22.09.2024

Почему семья это семья: Что такое семья — определение, как она возникает, зачем нужна, функции, понятие в психологии и социологии

Содержание

Что такое семья — определение, как она возникает, зачем нужна, функции, понятие в психологии и социологии

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.

Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно.
    Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо.
    В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу, которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

это главное слово на свете


15 июля 2021

Волгоградское региональное отделение СЖР

Семья – самое дорогое, что есть у человека. Она придаёт чувство опоры, защищенности, уверенности в том, что в этом огромном мире есть люди, которые ждут, любят и принимают тебя таким, какой ты есть – со всеми достоинствами и недостатками.

Сохранению и укреплению семейных традиций были посвящены мероприятия, проведенные Советом женщин в рамках празднования Всероссийского  Дня семьи любви и верности.

Первый онлайн фестиваль-конкурс семейного творчества, посвящённый Дню семьи, любви и верности  прошел для жителей Центрального района Волгограда. Активные и творческие семьи соревновались в трех номинациях конкурса, в каждой из которых были определены победители и лауреаты.

Семьи Волгограда смогли принять участие в конкурсах семейных фотографий, организованных в двух районах города — в Красноармейском районе фотоконкурс определил «Самую-самую» семью, в Краснооктябрьском – жители района в фотографиях рассказали свою «Семейную историю». Все участники были награждены грамотами и памятными призами.

Представители регионального отделения Союза женщин России и Совета женщин Волгограда подвели итоги интегрированного конкурса «Всё начинается с семьи», который прошел в рамках марафона «Крепкая семья – территория счастливого детства. Крепкая семья – стабильное государство». Конкурс позволил многим семьям области продемонстрировать свои творческие способности. Работы победителей отличались нестандартным креативным подходом и покорили сердца взыскательного жюри.

Жители Красноармейского района приняли участие в онлайн-викторине «Семейные традиции»  и продемонстрировали не только свои знания, но и командно-семейную сплоченность. Победители получили почетные грамоты и специальные призы.

Мастер-класс по изготовлению символа праздника – ромашек – прошел в дистанционном формате для всех жителей Волгограда. Член Совета женщин Краснооктябрьского района Анна Сергеева научила всех желающих создавать картины «Семейные ромашки».

Праздничный концерт творческого дуэта Людмилы Трофимовой и Сергея Беляка состоялся в библиотеке-филиале № 18 ЦСГБ. Артисты подготовили ко Дню семьи, любви и верности специальную программу  «Любовь и верность – два крыла…».

Фестиваль «Дон – батюшка, да Волга — матушка», посвященный празднику, состоялся в Ворошиловском районе.  Для жителей и гостей города  свои выступления подготовили фольклорные коллективы, самодеятельные ансамбли, в т.ч. ансамбль «Русская песня», руководителем которого является член Совета женщин Светлана Ралева.

Волгоградский областной Союз женщин и Совет женщин Волгограда  от всей души поздравляют жителей региона с Днем Семьи, любви и верности и желают каждой семье любви, мира, добра и взаимопонимания.


Теги: Нацпроект «Демография»

Сферы деятельности: Семья и дети,

Американская семья сегодня | Pew Research Center

Семейная жизнь меняется. Количество семей с двумя родителями сокращается в Соединенных Штатах, поскольку количество разводов, повторных браков и сожительства растет. И семьи сейчас меньше, как из-за роста домохозяйств с одним родителем, так и из-за падения рождаемости. Мало того, что у американцев стало меньше детей, изменились и обстоятельства, связанные с родительством. Если в начале 1960-х дети обычно рождались в браке, то сегодня четыре из десяти родов приходится на женщин, которые одиноки или живут с внебрачным партнером. Одновременно с трансформацией семейных структур изменилась и роль матерей на рабочем месте и дома. По мере того, как все больше матерей появлялись на рынке труда, все больше женщин становились кормильцами — во многих случаях первичных кормильцев – в своих семьях.

В результате этих изменений в США больше нет одной доминирующей формы семьи. Сегодня родители воспитывают своих детей в условиях все более разнообразных и, во многих случаях, постоянно развивающихся форм семьи. Напротив, в 1960 году, в разгар бума рождаемости после Второй мировой войны, преобладала одна форма семьи. В то время 73% всех детей жили в семье с двумя женатыми родителями в первом браке. К 19В таком типе семьи проживало 80,61% детей, а сегодня меньше половины (46%). Сокращающаяся доля детей, живущих в семьях, которые часто называют «традиционными», в значительной степени вытесняется растущей долей детей, живущих с родителями-одиночками или сожителями.

