24.11.2024

Принципы детерминизма: Принципы детерминизма и его польза

Принципы детерминизма и его польза

27 января 2022 Ликбез Жизнь

Рассказываем, почему фатализм — это другое.

Что такое детерминизм

Детерминизм — это теория о взаимосвязи и взаимообусловленности. Согласно ей, поступки человека, природные и социальные явления можно объяснить предшествующими событиями и законами природы. Ещё так называют веру в предопределённость всего происходящего.

Обычно считается, что детерминизм полностью исключает свободу воли. Однако не стоит путать его с понятиями предсказуемости и судьбы и приравнивать к фатализму. Последний основан на мистической убеждённости в неотвратимости событий. Детерминизм же объясняет предопределённость будущего законами природы.

Что о детерминизме думает современная наука

В науке детерминизм переживал периоды подъёма и упадка. С XVII века учёные противопоставляли теорию мистике и вере в волю случая. Они считали, что всё во Вселенной можно предсказать путём сложных вычислений. Однако в первой половине XX века открытие принципов относительности и неопределённости пошатнуло эти представления.

Вновь интерес к детерминизму у учёных появился в 1960‑е годы из‑за развития нейронаук. Результаты экспериментов по изучению активности мозга заставили исследователей сомневаться в реальности свободы воли. Оказалось, что при принятии решения наши действия могут опережать мозг на несколько секунд. Например, когда из двух кнопок надо выбрать одну и нажать на неё. Поэтому некоторые современные учёные полагают, что наше поведение зависит от колебаний уровня гормонов серотонина и дофамина.

Однако не все разделяют эту точку зрения. Критики считают, что подобные опыты никак не относятся к процессу принятия решений, а лишь фиксируют спонтанные движения. Также есть мнение, что опережающая активность связана с особенностями работы мозга. У него бывают пиковые моменты, когда человек соображает очень быстро, если это требуется.

Наконец, эксперименты вообще не фиксируют опережающих действий при принятии более сложных решений. Например, когда испытуемым предлагают пожертвовать деньги.

Чему детерминизм может нас научить

Хотя статус детерминизма в современной науке неоднозначен, эта концепция всё ещё может быть полезной.

Мы не можем контролировать всё на свете

Наше понимание мира очень далеко от объективного. Мы плохо знаем Вселенную и самих себя, не можем изменить прошлое и игнорировать законы природы. Мы даже не уверены в том, что сами принимаем решения. Примите мысль, что вы не можете контролировать всё и вся.

Не стоит переживать из‑за прошлого

Детерминизм в социальных науках нашёл выражение в идее исторической преемственности. Этот принцип означает, что человек и общество зависят от тех условий, которые им передало предыдущее поколение. Мы не можем повлиять на место и время своего рождения, на то, что дано нам природой, на поступки, которые уже совершили. Значит, и переживать из‑за этого не стоит.

Будущее тоже непредсказуемо

Детерминисты прошлого считали: чтобы спрогнозировать будущее Вселенной, достаточно знать её первоначальное положение и все действующие в ней силы. Однако сегодня как сторонникам, так и противникам этой концепции понятно, что для этого нужен такой интеллект, который вряд ли может существовать.

Не стоит ждать, что всё будет складываться так, как вы задумали. Жизнь непредсказуема, и нужно уметь адаптировать планы к меняющимся обстоятельствам.

Тем не менее мы несём ответственность за свои поступки

Далеко не все детерминисты отрицают моральную ответственность. Некоторые из них считают, что именно детерминизм помогает человеку трезво оценивать себя и мир и предвидеть результаты своих действий. Ещё с XVII века существует концепция компатибилизма. Её сторонники полагают, что детерминизм совместим со свободой воли. Хотя будущее Вселенной предопределено, люди всё ещё могут поступать в соответствии с собственным разумом. Точка в споре о том, сами ли мы принимаем решения, ещё не поставлена. Поэтому именно нам жить со своими поступками и отвечать за них, если придётся. И выбор у нас есть только здесь и сейчас.

