Поцелуй в истории искусства | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Новости
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных
Олеся Ханцевич
14.02.2018
«Любовники» Рене Магритта
Рене Магритт. «Любовники». 1928.
Фото: The Museum of Modern Art (MOMA), New York
Рене Магритт ненавидел, когда искусствоведы трактовали его работы. Так и одна из самых загадочных его картин — «Любовники» 1928 года — осталась без авторских комментариев, а у зрителей и ученых появился простор для интерпретаций. Последние трактуют образы в мрачном свете: они видят в картине отсылку к подростковым страданиям художника, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова утопленницы была обмотана подолом ночной сорочки). А любители искусства видят в ней более очевидный смысл. По их версии, влюбленные со скрытыми лицами говорят о том, что любовь слепа, они не видят ничего вокруг: ни истинных лиц своих любовников, ни себя. Не видим лиц ослепленных любовью героев и мы, зрители.
«Леда, ласкаемая лебедем» Микеланджело
Микеланджело. «Леда, ласкаемая лебедем, с Кастором и Поллуксом». 1529–1530. Рисунок к несохранившейся картине.
Фото: Le Gallerie degli Uffizi, Firenze
«Леда и лебедь» — мифологический сюжет, изображающий супругу спартанского царя Тиндарея Леду в процессе совокупления с принявшим обличье лебедя Зевсом. Считалось, что от Зевса у Леды было две дочери, Клитемнестра и Елена, из-за которой, как известно, началась Троянская война. В силу своего эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто — в начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Антонио да Корреджо (до наших дней сохранилась только «Леда» Корреджо).
Изначально «Леда» Микеланджело предназначалась для герцога Феррарского, но затем мастер подарил ее своему ученику Антонио Мини, который увез работу во Францию и продал королю Франциску. Картина хранилась в замке Фонтенбло, но в середине XVII века была уничтожена за чрезмерную сладострастность. От несохранившегося оригинала остались копии в лондонской Национальной галерее и рисунки в Уффици и Доме Буонарроти.
«Геркулес и Омфала» Франсуа Буше
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732–1734.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Как говорится на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, в московский музей картина попала из Государственного Эрмитажа в 1930 году, куда, в свою очередь, поступила из собрания князей Юсуповых. Полотно относится к периоду, когда Буше закончил обучение у художника Лемуана, испытавшего сильное влияние Рубенса. Сюжет повествует о пребывании античного героя Геркулеса в плену у лидийской царицы Омфалы, которая должна была по воле богов унижать его, наряжая в женское платье и заставляя прясть вместе со своими служанками. Сама же она ходила в шкуре льва, снятой с Геркулеса, и носила его палицу. Изображая 13-й подвиг, любовную победу Геркулеса над царицей, художник в этой сцене ярко передал порыв страсти своих героев. Увидеть темпераментную картину можно в зале № 22 главного здания ГМИИ.
«Поцелуй» Константина Бранкузи
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1908.
Фото: Centre Pompidou, MNAM-CCI /Dist. RMN-GP / Adagp, Pari
Сотрудничество двух великих скульпторов, Константина Бранкузи и Огюста Родена, длилось около месяца, после чего румын, уже вполне освоивший уроки своего кумира, решил идти собственным путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева». А ровно через год появился «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва намеченными волосами и глазами. И это была революция: Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале, минуя предварительную работу в гипсе. Впрочем, изображение «Поцелуя» расскажет о мастерстве скульптора лучше любых слов. «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — восклицал Бранкузи. И мы с ним полностью согласны.
«Амур и Психея» Антонио Кановы
Антонио Канова. «Амур и Психея». 1787.
Фото: Musée du Louvre
Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы выполнено из мрамора в 1787 году по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусства барона Каудора, причем в двух вариантах. Для первой, наиболее известной скульптуры «Психея, оживленная поцелуем Амура» Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюбленные протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия. В другом варианте они рассматривают бабочку на руке склонившего голову к Психее Амура — символ мимолетности и невинности. Обе версии находятся в Лувре, а повторения скульптур — в Эрмитаже, куда первая попала из собрания князей Юсуповых (сначала она находилась в подмосковном Архангельском, потом во дворце на Мойке в Петербурге), а вторая была приобретена Александром I вскоре после смерти императрицы Жозефины, по заказу которой была выполнена в 1808 году.
«Свидание» («Объятия») Пабло Пикассо
Пабло Пикассо. «Свидание». 1900.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Впервые Пикассо появляется в Париже в 1900 году. Как гласит описание на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, с этим периодом связано создание им небольшой картины «Свидание». В эти годы Пикассо часто обращался к заглавному мотиву, который трактовал как тему человеческой близости, и развивал его в некоторых произведениях 1901–1904 годов, периода в его творчестве, который получил название «голубого». По мнению искусствоведов, в объятиях изображенных нет чувственности и идиллии, что в сочетании с замкнутым характером композиции и отсутствием подробностей передает отголоски будущей драмы. Через 13 лет после создания эту картину приобрел у художника коллекционер Сергей Щукин, и сегодня она выставлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ в Москве.
«День рождения» Марка Шагала
Марк Шагал. «День рождения». 1915.
Фото: The Museum of Modern Art (MMA), New York
Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый год, когда Белла Розенфельд стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую. А вот что пишет сама Белла Шагал в своих воспоминаниях «Горящие огни» об этом полотне и об этом дне: «Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».
«Поцелуй» Эдварда Мунка
Эдвард Мунк. «Поцелуй». 1897.
Фото: Munch Museet, Oslo
Для Мунка характерным было возвращение к уже проработанным сюжетам, не стала исключением и картина «Поцелуй». Время написания первых ее вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни». Мрачная и отталкивающая, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайну его притягательности. Скупость цветовой палитры компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.
«Поцелуй украдкой» Жана Оноре Фрагонара
Жан Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой». 1787–1789.
Фото: Государственный Эрмитаж
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников Франсуа Буше и Жан-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на галантные темы, и «Поцелуй украдкой» считается вершиной этого жанра. Юноша похищает поцелуй у молодой девушки, которая опасается, как бы их не застали врасплох, и с тревогой смотрит на приоткрытую дверь. Картина написана в конце 1780-х годов. Сменив несколько владельцев, она оказалась в собрании последнего польского короля Станислава Августа Понятовского и хранилась в Лазенковском дворце в Варшаве, откуда в 1895 году поступила в Эрмитаж. Выставляется в Зимнем дворце в зале № 288. В 1984 году почтой СССР была выпущена почтовая марка достоинством 10 копеек с репродукцией картины.
Бэнкси. «Целующиеся полицейские»
Бэнкси. «Целующиеся полицейские». 2005. Частная коллекция.
Фото: Fine Art Auctions Miami
В 2006 году провокационный рисунок «Целующиеся полицейские» на стене бара Prince Albert в Брайтоне закрасили черной краской. Однако вандализм не прошел. После восстановления изображение аккуратно сняли со стены и продали на аукционе Fine Art Auctions в Майами анонимному покупателю за $575 тыс. Этой работой вдохновились участники группы «Синие носы», когда создавали свою «Эру милосердия». Фотография спровоцировала скандал с участием министра культуры Александра Соколова, который назвал ее «порнографией» и запретил к вывозу в Париж на выставку «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года».
«Буржуазный бюст. Джефф и Илона» Джеффа Кунса
Джефф Кунс. «Буржуазный бюст. Джефф и Илона». 1991.
Фото: Jeff Koons / Tate / National Galleries of Scotland
В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина. Брак был недолгим, но плодотворным: у пары родился сын, а различные конфигурации физических проявлений их любви, ставшие основой скульптур из серии «Сделано на небесах», принесли художнику громкую славу. Мы выбрали самое невинное произведение из этой серии — «Буржуазный бюст» из белого мрамора, где пара изображена в стиле барокко, а Илона Сталлер предстала в образе Венеры, богини красоты и плотской любви.
«Поцелуй» Франческо Айеца
Франческо Айец. «Поцелуй». 1859.
Фото: Pinacoteca di Brera, Milano
«Поцелуй» итальянского живописца Франческо Айеца, написанный в 1859 году, мгновенно завоевал популярность у публики. Художник попытался объединить в картине такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянцев против иноземного господства — патриотизмом. Целующаяся пара представляет собой аллюзию не только к Ромео и Джульетте Шекспира и Ренцо и Лючии из романа Алессандро Мандзони «Обрученные», но и к образам Франции и Италии. Цвета, использованные художником, намекают на флаги двух стран и заключенный ими Пломбьерский пакт, ознаменовавший рождение итальянской нации. Картина впервые была представлена публике на выставке в Академии Брера в сентябре 1859 года, через три месяца после прибытия в Милан Виктора Эммануила II и Наполеона III, недавно разбивших австрийские войска в битве при Сольферино.
«Поцелуй» Густава Климта
Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908.
Фото: Belvedere, Wie
Пожалуй, это самый хрестоматийный поцелуй в истории искусства и самый тиражируемый на сувенирной продукции, без которого не может обойтись ни одна подобная подборка. Полотно принадлежит к «золотому» периоду творчества Климта: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Автор трудился над картиной в течение года, пытаясь преодолеть творческий кризис между 1907 и 1908 годами. Некоторые исследователи считают, что на ней изображен он сам со своей возлюбленной Эмилией Флёге. На картине мужчина играет главенствующую роль, он возвышается над возлюбленной, защищая и доминируя. Коленопреклоненная поза женщины демонстрирует подчинение. Герои не скрываются от зрителя, несмотря на интимность момента. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино на краю скалы, стали одним целым, однако они разделены с помощью орнамента.
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер»
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер». 14 августа 1945 г., Нью-Йорк.
Фото: Alfred Eisenstaedt / Pix Inc. / Time & Life Pictures / Getty Image
Снимок, который автор в шутку называл «Безоговорочная капитуляция», стал для американцев символом победы во Второй мировой войне. Четырнадцатого августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции, и на улицы американских городов вышли ликующие толпы. Фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился снимать всеобщую радость, и среди сотен людей его внимание сразу привлек один моряк. Как позже вспоминал автор снимка, молодой человек хватал всех женщин без разбора и заключал в свои объятия. «И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то темное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое, если бы на нем была светлая форма. Снимка бы не было», — гласит ставший знаменитым рассказ фотографа. Установлением личностей целующейся пары занимались десятки журналистов на протяжении многих лет, так много было претендентов. И если имя медсестры (Эдит Шейн) удалось выяснить еще в 1980 году, то моряк стал известен только в 2007-м — для этого Гленну Макдаффи пришлось пройти десять тестов на полиграфе. Сейчас на Таймс-сквер находится выполненная по мотивам этого снимка восьмиметровая статуя, рядом с которой 14 августа собираются сотни пар, чтобы сделать реконструкцию фото.
Анри Тулуз-Лотрек. «В постели: поцелуй»
Анри Тулуз-Лотрек. «В кровати: поцелуй». 1892. Частная коллекция. Продана на аукционе Christie’s в 2015 г. за $12,5 млн.
Фото: Christie’
На картине изображены две целующиеся женщины, которых, по легенде, художник писал в 1892 году с натуры в парижском борделе, и, собственно, полотно относится к серии «Публичный дом». Художник, как известно, показывал жизнь проституток подробно, без тени морализаторства и сентиментальности. Он изображал своих героинь за будничными делами: моющимися, за игрой в карты, в ожидании клиента или застилающими постель. Продавая свое тело мужчинам, на отдыхе они старались не подпускать их к себе и проводили время вместе.
Подписаться на новости
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
09. 11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17. 11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Рассказали в красках: 10 картин о поцелуях
Считается, что самый надежный способ убедиться в своих чувствах – это поцелуй. Ссоры, обиды, усталость отступают, стоит лишь поцеловать любимого человека – по-настоящему любимого, разумеется. Если между вами уже или все еще есть эта химия — вы буквально чувствуете, как Земля вращается вокруг Солнца, секунды сменяют друг друга, весь мир движется, и только вы стоите на месте.
![](/800/600/http/astrolady.org/wp-content/uploads/2018/09/para-v-krovati.jpg)
Эту магию проще описать словами, и, конечно, писателям, от гениев до безымянных создателей дамских романов в мягких обложках, рассказать о поцелуе довольно просто. И тем не менее художники вновь и вновь обращаются к той же теме. Wedding выбрал самые известные картины, которые говорят о любвина языке искусства.
- По-русски (Марк Шагал «Зеленые любовники», 1914 г., частная коллекция)
Часто мы слышим от влюбленных: «Я будто во сне». Марк Шагал был тем художником, который смог превратить сон в реальность, перенеся его на холст. Герои его картин парят в воздухе и зависают в невесомости. Шагал отменил закон гравитации и описал тех самых бабочек, которые поднимают человека ввысь. Цикл «Любовники» писался под вдохновением брака с его первой женой Беллой Розендельф. К сожалению, смерть их разлучила, но даже позднее женившись второй раз, он не уставал повторять, что только девушка из Витебска была для него всем. В этот цикл входят картины целующихся «Синие любовники», «Розовые любовники», «Серые…» и «Зеленые…».
- По-французски (Анри де Тулуз-Лотрек «Поцелуй в постели», 1892 г., частная коллекция)
Постель — самое интимное и незащищенное место, в котором человек расслаблен и максимально уязвим. Анри Тулуз-Лотрек «положил» влюбленных в одну кровать, они обнажены и укутаны облаком-одеялом. Художник мог использовать любой цвет и принт для постельного белья, но предпочел именно голубой, что говорит о чистых и искренних отношениях людей. Понятно, что это чуть больше, чем поцелуй, но художнику удалось удержать грань между эротикой и вульгарностью. Все самое откровенное осталось за кадром. Чтобы понять, что это нечто большее существует остальное показывать и не нужно — любовь имеет право на таинство.
- По-английски (Фредерик Лейтон «Рыбак и сирена», 1856—1858 гг, частная коллекция)
Фредерик Лейтон искусно владел кистью в классицистической живописи, сюжетами его картин часто становились истории из античной литературы, а главной героиней, конечно, женщина. В основу сюжета картины «Рыбак и сирена» легла легенда о сладкоголосых полуженщинах-полурыбах, которые заманивали рыбаков в свою обитель, где те погибали. На картине изображен юноша, утративший всякую возможность здраво мыслить, поддавшийся искушению и доживающий последние минуты своей жизни. Не самая ужасная смерть: в объятиях красивой, пусть и коварной женщины.
- По-итальянски (Франческо Айец, «Поцелуй», 1859 г., частная коллекция)
Одной из главных работ в творчестве Франческо Айеца, писавшего в стиле романтизма, стала картина «Поцелуй». Она представляет собой аллюзию на Ромео и Джульетту Шекспира и Ренцо и Лючию из романа Алессандро Мандзони «Обручённые». Обе любовные пары стали жертвами обстоятельств, в которых не могут быть вместе, и ради совместного будущего им нужно расстаться. У зрителя есть возможность будто случайно пройти мимо и заметить прощальный поцелуй двоих возлюбленных.
- По-испански (Пабло Пикассо «Фигуры на берегу моря (Поцелуй)», музей Пабло Пикассо в Париже.)
У Пабло Пикассо есть несколько картин с изображением поцелуя, но, наверное, именно эта картина «Фигуры на берегу моря» максимально честно описывает, что происходит внутри и снаружи страстно влюбленных людей. Уже не понятно, где здесь рука, нога, все смешалось в истерии страсти и хочется рассматривать картину, собирая любовников по пазлам. Возможно, художник предпочел не идентифицировать людей и просто назвать их фигурами, тем самым максимально обнажив их перед нами, потому что настоящий чувственный импульс человека всегда далек от разума и уже неважно где заканчивается он и начинается она.
- По-немецки (Макс Эрнст «Поцелуй», 1927 г.
, музей Гуггенхайма в Берлине)
Ещё один представитель сюрреализма, но уже немецкого, Макс Эрнст и его картина «Поцелуй». Эта работа — чистое воплощение идеи любви, в соединении двух таких разных и одновременно одинаковых миров мужчины и женщины. Голубое небо и коричневая земля запутываются в нитях, образуя один клубок любви, нежности и страсти.
- По-американски (Рой Лихтенштейн «Поцелуй», 1962 г., частная коллекция)
Можно ли скупыми линиями и лаконично нанесенными красками изобразить целый спектр человеческих эмоций: отчаяние, нежность, страсть? Поп-арт художник Рой Лихтенштейн справился с этим на отлично. Он прославился работами на основе комиксов, но чтобы изобразить действие, ему не нужно было писать целую серию картин, история писалась на одном полотне. Его знаменитые целующиеся возлюбленные, несмотря на кажущуюся статичность, полны жизни и кажутся не менее реальными, чем мы с вами.
- По-норвежски (Эдвард Мунк «Поцелуй», 1897 г.
, музей Мунка, Осло)
Эдвард Мунк написал цикл картин «Поцелуй», узнать их все можно по отличительной черте — влюбленные изображены у окна. Оно отделяет двух людей от социального мира, подчеркивая важность того, что происходит только здесь и сейчас. Влюбленные Мунка лишены лиц и уже неважно красивы они или нет, сколько им лет, сейчас они представляют одно целое.
- По-австрийски (Густав Климт «Поцелуй», 1907-1908 гг., галерея Бельведер, Вена)
История создания «Поцелуя» Густава Климта гласит, что некий граф заказал у него картину для своей возлюбленной, на котором попросил изобразить их пару целующейся. Климт выполнил пожелание, и заказчик был доволен. Но его мучил один вопрос: почему уста влюбленных так и не сомкнулись? Художник ответил, что хотел описать чувства и мотивы поцелуя. «Поцелуй» Климта — картина невероятно интимная и по эмоциональности очень наполненная, потому что нет ничего откровеннее и честнее надежды и ожидания.
- По-бельгийски (Рене Магритт «Влюбленные», 1828 г., музей современного искусства, Нью-Йорк)
Трактовать картину «Влюбленные» Рене Магритта можно по-разному. Кто-то подумает, что поцелуй через простыни — это олицетворение фразы «Любовь слепа», и влюбленные являются загадкой не только для друг друга, но и для окружающих. А кто-то оптимистично скажет, что мужчина и женщина сумели постичь любовь такой силы, что способны ощутить настоящую близость, несмотря на любые покровы тайн и разделяющие их преграды — каждый увидит то, что ему близко.
Текст: Есения Рудавка
Анри де Тулуз-Лотрек Биография (1864–1901): Жизнь французского художника как Анри де Тулуз-Лотрек — описал красочную, провокационную и авантюрную ночную жизнь Парижа, наиболее широко известную и связанную с образами клуба «Мулен Руж» в современной массовой культуре. Другими известными французскими художниками в период творчества постимпрессионистов были Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Поль Гоген.
![](/800/600/http/neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2012/04/600256_1.jpg)
Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в регионе Юг-Пиренеи во Франции, в аристократической семье графа Альфонса и графини Адель Тапи де Селеран. Они потомки графов Тулузских и Лотреков, а также виконтов Монфа, деревни на юге Франции. У него был младший брат, родившийся в 1867 году, но младенец прожил всего год. Впоследствии его родители разошлись, и юный Тулуз-Лотрек рос под присмотром няни. В 8 лет он уехал жить к своей матери в Париж, где начал творческое и художественное путешествие, рисуя карикатуры в своих рабочих тетрадях.
Его семья заметила этот талант и даже попросила друга семьи Рене Принсто давать неформальные уроки. Однако врожденное заболевание начало проявляться симптомами и обременять мальчика физическими и эмоциональными трудностями. Считалось, что Тулуз-Лотрек страдал от различных осложнений из-за того, что его родители на самом деле были двоюродными братьями и сестрами, вступившими в смешанные браки. Две бабушки Тулуз-Лотрека на самом деле сестры.
Из-за дисфункции костей Тулуз-Лотрек сломал правую и левую бедренные кости в возрасте 13 и 14 лет соответственно. Переломы также не зажили должным образом, скорее всего, из-за генетических осложнений. Его конечности, по-видимому, не продолжали нормального роста, так что рост Тулуз-Лотрека составлял всего 1,54 метра или 5 футов 1 дюйм, с развитым туловищем взрослого человека, но почти детскими ногами. Далее предполагалось, что у художника были гипертрофированные половые органы.
Мать Анри де Тулуз-Лотрека искала лекарства от болезни своего сына, но безрезультатно, даже возила его на целебные термы в Амели-ле-Бен и другие лечебные центры. Из-за своего изнурительного и изолирующего физического состояния Тулуз-Лотрек еще больше увлекся искусством, занимаясь живописью, а также иллюстрированием и литографией. Он вел хронику красочного и богемного образа жизни Парижа на рубеже веков, создавая иллюстрации для популярных изданий и журналов того времени, таких как Le Rire.
Он также получил высшее образование, вернувшись в Париж, чтобы учиться и подмастерье у известного художника-портретиста по имени Леон Бонна с помощью социальных связей его матери. Она разделяла стремление Тулуз-Лотрека стать уважаемым и популярным художником. Тулуз-Лотрек в основном вращался в светских кругах на Монмартре, известном парижском пристанище представителей богемы, коллег-художников, писателей, философов и других личностей.
После учебы у Бонна Тулуз-Лотрек в 1882 году перешел под опеку Фернана Кормона. Именно здесь он подружился с некоторыми из своих самых верных товарищей, такими как Эмиль Бернар и Ван Гог. Находясь в среде проституток и женщин из низшего сословия, неудивительно, что Тулуз-Лотрек сам испытал этот дикий богемный образ жизни и, как сообщается, также имел свой первый сексуальный контакт на Монмарте.
После учебы он участвовал в выставке в 1887 году, а затем в Париже с Ван Гогом и другими друзьями. С открытием знаменитого кабаре «Мулен Руж» Тулуз-Лотрек создал, пожалуй, свою самую известную и узнаваемую работу в виде афиш для клубного ревю. Несмотря на кажущуюся непритязательность такой работы или стремления, Тулуз-Лотрек упорствовал благодаря своему аристократическому происхождению, которое каким-то образом придавало ему чувство превосходства и непривязанности к этим негативным представлениям. Поэтому он также стал ценным гостем кабаре.
Семья Тулуз-Лотрек на самом деле англофил, и, несмотря на незнание английского языка, Тулуз-Лотрек поехал в Лондон и занялся иллюстрацией плакатов для некоторых предприятий. Он также познакомился и подружился с литературным деятелем Оскаром Уайльдом.
Эмоциональные проблемы Тулуз-Лотрека из-за его физического недостатка, к сожалению, продолжали преследовать его во взрослом возрасте, и он обратился к алкоголю, чтобы справиться с дистрессом. Он любил пиво, вино, смешанные напитки и коктейли в американском стиле, которые в то время только начинали становиться популярными. Коктейль был даже приписан или предположительно создан Тулуз-Лотреком с использованием абсента, популярного в то время дистиллированного алкоголя и вещества, вызывающего привыкание.
К 1893 году Тулуз-Лотрек начал страдать от последствий своего алкоголизма, что привело к его госпитализации в 1899 году. К сожалению, вскоре после этого, в 1901 году, он скончался из-за алкогольных осложнений и сифилиса. Его мать стремилась продвигать его искусство даже после его смерти, в конце концов основав музей Тулуз-Лотрека, в котором сегодня находится самая большая в мире коллекция работ художника.
Во многом короткая, но яркая жизнь Анри де Тулуз-Лотрека отразила сами сюжеты его не менее ярких и выразительных иллюстраций, и именно эта редкость близости художника к миру своего искусства делает его работы еще более ценными и драгоценный сегодня.
«Поцелуй в постели»: интимный и точный портрет любви
Искусство и дизайн
Часто бывает трудно убежать от натиска красных сердечек любви и ярких букетов роз, которые приносит февраль. Тем не менее, День святого Валентина — это такой же хороший повод, как и любой другой, чтобы посмотреть на некоторые «голубиные» картины из-за отсутствия лучшего термина. Несмотря на доминирующую роль, которую тема любви играет во всем мире искусства, редко можно найти изображения сильной связи между двумя людьми, которые отражают их чувства друг к другу в приземленной и домашней обстановке.
Входит Анри де Тулуз-Лотрек. Ключевая фигура постимпрессионистов во Франции девятнадцатого века, многие узнают его гламурные и блестящие плакаты Мулен Руж . В постели, поцелуй настолько далек от выдающегося исполнения, насколько это возможно. Как и многие его сверстники, Тулуз-Лотрек был очарован ночной парижской жизнью, завсегдатаем многих баров, кабаре и борделей. Именно в последнем происходит действие этой картины. Тулуз-Лотрек изображает двух женщин, скорее всего секс-работниц, влюбленных в поцелуй, обнимающихся в постели. В большинстве этих учреждений не хватало кроватей для всех женщин, и многие приходилось делить их. Таким образом, у многих сформировались прочные связи, которые часто приводили к романтическим отношениям, которые, как утверждает художник, были свидетелями из первых рук.
Хотя некоторые выдают эту картину за эротическую и чувственную демонстрацию, я считаю невозможным заглянуть за истинную тему этой работы. Пара крепко держится друг за друга, переплетаясь так близко, что почти становятся одним целым. Больше не на чем сосредоточиться, кроме двух женщин и их отношений, никаких отвлекающих элементов на заднем плане, кроме складок и движения простыней. На фоне этих серо-голубых оттенков их светлая кожа и темные волосы выделяются и привлекают внимание зрителя. Несмотря на то, что они находятся в центре этой картины, эта пара находится в центре мира друг друга.
Прежде всего, мелкие детали подчеркивают любовь, которую разделяет эта картина. Крепкое прикосновение их рук друг к другу и то, как глаза женщины справа приоткрыты, чтобы посмотреть на своего партнера, не что иное, как согревание сердца. Ни одну из женщин, кажется, не волнует, что их рисует такой известный художник. Грязные волосы и неопрятные простыни не имеют большого значения по сравнению с их общими узами. Женщины не позируют для этой картины, вместо этого Тулуз-Лотрек запечатлел то, что кажется снимком их повседневной жизни.
Трудно найти приземленное изображение романтики и по сей день. Еще сложнее найти одну из лесбийской пары.