С начала 1960-х годов увеличилось не только разнообразие семейных условий жизни, но и изменчивость семьи. Внебрачное сожительство и развод, наряду с преобладанием повторных браков и (внебрачных) воссоединений в США, создают семейные структуры, которые во многих случаях продолжают развиваться на протяжении всей жизни ребенка. В то время как в прошлом ребенок, рожденный в супружеской паре, как и большинство детей, с большой вероятностью рос в доме с этими двумя родителями, сегодня это встречается гораздо реже, поскольку условия жизни ребенка меняются с каждым изменением отношений. статус их родителей. Например, одно исследование показало, что за трехлетний период примерно трое из десяти (31%) детей в возрасте до 6 лет испытали серьезные изменения в своей семье или структуре домохозяйства в форме развода родителей, раздельного проживания, вступления в брак. , сожительство или смерть.

Растущая сложность и разнообразие семей

Доля детей, живущих в семьях с двумя родителями, находится на самом низком уровне более чем за полвека: 69% сегодня находятся в таком типе семьи по сравнению с 73% в 2000 г. и 87% в 1960 г. И даже дети, живущие с двумя родителями, с большей вероятностью будут испытывать различные семейные отношения из-за увеличения числа разводов, повторных браков и совместного проживания. 3 Сегодня 62% детей живут с двумя женатыми родителями – рекордно низкий показатель. Около 15% живут с родителями, состоящими в повторном браке, а 7% живут с совместно проживающими родителями. 4 Наоборот, доля детей, живущих с одним родителем, составляет 26 % по сравнению с 22 % в 2000 г. и всего 9 % в 1960 г.

более высокие ставки, чем в прошлом. Сейчас около двух третей (67%) людей моложе 50 лет, которые когда-либо были женаты, все еще состоят в первом браке. Для сравнения, в 1960 г. эта доля составляла 83%.Согласно анализу данных Бюро переписи населения, 80-е годы все еще оставались целыми 10 лет спустя, 88% браков, заключенных в конце 1950-х годов, продлились столько же. 6

Рост семей с одним родителем и изменения в семьях с двумя родителями

Несмотря на сокращение за последние полвека числа детей, проживающих с двумя родителями, большинство детей по-прежнему растут в условиях такого образа жизни договоренность. 7 Однако менее половины — 46% — живут с двумя родителями, состоящими в первом браке. Эта доля снизилась с 61% в 1980 8 и 73% в 1960 г.

Еще 15% детей проживают с двумя родителями, хотя бы один из которых ранее был женат. Эта доля оставалась относительно стабильной на протяжении десятилетий.

В остальных семьях с двумя родителями родители живут совместно, но не состоят в браке. Сегодня 7% детей живут с сожительствующими родителями; однако гораздо большая их часть в какой-то момент своего детства испытает на себе такой образ жизни. Например, по оценкам, около 39% детей будут иметь мать в сожительстве к тому времени, когда им исполнится 12 лет; и к тому времени, когда им исполнится 16 лет, почти половина (46%) будут иметь опыт совместного проживания с матерью. В некоторых случаях это происходит из-за того, что мать, никогда не состоявшая в браке, вступает в сожительские отношения; в других случаях мать может вступить в сожительские отношения после разрыва брака.

Сокращение числа детей, живущих в полных семьях, было компенсировано почти трехкратным увеличением числа детей, живущих только с одним родителем, обычно с матерью. 9 Целая четверть (26%) детей в возрасте до 18 лет в настоящее время живут с одним родителем, по сравнению с 9% в 1960 г. и 22% в 2000 г. Доля детей, живущих без родителей, составляет 5%. ; большинство этих детей воспитывают бабушки и дедушки. 10

Большинство белых, латиноамериканских и азиатских детей живут в семьях с двумя родителями, в то время как менее половины чернокожих детей живут в таких семьях. Кроме того, по крайней мере половина азиатских и белых детей живут с двумя родителями в первом браке. Доли испаноязычных и чернокожих детей, живущих с двумя родителями в первом браке, намного ниже.

Азиатские дети, скорее всего, будут жить с обоими родителями — 84%, включая 71%, которые живут с родителями, состоящими в первом браке. Около 13% азиатских детей живут в семьях с одним родителем, 11% живут с родителями, вступившими в повторный брак, и только 3% живут с совместно проживающими родителями.

