Жадность часто выходит за рамки самой себя».

Реклама

Человек и лес

Мужчина идет в лес с топором и просит деревья дать ему одну ветку. Когда они это делают, он продолжает насаживать свой топор на ветку, которую ему дали. Своим полностью сформированным топором мужчина срубает все деревья. Мораль такова: «Не давайте врагу средства уничтожить вас».

Старый лев и лиса

Старый лев притворяется больным только для того, чтобы поймать животных, которые проявляют к нему симпатию. Он кладет их в свой мешок, чтобы съесть позже. Лиса замечает, что следы ведут в его берлогу, а не прочь, поэтому она обманом заставляет льва закрыть глаза и спасает животных. Мораль такова: «Использование головы убережет вас от глупых или катастрофических ошибок».

Солнце и ветер

Солнце и ветер спорят, кто сильнее. Они решают, что тот, кто заставит путешественника снять плащ, будет сильнее. Солнце прячется за тучу, но ветер только заставляет путника сильнее хвататься за плащ. Тут из-за туч выходит солнце, и путнику становится жарко, и он снимает плащ. Мораль такова: «Доброта влияет больше, чем строгость».

Реклама

Два козла

Два козла переходят мост с противоположных концов. Они встречаются посередине, и ни один не хочет сдвинуться с места. Итак, они падают в реку и умирают. Мораль такова: «Нежелание идти на компромисс может привести в тупик».

«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта

«Путешествия Гулливера » — еще одна современная басня, посвященная коррумпированным политикам. В нем Гулливер путешествует по четырем разным направлениям. Сначала он отправляется в Лилипутию, где он большой, а все остальные маленькие. Затем он едет в Бробдингну, где он маленький, а местные жители большие.

Затем он отправляется в Глубдугдрибб, где может общаться с мертвыми и понимать все обманы, существующие в истории и современном обществе. Наконец, он отправляется в гуигнгнмы, где лошади наделены разумом, а более примитивные существа выглядят как люди.

Гулливер так любит гуигнгнмов, что никогда не хочет расставаться. Это утопическое общество, где преобладает мудрость. К тому времени, когда он возвращается в свою родную страну — Англию — его ужасают обычные мужчины. Тема здесь в том, что мир должен быть более нравственным и добродетельным.

Реклама

Чайка Джонатана Ливингстона Ричарда Баха

В этой басне мы встречаемся с чайкой Джонатаном Ливингстоном, чайкой, которой наскучила жизнь, вращающаяся вокруг ежедневных ссор из-за еды. Итак, он решает научиться летать и оказывается изгоем своего сообщества. В своей новой жизни он встречает чайку, которая учит его быть стойким и смелым.

Его новый друг говорит ему «начать с осознания того, что ты уже прибыл». Вооруженный новой информацией о том, как жить более свободной жизнью, Джонатан возвращается в свое сообщество и открывает умы членов своего бывшего сообщества. Мораль этой истории связана с ценностью любви и принятия. Мы все можем чему-то научиться у окружающих, если не будем осуждать.

Лосось, который осмелился прыгнуть выше Ан До Хён

Лосось живет довольно простой жизнью. После рождения они проводят остаток своей жизни, плывя вверх по течению, чтобы вернуться к месту своего рождения, произвести потомство и умереть. Здесь мы встречаем лосося с красивой серебристой чешуей, который осмеливается быть другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *