16.06.2024

Примеры соц конфликтов: Социальный конфликт — понятие, примеры, причины, функции

Приведите примеры социальных конфликтов в семье. (Муж и жена)

Download 96.85 Kb.

Sana01.05.2020
Hajmi96.85 Kb.
#102708

Bog’liq
Фармонов С Г социология
Tursinbayev Farhod Maqola, Erkinov Ismadiyor 207, 3-Topshiriq, 17-labaratoriya 15 mavzu, 17-labaratoriya 15 mavzu, M 70 2 гурух талабаси Болтақулов М, test savollariga javoblar, english 2, Tovarlar ekspertizasi darslik, Мустақил иш мавзулари АП, Мустақил иш мавзулари АП, Документ Microsoft Word (7), 7-мавзу маъруза (ЯНГИСИ), 7-мавзу маъруза (ЯНГИСИ)


Фармонов С Г УРГ 17-01

1) Приведите примеры социальных конфликтов в семье. (Муж и жена)

Эмоциональная неустойчивость родителей или одного из них, нежелание уделять достаточное время детям. У женщины к работе на производстве добавляется домашнее хозяйство, вместе с тем уменьшается свободное время, которое можно было бы посвятить детям.

Со стороны отца семейства может обнаружиться нежелание участвовать в домашних делах, увлечение алкоголем, праздное времяпрепровождение на стороне. Все это накаляет атмосферу в семье. 

Несложившиеся взаимоотношения супругов с родителями. В современных условиях, когда жилищная проблема еще далека от разрешения, новобрачные вынуждены проживать с родителями одного из них. У старшего поколения имеются уже сложившийся образ жизни, устоявшиеся привычки, молодые же начинают свою жизнь с «чистого листа». Помимо трудностей «притирки» друг к другу они должны еще войти в мир родителей. Не всегда это проходит гладко, начинаются осложнения, ссоры. 


2) Классификация социальных статусов (схема)


3) Распишите Ваш статусный портрет (согласно данной таблице)


Статусы

Пол

Мужчина

Возраст

21

Раса

Монголоидная

Национальность

Узбек

Здоровье

Здоров

Брачно-семейно-родственный

Сын

Экономический

Иждивение у родителей

Профессиональный

Студент

Политический

Имеющий право голоса

Религия

мусульманин

Территориальный

Гражданин РУз

4. Стратификационная несовместимость – противоречие между положениями на четырех шкалах стратификации (доход, власть, образование, престиж) одного и того же обладателя статусного набора, например, профессора или полицейского. Для наглядного изображения статусной несовместимости 1-го типа, а именно стратификационной, желательно нарисовать соответствующие стратификационные профили, то есть графическое изображение индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации



  1. Бизнесмен.

  2. Министр

  3. Полицейский

Вывод: совместимы ли статусы?Нет.

Статус

Класс

Министер

Богатый

Бизнесмен

Богатый

Полицейский

Средний


5) Маша и Аня учились в одном класса в обычной школе, но потом Маша перевелась в лучший лицей свего города, а Аня – в соседний класс, потому что ее маме не нравились ее одноклассники. В случае В случае Маши – это восходящая вертикальная мобильность, ведь статус ученика престижной школы, как правило, выше. В случае Ани – это горизонтальная мобильность, так как с точки зрения иерархии ничего не изменилось.
— Семья – это

1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;

2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

-Социальные лифты – это механизм изменения социального статуса индивида в стратификационной структуре общества, канал вертикальной социальной мобильности.

Download 96.85 Kb.


Do’stlaringiz bilan baham:


Ma’lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar. org 2023
ma’muriyatiga murojaat qiling

Примеры социальных конфликтов из истории и в России

  Россия конфликт история Социология конфликты социальные конфликты

Только в сентябре: получи кредитку по акции с бонусом 2000р. и годом без % Получить карту

Какие можно привести примеры социальных конфликтов в современном мире?

Какое придумать решение этих конфликтов и стычек?

Какие еще бывают конфликты и чем они отличаются?

  Похвалить 1   Пожаловаться

1 ответ


Социальный конфликт выступает своеобразным механизмом, способствующим развитию общности, движению вперед, решению и снятию накопившихся проблем социальной стагнации и противоречий прогресса. В конечном счете, он ведет к установлению и достижению (временному) согласия и порядка.

Социальные конфликты можно продемонстрировать на примерах давних событий, которые наложили отпечаток на жизнь населения и повлияли на современную жизнь. Так, одним из самых ярких и известных примеров глобального социального конфликта считаются

Первая и Вторая мировые войны. В этом конфликте принимали участие почти все существующие страны, в истории эти события остались самыми масштабными военно-политическими столкновениями интересов. Потому как война велась на трех континентах и четырех океанах. Только в этом конфликте применили самое страшное ядерное оружие. Это самый сильный, а главное, известный пример глобальных социальных конфликтов. Ведь в нем друг против друга боролись народы, которые ранее считались братскими. Больше таких страшных примеров в мировой истории не зафиксировано.

Решение социальных конфликтов

  • Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания.
  • Наилучший способ регулирования социального конфликта — его предупреждение.
  • Переговоры — форма разрешения конфликта и расширения направлений сотрудничества, заключающаяся в совместном обсуждении и принятии решения. Суть компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.
  • Стиль приспособления — Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.
  • Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных; открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации, создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Производственно-деловой (профессиональный) конфликт возникает в организационной сфере: компаниях, ООО, различных организациях, отделах.

Межличностный конфликт (самый распространенный)

Межличностным конфликтом обычно называют противостояние участников касательно отдельного вопроса, различие мнений и последующие споры с целью доказательства пользы своей точки зрения. Один индивид может вступать в спор с другим, либо же с группой.

Внутриличностный конфликт. В данном этапе участие принимает один человек – нарушается его работоспособность, возможно последующее расстройство личности, понижение самооценки в случае определённых неудач.

Советую почитать:

  • Первая и единственная женщина, ставшая генералом Вооружённых сил России?

  Похвалить 1   Пожаловаться

Дать ответ и заработать:

Cимволов: 

14 Лучшие примеры теории конфликта (2023)

Теория конфликта — это теория о том, что ресурсы и власть в обществе ограничены, и поэтому конфликт будет иметь место между группами в обществе, чтобы получить контроль над ресурсами. Это одна из трех парадигм социологии.

В результате конфликтов между социальными группами, стремящимися к власти и контролю, общество расслаивается на группы, такие как рабочие против капиталистов, черные против белых, различные социальные касты и нации против наций.

Теория была разработана ведущими социологами, такими как Карл Маркс и К. Райт Миллс.

Примеры теории конфликтов включают конфликт между рабочими и капиталистами, теорию столкновения цивилизаций и споры между рабочими и арендаторами.

Примеры теории конфликтов

1. Конфликт между рабочими и капиталистами

Маркса прежде всего интересовал конфликт между рабочими и владельцами капитала.

Согласно Марксу, владельцы капитала угнетали рабочих, чтобы помешать им получить доступ к ресурсам.

Для Маркса решением было вступить в конфликт в форме революции. Если бы рабочие получили политическую власть, они могли бы угнетать класс капиталистов и использовать капитал на благо рабочих.

Таким образом, марксизм и коммунизм фундаментально основаны на теории, что общества всегда находятся в состоянии классового конфликта, когда один класс или другой отказывает в доступе к экономическим ресурсам.

2. Образование и послушная рабочая сила

По мнению некоторых теоретиков образования, теорию конфликта можно увидеть в современной системе образования ( Чернов, 2013) .

В школах обычно учат людей быть хорошими и послушными работниками. Очень редко молодые люди бросают обязательное школьное образование со стремлением стать предпринимателем или самозанятым.

Этот акцент в государственных школах на обучении «будущей рабочей силы», а не будущих бизнесменов, делает массы более послушными и сосредоточенными на служении капиталистическому классу, который будет продолжать контролировать власть посредством контроля над капиталом.

См. также: Conflict Theory Criticisms

3. Clash of Civilizations

Clash of Civilizations – гипотеза американского политолога Сэмюэля П. будет уже не между национальными государствами, а между цивилизациями, конкурирующими за ресурсы.

Под цивилизациями Хантингтон подразумевает этнорелигиозное и культурное деление мира на 7 (иногда 8) сфер – западную (англо-саксонский новый мир и Западная Европа), православную (восточная Европа и Россия), китайскую ( Китай и Юго-Восточная Азия), исламская, восточная (Индия и Япония), африканская и «расколотая» цивилизации (Хантингтон, 1993).

Хантингтон считал, что цивилизации столкнутся, потому что растущее население планеты и неуклонный рост экономических и военных возможностей незападных цивилизаций приведут к борьбе за ресурсы.

Такое соперничество будет усугубляться глубокими различиями в глобальных культурах, историях и системах ценностей различных цивилизаций, принимающих форму конфликта.

4. Войны за землю и нефть

Многие войны на протяжении всей истории велись из-за ограниченных ресурсов.

На самом деле, многие люди обвиняют контроль над ресурсами в недавних войнах, таких как война в Ираке, когда Соединенные Штаты, возможно, хотели, чтобы дружественная сила продавала им дешевую нефть.

Точно так же вторжение Германии в Австрию во время Второй мировой войны было объяснено как «операция «Живое пространство»» — война, позволяющая немцам получить ценные земли для проживания, ведения сельского хозяйства и добычи природных ресурсов.

Точно так же израильско-палестинская война — это непрекращающаяся битва за скудные участки земли, которые имеют религиозное значение для обеих сторон.

5. Арендодатели и арендаторы

Арендодатели и арендаторы являются участниками рынка жилья с противоположными интересами.

Арендодатель желает получить максимально возможную арендную плату при полном контроле прав на выселение из своей собственности, в то время как арендатор желает минимально возможной арендной платы с обеспечением долгосрочной аренды.

Эти противоположные интересы привели две стороны к конфликту друг с другом на протяжении многих десятилетий.

В результате почти все страны имеют ту или иную форму законодательства для удовлетворения требований каждой стороны. Права собственности защищают арендодателей, тогда как законы о контроле за арендной платой или законы о защите арендаторов защищают арендаторов.

Несмотря на это, арендаторы и арендодатели по-прежнему находятся на противоположных сторонах дебатов.

6. Военно-промышленный комплекс и гарнизонное государство

Военно-промышленный комплекс, также известный как военно-оружейная промышленность, поддерживается убеждением правительства в том, что общество должно защищать себя и свои ресурсы.

Термин военно-промышленный комплекс был введен американским президентом Дуайтом Д. Эйзенхауэром в 1961 году.

Хотя Эйзенхауэр предупреждал об опасностях милитаризованного государства в сочетании с монополией промышленности на государство, он также подчеркивал необходимость иметь сильные вооруженные силы для поддержания мира.

Эйзенхауэр утверждал:

«Наше оружие должно быть мощным, готовым к мгновенным действиям, чтобы ни у одного потенциального агрессора не возникло соблазна рискнуть собственной гибелью».

При этом Эйзенхауэр подчеркивал то, что, по его мнению, составляло основную сущность общества: конфликт всегда неизбежен и государства всегда должны быть готовы к войне .

Политолог Гарольд Лассуэлл (1902–1978), опираясь на эйзенхауэровский план военно-промышленного комплекса, разработал концепцию гарнизонного государства, которая, по его мнению, лучше всего отражала природу современного государственного устройства.

Гарнизонное государство, согласно Лассуэллу, — это государство, в котором значительная часть бюджета идет на военные расходы, а элита состоит из класса, который Лассуэлл назвал «специалистами по насилию» (Lasswell, 1941).

7. Реализм в международных отношениях

Реализм — это подход к международным отношениям, основанный на трех основных принципах:

  • Во-первых, международный порядок характеризуется анархией, так что каждое государство должно постоять за себя.
  • Второй , что действия государств по отношению друг к другу руководствуются теми же инстинктами, что и поведение человека.
  • В-третьих,
    , что человеческое поведение по существу корыстно и рационально, а не идеально и моралистично.

Взятые вместе, эти три принципа рисуют картину мира, в котором отношения между национальными государствами определяются только динамикой силы, так же, как и между людьми в целом.

Наиболее выдающимся сторонником реализма в международных отношениях был американский теоретик Ганс Моргентау (1904–1980), который отводил ограниченную роль морали в международной политике, подчеркивая вместо этого центральную роль силы в борьбе между нациями.

Исторически реализм уходит своими корнями в мысли таких философов, как Макиавелли, Сунь-Цзы и Томас Гоббс, каждый из которых в той или иной степени подчеркивал вечность конфликтов в человеческом обществе и ограниченную эффективность морали в управлении человеческими действиями. .

Статья по теме: Примеры конфликта ролей

8. Преступление

Эмиль Дюркгейм считал, что преступность в обществе является проявлением отказа от ресурсов, преимуществ статус-кво и свободы действий угнетенного класса.

Эти конфликты могут возникать либо из-за социального неравенства, либо из-за различных интерпретаций морали разными людьми.

Согласно Дюркгейму, преступление в обществе было, таким образом, не только неизбежным, но и необходимым. Он выполнял несколько необходимых функций, таких как постоянное укрепление авторитета закона, а также постоянная проверка границ того, что является законным или приемлемым в обществе.

Только благодаря действиям «девиантов» в обществе, постоянно противоречащих авторитету существующих кодексов, постоянно развиваются правовые и моральные нормы (Дюркгейм, 1938).

9. Белые привилегии

Белые привилегии — это термин, используемый для описания того, как господство и власть белых людей поддерживаются в преимущественно белых обществах.

Здесь сохраняется расовый конфликт. Белые люди поддерживают свои привилегии с помощью дискурсов в СМИ, которые стереотипизируют небелых людей как менее желанных, изображают белых как естественных лидеров и поддерживают белизну как желательную норму в обществе.

В результате белые люди с большей вероятностью получат влиятельную работу, которая поможет им сохранить контроль над большинством экономических ресурсов в обществе.

10. Двойное сознание

Двойное сознание – это состояние внутреннего конфликта, при котором человек рассматривает свою социальную идентичность с двух точек зрения:

  • собственное представление о себе в обществе и
  • Отношение общества к ним как к угнетенному классу.

Угнетенные люди осознают точку зрения общества (что они нежелательны или нежелательны), и это приводит к состоянию внутреннего конфликта и повышенному осознанию собственного угнетения со стороны доминирующего класса, который хочет лишить их ресурсов.

Концепция двойного сознания была сформулирована В.Е.Б. Дюбуа (1868–1963), американский социолог, ставший первым афроамериканцем, получившим докторскую степень в Гарварде.

Дюбуа использовал это понятие для описания состояния постоянного осознания конфликта, в котором жили афроамериканцы (Du Bois, 1903).

Родственной темой в социальной психологии является когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс — это конфликт между восприятием человеком ситуации и его действиями по отношению к ней. Его можно рассматривать как форму внутренних противоречий, присущих диалектическому материализму.

11. Банковская и финансовая система

Финансовый кризис 2008 года стал классическим примером того, как глобальная банковская и финансовая система действует как разлом для социальных конфликтов.

Кризис был смягчен неэтичной практикой кредитования банков и хедж-фондов, что привело к банкротству нескольких крупных банковских и финансовых учреждений.

Это вызвало эффект домино из-за высокой степени взаимосвязанности и взаимозависимости глобальных финансовых институтов во всем мире, когда последствия действий нескольких влиятельных институтов ощутили на себе большой сегмент наиболее уязвимых слоев населения во всем мире. .

В то время как правительства всего мира вмешались, чтобы защитить банки и банкиров, в форме подстраховки для бедного рабочего класса было очень мало средств, что подчеркивало неравное распределение власти между финансовыми учреждениями и рабочим классом.

Здесь мы видим, как ограниченные ресурсы распределялись среди сильных, а слабым давали очень мало.

В результате финансового кризиса 2008 года впервые были введены криптовалюты как средство обхода банковской системы.

Тем не менее, правительства всего мира снова втянуты в борьбу за регулирование криптовалют, поскольку они считают, что их нерегулируемое использование может привести к нестабильности глобальной финансовой системы. Это представляет собой следующий шаг в борьбе между двумя сторонами.

12. Кризис долгов американских студентов

Кризис долгов американских студентов относится к непогашенным студенческим кредитам в размере 1,6 трлн долларов США, которые в совокупности должны университетам и банкам примерно 44 миллионами американцев, при этом более 10% должников не выплатили свои кредиты.

Такой же высокий долг в ряде других развитых стран, включая Великобританию, что приводит к массовым протестам и настоятельным призывам к реформе политики (Hess, 2020).

Студенческий кредит предоставляется банком в расчете на то, что студент успешно окончит университет и получит оплачиваемую работу.

Однако эта система перестает работать, когда университетское образование больше не может гарантировать работу или работу с доходом, достаточно высоким, чтобы погасить кредит с процентами.

Тем не менее, университеты и банки заинтересованы в том, чтобы продолжать выдавать как можно больше кредитов без каких-либо гарантий занятости.

У них есть ресурсы, чтобы иметь возможность творчески продавать и упаковывать свои предложения, чтобы сделать их привлекательными для будущих студентов.

С другой стороны, большинство учащихся принимают решения в условиях информационной асимметрии. Им трудно предсказать, позволит ли выбранный ими курс зарабатывать на достойную жизнь через 5 лет.

На их решения также влияет преобладающая (хотя и недавняя) культурная среда, которая представляет университетское образование как необходимое условие успешной карьеры, а также социальный и культурный капитал, которым располагают несколько высших учебных заведений, независимо от их способностей. гарантировать стабильную и прибыльную работу.

Таким образом, возникает конфликтная ситуация, в которой студенты противостоят университетам и организациям, занимающимся распределением кредитов, причем последние имеют ресурсы, чтобы влиять на принятие решений в свою пользу.

13. Дилемма заключенного

Дилемма заключенного представляет собой гипотетическую теорию игр, предлагающую психологическое объяснение того, почему актеры предпочитают не сотрудничать, даже когда взаимное сотрудничество, кажется, приносит большую выгоду.

Двое заключенных, обвиняемых в совместном совершении преступления, содержатся в изоляции в двух отдельных камерах и допрашиваются. Возможны следующие исходы: 

  • Если каждый заключенный предаст другого, оба будут осуждены.
  • Если только один заключенный предаст другого, он будет освобожден, а другой осужден.
  • Если оба будут молчать, то оба будут освобождены.

Из вышеизложенного очевидно, что наилучший возможный исход — последний, т. е. оба заключенных взаимно сотрудничают и отказываются предать другого.

Однако, согласно теории игр, акторы в такой ситуации чаще всего выбирают либо первый, либо второй курс.

Это происходит потому, что рациональные, корыстные субъекты действуют в информационном вакууме, в котором они не могут ни знать намерений другого заключенного, ни доверять его намерению поступать правильно.

Таким образом, единственный выход, который им остается, это тот, который предлагает самое быстрое облегчение. В данном случае это предательство своего партнера и обеспечение собственного освобождения.

Дилемма заключенного предлагает математическую модель в поддержку социологической теории конфликтов, объясняющую, почему конфликты в обществе постоянны, несмотря на большие и очевидные преимущества взаимного сотрудничества.

14. Менталитет осады и менталитет гарнизона

Менталитет осады — это восприятие группой того, что она постоянно находится в осаде или угрозе со стороны внешних сил, что приводит к коллективным действиям, демонстрирующим безотлагательность и воинственность даже при отсутствии какой-либо реальной угрозы.

Несмотря на то, что менталитет осады может быть результатом опыта преследования группы людей в прошлом, он продолжает проявляться в их действиях еще долго после того, как реальная угроза миновала (Christie, 2011).

Менталитет осады чаще всего можно наблюдать в сфере международных отношений, где некоторые государства предрасположены реагировать с непропорциональной силой даже на малейшие реальные или предполагаемые угрозы, например, Израиль против Палестины и Россия против Украины.

Родственное понятие, встречающееся в области литературы и кино, — гарнизонный менталитет.

Эта фраза была специально придумана критиком Нортропом Фраем и писательницей Маргарет Этвуд для описания тем выживания, обычно встречающихся в канадской литературе и кино.

Согласно Фраю и Этвуду, эта озабоченность выживанием проистекает из истории борьбы с суровыми силами природы и внешними врагами в годы формирования современной канадской нации (Этвуд, 1972).

Заключение

Вера Маркса в то, что общество связано с бесконечными конфликтами из-за ограниченных ресурсов, может объяснить широкий спектр конфликтов — от споров на рабочем месте до глобальных войн. Вышеприведенные примеры — лишь краткий список бесчисленных ситуаций, в которых конфликт повторяется на протяжении всей истории.

Дополнительные примеры теорий читайте здесь

Ссылки

Этвуд, М. (1972) Выживание: тематический справочник по канадской литературе. Лос-Анджелес: Ананси.

Чернофф, К. (2013). Конфликтная теория образования. В J. Ainsworth (Ed.), Социология образования: Путеводитель от а до я (Том 1, стр. 146-147). SAGE Publications, Inc., https://dx.doi.org/10.4135/9781452276151.n84 

Christie, D.J. (2011)   Энциклопедия психологии мира. Лондон: Уайли.

Du Bois, WEB (1903). Души черного народа . Нью-Йорк: Бантам Классик.

Дюркгейм, Э. (1938). Правила социологического метода. Издательство Чикагского университета.

Гесс, А.Дж. (июнь 2020 г.) Как студенческий долг превратился в кризис на сумму 1,6 трлн долларов CNBC https://www.cnbc. com/2020/06/12/how-student-debt-became-a-1point6-trillion-crisis.html

Хантингтон, С.П. (1993). Столкновение цивилизаций?. Иностранные дела . 72 (3), 22–49. doi: 10.2307/20045621

Лассуэлл, HD (1941). Гарнизонное государство. Американский журнал социологии , 46 (4), 455–468. http://www.jstor.org/stable/2769918 

Маркс, К. и Энгельс, Ф. (1998) Коммунистический манифест: введение Мартина Малиа. Лондон: Пингвин.

Маккензи, Дж., и Габриэль, Т. (2017). Приложения и расширения реалистической теории конфликтов: нравственное развитие и предотвращение конфликтов. В Нормы, группы, конфликты и социальные изменения (стр. 307-324). Рутледж.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»