Примерно восемь из десяти (78%) белых детей живут с двумя родителями, в том числе около половины (52%) с родителями, состоящими в первом браке, и 19% с двумя родителями в повторном браке; 6% имеют совместно проживающих родителей. Примерно каждый пятый (19%) белый ребенок живет с одним родителем.

Среди латиноамериканских детей две трети живут с двумя родителями. В общей сложности 43% живут с двумя родителями в первом браке, 12% живут с родителями в повторном браке, а 11% живут с совместно проживающими родителями. Около 29% латиноамериканских детей живут с одним родителем.

Условия жизни чернокожих детей резко контрастируют с другими основными расовыми и этническими группами. Большинство – 54% – живут с одним родителем. Только 38% живут с двумя родителями, в том числе 22% живут с двумя родителями, состоящими в первом браке. Некоторые 9% живут с родителями, вступившими в повторный брак, а 7% проживают с совместно проживающими родителями.

Дети, по крайней мере у одного из родителей с высшим образованием, гораздо чаще живут в семье с двумя родителями и с двумя родителями в первом браке, чем дети, чьи родители менее образованны. 11 Полностью 88% детей, у которых хотя бы один из родителей имеет степень бакалавра или выше, живут в семье с двумя родителями, в том числе 67% детей, живущих с двумя родителями в первом браке.

Для сравнения, около 68% детей, чьи родители имеют некоторый опыт обучения в колледже, живут в семье с двумя родителями, и только 40% живут с родителями, состоящими в первом браке. Около шести из десяти (59%) детей, чьи родители имеют аттестат о среднем образовании, живут в семье с двумя родителями, в том числе 33% живут с родителями в первом браке. При этом чуть более половины (54%) детей, чьи родители не имеют аттестата об окончании средней школы, проживают в полных семьях, в том числе 33%, чьи родители состоят в первом браке.

Смешанные семьи

Согласно самым последним данным, 16% детей живут в так называемых «смешанных семьях» Бюро переписи населения – домохозяйстве с отчимом, сводным или сводным братом или сестрой. Эта доля оставалась стабильной с начала 1990-х годов, когда впервые стали доступны надежные данные. В то время 15% детей жили в смешанных семьях. В общей сложности около 8% живут с отчимом, а 12% живут со сводными или сводными братьями и сестрами. 12

Многие, но не все повторные браки заключаются в смешанных семьях. 13 По данным Национального центра медицинской статистики, шесть из десяти (63%) женщин, вступивших в повторный брак, состоят в смешанных семьях, и примерно в половине таких повторных браков участвуют пасынки, проживающие с повторно вступившими в брак парами.

Испаноязычные, черные и белые дети с одинаковой вероятностью будут жить в смешанной семье. Около 17% латиноамериканских и чернокожих детей живут с отчимом, сводным или сводным братом или сестрой, как и 15% белых детей. Однако среди азиатских детей 7% — гораздо меньшая доля — живут в смешанных семьях. Эта низкая доля согласуется с выводом о том, что азиатские дети чаще, чем другие, живут с двумя женатыми родителями, оба из которых состоят в первом браке.

Сокращающаяся американская семья

Рождаемость в США снижается после окончания бэби-бума после Второй мировой войны, что привело к уменьшению размеров семей. В середине 1970-х годов 40% матерей, достигших конца детородного возраста, родили четырех и более детей. 14 Сейчас такая же доля (41%) матерей в конце детородного возраста имела двоих детей, и только 14% имели четырех и более детей. 15

В то же время доля матерей в возрасте от 40 до 44 лет, родивших только одного ребенка, удвоилась: с 11% в 1976 г. до 22% в настоящее время. Доля матерей с тремя детьми практически не изменилась и составляет около четверти.

Повышение уровня образования женщин и участие их в рабочей силе, а также улучшение средств контрацепции, не говоря уже о отказе от брака, вероятно, сыграли свою роль в сокращении размера семьи.

Размер семьи заметно различается в зависимости от расы и национальности. У азиатских мам самая низкая фертильность, а у латиноамериканских матерей самая высокая. Около 27% азиатских матерей и одна треть белых матерей в конце детородного возраста имели троих и более детей. Среди чернокожих матерей в конце детородного возраста у четырех из десяти было трое или более детей, как и у половины (50%) латиноамериканских матерей.

