Я знаю только то, что я ничего не знаю
Изречение, приписываемое древнегреческому философу Сократу (469-399 до н.э.). В некоторых цитатах встречается в чуть изменённой форме — «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» или «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Некоторые источники, ссылаясь на неверную цитату в сборнике Дильса, ошибочно приписывают фразу Демокриту (ок. 460 — 370 гг. до н.э.).
Традиционно считается что данные слова Сократа приведены в труде Платона (427-347 до н.э.) «Апология Сократа», однако, платоновский Сократ произносит похожие слова но довольно сильно отличающиеся по смыслу.
В платоновской «Апологии Сократа», когда дельфийский оракул (оракул храма Аполлона в Дельфах) назвал Сократа мудрейшим из эллинов (греков), тот удивился, т. к. считал, что ничего не знает. Но затем, начав беседовать с людьми, уверявшими, что они знают многое, и задавать им самые важные и, на первый взгляд, простые вопросы (что такое добродетель, красота), он понял, что, в отличие от других, если не знает, то и не думает что знает:
«. ..Когда я присмотрелся к этому человеку — называть его по имени нет никакой надобности (…) то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь».
В другом фрагменте:
«Но не самое ли это позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь? Что же меня касается, о мужи, то, пожалуй, я и тут отличаюсь от большинства людей только одним: если я кому-нибудь и кажусь мудрее других, то разве только тем, что, недостаточно зная об Аиде, так и думаю, что не знаю. А что нарушать закон и не слушаться того, кто лучше меня, будь это бог или человек, нехорошо и постыдно — это вот я знаю».
Впервые слова «знаю что ничего не знаю» вкладывает в уста Сократа и Цицерон. В его «Учение академиков» похожие взгляды разделяют многие философы, но первоисточником фразы назван именно Сократ («Учение академиков», XI, 16):
«Почти во всех своих беседах [Сократ], которые подробнейшим образом были записаны его учениками, он строил свои рассуждения таким образом, что сам ничего не yrверждал, а лишь опровергал других и говорил, что он ничего не знает, кроме самого этого незнания, и что он тем и превосходит остальных, что они полагают, будто знают то, чего на самом деле не знают, сам же он знает только то, что ничего не знает, и именно поэтому, как он считает, Аполлон назвал его мудрейшим из людей, ибо вся мудрость и заключена только в одном: не думать, что ты знаешь то, чего не знаешь. И хотя говорил он это постоянно, неизменно придерживаясь этого взгляда, все его беседы всегда сводились к восхвалению добродетели, возбуждая в людях стремление к ней, как это можно понять из сочинений сократиков и прежде всего Платона. «
Мнение что данные слова могут принадлежать Демокриту произошло от неверного цитирования того же Цицерона. Однако, в «Академике» Демокриту приписывается совсем другая фраза:
«как говорит Демокрит: «[природа] Сокрыла истину в глубинах бездны»»
Источники утверждающие что фразу «знаю что ничего не знаю» произнес Демокрит ссылаются на «Фрагменты досократиков» Дильса, который приписывает фразу Демокриту со ссылкой на «Греко Ватиканский кодекс», который в свою очередь ссылается на авторство Сократа в том же «Учение академиков».
Сборник «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») был опубликован в 1903 году и включал более 400 древних философов вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний. Основным источником стали работы Псевдо-Плутарха. Тексты распределялись по литерам A — свидетельства о жизни философа и его доктрине, B — точные слова цитируемого, C — работы, которые используют данного автора как модель для подражания. При жизни Дильса вышло 4 издания, а после его смерти, начиная с 5-го издания, вышедшего в 1934—1937 гг. редактирование «Фрагментов» взял на себя его ученик Вальтер Кранц.
Стоит отметить, что данное несоответствие нельзя назвать ошибкой Дилься, так как его «фрагменты» это сборник документов в их первоначальном виде, то есть, публикуемых «как есть» без проверки достоверности источников.
Так в примечании №16 к «Апологии» издания 1968 года под редакцией А. А. Тахо-Годи это утверждение ошибочно приписывается Демокриту со ссылкой на Германа Дильса. Тест примечания:
«Речь идет о мнимой и подлинной мудрости. Подлинная не стыдится ограниченности знания (ср. знаменитые слова: «Я знаю только то, что ничего не знаю», приписываемые Демокриту. — В 304 Diels), так как человеческое знание — ничто по сравнению с божественным».
Под «В 304 Diels» имеется ввиду цитата №304 в сборнике текстов философов живших до Сократа «Фрагменты досократиков» немецкого филолога Германа Дильса.
На тот же фрагмент ссылается и С.Я. Лурье в книге «Демокрит», а так же сборник «Гераклит, Все наследие»
«Фрагмент» B 304 присутствует во втором томе сборника Дильса «Die Fragmente Der Vorsokratiker: Band 2». övov olba ötx oök olba«.
Cod. Vat. Gre. 1144 f. 217. Socratis est effatum celeberrimum quod singulis verbis plus minusve variatis referunt Cicero Academ. prior II 23, 74 (cl. 39, 123), poster. I 4, 16 (cl. 12, 44)
Ниже переведены указанные фрагменты «Академики»
«Учение академиков». Книга II. Лукул. XII, 44:
..в силу неясности тех вещей, которые побудили Сократа признать собственное невежество, а до Сократа привели к тому же Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла и едва ли не всех древних, которые утверждали, что ничего нельзя ни познать, ни воспринять, ни знать, ибо чувства слабы, ум бессилен, жизнь коротка и, как говорил Демокрит, «истина сокрыта в бездне, что все держится на предположениях и традиции, и не остается нигде места истине, и, наконец, что все сокрыто во мраке
«Учение академиков». Книга II. Лукул. XXXIX, 123:
…Socrates, liber Aristo Chius 410, qui nihil istorum sciri
Ну, а ты, Эпикур? Скажи, ты полагаешь, что солнце столь мало? А я так думаю, что оно даже в два раза не превышает то, что мы видим. И он насмехается над вами, да и вы в свою очередь осмеиваете его. Сократ же свободен от подобных насмешек, свободен от них хиосец Аристон, считающий, что ничего такого знать невозможно.
В данных фрагментах цитаты «знаю что ничего не знаю» не встречается, хотя слова Демокрита и близки по смыслу. Учитывая что выше по тексту сам Цицерон указывает на то что эта фраза принадлежит Сократу именно его и следует считать автором
С.Г. Актавин
Диалоги Сократа
Новости 15.01.2023Умер Вахтанг Кикабидзе
Сборник
Северная война
Новости 14.01.2023Умерла Инна Чурикова
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Я знаю, что я ничего не знаю
До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту формулу.
«Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своём незнании, я знаю больше, чем все остальные».
Суд с ослом
Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве. Однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, тот начал уговаривать Сократа не делать этого.
«Если меня лягнул осёл, стану ли я подавать на него в суд?» — ответил Сократ ударившему.
О хорошем настроении
Однажды ученик спросил Сократа:
— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
Сократ ответил:
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чём стал бы жалеть, если бы утратил.
Афинская школа. Рафаэль Санти. Источник: wikipedia.orgСпускаться легче, чем подниматься
Гетера Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с её друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил: «Конечно. Тебе легче: ведь ты зовёшь спускаться вниз, а я — подниматься вверх».О женитьбе
К Сократу обратился один из его учеников:
— Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?
Философ ответил:
— Смотри, не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.
Три сита
Однажды к Сократу пришёл человек и сказал:
— Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
— Прежде чем сказать мне эту новость, просей её через три сита.
— Ну, я слышал это от других.
— Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
— Совсем нет.
— И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
— Сомневаюсь.
— Вот видишь, ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем её тогда говорить?
Смерть Сократа. Давид. Источник: wikipedia.orgО дурном характере матерей
Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у неё тяжёлый характер. Тогда философ спросил:
— Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у неё нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и всё-таки сердишься на неё? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?
— Конечно, нет, — ответил сын.
— Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты всё же говоришь, что у неё тяжёлый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.
О безвинной смерти
К приговорённому к смерти Сократу на последнее свидание пустили его жену Ксантиппу. Она запричитала:
— Ты умираешь безвинно!
Сократ ответил:
— А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?
Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал: «Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно».
Сборник: Сократ
Древнегреческий философ, он был одним из первых, кто обратился к изучению внутреннего мира человека.
- Статьи
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Диалоги Сократа
Диалоги Сократа
Сократ не оставил письменных трудов. Обучение он вёл в формате диалогов с учениками. Последние по памяти записали и сохранили сократовское учение.
- Тесты
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Советы Сократа
Советы Сократа
Сократ посвятил свою жизнь поиску истины и философским беседам с другими афинянами. Популярность и обаяние мыслителя вызывали зависть у его недоброжелателей: он был предан суду и приговорён к смерти за то, «что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развраща. ..
- Статьи
- Европа
- IV век до н.э.
«Выше людского суда»
«Выше людского суда»
«Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодёжи. Предлагается смертная казнь».
- Статьи
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Диалоги Сократа
Сократ не оставил письменных трудов. Обучение он вёл в формате диалогов с учениками. Последние по памяти записали и сохранили сократовское учение.
- Тесты
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Советы Сократа
Сократ посвятил свою жизнь поиску истины и философским беседам с другими афинянами. Популярность и обаяние мыслителя вызывали зависть у его недоброжелателей: он был предан суду и приговорён к смерти за то, «что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развраща…
- Статьи
- Европа
- IV век до н.э.
«Выше людского суда»
«Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодёжи. Предлагается смертная казнь».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- XX век
Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель
- Статьи
- Европа
- XX век
Почему адмирал Колчак проиграл?
- Статьи
- Европа
- XV век
«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Медицина Средневековья: жить или не жить?
- Статьи
- Азия
- XVI-XIX вв.
Как христиан в Японии мучили
- Статьи
- Европа
- IV век до н.э.
Суд над гетерой
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чёрная смерть
- Статьи
- Европа
- XX век
Как убирали Маннергейма
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Вильгельм III Оранский — голландец, славно захвативший Англию
- Статьи
- Европа
- XIX век
Последний император Франции Наполеон III
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Эпоха дворцовых переворотов в Российской империи
- Статьи
- Европа
- XX век
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
- Статьи
- Азия
- XX век
«Ты здесь посажена советскими»
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 70970
- 📚 Статьи
- 👀 69168
- 📚 Статьи
- 👀 65095
- 📚 Статьи
- 👀 60241
- 📚 Статьи
- 👀 59882
- 📚 Статьи
- 👀 56398
- 📚 Статьи
- 👀 54209
- 📚 Статьи
- 👀 49379
- 📚 Статьи
- 👀 41964
- 📚 Статьи
- 👀 41867
- 📚 Статьи
- 👀 4999989
- 📚 Статьи
- 👀 810680
- 📚 Статьи
- 👀 436655
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 364799
- 📚 Статьи
- 👀 335269
- 📚 Статьи
- 👀 229676
- 📚 Статьи
- 👀 90612
- 📚 Статьи
- 👀 88323
- 📚 Статьи
- 👀 87018
Чем больше мы узнаем, тем меньше знаем – Парадокс обучения – Амстердамский студент-маркетолог
Ассоциация маркетинга Амстердамаmaamarketingblog
Согласно книге Дугласа Адамса, ответ на все основные вопросы жизни, вселенной и всего остального — просто 42. К сожалению, реальность не так проста. Многие эксперты собрали важные исследования о том, как возникла Вселенная, как она работает и что она из себя представляет. Кажется, это бесконечная история. Чем больше мы узнаем о Вселенной, тем больше вопросов возникает. На это указывали такие эксперты, как Альберт Эйнштейн, «чем больше я узнаю, тем больше я понимаю, как многого я не знаю», и Сократ, «я знаю, что ничего не знаю». Одно мы знаем точно: наш мир все время усложняется. Еще в 20 веке у людей был только черно-белый телевизор с одним или двумя отправителями; теперь есть более сотни отправителей, из которых вы можете выбирать. Не говоря уже обо всех дополнительных опциях, таких как кабельное телевидение, HD, Netflix, кинотеатры и многое-многое другое. Между черным и белым сейчас более пятидесяти оттенков серого и миллиарды разных цветов — буквально для телевидения, но и фигурально — для жизни в целом. По мере того, как мир вокруг нас становится более сложным, количество того, что мы действительно можем о нем понять, уменьшается. Даже эксперты согласны с тем, что знают слишком мало, поэтому неудивительно, что информационная перегрузка вызывает у миллениалов стресс и трудности с принятием решений (перегрузка выбором).
Слишком большой выбор может привести к потреблению алкогольных напитков, как показано здесь
Черные ящики
В 1980-х годах студенты с базовым образованием изучали, как работают компьютеры, с точки зрения двоичного кода. Сегодня большинство людей просто смирились с тем, что они не понимают технических объяснений многих вещей, которые они используют в своей повседневной жизни, таких как компьютеры и смартфоны. Было бы невозможно не отставать от постоянного потока новой информации. Это создает черные ящики, представляющие собой сложные структуры, которые мы не понимаем, даже если нам их объясняют (1). Мы знаем их вход и выход, но что происходит между ними или как это работает, обычно не понимают.
Итак, что мы знаем?
Мы понимаем наш мир через повествовательных ошибок . Из событий прошлого мы пытаемся понять мир и ожидания на будущее, из них и состоят наши нормы (2). Мы постоянно обманываем себя, создавая эти субъективные нарративы и веря, что они верны. Канеман называет это иллюзией понимания, потому что, если это имеет для нас смысл в данный момент, мы думаем, что понимаем его целиком. Мы думаем, что Земля круглая, и вращаемся вокруг Солнца, но много лет назад люди думали, что Земля плоская. Они верили, что это правда, и считали, что полностью понимают сложность мира. Талеб использует пример Черного лебедя в своей книге. Всегда считалось, что все лебеди белые, пока в семнадцатом веке не был обнаружен первый черный лебедь. Это изменило представление о лебедях, а также немного о мире. Поскольку наше восприятие мира меняется каждый день и находится под влиянием нашего прошлого, как мы можем знать, что эксперты говорят правильные вещи? Будем ли мы согласны с утверждениями этих экспертов в будущем?
Курица или Яйцо
Теория черного лебедя отрицает принцип причинно-следственных связей. Люди автоматически ищут причинно-следственных связей . Я предполагаю, что каждый хотя бы раз в жизни задумывался о дилемме причинно-следственной связи между курицей и яйцом. Для древних философов вопрос о первой курице или яйце также вызывал вопросы о том, как зародилась жизнь и вселенная, о причинности жизни. Есть много теорий, таких как теория Дарвина и религиозные истории, такие как библия, которые пытаются объяснить наше существование. Наш мозг обучен связывать части вместе, чтобы сформировать причинно-следственную связь, даже если между частями нет надежной связи. Сегодня мы можем верить, что теория Дарвина верна, но кто знает, что мы будем думать о ней через столетия?
42
Адамс сказал, что это ответ на вопрос о смысле жизни, вселенной и всего остального. Он имел в виду это как шутку, чтобы принять редукционизм и точность в науке с недоверием. Тем не менее, гики с тех пор потратили годы и огромные усилия, пытаясь приписать какое-то глубокое символическое значение числу и его появлению. Недавно вышла новая книга, которая показывает, какую значительную роль в истории сыграло число 42 — кто-то сказал причинно-следственная связь? Существует целый веб-сайт, посвященный подобным ложным корреляциям, так что если вам нравятся случайные факты, вы обязательно должны это проверить! http://www.tylervigen.com
«Единственное, что постоянно, — это изменение», как сказал греческий философ Гераклит. По мере усложнения мира появляется все больше черных ящиков. Это заставляет нас двигаться по зрительному кругу. Это не делает нас мудрее, поскольку то, что мы видим сегодня как факт, завтра может быть воспринято как крайняя ошибка. Эксперты такие же люди, как и мы, и люди совершают ошибки. Урок, который я хотел бы преподать читателям этого блога, состоит в том, чтобы думать самостоятельно и быть собственным экспертом в жизни. «Во времена радикальных перемен именно учащиеся наследуют будущее» (Хоффер, 19 лет).73). Приспосабливаться или умирать должны не только компании, но и люди. Обучение не является частью жизни. Обучение — это жизнь.
Автор: Роми ван Баарсен
Нравится:
Нравится Загрузка…
Нравится:
Нравится Загрузка…
опыт маркетинга знаний Маркетинговая ассоциация Амстердама Психология
цитата — Аристотель сказал: «Чем больше ты знаешь…»
спросил
Изменено 1 год, 7 месяцев назад
Просмотрено 42к раз
В Интернете можно найти слова, приписываемые Аристотелю: «Чем больше вы знаете, тем больше вы знаете, что вы не знаете». Может ли это быть правильным? Это звучит немного восхитительно для Аристотеля, и цитаты всегда даются просто Аристотелю, без цитирования работ.
Он сказал что-то похожее на это? Где?
- Аристотель
- цитата
1
Если вы просмотрите «Метафизику» Аристотеля на http://classics. mit.edu/Aristotle/metaphysics.mb.txt и введете в поиск слово «знать» (включая слова со словом «знать» в них), вы увидите, что он настоятельно предлагает это несколько раз, хотя и не в виде прямой цитаты, по крайней мере, не в этом переводе. Пожалуй, самый актуальный абзац:
«Некоторые чувственно воспринимаемые вещества обычно считаются веществ, так что мы должны искать в первую очередь среди них. Ибо это Преимущество в продвижении к тому, что более познаваемо. Для учебы происходит для всех таким путем — через то, что менее познаваемо природу тому, что более познаваемо; и так же, как в выполнении нашей задачи состоит в том, чтобы начать с того, что хорошо для каждого, и сделать то, что без квалификация хорошо хорошо для каждого, поэтому наша задача начать с чего более познаваем для себя и делаем то, что познаваемо природой познаваемый для себя. Теперь то, что познаваемо и первично для конкретного группы людей часто познаваемы в очень малой степени, и мало или ничего из реальности. Но все же надо исходить из того, что едва познаваемо, но познаваемо для себя, и пытаемся узнать, что такое познается без оговорок, проходя, как было сказано, путем те самые вещи, которые человек знает» 9.0007
Суть, которую он делает, противоположна тому, что предполагает цитата: Аристотель верит, что все вещи познаваемы, но на пути конкретного человека к полному знанию будут времена, когда новое знание покажет, что есть еще много вещей, которые нужно изучить.
Последнее слово «знать» встречается в довольно слабом предложении «Но очевидно, что в каком-то смысле знание универсально, а в каком-то нет».
Я нашел цитаты, хотя ничего конкретного, Сократа, Лао-Цзы, Джорджа Бернарда Шоу и Аристотеля. Я провел поиск слов в работах, перепечатанных в Project Gutenberg. Но ничего полезного.
Мое предположение: исходная цитата со временем настолько исказилась, что поиски источника выдают всех и никого.
Разве эта цитата не приписывается Эйнштейну? Вероятно, это цитата Сократа: «Я знаю, что все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю».
1
Я считаю, что не существует такой вещи, как оригинальность, потому что все мудрые идеи и пословицы, возможно, уже были обдуманы не только одним человеком, но и многими в течение определенного периода времени. Поскольку прозрения могут громко звонить в колокол универсальности определенных истин, воплощенных в них, ученые склонны работать над ними в более структурированном и популярном стиле, чем те, кто, возможно, думал о них изначально.
Вопрос здесь в том, кому удалось популяризировать определенную цитату или кто мог сформулировать некое глубокое понимание в интеллектуально сжатой, но наиболее поразительной формулировке?
Поскольку Сократ опередил Платона и Аристотеля, рассматриваемая здесь цитата, возможно, действительно началась с Сократа.
1
Полная цитата здесь: «Чем больше ты учишься, тем больше ты знаешь — Чем больше ты знаешь, тем больше ты забываешь — Чем больше ты забываешь, тем меньше ты знаешь — Чем меньше ты знаешь, тем больше ты учишься — Тем чем больше ты учишься, тем больше ты узнаешь — так зачем учиться?» и очень старый, но в основном анонимный в своей полной форме.