Разорвать порочный круг негатива | PSYCHOLOGIES
Cамоуничижение, тоска, тревожные предчувствия и прочие одолевающие нас мрачные состояния могут выражаться по-разному: иногда это фразы, которые мы сами себе твердим, как мантры, иногда — едва уловимые сознанием размышления.
С точки зрения когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы, вся эта изнуряющая работа ума — плод так называемых когнитивных схем. Они основаны на наших базовых убеждениях (часто неосознанных), формирующих фильтры — своего рода «очки», сквозь которые мы воспринимаем действительность.
Если один или несколько из этих фильтров оказываются негативными, возникают когнитивные искажения, обуславливающие то, как мы будем принимать решения, приступать к той или иной деятельности и вести себя в отношениях.
«Когнитивные искажения порождают негатив, который выражается в искаженной самооценке, чувстве усталости, невозможности ясно мыслить и активно действовать, беспокойстве, даже депрессии, — объясняет психолог и психиатр Фредерик Фанже. — Именно поэтому так важно осознать тот комплекс убеждений, который порождает изматывающий нас круговорот мрачных мыслей».
Речь не идет о том, чтобы превозносить ни на чем не основанный безбрежный оптимизм и делать пугало из грусти и приступов гнева. Отрицать реальность и влияние на нас негативных событий тоже нет смысла. Однако мы можем «осознанно выйти из замкнутого круга угнетающих мыслей и чувств, — уверен психотерапевт. — Наша задача — сначала понять свою систему убеждений, а затем заменить бесплодный пессимизм плодотворным реализмом».
1-й этап: я выясняю свои убеждения
1. Выявляю ощущение-симптом. Горло сдавливает, появляется тошнота, чувство беспокойства, иногда вдруг возникает чувство удушья, учащается сердцебиение… Негативные мысли порождают столь же негативные чувства, которые немедленно отражаются в нашем теле. Такие изменения в наших телесных ощущениях — симптом расстройства нашей системы мыслей. Поэтому их нельзя игнорировать.
2. Вспоминаю события, которые вызвали эти ощущения. Я заново переживаю ситуацию. С закрытыми глазами восстанавливаю в памяти всю доступную мне информацию: мое состояние духа, атмосферу в тот момент, вспоминаю тех, кто был рядом со мной, что мы друг другу сказали, с какой интонацией, мои мысли и ощущения…
3. Прислушиваюсь к своему внутреннему критику. Затем я подбираю слова, чтобы точнее описать свои ощущения и основную негативную мысль: например, «я себя чувствую лишним», «я показал себя ничтожеством», «меня не любят» и тому подобное. Присутствием этого нашего внутреннего критика мы обязаны одному или нескольким когнитивным искажениям.
4. Осознаю свои жизненные принципы. Именно они (иногда бессознательно) определяют наши решения и поступки. Внутренний критик и наши жизненные принципы связаны друг с другом. Например, если мой критик регулярно повторяет: «Люди меня не любят», вероятно, один из моих жизненных принципов — «Чтобы быть счастливым, мне нужно, чтобы меня полюбили».
5. Ищу источник жизненных принципов. В своем внутреннем расследовании нужно идти двумя путями. Определить, что в прошлом повлияло на мое убеждение в том, что меня не любят или любят недостаточно. И был ли мой жизненный принцип «Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы тебя полюбили» также принципом моей семьи? Если да, то в чем он выражался? Эти два плана самонаблюдения позволят понять, как возникают и развиваются наши убеждения. И в результате осознать, что это именно убеждения, а не реальность.
2-й этап: я возвращаюсь к реальности
Важно подчеркнуть, что речь не о том, чтобы волевым усилием перестать мыслить негативно. А о том, как перестроить систему своих ошибочных убеждений, заменить ее реальными представлениями. И в результате вернуть себе активную роль в своей жизни.
1. Отстраняюсь от своих убеждений. На листе бумаги я пишу: «Мое негативное убеждение», а далее указываю то, что для меня характерно или волнует меня в данный момент (например: «Меня не любят»). Такое символическое отстранение позволяет перестать отождествлять себя со своей мыслью.
2. Подвергаю допросу своего внутреннего критика. Отталкиваясь от своего негативного убеждения, я вхожу в роль настойчивого детектива, который ведет допрос, не позволяя себя обмануть или смутить. «Меня не любят. — Какие у тебя доказательства? — Меня игнорируют. — Кто тебя игнорирует? Все без исключения?» И так далее.
Я продолжаю спрашивать, сверяясь со списком когнитивных искажений, пока не проявятся положительные нюансы и альтернативы, а вместе с ними и возможность изменить взгляд на ситуацию.
3. Укрепляю в себе реалистичный взгляд на вещи. Реальность не сплошь положительна и не сплошь отрицательна, такими «цельными» могут быть только наши убеждения. Поэтому негативное сверхобобщение должно быть разъято на отдельные составляющие и перестроено так, чтобы включить в себя положительные (или нейтральные) моменты. Так можно добиться более реалистичного и объективного взгляда на ситуацию или на отношения.
Следует помнить, что у медали всегда есть две стороны: отрицательная («я был не на высоте») и положительная («я очень требователен»). Ведь чрезмерная неудовлетворенность собой происходит от требовательности, которая сама по себе — положительное качество. И для того, чтобы я мог сделать следующий шаг, мне нужно преобразовать чрезмерную требовательность в более реалистичную.
Как разорвать «порочный круг» детских травм в семье
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В воспитании детей взрослые изо всех сил стараются не повторять промахов своих родителей. Но психологи считают, что без коррекции и подробного разбора детского опыта сделать это практически невозможно. Не имея перед глазами иного примера, «взрослые дети» повторяют знакомые им паттерны поведения и передают их из поколения в поколение. Как перестать проецировать проблемы собственного детства на детей, разбираемся с экспертами.
От родителей к ребенку
По мнению практикующего клинического психолога Вероники Казанцевой, родительские травмы и ошибки воспитания передаются «по наследству» по нескольким причинам.
- Взрослые действуют «по памяти».
Люди склонны судить по себе. Недаром часто можно услышать что-то вроде: «Меня отец ремнем бил — и ничего, нормальным вырос». Методы и приемы воспитания, которые применялись к родителям в детстве, воспринимаются ими единственными верными, действенными. Вырастая «нормальными», по их собственному мнению, мамы и папы пытаются тем же способом добиться нормальности от своих детей.
Румынско-американский психоаналитик Фанита Инглиш считал, что носитель симптома или травмы (например, мать) неосознанно передает ее детям, чтобы освободиться. Это похоже на игру «горячая картошка», когда участники перебрасывают друг другу мяч, чтобы как можно меньше держать его в руках.
- Работают механизмы адаптации.
Каждый ребенок хочет адаптироваться в своей семье из врожденного чувства самосохранения. Он будет, как губка, вбирать в себя манеру общения, особенности поведения и установки старших, чтобы они продолжали опекать его и воспринимали «своим». Постепенно отзеркаленные привычки становятся второй натурой, ведь основы характера закладываются до пяти лет. Избавиться от них самостоятельно невозможно, потому что во взрослом возрасте человек их даже не осознает.
Например, если с ребенком в детстве грубо обращались, то, даже если он даст зарок никогда не обижать своих детей, он почти наверняка не справится с этим обещанием и сорвется, потому что такая манера ему знакома и близка.
- Жизненный сценарий закладывается родителями.
По мнению французского психоаналитика Сержа Тиссерона, информация о нормах и принципах поведения закладывается преимущественно невербально, просачиваясь в детское сознание посредством символов, образов, жестов, манеры речи — это и называется сценарием. Так, родитель с низкой самооценкой не сможет привить детям уверенность в себе и своих силах, даже если на словах будет изо дня в день повторять мотивирующие аффирмации.
Американский психолог Эрик Берн считал, что сценарий — это психологическая сила, которая подталкивает людей совершать определенные поступки, независимо от их желания. И единственный способ отделаться от травм и семейных проблем — это найти их источники, проследив историю семьи на протяжении минимум трех поколений.
Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.
Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.
А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Доступна рассрочка.
Узнать подробнее
Как происходит «наследование»
Самые распространенные механизмы наследования травм и сценариев это:
- Механизм повтора.
Когда взрослый человек повторяет ролевые модели родителей.
Например, так называемая трансгенерационная травма предполагает неосознанную передачу опыта потомкам:Вероника Казанцева:
«Взять так называемый „синдром сильной женщины“. Если от бабушки, потерявшей мужа в войну, повелось, что женщины в семье „везут“ на себе всю семью, это передастся дочери. Она все детство наблюдала, как мать ведет хозяйство, зарабатывает деньги и сама чинит кран. Все то же самое она станет делать сама и будет требовать от дочери. Даже мужчину выберет такого, который требует заботы. Или вообще будет растить ребенка одна».
- Механизм отрицания.
Кажущийся отказ от модели родителей, применение полной противоположности их способам и методам воспитания. Например, родители не давали ребенку свободы, а он будет позволять своим детям делать все, что они захотят, из чувства обиды на родителей и отрицания эффективности их методов.
Вероника Казанцева:
«Скажем, если ребенка рано отдали в детский сад и он испытывал страх и чувство незащищенности среди чужих людей, это выльется в одну из двух крайностей. Либо, став родителем, он постарается компенсировать нехватку внимания своему ребенку — будет тщательно подбирать детский сад или вообще от него откажется, либо повторит родительское поведение, как под копирку».
Как разорвать замкнутый круг
По мнению травматерапевта Марины Ризвановой, полностью перестать проецировать опыт своего детства на ребенка практически невозможно.
«Проблема наследования детских травм и сценариев сложнее, чем кажется. Необходимо понять, как именно формировалась проблема, отыскать ее истоки в далеком прошлом», — говорит эксперт.
Но изменить ситуацию, дав ей возможность развиваться в другом направлении, все-таки получится. Для этого необходимо.
- Осознать свои травмы.
Важно проанализировать, как родительское поведение отразилось на вас. Например, холодность родителей заставляла чувствовать себя нелюбимым и никчемным. С этим лучше всего обратиться к психологу или травматерапевту. Ведь если некоторые травмы лежат на поверхности, то отыскать истоки других самостоятельно почти невозможно.
«Например, вы боитесь рано отдавать ребенка в садик, думая, что именно из-за него у вас выработался страх к чужим людям, а в действительности причина может быть в другом: ваш родитель не был привязан к вам ментально и дома вы не чувствовали себя нужным, а садик — лишь место, где травма раскрылась наиболее ярко».
- Наблюдать за детскими реакциями
.
Важно отделить личные реакции от реакций ребенка и осознать, что ребенок — это не вы. Он совершенно отдельный человек, к которому только предстоит найти подход
«Если какая-то ситуация доставляла вам дискомфорт или, напротив, нравилась, это не значит, что ребенок должен чувствовать то же самое и так же реагировать. Например, обожать математику или заниматься музыкой».
- Контролировать паттерны реагирования.
Это получится сделать только после проработки опыта детства со специалистом. Важно вырабатывать новое восприятие воспитания, поведения, решения проблем.
«Например, если в детстве вы постоянно пытались напомнить родителям о своем существовании, в будущем вы будете стараться проявлять к ребенку максимальную заботу и можете столкнуться с проблемой гиперопеки. Поэтому необходимо контролировать свои чувства, чтобы не перегнуть палку или, наоборот, не скатиться в равнодушие».
Материалы по теме:
- Родители-вредители: как взрослые препятствуют успеху детей
- «Мама меня ненавидит»: родительские фразы, которые разрушают ребёнку жизнь
- Стыд: инструмент воспитания или комплексы на всю жизнь?
- Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Как разорвать порочный круг
У вас когда-нибудь был такой день, когда все выходит из-под контроля, что бы вы ни делали? У вас есть? Добро пожаловать в клуб «жизнь в ротации». Потому что это то, что происходит, когда порочный круг захватывает вашу жизнь.
Однако это не обязательно. Лично и профессионально я нашел 5 стратегий, которые наиболее эффективны, чтобы не дать себе уйти в кататонический лабиринт во времена порочного круга. Эти стратегии взаимосвязаны, и их применение может помочь вам сохранить рассудок.
1. Переключите внимание, отпустив проблему и не пытаясь что-то исправить. Бывают моменты, когда ситуацию лучше временно оставить в покое. Ваше желание контролировать нестабильную или катастрофическую ситуацию, когда вы подавлены, только усугубляет ситуацию. Лучший подход — переключить свое внимание на другие дела и расслабиться.
Поначалу может быть трудно заставить себя расслабиться, когда вас гложет проблема. Когда это произойдет, сделайте глубокий вдох, прислушайтесь к своей интуиции и отойдите от сцены напряжения. Возьмите на себя ответственность и делайте то, что хорошо для вас. Будьте изобретательны и отдыхайте!
2. Тщательно выбирайте свои мысли. Вполне естественно, что когда что-то выходит из-под контроля, ваше мышление ухудшается. Тем не менее, важно следить за своими мыслями и эмоциями. Потому что это мощная энергия, которая может сузить или открыть ваш путь к поиску новых решений, в зависимости от того, как вы их используете.
Я очень восхищаюсь людьми, способными сохранять спокойствие и собранность в пылу повторяющихся катастроф. Эти люди часто излучают особое свечение, которое, кажется, выделяет их.
Однажды я спросил фельдшера своей коллеги, как ей всегда удавалось сохранять равновесие посреди всей этой драмы, происходящей на работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Она улыбнулась мне и ответила, что когда она была маленькой, ее мать всегда напоминала ей, что она может выбирать, как она хочет видеть вещи, особенно в трудные времена. Она сказала, что знания помогли ей пройти начальную школу. Потому что дети часто были с ней жестоки, так как она никогда не знала своего отца. Таким образом, вместо того, чтобы считать себя развратной, она предпочла думать о себе как о привилегированном обладателе особой любви и внимания своей матери только к себе!
3. Измените и повысьте свои вибрации, сосредоточившись на том, что доставляет вам радость.
Когда вы выбираете мысли, которые поддерживают вас и ваше состояние, накопленное давление рассеивается, и вам становится легче. Это облегчает повышение вашей внутренней вибрации из этого положения.
Соединитесь с источником жизни, вспомнив все хорошее, что вас окружает, и почувствуйте благодарность за то, что вы живы и здоровы.
Громко смеяться над собой, петь фальшиво… и т. д., дурачиться! Делайте все, что приведет вас к естественному яркому ощущению полного блаженства. Полностью почувствуйте волнение момента, когда ваше тело наполняется новой энергией.
4. Будьте открыты для других. Приглашайте других людей в свою жизнь, имея щедрое сердце. Делитесь своими знаниями и радостью с теми, кто этого хочет.
Когда вы попали в паутину противоречивых мыслей, легко запутаться в себе и своей проблеме. Это понятно, но это наименее полезный способ поиска решений. «Вы не можете выбраться из циклона, когда вы сидите прямо посреди его воющего шума» — любимое выражение одного из моих великих наставников.
Научитесь ждать, пока все уляжется, а затем общайтесь с другими людьми для утешения и заботы. У каждого есть своя история, и, делясь своей историей с другими, вы обретете утешение, зная, что вы не одиноки. Это факт жизни, о котором мы часто забываем.
5. Твердо говорите «нет», когда это необходимо, и двигайтесь дальше. Оставьте все, что не служит вам, ради чего-то нового.
Иногда в нашей жизни могут возникать моменты порочного круга, потому что мы отказываемся видеть, что с нами происходит. Изменение может быть просрочено, и пришло время двигаться дальше. Если вы когда-либо изо всех сил пытались удержаться за что-то и пытались добиться успеха под разными углами, все было безрезультатно. Может быть, вы поняли, что чем больше вы пытаетесь, тем больше бед вы сталкиваетесь? Попробуй это.
Прекратите попытки и дайте себе разрешение уйти. Через несколько дней понаблюдайте за своим самочувствием. Я предполагаю, что вы будете чувствовать себя намного лучше и лучше себя контролировать. Это состояние, которого вы хотите достичь и поддерживать, чтобы разорвать цепь любого порочного круга.
Будьте последовательны в реализации этих стратегий, и очень скоро вы обнаружите, что никакой порочный круг больше не сможет удерживать вас в плену.
Системный мыслитель. Выявление и разрыв порочных циклов
Возможно, наиболее распространенной и доступной формой системного мышления для людей, плохо знакомых с этой концепцией, является порочный круг. Примеры:
СОВЕТ КОМАНДЕ
Поищите примеры порочных кругов в журналах, газетах и на веб-сайтах, посвященных текущим событиям.
- Эпидемия ускоряется пропорционально количеству людей, подвергшихся воздействию, что, в свою очередь, увеличивает вероятность дальнейшего распространения эпидемии.
- Сокращение, скорее всего, снизит способность руководителя получать доход (а не только затраты), что, в свою очередь, снижает прибыль и усиливает давление в пользу еще одного сокращения.
- Акты насилия, совершаемые одной стороной в войне, стимулируют акты мести другой стороны, что, в свою очередь, приводит к насильственным ответным действиям первой стороны и продолжающейся эскалации конфликта с обеих сторон.
Хотя люди легко попадают в порочные круги, они часто не видят эти циклы как бесконечные спирали и не знают, как избежать динамики.
Эта статья:
- Описывает простой способ выявления порочных кругов, в которые попали люди;
- Объясняет четырехэтапный процесс преобразования этой динамики в двигатель успеха, а не неудачи;
- Расширит ваше мышление за пределы простых порочных кругов, чтобы обогатить ваше понимание общих проблем и определить конкретные вмешательства для сложных систем.
Роковая петля
Один из простых способов определить порочные круги, в которые мы попали, называется «гибельной петлей», первоначально разработанной Дженнифер Кемени. Зацикливание Doom состоит из четырех шагов:
- Определите симптом проблемы , который беспокоит вас, потому что со временем он становится все хуже и хуже. Например, вашим симптомом могут быть проблемы с моральным духом.
- Определите три непосредственные и независимые причины
- Уточнить три непосредственных и независимых следствия симптом нарастающей проблемы. Например, три непосредственных последствия проблем с моральным духом — текучесть кадров, проблемы с качеством и проблемы с производительностью.
- Наконец, покажите, как хотя бы одно из следствий усугубляет хотя бы одну из причин. Соединение может быть прямым или непрямым. Например, следствием текучести кадров является увеличение нагрузки на ключевой персонал, что, в свою очередь, увеличивает давление на работе и стресс, тем самым еще больше увеличивая проблемы с моральным духом и текучесть кадров (см. «Порочные циклы»). Эта динамика представляет собой порочный круг или, говоря языком системного мышления, усиливающую петлю обратной связи.
ПОРОЧНЫЕ ЦИКЛЫ
Один из простых способов определить порочные круги, в которые мы попали, называется «Роковой цикл».
Преобразование порочных циклов
После того, как вы определили порочный круг, вы можете найти, где его разорвать и в идеале превратить его в позитивный двигатель роста. Это включает в себя четыре шага:
- Определите хотя бы одно звено в порочном круге, которое управляется убеждениями или предположениями людей , а не жестко запрограммировано в системе. Это связь, которую можно разорвать. Чтобы прояснить эту связь, спросите: «Эта причинно-следственная связь неизбежна или на нее можно повлиять, изменив образ мышления и поведение людей?»
Пример: «Обязательно ли проблемы с моральным духом должны приводить к высокой текучести кадров?» Здесь ответ «Нет», потому что наличие проблем с моральным духом может с таким же успехом стимулировать активное участие ваших лучших людей — тех, кто, скорее всего, уйдет первым, когда дела пойдут плохо, — в преобразовании организации. Напротив, как только происходит текучесть кадров (особенно хороших людей), рабочая нагрузка ключевого персонала, вероятно, увеличится и, как следствие, увеличится давление на работе и стресс, а затем проблемы с моральным духом. Эти связи в большей степени связаны с порочным кругом.
- Перенаправьте причинный фактор в слабое звено, создав новую цель. Спросите: «Чего мы хотим добиться, когда появляется этот причинный фактор?»
Пример: «Мы хотим создать высокоэффективную организацию, возглавляемую нашими лучшими людьми на всех уровнях».
- Уточните корректирующие действия, необходимые для преодоления разрыва между тем, где вы находитесь, и новой целью.
Пример: «Для повышения морального духа и достижения цели эффективной организации, возглавляемой нашими лучшими людьми на всех уровнях, мы попросим этих людей переоценить сильные и слабые стороны организации и возможности и возглавим рабочие группы, чтобы извлечь максимальную выгоду из них. критические области.
- Реализовать усиливающие действия, поддерживающие новый импульс. Поскольку менеджеров обычно привлекает множество требований, они часто отвлекают внимание от новой инициативы, как только кажется, что она продвигается вперед. Для обеспечения устойчивого изменения направления важно осуществлять действия, которые укрепляют это направление с течением времени.
Пример. Руководители рабочих групп могут получить пользу от индивидуального коучинга и групповых обучающих собраний, которые позволяют им преодолевать организационное сопротивление, справляться с неожиданностями и повышать эффективность друг друга. За этим процессом должно следовать своевременное выполнение их рекомендаций и корректировка организационной инфраструктуры для поддержки новых способов работы.
Обращение к более сложной динамике
Поскольку порочные круги относительно легко определить, когда что-то идет не так, мы склонны видеть их повсюду, куда ни глянем. Однако сосредоточение внимания на множестве порочных кругов, как правило, сбивает людей с толку и ограничивает их способность находить эффективные меры вмешательства. Есть два способа разобраться во множественных порочных кругах и использовать высокоэффективные вмешательства:
- Первый — упростить множественные порочные круги, определив от четырех до семи переменных, которые, по мнению людей, являются наиболее важными для решения проблемы. Затем изобразите, как эти переменные взаимодействуют друг с другом, нарисовав не более двух-трех петель. Как только вы упростите количество петель, используйте описанный выше метод для разрыва и преобразования порочных кругов, чтобы разработать стратегию вмешательства.
- Второй подход заключается в признании того, что порочные круги имеют тенденцию маскировать более сложную динамику и доминировать над ней. Эту динамику часто можно сначала изобразить как системные архетипы. Архетипы дают богатое, всестороннее объяснение того, что происходит, и в то же время их легко понять. В дополнение к ясности, которая является одновременно сложной и доступной, системные архетипы позволяют людям нацеливаться на более конкретные высокоэффективные вмешательства.
Пример: если возникает порочный круг, когда люди используют быстрое решение для уменьшения симптома проблемы, нарисуйте архетип «Исправления, которые имеют неприятные последствия» (также известный как «Исправления, которые не работают») и примените меры для создания устойчивого решения. (см., например, «Основы системных архетипов: от истории к структуре» Даниэля Х. Кима и Вирджинии Андерсон, Pegasus Communications, 19).98). Если один или несколько порочных кругов увеличивают зависимость от быстрого решения и подрывают вашу способность реализовать более фундаментальное долгосрочное решение, продемонстрируйте архетип «Перекладывания бремени» и используйте меры, направленные на поддержку этого решения.
Другая динамика, в которой преобладают порочные циклы, включает:
- Успех для успешных — одна часть системы со временем работает все лучше и лучше за счет снижения успеха другой части;
- Случайные противники — непреднамеренные последствия действий двух потенциальных сотрудников подрывают эффективность друг друга;
- Конкурирующие цели — усилия по достижению слишком большого количества целей для слишком большого числа различных сторон снижают их способность удовлетворительно достичь любой цели;
- Эскалация — две стороны постоянно усиливают свою деятельность, чтобы победить другую, но так и не достигнув устойчивого преимущества.
Подводя итог: выявление порочных кругов часто является отличным местом для начала применения системного мышления к хроническим сложным проблемам. В то же время, люди часто могут получить более глубокое понимание и даже большую пользу, тестируя и изображая системные архетипы, которые производят эти циклы.