Точно так же существует разрыв в рождаемости среди женщин с разным уровнем образования, несмотря на недавнее увеличение рождаемости высокообразованных женщин. Например, только 27% матерей в возрасте от 40 до 44 лет с высшим образованием, таким как степень магистра, профессиональная или докторская степень, родили троих и более детей, как и 32% матерей со степенью бакалавра. Среди матерей той же возрастной группы с дипломом средней школы или какого-либо колледжа 38% имели троих и более детей, в то время как среди матерей без аттестата средней школы большинство — 55% — имели троих и более детей.

Рост рождаемости у незамужних женщин и рождаемость от нескольких партнеров

Сегодня женщины не только рожают меньше детей, но и рожают их при других обстоятельствах, чем в прошлом. Если когда-то практически все рождения происходили в браке, то сейчас эти два жизненных события гораздо менее взаимосвязаны. И хотя в прошлом у людей было гораздо больше шансов «спариваться на всю жизнь», сегодня у значительной доли детей есть дети более чем с одним партнером — иногда в браке, а иногда и вне его.

Рождение незамужних женщин

В 1960 г. только 5% всех рождений произошли вне брака. К 1970 г. эта доля увеличилась вдвое и достигла 11%, а к 2000 г. на долю незамужних женщин пришлась треть рождений. Рождаемость вне брака продолжала расти до середины 2000-х годов, когда доля рождений у незамужних женщин стабилизировалась на уровне около 40%. 16

Однако не все дети, рожденные вне брака, обязательно живут только с одним родителем. Согласно анализу Национального исследования роста семьи, большинство этих рождений в настоящее время происходит у женщин, живущих с романтическим партнером. Фактически, за последние 20 лет практически весь прирост рождаемости вне брака был обусловлен увеличением рождаемости у сожительниц. 17

Исследователи обнаружили, что, хотя браки менее стабильны, чем когда-то, они остаются более стабильными, чем союзы сожительства. Прошлый анализ показывает, что примерно каждый пятый ребенок, рожденный в браке, переживет распад этого брака к 9 годам. Для сравнения, половина детей, рожденных в гражданском браке, испытают распад своих родителей к тому же возрасту. В то же время дети, рожденные в сожительстве, чаще, чем дети, рожденные от матерей-одиночек, когда-нибудь будут жить с двумя женатыми родителями. По оценкам, 66% сделают это к 12 годам, по сравнению с 45% тех, кто родился от незамужних матерей, не проживающих в гражданском браке.

Доля внебрачных рождений заметно различается в зависимости от расовой и этнической принадлежности. Среди чернокожих женщин 71% рождений в настоящее время вне брака, как и около половины (53%) рождений у латиноамериканок. Напротив, 29% рождений у белых женщин происходят вне брака.

Расовые различия в уровне образования объясняют некоторые, но не все различия во внебрачной рождаемости.

Молодые матери с высшим образованием гораздо чаще выходят замуж, чем менее образованные. В 2014 году только 11% женщин с высшим образованием или выше, родивших ребенка в предыдущем году, не были замужем. Для сравнения, эта доля была примерно в четыре раза выше (43%) среди молодых матерей, имеющих высшее образование, но не имеющих высшего образования. Около половины (54%) женщин со средним школьным образованием на момент родов не состояли в браке, как и примерно шесть из десяти (59%).%) новоиспеченных матерей, у которых не было аттестата об окончании средней школы.

Рождаемость от нескольких партнеров

Роды вне брака связаны с тем, что исследователи называют «фертильностью от нескольких партнеров». Этот показатель отражает долю людей, у которых были биологические дети от более чем одного партнера как в браке, так и вне брака. Увеличение числа разводов, разлучений, повторных браков и серийных сожительств, вероятно, способствовало увеличению рождаемости при наличии нескольких партнеров. Оценки различаются, учитывая ограниченность данных, но анализ лонгитудинальных данных показывает, что почти 20% женщин в конце детородного возраста имели детей более чем от одного партнера, как и примерно три из десяти (28%) женщин с двое и более детей. Исследования показывают, что многопартнерская фертильность особенно распространена среди чернокожих, выходцев из Латинской Америки и менее образованных.

Современные родители: пожилые и более образованные

Хотя сегодняшние родители гораздо реже состоят в браке, чем в прошлом, они, скорее всего, старше и имеют более высокий уровень образования.

В 1970 году средний возраст молодой матери составлял 21 год. С тех пор этот возраст вырос до 26 лет. Повышение материнского возраста в основном было обусловлено снижением рождаемости среди подростков. Сегодня 7% всех родов приходится на женщин моложе 20 лет; еще в 1990 г. эта доля была почти в два раза выше (13%).