Читайте также 🧐

  • Квантовая психология: правда ли наш разум связан со Вселенной
  • Синергетика: правда ли существует закон, объясняющий всё на свете
  • Выбора нет? Существует ли свобода воли

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Принцип детерминизма

2.01.2012

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, — в конечном счете, законами общественного развития, законами развития способа производства. Марксизм впервые в истории научной мысли дал последовательно материалистическое объяснение общественных явлений, раскрыл законы развития общества. Тем самым была создана реальная основа строго научного изучения специфики человеческих свойств психики, происхождения и развития сознания.

Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалектико-материалистического мировоззрения, в котором проблема детерминизма является одной из самых существенных.

В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований. Отказ от понимания психики как замкнутого в себе образования, не детерминированного внешними воздействиями и не проявляющего своей сущности во внешней деятельности, разомкнул сферу психического развития для объективного исследования. Место самонаблюдения занял объективный метод. Объективный метод состоял в организации психологических исследований, позволявшей: точно знать, что воздействует на человека; дать количественную и качественную характеристику этих воздействий; зарегистрировать внешние реакции, видимое поведение; соотнести раздражители.

Важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма было создание Л.С.Выготским

культурно-исторической концепции. Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.

Следующим этапом в реализации принципа детерминизма в советской психологии была идея о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой внешнему миру противостоит и его воспринимает не просто человек, наделенный сознанием, а человек деятельный, активно воспринимающий объективную действительность и преобразующий ее. Восприятие социальных воздействий, усвоение культуры в самом широком смысле слова, осуществляется человеком в процессе активных его взаимодействий с внешним миром, в процессе его деятельности. Значение роли деятельности в формировании психических явлений подчеркивали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.

Принцип детерминизма в теории и практике психологии реализовался путем решения еще одной проблемы — психического развития, обучения и воспитания. В этой связи наиболее важным стал вопрос о движущих силах психического развития, от решения которого зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.

В процессе последовательного применения детерминизма для характеристики движущих сил психического развития в центре психологов постоянно находились вопросы о взаимоотношении биологического и социального в развитии психики, соотношении внутренних закономерностей и внешних воздействий, взаимоотношении развития и обучения и т.д. Хотя ряд из этих вопросов и до сих пор нельзя считать окончательно решенным, принципиальное материалистическое их понимание обусловлено детерминистическим подходом к проблемам психического развития.

Одной из линий реализации детерминистического подхода в психологии было решение проблемы отношения психики к деятельности мозга. Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология, особенно под влиянием учения о высшей нервной деятельности, поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления. Детерминизм на этом этапе выступал как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлении.

До 50-х годов детерминистический подход не рассматривался как специально выделенный принцип советской психологии. В 50-е годы СЛ.Рубинштейн подчеркнул его роль и сформулировал положение о том, что этот принцип имеет значение методологического принципа. Принцип детерминизма применен СЛ.Рубинштейном для анализа природы и сущности психических явлений, он рассматривает их во всеобщей взаимосвязи явлений материалистического мира.

Ключевые слова: Детерминизм

Источник: Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Материалы по теме

Свобода воли и детерминизм

Винсент Ружиэйро, Мышление.

Разновидности свободы воли и детерминизма

Фил. 102: Введение в Философское исследование
Разновидности свободы воли и детерминизма

Аннотация: В качестве предшественника и фона нашего изучения этики некоторые из общих философских и богословские доктрины относительно того, в какой степени у людей есть выбор, кратко характеризуется.

детерминизм (жесткий) индетерминизм
детерминизм (мягкий) шанс ( априори )
предопределенность шанс ( апостериори )
фатализм свободная воля
предопределение

Исторически этика народов основывалась на религии. Этика одной причины отличается от человека к человеку и от места к месту заключается в том, что разные культуры имеют разные религии.

Если должна быть философская основа того, как мы должны вести нашу жизнь и искать хорошей жизни, то эта основа, вероятно, не может быть основана на существовании Бога.

Как мы видели, оба априорных и апостериорных доказательств существования Бога не являются философски хорошо развита достаточно, чтобы быть надежной.

Таким образом, наша задача в этой части курса состоит в том, чтобы увидеть, насколько далеко мы можем обосновать этические принципы только на основе разума. В связи с этим важно отметить, что если научные детерминизм были верны, а психология — это наука, обладающая потенциалом точного предсказание, вполне возможно, что все этические предприятия были бы спорными, поскольку с нет свободы воли, мы не можем рекомендовать альтернативные варианты решений или действий.

ВЕРХ

(1) Детерминизм (жесткий или научный): философский взгляд на то, что все события (включая психические события) имеют причину. В другом словами, все положения вещей, как физические, так и психические, обусловлены своими причинами. и описываются научным законом.

Последствия:   В детерминированной вселенной нет свободы воли, нет чудеса, а не случайные события. Иногда психические события или «выборы» считаются эпифеноменами. Классический взгляд на детерминизм был выражен Лапласом. Данный достаточное знание каждой частицы во Вселенной, любого будущего или прошлого события можно было вычислить с точностью. (Современная психология считает само собой разумеющимся, что поведение и нервная функция совершенно коррелированы, что одно полностью обусловлено другим. Там есть нет отдельной души или жизненной силы, чтобы время от времени тыкать пальцем в мозг заставить нервные клетки делать то, что они не сделали бы в противном случае. На самом деле, конечно, это является лишь рабочим предположением… Вполне возможно, что когда-нибудь это предположение придется отвергнуть. Но важно также видеть, что мы еще не дошли до этого дня: рабочее предположение является необходимым и нет никаких реальных доказательств против этого. Наша неспособность решить проблему до сих пор не делает ее неразрешимой. Логически нельзя быть детерминистом в физика и биология, и мистик в психологии.

— Д. О. Хебб, Организация поведения: нейропсихологическая теория, стр. 19.49).

ТОП

Детерминизм (мягкий): философский взгляд, который все физические события вызваны, но психические процессы беспричинны. Выбор должен только делать с психическими процессами и не имеют фактического воздействия во внешнем мире.

Последствия:   Подумайте, почему человек смотрит фильм дважды или смотрит мгновение повторить по телевизору. Мы делаем это не для того, чтобы увидеть другой результат, мы делаем это как результат интереса и активного восприятия. Рассмотрим также стоическое учение о том, что мы должны отличать то, что находится под нашим контролем, от того, что находится вне нашего контроля, и быть обеспокоенным только с теми вещами, которые находятся под нашим контролем. С этой точки зрения то, что мы можем контролировать, не является происходит во внешнем мире, но как мы думаем о том, что происходит во внешнем мире. Наш выбор часто ограничивается «желанием следующего момента, несмотря на его неизбежности» или просто быть готовым «позволить этому быть».0008

ВЕРХ

Предетерминизм: философско-теологический точка зрения, сочетающая Бога с детерминизмом. Согласно этому учению, события вечности было предопределено какой-то сверхъестественной силой в причинной последовательности.

Последствия: Если мировые события предопределены, нет свободы воли, нет чудеса, а не случайные события. Метафора о том, как Бог строит и заводит часы (вселенная) и часто используется, чтобы позволить ей работать до скончания времен. Предположительно, на некоторых счетах, Бог мог вмешаться и настроить часы, и таким образом произошло чудо (нарушение естественного закон) произойдет. Однако, строго говоря, признание факта чудес в предопределенной вселенной было бы непоследовательным верованием.

ВЕРХ

Фатализм: философский, а иногда и теологический учение о том, что конкретные события предопределены заранее (то ли Богом, то ли каким-то неизвестным означает), хотя в второстепенных событиях может быть некоторая свободная игра.

Импликации: Фатализм не предполагает причинности, но совместим с выбором в отношении некоторых событий и совместимо с существованием чудес. Идея состоит в том, что основные события, такие как рождение, смерть, крупное открытие и т. происходить независимо от причин или случайностей. «Что будет, то будет, и нет ничего мы можем с этим поделать».

Предположим, например, посредством какого-то откровения я узнаю, что я умру от ожоги в 10:02 утра в местной больнице Милосердия в субботу утром. С одной стороны, предположим, как только я узнаю об этом, я сяду в машину, чтобы добраться до аэропорта, чтобы добраться как можно дальше возможно, но по дороге в аэропорт мою машину сбивает танкер и я сильно страдаю нагревать. После того, как меня доставили в больницу, я задерживаюсь, а затем умираю в назначенное время. время. С другой стороны, предположим, что я не рискнул поехать в аэропорт и пойти домой и намерен оставаться под кроватью до воскресенья. Однако мне было неизвестно, неисправность проводки в доме, и дом загорается и так далее. я бы выбора в такой ситуации, но судьбоносное событие все равно произойдет.

ВЕРХ

Предопределение: богословское учение о том, что все события сотворены Богом, а не причинно-следственной связью в природе. В некотором смысле мир постоянно создается, и каждое мгновение есть чудо (нарушение законов природы).

Значение:  Многие люди, придерживающиеся этой доктрины, считают, что предопределение совместимо со свободой воли в том смысле, что Бог заранее знает, что произойдет, но мы свободно выбираем и, по стечению обстоятельств, выбираем по Божьему замыслу. Возьмем, к примеру, тот факт, что наш лучший друг часто знает, как мы примем решение трудный вопрос перед этим сами . Хотя иногда говорят, что под предопределение все события происходят по воле Бога, это не нормально чувство действующей причины. Бог предопределяет или предопределяет их возникновение.

ВЕРХ

Индетерминизм: Философская доктрина, отрицает истинность детерминизма. Точнее, не все события (ментальные или физические) определяются прошлыми событиями. Между событиями есть определенная свободная игра, возможно, из-за случайности, свободного выбора или хаоса. Некоторые события вызываются, а некоторые события не вызвано.

Последствия:   Следовательно, индетерминизм допускает свободную волю, чудеса, законы природы, причинности, случайности и хаоса.

ВЕРХ

Шанс ( априори ): философский считают, что вероятность будущего события может быть рассчитана на основе принципов математика. Например, при подбрасывании монеты с равными шансами выпадет орел или хвосты. Очевидно, что такая идеальная монета не могла бы иметь ширины (чтобы она не могла упасть на свою сторона) и не имеет головы или хвоста, чтобы изменить его центр тяжести.

ВЕРХ

Шанс ( апостериори ): Философский взгляд на то, что вероятность будущего события может быть рассчитана по прошлому. наблюдения за предыдущими подобными явлениями. апостериорный взгляд на случайность завершил неразрешимую проблему индукции. Например, мы будем основывать прогноз подбрасывания монеты на основе данных, полученных из прошлых подбрасываний той же монеты и подбрасывания механизм.

Последствия: Понятие случайности не обязательно несовместимо с детерминизм, поскольку может случиться так, что отсутствие точных начальных условий приводит к непредсказуемое поведение. В этом смысле результат не может быть известен из-за нашего незнание точных причин явления. Например, если бы кто-то знал точную форму, масса, геометрия, центр тяжести монеты, а также точное количество и направление силы применяемые, а также относительная влажность, скорость ветра и т. д. в соответствии с детерминистский, можно было бы сделать точное предсказание орла или решки.

ВЕРХ

Свобода воли: философское и богословская доктрина о том, что некоторые из наших выборов беспричинны и эффективны. Свободная воля возникает из-за отсутствия причин, условий или других необходимых детерминаций выбор или поведение. Обычное определение этого термина в философии не утвердительное, а отрицательный.

Последствия:   Обратите внимание, что так называемые спонтанные люди — это люди, которые не обязательно проявлять свободную волю. Их поведение часто вызвано непосредственными причинами.

Проверьте свое понимание этих терминов с помощью викторины о разновидностях свобода воли и детерминизм.

ВЕРХ

Лекция Заметки о свободе воли и детерминизме: основные вопросы свободы воли проблема с четким введением в логическое, эпистемическое и каузальное детерминизм представлен Норманом Шварцем. Профессор Шварц заключает его дискуссия из четырех частей с точкой зрения, что свобода воли совместима с законами природы.

Пожалуйста, присылайте исправления или предложения по адресу [email protected]
Пожалуйста, ознакомьтесь с отказом от ответственности относительно этой страницы.

Первый принцип шести сигм: признание детерминизма

Фундаментальным элементом подхода «шесть сигм» является способность распознавать детерминизм. Если вы похожи на большинство людей в западном обществе, вы ориентированы на результат. Вы задаете такие вопросы, как «Как это получилось?», «Что в итоге произошло?», «Каков был окончательный счет?», «Сколько времени это заняло?» и «Каков итог?» Все всегда смотрят на результат.

Но как же произошли результаты? Почему они произошли? Что конкретно вызвало их появление? Вы хотите знать ответы на эти вопросы, потому что, если случаются хорошие вещи, вы хотите знать, как сделать так, чтобы они произошли снова. И если случаются плохие вещи, вы точно так же хотите знать, как предотвратить их в следующий раз. Эта сосредоточенность на процессе проистекает из детерминизма.

Детерминизм — это принцип, согласно которому вы можете создать желаемый результат, настроив и контролируя входы определенным образом. В Six Sigma вы анализируете входные данные и процесс, а затем реализуете наилучшую возможную комбинацию для достижения своей цели. Поступая так, вы осуществляете прямой контроль над своим окружением вместо того, чтобы позволять этому окружению контролировать вас. Вы детерминированы, а не реакционны в своем мышлении.

Многие компании и организации хотят улучшить свою работу. Они интуитивно осознают, что результаты их деятельности являются результатом всех их деловых и рабочих процессов. Эти процессы в буквальном смысле являются «способом ведения бизнеса».

Итак, чтобы улучшить результаты, компания должна изменить способ ведения бизнеса. Он хочет изменить процессы — функцию f в уравнении прорыва — и объединить бизнес-входы таким образом, чтобы получить лучший результат. Это не желаемое за действительное и не уловка, чтобы заставить всех работать усерднее.

Причина и следствие

Чтобы узнать, как вы пришли к тому результату, который у вас есть, вы должны изучить свой детерминированный процесс. Загляните за каждый результат и изучите входные данные, процесс и ошибку, которые в совокупности привели к нему. Когда вы знаете, что вызывает результат, вы можете начать позиционировать себя, чтобы контролировать результат в следующий раз. Понимание коренной причинно-следственной связи является первым шагом к управлению результатами.

Вот простой пример: парень заводит девушку. Это результат. Как случился такой исход? Ну, как и все производители бритв, вы знаете, это потому, что у него гладкое, сексуальное лицо. Что вызвало это?

Это результат его процесса бритья и выбора ингредиентов — сочетание горячей воды, крема для бритья, зеркала, особой бритвы и твердой руки для гладкого бритья. Если что-то не так с результатом — если девушка считает, что лицо парня слишком неряшливо, несмотря на бритье, — вы изучаете ингредиенты и процесс бритья, чтобы определить основную причину проблемы.

Независимо от сложности буквально каждый результат имеет одну или несколько причин. Чем больше вы сможете выделить эти причины и понять их, тем больше у вас будет возможностей изменить их к лучшему. Говоря языком «Шесть сигм», вы бы сказали, что зная X с, функция f, и величина неопределенности ε означает, что вы знаете, чем вызван результат Y. Причина и следствие.

Корреляция не подразумевает причинно-следственную связь

Будьте осторожны, не путайте совпадение с причиной и следствием. То, что два события происходят одновременно, не означает, что одно вызвало другое. Люди часто предполагают, что события, которые тесно связаны — либо в пространстве, либо во времени — каким-то образом также связаны причинно. Эти ошибочные предположения называются суеверные заблуждения (латинский термин non causa pro causa, , что означает «не причина для причины»).

Суеверные заблуждения — вот почему футбольный тренер, однажды выигравший важный матч в красных носках, теперь носит их на каждой игре. Носки привели его команду к победе, или победа была вызвана каким-то другим вкладом или вкладами?

Бизнесмены так же склонны, как и суеверные тренеры, путать совпадения с причинно-следственными связями. Подумайте о компании, которая наращивает мощности после всего лишь одного отличного месяца продаж, потому что считает, что это увеличение продаж указывает на расширение рынка. Только позже компания обнаруживает, что никакого расширения не предвидится и что рост продаж связан с другим фактором.

Даже если две переменные законно коррелированы, они не обязательно имеют причинно-следственную связь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *