Гуманистическая психология | это… Что такое Гуманистическая психология?
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.
Содержание
|
Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:
- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
- Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
- Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
- Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
- Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.
Литература
- Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera») ISBN 966-7172-10-4 ISBN 5-88230-164-5
- Шеховцова Л. Ф. Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий // Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — С. 24-32[3]. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4)
Примечания
- ↑ Ярошевский М. Г. Гуманистическая психология
- ↑ Ирвин Д. Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999
- ↑ Критический анализ основных положений гуманистической психологии.
См. также
- Психология
- Отрасли психологии
Ссылки
- Экзистенциальная и гуманистическая психология
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Гуманистическая психология | это… Что такое Гуманистическая психология?
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.
Содержание
|
Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:
- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
- Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
- Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
- Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
- Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал.
Литература
- Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera») ISBN 966-7172-10-4 ISBN 5-88230-164-5
- Шеховцова Л. Ф. Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий // Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — С. 24-32 [3]. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4)
Примечания
- ↑ Ярошевский М. Г. Гуманистическая психология
- ↑ Ирвин Д. Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999
- ↑ Критический анализ основных положений гуманистической психологии.
См. также
- Психология
- Отрасли психологии
Ссылки
- Экзистенциальная и гуманистическая психология
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ
Гуманистическая психология
Гуманизм – это психологический подход, который делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами того, кто ведет себя- «Самоактуализация».
Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии. Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 19).68). Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и понимание мира. Общая цель гуманистической терапии состоит в том, чтобы дать целостное описание человека. Используя феноменологические категории, интерсубъективные категории и категории от первого лица, психолог-гуманист пытается увидеть личность в целом, а не только фрагментарные части личности (Роуэн, 2001).
Есть несколько факторов, которые отличают гуманистический подход от других подходов в психологии, в том числе акцент на субъективном значении, отказ от детерминизм и забота о положительном росте, а не о патологии. Хотя можно возразить, что некоторые психодинамические теории дают представление о здоровом развитии (включая юнговскую концепцию индивидуации ), другие характеристики отличают гуманистический подход от любого другого подхода в психологии (и иногда заставляют теоретиков других подходов говорить о гуманистическом подходе). Подход вообще не наука).
Большинство психологов считают, что поведение может быть понято только объективно (беспристрастным наблюдателем), но гуманисты утверждают, что это приводит к заключению, что человек не способен понять свое собственное поведение — взгляд, который они считают одновременно парадоксальным и опасным для благополучие. Вместо этого гуманисты, такие как Роджерс, утверждают, что смысл поведения по существу личный и субъективный; далее они утверждают, что принятие этой идеи не является антинаучным, потому что в конечном счете все люди субъективны: достоверность науки делает не то, что ученые чисто объективны, а то, что природа наблюдаемых событий может быть согласована между различными наблюдателями (процесс, который Роджерс называет 9).0015 межсубъективная проверка ).
Существуют уровни потребностей человека для полноценной жизни. Самое главное, Первичное (Еда, секс, одежда). Есть такие термины, как самоактуализация, уважение, любовь, безопасность и физиология, которые также определяют наше поведение. Не только разум и тело, но и эти факторы также определяют нашу реакцию и реакцию на ситуации. Ситуации, окружение, последствия играют большую роль в нашей социальной жизни и, самое главное, взаимодействиях. Существуют уровни требований, которые необходимо выполнить, прежде чем мы сможем достичь «самореализации».
Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять с точки зрения трех основных областей :
1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.
2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.
3) Предлагал более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной психотерапевтической практике.
Воздействие на науку и общество
Преимущества гуманистической психологии
- Люди более позитивно относятся к другим людям. Меньше этноцентризма.
- Способствует уникальности, свободе и индивидуальности.
- Помогает снять некоторые стигмы, связанные с терапией, и делает более приемлемым для нормальных, здоровых людей возможность исследовать свои сильные стороны и потенциал.
- Сделайте людей более продуктивными, энергичными и уверенными в своих психологических, биологических и физических качествах.
- Оптимистичные люди вместе делают общество лучше, рабочие места и здоровее нацию.
- Наблюдения не поддаются проверке. Нет точного способа измерить такие качества.
- Возможность определения «самоактуализации», «полноценного функционирования» слишком расплывчата.
- Вклад генетики и детского опыта в значительной степени игнорируется.
- Оптимизма может быть слишком много для цели терапии.
- На поведение остается слишком много предположений, чем на научные исследования.
Что такое гуманистическая теория обучения в образовании?
Хорошие учителя всегда ищут способы улучшить свои методы, чтобы помочь учащимся добиться успеха в классе. Различные теории и методы обучения помогают учителям общаться с разными учениками в зависимости от их стиля обучения и способностей. Стратегии обучения, ориентированные на учащихся, часто имеют большой успех, помогая учащимся лучше учиться и расти. Подходы, ориентированные на учащегося, делают учащегося авторитетом в образовательной среде, помогая гарантировать, что он находится в центре внимания образования и в определенной степени контролирует свое обучение.
Идея личностно-ориентированного обучения является примером гуманистической теории обучения в действии. Как нынешним, так и начинающим педагогам полезно узнать об образовании, ориентированном на учащихся, и других гуманистических подходах, которые можно использовать в своих классах. Эти подходы могут иметь жизненно важное значение, помогая учащимся действительно учиться и добиваться успеха в своем образовании. Узнайте больше о гуманистической теории обучения и узнайте, как ее можно реализовать в классе.
В истории гуманистическая психология — это мировоззрение или система мышления, которая фокусируется на людях, а не на сверхъестественном или божественном понимании. Эта система подчеркивает, что люди по своей природе хороши и что основные потребности жизненно важны для человеческого поведения. Гуманистическая психология также сосредоточена на поиске рациональных способов решения этих человеческих проблем. В основе психологии гуманизма лежит человеческая добродетель. Это было важное движение на протяжении всей истории, от греческих и латинских корней до эпохи Возрождения, а теперь и современных возрождений.
Эта теория и подход к образованию берут свое начало в гуманистической психологии, где ключевые концепции сосредоточены на идее о том, что дети хороши по своей сути и что образование должно быть сосредоточено на рациональных способах обучения «цельного» ребенка. Эта теория утверждает, что ученик является авторитетом в том, как он учится, и что все его потребности должны быть удовлетворены, чтобы он хорошо учился. Например, голодный ученик не будет уделять столько внимания учебе. Таким образом, школы предлагают питание учащимся, чтобы удовлетворить их потребности, и они могут сосредоточиться на учебе. Подход гуманистической теории задействует социальные навыки, чувства, интеллект, художественные навыки, практические навыки и многое другое как часть их образования. Самоуважение, цели и полная автономия являются ключевыми элементами обучения в гуманистической теории обучения.
Теория гуманистического обучения была разработана Абрахамом Маслоу, Карлом Роджерсом и Джеймсом Ф. Т. Бьюгенталом в начале 1900-х годов. Гуманизм был ответом на распространенные в то время образовательные теории, такие как бихевиоризм и психоанализ. Авраам Маслоу считается отцом движения, вместе с Карлом Роджерсом и Джеймсом Ф.Т. Позже Бьюдженталь добавил психологию.
Маслоу и гуманисты считали, что бихевиоризм и другие теории психологии негативно воспринимают учащихся — например, оперантное обусловливание в бихевиористской психологии предполагало, что учащиеся действуют хорошо или плохо только из-за вознаграждения или наказания и могут быть обучены на основе это стремление к награде. Маслоу и гуманистическая психология предполагают, что студенты по своей природе хороши и будут принимать правильные решения, когда все их потребности будут удовлетворены. Гуманистическая психология фокусируется на идее о том, что учащиеся выявляют в себе лучшее и что люди руководствуются своими чувствами больше, чем наградами и наказаниями. Маслоу верил в это и написал много статей, чтобы попытаться продемонстрировать это.
Эта вера в то, что людьми движут чувства, заставляет педагогов, понимающих гуманистическую психологию, сосредотачиваться на основных человеческих эмоциональных проблемах, когда они видят плохое поведение, а не просто наказывать плохое поведение. Гуманистическая теория обучения получила дальнейшее развитие и использует идею о том, что если ученики расстроены, опечалены или расстроены, они с меньшей вероятностью смогут сосредоточиться на обучении. Это побуждает учителей создавать в классе такую среду, которая помогает учащимся чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы они могли сосредоточиться на учебе. Эмоции находятся в центре психологии гуманизма.
В гуманистической теории обучения есть несколько важных принципов, которые ведут к самореализации. Самореализация — это когда все ваши потребности удовлетворены, вы стали лучше, на что способны, и вы удовлетворены. Хотя Маслоу и гуманисты не верят, что большинство людей достигают самореализации, они верят, что мы всегда находимся в ее поисках, и чем ближе мы к этому, тем большему мы можем научиться.
Выбор учащихся. Выбор занимает центральное место в гуманистической теории обучения и гуманистической психологии. Гуманистическое обучение ориентировано на учащихся, поэтому учащимся предлагается взять под контроль свое образование. Они делают выбор, который может варьироваться от повседневной деятельности до будущих целей. Студентам предлагается сосредоточиться на конкретной предметной области, представляющей интерес, в течение разумного количества времени, которое они выбирают. Учителя, которые используют гуманистическое обучение, считают, что для учащихся крайне важно найти мотивацию и участие в своем обучении, и это, скорее всего, произойдет, когда учащиеся решат узнать о том, что они действительно хотят знать.
Поощрение участия, чтобы вдохновить учащихся на самостоятельную мотивацию к обучению. Эффективность этого психологического подхода основана на том, что учащиеся чувствуют себя вовлеченными и мотивированными, поэтому они хотят учиться. Таким образом, гуманистическое обучение опирается на педагогов, работающих над тем, чтобы вовлечь учащихся, поощряя их находить то, чем они увлечены, чтобы они были в восторге от обучения.
Важность самооценки. Для большинства учителей-гуманитариев оценки не имеют большого значения. Самооценка — наиболее значимый способ оценить, как идет обучение. Выставление оценок учащимся побуждает их работать ради оценки, а не делать что-то, основываясь на собственном удовлетворении и волнении обучения. Рутинное тестирование и механическое заучивание не приводят к осмысленному усвоению этой теории и поэтому не поощряются учителями-гуманистами. Педагоги-гуманисты помогают учащимся проводить самооценку, чтобы они могли видеть, как ученики относятся к своему прогрессу.
Чувства и знания важны для процесса обучения и не должны быть разделены согласно гуманистической психологии. Учителя-гуманисты считают, что знания и чувства идут рука об руку в процессе обучения. Когнитивное и эмоциональное обучение важны для гуманистического обучения. Уроки и занятия должны быть сосредоточены на ученике в целом, на его интеллекте и чувствах, а не на одном или другом.
Безопасная среда обучения. Поскольку гуманистическое обучение фокусируется на учащемся в целом, педагоги-гуманисты понимают, что им необходимо создать безопасную среду, чтобы учащиеся могли удовлетворить как можно больше своих потребностей. Им необходимо чувствовать себя в безопасности физически, умственно и эмоционально, чтобы иметь возможность сосредоточиться на обучении. Таким образом, педагоги-гуманисты увлечены идеей помочь учащимся удовлетворить как можно больше их потребностей.
В гуманистической теории обучения учителя и ученики играют определенную роль в достижении успеха. Общая роль учителя состоит в том, чтобы быть фасилитатором и образцом для подражания, а не обязательно быть тем, кто делает учителя. Роль учителя включает в себя:
Обучение навыкам обучения. Хорошие учителя гуманистической теории обучения сосредотачиваются на том, чтобы помочь учащимся развить навыки обучения. Учащиеся несут ответственность за выбор обучения, поэтому помощь им в понимании лучших способов обучения является ключом к их успеху.
Обеспечьте мотивацию к выполнению заданий в классе. Гуманистическое обучение направлено на вовлеченность, поэтому преподавателям необходимо обеспечить мотивацию и увлекательные занятия, чтобы помочь учащимся чувствовать себя вовлеченными в процесс обучения.
Предоставьте учащимся выбор при выборе задания/предмета. Выбор занимает центральное место в гуманистическом обучении, поэтому учителя должны помогать учащимся делать выбор в отношении того, что изучать. Они могут предлагать варианты, помогать учащимся оценить то, что им нравится, и многое другое.
Создание возможностей для групповой работы с коллегами. Как фасилитатор в классе, учителя создают групповые возможности, чтобы помочь учащимся исследовать, наблюдать и оценивать себя. Они могут делать это лучше, поскольку они взаимодействуют с другими учениками, которые учатся в то же время, что и они.
Некоторые примеры гуманистического образования в действии включают:
Учителя могут помочь учащимся установить учебные цели в начале года, а затем помочь учащимся разработать пути их достижения. Студенты несут ответственность за свое обучение, а учителя могут помочь им направить их в правильном направлении.
Учителя могут создавать захватывающие и увлекательные возможности для обучения. Например, учителя, пытающиеся помочь учащимся понять правительство, могут позволить учащимся создать свое собственное правительство в классе. Студенты будут в восторге от обучения, а также будут отвечать за то, как все работает.