Несмотря на то, что возраст первого рождения увеличился среди всех основных рас и этнических групп, между этими группами сохраняются значительные различия. Среднему возрасту белой мамы, впервые родившей ребенка, сейчас 27 лет. Средний возраст при рождении первого ребенка среди чернокожих и латиноамериканцев немного меньше — 24 года, что отчасти обусловлено преобладанием подростковой беременности в этих группах. Только 5% рождений у белых происходят до 20 лет, в то время как эта доля достигает 11% для неиспаноязычных чернокожих и 10% для латиноамериканцев. С другой стороны, 45% рождений у белых приходится на женщин в возрасте 30 лет и старше, по сравнению с 31% среди чернокожих и 36% среди выходцев из Латинской Америки.

Современные матери гораздо лучше образованы, чем в прошлом. В то время как в 1960 году только 18% матерей с младенцами дома имели какой-либо опыт обучения в колледже, сегодня эта доля составляет 67%. Эта тенденция во многом обусловлена ​​резким повышением уровня образования всех женщин. В то время как около половины (49%) женщин в возрасте от 15 до 44 лет в 1960 году не имели диплома средней школы, сегодня наибольшая доля женщин (61%) имеет хотя бы некоторый опыт обучения в колледже, и только 19% не имеют диплома средней школы.

Матери, переходящие на работу

В дополнение к изменениям в структуре семьи, которые произошли за последние несколько десятилетий, на семейную жизнь сильно повлиял выход все большего числа матерей на работу. Этот рост участия в рабочей силе является продолжением вековой тенденции; уровень участия в рабочей силе среди замужних женщин, особенно замужних белых женщин, растет, по крайней мере, с начала 20-го века. Хотя уровень участия матерей в рабочей силе более или менее выровнялся примерно с 2000 года, он остается намного выше, чем четыре десятилетия назад.

В 1975 г., в первый год, за который имеются данные об участии матерей в рабочей силе, в составе рабочей силы было менее половины матерей (47%) с детьми до 18 лет и около трети матерей с детьми младше 18 лет. старше 3 лет работали вне дома. Эти цифры быстро менялись, и к 2000 году 73% матерей были в составе рабочей силы. Участие в рабочей силе сегодня составляет 70% среди всех матерей детей до 18 лет и 64% матерей с детьми дошкольного возраста. Около трех четвертей всех работающих мам работают полный рабочий день.

Среди матерей с детьми моложе 18 лет чернокожие чаще всего входят в состав рабочей силы – около трех четвертей. Для сравнения, среди белых матерей эта доля составляет 70%. Около 64% ​​азиатских матерей и 62% латиноамериканских матерей работают. Относительно высокая доля иммигрантов в этих группах, вероятно, способствует их более низкой вовлеченности в рабочую силу — матери иностранного происхождения гораздо реже работают, чем их коллеги, родившиеся в США.

Чем выше образование у матери, тем выше вероятность того, что она будет работать. В то время как около половины (49%) мам, у которых нет аттестата об окончании средней школы, работают, эта доля возрастает до 65% у тех, у кого есть аттестат об окончании средней школы. Целых 75% матерей с каким-либо колледжем работают, как и 79% матерей с высшим образованием или выше.

Наряду с выходом на рынок труда женщины даже в большей степени, чем мужчины, достигают все более высокого уровня образования. Фактически, среди супружеских пар сегодня более распространено, что жена имеет более высокий уровень образования, чем муж, что противоречит прежним образцам. Эти изменения, наряду с увеличением доли семей с одним родителем, означают, что матери больше, чем когда-либо, играют роль кормильца — часто основного кормильца — в своих семьях.

Сегодня в 40% семей с детьми до 18 лет есть матери, которые зарабатывают большую часть семейного дохода. 18 Эта доля выросла с 11% в 1960 году и 34% в 2000 году. Основная масса этих кормильцев — 8,3 миллиона — либо не замужем, либо замужем и живет отдельно от супруга. 19 Остальные 4,9 миллиона, состоящие в браке и живущие со своим супругом, зарабатывают больше, чем их мужья. В то время как семьи с замужними матерями-кормильцами, как правило, имеют более высокий средний доход, чем семьи с женатыми родителями, где отец зарабатывает больше (88 000 долларов против 84 500 долларов), семьи, возглавляемые незамужними матерями, имеют доходы намного ниже, чем семьи неженатых отцов. В 2014 году средний годовой доход незамужних матерей составлял всего 24 000 долларов.

Матери-кормильцы особенно распространены в чернокожих семьях, чему способствует очень высокий уровень материнства-одиночки. Около трех четвертей (74%) чернокожих мам являются кормильцами. Большинство из них не состоят в браке или живут отдельно от своего супруга (61%), а остальные (13%) зарабатывают больше своего супруга. Среди латиноамериканских матерей 44% являются основными кормильцами; 31% не состоят в браке, а 12% состоят в браке и зарабатывают больше, чем их мужья. Для белых матерей 38% являются основными кормильцами, 20% — незамужними матерями, а 18% замужем и имеют доход выше, чем у их супругов. Азиатские семьи с меньшей вероятностью будут иметь женщину в качестве основного кормильца в своих семьях, по-видимому, из-за крайне низкого уровня одинокого материнства. Всего 11% азиатских мам не замужем. Доля тех, кто зарабатывает больше своих мужей, — 20% — несколько выше, чем среди других расовых и этнических групп.

Оборотной стороной движения матерей на рынок труда стало резкое снижение доли матерей, которые теперь являются домохозяйками. Около 29% всех матерей, живущих с детьми до 18 лет, находятся дома с детьми. Это небольшое увеличение с 1999 года, когда 23% матерей были дома со своими детьми, но долгосрочное снижение примерно на 20 процентных пунктов с конца 1960-х годов, когда около половины мам были дома.

В то время как образ «домохозяйки» может вызывать в воображении образы «Предоставь это Биверу» или богатой «мамы, отказывающейся от участия», реальность материнства-домохозяйки сегодня совершенно иная. большая доля семей. Примерно в трех из десяти семей с домохозяйками либо отец не работает, либо мать одинока или сожительствует. Таким образом, матери-домохозяйки, как правило, менее обеспечены, чем работающие матери, с точки зрения образования и дохода. Некоторые 49% домохозяек имеют высшее образование по сравнению с 30% работающих матерей. А средний доход домохозяйства для семей с домохозяйкой мамой и работающим на полную ставку отцом составлял в 2014 году 55 000 долларов, что примерно вдвое меньше среднего дохода для семей, в которых оба родителя работают полный рабочий день (102 400 долларов). 20

Семейная динамика — крепкие связи


Семейная динамика

Семейная динамика — это модели взаимоотношений или взаимодействий между членами семьи. Каждая семейная система и ее динамика уникальны, хотя есть и общие закономерности.

Во всех семьях есть полезные и не очень полезные динамики.

Даже там, где в настоящее время мало или совсем нет контактов с семьей, на молодого человека влияет динамика в прежние годы. Семейная динамика часто оказывает сильное влияние на то, как молодые люди видят себя, других и мир, и влияет на их отношения, поведение и их благополучие.

Понимание того, как семейная динамика влияет на самовосприятие молодого человека, может помочь работникам точно определить и отреагировать на движущие силы, стоящие за текущими потребностями молодого человека.

1. Изучение семейной динамики с молодым человеком поможет вам понять его поведение и трудности в контексте и позволит более эффективно вмешиваться.
2. Семейная динамика включает в себя семейные союзы, иерархии, роли, приписываемые характеристики и модели взаимодействия в семье.
3. Там, где это возможно, используйте подход, основанный на сильных сторонах, при изучении семейной динамики и определите сильные стороны или то, как шаблон служит тем, кто в нем участвует. Также определите шаблоны, которые являются проблематичными и, возможно, должны быть оспорены.
4. Прослушайте рассказ молодого человека о своей семье, обращая внимание и выявляя модели семейных отношений и интерпретации, включая модели общения во время конфликтов (например, что происходит потом? Как вы реагировали? Вы всегда так реагировали?).

Теория семейных систем

Традиционная индивидуальная терапия имеет тенденцию сосредотачиваться на проблемах линейным образом, то есть «событие» А вызвало «проблему» Б. Исследуется история проблемы, чтобы понять, что вызвало проблему, и определить, что необходимо (дефицит) для того, чтобы человек двигался вперед.

Теория семейных систем, для сравнения, рассматривает проблемы более круговым образом, используя то, что называется «системной перспективой». И A, и B рассматриваются как существующие в контексте отношений, в которых каждый влияет на другого (динамика отношений). Понимание проблем требует оценки моделей взаимодействия с упором на то, что происходит, а не на то, почему.

Этот подход подчеркивает двунаправленный характер отношений и отходит от обвинения одного человека в динамике (за исключением оскорбительных отношений, когда ответственность явно возлагается на виновного).

Симптоматическое поведение рассматривается как результат взаимосвязанного поведения всех членов семьи. Поэтому, чтобы лучше понять ситуацию молодых людей, их поведение исследуется в контексте их семейной системы, а не изолированно. Основное внимание уделяется модели динамики в семейной системе молодого человека, включая влияние поведения молодого человека ¹.

Что влияет на семейную динамику?

Некоторые факторы, влияющие на семейную динамику, включают:

  • характер отношений родителей
  • особенно мягкий или строгий родитель
  • количество детей в семье
  • личности членов семьи
  • отсутствующий родитель
  • «смесь» членов, проживающих в одном домашнем хозяйстве
  • уровень и тип влияния со стороны расширенной семьи или других лиц
  • хронически больной ребенок или ребенок-инвалид в семье
  • события, затронувшие членов семьи, такие как роман, развод, травма, смерть, безработица, бездомность
  • другие проблемы, такие как насилие в семье, жестокое обращение, употребление алкоголя или других наркотиков, проблемы с психическим здоровьем, другие виды инвалидности
  • семейные ценности, культура и этническая принадлежность, включая представления о гендерных ролях, практике воспитания, власти или статусе членов семьи
  • характер привязанностей в семье (надежный, ненадежный)
  • динамика предыдущих поколений (родителей, бабушек и дедушек)
  • более широкие системы – социальные, экономические, политические, включая бедность


Более чем одна сторона истории

Подходы к семейной терапии предполагают, что существует много версий семейной истории. У каждого человека в семейной ячейке есть своя точка зрения на проблемы, вызывающие конфликт в семье, и каждая точка зрения рассматривается семейными терапевтами как законная и ошибочная².

Попытка выйти за пределы дихотомии «или/или» и вместо этого принять идею «и того, и другого». Это означает, что при наличии двух разных теорий или идей (или историй) о том, что произошло, нет необходимости отвергать одну из них, а следует рассматривать обе как две стороны одной медали.

Одно не может существовать без другого, и одно придает смысл и контраст другому. Конечно, это предполагает добрую волю со стороны вовлеченных людей; ложь и/или манипулятивное поведение требуют другого подхода.

Говоря с молодым человеком о динамике его семьи, важно помнить, что другие члены семьи могут иметь разные точки зрения и интерпретации событий и поведения. Смысл, придаваемый поведению, есть для кого-то личная истина, а не истинный смысл. Точка зрения каждого члена семьи действительна сама по себе. ³.

Важно «удерживать» множество возможных истин, продолжая исследовать закономерности и возможные пути продвижения вперед. Понимание моделей, поддерживающих проблему, в том числе моделей общения и языка, используемого для обсуждения проблемы, позволяет работнику бросить вызов восприятию событий. В большинстве случаев у членов семьи есть скрытая добрая воля работать над семейными проблемами, хотя они могут и не знать, как это сделать. Рабочие могут использовать эту добрую волю для содействия позитивным изменениям в семейной системе.

Практика, основанная на сильных сторонах, с семьями

Традиционная терапия сосредоточена на проблемах, недостатках и «рисках». Практика, основанная на сильных сторонах, которая восходит к традиции теории семейных систем, направлена ​​на привлечение сильных сторон отдельных людей и семейных систем в терапевтическое осознание.

Этот подход не игнорирует серьезность риска и/или злоупотреблений, но направлен на выявление более точной и сбалансированной картины, когда это уместно. Например, это может включать изучение того, как поведение или динамика могут быть адаптивными или функциональными в рамках семейной системы, или может включать в себя исправление определенного поведения в положительном свете. Такой подход способствует изменениям и росту за счет укрепления уверенности в себе, оптимизма, мотивации и чувства расширения возможностей. Подход, основанный на сильных сторонах, помогает клиенту определить свои возможности преодоления трудностей и сильные стороны, чтобы построить реальность, в которой они могут справляться более эффективно. 4

См.: Переосмысление чувств о семье

Семейные «роли»

Люди берут на себя различные роли или функции в семейной системе. Эти роли могут быть результатом семейной динамики. То, как люди ведут себя и взаимодействуют в своих ролях, может не быть результатом сознательного выбора. Некоторые из наиболее распространенных ролей, которые молодые люди берут на себя в семье, включают:

«Миротворец»
Молодой человек может непреднамеренно играть роль «миротворца», посредничества и снижения напряженности между конфликтующими родителями. Их поведение может быть ответом на бессознательную тревогу по поводу распада семьи. Эта роль может привести к тому, что они останутся детьми в своей семье, а не будут двигаться к соответствующей возрасту независимости.

Проблема как «роль»
Иногда проблемы молодого человека, например употребление наркотиков, могут играть «роль» в семейной системе, отвлекая семью от других проблем. Один из первых теоретиков семейных систем, Минучин, определил, что преодоление стрессов супруга через ребенка служит для поддержания подсистемы супруга в «иллюзорной гармонии». Супруги могут усиливать девиантное поведение у ребенка, чтобы позволить ему избежать решения собственных проблем в отношениях, тем самым сохраняя семью. 5

«Козел отпущения»
Часто молодой человек с трудностями воспринимается как паршивая овца или плохой ребенок в семье, в то время как другие дети видятся как хорошие дети. Молодой человек стал для семьи «козлом отпущения» или видимым «симптомом» неблагополучной семейной системы.

Например, на молодого человека могут навесить ярлык «психически больной», хотя его поведение может на самом деле быть адаптивным и позволять ему справляться и функционировать в неблагополучной семейной системе. Если цель или функция их поведения понимается в контексте динамики семьи, молодого человека можно поддержать, чтобы он справлялся менее пагубными способами.

Приписываемые характеристики

Отношение семьи к молодому человеку оказывает большое влияние на его самоидентификацию и самооценку. Иногда поведение молодого человека может быть реакцией на навешивание ярлыков или приписывание ему характеристик со стороны семьи.

Например, молодого человека могут называть «сук» в семье, где ценится эмоциональная стойкость. Это может привести к определенным реакциям молодого человека, таким как «ужесточение» или деструктивное управление низкой самооценкой. Молодой человек получит большую пользу от работника, который поможет ему определить свои сильные стороны и подчеркнуть ценность своих качеств.

Подкрепляющие паттерны

Взаимодействия между членами семьи и поведение, связанное с «проблемой», такой как употребление наркотиков, могут непреднамеренно способствовать подкреплению или поощрению проблемного поведения. Родитель может заплатить штраф, например, чтобы избежать конкретных негативных последствий употребления наркотиков молодым человеком, таких как досье в полиции. Это может непреднамеренно «позволить» или побудить молодого человека к употреблению наркотиков, поскольку можно увидеть, что это мешает им испытать и научиться на последствиях своих действий.

Если родители могут вместе договориться о подходе к поведению молодого человека, используя теплоту и твердые границы, молодые люди обычно реагируют хорошо.

Структурные проблемы семьи

В семьях также формируются союзы (более тесные связи) и иерархии (властные позиции), которые могут хорошо или не очень хорошо служить молодому человеку. Например, семьи могут формировать выравнивание по половому признаку, или один родитель может согласовываться с ребенком и иметь с ним более тесные отношения, чем со своим партнером, включая обмен секретами от другого родителя.

Родители должны делить власть в семье и поддерживать друг друга в принятии решений и надлежащем воспитании детей. Бывают случаи, когда вместо этого власть в семье принадлежит ребенку, например, когда между родителями возникает конфликт, или когда родители заняты или неэффективны в своих границах с ребенком. Эти несоответствующие мировоззрения и иерархии могут иметь негативное влияние на функционирование молодого человека 6 .

1. Беквар Д. и Беквар Р. (2002). Семейная терапия: системная интеграция . Пирсон Образовательная Австралия.

2. Беквар Д. и Беквар Р. (2002). Семейная терапия: системная интеграция. Пирсон Образовательная Австралия.

3. Беквар и Беквар, op. цит.

4. Беквар и Беквар, op. цит.

5. Минучин С. 1974. Семья и семейная терапия. Лондон: Tavistock Publications , p. 102.

6. Минучин С. (1974) Семья и семейная терапия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

  Справочные листы для работников
Простое руководство по генограммам
Пункты семейного развития и перехода
Роль семьи в развитии подростков
Когда обращаться и к кому
Переосмысление чувств о семье
  Справочные листы для родителей
Семейная динамика
Стили воспитания
Викторианская ассоциация семейной терапии
Мэри Эйнсворт: привязанность
и рост любви
Ресурсы Инсу Ким Берг
Беквар Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *